Угрозы коллекторов: понятие и виды, порядок противодействия и законодательное регулирование ответственности

Уголовная и административная ответственность коллекторов

Здравствуйте уважаемые читатели! Расскажу вам об административной и уголовной ответственности коллекторов . Напомню, что с недавних пор действует закон о коллекторах . Однако данным законом, естественно, не предусматривается ни уголовная, ни административная ответственность. Ответственность коллекторов может быть предусмотрена соответствующим законодательством.

Привлечь правонарушителя к ответственности можно и нужно. Для этого необходимо обратиться в соответствующие компетентные органы. Органы универсальной компетенции являются прокуратура и полиция. Можно обращаться в службу судебных приставов.

Административная ответственность

В соответствии со ст. 14.57 Кодекса об Административных Правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка осуществления деятельности , направленной на возврат задолженности. Нарушители могут быть подвергнуты крупным штрафам. Ответственность может наступить для юридических лиц, для физических лиц, учредителей коллекторского агентства, для членов совета директоров. Санкция статьи предполагает такие виды наказаний как штраф до пятисот тысяч, административное приостановление деятельности, дисквалификацию.

Частью четвертой этой же статьи предусмотрена ответственность за незаконное осуществление деятельности коллекторского агентства лицом, не включенным в единый государственный реестр . В этом случае санкция предусматривает штраф до двух миллионов рублей.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.57 КоАП РФ, уполномочена возбудить Федеральная служба судебных приставов.

В незаконных действиях коллекторов могут содержаться признаки других правонарушений.

Мелкое хулиганство

Административное правонарушение в соответствии со ст. 20.1 КоАП РФ.

Мелкое хулиганство – это нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

За хулиганство предусмотрено наказание в виде штрафа до одной тысячи рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток.

Для фиксации правонарушения необходимо обратиться в полицию.

Оскорбление

Административная ответственность в соответствии со ст. 5.61 КоАП РФ.

Оскорбление – это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

В зависимости от квалифицирующих признаков санкция может предусматривать существенные штрафы.

Для фиксации правонарушения необходимо обратиться в полицию.

Нарушение законодательства о персональных данных

В действиях коллекторов могут содержаться признаки правонарушения предусмотренные ст.13.11 КоАП РФ. Нарушения порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Нарушение влечет административную ответственность. Наказание налагается в виде штрафа. Такая ответственность может наступить в частности за телефонные звонки.

По факту нарушения законодательства о персональных данных можно обращаться в прокуратуру. Прокурор может не только возбуждать дела об административном правонарушении, но и выносить представление об устранении нарушении законодательств.

Уголовная ответственность

Незаконные действия коллекторов могут содержать признаки уголовного правонарушения.

Вымогательство

Если коллекторы (или иные лица) требуют деньги у лица, которое не имеет долгов, то действия правонарушителей могут быть квалифицированы как вымогательство.

Преступление предусмотрено ст. 163 УК РФ.

Легальное определение вымогательства звучит так:

Вымогательство – это требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью

Преступление предусмотрено ст. 119 УК РФ.

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы влечет уголовную ответственность.

Нужно понимать, что коллекторы должны действовать в рамках закона и не допускать нарушения административного и уголовного законодательства иначе их можно будет привлечь к уголовной или административной ответственности.

Я полагаю, что этими составами правонарушений незаконные действия коллекторов не ограничиваются, но, понимая особенность деятельности коллекторских фирм, можно предположить, что именно эти правонарушения самые типичные. Т.е. в статье указаны только те правонарушения, которые могут быть характерны именно для коллекторов. Это не исключает возможность совершения иных правонарушений.

Гражданская ответственность

В случае причинения имущественного вреда или морального вреда, возможно получить компенсацию. Для этого необходимо будет обратиться с гражданским иском в суд. В суде в качестве доказательства надо будет предоставить постановление о привлечении к административной или уголовной ответственности или об отказе в возбуждении дела (в случае, если при этом будут установлены соответствующие обстоятельства). Кроме того, вред необходимо доказывать, т.е. вред должен быть реальным. Моральный вред тоже надо будет доказать. При наличии постановления о привлечении к ответственности, доказать моральный вред будет проще.

Читателю могут быть полезны статьи о том как избавиться от коллекторов и о том , куда жаловаться на коллекторов .

Надеюсь, что статья оказалась полезной для вас!

Регулирование деятельности коллекторов

1. Как, на ваш взгляд, необходимо регулировать этот рынок?

– Регулирование любого рынка происходит посредством законов. Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях” вступит в силу с января 2017 года. Однако уже сейчас можно говорить о том, что даже принятая версия документа ничего нового не несет и не исключает применение к категории граждан, имеющих задолженность перед кредитными организациями, противоправных действий. Закон не содержит в себе четкого регламента и механизма работы коллекторских агентств в отношении должников. Также остается на поверхности вопрос, как быть с теми, кто не входит в реестр коллекторских агентств, но имеет абсолютно законное право в рамках доверительных отношений заниматься взысканием задолженности. Закон не запрещает каким-либо иным лицам заниматься взысканием просроченной задолженности, а лишь указывает нам на фактическую деятельность так называемых коллекторов.

Принимая законы, регулирующие сбор просроченной задолженности, нужно правильно определить всех участников этих правоотношений. Важным моментом является четкое обозначение ответственности каждого лица, нарушающего требование закона. Ведь само по себе лицо, осуществляющее действия по сбору просроченной задолженности, совершать их не может. Значит он действует в рамках поручения кредитора. Вывод — действия кредитора и поверенного согласованы, что обуславливает их совместную деятельность как группы лиц в дальнейшем, а значит ответственность за нарушение законодательства должна распространяться на всех в этой группе. При этом ответственность для кредитора должна быть настолько ощутимой, чтобы он осознавал последствия такого выбора, прежде чем воспользоваться услугами недобросовестного лица. Поэтому возникает острая необходимость внесения соответствующих поправок (выделение в особую норму) в Уголовный и Административный кодексы РФ.

2. Сколько в России работает коллекторских агентств на данный момент, меняется ли их число на фоне кризиса?

Важно отметить, что не все коллекторские агентства используют незаконные методы взыскания задолженности. Существует большое количество компаний, которые ведут свою деятельность, соблюдая действующие законодательство. Такие фирмы активно участвуют в формировании законодательной базы, которая позволит узаконить коллекторскую деятельность. Сегодня в России действует мощная ассоциация коллекторских агентств – НАПКА, в которую входит 35 коллекторских агентств.

К сожалению, на данный момент невозможно подсчитать, какое количество коллекторских агентств действует на территории России, поскольку единого реестра не существует. Что порождает возможность взыскивать долги любому юридическому и физическому лицу.

4. Редкостью не являются истории, когда человека и его семью изводят звонками с требованием уплатить долг, но никакой задолженности за ним нет. Не могли бы вы дать несколько советов, как им защититься от подобных выпадов?

– Психологический прессинг – сильное и, пожалуй, единственное оружие в руках коллекторов. В России ежегодно этим способом взыскивается большая половина долгов как банков, так и микрофинансовых организаций. Сотрудники коллекторских агентств проходят обучение в специализированных центрах, где и узнают о столь жестких методах взыскания долгов с не способных выплачивать кредиты граждан.

Все чаще фиксируются случаи порчи имущества, угрозы похищения детей, нанесения вреда здоровью родителей и сексуального надругательства над женами должников. Отмечу, что современные способы связи позволяют подменять телефонные номера, что не дает возможности должникам защитить себя от назойливых звонков в ночное время. Социальные сети предоставляют возможность регистрировать аккаунты на несуществующих лиц, с которых впоследствии отправляются угрозы.

Такое происходит не часто, как исключение, но вот доказать, что эти действия рук коллекторских агентств не представляется возможным. Остается надеяться, что это поступки лиц, которые выдают себя за коллекторов и представителей банков, по сути не являясь ими. Однако это не снимает вопрос, связанный с выбиванием долгов столь не цивилизованным и противозаконным методом.

Действия коллекторов редко удается подвести под состав уголовного деяния. Причина тому была – отсутствие закона в данной сфере, который регулировал бы деятельность коллекторских агентств, а также методы фиксации таких правонарушений. Посмотрим, что изменится с января, когда коллекторские агентства на себя ощутят жесткие рамки, в которые будут замкнута их деятельность.

Советы, как обезопасить себя от коллекторов:

  1. Если коллекторы пришли к вам домой. Закройте двери, не пускайте их в дом. Ни в коем случае не начинайте с ними общаться.
  2. Если игнорирование не помогает, то позвоните в полицию.
  3. Обратитесь в Банк, чьи интересы представляют коллекторы, и запросите у Банка документы о наличии или отсутствии в данной кредитной организации кредитных договоров.
  4. Если вас одолевают звонками по телефону, сообщить лицу, которое оказывает психологический прессинг, что – это ошибка. Попросить данное лицо предоставить в ваш адрес документы, подтверждающие задолженность за вами. Пусть обращается в суд.
  5. Ни в коем случае не оправдывайтесь. Не вступайте в разговор с ними в разговор. Поскольку любой ваш ответ будет расценен как возможность психологически вывести вас из себя и заставить говорить.

5. Охотно ли банки сотрудничают с коллекторскими агентствами?

Очень охотно, поскольку это единственная возможность взыскивать денежные средства с заемщиков, которые постепенно перешли в категорию «должников».

Читайте также:  Разглашение государственной тайны: понятие, состав и субъект преступления, уголовная ответственность по статье 283 УК РФ

Принципы и функции коллекторской деятельности в Российской Федерации

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Дата публикации: 16.06.2017

Статья просмотрена: 420 раз

Библиографическое описание:

Филонов, А. В. Принципы и функции коллекторской деятельности в Российской Федерации / А. В. Филонов. — Текст : непосредственный, электронный // Право: история, теория, практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12643/ (дата обращения: 29.04.2020).

В настоящее время, несмотря на ряд вступивших изменений в законодательство Российской Федерации, которые посвящены регулированию отношений, возникающих по поводу осуществления и организации процесса по взысканию просроченной задолженности, отсутствует единый подход к пониманию коллекторской деятельности. Автор статьи раскрывает функции и принципы коллекторской деятельности в Российской Федерации, а также предлагает их классификацию.

Ключевые слова: коллекторская деятельность, долг, задолженность, взыскание задолженности, функции, принципы

Принципами той или иной деятельности выступают ее основные правила, основополагающие идеи, выступающие регулятором отношений в процессе ее осуществления [5, с.71–72], которые в случае их законодательного закрепления имеют общеобязательный характер [3, с.74]. Необходимо отметить, что законодательного закрепления принципы коллекторской деятельности не имеют. В узком смысле деятельность коллекторов понимается в качестве осуществления взыскания просроченной задолженности, поэтому она должна основываться на принципах, составляющих организацию данного процесса. В связи с данной категорией необходимо отметить следующие принципы: 1) уважения чести и достоинства гражданина; 2) неприкосновенность собственности; 3) неприкосновенность частной жизни; 4) недопущение причинения вреда деловой репутации юридического лица; 5) принцип равенства сторон.

Коллекторская деятельность является предпринимательской, поэтому важную роль при ее регулировании имеют принципы, основанные на ее предпринимательском характере,аименно:

1) принцип платности оказания коллекторских услуг;

2) принцип надлежащего выполнения предоставляемых услуг;

3) принцип профессиональной независимости.

Коллекторские организации осуществляют свои услуги на платной основе, а все заключаемые ими договора с кредиторами являются возмездными. Профессиональный характер проявляется в использовании профессиональных стандартов по взысканию задолженности, персонал коллекторских организаций обладает специальными знаниями и навыками необходимыми для осуществления основного вида деятельности. Коллекторские организации самостоятельно отвечают по обязательствам и несут юридическую ответственность за качество предоставляемых ими услуг.

На основании критерия профессиональной деятельности коллекторовнеобходимо выделить следующие принципы:

1) принцип соблюдения профессиональной этики;

2) принцип совершенствования навыков работников;

3) принцип установления стандартов и правил деятельности.

Названные выше принципы возможно объединить в группы принципов, обусловленных правовым содержанием коллекторской деятельности. Данное разграничение не является новым и введено С. А. Шароновым при осуществлении классификации принципов охранной деятельности [6].

Коллекторская деятельность также должна подчиняться общеправовым принципам, а также принципам гражданского права:

1) принцип добросовестности;

2) принцип свободы договора;

3) принцип свободного перемещения товаров и услуг;

4) принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела.

Таким образом, систему принципов коллекторской деятельности составляют общеправовые, отраслевые и специальные принципы. Отраслевыми принципами при регулировании данной деятельности являются принципы гражданского права. Специальные принципы подразделяются на: 1) принципы, составляющие организацию проведения процесса по взысканию просроченной задолженности; 2) принципы, основанные на ее предпринимательском характере; 3) принципы, основанные на профессиональном критерии коллекторской деятельности; 4) принципы сочетания единства и дифференциации правового регулирования.

Категория функций используется различными отраслями науки для характеристики содержания и понимания различных феноменов бытия. Теория права под функциями понимает главные направления, которые воздействуют на общественные отношения [1, с.44]. Если принципы деятельности рассматриваются в качестве основных правил и идей, на которых она основывается, то функциями признаются основные направления и задачи, которые она решает. Стоит отметить, что функции коллекторской деятельности, как и ее принципы не отражены в российском законодательстве, вследствие этого отсутствуют понимание и назначение данной деятельности. Поэтому установление функций коллекторской деятельности имеет первоочередное значение для ее правового регулирования и дальнейшей организации работы коллекторов.

С. А. Шаронов отмечает, что функции проявляются через их содержание, включающее предмет, которым являются общественные отношения, цель, функции, методы правового регулирования и формы ее осуществления [5, с.111–112]. Предметом функций коллекторской деятельности выступают общественные отношения, которые возникают, действуют и прекращаются в процессе осуществления коллекторской организацией ее основной деятельности по оказанию на возмездной основе услуг физическим и юридическим лицам о выполнении фактических и/или юридических действий, направленных на побуждение должника к исполнению денежного обязательства. Целью функций является защита права кредитора на выполнение должником денежного обязательства. Методами функций выступают в совокупности приемы и способы правового регулирования названных отношений. Формы исполнения функций выражаются в основных направлениях коллекторской деятельности и достижении предполагаемых результатов. Таким образом, под функциями коллекторской деятельности необходимо понимать основные направления ее деятельности по оказанию на возмездной основе услуг физическим и юридическим лицам, о выполнении фактических и/или юридических действий, производимых для побуждения должника к исполнению денежного обязательства при помощи совокупности приемов и способов правового регулирования отношений, которые возникают, действуют и прекращаются в процессе ее осуществления.

В. Ю. Туранин и Д. В. Погорелов отмечают, что самостоятельным предметом правового регулирования коллекторскую деятельность делают присущие ей функции. Ученые выделяют регулятивно-правовую и регулятивно-экономическую функции данной деятельности [4]. Регулятивно-правовая функция проявляется в побуждении как должников, так и кредиторов к добросовестному поведению, возможности разгрузки системы исполнения решений и судебного производства, а также активизации медиативного подхода к разрешению споров между должниками и кредиторами. Эффективность их работы имеет необходимый экономический

А. О. Парфенчиков считает, что использование коллекторов для защиты прав кредиторов позволяет иметь возможность для урегулирования спора без обращения в службу судебных приставов [2]. Этот факт обусловлен предупредительным характером коллектороской деятельности и ее превентивной функцией. Побуждение должников к добросовестному поведению следует выделить отдельно в качестве стимулирующей функции коллекторской деятельности. Коллекторы стараются не доводить дело до судебного разбирательства и осуществить возврат задолженности путем проведения предварительных переговоров с должником, поэтому считаем возможным отметить отдельно, медиативную функцию коллекторской деятельности. Действия коллекторских организаций, направленные на осуществление должником исполнения обязательств, возможно рассматривать в качестве способа защиты прав кредитора, который может быть использован на любой стадии процесса взыскания задолженности с момента нарушения должником обязательства до его фактического исполнения. Своими действиями коллекторы стараются сделать возможным исполнение нарушенного обязательства, т. е. обеспечить восстановление нарушенного должником права кредитора, в чем проявляется охранительная функция коллекторской деятельности. Отдельно необходимо отметить социально-трудовую функцию коллекторской деятельности. Данная функция проявляется в создании организацией свободных рабочих мест для специалистов различной направленности. Работодатели стремятся иметь в штате работников с юридическим образованием, бывших сотрудников правоохранительных органов, психологов, бухгалтеров и т. д. и производят повышение их квалификации в соответствии с разрабатываемыми объединениями коллекторов стандартами и правилами взыскания задолженности.

Рассмотрев и предложив определение функций коллекторской деятельности, необходимо перейти к их классификации.

1. Учитывая, что не все вышеназванные функции проявляются при осуществлении данной деятельности, их можно подразделить на основные функции и не основные функции.

2. В зависимости от срока и возможностей осуществления основной деятельности коллекторских организаций необходимо выделять постоянные и срочные функции. Срочные функции проявляются только на определенном этапе взыскания задолженности, тогда как постоянные — на каждом этапе осуществления коллекторской деятельности. Так, например, медиативная функция проявляется только на стадии проведения переговоров с должником.

3. По сферам взыскания задолженности можно отметить функции, применяемые при взыскании задолженности физических лиц, и функции, применяемые при взыскании задолженности юридических лиц.

4. В зависимости от способности данной деятельности влиять на исполнение должником обязательства функции подразделяются на предупредительные и восстановительные. Предупредительные функции означают, что коллекторская деятельность направлена на предотвращение должником нарушения обязательств. Восстановительные функции применяются при уже нарушенном обязательстве и выражаются в совершении коллекторами совокупности действий, направленных на данное восстановление.

  1. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Курс лекций. М., 1996. С. 416.
  2. Парфенчиков А. О. Актуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере исполнения судебных и иных юрисдикционных актов: новеллы и перспективы развития // Практика исполнительного производства. 2013. № 2. С. 17–22.
  3. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут. 2011. С. 958.
  4. Туранин В. Ю., Погорелов Д. В. Коллекторская деятельность в современной России: проблемы, функции, цели правового регулирования // Российская юстиция. 2016. № 4. С. 58–61.
  5. Шаронов С. А. Концепция гражданско-правового регулирования охранной деятельности в Российской Федерации Монография. Москва. 2014 г. Юстицинформ. С. 606.
  6. Шаронов С. А. Принципы, обусловленные правовым содержанием и средствами правового регулирования охранной деятельности // Юридический мир. 2015. № 2. C. 52–56.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

Юридическая ответственность субъектов энергетических отношений: понятие, виды, правовое регулирование

Социальная ответственность присуща любому обществу. Она выполняет важную функцию регулятора общественных отношений, контроля поведения людей. Как отмечает Н.В. Витрук, традиционно в государственно организованном обществе выделяют моральную, политическую, общественно-уставную и юридическую ответственность [1] . Для специалистов, получающих высшее юридическое образование и изучающих конституционные основы энергетического права, наиболее важное значение имеет усвоение категории юридической ответственности применительно к субъектам энергетических отношений.

Юридическая ответственность рассматривается как государственное принуждение к исполнению требований права, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом [2] . Юридическая ответственность как мера государственного принуждения осуществляется на основе и в рамках закона, т.е. она является правовой формой государственного принуждения [3] . Разумеется, указанные теоретические положения о юридической ответственности в полной мере относятся к субъектам энергетических правоотношений. Соответственно юридическую ответственность субъектов энергетических отношений можно определить как применяемую уполномоченными органами на основе и в рамках закона меру государственного принуждения за правонарушения в сфере энергетики.

Читайте также:  Хамство на дорогах: способы проявления, законодательное регулирование и привлечение к ответственности

В общей теории права и государства наряду с традиционно выделяемыми видами юридической ответственности — уголовной, административной, материальной и дисциплинарной — указывают на наличие конституционно-правовой ответственности, которая, как и все остальные, применима к субъектам энергетических отношений. Основная цель конституционно-правовой ответственности состоит в поддержании конституционности как особого режима в правовой жизни общества и государства.

Применительно к энергетическим отношениям к конституционноправовой можно отнести ответственность представительного органа субъекта Федерации, которая в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» наступает за принятие нормативного правового акта, в том числе в сфере энергетики, не соответствующего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган субъекта Федерации не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения. В этом случае высшее должностное лицо субъекта Федерации вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа субъекта Федерации.

Указанный закон предусматривает и полномочия Президента РФ по роспуску законодательного органа субъекта РФ. Если соответствующим судом установлено, что данным органом принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный соответствующим судом противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного органа субъекта Федерации от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Федерации. Такое решение принимается в форме указа. Если в течение трех месяцев со дня вынесения предупреждения указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации.

К мерам конституционно-правовой ответственности, которая может быть применима в связи с принятием решений в энергетической сфере, также следует отнести признание в соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционным Судом РФ нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере энергетики, не соответствующим Конституции РФ; признание конституционным (уставным) судом субъекта РФ регионального нормативного правового акта в указанной сфере не соответствующим конституции (уставу) субъекта РФ; отрешение высшего должностного лица субъекта РФ от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, отрешение его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Следующий вид юридической ответственности, применимый к субъектам энергетических отношений — уголовная ответственность, которая наступает за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Субъектами такой ответственности являются исключительно деликтоспособные физические лица. В сфере энергетических отношений может совершаться целый ряд деяний, относящихся к экономическим преступлениям (глава 22 УК РФ), например манипулирование рынком (ст. 185.3 УК РФ), уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ); к преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ), в том числе: злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). В разделе IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» УК РФ, в главе 24 «Преступления против общественной безопасности», указаны составы преступлений, которые могут совершаться как на объектах ТЭК, так и на объектах, не относящихся к ТЭК (например, ст. 217 «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах»; ст. 218 «Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий»; ст. 219 «Нарушение требований пожарной безопасности»). Ряд других статей главы 24 УК РФ предусматривает ответственность за совершение преступлений именно в энергетической сфере. Высокий уровень общественной опасности, тяжесть возможных последствий таких преступлений для широкого круга лиц, государства и общества обусловили внесение их в главу Уголовного кодекса РФ, предусматривающую ответственность за преступления против общественной безопасности. К таким преступлениям относятся прежде всего деяния, посягающие на нормальную работу и обеспечение безопасности объектов ядерной энергетики:

  • • нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ);
  • • незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст. 220 УК РФ);
  • • хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ (ст. 221 УК РФ).

К другим преступлениям в энергетической сфере можно отнести:

  • • прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1 УК РФ);
  • • приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (ст. 215.2 УК РФ). К объектам жизнеобеспечения уголовный закон относит объекты энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального хозяйства или другие объекты жизнеобеспечения. Ответственность за их разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние наступает, если эти деяния совершены из корыстных или хулиганских побуждений;
  • • приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопро- водов и газопроводов (ст. 215.3 УК РФ);
  • • нарушение требований обеспечения безопасности и антитер- рористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ст. 217.1 УК РФ).

Уголовный закон предусматривает различные меры наказания за преступления в энергетической сфере: штраф, принудительные работы, обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, лишение свободы на различные сроки.

Административная ответственность за правонарушения в сфере ТЭК наступает в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Данный вид ответственности несут как физические лица, так и юридические лица — объекты топливно-энергетического комплекса. Глава 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике» КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ; повреждение электрических сетей; нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт; ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов; повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности; нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки; нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии; нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива; нарушение порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт; нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения.

Санкции статей КоАП РФ предусматривают административные взыскания в виде дисквалификации должностного лица, штрафов, размеры которых для должностных лиц и организаций гораздо более значительны, чем для граждан, а также в виде административного приостановления деятельности юридического лица. Дела об административных правонарушениях в указанных случаях рассматривают мировые судьи; органы государственного энергетического надзора; органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии; органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений; федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы; органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка; органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, и некоторые другие уполномоченные органы, указанные в КоАП РФ.

Правовое регулирование топливно-энергетической сферы носит, как известно, комплексный характер, включая нормы как публичного, так и частного права. Соответственно в данной сфере имеет место как публично-правовая ответственность, о которой говорилось выше, так и частноправовая.

Частноправовые отношения в сфере энергетики регулируются прежде всего Гражданским кодексом РФ. Особенности договорного регулирования в энергетической сфере закреплены в федеральных законах, регулирующих энергетические отношения, в частности, Федеральном законе «Об электроэнергетике» (п. 2 ст. 7, п. 5 ст. 8, п. 1 ст. 9, п. 2 ст. 16), Федеральном законе «О газоснабжении» (ст. 18, ст. 19), Федеральном законе «О теплоснабжении» (ст. 13, ч. 2 ст. 14, ст. 15, ст. 17) и некоторых других.

Отношения между субъектами электроэнергетики, между субъектами и потребителями электрической энергии и (или) мощности носят в большинстве случаев частноправовой характер. Данные отношения опосредуются различными договорами: купли-продажи, мены, аренды, подряда, землепользования и т.п. Но в энергетической сфере заключаются и договоры, имеющие специфику, при заключении которых должны соблюдаться наряду с общими нормами ГК РФ правила, установленные вышеперечисленными федеральными законами. Это договоры купли-продажи электрической энергии и мощности, договоры комиссии на продажу электрической энергии и мощности, агентские договоры, обеспечивающие заключение и исполнение договоров о предоставлении мощности введенных в эксплуатацию генерирующих объектов, договоры о технологическом присоединении к электрическим сетям и некоторые другие виды договоров, заключение которых необходимо для нормального функционирования и развития топливно-энергетического комплекса.

Гражданско-правовая ответственность в энергетической сфере, как и в любой другой, носит восстановительный (возмещающий) или компенсационный характер. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с ГК РФ суд, арбитражный суд или третейский суд. Субъектами гражданско-правовой ответственности являются государство, его органы и должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления, юридические и физические лица.

Читайте также:  Согласие на обработку персональных данных: бланк заявления, правила заполнения, срок действия

Защита гражданских прав в энергетической сфере, как и в любой другой, осуществляется в соответствии со ст. 12 ГК РФ путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, и иными способами, предусмотренными законом.

Дисциплинарная ответственность в топливно-энергетической сфере осуществляется по общим правилам, предусмотренным Трудовым кодексом РФ (ТК РФ) за исключением ответственности работников объектов атомной энергетики. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Федеральный закон «Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии» предусматривает за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником эксплуатирующей организации по его вине возложенных на него трудовых (должностных) обязанностей, работодатель наряду с дисциплинарными взысканиями, предусмотренными Трудовым кодексом РФ, имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: строгий выговор; предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности или выполняемой работе; расторжение трудового договора за однократное совершение одного из нарушений, предусмотренных ст. 61 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» (к их числу относятся нарушение норм и правил в области использования атомной энергии; нарушение условий разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии; самовольное оставление ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения работниками дежурной смены и некоторые другие нарушения), если последствия такого нарушения создают угрозу для безопасной работы эксплуатирующей организации и представляют опасность для жизни и здоровья граждан и окружающей среды.

В зависимости от субъектов юридическую ответственность можно подразделить на ответственность публично-правовых образований — государства, субъекта Федерации, муниципального образования, и ответственность юридических лиц, должностных лиц и граждан.

Правовое регулирование юридической ответственности в энергетической сфере направлено на обеспечение нормальной работы энергетических объектов, бесперебойное снабжение топливно-энергетическими ресурсами граждан и промышленных объектов, экономики страны.

Статья 1. Основные понятия

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 13 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 421-ФЗ

1) экстремистская деятельность (экстремизм) :

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте “е” части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

2) экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

3) экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 236-ФЗ пункт 4 статьи 1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

4) символика экстремистской организации – символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Вопросы информационной безопасности: понятие, виды, основы законодательного регулирования.

Дата добавления: 2015-01-16 ; просмотров: 590 ; Нарушение авторских прав

Инф безопасность(ИБ) – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере.

Информационная безопасность — это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

1. Конфиденциальность: Обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.

2. Целостность: Обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.

3. Доступность: Обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.

Выделяют и другие не всегда обязательные категории модели безопасности:

-неотказуемость или апеллируемость — способность удостоверять имевшее место действие или событие так, что эти события или действия не могли быть позже отвергнуты;

-подотчётность— обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий;

-достоверность — свойство соответствия предусмотренному поведению или результату;

-аутентичность или подлинность — свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным.

Информационная безопасность направлена на:

предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

предотвращение несанкционированных действий по уничтожению модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

предотвращение других форм незаконного вмешательства к информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации;

защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

В результате, изучив цели информационной безопасности, можно выделить три основных на­правления правовой защиты объектов в информационной сфере (правового обеспечения информационной безопасности).

1. Первое направление. Защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; духовности и интеллектуального уровня развития личности; нравственных и эстетических идеалов; стабильности и устойчивости развития общества; информационного суверени­тета и целостности государства от угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации, недостоверной, ложной информации, дезинформации, от сокрытия информации об опасности для жизни личности, развития общества и государства, от нарушения порядка распространения информации.

2. Второе направление. Защита информации и информационных ресурсов прежде всего ограниченного доступа (все виды тайн, в том числе и личной тайны), а также инф систем, инф технологий, средств связи и телекоммуникаций от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц.

3. Третье направление. Защита информационных прав и свобод личности (право на производство, распространение, поиск, получение, передачу и использование информации; права на интеллектуальную собственность; права собственности на информационные ресурсы и на документированную информацию, на информационные системы и технологии) в информационной сфере в условиях информатизации.

1. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 9 ноября 2010 г., № 575

2. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Респ. Беларусь от 10 ноября 2008 г., №455-З.

3. Об утверждении Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 28 марта 2011 г . № 384 и др.

Добавить комментарий