Уклонение от уплаты налогов физическими и юридическими лицами в особо крупном размере: уголовная ответственность по статьям 198 и 199 УК РФ

Статья 199 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов

Новая редакция Ст. 199 УК РФ

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером – сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий к Статье 199 УК РФ

1. Объект преступного посягательства – финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, уплачиваемых организациями.

2. Предметом посягательства являются установленные налоги и (или) сборы, уплачиваемые организациями (см. коммент. к ст. 198).

3. Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее – российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (далее – иностранные организации) (п. 2 ст. 11 НК).

3.1. К организациям, о которых говорится в коммент. статье, относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физических лиц.

3.2. Юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК).

3.3 Юридическое лицо действует через свои органы, порядок назначения или избрания которых определяется законом и учредительными документами (ст. 53 ГК).

3.4. Не являются юридическими лицами представительства и филиалы, которые наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом, указываются в его учредительных документах, действует на основании утвержденных им положений, а руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (ст. 55 НК).

3.5. Филиалы и представительства российских юридических лиц в соответствии с налоговым законодательством не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов и сборов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

4. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

4.1. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащийся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать обязательные, указанные в законе, реквизиты. Фактами наличия, отсутствия или несоответствия определенных документов, а также содержащихся в них показателей данным бухгалтерского учета и отчетности применительно к конкретным условиям и обстоятельствам совершения хозяйственных операций проверяется достоверность указываемых налогоплательщиком сведений о реальной налогооблагаемой базе, суммах, подлежащих уплате, и фактически перечисленных налогов и сборов.

4.2. Альбомы унифицированных форм первичной документации утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 “О первичных учетных документах” .
——————————–
СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3448.

5. С объективной стороны преступление выражается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с организации только указанными в законе способами, которые аналогичны тем, которые определены в ст. 198.

6. О моменте окончания рассматриваемого преступления см. коммент. к ст. 198.

7. Обязательным условием наступления УО за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации является предельный размер неуплаченных налогов и сборов, устанавливаемый дифференцированно в зависимости от суммы неуплаты за период трех финансовых лет подряд от общей суммы подлежащих уплате платежей.

Размер неуплаченных сумм платежей должен составлять более 500 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышает 1 млн. 500 тыс. руб. (см. коммент. к ст. 198).

8. Квалифицированный состав преступления образует то же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35); б) в особо крупном размере, т.е. когда сумма налогов и (или) сборов составляет за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышает 7 млн. 500 тыс. руб. (см. коммент. к ст. 198).

8.1. По смыслу закона уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации может быть признано в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченных налогов и (или) сборов образует указанные последствия по какому-либо одному из видов налогов и (или) сборов, так и в случаях, когда эта сумма является результатом нескольких различных налогов и (или) сборов. Это положение распространяется и на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в особо крупном размере (см. п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

9. К субъектам преступного посягательства могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

9.1. В тех случаях когда лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов, то его действия при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 199 (см. п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

Содеянное надлежит квалифицировать по п. “а” ч. 2 ст. 199, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика, иные служащие организации-налогоплательщика (организации – плательщика сбора), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии на то оснований привлечены к УО по соответствующей части ст. 199 как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33), умышленно содействующие его совершению. Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного коммент. статьей, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующим частям ст. 33 и 199 (см. п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

9.2. Руководители филиалов организации, не являющихся налогоплательщиками, не могут быть непосредственными исполнителями комментируемого преступления, но могут выступать в качестве соучастников преступления.

10. О субъективной стороне уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации см. коммент. к ст. 198.

11. В том случае если руководитель или главный (старший) бухгалтер уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с организации, а также от уплаты налогов и (или) сборов, подлежащих уплате им как физическим лицом, то его деяния надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199.

11.1. Должностное лицо может быть субъектом посягательства в том случае, если оно, являясь руководителем или главным (старшим) бухгалтером в государственной или муниципальной организации, уклонилось от уплаты налогов и (или) сборов. При наличии признаков злоупотребления должностными полномочиями вопреки интересам государственной службы и службы в органах местного самоуправления эти действия могут быть квалифицированы дополнительно по соответствующим статьям УК РФ (ст. 285, 292).

12. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 – к категории тяжких.

Другой комментарий к Ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Большинство признаков данного состава преступления совпадает с соответствующими признаками ст. 198 УК РФ.

2. К организациям, указанным в ст. 199 УК, относятся все перечисленные в ст. 11 Налогового кодекса РФ организации.

3. К субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. Содеянное надлежит квалифицировать по п. “а” ч. 2 ст. 199 УК, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.

Иные служащие организации-налогоплательщика (организации – плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает составы преступления, когда ответственность наступает в зависимости от вины для руководителя и/или главного бухгалтера.

Так, руководитель и/или главный бухгалтер могут быть привлечены к ответственности за уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 199 УК РФ).

Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций, совершенное в крупном или особо крупном размере, в виде значительных штрафов (до 500 000 руб.), лишения свободы (до шести лет), лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (статья 199 Уголовного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 199 Уголовного кодекса РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей.

А особо крупным размером считается сумма, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

Разъяснения судам по поводу привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления даны в постановлении Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Постановление N 64 впервые дало официальное разъяснение объективной стороны налоговых преступлений исходя из положений ст. 198 “Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица” и ст. 199 “Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации” УК РФ.

Согласно разъяснениям Постановления N 64 уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, влекущим уголовную ответственность, являются действия, осуществленные с целью неуплаты налогов и (или) сборов, приводящие к полному или частичному не поступлению налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

При этом уголовная ответственность может наступить, только если применялись способы, указанные в УК РФ, а именно:

умышленное непредставление налоговой отчетности, представление которой закреплено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;

умышленное включение в налоговую отчетность заведомо ложных сведений.

Способами уклонения от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере считаются как умышленные действия (включение в налоговую декларацию и иные документы заведомо ложных сведений), так и умышленное бездействие (непредставление необходимых документов).

На это указано в пункте 3 постановления № 64.

Также руководитель или главный бухгалтер в зависимости от вины, от степени участия в содеянном могут быть привлечены к ответственности:

– за неисполнение обязанностей налогового агента в крупном или особо крупном размере;

Читайте также:  Вымогательство и кража оружия: состав, объект и субъект преступления, назначение ответственности, отягчающие обстоятельства

– за сокрытие денежных средств либо имущества организации, которые должны быть направлены на взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

Таким образом, по статье 199 Уголовного кодекса РФ субъектами преступления могут быть признаны не только руководитель организации, но и главный бухгалтер (п. 7 постановления № 64):

Уголовная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера

Состав правонарушения и норма УК РФ

К виновному лицу применяется одна из следующих мер наказания:

Наказание может быть дополнено

Уклонение организации от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере путем (ч. 1 ст. 199 УК РФ):

— непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов*;

— включения в декларацию или такие документы заведомо ложных сведений

От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

На срок до 6 месяцев

На срок до 2 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору** или в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ)

От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет

На срок до 6 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Неисполнение в личных интересах*** обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов или сборов, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет либо внебюджетный фонд, совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ)

От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

На срок до 6 месяцев

На срок до 2 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Совершение того же деяния в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ)

От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет

На срок до 6 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам или сборам, совершенное в размере, превышающем 1,5 млн. руб. (ст. 199.2 УК РФ):

— собственником или руководителем организации;

— иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации

От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет

На срок до 5 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

* Под иными следует понимать любые документы, предусмотренные НК РФ или принятыми в соответствии с ним федеральными законами и служащие основанием для исчисления и уплаты налогов или сборов, в частности выписки из книги продаж, копии журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости, документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 № 64).

**Содеянное будет квалифицировано как совершенное группой лиц по предварительному сговору, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (п. 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 г. № 64).

*** Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного или неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п. (п. 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 № 64).

При этом главного бухгалтера могут освободить от уголовной ответственности, если он раньше не совершал подобных противозаконных действий.

Для этого он сам либо организация должны полностью погасить всю сумму недоимки и пеней и уплатить штраф в размере, определенном согласно нормам НК РФ (примечание 2 к ст. 199 УК РФ).

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

Система налогообложения призвана пополнять государственную казну. Налоги и сборы состоят из обязательных, периодичных или единовременных взносов в бюджет.

В случаях, когда лицо или группа лиц не исполняет обязательства по оплате налогов, наступает ответственность.

Уклонение от уплаты налогов по ст. 198, 199 УК РФ относится к нарушителям, чья задолженность приобрела крупный и особо крупный размер. Рассматривается в ходе судебных разбирательств.

В состав преступления входят длительность уклонения и размер задолженность физического лица или организации перед государством.

Физические лица

Уклоняются от уплаты налогов несколькими способами:

  • Не подают декларации о доходах в установленные налоговой службой сроки;
  • Скрывают истинный размер дохода;
  • Не вносят своевременных платежей, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

Физическое лицо обвиняется в злом умысле при совершении деяний, характеризующихся как уклонение от уплаты налогов.

Начиная с 16 лет гражданин может преследоваться законом, если уже дееспособен, трудоустроен, но не выплачивает налогов.

Индивидуальные предприниматели также ответственны перед законом за уклонение, для них действуют те же пороги, что и для физических лиц.

Юридические лица

Организации также не подают налоговых деклараций или скрывают истинный размер своего дохода.

Объектом преступных деяний является государство, в бюджет которого не поступали средства от юридического лица.

Для организаций установлены повышенные планки для крупных и особо крупных размеров. Ответственность в случае возбуждения уголовного дела строже.

Как находят уклонистов

Поиском должников занимается налоговая служба. Под пристальное внимание подпадают физические и юридические лица при обстоятельствах:

  • Совершения операций без экономического смысла (по документам не значится доход лица при оказании им услуг любого рода);
  • При недостатке персонала или финансов для ведения деятельности, указанной в декларации;
  • Использования посреднических услуг, когда для этого не существует объективной необходимости;
  • Выплаты сотрудникам компании заработка, несоразмерного объему работ или квалификации;
  • Уменьшения налоговых выплат при росте дохода;
  • Выдача или получение кредитов в превышающем доходы размере.
  • Сотрудники налоговой службы также обращают внимание на счета физических лиц и организаций. Регулярные, необъяснимые и не облагаемые налогами пополнения приводят к дополнительной проверке субъекта.

    Во внимание принимаются достаточно крупные суммы, исчисляемые сотнями тысяч рублей.

    Классификация уклонения

    С 2017—2018 годах действуют новые поправки в указанных статьях, ужесточающие меры преследования и санкции в отношении уклонистов от уплаты налогов.

    Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица рассматривается в ст. 198 УК РФ. Следующая, 199 ст. УК РФ, посвящена уклонению от уплаты налогов и (или) сборов с организацию (юридических лиц).

    Суровость применяемых наказаний зависит от нескольких факторов: как долго лицо или группа лиц уклонялись от налогообложения, были ли эти действия умышленными, каков размер задолженности.

    Уклонение от уплаты налогов юридическим лицом имеют отличные признаки от того же деяния со стороны частных граждан:

    Нормативный актСт. 198 УК РФСт. 199 УК РФ
    Определение крупного размера900 тыс. руб. – 2,7 млн руб.5 – 15 млн руб.
    Процент невыплаченных налогов от суммы10%25%
    Определение особо крупного размера4,5 – 13,5 млн руб.15 – 45 млн руб.
    Процент невыплаченных налогов от суммы20%50%
    Состав преступленияНе предоставление декларации о доходахНе предоставление декларации о доходах организации
    Предоставление заведомо ложных сведений о доходеПредоставление заведомо ложных сведений о доходе

    Основной проблемой судебной практики по таким делам становится определение сроков давности. Уклонение в размере до крупного имеет срок давности 2 года, крупные и особо крупные – 10 лет.

    Для следствия представляется сложным определить точно дату отсчета сроков исковой давности, в связи с чем для уклонистов появляется шанс уйти безнаказанными.

    Ответственность за уклонение по ст. 198 – 199 УК РФ

    Чем грозит уклонение уплаты от налогов, также содержится в статьях Уголовного Кодекса.

    Частное лицо или организация будут освобождены от уголовной ответственности при нескольких условиях:

    • Это первое привлечение к ответственности за неуплату налогов;
    • Субъект полностью погасил задолженность по налогам.

    В остальных случаях наступает ответственность за уклонение от уплаты налогов:

    СанкцияСт. 198 УК РФСт. 199 УК РФ
    Штраф200 – 500 тыс. руб., выплаты рассчитываются из размера дохода осужденного, длительность погашения 1,5 – 3 года
    Принудительные работы3 года5 лет
    Лишение свободы3 года6 лет

    Борьбой с уклонистами занимаются несколько государственных инстанций в России: налоговая служба, арбитражные суды, Центробанк.

    Если налоговая служба выдвигает подозрение в отношении лица или организации в уклонении от налогов, возбуждается уголовное дело.

    По результатам расследования проводится судебное разбирательство.

    Суд принимает во внимание все доказательства сторон, принимает решение. Во всех доказанных случаях уклонения подсудимого обязывают выплатить образовавшийся долг.

    Дополнительно назначается наказание, тяжесть которого определяется на основании размера задолженности и наличия смягчающих/отягчающих обстоятельств.

    Уголовная ответственность за налоговые преступления

    Какие виды нарушений налогового законодательства приводят к уголовной ответственности?

    Хозяйствующий субъект или физлицо, не зарегистрированные как такой субъект, могут быть привлечены к уголовной ответственности за налоговые преступления на основании 6 статей Уголовного кодекса, а именно со ст. 198 по ст. 199.4. Каждая из них соответствует отдельному виду преступления:

    • ст. 198 — уклонение от уплаты налогов и взносов ИП или гражданином, не зарегистрированным как ИП;
    • ст. 199 — избежание уплаты налогов юрлицом;
    • ст. 199.1 — игнорирование агентом по перечислениям в бюджет его обязанностей;
    • ст. 199.2 — сокрытие денег и иных активов, за счет которых может быть обеспечено взыскание долгов по платежам в бюджет;
    • ст. 199.3 — уклонение от уплаты взносов в ФСС на травматизм ИП или физлицом, не зарегистрированным как ИП;
    • ст. 199.4 — избежание уплаты взносов в ФСС на травматизм организацией.

    Совершенное подсудимым деяние может повлечь уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с указанными статьями, только если судом установлен умысел преступления (п. 8 постановления пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

    Основные виды наказаний, предусмотренные указанными выше статьями Уголовного кодекса:

    • штраф;
    • дисквалификация;
    • принудительный труд;
    • лишение свободы.

    Изучим подробнее, за что они могут налагаться.

    Какие есть наказания за уклонение от уплаты налогов и взносов физлицами?

    Наказание в рублях/сроках (при особо крупном нарушении)*

    Совершение действий, отражающих тот факт, что:

    1. Плательщик (в статусе ИП или физлица, не зарегистрированного как ИП) умышленно:

    • не представил вовремя налоговую декларацию или расчет по страховым взносам, либо иные необходимые налоговикам документы (указаны в п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64);
    • представил декларацию, расчет, документы, но включил в них заведомо недостоверные данные.

    2. Сумма налога, не отраженного в декларации (расчете), соответствует крупному или особо крупному ущербу

    • Штраф в 100–300 тыс. либо в размере зарплаты за 12–24 месяца (200–500 тыс. либо доход за 18–36 месяцев);
    • принудительный труд до 12 месяцев (до 36 месяцев);
    • лишение свободы до 1 года (до 3 лет);
    • арест до 6 месяцев

    Крупный размер составляет:

    • от 900 тыс. (если сумма уклонения — более 10% от исчисленного налога);
    • от 2 млн 700 тыс. (независимо от исчисленного налога).

    Особо крупный размер составляет:

    • от 4 млн 500 тыс. (более 20% от исчисленного налога);
    • от 13 млн 500 тыс. (независимо от исчисленного налога)

    Теперь — о санкциях для организаций.

    Неуплата налога фирмой: виды наказаний

    Совершение действий, аналогичных тем, что прописаны в ст. 198 УК РФ, плательщиком в статусе юрлица

    • Штраф 100–300 тыс. либо в размере зарплаты виновного за 12–24 месяца (200–500 тыс. или дохода за 12–36 месяцев);
    • выполнение работ по принуждению до 2 лет (до 5 лет) с дисквалификацией***;
    • заключение до 2 лет (до 6 лет) с запретом на ведение деятельности;
    • арест на 6 месяцев
    • от 5 млн (более 25% от исчисленных налогов);
    • от 15 млн (при любой сумме налога).
    • 15 млн (более 50% от исчисленных налогов);
    • 45 млн (при любой сумме налога)

    Суммы недоими считаются за 3 финансовых года подряд.

    Теперь — об ответственности агентов по перечислению платежей в бюджет.

    Нарушения налогового агента: виды деяний и санкции

    Обусловленное личными интересами игнорирование обязанностей агента по платежу в крупной или особо крупной форме

    • Штраф 100–300 тыс. (200–500 тыс.) или же в величине зарплаты за 12–24 месяца (за 2–5 лет);
    • труд по принуждению до 24 месяцев (до 5 лет) с прекращением коммерческой деятельности;
    • тюремное заключение до 2 лет (до 6 лет) с перерывом в деятельности;
    • арест до 6 месяцев
    • от 5 млн (более 25% налогов);
    • 15 млн (при любом налоге).

    Особо крупный ущерб:

    • 15 млн (более 50% налогов);
    • 45 млн (при любом налоге)

    Суммы недоими считаются за 3 финансовых года подряд.

    Далее рассмотрим нормы по ст. 199.2 УК РФ.

    Ответственность за сокрытие активов

    Сокрытие денежных средств должника или иных активов в крупной или особой величине, за счет которых могут быть истребованы долги по налогам

    • Штраф 200–500 тыс. (от 500 тыс. до 1 млн) или в величине зарплаты за 18–36 месяцев (за 2–5 лет);
    • принудительный труд до 3 лет (до 5 лет) с прекращением ведения коммерческой деятельности;
    • заключение до 3 лет (до 7 лет) с запретом деятельности

    Крупное нарушение: 2 млн 250 тыс.

    Особое нарушение: 9 млн

    Теперь поговорим об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и взносов. Нарушения плательщиков взносов на травматизм в ФСС (физлиц и юрлиц) рассматриваются отдельно от деяний, связанных с невыполнением обязанностей по другим социальным взносам.

    Ответственность за неуплату взносов на травматизм в ФСС

    Совершение физлицом действий, аналогичных по существу тем, что предусмотрены ст. 198 УК РФ

    • Штраф 200 тыс. (до 300 тыс.) или в величине зарплаты за 24 месяца (до 36 месяцев);
    • обязательный труд до 360 часов (до 12 месяцев);
    • при особом размере — тюремное заключение до 1 года
    Читайте также:  Разбой: ответственность перед законом, судебная практика, помощь адвоката при обвинении в разбое и доказывание невиновности
    • от 600 тыс. (10% от взносов);
    • 1,8 млн (при любых взносах).

    Особый размер ущерба:

    • от 3 млн (20% от взносов);
    • 9 млн (при любых взносах)

    Совершение юрлицом действий, принципиально схожих с теми, что прописаны в ст. 199 УК РФ.

    К деянию в особом размере приравнивается совершение преступления по сговору

    • Штраф 100–300 тыс. (при 300–500 тыс.) либо в величине зарплаты за 12–24 месяца (12–36 месяцев);
    • труд по принуждению до 24 месяцев (до 4 лет) с прекращением деятельности до 36 месяцев или без него (до 4 лет);
    • заключение до 1 года (до 4 лет при прекращении ведения деятельности)
    • от 2 млн (10% от взносов);
    • 6 млн (при любых взносах).
    • от 10 млн (20% от взносов);
    • от 30 млн (при любых взносах)

    * — при особом ущербе либо сговоре нескольких лиц.

    ** — крупный или особо крупный ущерб указывается в рублях за период длительностью 3 года.

    *** — везде, где не указано иного, дисквалификация (запрет на ведение деятельности) является опциональной мерой наказания и длится до 3 лет.

    Теперь изучим некоторые нюансы применения указанных норм на практике.

    Как определить подозреваемых при неуплате налогов юридическим лицом?

    В общем случае подозреваемым считается руководитель фирмы (или ИП, владеющий бизнесом). Главный бухгалтер либо его подчиненные, фактически совершившие противоправные действия по распоряжению руководителя и не осведомленные о его преступном замысле, не привлекаются в качестве обвиняемых (приговор Заельцовского районного суда Новосибирска от 15.10.2015 по делу № 1-386/2015).

    Однако если преступный умысел руководства был известен сотруднику, исполняющему незаконное распоряжение, то данный сотрудник будет нести уголовную ответственность за неуплату налогов юридическим лицом (п. 2 ст. 42 УК РФ). При этом он вправе рассчитывать на смягчение наказания, если выяснится, что его заставили нарушить закон силой или он не имел другого выбора по иным причинам (подп. «е» п. 1 ст. 61 УК РФ).

    Не исключено, что противоправные действия совершит и руководитель фирмы либо ИП (как вариант, в качестве подставных лиц) в силу чьего-либо принуждения, подстрекательства. В этом случае именно то лицо, которое побудило директора совершить налоговое правонарушение, будет нести уголовную ответственность (п. 7 постановления пленума ВС РФ № 64). При этом директор будет считаться пособником преступления, если выяснится, что он осознавал незаконность своих действий (п. 6 постановления № 64). У него также будет право на смягчение наказания по ст. 61 УК РФ.

    Как инициируется уголовное преследование налогоплательщика?

    Речь о привлечение к уголовной ответственности за налоговые правонарушения, как правило, заходит по инициативе инспекторов ФНС.

    Обнаружив признаки преступления по указанным выше статьям УК РФ, налоговики обязаны проинформировать об этом Следственный комитет и передать туда необходимые документы (п. 3 ст. 32 НК РФ). Следователи, действуя в порядке, предусмотренном УПК РФ, принимают решение о возбуждении дела против плательщика.

    Значительный объем работы ФНС и СК может проводиться ведомствами совместно. Так, общими усилиями им предстоит определить, есть ли в действиях плательщика основной квалифицирующий признак — умысел. Один из возможных критериев его установления — обнаружение действий плательщика, свидетельствующих об имитации хозяйственной деятельности, заключении фиктивных сделок (письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Разновидность имитации здесь — образование плательщиком новых юридических лиц в целях сохранения возможности платить налоги на спецрежиме.

    О наличии умысла плательщика может свидетельствовать установленная ФНС или СК «виновная осведомленность» подозреваемого лица — осведомленность об обстоятельствах правонарушения, о которых может знать только непосредственный участник правонарушения (соответственно, имеющий умысел в его совершении).

    Итоги

    К уголовной ответственности за налоговые преступления приводят нарушения, предусмотренные ст. 198–199.4 УК РФ. В общем случае обвиняемым становится руководитель хозяйствующего субъекта (или ИП). Один из основных критериев для квалификации деяния по указанным статьям УК РФ — умысел подозреваемого.

    Узнать больше о применении норм уголовного права в корпоративных правоотношениях вы можете в статьях:

    Привлечение к ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов

    Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, хотелось бы остановиться на наиболее актуальных вопросах, связанных с уголовной ответственностью, предусмотренной ст. 199 УК РФ, а именно:

    1. Какая ответственность предусмотрена ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».
    2. В каком порядке применяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.
    3. Основания ответственности руководителя и главного бухгалтера организации.
    4. Особенности межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и правоохранительными органами по налоговым преступлениям.
    5. Статистика наказаний по налоговым преступлениям.
    1. Диспозиция ч. 1 ст. 199 УК РФ: Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

      Крупным размером в настоящей статье настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей. То есть, если налогов не уплачено на 6 (шесть) миллионов рублей, независимо от размера доли (превышение 10%), такая неуплата подпадает под ч. 1 ст. 199 УК РФ.

      Санкция ч. 1 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

      Минимальная санкция по ч. 1 ст. 199 УК РФ в денежном эквиваленте предусматривает штраф до трехсот тысяч рублей. Максимальной санкцией в части лишения свободы является лишение свободы на срок до двух лет.

      Диспозиция ч. 2 ст. 199 УК РФ: То же деяние, совершенное:
      а) группой лиц по предварительному сговору;
      б) в особо крупном размере (особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подрядболее десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей).

      Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

      Если действия лица могут быть квалифицированы по двум частям статьи 199 УК РФ, то лицу вменяется более тяжкое преступление, предусматривающее более строгие санкции.

      Например, при имеющемся размере недоимки по налогам за период с 2011 по 2014 год, превышающей 10 млн. руб., вменятся будет более строгая ч. 2 ст. 199 УК РФ.

      Необходимо отметить, что в УК существует специальная норма освобождения от уголовной ответственности. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

      В соответствии с ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
      — два года после совершения преступления небольшой тяжести;
      — десять лет после совершения тяжкого преступления (ч. 2 ст. 199 УК РФ).

      К примеру, по ч. 1 ст. 199 УК РФ срок давности — два года со дня совершения преступления, так как это преступление небольшой тяжести.

      Что касается ч. 2 ст. 199 УК РФ, срок давности — десять лет со дня совершения преступления, так как это тяжкое преступление.

      Если органы предварительного следствия установят, что в уклонении преднамеренно и по предварительному сговору участвовал не только директор, но и главный бухгалтер — то в таком случае, указанные лиц могут привлечь и к солидарной ответственности, и руководителя и главного бухгалтера привлекут к ответственности по пункту «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ за уклонение по предварительному сговору.

      Наказание за данное преступление более серьезное, преступление считается тяжким и, как следствие, имеет более длительный срок давности привлечения к ответственности — 10 лет.

      То есть если преступление окончено 10 октября 2016 г., привлечь бывшего руководителя и бухгалтера можно до 09 октября 2024 г. Если уклонение от уплаты налогов составляет особо крупный размер — сумму более 10 миллионов рублей в течение 3 лет подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате налогов — руководителю или бухгалтеру грозит ответственность по пункту «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, преступление также признается тяжким и срок давности привлечения составляет 10 лет.

      Слеовательно, должностные лица организаций не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, истекло два года, а по ч. 2 ст. 199 УК РФ истекли десять лет. До истечения указанных сроков сохраняется риск привлечения должностных лиц организации к уголовной ответственности.

      В соответствии с ч. 2 ст. 78 УК РФ, сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

      Стоит обратить внимание на то, что если после продажи компании выявится факт уклонения от уплаты налогов, влекущий уголовную ответственность, например, в течение двух лет со дня совершения данного преступления привлечь по ч. 1 ст. 199 УК РФ могут лицо, юридически уже не имеющее отношения к компании — в том числе бывшего руководителя.

      Ответственность руководителя:
      При сумме доначислений по налогам в размере 2 и более млн. рублей налоговые органы передают материалы в следственные органы, проводится доследственная проверка, по итогам которой может быть возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ уже в отношении руководителя, в обязанности которого входило подписание отчетной документации (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64). Необходимо отметить, что на практике даже если генеральный директор лично не подписывал отчетную документацию, в большинстве случаев генеральный директор привлекается к уголовной ответственности наряду с другими лицами, которые подписывали отчетную документацию.

      Ответственность бухгалтера:
      Совершено данное преступление может быть только с прямым умыслом, то есть лицо должно понимать противоправный характер своих действий, возможность наступления негативных последствий для государства и общества (в виде недополученных налогов), и сознательно желать их наступления.

      При наличии в действиях главного бухгалтера всех вышеуказанных элементов состава преступления ему может быть вменено преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ.

      Рассматриваются в качестве квалифицирующих признаков по ч. 2 ст. 199 УК РФ и влекут за собой более тяжелые наказания (штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет) совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.

      Хотелось бы отметить тот факт, что не следует рассчитывать на то, что уйти от ответственности в данном случае позволит статья 42 УК РФ, относящая исполнение обязательных приказа или распоряжения к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. , обязательность для главного бухгалтера конкретного распоряжения руководителя организации еще нужно будет доказать. , чаще всего они отдаются в устной форме. , часть 2 указанной статьи прямо устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом, ссылаясь на принуждение со стороны руководителя, главный бухгалтер превращает обычное преступление в преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, тем самым ухудшая свое положение и свою личную ответственность.

      При указанных обстоятельствах руководителю и главному бухгалтеру рекомендуется заявлять следующую позицию: главный бухгалтер не знал о том, что руководителем совершаются действия, направленные на уклонение от уплаты налогов. Представляемые главному бухгалтеру документы не содержали информации, указывающей на то, что оформленные ими сделки носят мнимый характер. Такая позиция позволит исключить квалификацию преступления, как совершенного группой лиц по предварительному сговору.

      Пунктом 3 ст. 32 НК РФ устанавливается, что, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

      ФНС поручает территориальным органам в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и следственных органов СК РФ направлять указанные материалы с сопроводительным письмом, в котором необходимо отражать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

      Кроме того, в указанном сопроводительном письме в адрес следственных органов СК РФ необходимо сообщать информацию об участии в проведении выездных налоговых проверок сотрудников органов внутренних дел, сведения о налогоплательщике (наличие миграции, реорганизации, ликвидации ) с даты начала проверки и до даты направления материалов, а также информацию о неуплате сумм доначисленных налогов, пеней, штрафов на дату направления материалов.

      В Письме ФНС России от № «О направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в следственные органы и органы внутренних дел» содержатся некоторые дополнения. Так, уточняется, что в связи с направлением в порядке применения п. 3 ст. 32 НК РФ материалов в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должностное лицо налогового органа, направившее указанные материалы в соответствии со ст. 141 УПК РФ, является заявителем.

      Заявителем всегда является физическое лицо, согласно УПК РФ. При этом не имеет правового значения, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа действует от имени налогового органа и во исполнение положений законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем сопроводительное письмо оформляется на бланке налогового органа. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

      ФНС рекомендует руководителям (заместителям руководителя) налогового органа лично представлять материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, в соответствующий следственный орган: представлять материалы в следственный орган должен руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который принял соответствующее решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

      В сопроводительном письме, которым в следственные органы направляются материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, рекомендуется указывать правовые основания для направления материалов, просьбу о выдаче документа о принятии сообщения о преступлении, просьбу о рассмотрении материалов и об извещении заявителя о результатах рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с УПК РФ.

      Органы внутренних дел при регистрации сообщений о преступлении руководствуются Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от «О едином учете преступлений».

      В Письме ФНС России от № разъяснено, в какой следственный орган направлять соответствующие материалы. ФНС рекомендует материалы, предусмотренные п. 3 ст. 32 НК РФ, направлять в следственный орган, на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

      Получив подобное заявление СК РФ должен был принять решение о возбуждении уголовного дела в течение трех суток. В любом случае проверочные мероприятия по заявлению налогового органа должны были с высокой степенью вероятности затронуть должностных лиц . Отсутствие таких проверочных мероприятий указывает на то, что заявление в СК РФ налоговыми органами не подавалось.

      Не так давно вступил в силу закон, позволяющий органам Следственного комитета РФ возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без направления материалов налоговыми инспекторами.

      С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2009 года № «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к исключительной компетенции Следственного комитета РФ отнесено расследование уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 Уголовного кодекса РФ. Это уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

      Произошедшие в конце 2011 года изменения в законодательстве закрепили возможность возбуждения уголовных дел данной категории только по материалам, представленным налоговым органом.

      В настоящее время введен в действие Федеральный закон от 22 октября 2014 года № «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации», который вновь позволяет возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях по материалам, представленным следователю органом, осуществляющим деятельность, то есть полицией и ФСБ.

      Анализ указанных выше положений приводит к выводу, что уголовное дело может быть возбуждено как по материалам, поступившим из налогового органа, так и по материалам, полученным в ходе деятельности.

      Применительно к деятельности следует руководствоваться строгим соблюдением конфиденциальности. Не обсуждать вопросы, связанные с уплатой налогов с другими лицами, кроме существенной необходимости. Предоставлять другим лицам минимум информации. Учитывая, что сроки давности привлечения к ответственности не истекли, то оперативная информация может до настоящего времени и далее послужить основанием для проведения проверочных мероприятий и возбуждения уголовного дела.

      Анализ статистических данных говорит о том, что в общем массиве мер наказания за налоговые преступления превалирует штраф, на втором месте — условное наказание. Совсем незначительные показатели по исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной. К реальным срокам лишения свободы приговорена минимальная часть лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за налоговые преступления.

      Ст. 199 УК РФ – Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией

      «Виталий Поляков
      адвокат по налоговым
      преступлениям»

      Статья 199 УК РФ – уклонение от уплаты налогов подлежащих уплате организацией.

      Под уклонением от уплаты налогов, совершенным организацией, понимают умышленное, преднамеренное сокрытие налоговой декларации или прочих обязательных для проверки документов, а также внесение в эти документы заведомо ложных сведений. Уголовная ответственность по ст. 199 УК РФ наступает тогда, когда речь идет о крупном или особо крупном размере. В отличие от ст.198 УК РФ, ответственность организаций, предусмотренная ст. 199 УК РФ имеет более высокую планку для крупных и особо крупных размеров, как и сама ответственность, в случае возбуждения уголовного дела. Статья 199 УК РФ предусматривает ответственность организаций-налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов и сборов. К организациям, о которых говорится в данной статье, относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов и страховых взносов, за исключением физических лиц (см. ст. 11 Налогового кодекса РФ).

      Состав налогового преступления по статье 199 УК РФ

      Рассмотрим состав налогового преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ. Итак, объектом рассматриваемой статьи выступают общественные экономические отношения, основанные на принципе добропорядочности субъектов экономической деятельности, и конституционная обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (см. ст. 57 Конституции РФ). Объективная сторона преступления – умышленное уклонение от уплаты налогов, которое выражается в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно на законодательном уровне, а также включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений. Признаки состава преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ аналогичны с составом преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, существенная разница лишь в предмете преступления. Предметом преступления ст. 199 УК РФ являются налоги и (или) сборы с организаций (юридических лиц).

      К субъектам налогового преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, относятся: руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер; иные лица, уполномоченные единоличным исполнительным органом на совершение таких действий от имени организации; лица, фактически выполнявшие обязанности директора или главного бухгалтера. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, характеризуется умышленной формой вины. При расследовании налоговых преступлений самым затруднительным является доказывание именно субъективной стороны. Ведь для привлечения к уголовной ответственности необходимо доказать, что лицо знало требования налогового законодательства, правила ведения бухгалтерского учета, но сознательно нарушило их, и внесенные им искажения сделаны умышленно, а не в результате арифметической ошибки или неправильного понимания или толкования законов. Суду, в свою очередь, для правильного установления у виновного лица умысла, необходимо оценивать уровень знания подсудимым налогового законодательства, в том числе опыт ведения им бухгалтерского учета и представления документов налоговой отчетности.

      Ответственность по статье 199 УК РФ

      По нормам действующего Уголовного кодекса РФ, уклонение от уплаты налогов – это неподача соответствующей декларации или внесение в документ ложной информации. Уклонением от уплаты налогов и сборов законом признаются умышленные действия виновного лица, направленные на их неуплату и повлекшие полное или частичное не поступление соответствующих налогов и сборов в бюджет. Ответственность в организации по статье 199 УК РФ несут руководитель (директор) и главный бухгалтер. В обязанности указанных должностных лиц входит составление и подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, а также обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов. Помимо указанных лиц, к числу так называемых «субъектов» рассматриваемого вида налогового преступления, могут относиться и лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера в определенный период времени (либо в порядке временного замещения).

      В Уголовном кодексе РФ тяжесть наказания по статье 199 УК РФ зависит от тяжести совершенного налогового преступления. В случае уклонения от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ) наказание напрямую зависит от той суммы налоговой недоимки, которая будет признана незаконной в течение трех финансовых лет. Существуют две пороговые сумм: 5 млн. рублей и 15 млн. рублей. Так, если сумма неуплаченных налогов за последние три года составит менее 5 млн. рублей, то уголовная ответственность не наступает. Однако это не освобождает налогоплательщика от налоговой ответственности в виде штрафа. По этой причине налоговые проверки с подобными начислениями практически не проводятся. Если соответствующая сумма составляет от 5 млн. рублей до 15 млн. рублей, то такие действия являются преступлением небольшой тяжести, за которое предусмотрена ответственность в виде лишения свободы сроком до двух лет. Небольшая тяжесть данного вида налогового преступления предусматривает и довольно короткий срок давности – 2 года. Учитывая большую сложность налоговых дел и срок их рассмотрения, зачастую довольно сложно привлечь виновное лицо к уголовной ответственности. К моменту вынесения приговора срок давности, как правило, истекает. Но в таких случаях я рекомендую организациям привлекать к участию и сопровождению налогового адвоката или налогового юриста.

      Если организация по неуплате налогов вышла за порог в 15 млн. рублей, налоговое преступление признается тяжким и уголовная ответственность за него может достигать шести лет лишения свободы. В этом случае срок давности привлечения к уголовной ответственности вместо двух лет составляет уже 10 лет. В суде такое дело «прикрыть» практически не представляется возможным. В этом случае защита налогового адвоката должна быть направлена на снижение предъявленной обвиняемому налогоплательщику суммы, чтобы выйти за уголовные пределы. А это тоже результат поверьте. Также важно понимать, что для того, чтобы преступление стало тяжким необязательна сумма доначислений более 15 млн. рублей. Если такое преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору, то для возбуждения уголовного дела по статье 199 УК РФ будет достаточно и 5 млн. рублей.

      Если органами предварительного следствия будет установлено, что в уклонении от уплаты налогов по предварительному сговору участвовал не только генеральный директор организации, но и главный бухгалтер – в таком случае, указанные лиц могут быть привлечены к солидарной ответственности, то есть и генерального директора и главного бухгалтера привлекут к уголовной ответственности по пункту «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов по предварительному сговору.

      Избрание меры пресечения по статье 199 УК РФ

      Сам факт возбуждения уголовного дела по ст. 199 УК РФ, как и по любой другой статье Уголовного кодекса РФ, влечет применения меры пресечения к подозреваемым (обвиняемым) в виде ареста. Уголовный процессуальный кодекс РФ устанавливает прямой запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу по ст. 199 УК РФ. Исключение составляют случаи, когда обвиняемое лицо не имеет постоянного места жительства на территории РФ, когда невозможно достоверно установить его личность, а также когда обвиняемый нарушил ранее избранную меру пресечения или скрылся от органов предварительного расследования или от суда. Все иные предусмотренные законом меры пресечения, в том числе домашний арест, могут быть избраны органом следствия (либо судом) при осуществлении расследования уголовного дела по ст. 199 УК РФ.

      Как избежать преследования по статье 199 УК РФ

      Прежде всего, следует обратиться к налоговому юристу или адвокату, которые разработают и профессионально внедрят оптимальную и законную схему оптимизации налогообложения в Вашей организации. Что касается сомнительных операций организации так называемых «прошлых» лет, они также требуют внимания налоговых юристов.

      Важно! Просто заплатить налоговую недоимку по требованию налоговиков – не выход. Почему? Так Вы автоматически признаете себя виновными по статье 199 УК РФ. К сожалению, на практике мне часто приходится работать с теми, кто дотянул до последнего, когда уже упущены все возможности не только предотвратить уголовное преследование по статье 199 УК РФ, но даже хоть как-то исправить ситуацию. Если Вы все же нацелены позаботиться о себе уже сегодня, налоговый адвокат поможет Вам в административном порядке обжаловать акт налоговой проверки, так как именно на этапе административного обжалования формируется линия защиты по уголовному делу по ст. 199 УК РФ.

    Добавить комментарий