Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечания.
1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.
Комментарий к Ст. 285 УК РФ
1. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех обязательных признаков: 1) совершения деяния (действия либо бездействия) — использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинно-следственной связи между деянием и последствием.
2. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).
Ответственность по комментируемой статье наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК) или превышения должностных полномочий (ст. 286 УК), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст. 39 УК).
Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК).
Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное комментируемой статьей или ст. 286 УК, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК со ссылкой на ч. ч. 3 или 4 ст. 33 УК.
Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.
Однако если для достижения преступного результата лицо использует не закрепленные за ним должностные полномочия, а какие-либо связи по службе, авторитет занимаемой им должности и т.д., то состав данного преступления отсутствует.
Помимо совершения деяния в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, обязательным элементом объективной стороны преступления является последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, находящееся в причинно-следственной связи с деянием.
3. Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.
Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).
Злоупотребление должностными полномочиями относится к числу преступлений с материальным составом.
4. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.
Корыстная заинтересованность представляет собой стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).
Иная личная заинтересованность выражается в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
В отличие от хищения чужого имущества с использованием служебного положения злоупотребление должностными полномочиями из корыстной заинтересованности образуют такие деяния должностного лица, которые либо не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественной выгоды от использования имущества не по назначению), либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества.
Если использование должностным лицом своих служебных полномочий выразилось в хищении чужого имущества, когда фактически произошло его изъятие, содеянное полностью охватывается ч. 3 ст. 159 или ч. 3 ст. 160 УК и дополнительной квалификации по комментируемой статье не требует.
В тех случаях, когда должностное лицо, используя свои служебные полномочия, наряду с хищением чужого имущества совершило другие незаконные действия, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлений.
5. Субъект рассматриваемого преступления специальный — должностное лицо.
6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированный состав злоупотребления полномочиями, отличающийся от основного состава преступления особым статусом субъекта. Здесь субъектом является должностное лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также глава органа местного самоуправления.
7. Особо квалифицированным видом злоупотребления полномочиями (ч. 3 комментируемой статьи) является совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, повлекшее тяжкие последствия.
Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным ч. 3 комментируемой статьи и п. «в» ч. 3 ст. 286 УК, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.
При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных комментируемой статьей или ст. 286 УК, надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, злоупотребление какими из этих прав и обязанностей или превышение каких из них вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).
Превышение должностных полномочий — статьи закона, отличие от злоупотребления, доказательство вины
При наличии отягощающих обстоятельств меры наказания ужесточаются до лишения свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать государственные должности на протяжении срока до 3 лет.
Отличие преступления от злоупотребления полномочиями
Превышение полномочий
Превышение должностных полномочий – выполнение действий, явно выходящих за рамки должностных обязанностей. Сюда относится:
- выполнение действий, которые уполномочены делать другие сотрудники,
- самостоятельное выполнение действий, которые нужно выполнять в составе группы сотрудников,
- выполнение действий, которые сотрудник уполномочен выполнять только при особых обстоятельствах, если такие обстоятельства отсутствуют,
- выполнение действий, которые ни один сотрудник не имеет права осуществлять ни при каких обстоятельствах.
Объектом преступления являются интересы граждан, организации и государства.
Субъект – должностное лицо, выходящее за рамки должностных полномочий.
Объективная сторона – совершение субъектом действий, выходящих за рамки должностных полномочий, которые привели к негативным последствиям.
Субъективная сторона – не важна для квалификации преступления.
Злоупотребление полномочиями
Злоупотребление должностными полномочиями – деяние или бездействие должностного лица в рамках его полномочий, которое идет в разрез с интересами организации, общества или страны, но приносит выгоду лично должностному лицу.
Объект злоупотребления полномочиями не отличается от объекта превышения полномочий.
Субъект – сотрудник коммерческой или иной организации, который использует служебное положение для получения личной выгоды.
Объективная сторона – причинение вреда интересам организаций, граждан или вред государственному имуществу.
Субъективная сторона – осознание субъектом неправомерности своих действий и последствий, к которым они приведут, что не привело к отказу от преступления.
Отличия злоупотребления от превышения полномочий состоят в следующем:
- При злоупотреблении должностное лицо может как действовать, так и бездействовать, а при превышении – только действовать.
- При злоупотреблении субъект действует в рамках должностных полномочий, при превышении – выходит за рамки должностных обязанностей.
- При злоупотреблении субъект обязательно должен иметь цель получить личную выгоду в ущерб интересам организации, а при превышении должностных обязанностей цель преступника не имеет значения для квалификации преступления.
Доказательство вины
Чтобы привлечь виновное лицо к ответственности пострадавший или третье лицо (свидетель, представитель пострадавшего), должен обратиться в государственный орган, защищающий права граждан – МВД. Если же превышение полномочий было допущено сотрудником полиции, лучше написать жалобу в прокуратуру.
Чтобы доказать вину должностного лица нужно предварительно подготовить все возможные доказательства осуществления преступления. Это поможет следствию точнее восстановить картину произошедшего. Такими доказательствами являются:
- документы, полученные во время совершения преступления (к примеру, при неправомерном задержании полицией),
- документы, подтверждающие причиненный пострадавшему вред (к примеру, медицинское заключение),
- показания свидетелей,
- аудио, видео и фото с места преступления.
Пример превышения служебных полномочий — в видео ниже:
Имеющиеся доказательства, а также копию паспорта пострадавшего нужно прикрепить к заявлению в полицию или прокуратуру. В заявлении нужно указать:
- Кто и к кому обращается (в шапке).
- Адрес и телефон обращающегося (в шапке).
- Обстоятельства дела (когда, где, каким образом было осуществлено преступление).
- Все известные сведения о преступнике или преступниках.
- К каким последствиям привело преступление.
- Какая цель данного документа (что требуется сделать).
- Дата и подпись.
- Перечень прикрепленных доказательств по делу.
После подачи заявления потерпевший, свидетели и обвиняемый могут быть несколько раз вызваны на допрос, а также в суд.
Превышение должностных полномочий и отличие от злоупотребления должностными полномочиями
Люди, наделенные властью, обязаны соблюдать ту грань, за которую эта власть переходить не должна. В реальности все наоборот: довольно часто подчиненный вынужден терпеть произвол начальства, простые граждане – испытывать несправедливость, граничащую со снобизмом и презренным отношением к «простым смертным» со стороны государственных служащих, в том числе и сотрудников правоохранительных органов. Все это называется превышением должностных полномочий, за что предусмотрена ответственность по ст.286 УК РФ.
Должностные лица – кто они?
Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:
- сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
- государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).
Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).
Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.
По специальному поручению или отдельно оформленному полномочию представление государственных интересов встречается нечасто. В основном, это разовое исполнение «роли» представителя власти. Так, присяжный заседатель, который путем случайной выборки был избран для участия в суде, на время судебного процесса становится представителем власти, то есть должностным лицом.
Властные полномочия и их границы
Объем прав и обязанностей каждого представителя власти напрямую связан с контрактом, служебной инструкцией, ведомственными приказами и т.д. Обычно для каждого рода государственной деятельности существуют строгие рамки дозволенного, которые отдельный сотрудник обязан соблюдать.
Так, для сотрудников полиции существуют общие требования к служебной деятельности, предусмотренные в Федеральном законе «О полиции». Более конкретно служебные обязанности раскрыты в ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» и отдельных должностных инструкциях. Например, все мы знаем, что у полицейского может быть при себе табельное оружие, которое он может применить только в случае необходимости:
- при задержании вооруженного преступника;
- в целях предотвращения опасности для третьих лиц;
- в ходе операции, в соответствии с приказом руководителя и обстановки, позволяющей применить спецсредства и т.д.
Таким образом, полицейский далеко не всегда вправе воспользоваться имеющимся при себе служебным оружием. Каждая ситуация, в которой это произошло, тщательно анализируется специально созданной комиссией, которая решает, были ли основания считать преступника вооруженным, обстановку – опасной и т.д. Если нет, то полицейский может нести ответственность, как дисциплинарную, так и по уголовному законодательству – в зависимости от последствий.
Когда полномочия превышены
За превышение должностных полномочий предусмотрена уголовная ответственность (ст. 286 УК РФ) при условии, что:
- виновный является должностным лицом, то есть имеется определенный документ, подтверждающий исполнение им определенных служебных обязанностей (закон, инструкция, внутреннее положение и т.д.);
- действия явно выходят за границы полномочий. Доказывание такого признака, как явность, порой вызывает трудности в судебной практике, поскольку носит оценочный характер. В основном, явным превышением правовых границ может быть:
- исполнение обязанностей вышестоящего лица без наличия к тому оснований. Например, специалист отдела составляет и подписывает документы, которые вправе оформлять только начальник отдела;
- пользование предоставленными полномочиями индивидуально, тогда как в силу определенного порядка должно быть решение комиссии, коллегии или согласование с другими сотрудникам и т.д.;
- совершение таких действий, которые не могли быть выполнены никем из сотрудников государственной организации. К примеру, если начальник управления по водным ресурсам при администрации города дает разрешение на установку киоска в определенном месте в городе – это разрешение не вправе оформляться сотрудниками этого управления вообще.
- наступило существенное нарушение прав посторонних лиц, организаций, государственных или общественных интересов.
В конструкции рассматриваемого преступления наступление таких последствий является обязательным признаком. Что касается граждан, здесь могут быть нарушены любые конституционные права – право на труд, на тайную переписку, на свободу передвижения и т.д., может быть причинен вред здоровью. Организациям ущерб может быть выражен в причинении ущерба деловой репутации. По отношению к государству негативные последствия могут быть в виде снижения авторитета правоохранительных органов, причинения ущерба бюджету и т.д.
Интересно, что мотив, по которому было совершено это должностное преступление, не важен для решения вопроса, есть состав или нет. Мотив может быть учтен при решении вопроса о наказании, но ответственность виновный понесет наравне с другими фигурантами.
Наказание за превышение по статье 286 УК РФ
В ст. 286 УК РФ три части, каждая из которых предусматривает наказание применительно к той или иной ситуации, в зависимости от субъекта преступления или его последствий:
- В первой части предусмотрен «простой» состав, когда любое лицо, обладающее властными полномочиями, явно их превышает, причиняя тем самым вред гражданам или государству. При этом должности, которые в таких случаях обвиняемые занимают, могут быть любыми, кроме государственных должностей РФ или субъекта РФ, а также кроме глав местного самоуправления.
За действия, подпадающие под такое описание преступления, может быть назначен штраф до 80000 рублей или лишение свободы до 4 лет. Кроме того, признанному виновным могут назначить запрет занимать определенные должности на срок до 5 лет. - Во второй части отдельно оговаривается наказание для занимающих те самые государственные должности РФ – для них наказание усилено и составляет альтернативно:
- штраф до 300000 рублей;
- лишение свободы до 7 лет.
Одновременно с этими видами наказаний виновному может быть определен запрет занимать должности, аналогичные той, в которой он состоял на момент совершения деяния.
- избиением, угрозой избиения. Телесные повреждения, причиненные пострадавшему, будут основанием для привлечения виновного лица к ответственности еще и за преступления против личности, то есть за причинение ущерба здоровью – ст. 112, 111 УК РФ;
- применением специальных средств или оружия;
- причинением тяжких последствий.
За подобные действия суд может назначить до 10 лет лишения свободы с запретом занимать определенные должности.
Отметим, что ограничение по продолжению трудовой деятельности на службе в госорганах – обоснованное и довольно действенное наказание. Обычно к моменту рассмотрения уголовного дела в суде обвиняемые уже давно не являются представителями власти (уволены, отстранены от должности – не секрет, что, принимая во внимание масштабы борьбы с коррупцией, организации пытаются сразу избавиться от сотрудников, имеющих проблемы с законом). Контроль за соблюдением запрета трудоустроиться на должность вновь всегда очень тщательно ведется органами УФСИН, а именно – уголовно-исполнительной инспекцией.
Заявление в прокуратуру
Изучив практику, можно сделать однозначный вывод – больше всего уголовных дел должностного характера в отношении сотрудников полиции, и возбуждены они, в основном, по факту незаконности применения физической силы к задержанным, обвиняемым, подозреваемым. По некоторым делам последствия, наступившие для пострадавшего гражданина, могут особенно тяжелыми, а иногда и смертельными. При таких обстоятельствах ответственность сотрудника полиции не ограничивается привлечением за превышение должностных полномочий, поскольку наступление тяжкого вреда или причинение смерти потерпевшему квалифицируется дополнительно.
Отметим, что при установлении факта полицейского произвола абсолютно неважно, был ли действительно виновен пострадавший в тех преступлениях, которые ему инкриминировались полицией. Так, в приведенном примере не имеет значения для ответственности Орлова и Парамонова тот факт, что Шаханов действительно занимался сбытом наркотических средств.
Возникает вопрос: куда обращаться, если полицейский явно превышает свои полномочия? Логично, что с заявлением в полицию обращаться не стоит. Помочь могут сотрудники контролирующих органов – Следственного Комитета, прокуратуры, ФСБ. И все же мы рекомендуем написать жалобу на действия сотрудников полиции именно в прокуратуру, поскольку это основной надзирающий орган, который имеет право полностью проконтролировать процедуру проверки и возбуждения дела, поручить собрать материал именно тому отделу в Следственном Комитете, который правомочен принимать решения исходя из характера преступления, территориальности и т.д.
Можно воспользоваться примерным образцом такой жалобы, пояснения выделены синим цветом:
Прокурору Заводского района г. Архангельска
Иванову И.И.
Рябова Р.О., проживающего в
кв. 7, д. 8 по ул. Зимняя, г. Архангельск,
Тел. 8922000000
(если жалоба пишется от потерпевшего, свидетеля или обвиняемого по уголовному делу, нужно написать данные этого дела – когда возбуждено, по какой статье, в отношении кого и т.д.)
Прошу поручить провести проверку действий сотрудников полиции отдела № 3 г. Архангельска на предмет превышения должностных полномочий.
23.02.2017 меня задержали на улице в состоянии алкогольного опьянения сотрудники ППС, поскольку расценили мое поведение нарушающим общественный порядок, вследствие чего я должен был быть привлечен к административной ответственности по ст. 20.1 КОАП РФ.
Просидев в камере для административно задержанных при отделе полиции № 3 г. Архангельска, меня никуда не вывозили, судом вопрос о назначении мне административного наказания не решался, на мои вопросы полицейские отдела ничего не поясняли. (Если известна фамилия превысивших свои полномочия сотрудников, нужно указать их данные. Но обычно задержанным не известны личности тех, кто нарушил их права.)
Фамилии и имена, звания полицейских, поместивших и не выпускавших меня из камеры, мне не известны.
В результате незаконных действий сотрудников полиции, без какого-либо решения о привлечения меня к ответственности. я незаконно находился в камере административных задержанных более 5 дней.
(Подробнее напишите, какие последствия наступили – напомним, это обязательный признак для возбуждения уголовного дела по ст. 286 УК РФ.)
Вследствие отсутствия еды и питья у меня резко ухудшилось здоровье. Я страдаю диабетом 2-го типа, поэтому после незаконного содержания меня в камере я попал в больницу, где вынужден был находиться более двух недель.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 144-145 УПК РФ,
- Провести проверку обоснованности содержания меня, то есть Рябова Р.О., в камере для административных задержанных в отделе № 3 полиции г. Архангельска, с 23.02.2017 по 28.02.2017.
- Установить лиц, ответственных за незаконные действия по помещению меня в камеру без законных на то оснований.
- Привлечь установленных должностных лиц отдела полиции № 3 г. Архангельска к уголовной ответственности по ст. 286 УК РФ (часть, пункт статьи указывать необязательно – вопрос квалификации будет решаться компетентными органами), возбудить уголовное дело.
Дата, подпись, Рябов Р.О.
Приложение: акт медицинского освидетельствования, копия паспорта, копия листка нетрудоспособности. По делам таких категорий сложно собрать достаточную базу доказательств, но все же, по возможности, нужно постараться приобщить все, что касается происшествия. Конкретно в приведенном примере заявитель пытается доказать причинение ему телесных повреждений в день задержания (акт медосвидетельствования), наступление последствий (сведения о лечении), нахождение именное его в камере административных задержанных для сверки по журналу (предоставлены паспортные данные).
Необходимо иметь ввиду, что прокуратура непосредственно не принимает решение о возбуждении уголовного дела, но она всецело контролирует принятие решения по вопросам, связанным с незаконными действиями полиции. Для этого прокурорскими работниками жалоба будет направлена в Следственный комитет, который обязан отчитываться перед прокурором о ходе проверки и об окончательном решении. О направлении жалобы в другой орган заявитель уведомляется в обязательном порядке.
Когда превышает свои полномочия работник прокуратуры или следственного комитета, обращаться нужно в Генеральную прокуратуру РФ.
Злоупотребление должностными полномочиями – ст. 285 УК РФ
Гражданам, которые пострадали от действий должностных лиц, особой разницы в квалификации преступлений не видят. Вместе с тем, отличие превышения от злоупотребления полномочиями довольно существенное.
При злоупотреблении следует учитывать, что действия, которые представитель власти вправе совершать в интересах службы при определенных обстоятельствах, выполняются им без необходимости и только в своих личных (зачастую – в корыстных) интересах.
Пример №5. Начальник колонии Потапов Е.Н. длительное время строил собственный дом. Для скорейшего завершения строительства он распорядился доставить четырех заключенных на место стройки. Каждый день несколько специально подобранных Потаповым Е.Н. конвоиров этапировали заключенных на объект, где они работали до самого вечера. Объективно в действиях Потапова Е.Н. имеются признаки злоупотребления наделенными полномочиями поскольку:
- он использовал свое право организовать труд заключенных в своих личных целях;
- результат содеянного противоречит принципам деятельности того государственного органа (в том числе правоохранительного), где работает представитель власти. Так, из приведенного примера видно, что вместо достижения цели исправления осужденных достигается цель благосостояния начальника колонии.
Как и при превышении, для квалификации по ст. 285 УК РФ должны наступить последствия в виде ущерба гражданам, организациям, интересам государства или общества.
Как именно может быть причинен вред государственным интересам при злоупотреблении должностными правами?
Таким образом, основные критерии разграничения превышения и злоупотребления следующие:
ПРЕВЫШЕНИЕ | ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ |
только активные действия | могут быть как действия, так и бездействия |
должностное лицо не обладает полномочиями, поскольку они находятся за пределами разрешенных ему | должностное лицо действует в рамках своих служебных обязанностей, но исполняет их в отсутствие объективной необходимости |
мотив преступления не важен | мотив преступления – обязательный признак состава, должна быть доказана корыстная или иная личная заинтересованность |
Наказание по ст. 285 УК РФ аналогично статье по превышению, наибольший срок лишения свободы составляет 10 лет.
Очень часто злоупотребление полномочиями должностного лица имеет место при одновременном наличии и другого состава преступления, а иногда и нескольких преступлений.
Иногда по делам изымаются вещественные доказательства, ценность которых довольно высока. В некоторых случаях сотрудники полиции эти доказательства намеренно «теряют», якобы забывая оформить в качестве вещдоков, на самом деле присваивают их себе. В таких случаях фактически есть злоупотребление полномочиями, но статья 285 УК РФ не применяется.
На практике нередко встречаются злоупотребления со стороны директоров организаций коммерческого характера. В таких случаях ответственности по ст. 285 УК РФ быть не может, поскольку под описание преступления не подходит субъект (он не является представителем власти). Сложность составляет разграничение данного состава преступления и ст. 201 УК РФ (тоже злоупотребление полномочиями в негосударственном образовании) в тех ситуациях, когда фигурантом по делу является руководитель организации, не являющейся по своей сути коммерческой (то есть, действующей не в целях извлечения прибыли).
Когда ответственности не будет вообще
Да, в некоторых ситуациях даже при наличии всех признаков составов преступлений в виде превышения или злоупотребления должностными полномочиями результатом рассмотрения вопроса о виновности может стать полное освобождение лица от уголовного преследования. Так, если будет доказано, что сотрудник действовал из-за соображений безопасности других людей, общества или государства в целом, то он не может быть привлечен к уголовной ответственности.
Если представитель власти действует по приказу, который он воспринимает как законный, ответственности также не будет.
Мы подробно рассмотрели в данной статье нюансы, связанные с такими квалификацией должностных преступлений. Еще раз обратим внимание на то, что ответственность за такие деяния несет только представитель власти, который в момент совершения был наделен полномочиями. Если доказательств наделения лица служебными обязанностями нет, то преступление вменяется виновному как частному лицу.
Разграничение злоупотребления должностными полномочиями (Ч. 1 ст. 285 УК РФ) и превышения должностных полномочий (Ч. 1 ст. 286 УК РФ) Текст научной статьи по специальности « Право»
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисов Игорь Дмитриевич
Данная статья посвящена анализу составов таких должностных преступлений как злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий. Выделены общие составляющие в данных составах. Однако основное внимание обращено на определение критериев, по которым представлялось бы возможным разграничить данные преступления для более эффективной реализации правоприменительной функции.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Борисов Игорь Дмитриевич
Текст научной работы на тему «Разграничение злоупотребления должностными полномочиями (Ч. 1 ст. 285 УК РФ) и превышения должностных полномочий (Ч. 1 ст. 286 УК РФ)»
было совершено подростком, находившимся в состоянии опьянения. Несовершеннолетний, полагаясь на свои силы, уверен, что в полном состоянии после даже небольшого количества алкогольного продукта быстро и адекватно принимать решения. Но научно доказано, что даже малая доля алкоголя притупляет сознание человека, особенно несовершеннолетних, чей организм еще формируется.
1. Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 года №1734-р.
2. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. N 864.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 20 декабря 2001 года N 195-ФЗ.
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации 21 октября 1994 года №51-ФЗ.
5. Уголовный КодексРоссийской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ.
6. Решение заседания Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения от 31 августа 2017года.
7. Анисимов А.Г. «Молодежная корыстно-насильственная преступность». Москва: Юрлитинформ, 2013-168 с.
8. Фурманов И.А. «Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция» Санкт-Петербург: Речь, 2007. 480 с.
9. Агильдин В.В., Ишигеев В.С. «Профилактика преступлений: история, теория, практика». Учебное пособие. – Иркутск: БГУЭП, 2010. 83 с.
10. Натанзон Э.Ш. «Трудный школьник и педагогический коллектив». Москва: Просвещение, 1984. с. 96.
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ (Ч.1 СТ.285 УК РФ) И ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ (Ч.1 СТ.286 УК РФ)
Борисов Игорь Дмитриевич – студент, юридический факультет, Юридический институт (филиал) Санкт-Петербургский университет прокуратуры Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
Аннотация: данная статья посвящена анализу составов таких должностных преступлений как злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий. Выделены общие составляющие в данных составах. Однако основное внимание обращено на определение критериев, по которым представлялось бы возможным разграничить данные преступления для более эффективной реализации правоприменительной функции.
Ключевые слова: должностное лицо, состав преступление, разграничение составов, злоупотребление полномочий, превышение полномочий.
Одной из актуальных проблем уголовного права на данный момент является сложность разграничения таких смежных составов преступления, как: злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) и превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ).
Для начала, представляется необходимым в отдельности кратко разобрать каждый из вышеперечисленных составов преступления, а именно определить их объект, субъект, объективную и субъективную стороны [6].
Злоупотребление должностными полномочиями – ч.1 ст.285 УК РФ.
Основным непосредственным объектом такого состава преступления, как злоупотребление должностными полномочиям, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование определенной ветви государственной или муниципальной власти, конкретного государственного или муниципального органа, определенного государственного или муниципального учреждения, государственной корпорации, государственной компании, государственного и муниципального унитарного предприятия, акционерного общества, контрольный пакет акций которого принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, органа управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Российской Федерации [4].
Переходя к определению объективной стороны данного преступления, стоит отметить, что по конструкции данный состав является материальным, а значит обязательными признаками объективной стороны будут являться: общественно опасное деяние, общественно опасные последствия, причинно-следственная связь.
Общественно опасным деянием ч.1 ст.285 УК РФ признается совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий (использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы). Оно может быть выраженно как действием, так и бездействием должностного лица.
Общественно опасным последствием является существенное нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (авторитета власти).
Причинно-следственная связь заключается в том, что именно конкретное действие или бездействие лица, закрепленное диспозицией рассматриваемой статьи, предшествовало наступлению выше указанных общественно опасных последствиях, содержало в себе реальную возможность их наступления, и явилось главной и решающей причиной наступления последствий.
Субъект состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ, специальный. Это означает, что помимо общих признаков субъекта (физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет) необходимо наличие установленных законом специальных признаков.
Специальными признаками субъекта злоупотребления должностными полномочиями являются признаки должностного лица. В уголовном законе они указываются, как: «лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации»[1].
Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления выражена в форме прямого и косвенного видов умысла. Однако помимо вины, как основного признака данного элемента преступления, обязательным признаком является мотив.
Уголовный закон относит к факторам, побуждающим лицо совершить данное преступление, корысть и иную личную заинтересованность.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», под корыстной заинтересованностью
следует понимать стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).
Под иной заинтересованностью следует понимать любую выгоду неимущественного характера (незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе). Однако личная заинтересованность не всегда связана со служебной сферой деятельности, она может выражаться в таких побуждающих факторах как ревность, зависть и др.
Превышение должностных полномочий – ч.1 ст.286 УК РФ
Останавливаться на объекте состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ представляется необязательным, так как он полностью совпадает с объектом преступления, рассмотренным выше.
По конструкции объективной стороны состав материальный, а значит обязательными признаками, наравне с ч.1 ст.285 УК РФ, будут являться: общественно опасное деяние, общественно опасные последствия и причинная связь [5].
Деяние представляет собой совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий. Из диспозиции статьи следует, что деяние может быть совершенно исключительно в форме действия.
Общественно опасным последствием является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Причинная связь выражена в аналогичных с предыдущим составом преступления признаках.
Субъект преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ специальный. В данном случае исполнителем преступления может признаваться только должностное лицо, признаки которого указаны в законе и были выше перечислены при анализе состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ.
Субъективная сторона превышения должностных полномочий выражена в прямом и косвенном умысле. Иных обязательных признаков субъективной стороны данного состава преступления уголовный закон не предусматривает.
Разграничение злоупотребления должностными полномочиями (ч.1 ст.285 УК РФ) и превышения должностных полномочий (ч.1 ст.286 УК РФ).
Рассмотрев в отдельности каждый из составов преступления, представляется возможным разграничить их в раздельности по всем элементам, и на основе этого, обобщив результаты, прийти к выводу относительно критериев разграничения составов преступления, предусмотренных ч. 1 ст.285 УК РФ и ч.1 ст.286 УК РФ.
Как уже было отмечено, объект и субъект рассматриваемых преступлений аналогичный.
Первое же различие данных составов преступления состоит в таком элементе как объективная сторона, а именно в таком признаке, как общественно опасное деяние.
Если общественно опасные последствия в обоих случаях схожи, то в деянии законодатель установил принципиальное различие. Так, если злоупотребление должностными полномочиями (ч. 1 ст.285 УК РФ) может быть совершено в форме как действия так и бездействия, то превышение должностных полномочий (ч. 1 ст.286 УК РФ) это всегда активные действия, явно выходящие за пределы его полномочий (относятся к полномочиям другого должностного лица; могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств; совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать) [2].
Кроме того, важным критерием является то, что при совершении преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, виновный использует один из трех видов должностных полномочий, а при превышении – соответствующее положение.
Иными словами, должностное злоупотребление – это действия или бездействие, которые формально входят в круг полномочий виновного, однако которым последний пытается придать «законный вид».
Должностное превышение совершается, когда виновный не задействует своих полномочий, а посягательство на соответствующий объект уголовно-правовой охраны становится возможным либо существенно облегчается благодаря служебному положению [3].
Формально, диспозицию ст.286 УК РФ может выполнить и общий субъект преступления, так как деяние не связано на прямую с его должностными полномочиям, однако обладание виновным отличительного статуса существенно облегчает совершение преступления, что свидетельствует о более высокой общественной опасности деяния. Напротив, формулировка диспозиции ч.1 ст.285 УК РФ наглядно демонстрирует, что данное преступление даже «де факто» не может совершаться не должностным лицом (невозможно не имея служебных полномочий, использовать их).
Субъективная сторона в обоих преступлениях выражена умышленной формой вины (прямой и косвенный умыслы).
Однако ч.1 ст.285 УК РФ, предусматривает мотив (корысть или иная личная заинтересованность (имущественный и не имущественный мотивы)) как обязательный признак субъективной стороны преступления, в отличии от ч.1 ст.286 УК РФ.
В свою очередь, превышение должностных полномочий является так называемым «без мотивным преступлением», то есть для квалификации наличие или отсутствие мотива никакой роли не играет.
Однако мотив, как явный критерий разграничения данных составов, является весьма условным, ведь если любое злоупотребление должностными полномочиями (ч.1 ст.285 УК РФ) совершается только при наличии мотива (корысть или иная личная заинтересованность), то превышение должностных полномочий (ч. 1 ст.286 УК РФ) может совершаться как при наличии вышеуказанного мотива, так и при его отсутствии. Иными словами оба преступления могут быть совершенны, к примеру, из корыстных побуждений, что делает мотив, как критерий разграничения, весьма относительным.
Проанализировав составы преступления, предусмотренные ч. 1 ст.285 УК РФ и ч.1 ст.286 УК РФ, можно сделать вывод, что основным критерием разграничения является совершение именно общественно опасного деяния.
В то время как злоупотребление должностными полномочиями представляет собой так называемое «узаконивание» действий или бездействий, внешне попадающих в спектр полномочий виновного, то превышение должностных полномочий основывается, в первую очередь, на должностном положении, которое упрощает совершение противоправных действий, явно не входящих в полномочия виновного лица.
Мотив преступления, как уже говорилось, является условным критерием разграничения. К примеру, совершение злоупотребления должностными полномочиями при отсутствии указанных в законе побуждений вовсе не означает квалификацию как превышение должностных полномочий, а лишь свидетельствует об отсутствии в деянии лица состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст.285 УК РФ.
1. Наумов В.В., Щепотьев А.В. К вопросу об уголовной ответственности по ст. 285
УК РФ // Вопросы экономики и управления. 2017. №1. С. 17-20.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
3. Разграничение злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) / Методические рекомендации – Омск: Омская академия МВД России, 2013 г. 31с.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 07.03.2017).
5. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / под ред. В.П. Ревина. М.: Юстицинформ. 2010. 395 с.
6. Ходжалиев С.А. Понятие состава преступления // Молодой ученый. 2016. №10. С. 1068-1070.
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОШИБКИ Камалтдинова А.Ф.
Камалтдинова Алина Фазътовна – студент, кафедра уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Аннотация: в статье анализируется отечественный институт ошибки в уголовном праве, с момента его первого нормативного закрепления во времена Российской империи до нынешнего положения в национальной правовой системе. Приводится анализ отечественной правовой системы, действующего законодательства в сфере уголовно-правовой ошибки, его недостатки и способы их устранения. Возможность создания нормативной базы, регламентирующей уголовно-правовую ошибку. Указываются вопросы, возникающие при квалификации преступлений с уголовно-правовой ошибкой, а также способы их разрешения.
Ключевые слова: уголовно-правовая ошибка, уголовное законодательство, доктрина, судебный прецедент.
Правовая семья Российской Федерации, несмотря на имеющиеся отличительные черты, все более тяготеет к романо-германской правовой семье, а это значит, что только закон является источником права.
Ни судебный прецедент, ни научная доктрина не может служить источником права, но так ли это на самом деле? Возможно ли все правоотношения регулировать только законом, и к чему это приводит? В настоящей статье мы попытаемся ответить на эти вопросы на примере института ошибки в уголовном праве.
Для правильного понимания современного отношения законодателя и правоприменителя к ошибке в уголовном праве необходимо проследить развитие данного института на протяжении всего развития национально правовой системы.
В отечественной истории одно из ранних упоминаний об ошибке можно встретить в особом Указе от 10 апреля 1716 г., присланном Петром I в Сенат: «Господа Сенат, посылаю Вам книгу «Воинский Устав». И понеже оный хотя с основанием воинских людей, однако же касается и до всех представителей земских, как из оного усмотрите. Того дня, когда напечатают, то разошлите пропорции . также по губерниям и канцеляриям дабы неведением никто не отговаривался» [1, с. 52]. Следовательно указанную норму возможно причислить к юридической ошибке.
Злоупотребление и превышение должностных полномочий: понятия и их отличия с примерами. Ответственность по статье 285 УК РФ
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).В соответствии с действующим уголовным законодательством под злоупотреблением должностными полномочиямипонимается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование определенного звена системы государственной или муниципальной службы.
В качестве дополнительного непосредственного объекта выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, не связанные с интересами государственной службы или службы в органах местного самоуправления.
Объективная сторона преступления предусматривает наличие трех элементов:
1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;
2) причинение таким незаконным использованием служебных полномочий социально опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
3) причинную связь между использованием должностным лицом служебных полномочий вопреки интересам службы и наступлением указанных последствий.
Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) судам следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.
В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют).
Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Использование конкретных служебных полномочий должностного лица следует отличать от злоупотребления служебным положением.
Состав преступления — материальный, оно признается оконченным с момента наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом общественных или государственных интересов.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. Обязательный признак субъективной стороны — мотив: корыстная или иная личная заинтересованность.
Корыстная заинтересованность состоит в стремлении должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).
Под иной личной заинтересованностью согласно п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» следует понимать стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285, специальный: должностное лицо, не относящееся к категории лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации или субъекта Федерации либо должность главы органа местного самоуправления.
Квалифицирующие признаки:деяние,совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления; деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия (Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным частью 3 статьи 285 УК РФ и пунктом “в” части 3 статьи 286 УК РФ, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.).
Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Под превышением должностных полномочий понимается совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 286 УК РФ). Основной непосредственный объект общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование определенного звена системы государственной или муниципальной службы. В качестве дополнительного непосредственного объекта могут быть права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства. Кроме того, в ч. 3 ст. 286 УК РФ дополнительным объектом является здоровье граждан. В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
Объективная сторона преступления, изложенного в ч. 1 ст. 286 УК РФ, состоит из следующих трех элементов: совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; наличие последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; причинная связь между действиями должностного лица и наступлением указанных последствий.
Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого или косвенного умысла. Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286, специальный: должностное лицо, не занимающее государственную должность Российской Федерации или субъекта Федерации либо должность главы органа местного самоуправления.
Квалифицированный состав преступления установлен в ч. 2 ст. 286. Квалифицирующими признаками являются совершение превышения должностных полномочий: лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации; лицом, занимающим государственную должность субъекта Федерации; главой органа местного самоуправления. Особо квалифицированный состав преступления содержится в ч. 3 ст. 286 — деяния, предусмотренные ч. 1,2 ст. 296 УК РФ, если они совершены: с применением насилия или с угрозой его применения; с применением оружия или специальных средств; – с причинением тяжких последствий.
Под применением насилия при превышении должностных полномочий понимается физическое воздействие на потерпевшего путем причинения побоев, вреда здоровью, физической боли, а также лишение его свободы.
Важной проблемой определения состава злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий является определение субъекта преступления. Затруднения эти касаются квалификации действий должностного лица, когда оно совершает недолжностное преступление, разграничения составов преступлений при злоупотреблении и превышении должностных полномочий между собой. Немало вопросов связано с квалификацией соучастия в должностном преступлении, когда одним из виновных является недолжностное лицо. Центральным вопросом при рассмотрении составов злоупотребления и превышения должностных полномочий является определение субъекта – должностного лица. Необходимо отметить, что помимо общих признаков – достижения возраста уголовной ответственности (16 лет) и вменяемости (ст. ст. 19 – 20 УК РФ) в примечании 1 к ст. 285 УК РФ указаны дополнительные признаки, необходимые для признания лица субъектом рассматриваемых преступлений. Их можно разделить на функциональные и локальные. Функциональные включают основные направления деятельности, перечень прав и обязанностей. Локальные указывают на статус органов или учреждений, где данное лицо осуществляет свою деятельность.
Злоупотребление должностными полномочиями по ст. 285 УК РФ
К сожалению, преступления в нашем обществе в настоящее время – не редкость. Но особенное негодование вызывают противоправные деяния, подкрепленные властью, которой государство наделяет своих представителей, чтобы решать задачи управления, а не потворствовать своим личным интересам. Одно из этих преступлений – злоупотребление должностными полномочиями, наказуемое по ст. 285 УК РФ.
Основные нюансы квалификации этих деяний описаны в Постановлении Пленума ВС РФ № 19 от 16.10.2009 (далее ППВС № 19).
Состав преступления
Под этим термином понимается совокупность обязательных и факультативных элементов, необходимых для наступления уголовной ответственности. Обязательных элементов всегда 4.
1. Субъект
Субъект любого преступления – это человек, обладающий всеми необходимыми характеристиками, чтобы понести ответственность за конкретное преступление.
По ст. 285 УК РФ субъект, помимо общих требований к возрасту (с 16 лет) и вменяемости, должен отвечать специальным, т. е. отвечать может исключительно должностное лицо. Кто расценивается как таковое – описано в Примечании 1 к ст. 285, ниже мы раскрываем это понятие.
Должностное лицо
К должностным причисляют лиц:
- Постоянно, временно, по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти.
Таковыми будут лица, имеющие по службе распорядительные (властные) полномочия в отношении людей, не находящихся от них в какой-либо зависимости, право принимать обязательные для исполнения всеми решения (например, привлечь к ответственности, дать обязательное для исполнения указание и пр.). К этим лицам относятся полицейские, прокуроры, судьи, следователи СК и многие иные. - Выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции:
- в государственных органах;
- органах местного самоуправления;
- государственных и муниципальных учреждениях, к примеру, здравоохранения, образования, культуры (ГБУЗ, ГБОУ, МБУК и т.д.);
- госкорпорациях («Роснано», Фонд реформирования ЖКХ, «Ростех», «Росатом» и др.);
- гос. компаниях (ОАО «РЖД», ПАО «Сбербанк», ПАО «Аэрофлот», ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть» и многие другие);
- государственных (ВГТРК, Гознак и др.) и муниципальных унитарных предприятиях (МУПах);
- акционерных обществах, контрольным пакетом акций которых владеет РФ, ее субъекты или муниципальные образования;
- Вооруженных силах, войсках и воинских формированиях России.
К организационно-распорядительным могут относиться следующие функции:
- руководство коллективом, формирование кадрового состава, распределение обязанностей, привлечение к дисциплинарной ответственности, поощрение работников;
- принятие юридически значимых решений, например выдача больничного, оценки за экзамен, какого-либо разрешения, свидетельства о прохождении учебы и пр.
К административно-хозяйственным функциям можно отнести полномочия распоряжаться деньгами, имуществом органа, организации, учреждения и др.
Подлежит ли человек привлечению как должностное лицо – всегда определяется посредством изучения внутренних документов органа или организации: устава, положений, личных трудовых договоров и обязанностей этого человека по службе.
2. Субъективная сторона
Это внутреннее отношение преступника к содеянному. Для ст. 285 УК РФ это вина в форме умысла.
Умысел в данном случае может быть как прямой, так и косвенный:
- При прямом умысле для должностного лица очевидно, что его действия/бездействие опасны для общества, повлекут негативные последствия, наступления которых он ждет.
- Косвенный умысел отличается тем, что виновный не желает, чтобы наступили опасные последствия, но предполагает, что они могут или должны последовать, либо ему это безразлично.
Мотивы совершения
Обязательным элементом для субъективной стороны злоупотребления полномочиями выступают мотивы совершения. Для ответственности по ст. 285 УК РФ это должен быть 1 из 2 вариантов:
- Корысть – получение в результате преступных действий каких-либо материальных благ, выгод, преимуществ себе или другим людям. Например, необоснованное получение льгот, избавление от материальных обязательств и т. д. Это не должно быть связано с безвозмездным противозаконным обращением чужого имущества в свою пользу (хищением).
- Иная личная заинтересованность – стремление должностного лица получить нематериальную выгоду, вызванное такими побуждениями, как желание завуалировать свой непрофессионализм и некомпетентность, скрыть допущенные ошибки, нарушения, приукрасить реальное состояние дел, карьеризм, семейственность, получить поддержку в чем-то и пр.
3. Объект
Объект преступления – та сфера отношений, которой преступное деяние наносит вред.
Злоупотребление полномочиями по ст. 285 УК РФ – это преступление, посягающее на интересы госслужбы, подрывающее нормальное законное функционирование органов, учреждений, организаций, предприятий государства или муниципалитетов.
Уголовная ответственность установлена в целях защиты граждан от коррупционных проявлений и прочих противоправных деяний, совершаемых должностными лицами по службе.
4. Объективная сторона
Этот элемент определяет конкретные действия/бездействие, преследуемые по УК. Статьей 285 УК РФ наказуемы действия, отвечающие сразу нескольким признакам.
Использование полномочий вразрез с интересами службы
Это условие означает, что должностное лицо реализует свои полномочия не в целях выполнения поставленных задач. Его действия не обусловлены служебной необходимостью, противоречат требованиям к органам и учреждениям, в которых он наделен соответствующими полномочиями.
Ответственность может наступать и за умышленное невыполнение обязанностей, а также за протекционизм – противоправную «помощь», например, в приеме на работу, повышении или передвижении по службе, избавлении от обязанностей и ином покровительстве.
Как злоупотребление полномочиями будут квалифицироваться действия виновного, когда он из корыстной или иной личной заинтересованности совершает действия, на которые имеет право, исходя из предоставленных полномочий. При этом для совершения этих действий не имелось обязательных условий.
Как пример можно привести фиктивное трудоустройство человека, в действительности не работающего; выдачу разрешения/лицензии, предоставление права без проведения обязательных для этого процедур: экзамена, проверки; направление подчиненных для проведения работ в личных целях (ремонт, уборка, садовые работы) и пр.
Если должностное лицо пользуется не своими полномочиями по службе, а отношениями, сложившимися в ходе нее (связи, авторитет, знакомства и пр.), по ст. 285 УК РФ он отвечать не будет.
Результат действий
Необходимый элемент объективной стороны – наступление последствий в результате преступления в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства.
Другими словами, это преступление с материальным составом. Совершение действий, формально подходящих под черты наказуемых по ст. 285 УК РФ, но не повлекших за собой таких последствий, по этой статье не преследуется и может повлечь иной вид ответственности, например дисциплинарную или административную.
Как существенное нарушение прав граждан или организаций расценивается нарушение прав, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ. Это может быть, к примеру, нарушение права на неприкосновенность жилища, доступ к правосудию, тайну переписки, на уважение семейной и личной жизни и т. д.
При оценке нарушения как существенного принимается во внимание:
- степень отрицательного воздействия преступления на нормальную деятельность организации;
- величина и характер ущерба;
- количество пострадавших и пр.
Под нарушением законных интересов граждан или организаций подразумевается, в частности, создание препятствий в удовлетворении их законных потребностей. К примеру, создание должностным лицом препятствий к предусмотренному законом праву на выбор юридического лица для сотрудничества и т. п.
Причинно-следственная связь
Следующая необходимая черта объективной стороны – причинно-следственная связь между преступлением и наступившими негативными последствиями.
Если действия обладали признаками злоупотребления служебными полномочиями, но причиной негативных последствий явились не они, уголовная ответственность по ст. 285 УК РФ исключена.
Некоторые особенности
- Злоупотребление полномочиями, совершенное должностным лицом для ликвидации непосредственной опасности для личности, интересов общества и государства, когда ее нельзя было устранить другим способом, не наказуемо по ст. 285 УК РФ (если лицо не превысило пределы крайней необходимости (ст. 39 УК РФ).
- Не наказываются по рассматриваемой норме деяния, связанные с использованием должностных обязанностей, повлекшие негативные последствия, если они совершены по обязательному для исполнения этим лицом приказу или распоряжению (ст. 42 УК РФ).
- Лицо, злоупотребившее полномочиями во исполнение очевидного для него незаконного приказа, несет ответственность на общих основаниях. Издавший такой приказ при определенных обстоятельствах может отвечать по ст. 285 за соучастие в качестве подстрекателя или организатора этого преступления (ч. 3 или 4 ст. 33 УК РФ).
- Должностное лицо, издавшее заведомо противоречащий закону приказ подчиненному, для которого его незаконность не была очевидна, отвечает как исполнитель преступления.
Наказание
Статья 285 УК РФ включает 3 части, по которым наказывается совершение «простого», без отягчающих ответственность признаков злоупотребления полномочиями, квалифицированного и особо квалифицированного.
Наказание за «простое» злоупотребление
К должностному лицу, злоупотребившему полномочиями, в отсутствие отягчающих ответственность признаков могут применяться следующие виды наказания:
- Штраф:
- до 80 тыс. руб.;
- в размере всех доходов осужденного, которые он получит за период до полугода.
- Лишение права занимать должности и вести деятельность, определенными судом в приговоре, до 5 лет.
- Принудительные работы до 4 лет.
- Арест от 4 месяцев до полугода.
- Заключение в тюрьме до 4 лет.
Такие пределы очерчены в части 1 ст. 285 УК РФ.
Квалифицированный состав
По ч. 2 анализируемой статьи за злоупотребление предоставленными по службе полномочиями отвечают лица, замещающие исключительно названные в них должности:
- Государственные должности РФ – учрежденные Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами для реализации полномочий госорганов.
- Государственные должности субъектов РФ – устанавливаемые уставами или конституциями этих субъектов для непосредственного исполнения полномочий госорганов.
- Глав органов местного самоуправления (глав муниципальных образований).
Занятие этими лицами указанных постов – квалифицирующий признак, усиливающий степень ответственности по ст. 285.
Такое преступление может повлечь:
- Штраф:
- 100–300 тыс. руб.;
- в размере заработка за 1–2 года.
- Принудительные работы до 5 лет.
- Тюремное заключение до 7 лет.
К последним двум видам на усмотрение суда может также применяться дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности и вести деятельность на период до 3 лет.
Особо квалифицированный состав
Особо квалифицирующий признак злоупотребления должностным лицом своими полномочиями – наступление тяжких последствий.
В качестве примеров таких последствий ППВС № 19 называет крупные аварии, длительную остановку производства, значительный материальный ущерб, гибель кого-либо, самоубийство и пр.
Такие результаты преступления влекут более строгое наказание: полную изоляцию от общества продолжительностью до 10 лет.
Дополнительное наказание, аналогичное применяемому по второй части, назначается обязательно.
Тяжесть и давность
Самый суровый вид наказания, применяемый по ст. 285 УК РФ, – лишение свободы. Но ее максимальные пределы в каждой части статьи различны, и, как следствие, различны категории степени тяжести предусмотренных преступлений и сроки давности привлечения за них к ответственности.
Часть ст. 285 УК РФ | Максимальный срок лишения свободы | Степень тяжести | Срок давности с момента совершения |
---|---|---|---|
1 | 4 года | средней тяжести | 6 лет |
2 | 7 лет | тяжкое | 10 лет |
3 | 10 лет | тяжкое | 10 лет |
Судебный штраф по ст. 285
Законодатель относительно недавно ввел в УК РФ статью, позволяющую виновному получить освобождение от уголовной ответственности с назначением не наказания за преступление, а иной меры уголовно-правового характера – судебного штрафа при выполнении нескольких условий.
Одно из условий – содеянное должно быть либо небольшой, либо средней тяжести.
Исходя из вышеприведенной таблицы, можно констатировать, что при соблюдении всех условий ст. 76.2 УК РФ прекращение уголовного дела с судебным штрафом возможно исключительно в отношении лица, совершившего преступление по ч. 1 ст. 285 УК РФ.
Например, освобождено от ответственности должностное лицо одного из ФБУ, в результате действий которого нескольким сотрудникам учреждения неправомерно начислялась заработная плата за счет бюджетных средств, чем причинен внушительный ущерб. Сумма назначенного судебного штрафа составила 40 тыс. рублей.
Подследственность
По правилам подследственности, рассмотрение сообщений о злоупотреблении служебными полномочиями по ст. 285 УК РФ и расследование уголовных дел об этих преступлениях входят в компетенцию следователей Следственного комитета РФ.
На основании ч. 5 ст. 151 УПК РФ расследованием таких преступлений могут заниматься и следователи органа, который выявил их, – ФСБ или МВД.
Но и здесь есть свои исключения: если привлекаемое к ответственности должностное лицо – сотрудник СК, ФСБ, службы внешней разведки, ФСО, полиции, прокуратуры, суда, УФСИН, таможни, относится к гражданскому персоналу вооруженных сил, является военнослужащим или депутатом и т. д., уголовные дела в отношении него, в том числе и по рассматриваемой статье, вправе расследовать исключительно следователи СК РФ.
Отличие от схожих деяний
УК включает в себя ряд статей, по которым преследуются деяния, на первый взгляд схожие со злоупотреблением полномочиями по ст. 285 УК РФ.
В первую очередь это преступление по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Основное отличие этих деяний состоит в объективной стороне. Если при злоупотреблении лицо использует имеющиеся у него полномочия, то при превышении его действия выходят за рамки.
Отличие деяния по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» от статьи со схожим названием под номером 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» состоит в объекте преступного посягательства и субъекте.
Первое преступление посягает на нормальную деятельность государственного аппарата, а второе вредит интересам службы в негосударственных коммерческих и прочих организациях. Отсюда и различие в субъекте. Отвечать по ст. 285 может только должностное лицо, признаки которого описаны выше, а по ст. 201 – лицо, выполняющее в такой организации управленческие функции.
Примеры из практики судов
Анализ приговоров судов общей практики и изучение обобщений судебной практики показывают, что разнообразны как сферы, в которых работают должностные лица, привлекаемые к ответственности по ст. 285 УК РФ, так и вменяемые им действия.
Вот лишь несколько примеров:
- Бывший заместитель начальника отдела уголовного розыска одного из районных отделов полиции осужден за передачу сведений, к которым он имел доступ, своему знакомому.
- Инспектор ГИБДД – за организацию действий по получению водительского удостоверения без фактической сдачи экзамена и проверки знаний и навыков.
- Глава администрации сельсовета – за то, что подписал акты выполненных работ и справки об их стоимости, когда они были не выполнены полностью. Это стало причиной незаконного перечисления бюджетных денег исполнителю работ.
- Сотрудник исправительного учреждения – за непринятие мер по изъятию средств связи у осужденного и обеспечению установленного законом порядка отбывания наказания.
- Участковый уполномоченный полиции – за составление объяснений от имени заявителя и лица, в отношении которого было написано заявление о привлечении к уголовной ответственности. На основании заявления он же впоследствии принял незаконное решение об отказе в возбуждении дела, укрыв тем самым преступление от учета.
- Главный лесничий – за непринятие мер по предотвращению незаконной вырубки лесных насаждений, о которой ему было достоверно известно, и укрытие этого факта от надзирающего органа.
- Судебный пристав-исполнитель – за сокрытие от взыскателя информации о наличии у должника имущества, за счет которого может быть погашена задолженность, и последующее внесение заведомо ложных сведений в справку регистрирующего органа.
- Судебный пристав-исполнитель – за составление фиктивных документов о невозможности взыскания задолженности.
- Директор школы – за фиктивное трудоустройство рабочего по ремонту и присвоение впоследствии начисленной ему заработной платы.
- Государственный ветеринарный инспектор – за выдачу ветеринарных свидетельств об осмотре животных, необходимых для перевозки и реализации мясной продукции, без его фактического проведения.
Эти примеры в основном имели место до начала практики освобождения от уголовной ответственности с судебным штрафом. В настоящее время этот институт применяется все чаще.
Заключение
В первую очередь это преступление свидетельствует о том, что к власти по ошибке или недоразумению допускаются недостойные люди и следует активно фильтровать тех, кому государство доверяет действовать от своего имени.