Что такое МСП в закупках: кто относится к этой категории, как подтвердить статус, как проводятся торги?

Поддержка МСП по 223-ФЗ

Малый и средний бизнес — основа экономики развитых стран. В России доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в экономике значительно ниже, чем в западных странах. Зная об этом, российское государство приняло законодательные меры для помощи российскому малому бизнесу.

Государство оказывает малому и среднему бизнесу поддержку с помощью преференций в государственных закупках, которые регулируются законом № 44-ФЗ, и закупках государственных компаний, которые регулируются законом № 223-ФЗ. В частности, государственные корпорации обязаны отдавать 18% годового объема своих закупок малому и среднему бизнесу, из которых 10% должны быть распределены по итогам закупок, в которых принимает участие только малый и средний бизнес.

По данным Минэкономразвития, в 2015 году число госконтрактов, заключенных с малым и средним бизнесом, выросло на 41% и составило более чем 876 тыс., а сумма контрактов – на 40,6%, до 488 млрд. руб. В первом полугодии 2016 года в качестве оплаты только по прямым контрактам малому бизнесу было направлено около 258 млрд. рублей, что на 32% превышает аналогичный показатель 2015 года.

По данным Корпорации МСП, эти квоты в прошлом году были превышены почти в три раза. Общий объем прямых закупок госкорпораций у малого и среднего бизнеса составил более 880 млрд руб., их доля составила 28,2% вместо установленных 10%. По установленной квоте 18% закупки составило около 1,3 трлн руб. При этом ассортимент закупок у МСБ за прошлый год расширился с 8 тыс. номенклатурных позиций до 99,5 тыс. позиций.

  • Критерий принадлежности к малому бизнесу: годовой оборот до 800 млн руб.
  • Критерий принадлежности к среднему бизнесу: годовой оборот до 2 млрд руб.

По данным реестра субъектов МСП, таких предприятий в РФ 5,7 млн, из них 3 млн — индивидуальные предприниматели (ИП). Как попасть в реестр МСП? Подать данные на портале ФНС

Коммерческий директор B2B-Center Андрей Бойко в коротком обучающем видео расскажет о государственной поддержке малого бизнеса в рамках закупочной деятельности государства и госкомпаний. Что такое «квоты» по закупкам для МСП, как работает этот механизм и насколько реально им воспользоваться компании «со стороны»?

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства размещен на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС России).

В реестр включены сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которые соответствуют условиям отнесения к субъектам МСП, содержащиеся в государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных налогового учета.

Субъекты МСП в заявительном порядке вправе включить в реестр сведения о производимой продукции, об имеющемся опыте участия в закупках, об участии в программах партнерства с крупнейшими заказчиками.

Сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов МСП обновляются ежегодно 10 августа. Часть сведений (о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, об исключении сведений о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, прекративших деятельность, об изменении индивидуализирующих предпринимателя данных, о данных, которые субъект МСП дополнительно вносит в реестр) обновляется ежемесячно.

Поддержка малого и среднего бизнеса по Закону №223-ФЗ

Ключевые механизмы поддержки малого бизнеса заимствованы из контрактной системы. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым во исполнение п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, предусматривает обязанность заказчика разработать, утвердить и опубликовать в единой информационной системе перечень товаров, работ и услуг, закупки которых осуществляются только у субъектов малого и среднего предпринимательства. Этот перечень должен охватывать не менее 10% от совокупного годового объёма закупок заказчика (в стоимостном выражении). Стоит лишь обратить внимание на то обстоятельство, что в рамках контрактной системы схожие преференции предоставляются субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, тогда как в соответствии с Законом № 223-ФЗ они рассчитаны на субъектов малого и среднего предпринимательства.

Способы, которыми проводятся закупки с участием исключительно субъектов малого и среднего предпринимательства, определяет сам заказчик в своём положении о закупках, однако участниками этой категории закупок могут быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства. Если до вступления в силу названного постановления Правительства РФ такое дисквалификационное требование трактовалось ФАС как необоснованное ограничение числа участников закупки и нарушение Закона «О защите конкуренции», то теперь отклонение всех, кто не относится к категории малого и среднего бизнеса, в рамках такой закупки является обязанностью заказчика.

Если продукция, включенная в кратко описанный выше перечень, должна составлять не менее 10% годового объёма закупок заказчика, то всего у малого бизнеса заказчик должен разместить не менее 18% от годового объёма своих закупок.

Предполагается, что оставшиеся 8% будут «добираться» за счёт побед малого бизнеса в обычных закупках, за счёт прямых закупок и за счёт привлечения малых предприятий в качестве субподрядчиков в случаях, когда это условие предусмотрено закупочной документаций и проектом договора.

При расчёте общего объёма закупок — т.е. тех самых 100%, от которых потом нужно будет исчислить 18% и 10% соответственно — заказчик может не учитывать целый ряд закупок, проводимых по Закону № 223-ФЗ, а именно:

  1. закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  2. закупки в области использования атомной энергии;
  3. закупки, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
  4. закупки, которые осуществляются за пределами России и предметом которых является поставка за пределами России;
  5. закупки финансовых услуг, включая банковские услуги, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга, а также услуги, оказываемые финансовой организацией и связанные с привлечением или размещением денежных средств;
  6. закупки, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте договора;
  7. закупки, в отношении которых принято решение Правительства РФ о непубликации информации;
  8. закупки услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);
  9. закупки работ (услуг), выполнение (оказание) которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением и государственным унитарным предприятием;
  10. закупки услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации на объект капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объекта капитального строительства авторами, а также по проведению технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России авторами проектов;
  11. закупки, предметом которых является аренда и (или) приобретение в собственность объектов недвижимого имущества;
  12. закупки энергоносителей;
  13. закупки услуг добычи, хранения, отгрузки (перевалки) и переработки энергоносителей;
  14. закупки подвижного состава и материалов верхнего строения железно- дорожного пути;
  15. закупки результатов интеллектуальной деятельности у поставщика, обладающего исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, удостоверенным право- устанавливающим документом;
  16. закупки услуг в области воздушных перевозок и авиационных работ;
  17. закупки труб большого диаметра, используемых при строительстве магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
  18. закупки товаров, являющихся источником радиоактивной и химической опасности и применяемых для разведки, добычи, транспортировки и переработки сырой нефти и природного газа;
  19. закупки товаров, происходящих из иностранного государства и (или) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами для проведения планового ремонта, технического обслуживания и (или) модернизации импортного оборудования в рамках гарантийных или лицензионных обязательств;
  20. закупки происходящих из иностранного государства товаров и (или) выполняемых (оказываемых) иностранными лицами работ (услуг) в целях реализации шельфовых проектов (при условии невозможности закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства).

В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объём закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчёта указанного объёма, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Поддержку малого бизнеса предполагается реализовывать путём издания субъектами Закона № 223-ФЗ программ партнёрства с такими поставщиками, в которых в числе прочего будут перечислены те виды закупаемой продукции и те категории закупок, к которым будут приглашаться исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП). Такие перечни должны быть составлены с тем расчётом, чтобы доля размещаемых у субъектом МСП заказов год от года постепенно увеличивалась.

Методические рекомендации по реализации программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства содержатся в письме Минэкономразвития России от 01.11.2013 № 23941-ЕЕ/Д28И. Это письмо принято к исполнению пункта 11 плана мероприятий «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2013 г. № 867-р.

В рекомендациях Минэкономразвития России программой партнерства называется «документ заказчика, описывающий комплекс мероприятий, направленных на формирование сети квалифицированных и ответственных партнеров из числа субъектов МСП, поставляющих заказчику товары (выполняющих работы, оказывающих услуги) по прямым договорам и субподрядным договорам 1-го уровня, активное вовлечение в деятельность заказчика инновационных субъектов МСП, а также обеспечение заказчиками содействия в развитии субъектов МСП, являющихся участниками такой программы». Результатами такой программы должно стать, в том числе:

  • увеличение доли закупок заказчиков у субъектов МСП в общем ежегодном объёме закупок заказчиков
  • увеличение доли прямых закупок заказчиков у субъектов МСП в общем ежегодном объёме закупок заказчиков
  • создание системы внедрения и трансфера новых технических и технологических решений субъектов МСП, в том числе направленных на инновационное развитие заказчика и интегрированных в бизнес-стратегию развития заказчика
  • снижение издержек, модернизация технологических и управленческих процессов заказчиков

Пункт 5. Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее чем 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом “б” пункта 4 настоящего Положения, должен составлять не менее чем 10 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. В свою очередь, пп. «б» п. 4 : «участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;»

Читайте также:  Конкурс по 44-ФЗ: сроки проведения, пошаговая инструкция, документы, виды, порядок отмены

То есть, заказчики должны передать 18% стоимости договоров за год субъектом МСП, из которых 10% будут отданы по итогам процедур,проводимых только среди субъектов МСП.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП): основные положения участия в закупках товаров, работ и услуг

К субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) относятся следующие представители:

  • индивидуальные предприниматели;
  • акционерные общества;
  • крестьянские хозяйства;
  • кооперативы;
  • хозяйственные объединения.

В МСП выделяют три категории организаций: микропредприятие, малое и среднее.

Основные показатели деятельности для предприятий МСП

Параметры, по которым бизнес-единица относится к МСП, устанавливают уполномоченные государственные органы.

Основные критерии отбора организаций базируются на выполнении трех параметров:

  • численность работников;
  • доход за истекший отчетный период;
  • учредительный состав.

Номинальные характеристики для трех категорий компаний приведены в таблице в соответствии с законом “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” 209-ФЗ от 27.12.2018 ст. 4.

Категория МСПКоличество работников, человекПрибыль за прошлый период, млн руб.
МикропредприятиеДо 15До 120
Малое предприятиеДо 100До 800
Среднее предприятиеДо 250До 2000

Для всех бизнес-единиц процент участия в уставном капитале предприятия учредителей, не относящихся к МСП, не должен превышать 49%, а доля государственного участия в капитале или управлении компании должна составлять не более 25%.

Статус МСП: как получить или подтвердить

В соответствии с законом 209-ФЗ ст. 4.1 статус МСП подтверждается путем получения выписки из единого реестра малого и среднего предпринимательства.

ФНС вносит данные в реестр один раз в год на основании отчетов ЕГРЮЛ и ЕГРИП, деклараций о доходах, численном составе работников, информации государственных органов и налоговых служб.

Предприятия, созданные после указанного срока и соответствующие критериям присоединения к субъектам малого бизнеса, могут подать заявку в ФНС для внесения в реестр самостоятельно. Информация об организации будет внесена работниками фискальной службы вручную.

Закупки у МСП и допустимый объем

Субъекты МСП, производящие продукты или услуги, участвуют в системе закупок. Правительством РФ в Постановлении №1352 от 15.11.2017 установлен определенный состав предприятий, которые обязаны покупать продукцию у малого бизнеса. К ним относятся:

  1. Организации без статуса МСП, но с годовой прибылью за истекший календарный период более 500 млн рублей.
  2. Кредитные структуры без статуса МСП, обладающие материальным и нематериальным имуществом на сумму более 500 млн рублей.
  3. Государственные и некоммерческие организации, осуществившие закупки за отчетный календарный период на сумму более 250 млн рублей.

Основные способы закупок у МСП

Закупки у единиц малого бизнеса осуществляются двумя способами: конкурентным и неконкурентным.

Второй вид ориентирован только на одного поставщика товаров и услуг на рынке.

C 1 января 2019 года в соответствии с законом 44-ФЗ ст. 112 п. 43.2, ст. 24 п. 2 конкурентные закупки осуществляются только в электронном виде на интернет-порталах и в четырех формах:

  • аукцион;
  • конкурс;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Статьи этого нормативного акта допускают проведение закупок в бумажной форме, но в исключительных случаях. К ним относятся оказание срочной медицинской и гуманитарной помощи, ликвидация последствий ЧС, деятельность на территории иностранного государства, закрытые закупки с единственным поставщиком.

Предварительная аккредитация участников обязательна на всех порталах до подачи заявки. Для этого необходимо предоставить информацию об организации и требуемую сервисом документацию.

Срок оплаты победителем поставленных товаров

К участию в закупках у МСП привлекаются представители как малого и среднего бизнеса, так и более крупные организации.

В случае если предприятие-победитель закупки не является субъектом МСП, срок оплаты регламентируется и прописывается в договоре с заказчиком или иной закупочной документации и составляет не более 30 дней.

Гарантии для заказчика по выполнению контракта

В соответствии с требованиями закона 44-ФЗ от 30.10.2018 ст. 44 п. 2 заказчик при заключении договора на поставку товаров, выполнения работ или услуг в договоре должен указать требования обеспечения контракта. Выполнение обязательств может быть подтверждено переводом денежных средств на специальный счет или банковской гарантией.

Правительством РФ в указе от 13.07.2018 №1451-р определен действительный перечень банков, обеспечивающих надежность операций при закупках у МСП.

Если в договоре установлено требование выплаты аванса, он не должен превышать 30% стоимости контакта. В противном случае учитывается как его обеспечение.

Участник закупки, выигравший контракт и предложивший его стоимость на 25% и более ниже начальной, устанавливает обеспечение, превышающее в полуторном размере обеспечение, установленное для проведения этого конкурса (44-ФЗ ст. 37 п. 1 и 2).

Что значит СМП по 44-ФЗ и что нужно знать об их участии в госзакупках

Как показывает практика, подавляющее большинство участников закупок относятся к категории субъектов малого предпринимательства. В этой статье мы расскажем о том, что представляет собой данная категория, кто к ней относится и о каких нюансах участия СМП в закупках необходимо знать.

Что это такое: расшифровка

СМП – по 44-ФЗ это сокращенное название субъектов среднего и малого предпринимательства. Категории СМП определяются статьей 4 настоящего Закона.

Кто относится к этой категории?

Согласно действующему законодательству к данной категории предпринимателей относятся хозяйствующие субъекты (ИП и юрлица), в соответствии с 209-ФЗ от 24 июля 2007 «О развитии среднего и малого предпринимательства в РФ» имеют статус малого (в том числе и микро-) или среднего предприятия.

Что нужно знать об участии СМП в госзакупках?

В отношении участия СМП в муниципальных или государственных закупках существует несколько нюансов, о которых следует знать, а именно:

  • категория СМП устанавливается в соответствии с наибольшим по значению условием (стоимость активов или численность сотрудников).
  • категория СМП может быть изменена лишь в том случае, если предельные значения стоимости активов или численности работников выше или ниже указанных предельных значений на протяжении трех календарных лет.
  • вновь созданные компании или вновь зарегистрированные ИП и крестьянские хозяйства в течение года регистрации могут быть отнесены к СМП, если их показатели средней численности сотрудников, выручки от реализации товаров или балансовой стоимости активов не превышают установленных пороговых значений.
  • предельный размер НМЦК при размещении заказа для СМП составляет 20 миллионов рублей.
  • в отношении участников торгов, которыми могут быть только СМП, в извещениях о проводимых закупках устанавливается ограничение, вследствие которого участники закупок обязаны в собственных заявках на участие декларировать свою принадлежность к данной категории.
  • сумма обеспечения заявки на участие в закупке у СМП не может быть более 2% НМЦК.

Условия

Согласно действующему законодательству субъекты среднего и малого предпринимательства должны соответствовать следующим условиями:

  • суммарная доля участия Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, религиозных и общественных организаций, благотворительных и других фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов, а суммарная доля участия иностранных юрлиц, а также суммарная доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, не являющимся СМП, не должна превышать 49 процентов.
  • средняя численность сотрудников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности сотрудников для каждой категории СМП:
    • для микропредприятий – до 15 человек;
    • для малых предприятий – до 100 человек включительно;
    • доя средних предприятий – до 250 человек включительно.
  • выручка от реализации товаров, услуг или работ без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должны превышать пороговые значения, определенные Правительством РФ для каждой категории СМП:
    • для микропредприятий –120 миллионов рублей;
    • для малых предприятий – 800 миллионов рублей;
    • доя средних предприятий – 2 миллиарда рублей.

Объем закупок у СМП по 44-ФЗ

Согласно действующему законодательству в рамках части 1 статьи 30 Закона 44-ФЗ государственные и муниципальные Заказчики обязаны размещать заказы у СМП в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного в на основании части 1.1 настоящей статьи.

При этом в расчет совокупного объема закупок не включаются закупки:

  • услуг по кредитованию;
  • для обеспечения безопасности государства и обороны страны;
  • у единственного поставщика;
  • работ в области атомной энергетики;
  • осуществляемые закрытыми способами.

Как проводится закупка: способы

Закупки у предприятий, имеющих статус СМП, могут осуществляться посредством проведения:

  • конкурса: открытого, двухэтапного или с ограниченным участием;
  • запроса: котировок или предложений;
  • электронного аукциона.

Перечень закупок

Вопреки распространенному мнению, перечня закупок, которые должны производиться у субъектов малого предпринимательства, не существует. В связи с этим у подобного рода предприятий можно закупать любые товары, услуги и работы.

Сроки оплаты

С 1 мая текущего года в силу вступил законопроект, согласно которому оплата контрактов, заключенных в результате проведения закупок среди СМП не должна превышать пятнадцати рабочих дней с момента подписания документа о приемке.

Исключение составляют лишь случаи, когда в целях обеспечения обороноспособности или безопасности страны Правительством РФ установлены иные сроки оплаты по контракту.

Обеспечение контракта

Согласно действующему законодательству сумма обеспечения контракта устанавливается в пределах 5-30 процентов его стоимости. Однако Заказчик имеет законное право не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, если закупка осуществляется среди предприятий, имеющих статус СМП.

Декларация СМП по 44-ФЗ: образец с 2017 года

Ознакомиться с декларацией о принадлежности предприятия к категории СМП можно по ссылке https://yadi.sk/i/Rle82Bt03KxJME или https://yadi.sk/i/HIVNWbY_3KxJNP.

Закупки у СМП по 223-ФЗ: что нужно знать?

Закон гласит, что в определенных случаях организации обязаны осуществлять закупки у СМП.

С начала текущего года в силу вступила часть 8.1 статьи 3 223-ФЗ, согласно которой Заказчики обязаны руководствоваться законом 44-ФЗ, если:

  • не была выполнена обязанность по осуществлению закупок у средних и малых предприятий в течение календарного года в установленном объеме;
  • была размещена недостоверная информация о годовом объеме закупок у предприятий среднего и малого предпринимательства, включенная в отчет по 223-ФЗ;
  • в ЕИС не был опубликован отчет об объеме закупок у СМП.

Иными словами, при наступлении перечисленных случаев считается, что Заказчиком с 1 февраля очередного календарного года и до его завершения не было размещено положений о закупках, а значит, Заказчик не может руководствоваться 223-ФЗ.

Читайте также:  Банковская гарантия Сбербанка на обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: порядок оформления, необходимые документы

Внимание: В настоящий момент минимальный годовой объем закупок у СМП устанавливается в размере 18% совокупного годового стоимостного объема контрактов, заключенных по результатам закупок.

Согласно действующему законодательству Заказчик должен утвердить перечень продукции, услуг и работ, закупку которых он планирует производить только у предприятий, имеющих статус СМП. Перечень формируется Заказчиком и публикуется в ЕИС и на официальном сайте Заказчика. Составляться перечень должен, как и в планировании – по кодам ОКДП. При этом:

  • при НМЦК до 50 миллионов рублей Заказчик обязан произвести закупку у СМП;
  • при НМКЦ от 50 до 200 миллионов рублей Заказчик имеет право произвести закупку у СМП, но на общих основаниях.

Если же закупка продукции из перечня у СМП признана несостоявшейся, то заказчик имеет право произвести закупку в соответствии с собственным положением о закупке – к примеру, у единственного поставщика.

Важно: Исключения из перечня делать можно.

Постановление №1352 не запрещает вносить в перечень какие-либо изменения, однако порядок корректировки перечня следует прописать в положении о закупке.

Согласно тому же постановлению обеспечение заявки на участие осуществляется по выбору поставщика. Важно отметить, что при осуществлении закупок по перечню закупок сумма обеспечения не может превышать двух процентов от НМЦК. Обязанность уплаты обеспечения заявки для утвержденных участников программы партнерства может быть исключена.

Важно: Постановление №1352 определяет право Заказчика утвердить индивидуальную программу партнерства – документ, описывающий комплекс мер по поддержке участников закупок из категории СМП. На основании данной программы Заказчик формирует собственный реестр СМП, однако проводить торги только среди предприятий-партнеров Заказчик не вправе.

В то же время требование обеспечения исполнения договора может быть установлено в размере аванса или в сумме до пяти процентов НМЦК, если внесение аванса не предусмотрено. Способ обеспечения выбирается поставщиком самостоятельно. При этом участники программы партнерства также могут быть освобождены от обязанности обеспечения договора.

Максимальный срок перевода средств в счет оплаты по договору (отдельному этапу), заключенного в результате проведения закупки только среди предприятий со статусом СМП, составляет 30 календарных дней с момента исполнения обязательств.

Таким образом, для субъектов среднего и малого предпринимательства законодательство предусматривает особые условия участия в торгах. Именно поэтому Заказчикам следует особенно внимательно следить за исполнением требований государства в отношении СМП, прописанных в Законах 44-ФЗ и 223-ФЗ в зависимости от типа проводимых закупок.

Особенности закупок у СМП по 223-ФЗ

Закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ — это конкурентные тендеры, в которых участвуют только представители малого бизнеса. Они проводятся в виде электронного конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений.

Сколько закупают у СМП по 223-ФЗ

В постановлении правительства № 1352 от 11.12.2014 указано, что объем закупок у СМП по 223-ФЗ — минимум 18% от из общей стоимости договоров, которые заключены по результатам торгов. Доля соглашений, которые подписаны по результатам процедур только для СМП, составляет не меньше 15% от этого. Подобный объем указывают и когда составляют закупочный план. Список тендеров, которые не учитывают, указан в п. 7 постановления №1352. Он насчитывает 34 пункта, приведем основные:

  1. Обеспечение обороны и безопасности государства.
  2. Услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению.
  3. Проведение планового ремонта, техобслуживания и модернизации по гарантийным или лицензионным обязательствам.
  4. Услуги подвижной радиотелефонной связи.

Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства включает договоры, которые подписаны по итогам закупок:

  1. Исключительно среди СМП.
  2. Для всех участников, в т.ч. и среди СМП.
  3. Для поставщиков, которые для исполнения контракта привлекают малые компании как субподрядчика.

Отдельные правила установили для заказчиков, которые покупают инновационную и высокотехнологичную продукцию, в т.ч. и у СМП. Годовой объем таких покупок равняется общей стоимости подобных сделок за предшествующий год + 5%. Это количество учитывается и когда планируете закупки.

Как утвердить перечень ТРУ для тендеров у СМП

Утвердите перечень товаров, работ и услуг, которые приобретаете через тендеры, где участвуют только представители малого бизнеса. ТРУ из списка закупайте у других категорий участников только в исключительных случаях, если:

  • СМП не участвуют в закупке;
  • заявки участников закупки, которые относятся к СМП отозваны или не соответствуют требованиям закупочной документации;
  • заявка, которая подана единственным участником из числа малых компаний, не соответствует требованиям закупочной документации;
  • заказчик по положению о закупке решил не заключать договор по итогам тендера.

Эти исключения указаны в п. 21 постановления № 1352.

В перечень закупок у СМП включают информацию из ОКПД-2:

  1. Наименование.
  2. Код, разделы, классы, группы и т.д.
  3. Категории и подкатегории.

Выложите документ в ЕИС и на сайте заказчика. Если предмет сделки продукция из Перечня, а начальная (максимальная) цена договора не больше 200 000 000 рублей, то проводить тендеры для малых компаний — обязанность заказчика. А если цена договора от 200 000 000 рублей до 400 000 000 рублей — это его право.

Как проводить тендер среди СМП

В ст. 3.4 указаны особенности для закупок у СМП по 223-ФЗ 2020 года. В этой норме определены правила закупок для малого бизнеса и сроки для публикации в ЕИС извещения об их проведении. Отразили эти периоды в таблице.

Способ определения поставщикаМинимальный срок для подачи заявокНМЦД
Конкурссемь днейНе больше 30 000 000 рублей
пятнадцать днейБольше 30 000 000 рублей
Аукционсемь днейНе больше 30 000 000 рублей
пятнадцать днейБольше 30 000 000 рублей
Запрос предложенийпять рабочих дней до старта процедурыНе больше 15 000 000 рублей
Запрос котировокчетыре рабочих дняНе больше 7 000 000 рублей

Отменяют процедуры до окончания срока подачи заявок или до заключения договора, если возникли обстоятельства непреодолимой силы. Заказчик вправе в документации о закупке требовать от поставщика обеспечить заявку, если цена договора превышает 5 000 000 рублей. Размер такого обеспечения не превышает 5% от цены договора.

Обеспечение заявки предоставляют в виде банковской гарантии или денег (по выбору участника). Деньги зачисляют на спецсчет, который поставщик открывает в банке из перечня по распоряжению правительства № 1451-р от 13.07.2018. Когда закончился срок приема заявок, банк блокирует эти деньги.

Закупки для малого бизнеса проводятся в электронной форме. Чтобы провести, выбирайте электронные площадки, которые утверждены распоряжением правительства № 1447-р от 12.07.2018 и соответствуют дополнительным требованиям по постановлению правительства № 657 от 08.06.2018. Их всего 8 и это те же площадки, где проходят торги по 44-ФЗ:

  1. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
  2. АО «Единая электронная торговая площадка».
  3. АО «Российский аукционный дом».
  4. АО «ТЭК – Торг».
  5. АО «Электронные торговые системы».
  6. ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов».
  7. ООО “РТС – тендер».
  8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Отклоняйте заявки, в первых частях которых участник прописал сведения о себе, о стоимости или включил цену во вторую часть. Эти правила не применяются в запросе котировок.

Закупки у СМП состоят из таких шагов:

  1. Электронная площадка отправляет заказчику первые, затем окончательные части заявок (если нужно).
  2. Покупатель готовит протокол рассмотрения первых частей и направляет его оператору для размещения в ЕИС.
  3. Оператор сравнивает цены, отправляет эту информацию и вторые части заказчику.
  4. Закупочная комиссия определяет порядковые номера заявкам по убыванию.
  5. Заказчик результаты фиксирует в протоколе о подведении итогов.

Как заключить договор в результате тендера среди СМП

Договор подписывают только в электронной форме на электронной площадке. Представители покупателя и победителя подписывают его усиленной квалифицированной электронной подписью. Если возникли споры по отдельным положениям договора, участник направляет заказчику протокол разногласий на электронной площадке. Когда заказчик рассмотрел замечания, он высылает поставщику доработанный с учетом разногласий проект договора или мотивировано отказывается вносить правки.

Договор заключают на основании:

  1. Извещения (приглашения).
  2. Документации.
  3. Предложения участника.
  4. Проекта договора.

Как отчитаться о закупках у СМП

Составляйте отчет по СМП по 223-ФЗ, если относитесь к одной из категорий:

  • юрлица независимо от организационно-правовой формы, годовой объем выручки которых за прошлый год превысил 500 000 000 рублей, если они не относятся к СМП;
  • кредитные организации, величина активов которых за прошлый год больше 500 млн рублей;
  • автономные учреждения, если общая стоимость договоров за прошлый год превысила 250 млн рублей;
  • госкомпании, их «дочки» и «внучки»;
  • АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Включайте в отчет данные о количестве и стоимости договоров (отдельно по каждому виду) и долю закупок у СМП. Форма и требования к содержанию отчета установлены Постановлением № 1352. Размещайте его не позднее 01.02.2019, чтобы отчитаться за 2020 год. Это указано в ч. 21 ст. 4 223-ФЗ.

Чтобы правильно составить эту отчетность проверьте категорию поставщика в едином реестре на сайте ФНС.

Что такое МСП в закупках: кто относится к этой категории, как подтвердить статус, как проводятся торги?

– Случаи проведения закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП
– Способы проведения закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП
– Извещение и документация о закупке, участниками которой являются только субъекты МСП
– Обеспечение заявок и обеспечение исполнения договора для субъектов МСП
– Заявки на участие в закупке, проводимой с участием только субъектов МСП
– Этапы закупочных процедур, участниками которых являются только субъекты МСП
– Рассмотрение заявок и формирование протоколов в рамках закупки с участием только субъектов МСП
– Заключение договора по результатам закупки с участием только субъектов МСП

Ежегодно заказчики из числа отдельных видов юридических лиц обязаны заключить договоры на определенную сумму по результатам закупок, участниками которых являлись исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП). Порядок проведения таких закупок регламентируется как общими положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ), так и рядом специальных норм, в числе которых:

1) Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее – Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352;

2) статья 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.

Несмотря на более детальную регламентацию закупок у СМСП, законодательство сохранило свободу выбора способов закупки, а также возможность их конструирования под конкретные потребности заказчика. С другой стороны, неизбежно возросло количество особенностей таких закупок, разрозненность которых может создавать сложности в их применении.

В справочном материале особенности закупок, участниками которых могут быть только СМСП, систематизированы по этапам закупочного процесса начиная с принятия решения о возможности или необходимости проведения такой закупки и до заключения договора по ее итогам.

Справочная информация поможет заказчику избежать ошибок при проведении закупки с учетом особенностей участия в ней только СМСП, которые могут обернуться административными штрафами в размере до 300 тыс. рублей, а также обеспечить заключение договоров с СМСП в течение года на необходимую сумму.

Случаи проведения закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП

Прежде всего, каждый заказчик, на которого возложена обязанность по осуществлению закупок у СМСП, обязан утвердить и разместить в ЕИС перечень товаров, работ, услуг для проведения закупок с участием только СМСП (далее – перечень) (п. 8 и 10 Положения).

Дополнительная информация
Подробная информация о заказчиках, которые обязаны осуществлять закупки у СМСП, содержится в справочном материале “Закупки у субъектов МСП по 223-ФЗ”.

Штраф!
Неразмещение перечня в ЕИС может повлечь наложение административного штрафа (ч. 5 ст. 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее – КоАП РФ):
1) на должностных лиц в размере от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей;
2) на юридических лиц в размере от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей.

Перечень должен быть составлен на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и содержать наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (п. 9 Положения). При этом обязательной является детализация только до классов продукции. Указание подклассов, групп и подгрупп, видов продукции, а также категорий и подкатегорий продукции рекомендовано, но остается на усмотрение заказчика.

Тем не менее, составляя перечень заказчикам необходимо учесть, что включение в него того или иного класса, подкласса, группы, подгруппы, вида или категории продукции автоматически влечет включение в перечень всей продукции, относящейся к данному классу, подклассу, группе, подгруппе, виду или категории продукции.

Например, вид продукции “Капуста” (01.13.12 ОКПД 2) включает в себя несколько категорий:

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства + образец декларации соответствия участника требованиям ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки поступает очень много вопросов по теме размещения заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП). Поэтому сегодня я решил написать небольшую обзорную статью, и сжато, но по существу, ответить на все часто задаваемые вопросы. Так как большинство участников закупок (поставщиков) относятся именно к категории субъектов малого предпринимательства, то данная статья будет полезной и актуальной для большинства посетителей моего сайта. Поэтому предлагаю сразу же перейти к сути нашей сегодняшней темы.

Содержание:

1. Определение субъектов малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» , к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства определяются статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

2. Условия, которым должны соответствовать субъекты малого и среднего предпринимательства

  1. Для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49% каждая.
  1. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий;

в) до 15 человек — микропредприятия.

Примечание: Если закупки проводятся для субъектов малого предпринимательства (СМП), то численность работников не должна превышать 100 человек включительно.

  1. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Примечание: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 206 г. № 265 для субъектов малого предпринимательства эта цифра составляет – 800 млн. рублей. Для микропредприятий — 120 млн. рублей, для средних предприятий — 2 млрд. рублей.

3. Объем закупок у СМП по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.

Согласно ч. 1.1. ст. 30 44-ФЗ при определении объема закупок, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4. Способы закупок у СМП

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций могут осуществляться следующими способами: открытые конкурсы , конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы , запросы котировок , запросы предложений.

5. Перечень закупок у СМП по 44-ФЗ

Многих поставщиков интересует следующий вопрос: Существует ли по 44-ФЗ перечень товаров, работ, услуг, закупки которых должны осуществляться у субъектов малого предпринимательства? Отвечу, что такого перечня нет, поэтому закупать с предоставлением преференций для СМП и СОНО можно любые товары, работы, услуги.

6. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках

  1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (численность работников или выручка (стоимость активов)).
  1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения численности работников или объёма выручки (стоимость активов) выше или ниже, указанных предельных значений, в течение 3-х календарных лет , следующих один за другим.
  1. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают установленных предельных значений.
  1. Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ установлен предельный размер начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, для государственных или муниципальных нужд у СМП – 20 млн. рублей .
  1. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
  1. В совместном письме МЭР № 7158-ЕЕ/Д28и и ФАС № АЦ/13590/14 от 4 апреля 2014 года «О позиции МЭР и ФАС по применению норм 44-ФЗ к отношениям связанным с осуществлением закупки у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций» сказано следующее:

Статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация. Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства Законом о контрактной системе не предусмотрена.

Т.е. исходя из выше изложенного, достаточно всего лишь в заявке продекларировать свое отношение к СМП и все. Этого будет достаточно.

Образцы деклараций соответствия участника требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Вы сможете скачать на сайте в разделе «Формы и шаблоны» пункт 5.

  1. Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у СМП не может превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта.

7. Административная ответственность заказчика за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП

Статьей 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП:

Часть 11. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей .

Вот, собственно говоря, и все основные моменты, которые необходимо знать поставщику для участия в торгах, размещаемых для субъектов малого предпринимательства.

На этом сегодня все. До встречи в следующих выпусках!

Добавить комментарий