Что такое СМП и СОНО и кто к ним относится? Понятие и особенности закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Каковы преимущества субъектов малого предпринимательства в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Для субъектов малого предпринимательства (СМП) предусмотрены различные льготы и послабления, в том числе в сфере закупок. Если вы сталкивались с аукционами и котировками, то знаете, что существуют торги, предназначенные исключительно для участия СМП и СОНКО (социально ориентированных некоммерческих организаций).

Кто именно относится к малым организациям и ИП (включая микро), указано в статье 4 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007. Ключевые критерии: размер выручки, среднесписочная численность работников, ограничение участия, долей, акций, принадлежащих Российской Федерации, ее субъектам, иностранным лицам, существуют и иные. Особо выделяются организации инвалидов.

Обратите внимание! В законодательстве существует еще один вид предприятий – средние. Они не входят в состав СМП и не имеют их преимуществ при участии в торгах, если иное не предусмотрено законодательством.

Требования к участию в закупках, процент участия СМП

Существуют общие требования к любым участникам. Когда компания или ИП не соответствует им, то независимо от льготного статуса не сможет принять участие в закупке. Это касается 44 Федерального закона, в отличие от него 223-й ФЗ (пп. 9 п. 10 статья 4) содержит только обязанность указать требования в документации.

  • отсутствие процедуры ликвидации или банкротства, приостановления деятельности;
  • отсутствие недоимки в бюджет за прошедший год в размере, превышающем 25% стоимости активов;
  • руководитель, главный бухгалтер не имеют судимости за экономические преступления, взяточничество, незаконную деятельность;
  • обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (приобретаются соответствующие права или возникают в результате выполнения контракта);
  • участник закупки и заказчик не должны иметь конфликта интересов в сделке (важное значение играют родственные связи, участие прямое и косвенное в управлении, т.е. возможность влиять на сделку и т.п.);
  • участник не является оффшорной компанией;
  • отсутствуют ограничения на участие, установленные российским законодательством.

Дополнительно, в зависимости от предмета торгов и (или) конкретного заказчика, также могут присутствовать требования:

  • об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП);
  • наличия ресурсов: финансовых, материальных (транспорта, оборудования, инструмента), людских (определенного количества работников, наличия у них нужного разряда, допуска и т.д.).

Главное, чтобы исходя из предмета закупки поставщик (исполнитель) соответствовал и специфическим критериям для поставки товара или выполнения работ (оказания услуг). Например, имел лицензию на образовательную деятельность, членство в СРО, свидетельство электролаборатории и т.п.

Раз уж мы заговорили о разнице между двумя ФЗ, отметим, чем принципиально они отличаются. 44-ФЗ предназначен для закупочных процедур государственных и муниципальных учреждений, 223-ФЗ — для обеспечения потребностей госкорпораций (таких как РОСАТОМ или РОСНАНО), естественных монополий (РЖД, Газпром), организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (например, в сферах водо-, тепло-, газоснабжения, обработки мусора и т.п.), компаний, где доля участия РФ или субъектов превышает 50% и т.д.

Различаются сроки планирования закупок, требования к участникам (по 223-ФЗ, каждая компания-заказчик разрабатывает собственное положение), площадки для торгов (для 44-ФЗ их всего восемь) и не только.

Обратите внимание! Участвуете в закупке по 223-ФЗ – изучите предварительно подробно документацию, представленную заказчиком, часто в ней идет ссылка на внутреннее положение, которое рекомендуется проштудировать. По 44-ФЗ документация по аналогичным торгам часто похожа, здесь же требования и условия могут меняться.

Процент закупок

По каждому федеральному закону установлен свой процент: для 44-ФЗ это 15% от годового объема (с ограничениями – см. пункт 1.1 статьи 30), для 223-ФЗ все немного сложнее. С 1 января 2020 года для закупок у субъектов малого и среднего (!) предпринимательства процент вырос с 15 до 18. Если заказчик попадает под действие Постановления №1305, то объем больше ­­– 20%.

Торги, в которых могут принимать участие исключительно СМП (или СОНКО), гарантируют отсутствие конкуренции со стороны крупных корпораций и организаций, обладающих более высокими мощностями. Трудно соперничать ИП Иванову и АО «Рога и копыта» с миллиардными оборотами, а так уровень участников ограничен.

Подтверждение и сохранение статуса

Определили, что организация или вы сами как предприниматель относитесь к СМП и имеете право на льготы в отношении закупок, нашли подходящую процедуру и решили участвовать, значит, потребуется подтвердить соответствующий статус. Для этого необходимо подать специальную декларацию.

В 2019 году стало возможным не заполнять бумажный вариант этого документа, на многих площадках достаточно поставить галочку в нужном месте (это легко сделать в отношении 44-ФЗ, декларация там, в общем-то, стандартная). На других (это в первую очередь площадки, где происходят торги по 223-ФЗ) придется прикрепить отсканированный вариант. Связано это с тем, что, как выше говорилось, 223-ФЗ предоставляет право заказчику формировать собственное положение, ставить условия и требовать документы по усмотрению.

Одному заказчику достаточно простого подтверждения статуса, другому — нужны точные данные: проценты участия, численность сотрудников, выручка, третьему – официальное подтверждение – выписка из реестра СМП.

Важно! Получать бумажный документ необязательно, можно зайти на сайт https://rmsp.nalog.ru/, через поиск найти себя с помощью ИНН, ОГРН, наименования, щелкнуть по наименованию (ФИО предпринимателя) в открывшемся окне — и вот уже скачана готовая выписка в формате pdf и отметкой ЭЦП.

Действие статуса малого предприятия зависит от того, какой именно показатель деятельности меняется. К примеру, если изменится доля участия иностранных компаний, то статус утрачивается после внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Увеличилось количество работников или выручка перевалила предельное значение – если изменения сохранятся в течение трех идущих подряд лет (п. 4 ст. 4 209-ФЗ), организация изменит категорию (перейдет из разряда малых в средние).

Организация уже была средней – она утрачивает статус и связанные с ним привилегии со следующего года (п. 4 подразумевает «трехлетний» переход только внутри категорий, что подтверждается и судебной практикой).

Обеспечение участия, исполнения контракта, гарантии, комиссии

Не всегда, но часто для участия в закупке (аукционе в первую очередь) потребуется внести определенную плату. Она называется обеспечением. Оно бывает разного вида, кроме того, с 2019 года в 44-ФЗ прибавилось дополнительное – по гарантийным обязательствам. В общем список выглядит так:

  • Обеспечение участия в закупке (подачи заявки). Теоретически так можно отсеять совсем уж несостоятельных участников, гарантировать участие в аукционе определенного количества организаций, можно удержать средства при отказе от заключения контракта или нарушении условия (непредоставление обеспечения исполнения, к примеру).
  • Размер платы устанавливается в зависимости от начальной суммы аукциона. С июля 2018 года заказчик по 44-ФЗ обязан установить обеспечение, если НМЦК (начальная (максимальная) сумма контракта) превышает 1 миллион рублей (Постановление Правительства №439). Варьируется оно и в процентном отношении: от 0,5 до 5%. Тут СМП повезло, для них ограничение – не более 2% от НМЦК.

Для тех, кто работает по 223-ФЗ, условия другие: при НМЦК до 5 миллионов обеспечение не устанавливается, а свыше – на усмотрение заказчика, не более 5%.

В зависимости от того, по какому ФЗ происходит торг, и его вида, можно перечислить денежные средства на счет заказчика, заблокировать их на спецсчете или предоставить банковскую гарантию (не придется отвлекать средства из оборота).

  • Обеспечение исполнения контракта. Думаю, тут все ясно: заказчик перестраховывает себя от недобросовестного поставщика, из этой суммы он удержит санкции (например, штраф за несвоевременную поставку товара). Причем размер увеличивается в полтора раза, если цена по аукциону снизилась более, чем на 25% (для 44-ФЗ). Это также ограничивает желающих сбить цену до немыслимого уровня (хотя мой опыт показывает, что такие «понижатели» и в заключении контракта не заинтересованы, просто «сливают» процедуру закупки).

Для СМП по 44-ФЗ (статья 96 п. 8.1) действуют особые условия: вместо обеспечения (в виде денег или банковской гарантии) можно представить доказательства добросовестности. Для этого нужны три контракта, выполненные и внесенные в реестр заказчиком в период трех лет до подачи заявки на участие. Их общая сумма должна быть не менее НМЦК по соответствующей закупке, а исполнение проведено без применения санкций.

Действует добросовестность в отношении повышенного обеспечения и гарантий. Проверить, включены ли ваши контракты в реестр, можно по ссылке. Заметьте, что предмет контракта значения не имеет!

Если закупка проводилась у СМП и выигравший участник решил предоставить денежное обеспечение или банковскую гарантию, то их размер будет рассчитываться не от НМЦК, а непосредственно от цены контракта, заключаемого с победителем (п. 6 статьи 96 44-ФЗ). Аналогичное правило действует в отношении гарантийных обязательств.

  • Обеспечение гарантийных обязательств. Нововведение, призванное дать заказчику уверенность не только в исполнении основного обязательства, но и сопутствующего – гарантии на товар или работы. В чем плюс: возврат обеспечения после истечения срока гарантии, а это обычно минимум год. Если поставщик окажется недобросовестным – не исполнит обязательства, заказчик возместит себе убытки за счет обеспечения.

Минус для исполнителя – забыл про выданную гарантию и не написал заявление на возврат, значит, она «уплывет» в бюджет, не помахав ручкой (т. е. напоминать о возврате не станут), в отличие от иных видов обеспечений, которые возвращаются без подачи заявлений (но написать их можно, вернут быстрее).

Обратите внимание! Если ИП или организация участвует в торгах, где не устанавливается обеспечение заявки, планирует оплату оператору площадки предоставлять в виде перечисления денег на счет, то открывать спецсчет не обязательно. Однако я рекомендую сделать это. В отношении специальных счетов у банков очень лояльные тарифы обслуживания, на остаток ежемесячно начисляется небольшой процент. И участие в выгодном аукционе не пропустите.

С участника жаждет получить свое и торговая площадка. Комиссии государство ограничило, в т. ч. для СМП. «Малыши» платят не более 2000 рублей, но только если закупка ориентирована исключительно на малое предпринимательство и СОНКО. В других случаях общий размер – 1% от НМЦК, но не более 5000 (без НДС, с НДС — максимум 6000) рублей.

ИП и самозанятые в закупках

Для предпринимателей в большинстве случаев участие в закупках проще, чем для организаций: меньший пакет документов. Скорее всего, ИП относится к СМП, имеет право применять в отношении отдельных видов деятельности патент (в отличие от организаций), что помогает сэкономить на налогах. Зато и минусы существенные:

  • Нельзя участвовать в некоторых видах торгов.
  • Нет права работы в отдельных видах деятельности.
  • Обладание меньшими ресурсами (в том числе финансовыми), по сравнению с организациями.
  • Получение банковской гарантии для ИП сложнее.

Статус самозанятых до 2020 года в закупках был очень неясным. Как быть, если самозанятый не ИП? Ведь предприниматели независимо от режима налогообложения, например, могут относиться к СМП и участвовать в закупках для них, в отличие от физлиц. В конце 2019 года, 27 декабря, были внесены поправки в закон 223-ФЗ. Самозанятых, не имеющих статуса ИП, приравняли к субъектам малого и среднего предпринимательства. С 28 марта 2020 года для них доступны соответствующие торги.

Читайте также:  АСЭЗ: Автоматизированная система электронных закупок ПАО «Газпром», порядок регистрации и необходимые документы

Особенности условий контрактов

Даже если вы не победили в закупке, остается шанс поучаствовать в работах по госконтракту. В отдельных случаях победитель обязан привлекать к исполнению представителей МСП (малого и среднего предпринимательства), не путать с СМП. Такие закупки, например, учитываются при расчете СГОЗ (совокупный годовой объем закупок) по 223-ФЗ.

Кстати! Мониторьте итоговые протоколы по прошедшим торгам. Это позволит выделить организации и ИП, которые регулярно выступают вашими конкурентами. Можно связаться с победителем (особенно иногородним) и попробовать предложить свои услуги.

Еще одно нововведение 2020 года – сокращение периода оплаты по контракту, ранее он составлял 30 календарных, а теперь – 15 рабочих дней. Эти изменения вступили в силу с 1 января 2020 года. Причем правило действует в отношении трех видов закупок:

  • Проведенных исключительно среди СМП и СОНКО.
  • Без особенностей, но выиграл торги СМП.
  • МСП выступали в качестве субподрядчиков.

Это позволит привлечь к закупкам больше представителей малого бизнеса.

Под конец хочется порадовать читателей одной хорошей новостью – 1 апреля 2020 года официально опубликован Федеральный закон №101, позволяющий субъектам РФ, в которых еще не введен режим с НПД (самозанятость), сделать это начиная с 1 июля 2020 года. Местные акты начнут действовать через месяц после принятия, надеюсь, власти регионов подсуетятся.

Как проходят закупки у СМП по 223-ФЗ и 44-ФЗ

Что такое СМП и СОНО

Прежде всего ответим на вопрос: «Закупки у СМП и СОНО — что это?». Законом о контрактной системе закреплена обязанность заказчика осуществлять заказы у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). Разберемся подробнее.

Первые — это зарегистрированные в установленном порядке юридические лица (хозяйственные общества, партнерства, КФХ) и индивидуальные предприниматели. Законом № 209 установлены конкретные критерии, по которым то или иное лицо можно отнести к этой категории. К примеру, конкретная численность работников для средних и малых предприятий, показатели дохода за год либо статус участника проекта «Сколково».

СОНКО или СОНО (социально-ориентированные некоммерческие организации) — это лица, созданные в определенных формах (к примеру, общественные организации, фонды) с целью решения социальных проблем, развития гражданского общества, и иные, предусмотренные Законом № 7-ФЗ.

Привилегии и способы их реализации

Годовой объем закупок у СМП по 44 ФЗ (ст. 30) должен составлять не менее 15 %, так же как и у СОНО. При этом реализовать привилегию можно двумя способами:

  • проведением торгов (открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок и предложений), участниками которых могут быть только СМП и СОНО;
  • требованием привлекать в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Заказчик закрепляет объем привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНО в виде фиксированного процента (но не менее 5 %). При этом исполнитель госконтракта должен рассчитаться с такими субподрядчиками не позднее чем через 15 рабочих дней вместо 30 календарных. Такие новшества привнесло в контрактную систему Постановление Правительства от 07.10.17 № 1226, которое изменило Постановление Правительства № 1466 от 23.12.2016.

При этом, если говорить о первом способе, то следует иметь ввиду, что начальная цена контракта должна быть не более 20 млн рублей.

СГОЗ — что это?

Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) — это общее число денежных средств, выделяемых в целях приобретения товаров, работ и услуг. СГОЗ определяется на финансовый год. Указанные средства предназначены для оплаты договоров в данном финансовом периоде. На вопрос, необходимо ли включать стоимость долгосрочных контрактов, которые оформлены в прошлом году и исполняются в текущем, отвечаем: в таком случае в СГОЗ следует включать только ту сумму, которая подлежит оплате в текущем периоде.

Итак, для чего же необходим совокупный годовой объем закупок:

  • для принятия решения о создании контрактной службы;
  • для расчета объема торгов, которые необходимо провести для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (напомним, при закупке у СМП по 44 ФЗ процент составляет 15%, как и у СОНО);
  • для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у единственного поставщика;
  • в целях определения количества товаров и услуг, которые возможно закупить путем проведения запроса котировок.

Закупки у СМП по 223-ФЗ

Как и Закон о контрактной системе, 223-ФЗ предусматривает проведение торгов с участием субъектов малого предпринимательства. Особенности проведения таких закупочных процедур устанавливаются Правительством РФ. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, торги для субъектов малого предпринимательства проводятся тремя способами:

  • тендер, участниками которого могут быть любые лица, в том числе и рассматриваемые нами субъекты;
  • закупка, в которой участвуют только субъекты малого предпринимательства;
  • тендер, в котором заказчиком выставлено требование о привлечении в качестве субподрядчика субъектов малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что годовой объем закупок у них устанавливается в размере 18%.

Особенности участия в закупках у СМП и СОНКО

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ В ЗАКУПКАХ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом 44-ФЗ. Преимущества предоставляются при осуществлении закупок, в том числе субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.

КТО ОТНОСИТСЯ К СУБЪЕКТАМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:

Субъекты малого предпринимательства (СМП)
Хозяйственные обществаХозяйственные товариществаХозяйственные партнерстваПроизводственные кооперативыКрестьянские (фермерские) хозяйстваПотребительские кооперативыИП
Соответствие п.1 ч.1.1 ст.4 Закона 209-ФЗ в части доли государства/муниципалитета, иностранных лиц и лиц, не являющихся СМСП
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год – не более 100 чел.
Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год – не более 800 млн. рублей.
Сведения о данных лицах должны быть внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Единый реестр СМСП ведет ФНС России https://ofd.nalog.ru

КТО ОТНОСИТСЯ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ:

Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО) — некоммерческие организации осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнац. сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан РФ;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

Хотя бы один из указанных видов деятельности должен быть в уставеПреференции по Закону 44-ФЗ не распространяются на СОНО, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования

ВАРИАНТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВ СМП И СОНО:

ВариантУсловия проведения закупки
«Спецзакупки»Проведение открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП и СОНО
СМП и СОНО — субподрядчикиПобедитель закупки — поставщик (подрядчик, исполнитель), не являющийся СМП или СОНО, обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО

КТО ДОЛЖЕН ПРОВОДИТЬ ЗАКУПКИ У СМП И СОНО:

Любые заказчики (п.7 ч.1 ст.3 Закона 44-ФЗ) по Закону 44-ФЗ.

Автономные учреждения и иные юридические лица, не являющиеся заказчиками, проводят закупки у СМП / СОНО только в случае, установленном ч.6 ст.15 Закона 44-ФЗ.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ЗАКУПОК У СМП И СОНО:

Не менее 15% в год от следующей суммы:

СГОЗ – (закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства) — (закупки услуг по предоставлению кредитов) – (закупки у единственного поставщика, кроме п.25-25.3 ч.1 ст.93) – (закупки работ в области использования атомной энергии) – (закрытые способы закупок).

За неисполнение годового объема предусмотрена административная ответственность по ч.11 ст. 7.30 КоАП РФ: административный штраф на должностное лицо в размере 50 000 руб.

Может ли объем закупок у СМП / СОНО составить 0%? Да, может, если, например, заказчик в течение года все закупки осуществлял только у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ «СПЕЦЗАКУПОК» СРЕДИ СМП И СОНО:

№ п/пУсловиеПравилоНорма Закона 44-ФЗ
1Предмет контрактаПеречень не установлен, можно осуществлять закупки любых товаров, работ, услугСт.30
2НМЦКНе более 20 млн. руб.П.1 ч.1 ст.30
3Способ закупкиКонкурентные закупки – все способы.

Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – только по п. 25-25.3 ч.1 ст.93

Ч.4 ст.30
4Где указываются ограниченияВ извещении об осуществлении закупкиЧ.3 ст.30

Ст.42

5Как в закупке подтверждается принадлежность к СМП / СОНОДекларация участника закупки, которая представляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

Требовать от участника каких-либо дополнительных документов, подтверждающих его принадлежность к СМП или СОНО, заказчик не вправе.

П.7 ч.6 ст.54.4

П.8 ч.9 ст.83.1

6Срок оплатыСокращенный срок оплаты — не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемкеЧ.8 ст.30
7Обеспечение исполнения контрактаУстанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса.Ч.6 ст.96
Не требуется предоставлять, если СМП / СОНО подтвердили добросовестность:

— исполнение в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов по Закону 44-ФЗ

— без учета правопреемства

— контракты из реестра контрактов в ЕИС без неустоек

— сумма цен таких контрактов ≥ НМЦК в извещении

Ч.6 ст.96
Срок возврата обеспечения – не более 15 дней с даты исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактомЧ.27 ст.34
8Антидемпинговые мерыНе применяются, если СМП / СОНО подтвердил добросовестность (см. предыдущий пункт)Ч.6 ст.96
9Неустойка (штрафы, пеня)Уменьшенный размер штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом:

— 1 % цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. руб. и не менее 1 тыс. руб.

Общая сумма начисленных штрафов не может превышать цену контракта.

П.4, 11 Правил, утв. ПП 1042.
Размер пени устанавливается в стандартном порядке – 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)Ч.7 ст.34 Закона 44-ФЗ

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПОК С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СМП И СОНО В КАЧЕСТВЕ СУБПОДРЯДЧИКОВ / СОИСПОЛНИТЕЛЕЙ:

№ п/пУсловиеПравилоНорма Закона 44-ФЗ
1Предмет контрактаПеречень не установлен, можно осуществлять закупки любых товаров, работ, услугСт.30
2НМЦКНет ограниченийП.1 ч.1 ст.30
3Где указываются ограниченияВ извещении об осуществлении закупки.

В контракте — с указанием объема привлечения СМП / СОНО в качестве субподрядчика или соисполнителя, установленного в виде % от цены контракта.

Такой процент привлечения должен составлять не менее 5% от цены контракта.

Ч.5, 6 ст.30

4Обязательные условия контрактаНеобходимо использовать типовые условия контрактовЧ.7 ст.30

ПП 1466

5НеустойкаШтраф за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП / СОНО:

— 5 % объема такого привлечения, установленного контрактом.

Штраф начисляется однократно.

Ч.6 ст.30

П.8 Правил, утв. ПП 1042.

6Если сам победитель является СМП или СОНООн не должен привлекать субподрядчиков из числа СМП / СОНО.

В годовой объем включается объем, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта.

Письмо Минфина России от 02.11.2018 N 24-01-07/79316

Информация о договорах поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с соисполнителями, субподрядчиками, являющимися СМП / СОНО, включается в Реестр контрактов в ЕИС:

  • наименование и фирменное наименование (при наличии) соисполнителя (субподрядчика),
  • место нахождения соисполнителя (субподрядчика)
  • ИНН соисполнителя (субподрядчика)
  • дата заключения и номер контракта (при наличии)
  • предмет и цена договора с соисполнителем (субподрядчиком).

Срок – в течение 5 рабочих дней со дня предоставления заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации о заключении указанных договоров.

ОТЧЕТ О ЗАКУПКАХ У СМП И СОНО:

№ п/пУсловиеПравило
1Форма отчетаУстановлена постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 N 238
Порядок размещения отчетаОтчет подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС.

Дата составления отчета = дата размещения отчета в ЕИС.

Информация, содержащая государственную тайну, не указывается в отчете и не размещается в ЕИС.

2Срок размещения отчетаДо 1 апреля года, следующего за отчетным годом
3Надо ли размещать «нулевой» отчетДа, обязательно.
4Как считается объем закупок, осуществленный у СМП, СОНОПо сумме заключенных контрактов в размере оплаты, произведенной в соответствующем году. Контракты, оплата по которым осуществлялась в предыдущем году, включаются в отчет предыдущего года, а по которым оплата осуществлялась в текущем году — в отчет текущего года.

С 1 января 2019 года в расчет объема закупок у СМП, СОНО включаются закупки у единственного поставщика, которые осуществлены на основании п. 25 – п.25.3 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ по результатам несостоявшейся конкурентной закупки, которая проводилась исключительно среди СМП и СОНО

За неразмещение годового отчета предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст. 7.30 КоАП РФ: административный штраф на должностное лицо в размере 50 000 руб.

ПОДГОТОВКА ОТЧЕТА ПО ЗАКУПКАМ У СМП И СОНО

Как Вы знаете, в ЕИС можно делать отчет по СМП автоматически. Но суммы у большинства госзаказчиков не сходятся, поскольку:

— в ЕИС для отчета используются планы оплат, а не фактические оплаты,

— СГОЗ считается не верно,

— не понятно, как считаются некоторые строки отчета, нет возможности скорректировать.

Поэтому рекомендуем проверить суммы в специальной программе:

2. Введите ИНН организации, чтобы данные по закупкам подгрузились из ЕИС.

3. Проверьте суммы контрактов с СМП.

4. Обратите внимание на другие функции, ведь доступ к демоверсии открыт на 3 дня!

СМП и СОНО в государственных закупках: какие компании к ним относятся и какие преимущества имеют?

С 2007 года в Российской Федерации взят курс на поддержку небольших организаций и индивидуальных предпринимателей. В качестве правового закрепления преимуществ, предоставляемых этим организациям и предприятиям, 24.07.2007 принят федеральный закон №209 “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.

Вышеуказанный нормативно-правовой акт, а именно статья 3, определяет, что к субъектам малого предпринимательства (СМП) относятся организации, соответствующие критериям, установленным упомянутым законом. Кроме того, сведения о таких предпринимателях вносятся в единый реестр.

К СМП принадлежат как юридические лица, в частности, организованные в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, так и индивидуальные предприниматели.

Для того чтобы компания была занесена в реестр СМП, ей необходимо соответствовать установленным в статье 4 209-ФЗ требованиям:

  1. По определенному составу учредителей и акционеров для хозяйственных обществ, товариществ, партнерств. Прежде всего доля государственного участия в капитале или управлении компании должна составлять не более 25%, а доля иностранных организаций или организаций, которые не относятся к СМП, не более 49%. Приведенное правило не относится к компании, если она занимается высокотехнологичными разработками, внедрением ноу-хау под собственными патентами или получила статус члена инновационного центра “Сколково”.
  2. Максимально установленная граница числа работников в штате компании. Законодателем установлено, что малое предприятие подразумевает среднесписочную численность сотрудников в размере не более 100 человек включительно. Перечень работников от 101 до 250 человек соответствует уже среднему предприятию.
  3. Предельные значения годового дохода организации. Эта градация установлена Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 №265. Для малых предприятий определен максимально допустимый уровень дохода в 800 млн руб. в год. При этом суммируются все виды доходов с применением всех налоговых режимов компании.

СОНО расшифровывается как социально ориентированная некоммерческая организация. Определение некоммерческой организации, в том числе ее подвида социально ориентированного учреждения, приведено в федеральном законе №7 от 12.01.1996 “О некоммерческих организациях”.

Согласно нормативно-правовому акту, а именно статье 2, некоммерческая организация в целом – это юридическое лицо, которое не относит прибыль к основной цели своей деятельности. То есть компания работает не ради дохода, хотя может осуществлять предпринимательскую деятельность (в соответствии с ч. 2 ст. 24).

К числу СОНО не относятся политические партии, государственные компании и корпорации.

Подтверждение соответствия компании статусу СМП или СОНО

Для деятельности организации подтверждение статуса как таковое не требуется. Компания, работая с присущим ей успехом, просто относится или не относится к малым предприятиям в зависимости от годовых результатов.

Однако малый бизнес получает поддержку от государства. В частности, определенные преимущества предоставляются в сфере проведения государственных закупок. В этом случае подтверждение причастности к СМП необходимо, согласно требованиям законодательства.

В статье 4.1 209-ФЗ прописаны условия включения компании в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Отвечает за ведение списка Федеральная налоговая служба.

Перечень субъектов публикуется на официальном сайте уполномоченного государственного органа. Организации включаются в список на основании сведений, которыми располагает налоговая служба.

Ситуация с СОНО несколько проще. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13.1 7-ФЗ, некоммерческая организация подлежит государственной регистрации и регистрации в едином государственном реестре юридических лиц. Кроме того, компания имеет соответствующие записи о целях организации в уставе.

Более того, устанавливая требование об их предоставлении, заказчик нарушает положения законодательства, что грозит ему административной ответственностью.

Преимущества для СМП и СОНО при проведении государственных закупок

Как уже было отмечено, благодаря законодательной поддержке, участники государственных закупок, относящиеся к СМП и СОНО, получают ряд преимуществ, а именно:

  1. Проведение закупок только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ на заказчиков возложена обязанность по проведению процедур исключительно для СМП и СОНО в размере не менее 15% от общего числа годовых расходов.
  2. Привлечение субподрядчиков из числа СМП и СОНО в том случае, если победитель закупки к ним не относится. Право заказчика об установлении в документации данного требования предусмотрено ч. 5 ст. 30 закона.
  3. Сокращенные сроки оплаты товаров, работ, услуг заказчиком. Согласно ч. 8 ст. 30, в том случае, когда закупка проводится для СМП или СОНО, срок оплаты контракта не может превышать 15 рабочих дней с даты подписания приемочных документов, в то время как для остальных закупок период составляет не более 30 дней.

Чем отличается 44‑ФЗ от 223‑ФЗ?

Объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. Более строгий 44-ФЗ подробно объясняет участникам правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя. Поэтому он подходит начинающим участникам, а 223-ФЗ — более опытным компаниям. Посмотрим подробнее, чем различаются эти два закона.

В чем принципиальное отличие?

44-ФЗ

Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

223-ФЗ

Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.

Кто заказчик?

44-ФЗ

Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения

223-ФЗ

  • государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

Кто поставщик?

44-ФЗ и 223-ФЗ

Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые.

У каких участников приоритет?

44-ФЗ

  • субъекты малого предпринимательства,
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

223-ФЗ

  • субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые (с конца марта 2020)
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 20% совокупного годового объема договоров.

Способы закупок

44-ФЗ

Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.

  • открытые конкурсы
  • конкурсы с ограничением участия
  • многоэтапные конкурсы
  • закрытые конкурсы
  • закрытые конкурсы с ограничением участия
  • электронные аукционы
  • аукционы в закрытой форме
  • запросы предложений
  • запросы ценовых котировок

Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.

223-ФЗ

В положении о закупке заказчик прописывает все варианты конкурентных и неконкурентных способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов предложений,
  • запросов котировок.

Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.

Конкурентные закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше видами закупок.

На каких ЭТП заказчики проводят торги?

44-ФЗ

8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Для работы на плоащдках нужна р егистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна.

223-ФЗ

Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок у МСП также нужна регитстрация в ЕИС.

Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?

44-ФЗ

Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

223-ФЗ

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).

Сроки подачи заявок

44-ФЗ

Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.

223-ФЗ

Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.

Какую отчетность предоставляют заказчики?

44-ФЗ

Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

  • документы о приемке работ,
  • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

223-ФЗ

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  • заключенных договоров,
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.

До 1 февраля года следующего за отчетным з аказчики размещают:

  • годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
  • годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442).

Обеспечение исполнения заявки и контракта

44-ФЗ

Обеспечение заявки

Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:

  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет . Выбрать банк можно бесплатно в сервисе Контур.Спектр.

Обеспечение контракта и гарантийных обязательств

Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.

Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

  • внести денежные средства на счет заказчика,
  • предоставить банковскую гарантию.

Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те СМП, кто имеет опыт исполнения контрактов.

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

Стоимость участия

Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

  • 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без НДС).
  • 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (без НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.

223-ФЗ

Обеспечение заявки

Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ

Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика.

Обеспечение контракта

Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке.

Стоимость участия

В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие.

Возможность изменения, расторжения контракта

44-ФЗ

Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя.

223-ФЗ

Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках.

Можно ли обжаловать действия заказчика?

44-ФЗ

Жаловаться можно, в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.

223-ФЗ

М ожно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Энциклопедия решений. Особенности проведения закупок по Закону N 44-ФЗ с предоставлением преимуществ СМП, СОНО

Особенности проведения закупок по Закону N 44-ФЗ с предоставлением преимуществ СМП, СОНО

В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, с предоставлением преимуществ следующим субъектам:

– социально ориентированным некоммерческим организациям (за исключением тех, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования), осуществляющим в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (ч. 2 ст. 30 Закона N 44-ФЗ) (далее – СОНО);

– субъектам малого предпринимательства, то есть потребительским кооперативам и коммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, соответствующим критериям, установленным в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – СМП).

Порядок расчета доли закупок у СМП, СОНО и объема фактически осуществленных с применением преимуществ закупок рассматриваются в отдельном материале.

Преимущества указанным участникам закупки предоставляются двумя способами:

1. Осуществление закупок, то есть фактически процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – контрагент) исключительно среди СМП и СОНО любыми открытыми конкурентными способами (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

2. Установление требования к контрагенту, не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНО (п. 2 ч. 1, ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

Данные преимущества предоставляются СМП и СОНО одновременно, а не раздельно для каждой категории субъектов, поскольку ст. 30 Закона N 44-ФЗ такого разделения не предусматривает (см. также разъяснения по вопросу 1 в письме Минэкономразвития России от 08.11.2013 N Д28и-2183).

В то же время каждый способ предоставления преимуществ является отдельным и должен осуществляться строго в соответствии с нормами ст. 30 Закона N 44-ФЗ. Таким образом, если, например, в извещении об осуществлении закупки не указано, что эта закупка проводится только среди СМП, СОНО, а установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, то даже если победителем данной закупки становится СМП или СОНО, такая закупка не учитывается в отчете об объеме закупок у СМП, СОНО в соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ (см. также письмо Минэкономразвития России от 23.12.2014 N Д28и-2792, п. 6 письма Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-118). Это относится и к заключению контрактов с СМП, СОНО как с единственными контрагентами, тем более, что контракты, заключаемые с единственными контрагентами, в силу п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ исключаются из расчета базы для определения доли закупок у СМП, СОНО (см. также письмо Минэкономразвития России от 30.07.2015 N Д28и-2276).

Вопросы, связанные с проведением закупок с предоставлением преимуществ СМП, СОНО каждым из описанных способов рассмотрены в отдельных материалах.

Объем закупки у СМП, СОНО определяется по сумме цен фактически заключенных контрактов (см. п. 2 письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2898, письмо Минэкономразвития России от 24.06.2015 N Д28и-1748). В соответствии с ч.ч. 4, 4.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ по итогам года заказчик обязан составить в порядке и по форме, определенным Правительством РФ, отчет об объеме закупок у СМП, СОНО и до 1 апреля года, следующего за отчетным, разместить его в единой информационной системе. Вопросы, связанные с составлением и размещением указанного отчета, рассмотрены в отдельном материале.

Добавить комментарий