Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок: где получить? Виды и формы обучения

Обучение госзакупкам: доступные виды и формы обучения

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В этой статье мы хотим вам рассказать об обучении госзакупкам. Это очень важный момент, поскольку без специальных знаний в госзакупках делать совершенно нечего. Такие знания нужны, как поставщикам, так и Заказчикам, а также другим участникам закупочного процесса (контрольным органам, уполномоченным и специализированным организациям).

Для Заказчиков высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок является обязательным. А вот участники закупок сами вправе для себя выбирать, обучаться им участию в госзакупках и тендерах или же нет. Хотя ответ на этот вопрос и так очевиден, но все же встречаются участники, которые пренебрегают таким обучением. Соответственно шансы этих участников на победу в тендере практически равны нулю.

В данной статье мы расскажем о том, какие виды обучения госзакупкам доступны на сегодняшний день, и где лучше пройти такое обучение.

Обучение госзакупкам по 44-ФЗ: требования и стандарты

В Федеральном законе № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” установлены следующие требования к образованию должностных лиц:

Во-первых, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации (СО) и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок (часть 1 статьи 9 44-ФЗ).

Во-вторых, Заказчики, СО должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ (часть 2 статьи 9 44-ФЗ).

В-третьих, контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (часть 6 статьи 38 44-ФЗ).

В-четвертых, до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (часть 23 статьи 112 44-ФЗ). Т.е. это образование, полученное во время действия Федерального закона №94-ФЗ.

Выше мы перечислили требования к образованию, установленные в 44-ФЗ. Теперь давайте рассмотрим требования, установленные в других нормативных документах

  • минимальный срок освоения программ повышения квалификации (не менее 16 часов);
  • срок освоения программ профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В пункте 2.3 “Методических рекомендаций” сказано о том, что рекомендуемый минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения должен составлять не менее 108 часов

А согласно пункта 2.4 “Методических рекомендаций” в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.

Помимо этого с 1 июля 2016 года в действие вступили положения статьи 195.3 ТК РФ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов.

К таким стандартам относится профессиональный стандарт “Специалист в сфере закупок”, утвержденный Приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 625н и профессиональный стандарт “Эксперт в сфере закупок”, утвержденный приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 626н.

В соответствии с утвержденными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

  • Среднее профессиональное образование;
  • Дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок).

А эксперт в сфере закупок должен иметь:

  • Высшее образование (специалитет, магистратура);
  • Дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок).

Помимо соответствующего образования для эксперта обязательным также является опыт работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет.

Доступные виды и формы обучения госзакупкам

На сегодняшний день доступно три вида обучения:

  • Самостоятельное обучение участию в госзакупках и тендерах;
  • Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок;
  • Высшее и среднее специальное образование в сфере закупок.

Самостоятельное обучение участию в госзакупках и тендерах

Такой вид обучения в большей степени подходит для поставщиков (участников закупок), для которых наличие дипломов и удостоверений о повышении квалификации в сфере закупок не является обязательным. Для них важнее практические навыки участия в торгах, нежели “корочка” о прохождении обучения.

Самостоятельное обучение бывает нескольких форм:

  • Семинары по госзакупкам и тендерам для поставщиков;
  • Вебинары (онлайн — семинары);
  • Тренинги по участию в торгах;
  • Коучинг (индивидуальное обучение с тренером (специалистом в предметной области) до результата);
  • Skype консультации (индивидуальные и групповые);
  • Online школы по госзакупкам (например, онлайн школа “Азбука тендеров”, на страницах которой вы сейчас находитесь);
  • Изучение законов (44-ФЗ, 223-ФЗ, 135-ФЗ и т.д.), приказов, писем и прочих нормативно-правовых актов, видеоуроков по госзакупкам, книг, статей, курсов, форумов, а также судебной практики и практики ФАС.

Самостоятельное обучение госзакупкам может быть, как платным, так и бесплатным. Ведь сейчас в свободном доступе вы можете найти большое количество различных обучающих материалов.

Мы же считаем, что лучшим обучением госзакупкам для поставщиков является практика участия в торгах. Однако и без теории никак не обойтись. В своей онлайн школе мы делаем упор на практику, поэтому если вы хотите научиться участвовать в госзакупках, то наши двери всегда открыты для вас. Приобрести доступ к школе можно здесь.

Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок

Дополнительное профессиональное образование предполагает следующие формы обучения:

  • очная форма;
  • заочная форма;
  • дистанционная форма (online обучение);
  • семинары.

Дистанционное обучение госзакупкам сейчас активно набирает обороты и пользуется большой популярностью. Такая форма обучения доступна практически любому человеку, так как обучение можно проходить в любое удобное для вас время. От вас потребуется лишь компьютер и доступ в интернет.

Суть такого обучения предельно проста. Вы получаете доступ к обучающим материалам и выполняете домашние задания (тесты). И по итогам тестирования получаете удостоверение о повышении квалификации.

Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (пункт 1 части 10 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

К освоению дополнительных профессиональных программ могут быть допущены:

  • лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (часть 2 статьи 76 273-ФЗ).

Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок чаще всего является платным.

Высшее и среднее специальное образование в сфере закупок

Такой вид обучения предполагает несколько форм обучения:

Обучение может происходить на коммерческой основе (платное) и на бюджетной основе (бесплатное). По итогам обучения выдается диплом о высшем или среднем специальном образовании.

Документом, подтверждающим наличие высшего образования в сфере закупок, является диплом (государственного и негосударственного образца).

Где можно пройти обучение по госзакупкам?

На сегодняшний день существует достаточно большое количество учебных заведений, предлагающих обучающие программы и курсы по 44-ФЗ и 223-ФЗ, как для поставщиков, так и для Заказчиков.

Однако хотим обратить ваше внимание на то, что программы повышения квалификации в сфере закупок объемом 72 часа подходят лишь для обучения менеджеров по госзакупкам компаний-поставщиков.

Для специалистов Заказчиков, а также специалистов, являющихся государственными гражданскими служащими, должно быть предусмотрено повышение квалификации объемом не менее 108 часов (для руководителей — не менее 40 часов).

Хорошие программы повышения квалификации вы можете найти:

  • на сайте Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева — https://igz.hse.ru/qualification;
  • на сайте Института госзакупок — http://roszakupki.ru/education/;
  • на сайте Центра развития конкурентной политики и государственного заказа Института ВШГУ РАНХиГС — http://goszakaz.ranepa.ru/.

Здесь мы перечислили лишь малую часть учебных заведений, которые занимаются обучением в сфере закупок. При желании, вы можете найти любое другое заведение и учебную программу в соответствии с вашим потребностями.

На этом сегодня все. Если у вас остались вопросы, то можете задавать их ниже в комментариях к этой статье.

Обучение госзакупкам и профессиональная переподготовка по 44‑ФЗ

По закону о контрактной системе специалисты государственного заказчика обязаны повышать уровень профессионального образования. В отличие от заказчиков, у поставщиков такой обязанности нет. Но без знаний по 44-ФЗ ни заказчикам, ни поставщикам не обойтись. Более того, заказчикам надо подтвердить знания документом. Разберем подробно.

Законодательство о госзакупках продолжает развиваться и совершенствоваться. Принимают поправки в сам закон 44-ФЗ, выходят постановления и распоряжения, уточняющие правоприменение норм закона, накапливается арбитражный опыт. Еще вчера вы были правы, а сегодня, сделав все то же самое, уже нарушили закон.

Разобраться самостоятельно в законодательных тонкостях достаточно сложно. Значит, надо идти учиться. Конечно, всем участникам госзакупок следовало бы пройти обучение по контрактной системе, но есть граждане, которых закон не спрашивает, а напрямую обязывает повышать квалификацию.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Профессиональная подготовка и обучение заказчика по 44-ФЗ

По закону о контрактной системе представители государственного заказчика обязаны все знать и уметь. Закон № 44-ФЗ предъявляет следующие требования:

  1. Заказчики обязаны повышать уровень квалификации и профессионального образования сотрудников контрактных служб и комиссий, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок (ст. 9 № 44-ФЗ).
  2. Требования к профессиональному составу комиссии заказчика и составу контрактной службы: комиссия должна формироваться из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 № 44-ФЗ).
  3. Требования к квалификации работников контрактной службы, контрактных управляющих – должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 06.04.2016 № Д28и-841, письмо Минэкономразвития России от 13.05.2016 № Д28и-1220).

Документом, подтверждающим наличие профессионального образования (среднего или высшего), является соответствующий диплом, а повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (ч. 7, ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Минэкономразвития определяет точный перечень профессиональной деятельности лиц, которым рекомендовано обязательное обучение по контрактной системе:

  1. Специалисты заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, занятых в сфере закупок, в том числе выполняющих функции члена комиссии по осуществлению закупок, работника контрактной службы, контрактного управляющего.
  2. Специалисты органа по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, органа аудита в сфере закупок.
  3. Сотрудники специализированной организации, привлекаемой для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя); по участию в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
  4. Специалисты других видов деятельности в сфере закупок.
Читайте также:  Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ: порядок расторжения договора заказчиком и исполнителем, образец решения

Получается, что если вы нашли себя в этом списке, то повышать уровень квалификации и профессионального образования вам необходимо, даже если вы и так неплохо справляетесь со своими обязанностями.

Требования к обучению госзакупкам по Закону № 44-ФЗ

Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что:

  • минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов,
  • срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
  • Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций).
  • Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.

Дистанционный онлайн-курс «Управление государственными и муниципальными закупками: 40 часов, 144 часа или 120 часов. Профессиональная переподготовка заказчиков по 44-ФЗ с выдачей удостоверения.

Профстандарты в сфере закупок

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» утвержден Приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 625н. А Приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 626н утвержден профессиональный стандарт “Эксперт в сфере закупок”.

В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

  • Среднее профессиональное образование;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

А эксперт должен иметь:

  • Высшее образование — специалитет, магистратура;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для второй группы должностей (т.е. «Эксперт в сфере закупок») обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет.

Вопрос: обязан ли заказчик по закону № 44-ФЗ применять профтснадарты для специалиста и эксперта в сфере закупок?

Обязанность применять профессиональные стандарты предусмотрена в двух случаях:

  • Во-первых, она возникает, если в связи с выполнением работ по определенной должности, профессии или специальности (далее — профессия) федеральными законами установлены компенсации, льготы либо ограничения. В этом случае наименование профессии и квалификационные требования в трудовом договоре должны соответствовать профстандартам (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Поскольку таких компенсаций (льгот, ограничений) для профессий, названных в стандартах для специалиста и эксперта в сфере закупок, нет, заказчик может их не применять.
  • Во-вторых, с 1 июля 2016 г. профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника, которые предусмотрены федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 195.3 ТК РФ). Применение иных положений профстандартов в отношении квалификации носит добровольный характер. Следовательно, заказчикам достаточно соблюдать требования к образованию сотрудников контрактной службы и контрактных управляющих, установленные Законом № 44-ФЗ.

Аналогичные выводы можно сделать из разъяснений, приведенных в п. п. 6, 8 Письма Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253. То есть, заказчик не обязан применять профстандарты. Они могут служить, например, для разработки должностных инструкций сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего).

Обучение по 44-ФЗ для поставщиков. Для чего это нужно?

В отличие от заказчиков, закон не обязывает поставщиков проходить обучение. Но жизнь предъявляет к ним не менее жесткие требования, чем к заказчикам.

Поставщик рискует и деньгами, и репутацией. Деньги придется потратить на обеспечение заявки, на получение банковской гарантии, а затем и на штрафы и пени в случае нарушений при исполнении контракта. А репутация может серьезно пострадать, если поставщик попадет в РНП. Значит, нужно серьезно готовиться к участию в госзакупках, знать все сроки и регламенты, понимать, на что следует обращать внимание при чтении закупочной документации.

А если поставщик участвует в электронных аукционах, ко всем прочим заботам добавляются обязанности по аккредитации на электронной площадке, правила и регламенты, о которых молчит 44-ФЗ, но нарушение которых грозит отклонением заявки по 2-м частям.

Простор для ошибок начинающих участников торгов практически ничем не ограничен. Ваш выбор – ваша ответственность.

Вы можете не тратить время и силы на мониторинг законодательства, пользоваться текстом Закона № 44-ФЗ, совершать свои собственные ошибки или повторять чужие. Да и просто руководствоваться принципами «авось, пронесет», «а вдруг, не заметят» и «ну конечно, они все сговорились». Но тогда готовьтесь достойно проигрывать тендеры, которые просто сами плыли к вам в руки. Не огорчаться, выплачивая штрафы и пени. И наконец, отметить «вступление» в реестр недобросовестных поставщиков грандиозным банкетом.

А можете взять уровень своей квалификации под контроль. Если грамотно спланировать свое обучение, подобрать информационные ресурсы, которые заслуживают доверия, сформировать круг общения в сфере госзакупок – можно будет уверенно участвовать в торгах и заключать выгодные контракты.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Как проходят курсы обучения по Закону № 44-ФЗ?

Организации, заинтересованные в участии в госзакупках, должны иметь специалистов, которые разбираются в этом вопросе «на отлично». Онлайн-курсы в Школе электронных торгов обеспечивают подготовку таких сотрудников, дают возможность обучающимся не только актуализировать свои знания в области госзакупок, но и выработать дополнительные навыки, получить ответы на свои вопросы. Повышать квалификацию рекомендуется не реже одного раза в три года. Получить необходимые знания на наших курсах и подтвердить их документом об обучении могут как поставщики, так и заказчики.

Обучение в сфере госзакупок: какие требования выдвигаются к специалистам, как и где пройти подготовку?

Деятельность в сфере государственных закупок должна осуществляться квалифицированными специалистами, которые для успешного ведения дел должны владеть определенными навыками и знаниями (ч. 1 ст. 9 Закона № 44-ФЗ).

Законодательные требования к обучению госзакупкам

В соответствии с нормами закона №44-ФЗ выдвигаются следующие требования:

  1. На заказчиков возложены обязательства по повышению уровня знаний и квалификационных характеристик сотрудников, занятых в госзакупках (ст. 9 №44-ФЗ).
  2. Закупочная комиссия и контрактная служба должны быть сформированы заказчиком из лиц, обладающих необходимой профессиональной подготовкой в области госзакупок, которые прошли соответствующую переподготовку или владеют специальными знаниями относительно объекта закупки (п. 5 ст. 39 №44-ФЗ).
  3. Лица, входящие в состав контрактной службы, а также ее руководитель должны иметь высшее или дополнительное образование в сфере госзакупок (п. 6 ст. 38 №44-ФЗ).

Подтверждается полученное среднее или высшее образование соответствующим документом – дипломом. Если сотрудник проходит специальную переподготовку, то после ее окончания ему на руки выдается специальное удостоверение о пройденной переквалификации или диплом о профессиональной переподготовке (ст. 60 Закона от 29.12.12. №273-ФЗ).

В обязательном порядке иметь профессиональную подготовку в сфере закупок необходимо:

  1. Специалистам заказчика, выполняющим определенные функции в его закупочной деятельности, включая лиц, входящих в состав комиссии и контрактной службы и, конечно, самому управляющему службой.
  2. Должностным лицам, работающим в органах регулирования и контроля за проведением государственных закупок.
  3. Сотрудникам сторонних организаций, которые могут привлекаться для участия в торгах.
  4. Специалистам, выполняющим другие функции в проведении торгов.

К самим образовательным мероприятиям также установлены требования на законодательном уровне. Так, Приказом от 01.07.2013 №499 установлено, что:

  • время, отведенное на занятия по программе повышения квалификации, не должно быть меньше 16 часов;
  • занятия по профессиональной переподготовке должны занимать не менее 250 часов.

Кроме этого, должны соблюдаться нормы, указанные в письме Минэкономразвития России №5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12.03.2015 г.:

  • на получение знаний по программам обучения в области госзакупок должно выделяться не менее 108 часов (п. 2.3);
  • если обучение проводится для управляющих организаций-заказчиков, то количество обязательных часов может быть снижено до 40 (п. 2.4).

Какие применяются профстандарты

Под профессиональным стандартом понимается определенная квалификация, которую должен иметь сотрудник для выполнений тех или иных трудовых функций. Разработкой и утверждением таких стандартов занимается Министерство труда РФ.

В области осуществления государственных закупок действуют два нормативных акта:

  • профстандарт “Специалист в сфере закупок” (Приказ Минтруда РФ №625н);
  • стандарт “Эксперт в сфере закупок” (Приказ Минтруда РФ №626н).

В разработанных профстандартах указаны требования к образованию и опыту работы в данной области. Согласно требованиям профстандарта, для специалистов выделяется четыре уровня квалификации (с 5-го по 8-й):

  • 5 уровень – сотрудник занимается обеспечением закупок (собирает необходимую информацию, готовит документы, заключает контракты);
  • 6 уровень – осуществляет закупки (готовит планы и участвует в проведении самой процедуры);
  • 7 уровень – проверяет результаты процедуры (проверяет выполнение условий и качество);
  • 8 уровень – ответственный за контроль процедуры (занимается мониторингом и проверкой закупок).

Специалист отдела закупок должен иметь:

  • среднее профобразование;
  • дополнительное образование в сфере закупок (свидетельство о повышении квалификации или пройденной переподготовке).

Профстандарт “Эксперт в сфере закупок” выделяет три уровня квалификации работников (от 6-го до 8-го):

  • 6 уровень – функции сотрудника заключаются в консультировании (занимается мониторингом рынка в поисках предложений, предоставляет консультации по процедуре);
  • 7 уровень – ответственный за экспертизу госзакупок (экспертиза процедуры торгов и результатов выполнения требований по контракту);
  • 8 уровень – организация работ по проведению экспертизы торгов и предоставлению консультаций (контроль за профподготовкой должностных лиц, поиск проблем в сфере закупок и подготовка решений по ним).

Чтобы быть экспертом, сотрудник организации должен:

  • иметь высшее образование (диплом бакалавра);
  • дополнительную подготовку в области проведения госзакупок;
  • опыт практической работы в сфере государственных закупок от трех лет.

Виды и формы обучения в сфере закупок

Получить знания, необходимые для работы в области государственных закупок, можно следующим образом:

  • самостоятельно изучив необходимые материалы;
  • путем получения дополнительного образования в сфере закупок;
  • закончив высшее или среднее учебное заведение.

Самостоятельное изучение информации для накопления знаний в области проведения государственных закупок подойдет для исполнителей (поставщиков, участвующих в торгах), так как таким сотрудникам не требуется иметь документ об образовании в этой сфере. Самостоятельно получить знания можно в такой форме:

  • участие в семинарах и вебинарах для поставщиков;
  • прохождение тренингов по участию в торгах;
  • индивидуальное обучение с тренером (онлайн или личное);
  • прохождение курсов в онлайн-школах по обучению госзакупкам;
  • изучение законодательной базы (№223-ФЗ, №44-ФЗ и прочие нормативные акты).

Дополнительное профобразование включает в себя прохождения курсов в сфере закупок. Проводиться они могут:

  • очно;
  • заочно;
  • дистанционно;
  • в виде семинаров.

Получить дополнительную подготовку могут лица, имеющие диплом о среднем профессиональном или высшем образовании или получающие его в этот момент.

Высшее и среднее специальное образование в области государственных закупок можно получить на очной или заочной форме. Обучение, как и по другим специальностям, может быть платным или за счет бюджетных средств. По окончании обучения выдается диплом, подтверждающий наличие высшего или среднеспециального образования.

Читайте также:  Муниципальный контракт по 44-ФЗ: порядок заключения, требования к содержанию, типовой образец

Где можно пройти подготовку

Достаточно большое число учебных заведений предлагает программы и курсы как для заказчиков, так и для поставщиков.

Ниже приведена таблица, в которой перечислены некоторые из учреждений, предоставляющие обучение в сфере госзакупок.

Наименование организацииПрограммыФорма обучения
Институт государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий
  1. Улучшение квалификационных качеств в соответствии с № 44-ФЗ.
  2. Получение специалистами дополнительных знаний по Закону №223-ФЗ.
  3. Обучение одновременно по двум Законам №44-ФЗ и 223-ФЗ.
  • очная;
  • очно-заочная;
  • дистанционная (онлайн)
Институт управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева
  1. Подготовка специалистов в области управления госзакупками.
  2. Обучение сотрудников, выполняющих функции в контрактной системе закупок, которые осуществляются для удовлетворения нужд государственных предприятий.
  3. Профессиональная переподготовка кадров.
  4. Программа повышения квалификации сотрудников, отвечающих за организацию торгов, в рамках действующего законодательства (223-ФЗ).
  • очная;
  • заочная
Центр развития конкурентной политики и государственного заказа РАНХиГСПрофессиональная переподготовка:
  1. Мастер по закупочной деятельности.
  2. Управление закупочной деятельностью.
  3. Управление и контроль в закупочной деятельности, практика применения.
  1. Управление государственными и муниципальными закупками для руководства.
  2. Управление государственными и муниципальными закупками.
  • очная;
  • очно-заочная;
  • заочная (дистанционная)
Университет государственных закупок
  1. Профессиональное обучение по 44-ФЗ.
  2. Получение дополнительных знаний по проведению госзакупок по 223-ФЗ.
  3. Повышение квалификации по 44-ФЗ.
  • очная;
  • электронная;
  • дистанционная
Академия подготовки главных специалистов
  1. Контрактная система в сфере госзакупок (44-ФЗ) – дистанционно (очная программа).
  2. Организация закупок отдельными организациями (223-ФЗ) – дистанционно (очная программа).
  3. Управление закупками (рассмотрение норм двух законов).
  • очная;
  • дистанционная
Межрегиональный учебно-консультационный центр «Госзакупки»
  1. Курс повышения квалификации «Руководитель 44-ФЗ».
  2. Курс повышения квалификации «Специалист 44-ФЗ».
  3. Курс повышения квалификации «Руководитель 223-ФЗ».
  4. Курс повышения квалификации «Специалист 223-ФЗ».
  5. Общий курс повышения квалификации.
  6. «Универсал 44-ФЗ и 223-ФЗ».
Дистанционная

В таблице приведена лишь малая часть учебных учреждений и центров, где можно пройти обучение в сфере госзакупок. Специалисты могут подобрать для себя наиболее удобную форму получения знаний. По окончании подготовки всем выдается документ, подтверждающий прохождение курса.

Обучение госзакупкам по 44-ФЗ: виды и формы обучения госзакупкам

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об обучении госзакупкам. Ведь согласитесь, что знания в сфере госзакупок нужны абсолютно всем участникам данного процесса: Заказчикам, поставщикам, контролирующим органам, уполномоченным и специализированным организациям.

Если поставщики сами вправе решать нужно ли им проходить обучение участию в госзакупках и тендерах, то представители Заказчиков в обязательном порядке должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В настоящей статье мы подробно рассмотрим, какие виды обучения госзакупкам существуют в настоящее время и где лучше пройти такое обучение. Итак, давайте приступим…

Содержание:

1. Требования к обучению госзакупкам в рамках 44-ФЗ

Итак, согласно ч.1 ст.9 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации (СО) и контрольного органа (КО) в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Помимо этого Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.9 44-ФЗ).

Согласно ч.6 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Однако требования к наименованию документов, которыми подтверждается наличие у работников контрактной службы высшего или дополнительного профессионального образования в 44-ФЗ не предусмотрены.

А согласно ч.23 ст.112 44-ФЗ до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (т.е. образование по ранее действовавшему 94-ФЗ).

Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов , а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов .

Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций).

Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов .

С 1 июля 2016 года действуют положения статьи 195.3 Трудового кодекса РФ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов. Приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 625н утвержден профессиональный стандарт “Специалист в сфере закупок”. А приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 626н утвержден профессиональный стандарт “Эксперт в сфере закупок”.

В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

  • Среднее профессиональное образование;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

А эксперт должен иметь:

  • Высшее образование — специалитет, магистратура;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для второй группы должностей (т.е. “Эксперт в сфере закупок”) обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет .

2. Виды и формы обучения госзакупкам

Теперь давайте поговорим с вами о видах и формах обучения госзакупкам. Условно можно выделить три вида обучения:

  • Высшее и среднее специальное образование в сфере закупок;
  • Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок;
  • Самостоятельное обучение участию в госзакупках;

Ниже мы подробно рассмотрим каждый вид обучения.

Высшее и среднее специальное образование в сфере закупок

Такой вид обучения предполагает несколько форм обучения:

Обучение может быть платным (коммерческая основа) и бесплатным (бюджетная основа). По итогам обучения выдается диплом о высшем или среднем специальном образовании.

Документом, подтверждающим наличие высшего образования в сфере закупок, служит непосредственно диплом (государственного и негосударственного образца) .

Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок

Дополнительное профессиональное образование (курсы повышения квалификации) предполагает следующие формы обучения:

  • очная форма;
  • заочная форма;
  • дистанционная форма (online обучение);
  • семинары.

Семинар — форма учебно-практических занятий для группы слушателей по определенной теме. Чаще всего семинары по госзакупкам бывают 1-2-х дневные.

В настоящее время дистанционное обучение госзакупкам по 44-ФЗ пользуется большой популярностью среди слушателей. Суть такой формы обучения достаточно проста. Человек получает доступ к учебным материалам (чаще всего это курс видео лекций) и после изучения материалов выполняет домашние задания (проходит тестирование). По итогам тестирования выдается соответствующее удостоверение о повышении квалификации. От человека требуется лишь наличие свободного времени, компьютер и доступ в интернет. Время же своего обучения он выбирает самостоятельно.

Online обучение удобно тем, что сотрудник не отрывается от своей основной работы и проходит обучение в удобное для себя время. В современных условиях такая форма обучения очень актуальна, т.к. компьютер (ноутбук, планшет, смартфон) и доступ в интернет есть практически у каждого человека.

В соответствии с п.1 ч.10 ст.60 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке .

При этом в соответствии с ч.2 ст.76 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ могут быть допущены:

  • лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Дополнительное образование в сфере закупок, как правило, является платным.

Самостоятельное обучение участию в госзакупках

Самостоятельное обучение в большей степени подходит для поставщиков, которым не нужны дипломы и удостоверения о повышении квалификации в сфере закупок. Такое обучение также предполагает несколько форм:

  • Семинары по госзакупкам для поставщиков;
  • Вебинары;
  • Тренинги по участию в торгах;
  • Коучинг (индивидуальное обучение);
  • Skype консультации;
  • Online школы по госзакупкам;
  • Изучение Федеральных законов, нормативно-правовых актов, видеоуроков, книг, статей, курсов, форумов по госзакупкам, а также судебной практики и практики ФАС.

Вебинар (онлайн-семинар, веб-конференция) — разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через интернет. По сути это тот же семинар, только через интернет.

Тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков. Т.е. это обучение с практическим уклоном.

Коучинг — это индивидуальное обучение с тренером (специалистом в предметной области). Это, пожалуй, самая дорогая и наиболее эффективная форма обучения. Коучинг также может проходить в режиме Skype консультаций.

Skype консультации — это консультации со специалистом по одному или нескольким вопросам в online режиме посредством сети интернет.

Online школы по госзакупкам — это электронные площадки (сайты), на которых размещены обучающие материалы по теме госзакупок. Человек оплачивает доступ к школе и получает возможность изучать находящиеся в ней материалы, выполнять домашние задания, и задавать вопросы. Слушатель может приобрести доступ, как к определенному материалу, так и оформить подписку к материалам школы на определенный срок (месяц, полгода, год). Примером такой школы является онлайн школа “Азбука тендеров”.

Самостоятельное обучение госзакупкам может быть, как платным, так и бесплатным. Ведь в свободном доступе можно найти массу полезных материалов, в т.ч. и на моем сайте, на котором вы сейчас и находитесь.

Рекомендация: Свое обучение госзакупкам начинающим поставщикам стоит начать с изучения книги Госзакупки для “чайников”. Она введет вас в курс дела и послужит отличным фундаментом для дальнейшего вашего развития в данной сфере. Другие обучающие книги по госзакупкам вы сможете найти здесь.

Лично я считаю, что лучшим обучением госзакупкам для поставщиков является практика. Именно практика подготовки заявок и участия в торгах. Однако и без теории тоже не обойтись. В свое время я также проходил обучение госзакупкам в Москве. Но все же большую часть своего опыта я приобрел, непосредственно принимая участие в торгах (открытые конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок, запросы предложений и т.д.).

3. Где пройти обучение по госзакупкам?

В настоящее время многие учебные заведения предлагают различные курсы обучения госзакупкам. Обучающие программы есть, как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Также есть программы отдельно для поставщиков и отдельно для Заказчиков.

Однако стоит учитывать, что программы повышения квалификации в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд объемом 72 часа подходят только для обучения специалистов компаний-поставщиков.

Для специалистов организаций-заказчиков, в том числе специалистов, являющихся государственными гражданскими служащими, проходящими обучение по дополнительным образовательным программам, должно быть предусмотрено повышение квалификации объемом не менее 108 часов (для руководителей — не менее 40 часов).

Читайте также:  Единый агрегатор торговли «Березка» для госзакупок малого объема: официальный сайт и регламент функционирования

Программы повышения квалификации вы можете найти на сайте Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева — https://igz.hse.ru/qualification , а также программу профессиональной переподготовки “Управление государственными, муниципальными и корпоративными закупками” — https://igz.hse.ru/profperepod .

Очень много интересных программ обучения представлено на сайте Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий (Институт госзакупок) — http://roszakupki.ru/education/ .

Также вы можете найти хорошие учебные программы на сайте Центра развития конкурентной политики и государственного заказа Института ВШГУ РАНХиГС — http://goszakaz.ranepa.ru/ .

Это далеко не все учебные заведения, которые проводят обучение в сфере закупок. Вы же можете выбрать для себя заведение и учебную программу, которые отвечают вашим требованиям.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что изложенный в ней материал был вам полезен. Удачи вам и до встречи в следующих выпусках.

Профессиональная переподготовка по 44-ФЗ – где обучиться

Система госзакупок – довольно сложный механизм, который требует специфических знаний и практических навыков. Именно поэтому законодательство предусматривает необходимость получения дополнительного образования для заказчиков. Кроме того, оно никогда не будет лишним и для участников, ведь оно поможет лучше разбираться во всех тонкостях государственных закупок.

Что такое профессиональная переподготовка

Сразу же стоит отметить, что стоит различать два понятия – профессиональная подготовка и курсы повышения квалификации. 44-ФЗ не устанавливает требований – каким именно из этих способов должны повышать свой профессиональный уровень специалисты. Тем не менее, у них есть существенные отличия, определенные Приказом Министерства образования и науки России от 01.07.2013 № 499.

Профессиональная переподготовка – это довольно длительный курс, продолжительностью не менее 250 часов. По его окончании выдается диплом государственного образца, в котором проставляются оценки, полученные в ходе контроля усвоенного материала (экзамены, зачеты и так далее). В свою очередь продолжительность курсов повышения квалификации значительно меньше – от 16 часов, а их слушатели получают удостоверение о повышении квалификации. При этом оценки знаний не проводится.

Однако не все так просто. Министерством экономического развития России выпушены рекомендации (письмо № 5594-ЕЕ/Д28и от 12 марта 2015 года) где сказано, что продолжительность курсов повышения квалификации для специалистов в сфере государственных закупок должна составлять не менее 108 часов, а по их окончании должны быть проведены экзамены, тесты или другой вид контрольных работ. Исключение предусмотрено для руководителей государственных и муниципальных учреждений – им можно ограничиться 40 часовыми курсами. Но не стоит забывать, что это письмо носит рекомендательный характер, поэтому если сотрудник прошел курсы повышения квалификации меньшей длительности, он все равно имеет право работать и быть членом комиссии.

Кто должен проходить профессиональную переподготовку

Обязательная переподготовка специалистов и поддержание компетенции – это обязанность заказчиков. Участников государственных закупок со стороны поставщиков этот вопрос обходит стороной. Итак, кто именно из сотрудников должен в обязательном порядке быть «профессионально подкован» и иметь соответствующий подтверждающий документ.

  1. Члены закупочных комиссий – согласно части 5 статьи 39 44-ФЗ в ее составе могут быть только специалисты, прошедшие профессиональную подготовку или курсы повышения квалификации в сфере закупок.
  2. Работники контрактной службы при отсутствии высшего образования – согласно части 6 статьи 38 44-ФЗ, должны получить именно дополнительное профессиональное образование! Однако во всех методических рекомендациях указывается, что таким сотрудникам прохождение обучения все же рекомендуется в любом случае.
  3. Кроме того, проходить курсы повышения квалификации рекомендуется руководителям учреждений, утверждающим документации о закупках.

Как часто нужно проходить профессиональную переподготовку

44-ФЗ не имеет прямого указания на то, как часто нужно проходить курсы повышения квалификации или профессиональную переподготовку сотрудникам, работающим с государственными закупками. Однако в пункте 2.8 методических рекомендаций, утвержденных письмом Министерства экономического развития № 5594-ЕЕ/Д28и от 12 марта 2015 года сказано, что делать это нужно каждые 3 года.

Указание на этот период можно найти и в касающемся государственных заказчиков Федерального закона №79 от 27 июля 2014 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (часть 5 статьи 62).

Виды обучения по 44-ФЗ

Итак, и курсы повышения квалификации, и профессиональная переподготовка могу быть нескольких видов:

– очные (с отрывом от работы или без);

Также часто проводятся тематические семинары, но если их объем составляет менее 16 часов, то к курсам повышения квалификации они не приравниваются!

Все обучение по 44-ФЗ, как и многое другое в сфере дополнительного образования, платное (за исключением редких случаев). Так как его необходимость предусмотрена законом о государственной службе, то оплата производится из бюджета организации. Правда, только раз в три года. По собственной инициативе (естественно за свой счет) или по договоренности с руководителем работник может проходить курсы и профессиональную переподготовку по 44-ФЗ чаще.

Куда пойти учиться, цены

В нашей стране довольно много учебных заведений, предлагающих различные курсы повышения квалификации по 44-ФЗ. Их стоимость колеблется от 2 до 25-30 тысяч рублей. Так, например, в Москве и Санкт-Петербурге есть Институты профессиональных контрактных управляющих, во многих городах работают филиалы Центра развития конкурентной политики и государственного заказа на базе РАНХиГС. Обучение по программам профессиональной переподготовки с выдачей диплома стоит дороже – от 20 до 50 тысяч рублей.

Дешевле обойдется прохождение профессиональной переподготовки дистанционно – оно стоит от 5-10 тысяч рублей, но при этом в основном предлагаются курсы повышения квалификации. Одно из самых популярных учебных заведений в этой сфере – СКБ Контур.

На что обратить внимание

Выбирая учебное заведения для получения дополнительного образования или прохождения курсов повышения квалификации по 44-ФЗ, нужно обратить внимание на то, чтобы организация имела все необходимые лицензии, аккредитации и выдавали дипломы и удостоверения государственного образца.

Также важно изучить программу, по которой будет проходить обучение и выбрать подходящую именно для вас. Так, например, работающего уже не один год в сфере государственного заказа специалиста вряд ли заинтересует курс, посвященный основам 44-ФЗ, а новичку, не имея базовых знаний, сложно будет разобраться в более узких вопросах детально. Каких-то конкретных указаний на то, что должны содержать в себе курсы повышения квалификации или дополнительная профессиональная подготовка нет. Поэтому, выбирая куда пойти учиться, нужно смотреть на содержание конкретной программы – они могут быть как общей направленности, так и более узкими. Например, предназначенными для юристов или информационных работников контрактных служб.

Как закупить образовательные услуги: пошаговая инструкция

Когда госзаказчику нужно закупать обучение

Прежде всего сами государственные закупки должны осуществлять специалисты, имеющие необходимые квалификацию, знания и опыт именно в данной сфере. Поддерживать и повышать профессионализм таких сотрудников заказчики должны самостоятельно. 44-ФЗ в ст. 38 обязывает покупателей создавать контрактную службу, если годовой объем закупок более 100 млн руб. При меньших показателях необходимо назначать контрактного управляющего. Работники такой службы или управляющий должны иметь высшее или дополнительное профобразование в сфере госзакупок (ч. 6 ст. 38).

Для определения победителя практически любой процедуры (кроме закупки у единственного поставщика) покупатель может создать закупочную комиссию в основном из лиц, которые повысили квалификацию или прошли переподготовку по госзакупкам (ч. 5 ст. 39).

Получается, что госзаказчики постоянно должны приобретать образовательные услуги. Причем это касается не только сотрудников, которые непосредственно заняты в контрактной системе, но и других работников. Кадровики, бухгалтеры, специалисты по технике безопасности и охране труда и многие другие обязаны регулярно повышать квалификацию — без этого просто не пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Выбираем способ определения поставщика

Поскольку образование не включено в аукционный Перечень, утв. Распоряжением Правительства № 471-р от 21.03.2016, то заказчик может выбрать любой способ определения поставщика.

Таким образом, здесь уместны:

  1. Открытый конкурс.
  2. Электронный аукцион.
  3. Запрос котировок (при НМЦК до 500 000 руб.).
  4. Запрос предложений (п. 6, 8 ч. 2 ст. 83).
  5. Закупка у единственного поставщика (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93).

Как показывает практика, заказчики часто приобретают обучение через аукционы. Но здесь победителя определяют на основании только одного критерия — цены контракта. Проблема в том, что услугу, в отличие от товара, нельзя объективно оценить только по стоимости. А ее характеристики в описании участники могут интерпретировать по-разному, что может привести к сложностям во время исполнения контракта и даже к его расторжению.

Поэтому предпочтительнее в подобных случаях использовать открытый конкурс, т. к. он предусматривает несколько критериев оценки. При этом цена здесь не всегда будет иметь решающее значение.

Обосновываем НМЦК

В обычных условиях цену контракта на образование нужно обосновывать наравне с остальными закупками, согласно ст. 22.

Но в случае, когда итоговый объем таких благ определить невозможно, п. 2 ст. 42 позволяет указать в извещении и документации стоимость за единицу услуги. Здесь же нужно прописать, что оплата по контракту будет производиться по указанной цене, исходя из объема фактически оказанных услуг. При этом размер такой оплаты не должен превышать НМЦК.

Составляем ТЗ

Техническое задание на обучение должно быть составлено так, чтобы поставщики правильно его истолковали. Так они смогут рассчитать цену именно за те услуги, которые требуются заказчику.

Однако здесь есть ряд нюансов, нарушение которых влечет за собой ограничение конкуренции и, как следствие, споры в ФАС.

Во-первых, учебные заведения сами определяют названия собственных учебных программ (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), поэтому заказчик не может указывать в ТЗ точные наименования без особых предписаний.

Во-вторых, количество часов рекомендуется указывать в диапазоне значений (например, минимальное или максимальное), а не конкретное, т. к. это также может ограничить число участников.

В-третьих, выбор места для проведения занятий также следует оставить за поставщиком. Заказчику здесь можно указать только населенный пункт, где конечные потребители смогут получить новые знания.

Приобретаемые услуги также должны соответствовать образовательным стандартам дополнительного профессионального образования. Так, повышение квалификации займет не меньше 16 часов, а переподготовка — более 250.

Устанавливаем требования в документации

Образовательная деятельность, в соответствии со ст. 91 № 273-ФЗ, подлежит лицензированию. Поэтому в закупочной документации следует установить требование о наличии у поставщика образовательной лицензии. Такой документ не требуется только для индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги непосредственно. Здесь можно использовать формулировку:

Готовим контракт

Приказом Минтруда № 797н от 29.10.2015 утвержден типовой контракт, предметом которого являются рассматриваемые услуги. Эту форму, а также все необходимые приложения вы можете ниже по ссылке.

Принимаем услуги

Приемка обучения проводится в соответствии с условиями контракта (раздел 4 типовой формы). Здесь предусмотрено проведение экспертизы, создание приемной комиссии по желанию заказчика, составление акта сдачи-приемки.

После исполнения обязательств исполнитель должен предоставить заказчику акт сверки взаиморасчетов. Все сроки также указываются в тексте контракта.

Добавить комментарий