Исполнение контракта по 44-ФЗ: этапы, особенности, сроки, требование об обеспечении

Как внести обеспечение исполнения контракта по 44 ФЗ

Минтранс разрешил обеспечивать госконтракты поэтапно

21.10.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтранс опубликовал проект Федерального закона, который изменяет ст. 96 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта (ОИК).

Собрали в таблицу нововведения.

Заказчик в закупках строительных работ, реконструкции объектов капстроительства в извещении, закупочной документации, проекте контракта, приглашении поучаствовать в тендере в дополнение к условиям, которые предусмотрены ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, вправе потребовать обеспечить выполнение госконтракта поэтапно.

Поставщик предоставляет обеспечение исполнения госконтракта по отдельным этапам, если обеспечивает его исполнение банковской гарантией. Срок действия банковской гарантии превышает не менее чем на один месяц срок выполнения обязательств, которые предусмотрены контрактом по выполнению его отдельного этапа.

Размер обеспечения отдельного этапа исполнения контракта определяется ч. 6 ст. 96 закона о контрактной системе.

А вот КБК для перечисления обеспечения контракта по 44 ФЗ для отдельного этапа не изменится — 00000000000000000510.

Заказчик в закупках строительных работ, реконструкции объектов капстроительства в извещении, закупочной документации, проекте контракта, приглашении поучаствовать в тендере в дополнение к условиям, которые предусмотрены ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, вправе установить требование обеспечения исполнения гарантийных обязательств по годам их исполнения.

Подрядчик вправе предоставить обеспечение исполнения гарантийных обязательств контракта по годам их исполнения, если обеспечивает их банковской гарантией.

Стороны госконтракта подписывают акт приемки объекта капстроительства, который предусмотрен п. 4 ч. 3 ст. 55 ГрК, после предоставления подрядчиком банковской гарантии на срок ее действия не меньше года. Банковская гарантия, которая обеспечивает гарантийные обязательства следующих лет, предоставляется не позже чем за один месяц до истечения срока действия банковской гарантии, которая обеспечивает гарантийные обязательства по госконтракту на предшествующий период.

Контракт заключается после предоставления участником закупки ОИК с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.1 ст. 96 закона о контрактной системе.

Если госконтрактом предусмотрены этапы и установлено требование обеспечения выполнения гарантийных обязательств с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.2 ст. 96 44-ФЗ, размер обеспечения гарантийных обязательств не превышает 10% от стоимости отдельного этапа, обязательства по которому обеспечиваются.

Что меняетсяСодержание изменений
Дополнили статью 96 частями 3.1 и 3.2
Изложили ч. 4 ст. 96 в новой редакции
Дополнили ст. 96 частью 6.1По ходу выполнения условий контракта, если госконтрактом предусмотрены отдельные этапы и установлено требование обеспечения исполнения контракта с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.1 ст. 96 44-ФЗ, банковская гарантия для отдельного этапа на срок, который увеличен не меньше чем на 1 месяц срока выполнения таких обязательств, в т. ч. с учетом изменения срока госконтракта по ст. 95 44-ФЗ. предоставляется не позже чем за 2 месяца до истечения срока окончания ранее предоставленной банковской гарантии обеспечения исполнения отдельного этапа.

Для чего меняют

Строительные госконтракты, как правило, носят долгосрочный характер. По 44-ФЗ размер обеспечения исполнения обязательств по таким контрактам составляет от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не меньше аванса. Такие правила установлены для тендеров с НМЦК больше 50 млн руб.

Госконтракт заключается после того, как участник закупки предоставил ОИК. Если он этого не сделает, его признают уклонившимся от заключения госконтракта. Это приведет к включению его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Обеспечивать госконтракт деньгами на долгосрочный период обременительно для участников, т. к. на рынке подрядчиков капитального строительства нет организаций, которые спокойно изымают из оборота такие суммы. Получается, самый доступный способ обеспечить сделку — банковская гарантия.

Такие гарантии подрядчикам выдаются на срок до пяти лет, а комиссия по ним — до 5%. Это финансово нагружает подрядчика. А получить банковскую гарантию в таком размере проблематично для подрядных организаций из-за жестких требований банков.

Чтобы создать более благоприятный инвестиционный климат и условия для повышения конкуренции в строительных тендерах, подготовили поправки в ст. 96 закона о контрактной системе. После вступления в силу изменений поставщики смогут обеспечивать отдельные этапы, а гарантийные обязательства — по годам.

Основания для изменений

Основание для установления такого права — ч. 12.1 ст. 48 ГрК РФ, в которой указано, что подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства. А Постановление Правительства № 145 от 05.03.2007 о порядке организации и проведения госэкспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий определяет этап строительства как объект, который вводится в эксплуатацию и эксплуатируется автономно.

В ч. 12 ст. 51 ГрК указано, федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен выдавать разрешения на строительство, по заявлению застройщика выдает разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Разрешение на строительство — документ, который разрешает застройщику строить, реконструировать объект капстроительства и подтверждает соответствие проектной документации требованиям, которые установлены градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Размер обеспечения

В ч. 6 ст. 96 44-ФЗ указано, что размер обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ в 2020 году — от 5% до 30% от начальной цены госконтракта. Конечную величину устанавливает сам заказчик в извещении, документации и проекте договора по 44-ФЗ.

Если начальная цена соглашения составляет более 50 млн руб., то заказчик устанавливает размер обеспечения исполнения контракта на электронном аукционе по 44 ФЗ с 01.01.2019 от 10 до 30% от максимальной цены. Эта сумма не меньше величины аванса (если такой установлен). Если аванс более 30% от начальной цены договора, то размер гарантии устанавливается равным авансу.

Если контракт заключается по итогам закупки в рамках ст. 30 44-ФЗ, то размер обеспечения исполнения контракта для СМП по 44 ФЗ в 2020 году (в т. ч. предоставляемого с учетом антидемпинговых мер) рассчитывают исходя из цены, по которой заключается госконтракт. В этом случае обеспечение не должно быть меньше аванса.

Если в аукционе или конкурсе участник предложил цену госконтракта на 25 и более процентов ниже НМЦК, он предоставляет обеспечение с учетом антидемпинговых мер. Например, при НМЦК 15 млн руб. участник закупки выбирает:

  • увеличить размер обеспечения исполнения госконтракта в 1,5 раза;
  • предоставить информацию, которая подтверждает добросовестность, и обеспечить госконтракт в размере, который определен закупочной документацией.

Если применяют антидемпинговые меры, то при выполнении госконтракта аванс не выплатят. Это указано в ч. 13 ст. 37 44-ФЗ.

В ч. 27 ст. 34 44-ФЗ указан максимальный срок, на который заказчик задержит ОИК на счету. В этой статье указано, что он обязан вернуть поставщику деньги в течение 30 дней от даты исполнения поставщиком обязательств, которые предусмотрены контрактом. А если госконтракт заключался по результатам закупки с ограничениями для СМП и СОНКО, то такой срок обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ на электронном аукционе для СМП не превышает 15 дней от даты исполнения поставщиком условий соглашения.

Пресекательные сроки не исключают, что заказчик в проекте госконтракта пропишет более короткие периоды для возврата или проведет транзакцию до истечения срока.

Срок действия банковской гарантии определяется поставщиком с учетом минимального срока, который установлен ч. 3 ст. 96 44-ФЗ. В этой статье указано, что период обеспечения обязательств гарантией превышает срок выполнения обеспечиваемых обязательств не менее чем на 1 месяц (в т. ч. и если изменялся срок исполнения обязательства по ст. 95 44-ФЗ).

Кто не обеспечивает

В ч. 8.1 ст. 96 закона о контрактной системе указано, что участник закупки, с которым госконтракт заключается по итогам закупки с ограничениями по ст. 30 44-ФЗ, не вносит обеспечение исполнения контракта по 44 ФЗ с 1 июля 2020 для СМП, если предоставит информацию из реестра контрактов об исполнении таким участником за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, которые выполнены без неустоек (штрафов, пеней). Сумма цен таких госконтрактов составляет не меньше НМЦК. Эти сведения предоставляются участником закупки до заключения контракта.

Поручительство договора не предусмотрено в следующих случаях:

  • участником торгов выступает казенное учреждение;
  • предмет закупочной процедуры — услуги по предоставлению кредита;
  • предмет торгов — выдача банковской гарантии, если заказчиком выступает бюджетное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Обеспечение исполнения контракта по 44‑ФЗ: новый порядок применения

Произошли радикальные изменения, которые включают определение сроков возврата обеспечения по контракту, введение возможности устанавливать обеспечение по гарантийным обязательствам и внесение дополнительных требований к банковским гарантиям на гарантийные обязательства.

Общее правило заключается в том, что обеспечение в контрактной системе существует в двух формах, первая из которых — деньги, а вторая — банковские гарантии. Но выбор всегда остается за поставщиком. Он может либо перечислить средства в счет оплаты обеспечительного платежа, либо предоставить банковскую гарантию.

В некоторых ситуациях обеспечение по контрактам не устанавливается в силу их специфики. К ним относятся случаи, когда поставщик — казенное учреждение, объект закупки — предоставление кредита, контракт заключают унитарные предприятия на выдачу банковской гарантии.

Обеспечение по контрактам, как правило, не устанавливается на запросах котировок, хотя такое право у заказчика есть.

Привилегии для малого бизнеса

Стоит отметить, что сейчас работают особые условия для субъектов малого предпринимательства (СМП).

Так, например, обеспечение не нужно, если закупка проводилась именно у СМП и победитель предоставил информацию о своей добросовестности (ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ), доказав, что за последние три года он выполнил госконтракты и муниципальные контракты без неустоек по схожей тематике и при схожих финансовых условиях.

Также существуют специальные условия расчета суммы обеспечения для малого бизнеса. В закупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения заказчик устанавливает от сформированной на торгах цены контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.

Пример расчета суммы обеспечения по специальным условиям

Аукцион 1 750 000 руб. с обеспечением контракта 10 %, то есть 175 000 руб. Победитель снижает цену до 1 200 000 руб., соответственно, обеспечение контракта составит не 175 000 руб., а 120 000 руб. (10 % от цены победителя).

Изменение способа обеспечения

Способ обеспечения исполнения контракта может быть изменен. Это полезно, если победитель закупки не успевает оформить банковскую гарантию, вносит обеспечение в денежной форме и позже обменивает готовую гарантию на сумму обеспечения.

Обеспечение может быть уменьшено пропорционально исполненным обязательствам (нужно иметь подтверждение такого исполнения, и у такого поставщика не должно быть неустоек и нареканий).

Малому бизнесу обеспечение возвращают в течение 15 дней с даты исполнения обязательств, остальным — в течение 30 дней с даты исполнения обязательств.

Если в период исполнения контракта у банка, предоставившего банковскую гарантию поставщику, отозвали лицензию, поставщик обязан предоставить новую банковскую гарантию или внести обеспечение деньгами.

Обеспечение гарантийных обязательств

Обеспечение гарантийных обязательств, наконец, отделено от обеспечения контракта. Заказчик вправе требовать такое обеспечение от поставщика.

Появление такой нормы не должно было стать неожиданностью — о том, что это произойдет, говорилось давно. Обязательной она является пока только для закрытых закупок, что касается всех остальных закупок, то все зависит от воли и желания заказчика.

Часто заказчики сталкиваются с проблемой, когда контракт исполнен вовремя, объект закупки поставлен, но затем он не обслуживается. Поскольку связаться с поставщиком возможности нет, нельзя отремонтировать объект закупки, если он вышел из строя. Теперь поставщик дополнительно обеспечивает исполнение гарантийных обязательств, если это предусмотрено контрактом (Постановление Правительства РФ от 18.07.2019 № 920).

Применяются такие же способы обеспечения, как и по контрактам: денежная сумма и банковская гарантия.

Поставщик может брать две отдельные банковские гарантии: одну на обеспечение контракта, другую на обеспечение гарантийных обязательств.

Если платеж внесен деньгами, при выполнении контракта и невыполнении гарантийных работ поставщик может потребовать вернуть ту часть обеспечения, что приходится на контракт. Та часть, которая закрывает исполнение гарантийных обязательств, будет находиться у заказчика до истечения гарантийного срока.

Спецусловия для банковской гарантии на гарантийные обязательства

В гарантии должно быть зафиксировано право заказчика потребовать от банка уплатить сумму по гарантии при нарушении гарантийных обязательств.

Но у банка нет возможности тщательно проверить, что было нарушено и при каких условиях. Если гарантия предъявлена к оплате, банк должен погасить ее как можно быстрее.

Перечень документов, которые заказчик предоставляет банку вместе с гарантией, утвержден и прописан. Изменены правила ведения реестра банковских гарантий, так как гарантия на гарантийное обязательство помещается туда в кратчайшие сроки. Срок самой гарантии обычно превышает срок действия гарантийных обязательств хотя бы на месяц.

Банк обязательно размещает гарантию в реестре банковских гарантий уже на следующий день после ее выдачи.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Понятие обеспечения исполнения контракта

Понятие обеспечения исполнения контрОбеспечение исполнения контракта (ОИК) – это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком договора. Если поставщик не исполнит контракт или исполнит его ненадлежащим образом, то госзаказчик сможет покрыть ущерб из суммы ОИК или с банка, который выдал гарантию для ОИК. Условия об удержании штрафов из суммы обеспечения заказчик должен прописать в проекте договора.акта

Например, в договоре в аукционе на монтаж приточно-вытяжной вентиляции сказано: если поставщик нарушит обязательства, госзаказчик забирает деньги в размере неустойки из суммы ОИК.

А в договоре к конкурсу на проект изменения границ природных заказников прописано, что заказчик вправе удержать ОИК за нарушение срока исполнения договора, чем он и воспользовался. Победитель конкурса МОО «Экологический Центр Стриж» нарушил сроки сдачи результатов работы. Заказчик выставил ему требование об уплате пеней за просрочку — в противном случае он удержит сумму из ОИК. Поставщик требование не исполнил и попал в РНП. Госзаказчик расторг с ним контракт по своей инициативе и удержал неустойку из обеспечения.

Способ обеспечения исполнения контракта

Участник тендера решает сам, каким из двух способов воспользоваться:

  • Перечислить деньги на счет заказчика, который он указал в документации о закупке.
  • Оформить банковскую гарантию. В этом случае банк-гарант отвечает по обязательствам поставщика перед госзаказчиком.

Список банков, которые могут выдавать гарантии, опубликован на сайте Минфина. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям документации и статьи 45 закона. Заказчик может «забраковать» гарантию даже из-за мелких формальностей.

Например, в такую ситуацию попал победитель закупки ООО «РусьЭкоПром». Он предоставил банковскую гарантию, которую заказчик признал не соответствующей требованиям закона. Гарант указал, что оплатит сумму по требованию заказчика, если получит его до окончания срока действия гарантии. А в законе сказано, что требование должно быть направлено до окончания срока действия гарантии, а не получено.
Из-за одного слова компания попала в реестр недобросовестных поставщиков.

Рекомендуем внимательно изучить закупочную документацию и проверить текст банковской гарантии, которую выдал банк, чтобы избежать таких ситуаций.

Узнать прогноз одобрения заявки на получение гарантии и получить ее без визита в банк можно с помощью сервиса Контур.Спектр.

Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ

Требования к ОИК установлены в ст. 96 44-ФЗ. В некоторых закупках заказчик обязан требовать обеспечение договора, в других – вправе требовать его по своему усмотрению.

Когда обеспечивать контракт обязательно?

В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.

Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.

Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.

В каких закупках может не быть обеспечения договора?

Госзаказчик может устанавливать это требование по своему усмотрению:

  • в запросах котировок;
  • в ряде случаев запросов предложений, например, при поставке спортинвентаря, лекарственных препаратов, закупок изделий народных художественных промыслов, закупок услуг по защите интересов России в судах;
  • в ряде случаев закупок у единственного поставщика, например, в закупках на оказание услуг по водоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, на поставку культурных ценностей, произведений литературы и искусства, печатных или электронных изданий, на оказание преподавательских услуг и других закупках из п.2 ст.96 44-ФЗ.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК в тендерах устанавливается в процентах от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а в закупках для СМП и СОНКО — от итоговой цены. Рассмотрим зависимость размера ОИК от условий в таблице:

Вместо увеличения ОИК в 1,5 раза, можно предоставить справку о добросовестности – информацию о 3 контрактах из реестра контрактов, которые:

  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
  • цена одного из контрактов ≥ 25 % от НМЦК.
УсловиеОбеспечение контракта
НМЦК ≤ 50 млн рублей5 – 30 % от НМЦК
НМЦК > 50 млн рублей10 – 30 % от НМЦК
Тендеры среди СМП и СОНКОрассчитывается от цены, по которой заключается контракт
Если предусмотрен авансне менее аванса
Если цена контракта снижена на 25 % и более от начальной в конкурсах и аукционах (антидемпинговые меры)при НМЦК > 15 млн рублейв 1,5 раза выше установленного в документации обеспечения
при НМЦК ≤ 15 млн рублей
Если исполнение контракта состоит из этапов 8ОИК можно уменьшать в ходе исполнения контракта на сумму выполненных обязательств

Есть случаи, когда обеспечение можно не платить:

  • если победитель — казенное учреждение;
  • если предмет закупки — предоставление кредита;
  • если предмет закупки — выдача банковской гарантии;
  • если закупка для СМП и СОНКО, то вместо ОИК победитель может предоставить справку о добросовестности.

Такую справку сможет предоставить только опытный участник госзакупок — справка содержит информацию о 3 контрактах, включенных в реестр контрактов, которые:

  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
  • сумма цен контрактов ≥ НМЦК.

Обратите внимание, справки о добросовестности при антидемпинге и для СМП и СОНКО различаются. Отличие в цене контрактов: при антидемпинге цена одного из трех контрактов должна быть не меньше 25 % от НМЦК, а для СМП и СОНКО сумма цен всех трех контрактов — равна или больше НМЦК.

Расчет суммы обеспечения

Правильно рассчитать ОИК помогут ответы на два вопроса:

  1. Есть ли в закупке ограничение для СМП и СОНКО?
  2. На сколько процентов было снижение цены?

Разберем расчет суммы обеспечения на примерах.

  1. Аукцион на поставку автозапчастей

Условия:
НМЦК 499 998,50 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.
Ограничения для СМП и СОНКО нет.
Победитель – СМП, снизился до 399 998,80 рублей (на 20 % от НМКЦ).

Расчет:
Обеспечение контракта составит 24 999,93 рублей – 5 % от НМЦК.
Победитель относится к СМП, но в закупка проводится “для всех”, поэтому обеспечение будет рассчитываться от НМЦК.

  1. Аукцион на поставку рентгеновского аппарата

Условия:
НМЦК 99 360 000,00 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 15 %.
Закупка для СМП и СОНКО.
Победитель – СМП, снизился до 81 475 200 рублей (на 18 % от НМКЦ).

Расчет:
Обеспечение контракта составит 12 221 280 рублей – 15 % от цены контракта.
Закупка проводится среди СМП и СОНКО, поэтому обеспечение контракта будет рассчитываться от цены, по которой заключается контракт.

  1. Аукцион на оказание услуг по очистке кровель зданий от снега.

Условия:
НМЦК 592 699,84 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.
Закупка для СМП и СОНКО.
Участник – СМП, снизился до 334 717,57 рублей (на 43,5 % от НМКЦ).

Расчет:
Обеспечение контракта составит 25 103,82 рублей – 5 % от цены договора и увеличено в 1,5 раза, так как снижение больше 25 %.

Будьте внимательны при расчете. Заказчик может не принять ОИК, если вы неправильно округлили сумму и заплатили на 1 копейку меньше. И не забывайте умножать ОИК на 1,5, если снизились на 25 % и больше. Предоставите обеспечение меньше чем надо – попадете в РНП.

Компания ООО «Балт Медикал-Урал» победила в аукционе №0306200011417000283 на поставку ксеноновой лампы в картридже с начальной ценой 180 966,67 рублей, снизив свою цену до 114 217,89 рублей, а это 36,88 % от начальной. Компания не учла антидемпинговые меры и предоставила банковскую гарантию на сумму 18 096, 67 рублей. Именно такой размер ОИК был установлен в тендере. Заказчик не принял гарантию, а компания попала в РНП.

Иногда госзаказчик сам рассчитывает размер обеспечения и включает информацию о нем в проект контракта перед тем, как отправить его на подписание победителю тендера, как например, в этой закупке. Но госзаказчик может и не указывать сумму обеспечения, как в этой закупке, тогда вам придется ее рассчитывать.

Возврат обеспечения по контракту

Заказчик полностью вернет ОИК:

  • Если договор полностью исполнен.
  • Если поставщик решил изменить способ обеспечения на банковскую гарантию. Он имеет право сделать это в любой момент исполнения договора.
  • Если договор расторгнут по соглашению сторон или по инициативе заказчика, и у заказчика нет претензий к поставщику. Если претензии есть, госпредприятие может компенсировать свои убытки из суммы ОИК.

Заказчик обязан прописать в контракте условие о сроках возврата ОИК если поставщик добросовестно исполнит договор:

  • Если победитель обеспечивал контракт деньгами, то заказчик должен вернуть их не позднее 30 дней с даты исполнения контракта.
  • В закупках для СМП и СОНКО — не позднее 15 дней. Эти требования регламентируются п.27 ст.34 44-ФЗ.

Госпредприятие не вернет ОИК в случае расторжения договора по своей инициативе, если поставщик не исполнил его или нарушил обязательства. Но об этом должно быть написано в контракте.

Что собой представляет исполнение контракта по 44-ФЗ, и из каких стадий оно состоит?

Под исполнением государственного контракта понимается выполнение обеими его сторонами взятых на себя обязательств. К обязанностям исполнителя относится поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, согласно условиям госконтракта, а заказчика – своевременная их приемка, а также оплата в полном объеме. В ходе исполнения госконтракта сторонам следует руководствоваться нормами самого контракта, 44-ФЗ, Гражданского кодекса и иных нормативно-правовых актов.

Из каких стадий состоит

Условия исполнения госконтракта по 44-ФЗ согласовываются заказчиком и поставщиком на этапе его подписания. Они в обязательном порядке отражаются в тексте договора. К существенным условиям по контракту относят следующие:

  1. Цена.
  2. Сроки действия госконтракта.
  3. Период исполнения обязательств.
  4. Порядок оплаты.
  5. Предмет контракта: наименование товаров и количество.
  6. Прочие условия по 44-ФЗ.

В частности, существенные условия допускается изменить, если изменились правила бюджетного финансирования (например, был сокращен лимит), контракт заключен более, чем на полгода и исполнить его без изменений недопустимо (например, возникли форс-мажорные обстоятельства); возможность правок предусмотрены госконтрактом.

Цена по госконтракту, которая должна быть выплачена поставщику, может быть исключительно твердой. Она может быть изменена в крайних случаях:

  • при ее снижении и одновременном сохранении объема поставок, работ и услуг;
  • при ее изменении в пределах 10%, если объем поставки товаров, работ и услуг одновременно сокращается на аналогичную величину;
  • если исполнить контракт по данной цене невозможно, так как она превышает лимит, установленный государственными инстанциями;
  • при изменении регулируемых тарифов;
  • при уменьшении размера бюджетного финансирования;
  • при изменении перечня услуг для пациентов, которые проходят лечение за рубежом.

Все поправки в договор должны быть предварительно согласованы с поставщиком и прописаны в дополнительном соглашении, подписываемом сторонами.

Результатом исполнения госконтракта становится своевременная поставка товаров и оплата по нему, согласно условиям, зафиксированным при его подписании.

В стадии исполнения контракта включаются:

  1. Поставка товаров, работ и услуг.
  2. Их приемка, которая сопровождается внутренней экспертизой, проводимой заказчиком, а также внешней экспертизой, проводимой специализированной компанией (при необходимости).
  3. Оплата товаров и услуг.
  4. Размещение отчета в ЕИС по результатам исполнения госконтракта и включение его в реестр.

Сам государственный контракт может предусматривать несколько этапов. Но даже при их отсутствии в случае долгосрочного характера работ заказчик имеет обязанность производить приемку и оплату поэтапно. На это указал Минфин в рекомендательном письме от 2018 года №24-03-07/14504. В случае пренебрежения данным правилом на заказчика будет наложен штраф в размере 50 тыс. р.

При поставке технически сложной продукции заказчик привлекает к экспертизе сторонние специализированные организации, в остальных случаях он вправе проводить экспертную оценку собственными силами.

По результатам приемки товаров, работ и услуг в обязательном порядке составляется итоговый документ. Это может быть передаточный акт или товарная накладная (в отношении поставленных товаров). В случае если поставленные товары или оказанные услуги не соответствуют потребностям заказчика, то нужно указать мотивированный отказ от приемки с указанием сроков для подрядчика для устранения недостатков.

В 2017 году были внесены изменения в 44-ФЗ, которые регламентируют сроки оплаты госконтракта. После того как 83-ФЗ вступил в силу, заказчикам отводится на перечисление денег максимально 30 дней после подписания приемочных документов. Но если закупка была проведена у компании, которая относится к субъектам малого бизнеса и социально ориентированным НКО, то на перечисление денег у заказчика будет гораздо меньше времени – 15 дней.

За нарушение условий исполнения контракта, которое не связано со сроками, начисляются штрафы.

Отображение в ЕИС

Согласно Постановлению Правительства №1093 от 2013 года, заказчик обязан подготовить отчет об исполнении контракта, подписать его с помощью ЭЦП и разместить в ЕИС. В отчетность включаются сведения:

  1. Об исполнении госконтракта. Под ним понимается успешное исполнение обязательств по контракту поставщиком, поставка товаров и услуг в определенные сроки и перечисление заказчиком оплаты.
  2. О ненадлежащем исполнении контракта. Сюда включаются данные о нарушениях, допущенных при его исполнении, а также размер штрафных санкций, которые были наложены на него заказчиком.
  3. Об изменении или расторжении контракта.

Также после исполнения контракта информация об этом включается в специальный реестр исполнения контрактов по 44-ФЗ. Это необходимо сделать в течение 3 дней. В реестре должна отображаться следующая информация:

  1. Наименование компании-заказчика.
  2. Источник финансирования закупки.
  3. Способ выбора поставщика.
  4. Дата окончания процедуры отбора.
  5. Реквизиты итогового протокола.
  6. Дата подписания госконтракта и его номер.
  7. Объект госзакупки.
  8. Цена госконтракта.
  9. Величина перечисленного аванса, если такой был предусмотрен.
  10. Сведения о поставщике.
  11. Сроки гарантийных обязательств.
  12. Данные об изменении условий госконтракта.
  13. Копия подписанного договора.
  14. Данные о договорах, которые были подписаны с субподрядчиками из числа СМП и социально ориентированных НКО.
  15. Информация о согласовании с контрольным органом подписания контракта с единственным поставщиком.
  16. Данные об исполнении контракта с учетом всех нарушений и штрафов.
  17. Информация о расторжении контракта.
  18. Код закупки.
  19. Документация о приемке.

Срок исполнения контракта

Под сроками исполнения госконтракта по 44-ФЗ понимается временной период, в течение которого и поставщик, и госзаказчик исполнили свои обязательства по госконтракту. Указанный период не всегда соответствует срокам действия договора и прописывается до конкретной даты. Сроки исполнения могут отсчитываться как с даты подписания госконтракта, так и с даты перечисления аванса госзаказчиком в сторону подрядчика (если такой предусмотрен договором).

В сроки исполнения входят и сроки на поставку товара или результатов оказания услуги. Они могут быть указаны как в виде фиксированной даты, так в виде графика поставки.

Кроме сроков исполнения, в госконтракте могут быть указаны сроки действия. Это дата не является обязательной, но может быть прописана по усмотрению заказчика. В данный временной период, помимо прочего, включается гарантийный период. Но даже после истечения сроков действия обязательства сторон сохраняются.

Обеспечение исполнения контракта

Обеспечение исполнения в рамках госконтракта – это определенная денежная сумма или банковская гарантия, которая предоставляется победителем торгов при заключении контракта в целях покрытия потенциального ущерба заказчика при неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств.

Вопросы внесения обеспечения госконтракта регулируются положениями ст. 96 44-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ, заказчик в извещении по закупке или документации о ней должен установить требование о внесении победителем обеспечения перед подписанием контракта. Исключениями являются закупки, которые перечислены в ч. 2 ст. 96 44-ФЗ.

Также заказчик имеет право не устанавливать обеспечение по контрактам, если в закупочной процедуре принимали участие только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные НКО.

Если закупка предусматривает внесение обеспечения, то контракт с победителем подписывается только после того, как он внес установленную сумму и подтвердил этот факт документально.

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, исполнение контракта обеспечивается как денежными средствами, которые вносятся на указанный заказчиком счет, так и банковской гарантией. Гарантия может быть выдана ограниченным перечнем банковских учреждений, соответствующих требованиям ст. 45 44-ФЗ.

Заказчик не вправе указывать поставщику на предпочтительный способ обеспечения. Участник закупки вправе сам определить его по своему усмотрению.

Если участник закупки решил внести обеспечение в виде денежных средств, то ему следует перевести всю сумму по извещению на указанный заказчиком счет. Никакие счета заказчиком не выставляются: перевести деньги надо до финальной даты подписания контракта. В качестве подтверждения факта внесения средств будет выступать платежное поручение с отметкой банка о его исполнении.

В случае если поставщик выбрал банковскую гарантию, то подтверждающим документом станет ее оригинал. Сроки действия гарантии должны превышать сроки контракта не менее, чем на месяц.

Например, если участник закупки в установленные сроки не успел подготовить гарантию, то он может первоначально внести на счет денежные средства, а затем поменять их на гарантию.

При этом применение комбинированного обеспечения госконтракта недопустимо. Так, нельзя внести часть суммы деньгами, а вторую – в виде гарантии либо предоставить несколько гарантий, которые частично покрывают обязательства.

Размеры обеспечения по госконтракту могут составлять от 5 до 30% от НМЦК, которая была установлена в извещении. В случае если контракт заключается на сумму более 50 млн р., то заказчиком устанавливается требование об обеспечении исполнения контракта в размере 10-30% от НМЦК.

При превышении авансом величины 30% от НМЦК его размер приравнивается к авансу.

Если обеспечение было внесено в денежной форме, то заказчик должен его вернуть. С учетом требований, которые указаны в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ, в госконтракт включаются условия о сроках возврата обеспечения в обязательном порядке. Обычно обеспечение возвращается поставщику после того, как он подаст на имя заказчика требование о его возврате с указанием реквизитов для перевода.

В том случае, если по каким-либо причинам сроки для подписания контракта истекли, а он так и не был завизирован заказчиком, внесенная участником обеспечительная мера должна быть возвращена победителю в течение 5 рабочих дней.

При неисполнении обязательств по контракту поставщиком заказчик может инициировать его расторжение, и в данной ситуации обеспечение не подлежит возврату.

Что такое исполнение контракта по 44-ФЗ

Что такое исполнение контракта по 44-ФЗ: подводные камни

Суть исполнения контракта по 44-ФЗ. Об изменениях при исполнении контракта по 44-ФЗ. Сроки подписания и исполнения контракта по 44-ФЗ. О размещении отчета об исполнения контракта по 44-ФЗ в ЕИС. Об обеспечении исполнения контракта по 44-ФЗ. Что такое ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ? Условия одностороннего отказа от исполнения контракта по 44-ФЗ.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Суть исполнения контракта по 44-ФЗ
  • Об изменениях при исполнении контракта по 44-ФЗ
  • Сроки подписания и исполнения контракта по 44-ФЗ
  • О размещении отчета об исполнения контракта по 44-ФЗ в ЕИС
  • Об обеспечении исполнения контракта по 44-ФЗ
  • Что такое ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ
  • Условия одностороннего отказа от исполнения контракта по 44-ФЗ

Что такое исполнение контракта по 44-ФЗ? Процесс этот хотя и регулируется законом, но имеет определенные нюансы, о которых следует знать.

Чем грозит срыв указанных в договоре сроков? Можно ли внести в контракт изменения? В каких случаях позволено отказаться от контракта в одностороннем порядке? Только абсолютно точно зная ответы на все эти и многие другие вопросы, представителям каждой из сторон можно избежать возможных рисков при заключении договора госзакупки.

Суть исполнения контракта по 44-ФЗ

Об исполнении договора по 44-ФЗ можно будет говорить, когда и заказчик, и его контрагент выполнят все свои обязательства на 100 %. Подрядчик должен оказать услуги или осуществить поставку товаров, а заказчик – оценить качество работы и оплатить ее по тарифу, указанному в контракте.

Чтобы ответить на вопрос о том, что такое исполнение контракта по 44-ФЗ, необходимо иметь четкое представление об этапах рассматриваемой процедуры:

  • Поставка.
  • Приемка. Предполагает проведение экспертизы работниками заказчика или членами экспертной организации.
  • Перечисление денежных средств исполнителю.
  • Публикация отчета в Единой информационной системе об исполнении контракта.

В некоторых случаях перечисленные этапы по несколько раз повторяются в рамках одного контракта. Такая цикличность характерна в основном для долгосрочных договоров, где исполнитель систематически поставляет заказчику какие-то товары или оказывает услуги на постоянной основе с ежемесячной оплатой. При этом каждый цикл сопровождается приемкой, оплатой и размещением соответствующей отчетности.

Порядок цикличной работы может быть предусмотрен условиями контракта, но даже если договор не содержит уточняющих положений, при долгосрочном сотрудничестве или периодических поставках принимать, оплачивать и отчитываться придется все равно поэтапно.

Изменения при исполнении контракта по 44-ФЗ

Согласно действующему законодательству основные условия контракта не могут быть изменены в процессе его исполнения. Федеральный закон 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень ситуаций, наступление которых может повлечь изменение условий контракта.

Так, сроки исполнения соглашения могут быть сдвинуты при изменении условий финансирования (если договор заключался на полгода и более). Здесь сразу стоит отметить один важный нюанс – корректировка условий исполнения контракта по 44-ФЗ допускается только в том случае, если такая возможность была предусмотрена текстом первичного договора.

Стоимость исполнения контракта по 44-ФЗ может быть снижена:

  • при сохранении объема поставок, работ и услуг;
  • на 10 %, пропорционально объему поставки;
  • в случае невозможности исполнения условий договора по ранее определенной стоимости из-за того, что она превышает пределы установленного государством финансирования;
  • при изменении тарифов и уменьшении объемов финансирования.

Все изменения условий контракта согласовываются сторонами, а затем указываются в дополнительном соглашении.

Сроки подписания и исполнения контракта по 44-ФЗ

После окончания конкурса и подписания итогового протокола у новоиспеченного поставщика есть 10 суток для того, чтобы заключить договор и предоставить его обеспечение. Если установленный законодательством срок будет нарушен, подрядчика признают уклоняющимся от исполнения условий договора и внесут его реквизиты в реестр недобросовестных поставщиков.

Аналогичные требования при заключении госконтракта предъявляются и к заказчику. Если он не предпримет никаких действий по истечении 10 суток после выбора поставщика, его признают уклонистом, а исполнитель сможет обратиться в суд в целях возмещения ущерба.

Если исполнитель контракта выбирался посредством проведения электронного аукциона, у заказчика есть 5 суток после размещения итогового протокола на то, чтобы опубликовать проект договора без подписи, но с цифрами и всеми характеристиками поставляемой продукции. После этого в течение 5 дней исполнитель должен заверить документ, предъявить обеспечение и сопутствующие документы, а также опубликовать все это в соответствующей информационной системе. При отсутствии разногласий по поводу условий исполнения заказчик в течение трех рабочих дней также должен поставить свою подпись в контракте. Как только в договоре появляются подписи обеих сторон, он считается действующим.

Особое внимание в рассматриваемом вопросе следует уделить срокам размещения сведений в реестре исполнения контрактов по 44-ФЗ. Заказчик в течение трех рабочих дней обязан проинформировать Федеральное казначейство о состоявшейся сделке, чтобы подчиненные данного государственного органа внесли информацию о новом контракте в специальный перечень. Аналогичное количество времени отводится заказчику на размещение данных о внесении корректировок, расторжении контракта или об исполнения конкретного этапа сделки.

Чтобы разобраться в сроках действия договора, следует обратиться к ст. 425 ГК РФ. В Кодексе сказано, что контракт начинает действовать с момента подписания и заканчивает в соответствии с той датой, которая указана в тексте договора. Обязательства сторон при этом могут быть завершены одновременно с окончанием действия договора либо после его исполнения.

Первоначальный срок исполнения контракта по 44-ФЗ может быть изменен в случае уменьшения бюджета заказчика (обязательным условием при этом является согласование новых нюансов исполнения договора).

Пролонгация соглашения является более сложной процедурой, поскольку в данном случае речь идет об изменении существенных условий договора. Обязательным условием продления срока действия сделки является упоминание о такой возможности в тексте контракта.

Размещение отчета об исполнении контракта по 44-ФЗ в ЕИС

Результаты исполнения обязательств по контракту по 44-ФЗ непременно должны быть размещены в Единой информационной системе. На публикацию соответствующих сведений заказчику дается ровно 7 рабочих дней, которые отсчитываются с момента оплаты исполненного контракта или его отдельного этапа. Данные обязаны содержать информацию об эффективности проведенных мероприятий, соответствии закупки требованиям контракта, соблюдении сроков, о допущенных нарушениях и вмененных штрафных санкциях. Стоит отметить, что отчет должен быть составлен в электронном виде и заверен электронной подписью.

Отчетная документация при этом может соответствовать одному из трех типов:

  1. Об исполнении контракта. Документ с таким содержанием составляется в случае, если выполнение контракта можно охарактеризовать как успешное (когда при поставке товаров и оплате услуг исполнителя не было допущено ни одного нарушения).
  2. О ненадлежащем исполнении. Подобный отчет должен содержать перечень допущенных нарушений и наложенных на поставщика штрафов.
  3. Об изменении и расторжении контракта. К отчету заказчик должен приложить сопутствующую документацию, подтверждающую исполнение контракта.

Сведения об исполненном договоре по 44-ФЗ вносят в специальный перечень подписанных контрактов в течение трех дней.

Запись в реестре должна содержать следующую информацию:

  • сведения о подрядчике;
  • источник поступления денежных средств;
  • метод выбора исполнителя контракта;
  • данные итогового протокола;
  • дату заключения и номер контракта;
  • предмет договора;
  • стоимость соглашения;
  • факт внесения аванса и его размер;
  • сведения об исполнителе и гарантийных обязательствах;
  • данные о договорах с субподрядчиками;
  • сведения о расторжении контракта.

Редактирование информации об исполнении контракта по 44-ФЗ осуществляется заказчиком через личный кабинет Единой информационной системы. Если контракт находится на этапе приемки или оплаты, ему присваивается статус «Исполнение». После того как обязательства будут исполнены, статус изменится на «Завершено», а если стороны решат отказаться от взаимного сотрудничества по каким-либо причинам – на «Прекращено».

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Обеспечение исполнения договора – это процедура предоставления избранным поставщиком определенных гарантий в целях покрытия возможного ущерба заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий контракта.

Требование о внесении обеспечения перед заключением контракта выносится заказчиком и прикрепляется к документации о закупке (данное правило не распространяется на исполнение контракта по 44-ФЗ по закупкам, указанным в ч. 2 ст. 96 Закона 44-ФЗ).

Заказчик также имеет право отказаться от обеспечения контракта, если закупка осуществлялась только при участии малого предпринимательства и некоммерческих организаций социальной направленности.

В случаях, когда предоставление обеспечения является обязательным условием закупки, контракт между заказчиком и исполнителем подписывается только после уплаты установленный суммы и документального подтверждения этого факта. Если гарантийные обязательства не были исполнены в срок, поставщик признается уклонистом, а его реквизиты незамедлительно заносятся в специальный реестр недобросовестных подрядчиков.

Как мы уже упоминали выше, обеспечение может предоставляться как в денежном эквиваленте, так и в виде банковской гарантии исполнения контракта по 44-ФЗ. Стоит отметить, что исполнитель имеет право самостоятельно выбрать наиболее предпочтительный метод обеспечения и последовать своему выбору независимо от пожеланий заказчика.

Если обеспечение вносится в виде денежных средств, исполнитель должен перевести установленную сумму на счет заказчика. Доказательством предоставления такого обеспечения является платежное поручение с отметкой банка о его исполнении.

Если же выбор был сделан в пользу банковской гарантии, доказательным документом будет ее оригинал. Период действия гарантии должен быть как минимум на один месяц больше срока действия контракта.

В процессе исполнения контракта поставщик имеет право изменить способ обеспечения. Если часть обязательств по контракту уже была исполнена, обеспечение на них может предоставлено в уменьшенном размере. Так, если подрядчик в установленные сроки не успел получить банковскую гарантию, то он может сначала внести на счет денежную сумму, а затем поменять обеспечение, предоставив гарантию. Применение смешанного обеспечения к одному контракту не допускается. Исполнитель не может одну часть обеспечения внести деньгами, а другую – предоставить в виде банковской гарантии.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ после аукциона, как правило, приравнивается к 5–30 % от начальной максимальной цены договора. Если стоимость контракта превышает 50 млн рублей, заказчик имеет право установить требование о повышении нижней границы обеспечения до 10 %. В случаях когда обеспечение превышает треть стоимости контракта, его размер приравнивается авансу. В целях недопущения демпинга в контрактной системе при уменьшении стоимости закупки на 1/4 и более исполнитель контракта должен перечислить обеспечение в полуторном размере либо представить документы, подтверждающие добросовестность поставщика.

Если обеспечение контракта по 44-ФЗ предоставлялось в денежном эквиваленте, по результатам исполнения контракта заказчик обязан вернуть исполнителю всю сумму. Условия возврата обеспечения должны быть включены в текст соглашения на стадии его разработки. Чаще всего возврат обеспечения осуществляется после подачи исполнителем соответствующего требования на имя заказчика.

В случаях, когда после внесения обеспечения заказчик по каким-либо причинам не успевает подписать контракт, денежные средства возвращаются исполнителю в полном объеме в течение 5 рабочих дней. Если заказчик инициирует расторжение договора ввиду ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком, вся сумма обеспечения контракта переходит в распоряжение заказчика.

Ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ

Различают два вида нарушений, с которыми заказчик может столкнуться в процессе работы с подрядчиком: ненадлежащее исполнение обязанностей и невыполнение обязательств в установленный контрактом срок. За нарушение первого типа предусмотрены штрафные санкции, а просрочка исполнения влечет за собой начисление пени.

Ненадлежащее исполнение условий контракта предполагает наличие несоответствий между выполненной работой и прописанными в контракте требованиями. Несоответствия могут быть выявлены в ходе приемки работы заказчиком или в результате проведения внешней экспертизы.

Исполнитель не имеет права нарушать сроки, установленные соглашением.

Срок исполнения контракта является существенным условием, а это значит, что он не может быть изменен в ходе действия договора. Именно поэтому любая просрочка исполнения контракта по 44-ФЗ, допущенная подрядчиком, влечет за собой наложение штрафных санкций или предъявление требования об оплате неустойки.

Если поставщик считает, что срок исполнения контракта следует увеличить, он должен сообщить об этом заказчику еще на этапе подачи заявки. Исполнитель также может обратиться с жалобой на заведомо невыполнимые сроки реализации контракта в ФАС.

Теперь пара слов о размерах штрафных санкций. Штрафы за халатное отношение к обязательствам по контракту намного выше, чем санкции за нарушение сроков. Получается, что поставщику гораздо выгоднее выполнить свою работу качественно, но с нарушением сроков, чем кое-как, но вовремя.

За нарушения, допущенные в ходе исполнения контракта, поставщику могут быть предъявлены одновременно два требования: о начислении пени и об оплате штрафа. Если поставщик не исполнил условия договора в срок, начисляются только пени, но если, помимо просрочки, будет установлено ненадлежащее качество оказанных услуг – к пени добавится штраф.

Бывают ситуации, когда исполнитель отказывается оплачивать штраф, ссылаясь на то, что вина в нарушении условий контракта лежит на заказчике. В целях установления своей невиновности поставщик должен обратиться в судебную инстанцию и предъявить суду соответствующие документы. По решению суда требования об оплате пени и штрафов могут быть аннулированы.

Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ

Заключение взаимного соглашения вовсе не является гарантией его обязательного исполнения. К нарушению условий договора способен быть причастен как заказчик, так и подрядчик. Помимо этого, каждая из сторон может быть категорически не согласна с претензиями, предъявленными контрагентом. Разумеется, любую спорную ситуацию можно решить в судебной инстанции, но на это потребуется большое количество сил и времени. Оптимальным выходом может стать односторонний отказ от исполнения контракта.

Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ является одним из вариантов расторжения договора, реализация которого возможна только при условии соблюдении следующих нюансов: нарушение, допущенное одной из сторон, является существенным (т. е. ущерб превышает выгоду); текст соглашения содержит упоминание о возможности одностороннего расторжения.

К числу веских причин для одностороннего отказа от исполнения контракта относят:

  • поставку товара низкого качества и отсутствие действий по устранению недостатков в отведенный для этого период;
  • неоднократное нарушение сроков поставки товара/оказания услуг или их оплаты;
  • закупку товаров или услуг поставщиком в недостаточном объеме или в сроки, несоответствующие условиям договора.

Помимо этого, заказчик имеет право расторгнуть договор, если продукция поставщика не соответствует нормативам технического задания, исполнитель не отвечает предъявляемым требованиям или же им были предоставлены заведомо ложные сведения.

Видеолекции по последним
изменениям в госзакупках
за 2020 год;

Доступ к электронному
учебнику по госзакупкам

Обеспечение исполнения контракта по ст. 96 44-ФЗ: особенности применения

Понятие

Обеспечение исполнения контракта в соответствии со ст. 96 44-ФЗ представляет собой меру защиты заказчика от ненадлежащего исполнения договора поставщиком. Если со стороны исполнителя возникнут нарушения договора, то заказчик сможет покрыть свои убытки посредством этого обеспечения.

Обеспечение осуществляется посредством банковской гарантии либо денежной суммы, переведённой от поставщика на счёт заказчика для покрытия потенциальных убытков. В том случае, если обеспечение предоставлено посредством банковской гарантии, по обязательствам поставщика перед госзаказчиком будет отвечать банк-гарант.

Требования к ОИК устанавливаются ст. 96 44-ФЗ. В некоторых случаях заказчик обязан требовать обеспечение, а в некоторых данный вопрос решается по его усмотрению.

В обязательном порядке ОИК оформляется тогда, когда победитель торгов определяется путём аукциона или конкурса.

Предоставить обеспечение необходимо до подписания контракта. Если в установленный срок заказчик не получит подтверждения обеспечения контракта, поставщик будет считаться уклонившимся от его заключения и внесён в РНП на два года.

По своему усмотрению обеспечение контракта заказчик предусматривает при запросе котировок, закупках у единственного поставщика, предусмотренных п. 2 ст. 96 44-ФЗ и при осуществлении поставок для спортивных, медицинских учреждений, учреждений культуры, а также услуг по защите интересов РФ в суде.

Участник освобождается от обязанности предоставить обеспечение в следующих случаях:

  • если поставщик является казённым учреждением;
  • если предмет закупки — банковская гарантия или кредит;
  • если закупка осуществляется для СМП или СОНКО (в этом случае достаточно справки о добросовестности исполнителя);

В отношении указанных категорий положения ст. 96 44-ФЗ не применяются.

Справка о добросовестности может быть предоставлена только опытным участником закупок. Она содержит информацию о трёх последних включённых в реестр контрактах, исполненных без просрочек, пеней и штрафов, причём сумма их цен должна превышать НМЦК.

При антидемпинге справка о добросовестности имеет некоторые отличия, касающиеся цены — она должна составлять не менее 25% от НМЦК, причём для действительности справки достаточно, чтобы только один контракт из трёх соответствовал этому условию.

Инструкция по обеспечению

Чтобы предоставить заказчику обеспечение исполнения договора посредством банковской гарантии, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Заключите договор с банком, который предоставляет услуги гарантии, при этом важно, чтобы банк находился в соответствующем реестре Минфина и имел право предоставлять такие услуги.
  2. Согласуйте проект и его условия с заказчиком.
  3. Предоставьте гарантию заказчику при подписании контракта.

В том случае, если вы собираетесь предоставить обеспечение за счёт собственных средств, достаточно перевести необходимую сумму на указанный в контракте счёт заказчика и предоставить при подписании договора платёжное поручение или иной подтверждающий выплату средств документ.

С 01.01.2020 закон предписывает в обязательном порядке прикреплять к договору документ, подтверждающий выплату обеспечения.

Банк, осуществляющий предоставление гарантии, должен соответствовать установленным Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 440 требованиям о размере капитала банка и уровне кредитного рейтинга, присвоенного одним или несколькими кредитными агентствами. Перечень банков, удовлетворяющих требованиям, содержится в информации Минфина России.

Размер, расчет, срок

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ устанавливается в сумме от 5 до 30% от НМЦК. Информация об этом должна содержаться в извещении, проекте контракта или документации о закупке.

Заказчику стоит иметь в виду, что размер обеспечения не может быть меньше суммы аванса.

Однако не во всех случаях заказчик рассчитывает сумму обеспечения — тогда это становится задачей поставщика.

Если во время аукциона или конкурса цена была снижена на 25% или более, в таком случае вступают в силу нормы об антидемпинге.

Для контрактов с НМЦК менее 15 млн рублей заказчик вправе затребовать обеспечение в полуторакратном размере или справку о добросовестности и обеспечение в изначальном размере. Однако если цена была снижена в ходе электронного запроса котировок или предложений, данные меры не применяются. А также при использовании антидемпинговых мер не допускается взимание аванса.

В 2020 году изменился КБК для ОИК. Теперь поставщик должен указывать в соответствующем поле код 00000000000000000510.

Чётких сроков предоставления обеспечения исполнения контракта нет. Требование одно — сделать это до подписания договора, в противном случае исполнитель будет считаться уклонившимся.

Срок действия гарантии определяется поставщиком, однако по закону он не должен составлять менее одного месяца после выполнения обеспечиваемых обязательств.

Особенности для СМП и СОНКО

Обеспечение исполнения контракта для СМП и СОНКО имеет свои преимущества для опытных поставщиков — при участии в данном виде закупок в качестве обеспечения можно предоставить справку о добросовестности поставщика.

Ещё одно значимое отличие заключается в том, что расчёт суммы обеспечения осуществляется не исходя из начальной максимальной цены контракта, а исходя из итоговой стоимости, по которой был заключён договор.

Однако если закупка проводится в общем порядке, а не только среди СМП и СОНКО, данная норма не действует и расчёт ведётся от НМЦК.

Изменения

Существует возможность изменения способа обеспечения. Это особенно полезно в тех случаях, когда изначально поставщик выбрал банковскую гарантию, но по каким-то причинам не успевает оформить её в срок и имеет возможность выплатить обеспечение своими средствами.

В таком случае поставщику достаточно внести на счёт заказчика необходимую сумму самостоятельно, а затем обменять полученную банковскую гарантию на затраченные средства.

Об изменении способа обеспечения в обязательном порядке необходимо уведомить заказчика.

Также возможно изменение размера обеспечения пропорционально исполненным обязательствам. Для этого исполнителю необходимо предоставить подтверждающие документы. Заказчик при уменьшении обеспечения не должен иметь претензий к части выполненных обязательств. Также для уменьшения ОИК не должно быть задержек каких-либо связанных с договором выплат (пени, штрафы, неустойки), а сама закупка не должна находиться в реестре закупок, для которых ОИК не уменьшается.

Если контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, то размер обеспечения должен уменьшаться после каждого этапа. В том случае, если была предоставлена банковская гарантия, заказчик просто отказывается от части прав на неё, а не получает новую.

Новое обеспечение предоставляется в том случае, если у банка, первоначально выдавшего гарантию, была отозвана лицензия. Порядок действий в такой ситуации должен быть прописан в соглашении. Срок на выдачу нового обеспечения — не более 30 дней с момента надлежащего уведомления поставщика заказчиком о необходимости предоставления иного обеспечения. В случае неисполнения данного обязательства на исполнителя начисляются пени.

Возврат

Заказчик возвращает обеспечение исполнения контракта в следующих случаях:

  • при полном исполнении обязательств по контракту;
  • при изменении поставщиком способа обеспечения на банковскую гарантию, причём сделать это можно в любой момент до окончательного исполнения договора;
  • при расторжении договора по соглашению сторон, либо по инициативе заказчика, если у последнего нет претензий к поставщику.

В том случае, если обеспечение предоставлялось путём перевода собственных средств исполнителя на счёт заказчика, возврат обеспечения должен осуществляться в срок не позднее 30 дней с момента исполнения всех обязательств по договору.

Некоторое преимущество имеют поставщики для закупок СМП и СОНКО — для них срок возврата обеспечения не должен превышать 15 дней со дня выполнения условий договора.

Заказчик может предусмотреть в контракте иные сроки возврата обеспечения, однако они не должны превышать тех, что указаны в законе.

Если контракт был расторгнут по инициативе заказчика из-за нарушений со стороны исполнителя, ОИК не возвращается, о чём должно быть прямо прописано в договоре.

Читайте также:  Что такое государственные закупки: как это работает и что необходимо знать? Понятие, виды, правила участия
Добавить комментарий