Как актуализировать Положение о закупках по 223-ФЗ? Образец приказа, порядок внесения изменений и сроки размещения в ЕИС
Составляем положение о закупках по правилам 2020 года
Положение о закупках по 223 ФЗ — это документ организации-заказчика, работающего по нормам этого федерального закона. В нем прописывают все правила для проведения тендеров: процедуры, требования, условия.
Скачать типовое положение о закупках по 223 ФЗ с учетом последних изменений |
Скачать образец стандарта закупок по 223 ФЗ на 2020 год для учреждения здравоохранения |
Скачать образец положения о закупках по 223 ФЗ на 2020 год для МУП |
Какие задачи решает положение
Заказчики, которые работают по 223 ФЗ, обязаны разработать положение о закупке товаров работ услуг по 223 ФЗ на 2020 год. Этот документ имеет особый характер, т. к. регламентирует всю закупочную деятельность. В документе содержится информация:
- порядок подготовки и проведения процедур, в том числе электронных, условия их применения;
- способы осуществления заказов по 223 ФЗ;
- порядок заключения и исполнения договоров по результатам конкурентных процедур и договоров с единственным поставщиком;
- иные вопросы, связанные с обеспечением закупок по нормам 223 ФЗ.
Стоит заметить, что образец положения о закупках по 44 ФЗ для бюджетных учреждений не предусмотрен, и заказчик осуществляет деятельность в рамках закона о контрактной системе без принятия каких-либо дополнительных актов.
Целесообразно принять стандарт об отделе закупок, который отражает закрепление конкретных полномочий по подготовке, согласованию и утверждению документов, необходимых для проведения заказа, и фиксирующий сроки исполнения обязанностей и ответственность за их нарушение за определенным списком сотрудников, которые входят в отдел и выполняют службу в области заказа по 223 ФЗ.
Как утвердить и разместить
Согласно ч. 3 ст. 2 223-ФЗ, заказчик утверждает стандарт в зависимости от организационно-правовой формы следующими органами управления:
- государственная корпорация или компания — высшим органом управления (№7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
- ГУП, МУП — руководителем (№161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
- автономное учреждение — наблюдательным советом (№174-ФЗ от 03.11.2006 «Об автономных учреждениях»);
- АО — советом директоров, общим собранием, коллегиальным исполнительным органом (№208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах»);
- ООО — общим собранием участников, советом директоров, коллегиальным исполнительным органом (№14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
- государственное или муниципальное бюджетное учреждение — учредителем (№7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
- публично-правовая компания — наблюдательным советом (№236-ФЗ от 03.07.2016 «О публично-правовых компаниях»).
Стандарт закупочной деятельности и вносимые в него изменения заказчик размещает на сайте ЕИС в течение 15 дней со дня подписания акта. Каждый желающий вправе изучить данные документы, которые находятся в Единой информационной системе в открытом доступе. Это указано в ч. 1 ст. 4 223-ФЗ.
Учитывайте и другие сроки утверждения по 223 ФЗ:
- Для новых бюджетных учреждений положение о закупках должно быть утверждено в срок 3 месяца. Это правило распространяется и на других новых заказчиков по 223 ФЗ. Для вновь образованных компаний срок считают с момента регистрации в ЕГРЮЛ. Для компаний, которые стали заказчиками по 223 ФЗ из-за изменения доли госучастия в уставном капитале, срок течет с момента получения уведомления об этих изменениях. Это указано в ч. 5, 6 ст. 8 223-ФЗ. Если в этот срок документ не разместить, то придется закупать товары, работы, услуги по основным правилам 44 ФЗ. Это закреплено в ч. 5.1 ст. 8 223-ФЗ;
- Для проведения закупок по 223 ФЗ бюджетное учреждение должно утвердить и опубликовать не позже 31 декабря предыдущего года. Это урегулировано в п. 4, 5 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ. Это правило распространяется и на унитарные предприятия.
Содержание положения
Заказчику необходимо учесть требования не только 223 ФЗ, но и 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» и «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц», утвержденного ФАС России.
Заказчик обязан соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.
Типовое положение о закупках по 223 ФЗ содержит разделы:
- термины и определения;
- цели и принципы закупочной деятельности;
- утверждение стандарта и внесение изменений;
- формирование и корректировка плана заказов;
- выбор способа и формы заказа;
- правила подготовки и проведения;
- принципы формирования требований и критериев оценки;
- требования к описанию объекта;
- требования к условиям договора. Обязательства, связанные с исполнением договора;
- подготовка, согласование и утверждение закупочной документации;
- порядок проведения процедуры;
- контроль и обжалование;
- отчетность по закупочной деятельности;
- требование к хранению документов, составленных в ходе заказа.
Как использовать типовые шаблоны
С 01.01.2018 изменились нормативы о типовом положении о закупках. Теперь, согласно ч. 2.3 ст. 2 223-ФЗ, в типовое положение о закупках по 223 ФЗ с учетом последних изменений включите такие сведения:
- регламент подготовки и реализации госзакупок;
- способы определения поставщика и случаи, когда они применяются;
- срок заключения договора по результатам конкурентных торгов.
В стандартном документе должны предусматриваться особенности участия субъектов МСП, которые утверждены Постановлением Правительства №1352 от 11.12.2014.
Типовые положения для бюджетных учреждений (автономных и бюджетных) и унитарных предприятий разрабатываются органами исполнительной власти разных уровней: федеральными, региональными, муниципальными. Вышестоящие органы закрепляют перечень организаций-заказчиков, для которых будут действовать такие типовые стандарты. Таким образом, если учреждение подпадает под действие типовых стандартов, разработанных на вышестоящем уровне, то ему надлежит сформировать регламентирующий регистр в строгом соответствии с условиями, установленными в типовом положении о закупках (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ).
Таким же образом вносятся изменения. Если законодатель внес коррективы в типовой закупочный регламент, организация-заказчик должна поправить локальный акт в течение 15 дней (ч. 2.7 ст. 2 223-ФЗ).
Где взять типовое положение
В ЕИС доступны для ознакомления типовые шаблоны. Эти документы найдете во вкладке «Планирование» на верхней панели на главной странице в ЕИС.
Внесение изменений в план закупок по 223-ФЗ
Регулирование правил внесения изменений
Заказчики, работающие в рамках 223-ФЗ, обязаны размещать в Единой информационной системе планы закупок на срок не менее одного года. Это предусмотрено частью 2 статьи 4 указанного федерального закона.
Долгосрочное планирование обязаны вести только некоторые категории заказчиков, например, закупающие инновационную технику или лекарства.
Порядок публикации документа планирования и внесения в него правок регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении положения о размещении на официальном сайте информации о закупке».
Перечень поправок должен быть представлен в виде отдельного документа. Кроме того, все предыдущие варианты документов должны остаться в открытом доступе для всех пользователей ЕИС.
Корректировка плана закупок возможна в рамках Постановления Правительства № 932, а также может быть прописана в положении о закупке и другой внутренней документации заказчика.
Приказ о внесении изменений в план закупок создаётся, если такая необходимость предусмотрена локальным актом.
Основание для корректировки
Причины, по которым заказчики вправе корректировать план закупочной деятельности, прописаны в Постановлении кабмина № 932 от 17 сентября 2012 года.
В частности, в пункте 8 идет речь о том, что поправки возможны:
- Если изменилась потребность в объекте тендера, сроки поставок или способ реализации закупки.
- При корректировке стоимости планируемого контракта больше чем на 10%.
- В других случаях, указанных в документации заказчика.
Также корректировка документа может быть связана с изменениями в производственной или инвестиционной программе компании, объемов финансирования, организацией повторных аукционов.
При составлении положения о закупке заказчикам рекомендуется в полном объеме написать все случаи, когда будет возможна корректировка.
Внесение изменений не требуется в таких случаях:
- поменялись условия уже подписанного контракта;
- закупка связана с государственной тайной и её нельзя включать в план;
- данные о тендере можно не указывать из-за небольшой цены сделки;
- сведения о конкурсной процедуре разрешается внести постфактум.
Инструкция по внесению изменений в план закупок в ЕИС
Если нужно, сначала составьте приказ о внесении изменений в план закупок по 223-ФЗ, его должно подписать ответственное должностное лицо, а утвердить — руководитель организации. При заполнении приказа следует указать дату принятия решения, основание и отразить вносимые правки.
- Заказчик принимает решение о нужности изменений.
- Готовится соответствующий проект в закупочном графике.
- Подготовка проекта изменений в закупочном графике.
- Утверждение проекта.
- Размещение в личном кабинете в ЕИС.
В случае обновления плана требуется приложить такие документы:
- план в новой редакции;
- документ, в котором есть список всех корректировок.
Инструкция по внесению изменений в ЕИС:
1. Зайти в личный кабинет на портале — «Планы закупки» (слева в меню).
2. Выбрать подлежащий корректировке действующий план закупки. Нажать на стрелочку — «Создать изменения».
3. Внести изменения в соответствии с Положением о закупке (для поля «Причина изменений» изменений).
4. Сохранить изменения.
6. Во вкладке «Документы» прикрепить документ с перечнем внесенных изменений.
7. Завершить корректировку.
8. В появившемся документе с изменениями нажать «Подготовить к размещению».
9. Документ со вкладки «Все» перейдет во вкладку «На размещении». Нажать «Разместить».
10. Подтвердить действие.
11. В открывшемся окне с измененным планом закупки нажать «Подписать и разместить».
Новая версия документа и приказ будут считаться легализованными только после подписания при помощи усиленной квалифицированной электронной подписи уполномоченного сотрудника заказчика.
Сроки и ответственность
На публикацию корректировок в ЕИС отводится 10 дней с момента подписания приказа о корректировке. Если закупка проводится в форме конкурса или аукциона, то внесение изменений в план после публикации окончательного варианта извещения о закупке не допускается (пункт 9 Постановления № 932).
Исключение составляют экстренные аварийные закупки, которые проводятся в связи с чрезвычайными ситуациями или влиянием обстоятельств непреодолимой силы. 223-ФЗ разрешает отразить такой тендер в плане уже после проведения процедуры.
В случае, если план или изменения в него не были опубликованы, либо нарушены сроки, заказчику может грозить штраф по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ. В первом случае предусмотрены санкции в размере от 100 до 300 тыс. руб., во втором — от 10 до 30 тыс. руб.
Как актуализировать положение о закупках по 223-ФЗ и в какие сроки это необходимо сделать?
После внесения изменений в 223-ФЗ о закупках отдельными юрлицами через 505-ФЗ от 2017 года всех заказчиков обязали актуализировать применяемые ими Положения о закупке и внести в них все положенные коррективы. Если они этого не сделают, то их обяжут перейти на закупки по нормам более строгого 44-ФЗ.
Когда необходимо вносить изменения в Положение о закупке
Положение о закупке выступает базовым документом заказчика, который регламентирует его деятельность. Оно должно содержать требования к проводимым закупочным мероприятиям, порядок их подготовки и проведения, правила заключения и исполнения госконтракта, прочие связанные с закупкой положения по ч. 2 ст. 2 223-ФЗ.
Для того чтобы положения о закупке соответствовали новым требованиям по 505-ФЗ от 2017 года, изменения в них должны были быть внесены и опубликованы до конца 2018 года.
Изменения, которые были внесены данным законом, достаточно масштабны. Согласно ч. 2.3 ст. 2 223-ФЗ, в типовое Положение о закупках нужно включить такие сведения:
- Регламенты подготовки и реализации закупочных мероприятий.
- Способы определения поставщика, подрядчика, исполнителя и случаи их применения.
- Сроки заключения контракта по результатам конкурентных закупок.
Положение о закупках с учетом изменений на 2019 год должно содержать следующие сведения:
- Порядок подготовки и проведения закупочных процедур, включая электронные, и условия их использования на практике.
- Способы заказа по 223-ФЗ.
- Порядок заключения и исполнения договора по результатам конкурентных процедур и договоров с единственным поставщиком.
- Сведения об обеспечении закупок по 223-ФЗ.
Заказчику необходимо будет прописать следующие сведения по конкурентным закупкам:
- Запрет на указание товарного знака, если не указано на возможность поставки аналога (по ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ).
- Требования о предельном размере обеспечения по заявке по ч. 27 ст. 3 223-ФЗ.
- Обязанности заказчика предоставить ответ на запрос от участника в течение 3 рабочих дней по ч. 2-4 ст. 3 223-ФЗ.
- Запрет на отказ от проведения конкурентной закупки после окончания сроков подачи заявок по ч. 5 ст. 3 223-ФЗ.
- Требование об обязательном использовании усиленной ЭЦП при проведении конкурентной закупки в электронном формате по ч. 5 ст. 3.3 223-ФЗ.
- Требование к участникам закупки передавать заявки на участие в разных файлах, а цену прописывать отдельно с помощью интерфейса ЭТП по ч. 10, 12 ст. 3.3 223-ФЗ.
Основной формой закупок по 223-ФЗ стал электронный формат.
Следовательно, заказчику предстоит написать в Положении, когда он будет прибегать к закупкам с помощью бумажной традиционной версии.
Также в разделе с конкурентными закупками нужно прописать состав информации, который включается в следующие протоколы:
- Этапа закупки.
- Предварительного квалификационного отбора.
- Вскрытия конвертов.
- Оценки, сопоставления заявок.
- Переторжки.
- Протокола закупки.
- Составления предложений по условиям поставки.
Если заказчик обязан проводить закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства по Постановлению Правительства №1352 от 2014 года, то он должен сделать отдельный раздел, который был бы им посвящен.
При подготовке положения заказчику предстоит учесть не только требования 223-ФЗ, но и 135-ФЗ «О защите конкуренции». То есть заказчик должен соблюдать принципы равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации.
Порядок и сроки публикации изменений
Согласно п. 3 ст. 2 223-ФЗ, Положение о закупке подлежит утверждению:
- Высшим органом управления госкорпорации или госкомпании.
- Руководителем унитарного предприятия.
- Наблюдательным советом автономного учреждения.
- Советом директоров.
- Общим собранием участников общества.
- Органом, который осуществляет функции и полномочия руководителя бюджетного учреждения.
Утверждение обновленного Положения производится через издание специального приказа. Данный документ не имеет унифицированной формы и составляется в произвольном формате. В него включаются следующие сведения:
- Дата и место подготовки приказа.
- Наименование приказа «Приказ об утверждении..».
- Наименование заказчика и органа, который издал приказ.
- Указание на внесение изменений в Положение с датой вступления их в силу.
- Ответственное лицо, отвечающее за контроль за исполнением приказа.
- Подпись руководителя.
Порядок размещения Положения о закупке и внесения в него изменений содержится в Постановлении Правительства №908 от 2012 года. В общих чертах он состоит из следующих этапов:
- В закрытой части официального сайта заказчик размещает электронный вид обновленного Положения о закупке.
- Вносятся изменения в документацию.
- Размещается электронный вид документа в открытом доступе. С этой даты обязанности заказчика по публикации сведений в ЕИС считаются исполненными.
Алгоритм размещения обновленного Положения о закупке предполагает прохождение таких шагов:
- Представитель заказчика с применением электронной подписи заходит в личный кабинет ЕИС.
- Переходит в специальную вкладку «Реестр положений о закупках».
- В рабочем окне выбирает актуальное Положение и опцию «Проект изменений».
- В открывшейся вкладке указываются изменения. Также заказчику необходимо указать основания для поправок (в данном случае это приказ об утверждении поправок), дату внесения изменений и вступления Положения в силу. Обязательные поля здесь отмечены звездочкой.
- Актуализируются способы закупки, которые вправе использовать заказчик.
- Изменения публикуются на сайте нажатием кнопки «Опубликовать» и «Завершить формирование положения».
Таким образом, положение о закупках – это документ, который готовит заказчик по 223-ФЗ, необходимый для эффективного построения системы госзакупок и отражающий требования к их практическому осуществлению. Такой документ обязаны разработать все заказчики, которые работают по 223-ФЗ. С учетом последних масштабных изменений в законодательство все заказчики должны внести существенные изменения в положение и разместить его в ЕИС.
Какие документы должен разместить заказчик по 223-ФЗ в ЕИС
С одной стороны кажется, что закон 223-ФЗ даёт свободу заказчику при проведении закупок, но по факту выходит не всё так гладко. Дело в том, что отчетность по закупкам достаточно строгая. Читайте в статье, какие документы заказчик обязан разместить в ЕИС и какая ответственность грозит за неразмещение.
Онлайн-курс « Закупки по 223-ФЗ» . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа) Положение о закупке — это ключевой документ, который описывает весь процесс закупок в конкретной организации, выступающей заказчиком приобретаемых товаров, работ или услуг. Это основа закупочной деятельности.
Сроки размещения документов в ЕИС по 223-ФЗ
1. Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в ЕИС не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона 223-ФЗ).
2. План закупки товаров, работ, услуг на очередной год размещается в течение 10 календарных со дня утверждения, но не позднее 31 декабря. Изменения в план закупки в течение года размещаются также в течение 10 календарных дней со дня внесения изменений (п. 14 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908).
3. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств с 1 января 2015 года размещается заказчиком в единой информационной системе на период от 5 до 7 лет (ч. 3 ст. 4 Закона 223-ФЗ).
4. Информация о закупке (ч. 5 ст. 4 Закона 223-ФЗ)
Документы, подлежащие размещению:
Торги (конкурс, аукцион)
Иные способы закупок
Извещение о закупке,
Документация о закупке,
Не менее, чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок (ч. 2 ст. 3 Закона 223-ФЗ)
В сроки, предусмотренные Положением о закупке
Изменения, вносимые в извещение и документацию о закупке,
Разъяснения документации о закупке.
Не позднее, чем в течение 3 дней со дня принятия соответствующих решений о внесении изменений в документацию, предоставления разъяснений (ч. 11 ст. 4 Закона 223-ФЗ)
Не позднее, чем в течение 3 дней со дня принятия соответствующих решений о внесении изменений в документацию, предоставления разъяснений (ч. 11 ст. 4 Закона 223-ФЗ)
Протоколы, составляемые в ходе закупки.
Не позднее чем через 3 дня со дня подписания (ч. 12 ст. 4 Закона 223-ФЗ)
Не позднее чем через 3 дня со дня подписания (ч. 12 ст. 4 Закона 223-ФЗ)
Отказ от проведения закупки,
Иная информация о закупке.
В сроки, предусмотренные Положением о закупке
В сроки, предусмотренные Положением о закупке
5. Сведения о количестве и общей стоимости договоров. Подлежат размещению ежемесячно, до 10 числа каждого месяца, следующего за отчётным. Обязательно публикуются 4 вида отчетов. В отчеты включаются абсолютно все закупки. Не включаются в отчеты только дополнительные соглашения к договорам.
6. Информация и документы о заключении договора с поставщиком. Направляются в Реестр в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора. Информация и документы об изменении, исполнении или расторжении договора — в течение 10 дней.
7. Заказчики, у которых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 существует обязанность по закупке ТРУ у субъектов МСП, должны до 1 февраля года, следующего за отчетным, размещать в ЕИС годовой отчет о таких закупках.
Что можно не размещать в ЕИС заказчику по 223-ФЗ
1. Сведения о закупке, составляющие государственную тайну.
2. Сведения о закупке, по которым принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона 223-ФЗ.
3. Сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 руб.
4. Сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 000 руб., если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб.
Закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 (500) 000 руб.
Ответственность заказчика за неразмещение информации в ЕИС
На заказчика, который не разместил необходимую информацию в ЕИС, накладывается штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей в зависимости от степени тяжести нарушения. При этом должностное лицо уплачивает штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей. Ответственность заказчика за нарушение сроков размещения в сети информации колеблется в пределах от 10 000 до 30 000 рублей. Контрактный управляющий в этом случае выплачивает от 2 000 до 5 000 рублей.
Если во время публикации необходимых документов на ЕИС происходит технический сбой, который не позволяет завершить операцию, то регламентированный срок отодвигается на один рабочий день с момента устранения всех неполадок. Сведения о закупках, которые включают в себя информацию о государственной тайне, не подлежат размещению в единой информационной системе. Заказчик вправе не размещать также сведения о закупках, сумма которых не превышает 100 000 рублей.
Как оформить положение о закупках по 223-ФЗ
Образец положения об отделе закупок по 223 ФЗ — это свод норм и правил, в соответствии с которыми заказчик и приобретает товары, работы, услуги по 223 ФЗ. Документ стандартизирует закупочную деятельность заказчика и является обязательным.
Для чего нужно положение о закупках по 223 ФЗ
Закупочная деятельность в рамках 223 ФЗ регулируется не только законом о закупках отдельными видами юридических лиц и подзаконными актами, но и таким внутренним нормативом заказчика, как положение о закупках. Закон о контрактной системе строго регулирует деятельность заказчика, устанавливая правила относительно всех госзакупок и их результатов. Поэтому положение о закупках по 44 ФЗ не нужно — закон жестко контролирует заказчиков, регламентируя каждый шаг процедуры от планирования до момента заключения контракта. А вот законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц более гибкое, многие моменты описаны достаточно свободно. Поэтому заказчику необходим внутренний стандарт, который бы нормировал закупочную деятельность исходя из потребности организации и при этом не шел в разрез с действующими законами. Положение по 223 ФЗ для бюджетных учреждений на 2020 год с изменениями содержит:
- правила подготовки и осуществления электронных и бумажных закупочных процедур;
- возможные способы определения поставщика;
- особенности заключения и исполнения договоров по результатам заказов;
- порядок ведения договорных отношений с единственными поставщиками;
- прочие важные аспекты проведения торгов по 223 ФЗ.
Помимо общего стандарта, заказчикам рекомендуется разработать документ и об отделе закупок, в котором будут четко определены полномочия сотрудников, которые отвечают за проведение торгов по 223 ФЗ. Этот документ должен аккумулировать права и обязанности работников отдела закупок и определять ответственность за нарушение законодательства и несоблюдение требований основного норматива о закупочной деятельности.
Порядок согласования и размещения
Порядок согласования напрямую зависит от организационно-правовой формы учреждения, выступающего в роли заказчика (ч. 3 ст. 2 223-ФЗ). Выбор инстанции, которая согласовывает положения по 223 ФЗ, зависит от ОПФ:
- для госкорпораций или государственных компаний необходимо согласование высшего управленческого органа (ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996);
- в государственных и муниципальных унитарных предприятиях документ утверждают непосредственно руководители (ФЗ № 161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002);
- для автономных учреждений согласующим органом выступает наблюдательный совет (ФЗ № 174 «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006);
- в акционерных обществах документ утверждается решением совета директоров, общего собрания или иным коллегиальным исполнительным органом (ФЗ № 208 «Об акционерных обществах» от 26.12.1995);
- в обществах с ограниченной ответственностью документацию согласовывает общее собрание участников, совет директоров или коллегиальный исполнительный орган (ФЗ № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998);
- для документов государственных и муниципальных бюджетных учреждений необходимо согласование учредителя (ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996);
- у публично-правовых компаний утверждением стандарта занимается наблюдательный совет (ФЗ № 236 «О публично-правовых компаниях» от 03.07.2016).
После подписания положение о закупках товаров, работ, услуг по 223 ФЗ нужно разместить в Единой информационной системе в 15-дневный срок. Стандарты заказчиков находятся в открытой части сайта, поэтому доступны для ознакомления всем пользователям ЕИС. Заказчик вправе разместить документ и на своем официальном сайте.
Требования к структуре и содержанию
Документ заказчика нужно составлять в полном соответствии с законом о закупках отдельными видами юридических лиц 223 ФЗ от 18.07.2011 и о защите конкуренции 135 ФЗ от 26.07.2006. Учитываются и нормативы Федеральной антимонопольной службы — «Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц». Ключевая задача заказчика — разработать такие правила, которые будет полностью регулировать его деятельность в области заказа. Норматив должен соответствовать главным принципам по отношению к участникам торгов:
- равноправие;
- справедливость;
- отсутствие дискриминации;
- необоснованное ограничение конкуренции.
В состав положения целесообразно включить разделы:
- терминология;
- цели и принципы осуществления закупок;
- порядок утверждения документа;
- регламент внесения изменений;
- плановая деятельность;
- внесение изменений в план закупок;
- способы определения исполнителей;
- подготовка к торгам;
- разработка и утверждение документов заказа;
- порядок описания объекта;
- критерии оценки;
- требования к поставщикам;
- правила проведения торгов;
- осуществление контроля заказа;
- возможность обжалования результатов;
- условия договора;
- обязательства и ответственность сторон;
- ведение отчетов по 223 ФЗ;
- порядок хранения документации.
Применение типовых положений
Подведомственные учреждения могут использовать типовые положения о закупках, разработанные и утвержденные вышестоящими организациями. Ответственными за формирование типовых регистров выступают органы исполнительной власти федерального, регионального или муниципального уровней. Они утверждают не только типовые стандарты, но и список учреждений, которые обязаны их применять (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ). Некоторые разделы типовых стандартов используются в обязательном порядке всеми государственными и муниципальными заказчиками (ч. 2.3 ст. 2 223-ФЗ):
- порядок подготовки и проведения заказов;
- выбор способа определения поставщика в зависимости от объекта торгов;
- сроки подписания договоров после определения победителя по итогам госзакупок.
Эти разделы должны быть приведены в стандартах ГУП и МУП, бюджетных и автономных организаций. В регистрах надлежит прописывать и правила осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с нормами ПП РФ № 1352 от 11.12.2014.
То же самое нужно сделать, если изменится типовое положение о закупках по 223 ФЗ на 2020 год с июля 2020 года. 31 июля начнет действовать 70 ФЗ от 01.05.2019, который изменит правила обращения с деньгами, которые подарены, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования) или полученные по завещанию. Такие средства можно будет тратить по 223 ФЗ. Главное, чтобы прописали право на это в положении о закупке. Изменить можно до 01.10.2019.
Когда размещать в ЕИС
Образец положения о закупках по 223 ФЗ с июля 2020 года, составленный с учетом типовых изменений, специалист заказчика должен утвердить и разместить в ЕИС в течение 15 дней после внесения корректив. Есть и специальные сроки для публикации положения о закупке. Его нужно выложить в течение трех месяцев со дня:
- регистрации, если только создали заказчика (ч. 5 ст. 8 223-ФЗ);
- получения уведомления о том, что изменилась совокупная доля госучастия в уставном капитале, если 223 ФЗ стал распространяться в итоге таких трансформаций (ч. 6 ст. 8 закона № 223-ФЗ).
Заказчика, который нарушил сроки, оштрафуют от 10 000 до 30 000 руб. Должностное лицо, которое нарушило сроки публикации изменений в положение о закупках, оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 руб. (ч. 4, 6 ст. 7.32.3 КоАП).
Где найти типовые положения
Все актуальные типовые и стандартные положения заказчиков различных типов, отраслей и организационно-правовых форм можно изучить в Единой информационной системе в открытом доступе абсолютно бесплатно. Для этого пользователь переходит на официальный сайт ЕИС и в контекстном меню выбирает раздел «Планирование». Все стандарты организаций-заказчиков будут представлены именно там.
Типовое положение РАН
Типовой стандарт РАН разработан Министерством науки и высшего образования (Приказ № 949 от 07.11.2018) в качестве реализационной меры по выполнению требований ч. 3 ст. 4 505-ФЗ и поручения Правительства РФ № ТГ-П8-7573 от 01.11.2018. Он регламентирует закупочную деятельность организации-заказчика, которым в данном случае выступает Российская академия наук.
Закупки по 223-ФЗ: что заказчик должен размещать в ЕИС
- On 10.01.2019 0 Комментарии 223-ФЗ, ЕИС, Конкурс, Статьи
Как известно, закон 223-ФЗ является рамочным и дает заказчикам много свободы. Тем не менее в отношении документов, которые они обязаны размещать в ЕИС, закон довольно строг. Давайте разберемся, какие документы и отчеты следует публиковать, и что будет, если этого не делать.
Что и когда нужно размещать в ЕИС
В отношении документов, подлежащих размещению в системе, установлены различные сроки. В следующей таблице мы собрали информацию о том, что и когда нужно размещать в ЕИС заказчикам по 223-ФЗ, а также указали соответствующие нормы законодательства.
Таблица. Сроки размещения документов в ЕИС (по 223-ФЗ)
Документ | Срок размещения | Норма закона |
---|---|---|
Положение о закупке (в т.ч. изменения) | Не позднее 15 дней со дня утверждения | ч. 1 ст. 4 223-ФЗ |
План закупок (в т.ч. изменения) | 10 календарных дня с даты утверждения, но не позднее 31 декабря | п. 14 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 |
В отношении конкурса / аукциона: |
- извещение о закупке,
- документация о закупке,
- проект договора
- извещение о закупке,
- документация о закупке,
- проект договора
Что можно не публиковать
Однако размещению в ЕИС подлежит не вся информация о закупках по 223-ФЗ. В частности, не размещаются такие данные:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- О закупках в рамках гостайны.
- Если в отношении закупки принято решение правительства в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона 223-ФЗ.
- О закупках стоимостью не более 100 тыс. рублей.
- Для заказчиков, чья годовая выручка за отчетный год составила более 5 млрд рублей — о закупках, стоимостью не более 500 тыс. рублей.
Не разместили информацию? Готовьтесь к штрафам!
Для заказчиков по 223-ФЗ и их должностных лиц предусмотрены довольно большие штрафы за нарушение порядка и сроков публикации документов в ЕИС:
- Если информация не размещена, то штраф для заказчиков составит 100-300 тыс. рублей, а для должностных лиц – 30-50 тыс. рублей.
- Если информация размещена с нарушением срока, штраф для заказчиков составит 10-30 тыс. рублей, а для должностных лиц 2-5 тыс. рублей.
Важно знать! Иногда бывает, что заказчик не успевает разместить информацию в срок из-за технических сбоев в ЕИС. В этом случае крайний срок отодвигается на 1 рабочий день с момента устранения всех неполадок в работе системы.
О размещении ежемесячных отчетов в ЕИС: