Мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ: порядок проведения, цели, сводный аналитический отчет с результатами

Как проходит мониторинг госзакупок

Сущность и нормативно-правовая база

Мониторинг госзакупок — это комплексная система наблюдения в сфере тендеров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Основные инструменты такие:

  • сбор;
  • обобщение;
  • систематизирование;
  • аналитическая оценка полученной информации.

Аккумулируют информацию непрерывно и систематично.

Процедуры наблюдения на законодательном уровне регулируются положениями ст. 97 44-ФЗ и Постановлением Правительства № 1193 от 03.11.2015, которым утверждены правила проведения мониторинга централизованных закупок.

Кто и что проверяет

Ответственными за сбор, обобщение и анализ тендерных данных выступают федеральные органы, регулирующие надлежащее исполнение норм и правил контрактной системы: Минфин, Федеральное казначейство, ФАС. В их задачи входит не только подготовка актуализированной информации о тендерах в целом, но и обработка данных о планах-графиках, о состоянии их реализации, о судебных актах и решениях в области закупок. Они обрабатывают информационные потоки из писем и обращений как от федеральных законодательных и исполнительных органов, так и от представителей организаций и физических лиц.

Ответственные за наблюдение органы привлекают иных лиц для сбора и подготовки информационного анализа и организуют специализированные экспертные советы, включающие в состав представителей различных федеральных органов власти и субъектов РФ.

Цели процедуры наблюдения

Мониторинг закупок осуществляется в целях выявления актуальных данных из ЕИС для дальнейшей оценки реальной эффективности обеспечения государственных и муниципальных потребностей.

По факту использования комплексной системы наблюдения оценивается обоснованность закупочных процедур в рамках ст. 18 44-ФЗ.

Еще одной из целей мониторинга закупок является совершенствование контрактного законодательства и юридические правоотношения в ней.

Когда и как обнародуются результаты

На основании результатов, полученных по факту мониторинга, итоговые показатели вносятся в сводный аналитический отчет, который формируют и отправляют для контроля в Правительство РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом. В нем содержатся такие информационные параметры о госзакупках:

  • планирование;
  • фактическое осуществление;
  • результаты контрольных мероприятий;
  • оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • меры по совершенствованию действующего законодательства.

Результаты мониторинга тендеров и закупок размещают ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сведения публикуют в виде аналитических отчетов отдельно за каждый квартал. Отчет за 4 квартал отчетного периода (года) размещают до 1 марта года, следующего за отчетным. Их публикуют в специальном разделе на сайте Минфина.

Как готовят сводный аналитический отчет

Годовой мониторинг закупок представляет собой сводный аналитический отчет. Он публикуется ежегодно.

До 1 ноября отчетного периода федеральные органы, которые регулируют исполнение нормативов контрактной системы, разрабатывают структуру сводного аналитического отчета, в предмете которого отмечают краткое содержание разделов, подразделов и приложений по п. 1 Постановления Правительства от 03.11.2015 № 1193.

ФАС и прочие регулирующие органы согласовывают этот проект структуры сводного документа в срок до 1 декабря отчетного периода.

Разработка проекта аналитического отчета производится в срок до 15 марта года, следующего за отчетным, а до 15 апреля осуществляется итоговое согласование проекта.

Мониторинг в сфере государственных и муниципальных закупок на основании положений Федерального закона №44-ФЗ

Создание функционирующей в настоящее время системы государственных и муниципальных закупок главной целью имело обязательное превращение этой системы в максимально прозрачную систему. Именно для этих целей осуществляется проведение всестороннего мониторинга при осуществлении государственных закупок.

Правила и порядок проведения мониторинга

Мониторинг в сфере государственных закупок – это специальное исследование, которое носит систематический характер и направлено на то, чтобы установить правильность реализации основных принципов сформированного законодательства, направленного на совершенствование контрактной системы, функционирующей на территории Российской Федерации.

Проведение мониторинга необходимо для того, чтобы в полном объеме составлять картину по итогам всех реализованных мероприятий наблюдения, которые предназначены для получения итоговой картины реализации правил и принципов государственных и муниципальных закупок, сформулированных в действующем законодательстве.

Основное регулирование проводимого процесса мониторинга осуществляется на основании положений статьи 97 Федерального закона «О контрактной системе». Именно эта статья формирует основные цели, для которых и проводятся мероприятия, предусмотренные такими комплексными аналитическими действиями.

При проведении мониторинга производится проверка того, каким образом осуществляются закупки, начиная от составления планов-графиков и планов закупок и до момента их полной реализации путем проведения всех необходимых закупочных мероприятий.

Для того чтобы результаты проводимых мероприятий могли считаться объективными и отражающими реальную картину, мониторинг должен осуществляться следующим образом:

  • на первом этапе проведения мониторинга необходимо сформировать план предстоящих действий для того, чтобы максимально полно охватить все показатели, которые должны быть проанализированы в ходе формирования результатов конкретного исследования;
  • на основании предоставленных ранее отчетов от государственных и муниципальных заказчиков, а также приравненных к ним юридических лиц, проводится формирование единой базы для проведения исследования;
  • в качестве базы для проводимого исследования берутся сведения, сформулированные за год, предшествующий году проведения мониторинга;
  • анализ всех взятых за основу исследований проводится уполномоченными сотрудниками того подразделения Минэкономразвития, на которое возложены непосредственные обязанности в части контроля за реализацией действующего законодательства в сфере закупок;
  • итоговый сводный отчет, составленный на основании результатов мониторинга, должен быть подготовлен и представлен для ознакомления руководителем подразделения до 30 апреля года, который следует за отчетным.

Все необходимые показатели для проведения мониторинга уполномоченные сотрудники берут из Единой информационной системы как в виде самостоятельных данных, так и в виде итоговых сводных отчетов.

Цели проводимых проверок

Проведение проверки в рамках осуществления мониторинга в сфере закупок направлено на достижение определенных целей, а именно:

  • оценка того, в какой степени были достигнуты цели осуществления закупок, которые законодатель сформировал в статье 13 Федерального закона «О контрактной системе» (в части достижения целей, которые были поставлены перед конкретными закупочными мероприятиями и сформированной контрактной системой в целом, в части исполнения существующих международных обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация, в том числе в лице различных органов власти на существующих уровнях, а также в части выполнения предусмотренных законом функций, установленных для государственных органов власти, и для реализации тех полномочий, которыми такие органы наделены);
  • оценка того, каким образом реализуются принципы обоснованности проводимых закупочных мероприятий, предусмотренных статьей 18 указанного Федерального закона;
  • осуществление мероприятий, которые направлены на совершенствование действующего законодательства в сфере закупок, независимо от того, на каком уровне приняты те или иные нормативные акты, осуществляющие регуляцию существующей контрактной системы в рамках Российской Федерации.

То, насколько достигнуты сформулированные в части 3 статьи 97 Федерального закона №44-ФЗ цели, можно проследить на основании данных, которые представлены в итоговом сводном отчете, так как его составление должно полностью реализовывать указанные цели в содержании такого отчета.

Итоговый сводный отчет по результатам мониторинга

Все результаты проведенного мониторинга в части реализации государственным или муниципальным заказчиком или приравненными к ним юридическими лицами должны быть сформулированы в специальном документе – итоговом сводном отчете. Этот документ готовится для того, чтобы отразить информацию о следующих параметрах существования контрактной системы в сфере закупок:

  • каким образом развивается контрактная система в сфере закупок, а также на какие именно ее разделы следует обратить особое внимание, в том числе при проведении различного рода мероприятий, направленных на изменение действующих норм права в сфере госзакупок для их усовершенствования;
  • каким образом ведут себя заказчики, в том числе в части планирования закупок; размещения информации о проведении закупочных процедур; каким образом осуществляется анализ информации о несостоявшихся процедурах; о всех заключенных контрактах, в том числе которые были подписаны по итогам таких несостоявшихся процедур; анализ количества и качества проведенных электронных закупочных процедур; а также о том, каков объем закупок у различных категорий исполнителей по заключенным контрактам; а также о применении различных антидемпинговых мер и методов предоставления преференций различным исполнителям заключенных контрактов;
  • общий вид и порядок поведения исполнителей по заключенным, исполненным или расторгнутым контрактам;
  • получение информации об использовании существующих информационных ресурсов для формирования максимально прозрачной системы госзакупок;
  • какие меры должны быть приняты в части совершенствования действующего законодательства для максимального достижения целей создания и постоянного изменения созданной контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок.

В том случае, если результаты мониторинга относительно конкретного государственного или муниципального заказчика оказались неудовлетворительными, может быть проведена аудиторская проверка.

Случаи проведения аудита по итогам мониторинга

В части государственных закупок проведение аудита – явление относительно новое, однако его проведение является обязательным в некоторых случаях, а именно:

  • если у органов, проводивших мониторинг осуществления госзакупок, возникли сомнения в том, что реализованные мероприятия не противоречат законодательным нормам, которые осуществляют собственно регулирование сферы госзакупок;
  • возникли сомнения о том, насколько правильно ведется бухучет в рамках реализации принципов существования контрактной системы;
  • предоставленные отчеты не отражают полной информации, либо представленная в них информация не дает возможности удостовериться в том, что никаких нарушений в сфере госзакупок конкретным заказчиком совершено не было;
  • существующие договорные отношения, в том числе возникшие по результатам заключения специальных контрактов, оформлены ненадлежащим образом;
  • возникают сомнения о том, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, в том числе предоставленные из различных уровней бюджета для финансирования деятельности проверяемого государственного или муниципального заказчика.

Мониторинг в сфере госзакупок – это мероприятие, которое направлено на то, чтобы проанализировать, каким образом ведут себя заказчики и исполнители для достижения главных целей создания существующей контрактной системы, а именно: обеспечения прозрачности осуществляемых государственных и муниципальных закупок, а также создания возможности для свободной конкуренции между потенциальными исполнителями в части осуществления таких закупок. Если по результатам мониторинга по каким-то причинам были выявлены различные нарушения в части осуществления государственных закупок, то контролирующие органы вправе инициировать аудиторскую проверку, по результатам которой формируется отчет, направленный на устранение выявленных нарушений у конкретного заказчика.

Глава 4. Мониторинг закупок и аудит в сфере закупок

Статья 97. Мониторинг закупок

  1. Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.
  2. Мониторинг закупок осуществляется в целях:
    1. оценки степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;
    2. оценки обоснованности закупок в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона;
    3. совершенствования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
  3. Мониторинг закупок осуществляется с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации.
  4. Мониторинг закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечивается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  5. Результаты мониторинга закупок по итогам каждого года оформляются в виде сводного аналитического отчета, который представляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Правительство Российской Федерации. Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки подготовки указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
  6. В сводном аналитическом отчете дается оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяются меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
  7. Сводный аналитический отчет подлежит размещению в единой информационной системе.
  8. В соответствии с актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органами местного самоуправления может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.
  9. В соответствии с актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органами местного самоуправления может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.
  10. Порядок использования единой информационной системы для целей мониторинга закупок устанавливается с учетом порядка функционирования единой информационной системы, установленного в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.
  11. Утратил силу. – Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ.
Читайте также:  Постановление Правительства РФ №102 по 44-ФЗ: регулирование процедуры закупок различных видов медицинских изделий

Статья 98. Аудит в сфере закупок

  1. Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований.
  2. Органы, указанные в части 1 настоящей статьи (далее – органы аудита в сфере закупок), в пределах своих полномочий осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.
  3. Для достижения целей, указанных в части 2 настоящей статьи, органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.
  4. Органы аудита в сфере закупок обобщают результаты осуществления деятельности, указанной в части 3 настоящей статьи, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах.

Поля, отмеченные * , обязательны для заполнения.

Мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ: порядок и правила проведения, цели контроля, итоговый сводный отчет

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 (добавочный 784) . Это быстро и бесплатно !

Правила и порядок проведения мониторинга

Мониторинг в сфере государственных закупок – это специальное исследование, которое носит систематический характер и направлено на то, чтобы установить правильность реализации основных принципов сформированного законодательства, направленного на совершенствование контрактной системы, функционирующей на территории Российской Федерации.

Проведение мониторинга необходимо для того, чтобы в полном объеме составлять картину по итогам всех реализованных мероприятий наблюдения, которые предназначены для получения итоговой картины реализации правил и принципов государственных и муниципальных закупок, сформулированных в действующем законодательстве.

Основное регулирование проводимого процесса мониторинга осуществляется на основании положений статьи 97 Федерального закона «О контрактной системе». Именно эта статья формирует основные цели, для которых и проводятся мероприятия, предусмотренные такими комплексными аналитическими действиями.

В соответствии с положениями действующего законодательства, в частности, на основании Постановления Правительства Российской Федерации №728, принятого 26 августа 2013 года, проведение мониторинга всей ситуации, которая складывается в сфере государственных и муниципальных закупок, полностью ложится на плечи Министерства экономического развития Российской Федерации.

При проведении мониторинга производится проверка того, каким образом осуществляются закупки, начиная от составления планов-графиков и планов закупок и до момента их полной реализации путем проведения всех необходимых закупочных мероприятий.

Для того чтобы результаты проводимых мероприятий могли считаться объективными и отражающими реальную картину, мониторинг должен осуществляться следующим образом:

  • на первом этапе проведения мониторинга необходимо сформировать план предстоящих действий для того, чтобы максимально полно охватить все показатели, которые должны быть проанализированы в ходе формирования результатов конкретного исследования;
  • на основании предоставленных ранее отчетов от государственных и муниципальных заказчиков, а также приравненных к ним юридических лиц, проводится формирование единой базы для проведения исследования;
  • в качестве базы для проводимого исследования берутся сведения, сформулированные за год, предшествующий году проведения мониторинга;
  • анализ всех взятых за основу исследований проводится уполномоченными сотрудниками того подразделения Минэкономразвития, на которое возложены непосредственные обязанности в части контроля за реализацией действующего законодательства в сфере закупок;
  • итоговый сводный отчет, составленный на основании результатов мониторинга, должен быть подготовлен и представлен для ознакомления руководителем подразделения до 30 апреля года, который следует за отчетным.

Так как подготовка итогового сводного отчета происходит на основании сведений, полученных за год, в его основу ложатся не только все показатели, полученные в течение года, но и сформированные ежеквартальные отчеты по итогам промежуточного мониторинга.

Все необходимые показатели для проведения мониторинга уполномоченные сотрудники берут из Единой информационной системы как в виде самостоятельных данных, так и в виде итоговых сводных отчетов.

Цели проводимых проверок

Проведение проверки в рамках осуществления мониторинга в сфере закупок направлено на достижение определенных целей, а именно:

  • оценка того, в какой степени были достигнуты цели осуществления закупок, которые законодатель сформировал в статье 13 Федерального закона «О контрактной системе» (в части достижения целей, которые были поставлены перед конкретными закупочными мероприятиями и сформированной контрактной системой в целом, в части исполнения существующих международных обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация, в том числе в лице различных органов власти на существующих уровнях, а также в части выполнения предусмотренных законом функций, установленных для государственных органов власти, и для реализации тех полномочий, которыми такие органы наделены);
  • оценка того, каким образом реализуются принципы обоснованности проводимых закупочных мероприятий, предусмотренных статьей 18 указанного Федерального закона;
  • осуществление мероприятий, которые направлены на совершенствование действующего законодательства в сфере закупок, независимо от того, на каком уровне приняты те или иные нормативные акты, осуществляющие регуляцию существующей контрактной системы в рамках Российской Федерации.

То, насколько достигнуты сформулированные в части 3 статьи 97 Федерального закона №44-ФЗ цели, можно проследить на основании данных, которые представлены в итоговом сводном отчете, так как его составление должно полностью реализовывать указанные цели в содержании такого отчета.

Итоговый сводный отчет по результатам мониторинга

Все результаты проведенного мониторинга в части реализации государственным или муниципальным заказчиком или приравненными к ним юридическими лицами должны быть сформулированы в специальном документе – итоговом сводном отчете. Этот документ готовится для того, чтобы отразить информацию о следующих параметрах существования контрактной системы в сфере закупок:

  • каким образом развивается контрактная система в сфере закупок, а также на какие именно ее разделы следует обратить особое внимание, в том числе при проведении различного рода мероприятий, направленных на изменение действующих норм права в сфере госзакупок для их усовершенствования;
  • каким образом ведут себя заказчики, в том числе в части планирования закупок; размещения информации о проведении закупочных процедур; каким образом осуществляется анализ информации о несостоявшихся процедурах; о всех заключенных контрактах, в том числе которые были подписаны по итогам таких несостоявшихся процедур; анализ количества и качества проведенных электронных закупочных процедур; а также о том, каков объем закупок у различных категорий исполнителей по заключенным контрактам; а также о применении различных антидемпинговых мер и методов предоставления преференций различным исполнителям заключенных контрактов;
  • общий вид и порядок поведения исполнителей по заключенным, исполненным или расторгнутым контрактам;
  • получение информации об использовании существующих информационных ресурсов для формирования максимально прозрачной системы госзакупок;
  • какие меры должны быть приняты в части совершенствования действующего законодательства для максимального достижения целей создания и постоянного изменения созданной контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок.

Образец итогового сводного отчета по результатам мониторинга можно скачать по ссылке.

В том случае, если результаты мониторинга относительно конкретного государственного или муниципального заказчика оказались неудовлетворительными, может быть проведена аудиторская проверка.

Требования к сводному аналитическому отчету

Итак, мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ предполагает формирование отчета. Сведения, которые в нем содержатся, систематизируют информацию:

Материалы по теме Обоснование закупки: на что обратить внимание

  • об осуществлении закупок, сумме всех максимальных цен, в том числе о централизованных закупках;
  • о числе процедур, которые состоялись и не состоялись;
  • об общей стоимости всех сделок;
  • о выполнении обязательств по контрактам, в том числе об оплате и ответственности за нарушения;
  • о ведении РНП;
  • о ведении реестра жалоб, проверок как планового так и внепланового характера;
  • о количестве банковских гарантий и общей сумме денег, которая указана в них;
  • об итогах контроля;
  • о функционировании ЕИС.

Порядок подготовки документа можно определить как сбор, обобщение, систематизацию и оценку, разработку проекта структуры такого аналитического отчета, согласование ее с ФАС и иными заинтересованными ведомствами, разработку проекта и его согласование, и завершающий этап — предоставление в Правительство на рассмотрение.

Цели процедуры наблюдения

Мониторинг закупок осуществляется в целях выявления актуальных данных из ЕИС для дальнейшей оценки реальной эффективности обеспечения государственных и муниципальных потребностей.

По факту использования комплексной системы наблюдения оценивается обоснованность закупочных процедур в рамках ст. 18 44-ФЗ.

Еще одной из целей мониторинга закупок является совершенствование контрактного законодательства и юридические правоотношения в ней.

Какое ведомство готовит отчеты о мониторинге закупок

Постановление Правительства №728 от 26.08.2013 года назначает Минфин РФ федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы. В его обязанности входит публикация ежеквартального отчета о результатах мониторинга закупок. Размещается он в ЕИС (пп №1193 от 03.11 2015 года) не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, кроме четвертого (до 01 марта следующего года).

Руководство пользователя. Подсистема Мониторинг закупок Скачать руководство

Также для удобства отчет размещают на сайте Министерства финансов в течение месяца с момента окончания анализируемого периода. В отчете представлена информация по трем уровням заказчика (федералы, субъекты и муниципалы). Отчет, помимо прочего, содержит данные о планировании и осуществлении закупок, о результатах контроля. Заказчики в отчете структурированы. Мы можем видеть закупки в разрезе отраслей, в форме сравнения с предыдущими кварталами. Также размещению в ЕИС подлежит сводный отчет по итогам года. Он публикуется до 30 апреля года, следующего за отчетным, и содержит информацию об оценке эффективности закупок.

Заказчики по Закону № 223-ФЗ обязаны закупать часть товаров, работ и услуг у малого и среднего бизнеса. Уполномоченные органы проверяют, как организации исполняют требование. В рамках проверки оценивают проекты планов закупки, проводят мониторинг планов в ЕИС. Контролеры проверяют заказчиков из перечней, которые утвердило Правительство.

Когда и как обнародуются результаты

На основании результатов, полученных по факту мониторинга, итоговые показатели вносятся в сводный аналитический отчет, который формируют и отправляют для контроля в Правительство РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом. В нем содержатся такие информационные параметры о госзакупках:

  • планирование;
  • фактическое осуществление;
  • результаты контрольных мероприятий;
  • оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • меры по совершенствованию действующего законодательства.
Читайте также:  Аккредитация в Единой информационной системе в сфере закупок: правила проведения процедуры и необходимые документы

Результаты мониторинга тендеров и закупок размещают ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сведения публикуют в виде аналитических отчетов отдельно за каждый квартал. Отчет за 4 квартал отчетного периода (года) размещают до 1 марта года, следующего за отчетным. Их публикуют в специальном разделе на сайте Минфина.

Кто и как проводит мониторинг

Счетная палата ведет свою деятельность на федеральном уровне, региональные и местные палаты регламентируются местными правовыми документами. Сроки проведения аудита определяются заранее и вносятся в соответствующие планы проверок. В них указывается наименование организации, адрес, цель, дата и сроки проверки, наименование органа, проводящего проверку. Плановые проверки не могут проводиться чаще одного раза в три года (кроме юр.лиц и ИП, работающих в сфере образования, здравоохранения, социальной сфере и тд. Для них периодичность проверок устанавливается Правительством РФ). Если контрольный орган хочет организовать внеплановую проверку, то за согласованием на это мероприятия нужно будет обратиться в прокуратуру.

При проведении проверки выделяют три основных этапа:

  1. Предпроверочный (подготовительный) этап. В ходе его происходит сбор, систематизация и ознакомление с закупочной деятельностью проверяемого учреждения.
  2. Проверочный (основной) этап, на котором проверяются все закупочные материалы. Также проверяется, насколько эффективно и целесообразно были проведены закупки, соответствуют ли они профилю организации, не завышены ли цены, верные ли выбраны источники финансирования, не было ли допущено нецелевого использования средств.
  3. Постпроверочный (заключительный) этап. На этом этапе делаются выводы о результатах деятельности организации, а также начинается подготовка отчета с выводами, правками и рекомендациями аудиторской организации.

В ходе проверки от заказчика могут потребовать различные дополнительные материалы, такие, как планы-графики, обоснование НМЦК и тд. Но существуют рекомендации к проверяющим органам на тему того, чтобы они не требовали документы, находящиеся в свободном доступе, и вы можно попробовать на это сослаться.

Кто проводит мониторинг закупок по 44 фз

Мониторинг закупок осуществляется

Статья 97. Мониторинг закупок

1. Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.

1) оценки степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;

2) оценки обоснованности закупок в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона;

3) совершенствования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

3. Мониторинг закупок осуществляется с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации.

4. Мониторинг закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечивается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6. В сводном аналитическом отчете дается оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяются меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

7. Сводный аналитический отчет подлежит размещению в единой информационной системе.

В соответствии с актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органами местного самоуправления может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.

Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

9. Порядок использования единой информационной системы для целей мониторинга закупок устанавливается с учетом порядка функционирования единой информационной системы, установленного в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

10. Утратил силу. — Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ.

Закон о контрактной системе предусматривает процедуру сбора, упорядочения и анализа информации о ходе закупок. В чем суть и основная цель такого мониторинга, и кто его осуществляет, рассматриваем в статье.

Мониторинг закупок представляет собой систематическое наблюдение, регистрацию параметров закупочной деятельности всех участников контрактной системы, подведение итогов и предложение мер по совершенствованию процесса осуществления заказов, проводимых в рамках 44-ФЗ.

Правила проведения мониторинга утверждены Постановлением от 03.11.2015 № 1193.

Ст. 97 44-ФЗ указывает на то, что мониторинг закупок осуществляется в целях:

    Оценки степени достижения целей госзакупок, согласно ст.

  • Оценки обоснованности госзакупок, согласно ст. 18.
  • Совершенствования законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
  • В процессе оценки достижения целей проверяется: реализованы ли мероприятия, предусмотренные документами стратегического и программно-целевого планирования, исполнены ли международные обязательства РФ, выполнены ли полномочия государственных, муниципальных органов и органов субъектов РФ.

    Оценка обоснованности выражается в правильности определения следующих параметров: объект, размер НМЦК, способ определения поставщика.

    Порядок проведения

    Органом, осуществляющим мониторинг тендеров и закупок, является федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы (Постановление от 26.08.2013 № 728 — Минфин, ранее — Минэкономразвития).

    Минфин должен формировать аналитические отчеты за каждый квартал (публикация в Единой информационной системе (далее — ЕИС) до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а за последний квартал отчетного года — до 1 марта года, следующего за отчетным годом).

    А также сводный аналитический отчет. Он публикуется в ЕИС до 30 апреля года, следующего за отчетным.

    Исполнительные органы субъектов РФ, а также местные администрации также вправе проводить анализ закупочной деятельности на соответствующем уровне, согласно изданным данными органами актами.

    В связи с тем, что одной из целей мониторинга закупок является оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, рассмотрим подробнее содержание и требования к порядку составления сводного отчета, являющегося документом-индикатором основных показателей закупочной деятельности и изменений контрактной системы.

    Используя информацию, содержащуюся в ЕИС, обращаясь в Счетную палату, контрольно-счетные органы, ФАС, а также привлекая иных лиц, Минфин должен подготовить отчет, содержащий в том числе следующую информацию:

    • о количестве размещенных извещений об осуществлении закупок, суммарном значении НМЦК, в том числе мониторинг централизованных закупок;
    • о количестве состоявшихся и несостоявшихся процедур;
    • о количестве и общей стоимости контрактов;
    • об исполнении контрактов, в том числе об оплате и начислении неустоек;
    • о ведении реестра недобросовестных поставщиков;
    • о ведении реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок;
    • о количестве банковских гарантий и общей денежной сумме, указанной в них;
    • о результатах осуществления контроля;
    • о функционировании ЕИС.

    Проект сводного отчета разрабатывается до 15 марта года, следующего за отчетным. До 15 апреля он подлежит согласованию с ФАС и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. А до 30 апреля он предоставляется на рассмотрение в Правительство.

    В рамках данного исследования необходимо упомянуть, что мониторинг закупок может осуществляться для обеспечения муниципальных нужд. В таком случае его проведение обеспечивается местной администрацией.

    Завершая пятый тематический блок, важным представляется выделить еще одно нововведение контрактной системы, а именно общественный контроль.

    Что подразумевается под общественным контролем? Во-первых, направление заказчикам запросов о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов. Во-вторых, осуществление независимого мониторинга закупок и оценки эффективности закупок.

    В-четвертых, обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Система контроля является трехуровневой и предусматривает его осуществление на федеральном, региональном (на уровне субъектов РФ) и муниципальном уровнях.

    Классифицируя по контролирующим субъектам, закон № 44-ФЗ разделяет все виды контроля на 3 группы:

    1. Ведомственный (ст. 100 закона № 44-ФЗ).
    2. Осуществляемый заказчиком (ст. 101 закона № 44-ФЗ).
    3. Общественный (ст. 102 закона № 44-ФЗ).

    Последний способ контроля проводится:

    • общественными объединениями;
    • гражданами без какого-либо статуса;
    • объединениями юридических лиц.

    Все эти звенья обладают достаточно большими полномочиями, которые осуществляют от своего имени. Например, они могут:

    • делать запросы у организаторов торгов о проведении тендера;
    • подавать жалобы в контролирующие и правоохранительные органы с целью применения соответствующих мер воздействия к нарушителям;
    • подавать заявления в суд.

    Глава 4

    3. Мониторинг закупок осуществляется с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации. 4.

    Мониторинг закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 4.

    Мониторинг закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечивается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд. 9.

    Порядок использования единой информационной системы для целей мониторинга закупок устанавливается с учетом порядка функционирования единой информационной системы, установленного в соответствии с частью 2 статьи 4настоящего Федерального закона.

    Статья 98. Аудит в сфере закупок

    С 2019 года реализуется мониторинг закупок в рамках 44-ФЗ, также утвержден алгоритм его проведения. Разберемся, что это такое, кто его проводит и каковы результаты осуществления мониторинга.

    Закон о контрактной системе в сфере закупок предусматривает не только планирование и осуществление тендеров различными способами, но и схему оценки обоснованности тех или иных торгов путем проведения такой процедуры, как мониторинг госзакупок.

    Мониторинг закупок осуществляется в целях: Необходимо отметить, что еще одной из целей мониторинга закупок является совершенствование законодательства в сфере осуществления торгов.

    99 Закона о контрактной системе должностные лица органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право: — запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки;

    — выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок; — обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с ГК РФ. Начиная с 01.01.

    2019 Федеральное казначейство будет проводить контрольные мероприятия в отношении: государственных заказчиков, осуществляющих закупки от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, в том числе при передаче ими полномочий государственного заказчика в соответствии с бюджетным законодательством РФ; федеральных бюджетных учреждений, осуществляющих закупки в соответствии с ч.

    Цели оценки

    Мониторинг закупок осуществляется в целях:

    • оценки уровня достижения целей, обозначенных в соответствии со ст. 13 ФЗ № 44 . Напомним, речь идет о реализации мероприятий, которые закреплены в государственных программах, исполнении международных обязательств, исполнении функций и полномочий государственных органов власти;
    • анализа обоснованности торгов в соответствии с требованиями статьи 18 44-ФЗ. При составлении и размещении планов-графиков, например, обоснованию подлежат начальная максимальная цена контракта, способ определения поставщика, а также дополнительные, предъявляемые к нему требования;
    • установления эффективности обеспечения нужд государства и муниципалитета.
    Читайте также:  Протокол разногласий по 44-ФЗ: образец документа, правила составления, сроки размещения в ЕИС

    Необходимо отметить, что еще одной из целей мониторинга закупок является совершенствование законодательства в сфере осуществления торгов.

    Результат проведения

    Результаты процедуры оформляются в виде документа — сводного аналитического отчета. Такой документ представляется Минфином в Правительство ежегодно не позднее 30 апреля, однако формируется он за каждый квартал и размещается в ЕИС.

    Информация для отчета также черпается из ЕИС: оценке подлежат реализация планов и планов-графиков, ведение реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков, наличие жалоб (плановых и внеплановых проверок), банковские гарантии, а также результаты проведенного контроля в рамках статьи 99 44-ФЗ.

    Требования к сводному аналитическому отчету

    Итак, мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ предполагает формирование отчета. Сведения, которые в нем содержатся, систематизируют информацию:

    • об осуществлении закупок, сумме всех максимальных цен, в том числе о централизованных закупках;
    • о числе процедур, которые состоялись и не состоялись;
    • об общей стоимости всех сделок;
    • о выполнении обязательств по контрактам, в том числе об оплате и ответственности за нарушения;
    • о ведении РНП;
    • о ведении реестра жалоб, проверок как планового так и внепланового характера;
    • о количестве банковских гарантий и общей сумме денег, которая указана в них;
    • об итогах контроля;
    • о функционировании ЕИС.

    Порядок подготовки документа можно определить как сбор, обобщение, систематизацию и оценку, разработку проекта структуры такого аналитического отчета, согласование ее с ФАС и иными заинтересованными ведомствами, разработку проекта и его согласование, и завершающий этап — предоставление в Правительство на рассмотрение.

    Бесплатные юридические консультации

    Мы — опытные Юристы и Адвокаты

    Статья 97 Закона 44-ФЗ — Мониторинг закупок

    Статья 97. Мониторинг закупок

    1. Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.

    2. Мониторинг закупок осуществляется в целях:

    1) оценки степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;

    2) оценки обоснованности закупок в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона;

    3) совершенствования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

    3. Мониторинг закупок осуществляется с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации.

    4. Мониторинг закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечивается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    (часть 4 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

    5. Результаты мониторинга закупок по итогам каждого года оформляются в виде сводного аналитического отчета, который представляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Правительство Российской Федерации. Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки подготовки указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

    6. В сводном аналитическом отчете дается оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяются меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

    7. Сводный аналитический отчет подлежит размещению в единой информационной системе.

    8. В соответствии с актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органами местного самоуправления может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.

    (часть 8 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

    9. Порядок использования единой информационной системы для целей мониторинга закупок устанавливается с учетом порядка функционирования единой информационной системы, установленного в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

    10. Утратил силу. — Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ.

    Комментарий и пояснения к статье 97 Закона 44-ФЗ

    Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.

    По сравнению с ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ комментируемый Закон позволяет контролировать закупки в ходе всего срока действия контракта, для этого вводится система мониторинга закупок, позволяющая оценить степень достижения целей закупок и их обоснованность.

    Вести данные наблюдения с использованием ЕИС уполномочен федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, его аналоги в субъектах и местные власти на местах.

    Результаты мониторинга в виде ежегодного сводного аналитического отчета, содержащего выкладки об эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, будут представляться Правительству РФ и размещаться в ЕИС.

    За исполнением контрактов уполномочены следить и органы аудита, в качестве которых будут выступать Счетная палата России, контрольно-счетные органы регионов и муниципальных образований. Результаты аудита также будут размещаться в ЕИС .

    Мониторинг закупок осуществляется с использованием ЕИС и на основе содержащейся в ней информации. Мониторинг закупок осуществляется в целях:

    1) оценки степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со ст. 13 Закона;

    2) оценки обоснованности закупок в соответствии со ст. 18 Закона;

    3) совершенствования законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

    Таким образом, в ходе осуществления мониторинга будет оцениваться степень достижения целей закупок, а также обоснованность закупок.

    В соответствии с статьей мониторинг закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечивается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в порядке, установленном Правительством РФ.

    Проектом Постановления РФ «О порядке обеспечения мониторинга закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено вступление в силу с 01.01.2016. Данный срок, как указано в пояснительной записке к проекту, обусловлен сроком вступления в силу статьи, а также необходимостью использования ЕИС для осуществления мониторинга закупок. При этом обратим внимание, что положения ч. 1 статьи, предусматривающие проведение мониторинга в сфере закупок, вступают в силу не с 01.01.2016, как это было предусмотрено изначально, а с 01.01.2017 — согласно изменениям, внесенным ФЗ от 31.12.2014 N 498-ФЗ в ч. 3 ст. 114 Закона. Следовательно, данное изменение оказывает влияние и на срок принятия указанного Постановления Правительства РФ.

    Результаты мониторинга закупок по итогам каждого года оформляются в виде сводного аналитического отчета, который представляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Правительство РФ. Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки подготовки указанного отчета определяются Правительством РФ (см. проект Постановления Правительства РФ «О порядке обеспечения мониторинга закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Комментируемая статья закрепляет основные требования к сводному аналитическому отчету: в нем дается оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяются меры по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

    Наряду с иной информацией, сводный аналитический отчет подлежит размещению в ЕИС.

    Согласно ч. 8 статьи в соответствии с актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций органами исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органами местного самоуправления может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

    В целях реализации указанных норм уполномоченными органами приняты соответствующие акты, среди которых можно отметить:

    — Постановление Правительства Забайкальского края от 21.08.2015 N 404 «Об утверждении Порядка проведения мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Забайкальского края»;

    — Постановление Правительства Воронежской обл. от 11.08.2015 N 663 «О проведении мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Воронежской области»;

    — Постановление Правительства РБ от 22.04.2015 N 138 «О порядке осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Башкортостан»;

    — Постановление администрации города Нижневартовска от 26.06.2015 N 1193 «О Порядке осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Нижневартовска»;

    — Постановление Правительства Самарской области от 24.03.2015 N 134 «Об утверждении Порядка проведения мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Самарской области»;

    — Постановление администрации НАО от 13.04.2015 N 100-п «Об утверждении Положения об осуществлении мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ненецкого автономного округа»;

    — Постановление администрации муниципального района «Балейский район» от 02.12.2014 N 1654 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения планирования, осуществления, мониторинга закупок, аудита и контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд администрации муниципального района «Балейский район» и др.

    Порядок использования ЕИС для целей мониторинга закупок устанавливается с учетом порядка функционирования ЕИС, установленного в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона. Отметим, что именно Правительство РФ устанавливает порядок функционирования ЕИС, требования к технологическим и лингвистическим средствам ЕИС, порядок информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами.

    По итогам II квартала 2015 г. Минэкономразвития России подготовлен Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (по состоянию на 30.06.2015). Полагаем целесообразным в рамках статьи отразить основные сведения, включенные в резюме к данному Докладу. В частности, отмечено, что:

    1) несмотря на экономическую нестабильность, контрактная система обеспечила:

    — закупку необходимых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Объем закупленных товаров, работ, услуг в I и II кварталах 2015 года сохранился на уровне аналогичного периода 2014 года;

    — рост экономии бюджетных средств в результате осуществления процедур закупок;

    — существенное увеличение объема поддержки малого бизнеса, повышение количества предприятий малого бизнеса, которые участвуют в закупках;

    2) негативные явления в экономике, в первую очередь сокращение предложений со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), оказывают влияние на функционирование контрактной системы, что приводит:

    — к росту количества случаев несостоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

    — к росту количества расторгаемых контрактов;

    — к вынужденному сокращению заказчиками сроков исполнения контрактов в целях снижения финансовых рисков поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

    3) электронный аукцион является наиболее востребованным способом закупки по причине удобства данного способа и минимизации издержек для всех участников;

    4) Минэкономразвития России продолжает работу по совершенствованию регуляторной среды контрактной системы:

    — принят «антиофшорный пакет»;

    — приняты все необходимые нормативные правовые акты для внедрения ключевых нововведений контрактной системы: нормирования, планирования, обоснования закупок;

    5) повысилось качество работы оператора официального сайта. Вместе с тем значительными по времени остаются периоды неработоспособности официального сайта;

    6) за счет снятия с контрольных органов избыточной нагрузки на согласование закупок по результатам несостоявшихся электронных аукционов и запросов котировок повышается качество функционирования системы контроля. Так, каждая сотая закупка в Российской Федерации в настоящее время проверяется ФАС России;

    7) подготовлены предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

    Не нашли ответа на свой вопрос?

    Узнайте, как решить

    именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефону:
    8 (800) 500-27-29 (доб. 677) Все регионы! Звонок по России бесплатный!

    Добавить комментарий