Как использовать типовые контракты по 44-ФЗ
Последние изменения
Собрали последние нововведения в таблицу.
Дата | Что изменилось | Нормативный акт | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
22.10.2019 | Скачать Приказ Минпромторга № 997 от 28.03.2019 | ||||||||||||
22.10.2019 | Скачать Приказ Минпромторга № 998 от 28.03.2019 | ||||||||||||
19.10.2019 | Скачать Приказ Минкультуры № 745 от 10.06.2019 | ||||||||||||
24.09.2019 | На сайте проектов нормативных актов опубликовали проект Приказа, который утверждает шаблон для контрактов на оказание услуг по охране от пожаров организаций и населенных пунктов. | Скачать проект контракта на оказание услуг по охране от пожаров организаций и населенных пунктов | |||||||||||
Скачать проект информационной карты к контракту на оказание услуг по охране от пожаров организаций и населенных пунктов | |||||||||||||
17.09.2019 | На сайте проектов нормативных актов Минздрав опубликовал проект Приказа, который приведет типовой контракт на поставку лекарств в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе. Скорректируют правила обеспечения исполнения контракта. Например, появится вариант условия для ситуации, когда участник закупки для СМП и СОНКО освобождается от обязанности предоставить обеспечение. Изменят положения об ответственности сторон. Учли новые правила определения штрафов за ненадлежащее исполнение контракта. Появился вариант условия о штрафе для контрактов, который заключают по итогам закупки у СМП и СОНКО. Разработали образец заявки на получение (выборку) товара. Ее подают в закупках лекарств с неизвестным объемом. Напомним, что проводят такие закупки заказчики с 01.10.2019. Сейчас в правительстве на рассмотрении ряд новых ТК. Подробнее читайте в статьях: Что такое типовой госконтрактСоздание резерва таких соглашений было предусмотрено одновременно со вступлением в силу Закона о контрактной системе (ч. 11 ст. 34 44-ФЗ) в 2014 году. Полномочия разрабатывать и утверждать их отдали федеральным исполнительным органам, Росатому и Роскосмосу. Созданные документы размещаются в специальном разделе Единой информационной системы (ЕИС). За основу взяли понятие договора, которое установлено в Гражданском кодексе. Это соглашение двух или более сторон с оговоренными гражданскими правами и обязанностями (ст. 420 ГК РФ). Для государственных и муниципальных заказчиков по 44-ФЗ применять такие виды договоров обязательно. Есть одно ограничительное правило для начала их применения. Заказчик включает его в состав документации через 30 дней после публикации в ЕИС. Те заказчики, которые работают по правилам закона «О закупках» (223-ФЗ), имеют возможность брать ТК за основу, но не обязаны это делать. Доступ к библиотеке ТК в ЕИС открыт круглосуточно. Чем заполняют типовые госконтрактыРегулирует содержание типовых контрактов по 44 ФЗ Постановление Правительства № 606 от 02.07.2014. В нем предписано использовать в случае проведения закупок сведения, которые не относятся к государственной тайне. О сновное содержание составляют стандартные условия. Они основаны на отдельных условиях гражданско-правового договора на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги. Типовые условия контракта, типовые контракты разрабатываются и состоят из двух частей:
Именно в переменную часть вносится информация об условиях и содержании конкретной закупки. По состоянию на 2022 год утверждены типовые формы контрактов по 44-ФЗ на поставку, услуги, работы по темам:
Как применятьУтвержденные формы применяются в ходе подготовки:
Типовые договоры по 44-ФЗ не применяют при закупках за наличный расчет и в соответствии со статьями 75, 76, некоторыми положениями статей 83 и 93 44-ФЗ. Как разрабатываютОни утверждаются нормативными правовыми актами, которые готовятся на основании Правил подготовки (утверждены ПП от 13.08.1997 № 1009). Проекты согласовываются с исполнительным органом в области государственной политики и нормативно-правового регулирования и Федеральной антимонопольной службой. В установленный срок — 10 рабочих дней со дня государственной регистрации нормативного правового акта — ответственный орган направляет его копию с информационной картой в федеральный исполнительный орган (на основании ПП от 30.05.2017 № 663). В течение 3 рабочих дней со дня получения копии орган исполнительной власти включает готовое соглашение в библиотеку в ЕИС. В библиотеке содержатся реквизиты нормативного правового акта, сами условия договора и показатели информационной карты. Чтобы внести изменения в утвержденные бланки, необходимо провести аналогичную процедуру. Как найти библиотеку типовых госконтрактовДля работы с библиотекой зайдите на официальную страницу Единой информационной системы в сфере закупок. В верхней части экрана найдите раздел «Контракты и договоры», затем перейдите во вкладку библиотека типовых контрактов по 44 ФЗ. Здесь найдете все формы, которые утверждены. Типовые контракты для строительных работ16.10.2019 на сайте проектов нормативных актов Минстрой опубликовал проекты Приказов, которые отменяют типовые договоры по 44 ФЗ для строительных, проектных и изыскательских работ. Они утверждены Приказами № 397/пр от 05.07.2018 и 398/пр от 05.07.2018. Это решение связано с поручением Президента по итогам заседания Госсовета № Пр-1381ГС от 26.06.2019. На нем Правительству Несмотря на это, 10.10.2019 в ЕИС актуализировали шаблон госконтракта на выполнение строительных работ, реконструкцию объектов капитального строительства, в том числе пусконаладочных и других работ, которые неразрывно связаны с объектом строительства и поставкой материалов и оборудования. Пока его не отменили, планируется, что его обязательно придется применять c 01.01.2019 для закупок предметов, которые относятся к таким кодам по ОКПД2: Заказчик сам определит условия контракта, если захочет закупить работы по строительству или реконструкции: объектов капстроительства, расположенных за пределами РФ и на территории посольств и консульств; объектов капстроительства, в отношении которых проводятся работы по сохранению объекта культурного наследия. Размер НМЦК, при котором используют шаблон госконтракта, не ограничен. 10.10.2019 актуализировали и форму соглашения на выполнение проектных и изыскательских работ. Ее придется использовать, если предметом закупки будут работы, которые относятся к ОКПД2: Его пока не отменили и планируется, что его обязательно начнут применять для закупок с любой НМЦК, если земельный участок, на котором проводятся работы, расположен на территории России. Какие существенные условия включает в себя муниципальный контракт по 44-ФЗ, и как происходит подписание документа?Под муниципальным контрактом понимается гражданско-правовой договор, заключаемый в целях обеспечения функционирования муниципальных властей и местных бюджетных учреждений. Контракт заключается с исполнителем, выбранным в соответствии с законом 44-ФЗ на принципах свободной конкуренции и открытости. Правила заключения муниципального контракта регулируются:
В отличие от госконтракта по 44-ФЗ муниципальный контракт заключается для обеспечения собственных нужд только властями населенных пунктов областного и районного подчинения (не включая региональные центры). Условия и существенные условияУсловия муниципального контракта формируются:
Заявка победившего участника влияет на содержание контракта, только если исполнитель закупки определяется по предложенным им характеристикам товара, работы или услуги – например, при проведении конкурса, запроса предложений, конкурентных переговоров. Если проводится аукцион или запрос котировок, то условия контракта (кроме итоговой цены) определяет заказчик. Статья 34 закона 44-ФЗ требует включения следующих существенных условий в муниципальный контракт:
Условие об ответственности предполагает выплату пеней за просрочку выполнения обязательств по контракту, а также штрафов при некачественном исполнении обязательств. При этом важно указать в тексте контракта условия освобождения от уплаты неустойки, к таким условиям могут относиться непреодолимые обстоятельства (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). График исполнения контракта составляется по желанию сторон, но является обязательным при наличии двух условий:
В раздел «Порядок оплаты» также вносятся сведения об уменьшении суммы оплаты по контракту на величину налога, списываемого в соответствии с Налоговым кодексом. Условие о возврате обеспечения должно включать срок и порядок возврата за исключением случаев, когда контракт обеспечен банковской гарантией. Кроме обязательных условий по 44-ФЗ, муниципальный контракт должен содержать следующие разделы:
Предметом контракта указывается выполнение работ, оказание услуг или поставка товара заказчику за плату. Для сторон-организаций указываются банковские реквизиты, номер ИНН, ОГРН, дата внесения сведений в ЕГРЮЛ, а также полное наименование и адрес. Для физических лиц нужно указать ФИО, адрес и данные паспорта. К обязанностям исполнителя относится поставка нужного товара (выполнение работ) надлежащего качества в оговоренный срок, а к обязанностям заказчика – принятие товара, работы или услуги, проведение экспертизы, составление акта приемки и перечисление оплаты исполнителю. Каждая сторона вправе привлекать независимых экспертов для оценки результатов труда, требовать уплаты неустойки и возмещения причиненного ущерба через суд. В условиях прекращения контракта важно указать случаи, при которых возможен односторонний разрыв контракта (например, при грубом нарушении обязательств контрагентом). Особенности контрактаУсловия муниципального контракта, в отличие от государственного, должны учитывать не только федеральные, но и региональные нормативные акты, относящиеся к сфере деятельности заказчика и исполнителя. Дополнительно указывается порядок проведения аудита исполнения контракта местными службами и надзорными органами со ссылкой на соответствующие акты муниципалитета. Следует перечислить особые условия взаимодействия с исполнителем, зарегистрированном в другом муниципальном образовании или регионе. Порядок заключенияЗаключение муниципального контракта происходит так:
Сроки подписания контракта отличаются, если процедура выбора исполнителя проводится в электронном варианте на ЭТП. В таком случае заказчик после подписания протокола с результатами процедуры размещает в ЕИС проект контракта, в течение следующих пяти дней исполнитель должен его подписать и разместить в ЕИС, и еще через три дня контракт подписывает заказчик (стороны ставят усиленную электронную подпись). Если у исполнителя есть претензии к содержанию проекта контракта, то составляется протокол разногласий. Заказчик вносит изменения в проект контракта, согласно протоколу разногласий, в течение 3 дней, после чего размещает итоговый проект контракта. При необоснованности претензий исполнителя к проекту заказчик указывает об этом в аргументированном сопроводительном письме. Постановление Правительства РФ от 2 июля 2014 г. N 606 “О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения” (с изменениями и дополнениями)Постановление Правительства РФ от 2 июля 2014 г. N 606 С изменениями и дополнениями от:25 декабря 2014 г., 21 ноября 2015 г., 19 ноября 2016 г., 30 мая 2017 г., 27 июля, 27 декабря 2019 г., 19 февраля 2022 г. В соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов. 2. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок типовые контракты, типовые условия контрактов размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru. 3. Подпункт “а” пункта 16 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных настоящим постановлением, в части каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд вступает в силу с 1 января 2017 г. Председатель Правительства Правила С изменениями и дополнениями от:25 декабря 2014 г., 21 ноября 2015 г., 19 ноября 2016 г., 30 мая 2017 г., 27 июля, 27 декабря 2019 г. 1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов в соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, составляющих библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения. Информация об изменениях:Пункт 2 изменен с 30 декабря 2019 г. – Постановление Правительства России от 27 декабря 2019 г. N 1906 2. Типовые контракты, типовые условия контрактов для закупки товаров, работ, услуг разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” и Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос”, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в случае, предусмотренном частью 11 статьи 34 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – ответственные органы), и утверждаются нормативными правовыми актами ответственных органов. Информация об изменениях:Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2016 г. N 1219 в пункт 3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г. 3. Типовые условия контракта разрабатываются в отношении отдельных условий гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключаемого от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. 4. Подготовка нормативных правовых актов, утверждающих типовые контракты, типовые условия контрактов, осуществляется в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”. Информация об изменениях:Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2017 г. N 663 в пункт 5 внесены изменения 5. Проекты нормативных правовых актов, утверждающих типовой контракт, типовые условия контракта, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и Федеральной антимонопольной службой. 6. Типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 7. Разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей: а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке; б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания. 8. Приложением к нормативному правовому акту, утверждающему типовой контракт, типовые условия контракта, является информационная карта типового контракта, типовых условий контракта, которая оформляется по форме согласно приложению и является неотъемлемой частью такого нормативного правового акта (далее – информационная карта). 9. Типовые контракты, типовые условия контрактов не содержат сведений, составляющих государственную тайну. Информация об изменениях:Постановлением Правительства России от 19 февраля 2022 г. N 180 (в редакции постановления Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. N 523) пункт 10 признан утратившим силу с 1 июля 2022 г. Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2017 г. N 663 в пункт 10 внесены изменения 10. В течение 10 рабочих дней со дня государственной регистрации нормативного правового акта, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта, ответственный орган направляет копию такого акта с приложением информационной карты в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Информация об изменениях:Пункт 11 изменен с 1 июля 2022 г. – Постановление Правительства России от 19 февраля 2022 г. N 180 (в редакции постановления Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. N 523) Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2017 г. N 663 в пункт 11 внесены изменения 11. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в течение 3 рабочих дней со дня получения копии нормативного правового акта, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта, включает такой типовой контракт, такие типовые условия контракта в библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов, размещенную в единой информационной системе в сфере закупок. При этом в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов также указываются реквизиты нормативного правового акта, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта, а также содержащиеся в информационной карте показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта. 12. Изменения в утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов вносятся посредством принятия нормативного правового акта в порядке, установленном для разработки, утверждения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок типовых контрактов, типовых условий контрактов в соответствии с пунктами 2 – 11 настоящих Правил. 13. Типовой контракт может содержать приложения, которые являются его неотъемлемой частью. 14. Утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 – 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях: а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом; б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок; в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). 15. Типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта. 16. Условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям: Информация об изменениях:Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2015 г. N 1250 в подпункт “а” внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г. ГАРАНТ:Подпункт “а” пункта 16 настоящих Правил в части каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд вступает в силу с 1 января 2017 г. а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте). 17. Типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 и 16 настоящих Правил при отсутствии типовых контрактов, предназначенных для закупки соответствующих товаров, работ, услуг. Разработка ответственными органами типовых контрактов осуществляется с учетом утвержденных типовых условий контракта (при их наличии). В случае утверждения нормативным правовым актом типового контракта, включающего условия, противоречащие утвержденным типовым условиям, такой правовой акт должен быть согласован с ответственным органом, утвердившим типовые условия, а также должен содержать положения о неприменении типовых условий к предмету утверждаемого типового контракта. Ответственный орган, утвердивший типовые условия, отменяет их в отношении предмета утвержденного типового контракта не позднее 30 календарных дней со дня принятия нормативного правового акта, утверждающего указанный типовой контракт. 18. Типовые контракты, типовые условия контрактов могут не применяться при осуществлении: а) закупок за наличный расчет, если иное не предусмотрено показателями для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанными в информационной карте; б) закупок, предусмотренных статьями 75 и 76, пунктами 2, 3, 5 и 10 части 2 статьи 83, а также пунктами 2 (если в правовых актах Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации указана возможность заключения контракта без использования типового контракта, типовых условий контракта), 4, 5, 9, 15, 17, 26, 28, 33 и 34 части 1 статьи 93 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, если необходимость применения типового контракта, типовых условий контракта не предусмотрена в указанных случаях информационной картой. Информация об изменениях:Приложение изменено с 30 декабря 2019 г. – Постановление Правительства России от 27 декабря 2019 г. N 1906 Приложение (форма) Информационная карта Общие сведения о нормативном правовом акте, которым утвержден типовой контракт, типовые условия контракта: ответственный орган – разработчик документа (федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, которые разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов); вид документа (типовой контракт или типовые условия контракта). Показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта: наименование товара, работы, услуги; код (коды) предмета контракта: по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2); по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2); по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (указывается с 1 января 2017 г.); размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при котором применяется типовой контракт (типовые условия контракта); иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта. Типовые контракты, типовые условия последних для закупки товаров, работ, услуг разрабатывают ответственные органы. Утверждаются их нормативными правовыми актами. Проекты таких актов согласуются с Минэкономразвития России, Минфином России, ФАС России, а в случаях возможности применять их при закупках, относящихся к государственному оборонному заказу, – с Рособоронзаказом. Типовые контракты, условия включают обязательные требования, предусмотренные законодательством о контрактной системе. Они не содержат гостайну. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок типовые контракты, типовые условия контрактов размещаются на www.zakupki.gov.ru. Приведена форма информационной карты типового контракта, типовых условий контракта. Она является неотъемлемой частью вышеуказанного нормативного правового акта. Постановление Правительства РФ от 2 июля 2014 г. N 606 “О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения” Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования, за исключением подпункта “а” пункта 16 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в части каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, который вступает в силу с 1 января 2017 г. Текст постановления опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 7 июля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 28 ст. 4053 В настоящий документ внесены изменения следующими документами: Постановление Правительства РФ от 19 февраля 2022 г. N 180 (в редакции постановления Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. N 523) Изменения вступают в силу с 1 июля 2022 г. См. будущую редакцию настоящего документа Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1906 Изменения вступают в силу с 30 декабря 2019 г. Постановление Правительства РФ от 27 июля 2019 г. N 973 Изменения вступают в силу с 7 августа 2019 г. и применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 7 августа 2019 г. Постановление Правительства РФ от 30 мая 2017 г. N 663 Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2016 г. N 1219 Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г. Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2015 г. N 1250 Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. N 1489 Изменения вступают в силу с1 января 2015 г. Проект контракта по 44 ФЗ – памятка по содержаниюПроект контракта по 44-ФЗ является неотъемлемой частью документации и к его формированию следует подходить со всей ответственностью. Чем проще и лаконичней будет составлен проект, тем удобней с ним будет «работать» и заказчику и потенциальному поставщику. Но, к сожалению, о простоте и удобстве работы в сфере госзакупок пока только слухи ходят, поэтому работаем с тем, что есть… Законом о КС предусмотрены лишь ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ условия контракта (ст. 34), но его структуру заказчики определяют самостоятельно, это естественно ведет к тому, что ЕИС «наполнена» контрактами на любой вкус и вид. Кстати, обратите внимание на сервис, который позволяет формировать закупочную документацию по 44-ФЗ автоматически с учетом актуального закона и десятков подзаконных актов! Попробовать можно бесплатно по нашему промокоду. Но, если задаться целью и провести небольшое «исследование», то даже среди такого многообразия, можно выявить «базу» (прим.: в «исследовании» принимали участие «простенькие» контракты на поставку товара). Итак, чаще всего заказчиками используются контракты со следующей структурой… ПреамбулаК этому разделу у Закона о КС нет никаких требований, поэтому тут все традиционно: сведения о месте и дате заключения контракта; наименование сторон; Ф.И.О., должности уполномоченных лиц; наименование документов, на основании которых уполномоченные лица подписывают контракт. Отпечаток накладывает только основание для заключения контракта: в проекте предусматриваются строки для реквизитов протокола. Раздел 1. Предмет контрактаТоже ничего сверх естественного: предмет контракта, место и сроки поставки товара. Многие заказчики пишут, что наименования, характеристики и цена за единицу указаны в Спецификации… Раздел 2. Цена контракта и порядок расчетовЭто «любимый» раздел поставщиков, который содержит обязательное условие Закона о КС о том, что цена контракта должна быть твердой и определенной на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34). В редчайших случаях в контракте указывается ориентировочная цена либо формулу и максимальное значение цены (устанавливаются Правительством РФ). При описании порядка расчетов помним о том, что сроки оплаты установлены законодательно и составляют:
В этом же разделе указывается:
У многих заказчиков приемочным документом при поставке товара является Акт, разработанный и утверждённый в учреждении. Его образец прикладывается к контракту и является его неотъемлемой частью.
Раздел 3. Права и обязанности сторонОчень важный раздел для обеих сторон, так как содержит описание того, что и кому должен. Закон о КС требований к разделу не предъявляет, поэтому составляется на усмотрение заказчика. Чаще всего Заказчики вменяют себе в обязанности:
От поставщика требуется: Раздел 4. Порядок поставки и приемкиЭтот раздел содержит ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ, с точки зрения закона, информацию о порядке и сроках приемки товара, которая, как правило, включает:
Раздел 5. Ответственность сторонОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ раздел, полностью основанный на ч. 5 Закона о КС и Постановлении Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Никаких вольностей в этом разделе быть не должно, ГЛАВНОЕ не забывать, что размер штрафа при закупках у СМП и СОНО будет отличаться от прочих. Раздел 6. Порядок разрешения споровВ этом разделе Заказчики, как правило, делают акцент на то, что практически обо всем можно договориться. Но если уж совсем никакого прока от разговоров нет, разногласия будут решаться в Арбитражном суде. Раздел 7. Порядок изменения и расторжения КонтрактаКак известно, при заключении и исполнении контракта изменение существенных условий не допускается. Исключением являются случаи, содержащиеся в статьях 34 и 95 Закона о КС. Итак, если документацией предусмотрено, то в данный раздел заказчики включают возможность:
В ряде случаев изменение условий контракта допускается на основании решения Правительства РФ (исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации) Далее в проекте описывается, как данные изменения должны быть оформлены (в письменном виде, скреплены подписями и печатями). Расторжение контракта заказчики допускают:
Раздел 8. Обеспечение исполнения контрактаЧаще всего заказчики указывают здесь, что:
Раздел 9. Заключительные положения«Скучный» раздел, повествующий о том, что:
Раздел 10. Реквизиты сторонТут все традиционно, за исключением того, что много заказчики оставляют поля для ОКПО поставщика и даты его постановки на учет в налоговых органах, чтобы проще потом было зарегистрировать контракт в ЕИС. P.S. Сейчас много говорят о том, что закупки следует упрощать, так давайте начнем с малого и упростим свои контракты, даже в рамках требований Закона это вполне себе возможно… Дата публикации: 15.03.2019 Автор статьи: Наталья Иванова Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации. Типовые контракты по 44‑ФЗЗаказчики будут закупать популярные товары и услуги на стандартных условиях. Первые типовые контракты начали публиковать в ЕИС еще в апреле 2016 года и их список постепенно растет. Пора узнать, что это такое и посмотреть, не обязаны ли заказчики в вашей отрасли их применять. Кто и зачем применяет типовые контракты?Правительство стремится стандартизировать процедуру закупок тремя способами:
Все меры призваны снизить риск ошибок и злоупотреблений со стороны заказчиков. Утвержденные типовые контракты публикуют в библиотеке ЕИС. Уже есть готовые шаблоны на: Библиотека типовых контрактов постепенно пополняется. Список актуален на 01.09.2019. Типовые контракты должны использовать заказчики федерального, регионального и муниципального уровня во всех видах процедур:
Постановление правительства РФ № 606 обязывает переходить на типовой контракт через 30 дней после того, как он опубликован в ЕИС. Когда заказчику необязательно применять типовой контракт?Заказчик может использовать собственный шаблон контракта, если в информационной карте типового контракта нет ОКПД2 закупки или ее начальная цена не попадает в указанный диапазон (например, до 100 000 рублей). Например, в типовом контракте на образовательные услуги указан ОКПД 2 85.42.19.000 (услуги по дополнительному профессиональному образованию прочие). Если организация покупает образовательные услуги с другим кодом, она может заключать с победителем контракт по своему шаблону. Например, как в этой закупке. Также свои контракты заказчик может использовать при:
В типовых контрактах есть постоянная часть и переменные, в которых заказчик может:
Оформлять протокол разногласий поставщик может только на переменные части, которые заказчик определил самостоятельно. Риски типовых контрактов для поставщиковШаблоны должны защитить заказчика и поставщика от недобросовестного выполнения условий контракта. Но в опубликованных контрактах есть спорные моменты, в том числе по самым важным для поставщика условиям: оплата товаров, возврат обеспечения и сроки исполнения контракта. Посмотрим примеры. Обеспечение контрактаВ контракте на медизделия у заказчика есть выбор, когда возвращать деньги, внесенные в качестве обеспечения. Например, он может это сделать после того, как закончилась гарантия на оборудование. Этот срок может составить несколько лет, так что при поставке медизделия по типовому контракту лучше предоставлять заказчику банковскую гарантию. В контракте на образовательные услуги условий возвращения обеспечения вообще нет. Заказчики должны описывать их самостоятельно. В контракте на НИОКР есть требование о повторном предоставлении банковской гарантии, если исходная гарантия перестала действовать. Несмотря на то, что в 44-ФЗ такого требования нет, оно кажется логичным. Не всегда можно точно определить, когда закончится научное исследование. Если испытание еще идет, а гарантия уже закончилась, заказчик может потребовать новую. Сроки контрактаВ контракте на образовательные услуги срок окончания работ устанавливается календарной датой, а не датой с момента подписания контракта: «конечный срок оказания услуг: не позднее __________ 20__ года». Если кто-то подаст жалобу на заказчика, то начало исполнения контракта перенесется и срок окончания работ может быть сорван. Изменить его можно только через суд. ВыводыКак и раньше, условия контракта зависят от конкретного заказчика. Так что рекомендуем при работе с типовыми контрактами, как с нетиповыми: внимательно читать проект контракта и корректировать свои действия в зависимости от предложенных условий из постоянной и переменной части. В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике. Нововведения контрактной системы (44-ФЗ). Часть четвертая: государственный (муниципальный) контракт.
Как следует из смысла норм Закона № 44-ФЗ, стадия любой закупки, независимо от способа выбора поставщика – стадия заключения государственного либо муниципального контракта. Понятие контракта содержится в пункте 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ. По большому счету, государственный (муниципальный) контракт – это не что иное, как договор, сторонами которого выступает заказчик и исполнитель (поставщик), выбранный строго установленным законодательством способом. Виды контрактовВ зависимости от заказчика закупки, можно выделить 3 основных вида контрактов, заключаемых в порядке Закона № 44-ФЗ:
Следует отметить, что возможность заключения гражданско-правового договора в рамках госзакупки регламентировано пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ. Форма контрактаПреимущественной формой контракта является его письменная форма. Вместе с тем имеется одно исключение – в случае, если поставщик был определен путем проведения аукциона в электронной форме, для заключения контракта также применима электронная форма. Частью 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в особо исключительных случаях возможно заключение контракта и в устной форме. К таким исключительным случая относятся закупки на сумме не более 100 тысяч рублей, посещения зоопарков, цирков, театров и др., а также закупка лекарственных средств для пациента при наличии соответствующего решения врачебной комиссии. Следует отметить, что, несмотря на то, что форма документа произвольна, типовые формы и образцы контрактов различных видов и применимые для тех или иных видов госзакупок содержатся в Единой информационной системе. Условия, обязательные к включению в контрактК существенным условиям государственного (муниципального) контракта относятся следующие условия:
Для ряда госзакупок существуют специальные существенные условия, которые подлежат обязательному включению в текст контракта. Так, например, если срок выполнения работ или оказания услуг по закупке составляет более 3 лет, а цена – свыше 100 миллионов рублей, отдельно должен быть прописан график выполнения работ, поставки товара. Закупки, предметом которых является поставка транспортных средств для пассажирских перевозок, проектирование и строительство автодорог и дорожных сооружений и т.д., предполагают обязательное включение в контракт условий, регламентирующих дальнейшее обслуживание, ремонт и утилизацию предмета закупки. Цена контрактаЧастью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что цена контракта должна иметь твердый характер и не подлежать изменению в течение всего срока его действия. Вместе с тем, в ряде случаев цена может быть ориентировочной или определятся специальной формулой с установлением максимального значения цены. Такие случаи прямо определены Постановлением Правительства России от 13.01.2014 № 19. Ответственность сторонЗаконом № 44-ФЗ предусмотрена ответственность за неисполнение условий контракта как заказчиком, так и поставщиком. Ответственность заказчика определена в части 5 статьи 34 Закона. Мерами ответственности являются как пени, так и штраф. Применение такого вида ответственности как пеня возможно в случае нарушения заказчиком своих обязанностей. Размер пени определяется исходя из 1300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки с учетом суммы контракта. Штраф может быть наложен на заказчика в случае ненадлежащего исполнения контракта, при этом размер штрафа устанавливается Правительством России. Размер штрафа на сегодняшний день установлен в пределах от 0,5% до 2,5% от цены контракта в зависимости от суммы госзакупки. Ответственность исполнителя (поставщика) регламентирована частями 6-8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Аналогично применяются меры ответственности в виде штрафа и пени. Пеня подлежит уплате поставщиком в том случае, если нарушены сроки выполнения работ, поставки товаров, оказания услуг. Размер пени также определяется исходя из 1300 ставки рефинансирования, но сумма, применяемая для расчета, уменьшается на сумму, в рамках которой обязательства поставщиком исполнены. Штраф может быть наложен на поставщика также в размере, определенном Правительством. Основаниями для применения штрафа, кроме ненадлежащего исполнения контракта также являются неисполнения условий, в части порядка привлечения субподрядчиков и субисполнителей. Размер штрафа установлен Правительством в пределах от 0,5% до 10% от цены контракта, в зависимости от суммы закупки. Исполнение контрактаСтадия исполнения контракта регулируется статьей 94 Закона № 44-ФЗ. Согласно данной норме такая стадия включает в себя приемку товаров, работ или услуг, оплату их заказчиком, а также иные действия по взаимодействию сторон, в том числе изменение условий контракта, его расторжение, применение мер ответственности. Кроме всего прочего, законодательством предусмотрено обязательное проведение экспертизы результатов закупки. Экспертиза может быть проведена как силами заказчика, так и путем привлечения независимых экспертов. Законом установлен строгий перечень случаев, в которых проведение независимой экспертизы обязательно. Например, к таким случаям относятся закупки у единственного поставщика, закупок УИН, во всех случаях, когда закупки признаны несостоявшимися. Приемка товаров, работ или услугПриемка результатов закупки представляет собой мероприятия по проверке соответствия результатов количеству, качеству, комплектности, объему, качеству и безопасности. Для проведения приемки заказчиком может быть создана приемочная комиссия в составе не менее 5 человек. По результатам таких мероприятий возможно два варианта развития событий – приемка результатов либо отказ от приемки. И в том, и в другом случае решение подлежит оформлению соответствующим документом. По результатам приемки заказчик должен составить отчет об исполнении контракта и разместить его в ЕИС. |