Начальная максимальная цена контракта по 223-ФЗ: понятие, обоснование, методы ее определения

Начальная максимальная цена контракта по 223-ФЗ: понятие, обоснование, методы ее определения

– Общие принципы расчета начальной (максимальной) цены договора по 223-ФЗ
– Базовые методы расчета начальной (максимальной) цены договора по 223-ФЗ
– Методы расчета начальной (максимальной) цены договора по 223-ФЗ при закупках товаров
– Методы расчета начальной (максимальной) цены договора по 223-ФЗ при закупках работ и услуг
– Типичные ошибки и нарушения заказчиков при расчете начальной (максимальной) цены договора по 223-ФЗ

Начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦД) при проведении закупки отдельными видами юридических лиц по Федеральному закону от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ) является одним из важнейших показателей проводимой процедуры, подлежащим отражению в закупочной документации, а также необходимым для оценки и сопоставления ценовых предложений, поданных участниками закупок в ходе проведения соответствующих процедур.

Нередки в закупочной деятельности заказчиков случаи обжалования участниками закупки положений документации, касающихся методики расчетов и обоснования НМЦД, а также проведения проверочных мероприятий органами внутреннего государственного или муниципального финансового контроля как планового, так и внепланового характера.

Представленный справочный материал о порядке обоснования НМЦД поможет заказчику обеспечить результативность закупки. В справке Вы сможете найти необходимую информацию о рекомендуемых антимонопольными органами основах расчета и обоснования НМЦД, базовых и специальных методах обоснования НМЦД, а также узнаете о типичных ошибках и трудностях, с которыми приходится сталкиваться заказчикам при расчете НМЦД, и об экспертных рекомендациях по их предотвращению.

Используя данный справочный материал, вы существенно сэкономите свое время при определении НМЦД, избежите нарушений порядка расчета, жалоб на необоснованность цены от участников закупки и проверок со стороны надзорных органов.

Общие принципы расчета начальной (максимальной) цены договора по 223-ФЗ

Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг видами и категориями юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ.

Заказчики при проведении закупки обязаны руководствоваться Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, иными нормативными правовыми актами РФ, а также Положением о закупке, утверждаемым ими самостоятельно (ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).

Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).

Основным документом, регламентирующим методику расчета НМЦД в ходе закупочной деятельности, является Положение о закупке.

Необходимость установления (указания) заказчиками НМЦД при проведении закупок обозначена законодательно в следующих нормах:

1. Извещение о закупке должно содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), либо формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (п. 5 ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).

2. Документация о закупке должна содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), либо формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (п. 5 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).

Информация-разъяснение
Например, при закупке услуг ОСАГО заказчик может указать, что цена договора (в данном случае размер страховой премии) определяется по формуле (п. 12 Порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусмотренного Указанием Банка России от 04.12.2018 г. N 5000-У):
ТБ х КТ х КБМ х КО х КМ х КС х КН х КПр
где:
ТБ – значение базовой ставки страхового тарифа;
КТ – коэффициент тарифа в зависимости от территории использования ТС;
КБМ – коэффициент тарифа в зависимости от наличия/отсутствия страховых возмещений по предыдущим договорам ОСАГО;
КО – коэффициент тарифа в зависимости от количества лиц, допущенных к управлению ТС;
КМ – коэффициент тарифа в зависимости от технических характеристик ТС;
КС – коэффициент тарифа в зависимости от периода использования ТС;
КН – коэффициент тарифа в зависимости от нарушений;
КПр – коэффициент тарифа в зависимости от возможности управления ТС с прицепом.
При этом полученная по результатам расчета цена не может превышать максимальное значение цены договора.
Указывать цену единицы товара (работы, услуги) и максимальное значение цены договора целесообразно в случаях, когда определить их объем невозможно. Например, если предметом закупки являются работы по техническому обслуживанию оборудования, заказчик может определить цену единицы таких работ и максимальную цену договора. Фактическая же стоимость работ будет зависеть от того их объема, который потребуется заказчику и будет осуществлен.

3. Документация о закупке должна содержать порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин налогов и других обязательных платежей) (п. 7 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).

4. План закупки товаров (работ, услуг) содержит сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) (пп. 8 п. 1 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 “Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана”).

Декларативное закрепление обязанностей заказчиков при обосновании и расчете НМЦД определяет и ряд трудностей в толковании Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ.

Из вышеприведенных норм, безусловно, следует, что заказчик обязан установить НМЦД, заключаемого по результатам закупки. Вместе с тем требования об обосновании НМЦД нормы Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ не содержат. Как видно из п. 7 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ документация о закупке должна также включать порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Однако следует обратить внимание, что речь идет о порядке формирования именно цены договора (т. е. об определении составляющих цены договора, оплату которых заказчик планирует по результатам закупки), но не его начальной (максимальной) цены.

Соответственно, порядок формирования цены договора обязателен для участников закупки при подготовке ими ценовых предложений в заявках и (или) в ходе проведения процедур закупки. Необходимость обоснования НМЦД эта норма не означает. В то же время антимонопольный орган в Стандарте осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц от 21.07.2015 г. указал на целесообразность отражения в Положении о закупке заказчиками методики обоснования НМЦД, в том числе в зависимости от предмета договора.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Начальная максимальная цена контракта по 223-ФЗ: понятие, обоснование, методы ее определения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обязан ли заказчик запрашивать ценовые предложения при определении начальной (максимальной) цены договора, заключаемого в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Закон N 223-ФЗ не содержит требования об обязательном обосновании начальной (максимальной) цены договора, заключаемого в соответствии с этим Законом, не определяет порядок ее обоснования, в том числе не устанавливает обязанности заказчика запрашивать в этих целях ценовые предложения у потенциальных контрагентов.

Обоснование позиции:
Закупочную деятельность заказчика, действующего на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ), регламентирует положение о закупке, которое должно содержать все требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч.ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
В то же время Закон N 223-ФЗ, в том числе в своих прежних редакциях, определяя способы и порядок осуществления конкурентных способов закупки и условия их применения, не содержал и не содержит положений, которые бы обязывали заказчика включать в положение о закупке требования к порядку расчета начальной (максимальной) цены договора или цены договора, заключаемого с единственным контрагентом (далее – НМЦД). Напомним, что, в отличие от законодательства о контрактной системе, Закон N 223-ФЗ не требует обосновывать цену договора, заключаемого по итогам закупки. Не установлено данным законом и требований о применении тех или иных способов для обоснования цены договора (смотрите также решение УФАС по Брянской области от 08.10.2015 N 50, письмо Минфина России от 22.09.2017 N 24-01-09/61629).
Таким образом, заказчик вправе самостоятельно разработать и предусмотреть в положении о закупке либо в ином документе методику обоснования НМЦД (смотрите также п. 1 письма Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-09/37717, письмо Минэкономразвития РФ от 28.12.2015 N Д28и-3775, письмо Минэкономразвития РФ от 07.10.2016 N Д28и-2658, письмо Минэкономразвития РФ от 28.03.2016 N Д28и-762)*(1).
При этом, полагаем, что разработанная заказчиком методика обоснования НМЦД может как предусматривать ее установление на основании информации о рыночных ценах товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, полученной по запросу у потенциальных контрагентов, так и содержать иные методики обоснования НМЦД (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 22.02.2017 N Д28и-1076). Разумеется, при этом заказчиком должен соблюдаться принцип экономически эффективного расходования денежных средств (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 29.06.2016 N Д28и-1627). Несоблюдение этого принципа (например, заключение договора по необоснованно высокой цене) может повлечь неблагоприятные последствия для должностных лиц заказчика (прежде всего дисциплинарного характера).
Более того, не исключен подход, согласно которому заказчик, если этого не предусмотрено положением о закупке, и вовсе не обязан обосновывать размер НМЦД (смотрите, например, решение ФАС России от 07.09.2018 N 223-ФЗ-655/18, решение УФАС по Удмуртской Республике от 23.05.2018 N АА 08-12/2018-45Ж, решение УФАС по Алтайскому краю N 26-0В-13, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 01.12.2014 N Т02-460/14).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

14 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————–
*(1) Указанные разъяснения контролирующих органов применимы и после 1 июля 2018 года, поскольку каких-либо изменений в части обязанности заказчика обосновывать цену договора, заключаемого по результатам закупки, в нормы Закона N 223-ФЗ внесено не было.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Правила определения и обоснования начальной максимальной цены контракта по 223-ФЗ

Определение начальной максимальной цены договора необходимо для проведения закупок при формировании извещения и закупочной документации, при рассмотрении и оценке поступивших на участие в закупках заявок.

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену

До принятия 223-ФЗ в 2011 году корпоративными заказчиками не уделялось должное внимание определению и формированию максимальной цены при проведении закупок для личных нужд.

Заказчики в большинстве случаев либо просто не обосновывали цену, либо устанавливали ее на основе опыта проведения аналогичных закупок ранее. Складывалась и такая практика, что сведения о цене не включались в извещение и документацию о закупке.

После вступления в силу положений 223-ФЗ вопросы формирования НМЦ в ходе проведения закупок отдельными видами юрлиц нашло законодательное закрепление.

В частности, необходимость установления НМЦ в ходе проведения закупок прописана в следующих законодательных нормах ФЗ-223:

  1. В п. 5 ч. 9 ст. 4 ФЗ-223 указано, что сведения о цене необходимо прописать в цене договора.
  2. В п. 5 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223 прописана необходимость включения ее в документацию о закупке.
  3. Согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223, заказчик должен не только прописать цену, но и порядок ее формирования (включает ли она расходы на перевозку, уплату таможенных сборов, страхование и иные платежи).
Читайте также:  Аудит в сфере закупок по 44-ФЗ: порядок проведения, образец отчета, анализ деятельности

В этом состоит принципиальное отличие от 44-ФЗ, который устанавливает жесткие требования к формированию и порядку обоснования цены.

В 223-ФЗ не приводится определение НМЦ, а также никак не уточняется порядок ее расчета.

В некоторых случаях антимонопольная служба просто выносила предписание об устранении нарушения об отсутствии цены в закупочной документации, в других – признавала проведенную закупку и заключенный по ее результатам договор недействительным.

Законодательство содержит указание на некоторые ситуации, при которых допускается вовсе не определять НМЦ. Так, если заказчик не смог определить максимальную цену договора, то он может подготовить проект договора «с открытыми условиями» (это допускается при любом способе закупки, кроме аукционного, который имеет целью снижение начальной цены, соответственно, должен ее содержать).

Другой способ проведения торгов без указания НМЦ на законном основании – это проведение закупки «с четким указанием ассортимента, цены за единицу продукции и максимального количества по каждой из товарных позиций с условием поставки товара». При таком варианте общая цена договора снижается пропорционально уменьшению единичных расценок.

Стоит отметить, что при проведении закупок юридическим лицам стоит ориентироваться не только на нормы 223-ФЗ, но и на региональные нормативно-правовые акты по данному вопросу, Гражданский кодекс и внутренние документы.

Методы определения НМЦ, которые можно применять при закупках по 223 ФЗ

Законодательство о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ не указывает на обязанность заказчиков обосновывать цену контракта, поэтому здесь также детально не рассматриваются конкретные способы и методы ее обоснования.

При определении НМЦ заказчик должен исходить из принципов:

  1. Отсутствия дискриминации поставщиков товара или услуги.
  2. Отсутствия необоснованного ограничения конкуренции.
  3. Обеспечения целевого и эффективного, с экономической точки зрения, расходования денежных средств.
  4. Реализации мер, направленных на уменьшение издержек на необходимые заказчику услуги.

Но на практике заказчики по 223-ФЗ обычно используют методики определения цены, которые применяются по 44-ФЗ при государственных и муниципальных закупках, либо разрабатывают свои схемы расчета.

Анализ используемых методик определения цены в рамках 223-ФЗ позволяет выделить такие варианты расчета стоимости:

  1. Нормативный метод.
  2. Тарифный метод.
  3. Проектно-сметный метод.
  4. Затратный метод.
  5. Рыночный.

При этом при применении рыночной методики полученная цена корректируется с позиции условий конкретной сделки (например, ее объема, региона поставки или технических особенностей самого продукта) и затем предполагает вычисление ориентировочного уровня чистой цены на продукцию.

Также в ходе проведения анализа поставщик может запросить коммерческие предложения на поставку у трех поставщиков для определения начальной цены. При этом он может взять за основу НМЦ как полученное наиболее высокое ценовое предложение, так и наименьшее либо рассчитанное среднее арифметическое.

Решение о порядке и алгоритме определения цены принимается самим заказчиком в зависимости от специфики деятельности и фиксируется в положении о закупке.

При специфической закупке цена договора может быть установлена на основании стоимости схожего товара, который имеет небольшие отличия в качественных и функциональных характеристиках. При этом, что именно можно считать несущественным признаком для данного товара, определяет заказчик.

При тарифном методе используются действующие тарифы на оказание определенных услуг и применяется при закупках у естественных монополий и предприятий, которые занимаются регулируемыми видами деятельности.

В ходе определения цены тарифным методом рекомендовано использовать расценки как минимум трех компаний-лидеров рынка, которые специализируются на оказании необходимых услуг. Возможны следующие варианты:

  1. НМЦ может производиться на основании усредненных цен (как их среднее арифметическое), если разница в ценах составляет 10% и более.
  2. Наибольшей единичной цены, установленной по результатам опроса фирм при различии минимальной и максимальной стоимости не более 10%.

Затратный метод предполагает учет трат на производство, покупку и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр. Такие сведения могут быть получены на основе анализа других контрактов.

Нормативный метод – это расчет НМЦ на основе установленных предельных цен для данного вида товаров или услуг. В 223-ФЗ не приведены данные нормативы, но их можно позаимствовать из 44-ФЗ.

Требование к обоснованию НМЦ

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от заказчика не требуется обоснование цены. Причем это не зависит от способа проведения закупки: является ли она конкурентной или предполагает закупку товаров и услуг у единственного поставщика.

При этом положение о закупке, утвержденное заказчиком, может обязывать его обосновывать цену. В таком случае в документе должен содержаться общий порядок обоснования стоимости.

Таким образом, ФЗ-223 устанавливает только общие принципы проведения закупок. Тогда как при проведении закупочных мероприятий заказчикам следует ориентироваться на нормы Гражданского кодекса, иных нормативно-правовых актов и положениями о закупке, которые утверждаются ими самостоятельно. В положении о закупке определяется порядок ее проведения, принципы и способы организации торгов. При этом, согласно ч. 5 ст. 4 ФЗ-223, при проведении закупки на сайте должна быть размещена закупочная документация, включая извещение о закупке. В состав извещения в обязательном порядке включаются сведения о НМЦ. Но в остальном законодательство по закупкам отдельными юрлицами не содержит больше указаний на счет порядка определения и обоснования цены. Это значит, что заказчик определяет такую цену на свое усмотрение.

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену контракта

Определение НМЦК производится при подготовке плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке. Как заказчик должен действовать при установлении цены, читайте в статье.

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК установлены ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Способ закупкиНМЦКСрок размещения
Открытый конкурсПри любом размереНе менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам
Электронный аукционБолее 3 млн руб.Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
3 млн руб. и менееНе менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
Запрос котировокСвыше 250 тыс. руб.Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Не более 250 тыс. руб.Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложенийПри любом размереНе позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено законом.

Особенности: установление НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он может использовать цены на однородную продукцию.

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее 3 вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками.

Определение идентичности и однородности ТРУ

Группа товаров (работ, услуг)ПризнакиОсобенности определения
Идентичные товары (ч. 13 ст. 22
Закона № 44-ФЗ)
Одинаковые характерные основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики)При определении идентичности могут учитываться:

  • страна происхождения;
  • производитель.

Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться

Идентичные работы, услуги
(ч. 13 ст. 22
Закона № 44-ФЗ)
Одинаковые характерные основные качественные характеристики, в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходовИдентичность работ (услуг) определяется с учетом характеристик подрядчика (исполнителя), его деловой репутации на рынке
Однородные товары, не являющиеся идентичными
(ч. 14 ст. 22
Закона № 44-ФЗ)
Сходные характеристики, компоненты, позволяющие товарам выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемымиПри определении однородности товаров учитываются:

  • качество
  • страна происхождения
  • репутация на рынке
Однородные работы (услуги),
не являющиеся идентичными
(ч. 15 ст. 22
Закона № 44-ФЗ)
Сходные характеристики, позволяющие работам (услугам) быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемымиПри определении однородности работ (услуг) учитываются:

  • качество
  • репутация на рынке
  • вид и объем
  • уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:

  • обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен ТРУ с учётом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем);
  • общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных ТРУ, планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных ТРУ;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:

  1. Изучить рынок с целью определения ТРУ, наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке.
  2. Выявить ТРУ, идентичные объекту закупки, при их отсутствии — однородные товары (работы, услуги).
  3. Направить потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ценовой информации. В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации.
  4. Разместить запрос в ЕИС.
  5. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Методических рекомендациям.
  6. Провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
  7. Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.
  8. Провести в случае необходимости корректировку выявленных цен ТРУ.
  9. Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Особенности: применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Подробнее про тарифный метод смотрите комментарий эксперта Петра Воронцова, автора лекции в Школе электронных торгов «Методы обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ»:

Проектно-сметный метод

Особенности: используется в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ или реставрационными нормами и правилами.

Этот метод применяется при определении НМЦК в следующих случаях:

  • строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

При применении проектно-сметного метода обоснования НМЦК используются:

  • проектная документация (включающая сметную стоимость работ);
  • сведения о ценах, которые рассчитываются с использованием индексов-дефляторов по видам экономической деятельности;
  • положение о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Достоверность определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения объекта капитального строительства проводится вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации, если данные работы планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
  • информация об объемах капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов (предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ либо решением главного распорядителя бюджетных средств), которые связаны со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета. Такие средства предусматриваются в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.

Если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства сметная стоимость объекта не превышает объема капитальных вложений, то НМЦК на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости.

Затратный метод

Особенности: используется в случае невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, тарифного, проектно-сметного методов или в дополнение к этим методам.

Данный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли (пример расчёта НМЦК затратным методом представлен в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям).

При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию ТРУ, расходы на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Информация о прибыли может быть получена следующим образом:

  • исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС;
  • на основе других общедоступных источников информации (в том числе сведений информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика).

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов». Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок»

Рассчитайте НМЦК без ошибок в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44 ФЗ.

Начальная максимальная цена контракта (НМЦК): методы определения, расчет, обоснование

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Все мы с вами привыкли видеть в извещении и документации о закупке установленную заказчиком цену контракта. Согласно требований 44-ФЗ заказчики обязаны не просто указать начальную (максимальную) цену контракта (или сокращенно НМЦК) в извещении и документации о закупке, но и обосновать её. Обоснованию подлежит цена не только по конкурентным закупкам, но и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Поэтому в настоящей статье мы с вами подробно поговорим, как о методах определения НМЦК, так и о способах её обоснования. Материал статьи будет интересен, прежде всего, заказчикам, однако и поставщики найдут для себя массу полезной информации.

Содержание:

1. Что такое начальная (максимальная) цена контракта?

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом.

Если сказать это более простым языком, то это цена выше которой контракт не может быть заключен. Если же участником закупки предложена цена выше установленной в извещении НМЦК, то заявка такого участника не рассматривается.

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком — это фиксированное значение цены, определенное и обоснованное заказчиком.

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке. Результат определения НМЦК отражается в указанных документах. При этом если в процессе осуществления закупок цена меняется, соответствующие коррективы вносятся и в план-график.

Размер НМЦК может повлиять на выбор способа определения поставщика, а также на срок размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения об осуществлении закупки.

Вопросы определения НМЦК регулируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». Однако стоит обратить внимание на то, что данные методические рекомендации не являются нормативно правовым актом, т.е. не обязательны для применения заказчиками. В дополнение к методическим рекомендациям Минэкономразвития России на уровне субъектов РФ могут быть также приняты свои рекомендации.

Контроль за правильностью определения и обоснования НМЦК осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п.3 ч.8 ст.99 44-ФЗ).

2. Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

Определение НМЦК является весьма ответственным этапом закупки, так как влияет не только на эффективное расходование бюджетных средств, но и на возможность проведения закупки как таковой.

Давайте рассмотрим с вами три возможные ситуации при определении НМЦК.

Ситуация №1 — НМЦК занижена

Если заказчик изначально установил заниженную НМЦК, то в такой ситуации процедура закупки может попросту не состояться. Вряд ли кто-то из участников захочет работать себе в убыток. Также велика вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком, который либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги. Ситуация с установлением заниженной цены может возникнуть в случае использования заказчиком неактуальных цен, либо без учета возможной инфляции.

Ситуация №2 — НМЦК завышена

В такой ситуации налицо неэффективное расходование бюджетных средств. Однако велика вероятность, что такая закупка привлечет внимание большего количества участников, которые в ходе торгов снизят установленную цену до размеров среднерыночной. Но в практике нередки случаи (особенно это касается электронных аукционов), когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по начальной (максимальной) цене. Либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5-1%.

Ситуация №3 — НМЦК определена корректно

Такая ситуация является благоприятной, как для заказчика, так и для потенциального участника. Во-первых, бюджетные средства расходуются эффективно, во-вторых, процедура закупки с большой долей вероятности состоится, в-третьих, участие в такой закупке выгодно для участника, в-четвертых, заказчик получит товар (работу, услугу) надлежащего качества.

Согласно ч.1 ст.22 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено 44-ФЗ.

Суть этого метода заключается в установлении НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. В том случае, если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он вправе использовать цены на однородную продукцию.

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567).

Идентичными товарами (работами, услугами) признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке (ч.13 ст.22 44-ФЗ).

Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения (ч.14 ст.22 44-ФЗ).

Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость (ч.15 ст.22 44-ФЗ).

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчик может использовать поправочные коэффициенты и индексы для пересчета цен с учетом различий в характеристиках товаров, в коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Для анализа цен заказчик может использовать общедоступную информацию из открытых источников (например, из сети интернет), отправлять запросы потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), а также разместить информацию о запросе цен в единой информационной системе (ЕИС). Заказчику необходимо получить минимум 3-и ценовых предложения, отвечающих требованиям к объекту закупки.

Нормативный метод

Данный метод заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 “Нормирование в сфере закупок” 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода (п. 4.4 Методических рекомендаций).

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Этот метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги (см. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»).

Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров (работ, услуг), закупки, поставки или продажа которых осуществляются по ценам не ниже установленных в соответствии с законодательством РФ (п.5.1 Методических рекомендаций).

При применении указанного метода используются предельные цены (тарифы), принятые (утвержденные) в установленном порядке постановлениями, распоряжениями, приказами, иными правовыми актами органов государственной власти, местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере деятельности.

Проектно-сметный метод

Данный метод заключается в определении НМЦК на:

  • строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Затратный метод

Данный метод применяется в случае невозможности применения иных методов или в дополнение к иным методам. Затратный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Причем информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Важный момент! Приведенный выше перечень методов расчета (начальной) максимальной цены контракта не является закрытым. Если невозможно применить методы, указанные в ч.1 ст.22 44-ФЗ, то допускается использовать иные методы . В таком случае в обосновании НМЦК заказчик обязан пояснить невозможность применения перечисленных в ч.1 ст.22 44-ФЗ методов (ч.12 ст.22 44-ФЗ). Рекомендации по обоснованию и применению иных методов могут быть установлены высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ч.20.1 ст.22 44-ФЗ).

3. Обоснование НМЦК

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта – это расчет цены с приложением информации и подтверждающих документов (либо с указанием их реквизитов), на основании которых он выполнен.

При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в сети «Интернет», не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию.

Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана («скриншот»), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.

4. Последовательность действий при подготовке письменного обоснования НМЦК

Согласно п.2.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен:

1) определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге, обусловленную целями осуществления закупок в соответствии со статьей 13 44-ФЗ;

2) установить перечень требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

3) провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации, в том числе использование которых предусмотрено настоящими Методическими рекомендациями, в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям, определенным в соответствии с пунктом 2;

4) сформировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 44-ФЗ;

5) проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг:

— нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, локальных нормативных актов государственной корпорации «Росатом», которыми устанавливаются порядки определения НМЦК в соответствии с ч. 22 ст.22 44-ФЗ;

— актов Правительства РФ, устанавливающих исчерпывающие перечни источников информации, которые могут быть использованы для целей определения НМЦК;

— правовых актов о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со ст. 19 44-ФЗ;

6) в соответствии с установленными ст.22 44-ФЗ требованиями определить применимый метод определения НМЦК или несколько таких методов;

7) осуществить соответствующим методом определение НМЦК с учетом настоящих Методических рекомендаций;

8) сформировать обоснование НМЦК в соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций. Рекомендуемая форма обоснования НМЦК приведена в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Данная форма выглядит следующим образом:

5. Источники обоснования НМЦК

К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг, которая может быть использована для целей определения НМЦК, относятся:

1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах (сайт www.zakupki.gov.ru), которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени);

2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;

3) информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;

4) информация о котировках на электронных площадках;

5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;

6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ и, законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;

7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств;

8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен;

9) иные источники информации.

Не рекомендуется использовать для расчета НМЦК ценовую информацию:

  • представленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • полученную из анонимных источников;
  • содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих требованиям, установленным заказчиком к содержанию таких документов;
  • не содержащую расчет цен товаров, работ, услуг.

6. Онлайн калькулятор НМЦК от НАИЗ

На официальном сайте Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ) размещен онлайн калькулятор расчета начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Более подробно ознакомиться с данным калькулятором и воспользоваться им вы сможете, перейдя по данной ссылке — http://naiz.org/fz44/nmc/ . Расчет НМЦК можно выполнить, как по одному наименованию товаров (работ, услуг), так и по нескольким наименованиям.

На этом сегодня все. Надеюсь, что данная информация была для вас полезной. До встречи в следующих выпусках.

Особенности определения и указания начальной (максимальной) цены договора при осуществлении закупок в рамках закона № 223-ФЗ

Станислав Грузин

До момента вступления в силу положений Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) в практике осуществления закупочной деятельности корпоративных заказчиков вопросам формирования (определения) начальной (максимальной) цены договора не уделялось должного внимания, в связи с чем, в ряде случаев корпоративные заказчики, либо не обосновывали цену договора в принципе, либо устанавливали ее, исходя из опыта проведения аналогичных закупок в прошлых периодах. Также складывалась практика, когда заказчики при проведении закупок не включали в извещение и документацию информацию (сведения) о начальной (максимальной) цене договора.

Однако, после вступления в силу положений закона № 223-ФЗ, вопросы установления (формирования) НМЦ при проведении закупок в соответствии с требованиями закона № 223-ФЗ получили соответствующее закрепление в нормах Закона.

В частности, необходимость установления (указания) заказчиками НМЦ договора при проведении закупок установлена следующими нормами Закона:
1. Пункт 5 части 9 статьи 4 – извещение о закупке должно содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
2. Пункт 5 части 10 статьи 4- документация о закупке должна содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота.
3. Пункт 7 части 10 статьи 4 – документация о закупке должна содержать сведения о порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин налогов и других обязательных платежей).

Таким образом, как видно из анализа указанных норм, Закон № 223-ФЗ, в отличие от законодательства о государственных закупках, не устанавливает требований о необходимости обоснования заказчиками начальной максимальной цены договора, а лишь закрепляет обязанность заказчиков указывать НМЦ договора в извещении и документации о проведении закупки, в том числе включать в документацию информацию о порядке формирования цены договора.

Однако, несмотря на императивность указанных норм Закона, в правоприменительной практике все чаще возникают спорные ситуации, когда заказчики по объективным, либо иным причинам не указывают в извещении и документации сведений о НМЦ договора.

Указанные действия заказчиков, в соответствии со складывающейся административной и судебной практикой трактуются контролирующими органами и судами как нарушений положений Закона № 223-ФЗ:
1. Решение ФАС России от 19.08.2013 № 223 ФЗ-07/2013.
2. Решение Удмуртского УФАС от 18.11.2013 года по делу № ТГ05-03/2013-205Ж. 3. Решение АС города Москвы от 05.02.2014 года по делу № А40-152005/2013
4. Постановление ФАС МО от 11.11.2013 года по делу № А40-122931/12-152-782
5. Постановление ФАС СевероЗападного округа от 08.11.2013 по делу № А56-8232/2013.
6. Постановление Арбитражного судаМосковского округа от 27.08.2014года № Ф05-9286/2014 по делу№ А40-160798/13.

Анализ указанных решений позволяет сделать вывод, что отсутствие в извещении и/или в документации о проведении закупки сведений о начальной(максимальной) цене договора трактуется как нарушение заказчиком положений пункта 5 части 9/10 статьи 4 закона№ 223-ФЗ и может являться основаниемдля выдачи антимонопольным органомсоответствующего предписания об устранении указанного нарушения, а в худшемслучаи – основанием для признания торгов и заключенного по их результатам договора недействительными.

Однако необходимо отметить тот факт, что в практике осуществления закупок в рамках Закона № 223-ФЗ возникают ситуации, когда определить (установить) НМЦ договора и указать сведения о ней в документации и в извещении ввиду характера закупки не всегда представляется возможным.

В этом случае, заказчику при формировании НМЦ договора и условий закупочной документации необходимо руководствоваться следующими особенностями:

1. В случае, если заказчик может определить предельную цену договора, или начальную (максимальную) цену за единицу товара (работы, услуги), но не может определить точный (необходимый) объем закупаемых ТРУ, то в таком случае заказчик формирует документацию и проект договора с «открытыми условиями».

В документации и в договоре указывается механизм согласования открытых условий. Например, что поставка будет осуществляться по заявкам заказчика, в которой будет конкретизироваться количество (объем) закупаемой продукции. При этом количество товара определяется исходя из предельной цены договора и цены за единицу товара. В этом случае, договором будет считаться не отдельная заявка заказчика, а изначальный договор «с открытыми условиями». В данном договоре согласованы все существенные условия: есть цена, сроки, предмет и иные условия договора.

Заключить договор «с открытыми условиями» можно, используя любой способ закупки, кроме аукциона, поскольку согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ победителем аукциона признается лицо, предложившее наименьшую цену договора, а не цену за единицу товара (работы, услуги). А при заключении договора «с открытыми условиями» нет смысла торговать цену договора, поскольку в данном случае предельная цена договора определяет количество (объем) продукции.

В условиях документации и проекте договора по таким закупкам указывается, что поставка осуществляется по мере возникновения потребности у заказчика – по заявкам заказчика. В течение установленного в договоре срока заказчик будет постепенно «выбирать» объем, пока не «исчерпает» предельную цену договора. В случае, если по окончании срока действия договора заказчик не «выберет» весь товар, сторонам необходимо будет провести расторжение договора по фактическому количеству поставленного товара. Если заказчику необходимо будет закупить больше товара, чем указано в таком договоре, то можно будет заключить дополнительное соглашение об увеличении количества товаров или осуществить отдельную «прямую закупку малого объема».

Для того чтобы поставщик (исполнитель, подрядчик) не мог потребовать от заказчика «выбрать» и оплатить весь объем товаров (работ, услуг), в таких договорах устанавливается условие о том, что не заказанный товар (работа, услуга) не поставляется (не выполняется, не оказывается), не принимается и не оплачивается заказчиком.

2. Закупки «с четким указанием ассортимента, цены за единицу продукции и максимального количества по каждой из товарных позиций с условием поставки товара (выполнения работ, оказания услуг).

Как правило, при такой закупке торгуется общая цена договора, а единичные расценки снижаются пропорционально снижению общей цены договора. Договор в данном случае будет исполняться, пока заказчик не «исчерпает» все количество (объем) продукции. Если по окончании срока действия договора заказчик не «выберет» весь товар, сторонам необходимо будет провести расторжение договора по фактическому количеству поставленного товара.

Определение (расчет) НМЦ договора в рамках Закона № 223-ФЗ.

Как уже было отмечено ранее, законодательство о закупках отдельных видов юридических лиц не содержит обязанности заказчиков определять (обосновывать) НМЦ договора, а также не содержит конкретных методов и способов ее обоснования.

Вместе с тем, отсутствие нормативно-правового регулирования данного вопроса не должно означать, что в положениях о закупках заказчиков этот вопрос также должен быть обделен вниманием, поскольку как показывает практика применения Закона, большинство заказчиков при установлении НМЦ договора применяют методы (способы) определения НМЦ договора, либо заимствуя правовые конструкции определения НМЦ из законодательства о государственных закупках, либо устанавливают собственные.

Анализ применяемых заказчиками в рамках Закона № 223-ФЗ методов (способов) определения НМЦ договора позволяет выделить следующие основные способы определения НМЦ договора:

1. Рыночный метод (анализ рынка) определения начальной цены договора, который предполагает проведение заказчиком анализа советующего рынка закупаемых ТРУ, на наличие предложений, спроса или сделок по конкретной продукции с определенными параметрами, которую собирается закупить заказчик.

На основе, найденной путем вычисления средневзвешенной величины и применения различных корректировок на условия конкретных сделок вычисляется ориентировочный уровень чистой цены на продукцию, которая затем приводится к условиям предполагаемого к заключению договора.

2. Метод определения начальной (максимальной) цены договора по аналогичным закупкам (договорам) используется, когда предполагаемый к закупке предмет договора не представлен на рынке, или невозможно найти данные о его рыночных ценах, но присутствует похожая продукция, имеющая небольшие отличия в функциональных и качественных характеристиках. При этом существенные и несущественные признаки продукции определяются самим заказчиком.

Начальная (максимальная) цена договора (контракта) на закупку товаров, изготавливаемых по заказам, рассчитывается на основе цен на товары-аналоги с последующей корректировкой комплектации в соответствии с требова ниями, указанными в технических спецификациях.

Для получения более точных результатов рекомендуется по возможности использовать сведения о нескольких товарах-аналогах, полученных от разных производителей или поставщиков.

3. Затратный (проектно-сметный)метод определения начальной (максимальной) цены договора применяется, как правило, при расчетах цен в строительстве, при расчетах цен на сложное нетиповое комплектное оборудование, при расчетах цен на комплексные работы и услуги.

Цена предмета закупки составляется путем набора и сложения (калькуляции) цен его составляющих (работ, товаров, оборудования, стоимости машин и механизмов) и учетом их объема.

Для товара суммируются затраты материалов и запчастей, а также трудозатраты по его производству (сборке).

4. Тарифный метод определения начальной цены договора заключается в использовании действующих цен (тарифов) на оказание закупаемых видов услуг и в основном используется при закупке у субъектов естественных монополий, предприятий осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Для определения начальной цены договора рекомендуется использовать единичные тарифы (цены), установленные тремя или более организациями-лидерами рынка, специализирующимися на оказании требующихся заказчику видов услуг.

Определение начальной (максимальной) цены вида услуг может производиться на основании:
• усредненных цен, рассчитанных как среднее арифметическое единичных цен (тарифов), если разница в единичных ценах опрошенных фирм составляет 10% и более.
• наибольшей единичной цены, установленной по результатам опроса фирм, если различие между максимальной и минимальной единичными ценами опрошенных фирм не превышает 10%.

Добавить комментарий