Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения

Что такое обоснование закупок по закону 44-ФЗ, согласно статье 18. Общие положения обоснования закупки у единственного поставщика

Усиление контроля органов власти за процедурой проведения закупок требует от заказчиков составления грамотного обоснования условий таких закупок. Процедура обоснования госзакупок регулируется ст. 18 закона № 44 и зависит от вида конкретной закупки, способа выбора исполнителя и особенностей отрасли хозяйствования, в которой производится закупка.

Понятие и виды обоснования закупки

Обоснование – это документ, в котором заказчик доказывает необходимость каждого условия закупки для достижения поставленных целей. Составление обоснования происходит на этапе планирования госзакупки, а готовый документ проверяется надзорными органами, в том числе антимонопольной службой.

Правовое регулирование обеспечения закупок реализуется:

Обоснование должно содержать наглядное представление, как конкретное условие позволяет достичь цели закупки. Такими целями могут быть:

  • реализация госпрограмм;
  • выполнение обязательств перед другими государствами;
  • обеспечение функционирования структуры заказчика.

Например, целью заказа на постройку жилого массива будет реализация госпрограммы «Жилище», а целью заказа оргтехники и расходных материалов – поддержание функционирования муниципального заказчика.

Какие условия нужно обосновывать

Существует два основных вида обоснований:

  • для плана закупок;
  • для плана-графика.

Для плана закупок нужно обосновать необходимость приобретения каждого вида товара или пакета услуг, а также выполнения объема работ каждого типа. Например, если закупка включает в себя поставку и установку оборудования, то обоснование составляется для каждой группы однотипных товаров и отдельно – для перечня работ по монтажу.

Для плана-графика обосновываются начальная стоимость контракта и способ выбора исполнителя заказа. При обосновании цены следует учитывать рекомендации, приведенные в Приказе Минэкономразвития № 567.

Порядок обоснования

Подготовка обоснования для закупок происходит в следующем порядке:

  1. Заказчик определяется с объектами закупки и составляет ее план.
  2. Составляется обоснование для каждой группы объектов.
  3. Происходит поиск потенциальных исполнителей (поставщиков) нужных объектов.
  4. Заказчик определяется с порядком выбора исполнителя и начальной стоимостью контракта.
  5. Составляется план-график закупки на ближайший год.
  6. Составляется обоснование для плана-графика.

Обоснование для плана закупок делается в виде таблицы, которая содержит перечень объектов закупки (товаров, услуг или работ каждого вида). В таблице должна быть следующая информация:

  • номер закупки;
  • наименования объектов;
  • цель закупки;
  • обоснование каждого объекта;
  • ссылки на нормативные акты;
  • подпись ответственного лица и дата.

При обосновании наличия в заказе товаров или услуг, имеющих иностранное происхождение, нужно указать на отсутствие таких товаров на внутреннем рынке страны или на неподходящие характеристики товаров местных производителей.

Важно учесть, что обоснование каждого объекта заказа нужно составлять исходя из целей закупки и требований законодательства к товарам, услугам и работам, которые могут закупать бюджетные учреждения. Установление таких требований регулируется ст. 19 закона № 44.

Далее составляется обоснование для плана-графика, которое должно включать следующие сведения:

  • стартовую цену контракта;
  • методику обоснования цены;
  • обоснование цены по выбранной методике;
  • способ выбора исполнителя заказа и его обоснование;
  • список особых требований к заказу (при наличии) и их обоснование.

Сроки подготовки документа

Подготовка обоснования плана закупок должна быть проведена в течение 10 дней с момента перечисления целевых средств из бюджета на проведение закупок, целью которых являются:

  • выполнение федеральных программ;
  • функционирование федеральных бюджетных учреждений или органов власти.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика предполагает, что заказчик не проводит конкурентную закупку (конкурс или аукцион) среди потенциальных исполнителей, а самостоятельно выбирает такого исполнителя и заключает с ним контракт. Подготовка обоснования в таком случае включает следующие шаги:

  1. Заказчик проводит поиск поставщиков нужных товаров или услуг.
  2. Проводится анализ перспектив заключения контракта с каждым потенциальным поставщиком, производящим подходящие заказчику товары или услуги.
  3. Составляется обоснование закупки у единственного поставщика.

Причинами заключения контракта без конкурса или аукциона могут быть указаны:

  • срочная необходимость в требуемых товарах или услугах;
  • отсутствие иных исполнителей продукции данного вида в регионе;
  • особые условия у единственного исполнителя.

Когда у заказчика нет времени на организацию конкурентной закупки (например, при заказе работ по устранению аварийных ситуаций), то в обосновании нужно указывать, что трата времени на проведение закупки может привести к серьезным нарушениям в работе учреждения заказчика.

Если в регионе присутствует только один исполнитель, производящий нужный товар, то в обосновании закупки указывается, что транспортные расходы на доставку товаров от производителей из других регионов в случае заключения с ними контракта сильно увеличат цену такого контракта.

Подготовка подробного обоснования закупок является требованием законодательства и служит для проверки заказчика контрольными органами. При составлении обоснования важно ссылаться на конкретные нормы законодательства и проведенные маркетинговые исследования ценовых предложений поставщиков.

Обоснование закупок: правила обоснования, сроки + образцы форм

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье мы с вами рассмотрим такую интересную тему, как обоснование закупок в рамках 44-ФЗ. Подробно поговорим о том, что собой представляет обоснование закупок, кем и в какие сроки готовится, а также какую информацию должно в себе содержать. Материал статьи рассчитан, прежде всего, на представителей Заказчиков, а также будет полезен в ознакомительных целях и поставщикам.

Содержание:

1. Что такое обоснование закупки?

Обоснование закупки (ОЗ) — документ, являющийся приложением к плану закупок и плану-графику закупок.

Обоснование закупки осуществляется Заказчиком на этапе планирования. Статья 18 44-ФЗ вступила в силу с 1 января 2016 года, поэтому первые ОЗ Заказчики должны сформировать в виде приложений к плану закупок на 2017-2019 гг. и плану-графику на 2017 год.

  • Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг;
  • Форма обоснования при формировании и утверждении плана закупок;
  • Форма обоснования при формировании и утверждении плана-графика закупок.

В случае внесения изменений в план закупок или план-график изменения должны одновременно вноситься и в соответствующие формы обоснований закупок.

Согласно п.5 “Правил” в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с п.7 ч.2 ст.83 44-ФЗ, ОЗ осуществляется в соответствии с решением врачебной комиссии .

Согласно п.6 “Правил” в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с п.4, 5, 26 и 33 ч.1 ст.93 44-ФЗ, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок .

2. Обоснование при формировании плана закупок

При формировании плана закупок обоснованию подлежит каждый объект закупки, включенный в план закупок. В обосновании Заказчику необходимо указать цель осуществления закупки, в т.ч. наименование конкретного мероприятия государственной программы, конкретные функции и полномочия, предусматривающие осуществление закупки, а также реквизиты акта о нормировании, принятые согласно ст.19 44-ФЗ, либо указание на его отсутствие.

Цели осуществления закупок (ст.13 44-ФЗ):

  • Обеспечение реализации мероприятий государственных и муниципальных программ;
  • Обеспечение исполнения международных обязательств, реализации межгосударственных программ, исполняемых не в рамках государственных и муниципальных программ;
  • Обеспечение выполнения иных функций и полномочий органов власти (органов местного самоуправления).

Форма обоснования закупок при формировании и утверждении плана закупок скачать образец (doc, 40 Кб)

3. Обоснование при формировании плана-графика

Согласно ч.3 ст.18 44-ФЗ при формировании плана-графика обоснованию подлежат:

1) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном ст.22 44-ФЗ ( Примечание: В данном случае Заказчику необходимо указать метод расчета и обоснования, а также привести сам расчет. Для этого Заказчику необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 г. № 567, а также письмом Минэкономразвития РФ от 05.10.2014 г. № ОГ-Д28-7698);

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 44-ФЗ;

3) дополнительные требования к участникам закупки.

Форма обоснования закупок при формировании и утверждении плана-графика закупок скачать образец (doc, 38 Кб)

Рекомендую вам также посмотреть видеообзор нового сервиса по обоснованию закупок — «Обоснуй!». Данный сервис будет полезен, как Заказчикам, так и поставщикам.

Читайте также:  Контрактная служба по 44-ФЗ: правила создания, порядок работы, права и обязанности, ответственность, должностная инструкция

4. Сроки подготовки обоснования закупок

Сроки подготовки ОЗ для федеральных Заказчиков устанавливаются Правительством Российской Федерации, для Заказчиков субъекта РФ — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а для муниципальных Заказчиков — местной администрацией.

5. Оценка обоснованности осуществления закупок

Согласно ч.4. ст.18 44-ФЗ оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

По результатам аудита и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

В случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в п.3 ч.1 ст.99 44-ФЗ ( Примечание: это органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований 44-ФЗ, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На этом моя небольшая статья подошла к концу. Надеюсь, что вышеизложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

Как обосновывать закупки в план-графике на 2020 год

Как обосновать закупки 2020 года

Заполнять план закупок не нужно, он отменен как отдельный документ. Заказчики готовят только план-график по новой форме.

Подробнее о том как заполнять план-график закупок на 2020 года в статье «Заполняем план-график: пошаговая инструкция».

Как обосновывали в 2020 году до изменений

Это одно из недавних обязательных требований Закона о контрактной системе (44-ФЗ). Заказчику предписано обосновать два документа: план заказов и график. Такая необходимость возникла потому, что на текущей стадии организации Единой информационной системы (ЕИС) расширяются возможности мониторинга, аудита и контроля в отношении закупочных процедур. По результату таких проверок закупку, которую заказчик включил в планы, признают необоснованной.

Правила, по которым заказчик подтверждает потребности, установлены правительством. Специально разработаны две табличные формы с несколькими наименованиями столбцов в зависимости от предназначения плана (Постановление Правительства №555). Первые три столбца в формах повторяются.

Обоснование в плане закупок

Сведения об обосновании закупки в плане закупок предоставляются в виде отдельного документа. В таблице пояснений заказчик связывает объект (объекты) заказа с целями по ст. 13 44-ФЗ или с требованиями по ст. 19 44-ФЗ. Обоснование соответствия объекта в плане закупок в графе 6 заказчик связывает с конкретным мероприятием государственной (муниципальной) программы или международным договором.

Приведем пример обоснования закупок при формировании плана закупок. Допустимы такие формулировки:

  • объект (столбец 3) — «Поставка учебной литературы»;
  • госпрограмма или программа субъекта РФ, муниципальная программа (стоблец 4) — «Развитие образования на 2017-2020 годы»;
  • мероприятие госпрограммы или программы субъекта РФ, муниципальной программы (столбец 5) — «Мероприятие 1.2.1 «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня и содержания детей в МБОУ “Школа-интернат»;
  • обоснование соответствия объекта и (или) объектов заказа мероприятию государственной (муниципальной) программы (столбец 6) — «Обеспечение деятельности учреждения общего образования в части выполнения организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня».

Обоснование в графике

При формировании плана графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) и способ определения процедуры.

Пояснению НМЦК следует уделить особенное внимание. По п.1 ст. 22 44-ФЗ, требуется не только указать начальную цену контракта, но и привести обоснование метода определения НМЦК в плане графике. Последствия за неправильно составленный комментарий к НМЦК достаточно серьезные. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) за необоснованную цену установлено наказание в размере от 20 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП). А если заказчик нарушит порядок или форму пояснения НМЦК, ему грозит штраф в размере 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ). Подробнее читайте в статье о штрафах.

Вместе с тем, утверждённые формы таблиц с пояснениями носят в некотором смысле обобщённый вид. В письме Минэкономразвития подчеркнул, что у заказчик вправе на самостоятельно определить, какой комментарий к НМЦК приемлемый для представления в таблице (Письмо от 26 октября 2016 г. № Д28и-2944).

Постановление Правительства №555 предлагает отдельно рассматривать правила пояснения закупок лекарственных препаратов в рамках запроса предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ) и у единственного поставщика (пп. 4, 5, 26, 33, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). В этих случаях правила заполнения проще. В отношении указанных заказов в таблице пояснений к графику столбцы 5, 6, 9, 10 заполнять не потребуется. В первом случае (лекарственные препараты) объяснение основывается на решении врачебной комиссии. Во втором требуется прокомментировать общий годовой объём заказов, когда они касаются:

  • процедур с определённым размером до 100 000 или 400 000 руб.;
  • направления в командировку, участие в культурных мероприятиях;
  • списка командировок, мероприятий в соответствии с приглашениями;
  • преподавательских услуг, услуг гида;
  • образовательных и экскурсионных мероприятиях.

Важно помнить, что при внесении изменения в документы планирования, необходимо внести изменения в отдельные формы своих пояснений.

Пример обоснования плана графика закупок

Пример на основании выдержки из реального документа, размещённого в ЕИС.

ПРАВИЛА ОБОСНОВАНИЯ ЗАКУПОК 44 ФЗ

Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. N 555

“Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования”

В соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” Правительство Российской Федерации постановляет:

Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

форму обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок;

форму обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок.

  1. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 г.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Правила

обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

(утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. N 555)

  1. Настоящие Правила устанавливают порядок обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – обоснование закупок).
  2. Обоснование закупок осуществляется заказчиками при формировании и утверждении:

а) планов закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд;

б) планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

  1. При обосновании закупок заказчик осуществляет:

а) обоснование выбора объекта и (или) объектов закупки в сроки, установленные:

Правительством Российской Федерации для формирования и утверждения планов закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд;

высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией для формирования и утверждения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно;

б) обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в сроки, установленные:

Правительством Российской Федерации для формирования и утверждения планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд;

высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией для формирования и утверждения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

  1. Обоснование закупок осуществляется заказчиками в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации:
Читайте также:  Внесение изменений в контракт по 44-ФЗ: порядок действий, существенные условия, дополнительное соглашение

а) формой обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов закупок;

б) формой обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок.

  1. В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, обоснование закупок осуществляется в соответствии с решением врачебной комиссии.
  2. В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.

Вам будет интересно:

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Энциклопедия решений. Обоснование закупок по Закону N 44-ФЗ (до 1 октября 2019 года)

Обоснование закупок по Закону N 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 44-ФЗ обоснование закупки заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений ст. 13 Закона N 44-ФЗ (в том числе, решениям, поручениям, указаниям Президента РФ, решениям, поручениям Правительства РФ, законам субъектов РФ, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальным правовым актам), а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе.

Согласно той же ч. 1 ст. 18 Закона N 44-ФЗ обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика.

При формировании плана закупок в силу ч. 2 ст. 18 Закона N 44-ФЗ обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений ст. 13 Закона N 44-ФЗ, и установленных в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

При формировании плана-графика в силу ч. 3 ст. 18 Закона N 44-ФЗ обоснованию подлежат:

– начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта (далее – НМЦК) в порядке, установленном ст. 22 Закона N 44-ФЗ (п. 1 ч. 3 ст. 18 Закона N 44-ФЗ);

– способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 Закона N 44-ФЗ, в том числе дополнительные требования к участникам закупки (п. 2 ч. 3 ст. 18 Закона N 44-ФЗ).

Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования согласно ч. 7 ст. 18 Закона N 44-ФЗ устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 555 утверждены Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила) и Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок (далее – Форма плана закупок) и при формировании и утверждении плана-графика закупок (далее – Форма плана-графика).

Следует заметить, что указанные нормативные правовые акты не содержат какого-либо перечня обоснований, аргументов, обосновывающих соответствие объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации (графа 6 Формы плана закупок), выбор способа определения контрагента (графа 9 Формы плана-графика) (кроме, пожалуй, закупки по п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ – см. п. 5 Правил), а также невозможность применения для определения и обоснования НМЦК методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, и применение иного метода (графа 6 Формы плана-графика). Представляется, что такие аргументы и не могут быть предусмотрены нормативными правовыми актами. Учитывая все многообразие задач, для обеспечения которых осуществляются закупки, и жизненных обстоятельств, в том числе экономических условий, влияющих на возможность решения таких задач, описать прямую связь между одной из указанных задач и условиями конкретной закупки, осуществляемой для обеспечения ее решения, может только заказчик, исходя из конкретных обстоятельств. Соответственно, указанные графы плана закупок, плана-графика заполняются заказчиком в произвольной форме, исходя из логики и здравого смысла, с учетом норм бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе (ст. 2 Закона N 44-ФЗ).

В частности, обоснованием выбора способа определения контрагента, по нашему мнению, могут служить ссылки на нормы Закона N 44-ФЗ, определяющие применение конкретного способа, а в случаях, когда выбор зависит от воли заказчика, также указания на обстоятельства, определяющие предпочтительность выбранного способа (сроки проведения процедуры, возможность предъявления тех или иных требований и (или) критериев оценки предложений участников закупки и т.п.). Вопрос о выборе способа закупки подробно рассмотрен в отдельных материалах. Обоснованием НМЦК, рассчитанной с применением методов, предусмотренных ст. 22 Закона N 44-ФЗ (которые также рассмотрены в отдельных материалах), является сам ее расчет (см. также письма Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2768, от 07.10.2014 N ОГ-Д28-7698)*(1).

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона N 44-ФЗ оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной (ч. 5 ст. 18 Закона N 44-ФЗ). В силу ч. 6 ст. 18 Закона N 44-ФЗ в случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в п. 3 ч. 1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований Закона N 44-ФЗ, в порядке, установленном КоАП РФ.

За нарушения, допущенные при обосновании закупок, должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч.ч. 1 и 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ. Ответственность установлена за:

– включение в план закупок или план-график объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам;

– включение в план-график НМЦК, в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством;

– несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки).

Кроме того, ч. 1.7 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении контрагента в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено.

*(1) Отметим, что согласно п. 6 Правил в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с п.п. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.

Примеры обоснования закупок по 44-ФЗ и для чего это нужно

Согласно действующему федеральному законодательству о контрактной системе заказчики обязаны при планировании собственных закупок осуществлять их документальное обоснование. Соответствующее Постановление Правительства регламентирует порядок обоснования приобретения товаров и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд и форм такого обоснования. О том, как именно должно осуществляться обоснование закупок по 44-ФЗ, мы сегодня и поговорим.

Что такое обоснование закупки по 44-ФЗ и зачем это нужно?

Обоснование закупки – это официальный документ, являющийся неотъемлемым приложением к плану и плану-графику закупок.

Осуществляется обоснование закупки Заказчиком на этапе планирования и представляет собой установление соответствия планируемой закупки действительным целям осуществления закупок.

Читайте также:  Тендеры на юридические услуги: тип закупки, порядок действий, особенности и отличительные черты

Внимание: При внесении изменений в план или план-график закупок соответствующие изменения должны вноситься и в соответствующие формы обоснования закупок.

Какие существенные условия закупки подлежат обоснованию?

При составлении и формировании плана предполагаемых закупок обоснованию подлежит непосредственно объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели данной закупки. В таблице самого плана содержится колонка под названием «Цель осуществления закупки», в которой и должно указываться мероприятие муниципальной или государственной программы, в рамках которое учреждение делает закупку, а также предполагаемый результат проведения данного мероприятия.

Сроки подготовки

Сроки подготовки обоснования закупок устанавливаются следующим образом:

  • Правительством Российской Федерации — для федеральных Заказчиков;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта — для Заказчиков субъекта Российской Федерации;
  • местной администрацией — для муниципальных Заказчиков .

Как написать обоснование закупки по 44-ФЗ: примеры и образцы

Соответствие объекта закупки — что писать?

Графы форм обоснования планов и планов-графиков закупок заполняются заказчиком в свободной форме, но в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ.

При этом в качестве обязательного приложения к плану закупок будет выступать отдельный документ-обоснование в отношении каждого объекта закупок.

Обоснование закупок представляет собой таблицу, в которую по каждой отдельной закупке вносят:

  • идентификационный номер/код;
  • наименование объекта закупки;
  • наименование программы (государственное/субъекта РФ/муниципальной);
  • наименование мероприятия программы;
  • обоснование соответствия объекта закупки мероприятию, полномочиям, функциям и международному договору РФ;
  • полное наименование, дату принятия и номер утвержденных нормативно-правовых актов.

При составлении плана-графика необходимо внести данные по каждому объекту закупки в отдельное приложение к данному документу:

  • идентификационный номер/код;
  • наименование и описание конкретного объекта закупки;
  • дополнительные требования (и их обоснование) к участникам закупки;
  • метод определения подрядчика/исполнителя/поставщика и обоснование выбора;
  • дату начала закупки;
  • сведения о размере предоставляемого обеспечения заявки участника и обеспечения исполнения контракта;
  • информацию о банковском сопровождении контракта.

Дата утверждения обоснования закупок — какую дату ставить?

Дату утверждения обоснования закупок необходимо ставить ту же, что и дату утверждения плана закупок.

Важно: Утверждается план закупок в течение десяти рабочих дней с момента доведения до муниципального/государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие/исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

При формировании плана закупок

При формировании плана закупок обосновывать необходимо каждый объект закупки, включенный в план. В обосновании Заказчику следует указать цель осуществления закупки: наименование мероприятия, функции, полномочия и реквизиты акта о нормировании или указание на его отсутствие.

Согласно Закону №44-ФЗ цели осуществления закупок могут заключаться в:

  • обеспечении реализации мероприятий муниципальных и государственных программ;
  • обеспечении исполнения международных обязательств и реализации межгосударственных программ;
  • обеспечении выполнения иных функций и полномочий органов власти/местного самоуправления.

Скачать форму обоснования закупок при формировании плана можно по ссылке: https://yadi.sk/i/jeX6FNBd3KmfZZ.

Примеры обоснования закупок при формировании плана закупок размещены здесь https://yadi.sk/i/1VymNR9I3KmfeE и здесь https://yadi.sk/i/GW-fTfD03KmffK.

При формировании плана-графика

Согласно действующему законодательству при создании плана-графика обоснованию подлежит начальная/максимальная стоимость контракта, способ определения поставщика и дополнительные требования к участникам закупки.

Скачать форму обоснования для плана-графика можно по адресу https://yadi.sk/i/gUpe7Uc-3KmfjT.

Пример обоснования закупки у единственного поставщика

В случае осуществления закупки у единственного поставщика заказчику необходимо в соответствующем отчете объяснить причину, по которой конкурентные способы закупки не использовались, например:

  • срочность закупки (необходимо подтверждение нецелесообразности торгов из-за ограниченного количества времени);
  • отсутствие конкуренции (если поставщик является монополистом в данном регионе, а привлечение поставщиков из других регионов нецелесообразно или невозможно);
  • нерентабельность доставки из другого региона (при отсутствии других поставщиков в регионе);
  • отсутствие заинтересованности участников рынка (необходимо документальное подтверждение);
  • распродажа (цены данного поставщика существенно ниже рыночных в течение ограниченного промежутка времени);
  • дополнительная закупка (при необходимости обеспечения полной совместимости ранее купленных товаров с товарами из новой закупки).

Отчет необходимо составить и утвердить до заключения контракта. Форма отчета не регламентирована, однако обоснование закупки у единственного поставщика должно включать следующие сведения:

  • цель и необходимость закупки;
  • описание товара и преимуществ поставщика;
  • объяснение причин невозможности или нецелесообразности использования конкурентных способов закупки;
  • вывод о необходимости закупки у данного поставщика.

При необходимости следует указать ссылки на нормы, установленные на законодательном уровне.

Пример обоснования закупки у единственного поставщика можно скачать по ссылке: https://yadi.sk/i/s99XVqj83Kmfpk.

Обоснование годового объема

При составлении обоснования закупок у единственного поставщика необходимо помнить о том, что закон разрешает приобретать у единственного поставщика товары на сумму не более ста тысяч рублей, однако совокупный годовой объем таких покупок (кроме закупок для нужд сельского поселения) не должен превышать 5 процентов от всех закупок и 50 миллионов рублей.

При этом для закупок в сфере науки, культуры, спорта и образования действует ограничение в 50% и 20 миллионов рублей соответственно.

Для закупки лабораторного оборудования

С примером обоснования для закупки лабораторного оборудования можно ознакомиться здесь https://yadi.sk/i/mcWePlsk3Kmftv.

Иностранного программного обеспечения

С начала прошлого года в России введены определенные ограничения на закупку иностранного ПО (Постановление Правительства №1236 от 16.11.2015). Иными словами, муниципальные и государственные заказчики должны ограничить закупки программного обеспечения утвержденным перечнем. Приобретение иностранного софта допускается только в случае веского обоснования необходимости его закупки.

Важно: Перед принятием окончательного решения о приобретении иностранного ПО Заказчик должен провести работу с реестром российского программного обеспечения.

Таким образом, Заказчик обязан сначала:

  • изучить реестр и определить к какому классу относится нужное ему ПО;
  • найти на официальном сайте госреестра сведения об имеющемся софте данного класса;
  • при наличии подходящего ПО сверить продукт с требуемыми характеристиками.

Если имеющийся продукт по каким-то причинам не подходит, Заказчику предстоит составить обоснование необходимости приобретения иностранного софта, в котором необходимо указать:

  • причины невозможности соблюдения запрета;
  • класс необходимого программного обеспечения;
  • требования к характеристикам закупаемого ПО, которым не соответствует российский продукт.

Пример обоснования закупки иностранного ПО размещен по ссылке https://yadi.sk/i/BJSspLNT3KmfxX.

ПО Microsoft Office

Пример обоснования закупки Microsoft Office можно найти в этом документе: https://yadi.sk/i/NTWEiiGb3Kmfz4.

Обоснование закупки компьютерной техники

Согласно действующему законодательству, в государственных закупках установлены запреты и ограничения на приобретения иностранных товаров. Иными словами, если товар зарубежного производства не входит в ограничительный или запретный перечень, то заказчик имеет право на его приобретение.

В прошлом году было введено новое ограничение на приобретение отдельных видов радиоэлектронной техники иностранного происхождения, согласно которому заказчик обязан отклонить заявки по радиоэлектронике зарубежного производства, если на конкурс поступило хотя бы две заявки с предложением российских товаров разных производителей. Однако данного рода ограничения не распространяются на товары производства стран ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

Важный момент заключается в том, что в один и тот же контракт заказчик не имеет права включать продукцию, входящую и не входящую в перечень, прилагаемый к постановлению. Также в ходе исполнения контракта заменить товары российского производства и производства Евразийского экономического союза на импортные аналоги нельзя.

Как производится оценка обоснованности осуществления закупок: критерии

Согласно Закону №44-ФЗ оценка обоснованности закупок производится в ходе мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок.

Важно: По результатам контроля и аудита закупка может быть признана необоснованной.

В такой ситуации органы внутреннего муниципального/государственного финансового контроля выдают соответствующие предписания о ликвидации выявленных нарушений законодательства и привлекают виновных лиц к соответствующей административной ответственности.

Таким образом, обоснование закупок не обычная формальность, а полноценный документ, которой дает возможность приобрести товары, работы или услуги в необходимом качестве и количестве. Именно поэтому к составлению обоснования необходимо подойти со всей внимательностью и ответственностью.

Добавить комментарий