Постановление Правительства №99: общие и дополнительные требования к участникам закупок по 44-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 “Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям” (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99
“Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям”

С изменениями и дополнениями от:

2 июля, 1 октября, 21 ноября, 7 декабря 2015 г., 20 октября, 14 ноября 2016 г., 4 августа 2017 г., 21 марта, 15 июня, 18, 25 июля, 15 октября, 27 декабря 2019 г., 20 марта 2020 г.

ГАРАНТ:

О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении настоящего постановления см. письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 28 августа 2015 г. NN 23275-ЕЕ/Д28и, АЦ/45739/15, письмо Минэкономразвития России от 9 декабря 2016 г. N Д28и-3373 и письмо Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N Д28и-3404

В соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.

2. Установить случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению N 2. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 2 к настоящему постановлению.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 813 “О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 269);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089 “Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 49, ст. 6432);

пункт 19 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 581 “Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3577);

постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 682 “Об установлении дополнительных требований к участникам закупок транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4319).

Председатель Правительства
Российской Федерации

4 февраля 2015 г. N 99

Правительство РФ уполномочено устанавливать дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных, закрытых с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Они действуют в т. ч. при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации архивных документов, музейных коллекций; при строительстве (кроме некоторых видов деятельности), если начальная (максимальная) цена контракта (лота) превышает 10 млн руб.; при оказании транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок.

Одно из дополнительных требований – наличие определенного опыта в исполнении подобных контрактов.

Перечислены документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

Установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к тем, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Приведены дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием.

Ранее изданные постановления Правительства РФ по аналогичным вопросам признаны утратившими силу.

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 “Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям”

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 9 февраля 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 февраля 2015 г. N 6 ст. 976

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 20 марта 2020 г. N 308

Изменения вступают в силу с 31 марта 2020 г. и не распространяются на отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС в сфере закупок до 31 марта 2020 г. либо приглашения принять участие в которых направлены до 31 марта 2020 г.

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1922

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г. и не распространяются на отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок до 8 января 2020 г. либо приглашения принять участие в которых направлены до 8 января 2020 г.

Постановление Правительства РФ от 15 октября 2019 г. N 1326

Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

Постановление Правительства РФ от 25 июля 2019 г. N 962

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2019 г. N 932

Изменения вступают в силу с 30 июля 2019 г.

Постановление Правительства РФ от 15 июня 2019 г. N 772

Изменения вступают в силу с 2 июля 2019 г.

Дополнительные требования к оснащению автобусов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS , предусмотренные позицией 5 приложения N 1, не применяются до 31 мая 2020 г.

Дополнительные требования к году выпуска автобусов, предусмотренные позицией 5 приложения N 1, не применяются до 30 июня 2020 г.

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2019 г. N 294

Изменения вступают в силу с 2 апреля 2019 г. и не распространяются на отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок до 2 апреля 2019 г. либо приглашения принять участие в которых направлены до 2 апреля 2019 г.

Постановление Правительства РФ от 4 августа 2017 г. N 937

Изменения вступают в силу с 16 августа 2017 г.

Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2016 г. N 1185

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 20 октября 2016 г. N 1075

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2015 г. N 1333

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2015 г. N 1250

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1051

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 2 июля 2015 г. N 668

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Инструкция по дополнительным требованиям к участникам госзакупок

Основные и дополнительные требования к участникам закупки по 44-ФЗ — это условия, которым обязана соответствовать компания, чтобы стать поставщиком. Общие условия закреплены в ч. 1 ст. 31 44-ФЗ и предъявляются ко всем. Доптребования прописаны в постановлении правительства № 99 от 04.02.2015 и предъявляются не в каждой процедуре и не для каждого.

Когда предъявляют дополнительные условия

В ч. 2 ст. 31 44-ФЗ указано, в каком случае заказчик применяет дополнительные требования к участникам закупки:

  1. Проводят электронные конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсные процедуры или аукционный способ определения поставщика. Правило работает и для закрытых процедур в электронной форме.
  2. Объект закупки имеет техническую сложность, инновационный, высокотехнологичный или специализированный характер. Полный список таких работ и услуг закреплен в приложениях № 1 и 2 к постановлению № 99.

Наряду с дополнительными условиями выделяют и общие, о них подробнее — в статье «Какие требования предъявляют к участникам закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ».

В каких закупках нет доптребований

В пункте 1 постановления № 99 от 04.02.2015 указано, при проведении какой процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не могут устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки, — открытый конкурс, запрос котировок, запрос предложений и закупки у единственного поставщика.

Какие требования предъявляют

В зависимости от объекта закупки устанавливают такие доптребования:

  1. Финансовые возможности для выполнения обязательств госконтракта.
  2. Имущество, которое необходимо для исполнения. Например, недвижимость, оборудование, техсредства. Оно должно находиться в собственности у исполнителя или на другом законном основании, как пример, по договору аренды.
  3. Опыт работ, которые аналогичны предмету договора по 44-ФЗ.
  4. Деловая репутация.
  5. Определенное число квалифицированных специалистов.

В рамках ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ правительством дополнительные требования к участникам закупки могут быть предъявлены в тендерах на оказание аудиторских и консультационных услуг. Но пока Кабмин этого не сделал.

Как установить

В ч. 5 ст. 31 44-ФЗ указано, что доптребования включают в извещение и документацию о закупке. Когда формируете извещение в ЕИС, поставьте галочку возле требований, которые устанавливаете, и заполняйте текстовые поля под каждым из них.

Туда копируют содержание пунктов ч. 2 ст. 31 44-ФЗ и приложений № 1 или 2 к ПП № 99. Аналогичным способом отражают эти условия и в документации. В ней указывают, что поставщик обязан приложить к заявке документы, которые подтвердят его соответствие дополнительным условиям. Например, такие документы:

  • копии госконтрактов, договоров и актов работ, которые приняты, если подтверждают опыт;
  • выписки из реестров, копии договоров аренды, актов передачи и других документов, которые подтверждают, что у участника есть имущество;
  • копии трудовых книжек, дипломов специалистов, которые привлекаются к выполнению обязательств по госконтракту.

Это не касается участников электронного аукциона. Точный перечень документов и соответствующих им дополнительных требований указан в постановлении № 99.

Как подтверждают соответствие доптребованиям: инструкция для поставщика

Подтверждение соответствия дополнительным требованиям применяется в соответствии с постановлением правительства РФ №99 от 04.02.2015 только при проведении следующих процедур:

  • электронный конкурс с ограниченным участием (включая закрытый);
  • электронный двухэтапный конкурс (включая закрытый);
  • электронный аукцион.

С 30.09.2019 работает постановление правительства № 1202 от 14.09.2019 о взаимодействии участника закупки и электронной площадки, когда он подтверждает, что соответствует дополнительным требованиям к участникам аукциона, электронных конкурсных процедур. На примере электронной площадки Сбербанк-АСТ подготовили пошаговую инструкцию, как подтвердить соответствие этим требованиям.

Шаг 1. Пройдите регистрацию в ЕИС. После этого сразу получите аккредитацию на электронной площадке в рамках ст. 24.2 44-ФЗ. Если этого не сделать, принять участие в тендерах с доптребованиями не получится.

Шаг 2. Войдите в личный кабинет на площадке. С 01.07.2019 там сделали вкладку «Документы о соответствии участника».

Шаг 3. Кликните на «Направить/изменить». Ищите эту кнопку рядом с товарами, работами, услугами, соответствие которым подтверждаете.

Шаг 4. Добавьте копии и отправьте их на рассмотрение. Их оценят отдельно по каждому ТРУ. После того как успешно загрузили и направили бумаги и сведения, заявка получит статус «На рассмотрении». Предельный срок оценки — 5 рабочих дней.

Шаг 5. Сделайте работу над ошибками (если нужно). Поправить ошибки до рассмотрения оператором документов нельзя. Только после отклонения заявки их правят и еще раз отправляют на оценку. Документы повторно рассмотрят в течение 5 рабочих дней.

Читайте также:  Постановление Правительства РФ №832 по 44-ФЗ: порядок доступа отдельных видов пищевых продуктов иностранного производства

Шаг 6. Нажмите на пиктограмму, чтобы посмотреть историю отправления документов, изменений в них и статус рассмотрения заявки.

Дополнительные требования к участникам закупки по постановлению № 99

Особенности

Закупочная деятельность, базирующаяся на нормах Федерального закона № 44 от 05.04. 2013 г., в процессе своего развития столкнулась с ситуацией, когда в ходе закупок товаров, работ, услуг с повышенной технической и технологической сложностью, с высокими инновационным и высокотехнологичным уровнями или обладающими специализированным характером квалификация поставщиков, подрядчиков, исполнителей зачастую на отвечает выдвигаемым подобными объектами закупок требованиям.

С целью ликвидации этой диспропорции и для обеспечения высокоэффективной закупочной деятельности в сфере удовлетворения государственных и муниципальных потребностей было издано Постановление правительства № 99 от 04.02.2015 г.

В документе в адрес участников госзакупок выдвигаются дополнительные требования касательно их квалификационных достоинств, которые должны быть подтверждены документально.

Пункт 1 и приложение 1

В п. 1 ПП № 99 устанавливаются участники госзакупок, которые обязаны соответствовать дополнительным требованиям.

Это должны быть поставщики, подрядчики, исполнители, которые в процессе закупок специфических видов товаров, работ, услуг используют:

  • конкурсы с ограниченным участием;
  • двухэтапные конкурсы;
  • закрытые конкурсы с ограниченным участием;
  • закрытые двухэтапные конкурсы;
  • аукционы.

Квалификация закупочных участников должна удостоверяться документально, исходя из требований, изложенных в приложении № 1 описываемого правительственного постановления. В приложении приведён список закупочных объектов, выдвигающих доптребования к участникам закупок.

Этот список состоит из следующих позиций:

  1. Осуществления работ, сохраняющих объекты культурного наследия народов РФ, в процессе чего оказывается воздействие на конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности объекта, а также в случаях, когда объекты остаются в неприкосновенности. Сюда же входят реставрационные работы, ориентированные на музейные коллекции и предметы, которые включены в каталог Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, наиболее значимых документов, пребывающих в фондах библиотек. В данную позицию также включены работы и оказание услуг, связанные с потребностью допуска участников торгов к базам учёта данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам, обеспечивающим безопасность и сохранность музейных экспонатов, архивных документов и фондов библиотек.
  2. Осуществления работ, связанных со по строительством, реконструкцией, капремонтом, сносом объектов капстроительства, за исключением линейных объектов при НМЦК (цене лота) более 10 млн. руб. Сюда же относится производство работ, связанных со строительством, реконструкцией, капремонтом, сносом линейного объекта при НМЦК (цене лота) более 10 млн. руб., осуществление работ в отношении строительства некапитальных строений, сооружений строений, благоустройства территорий при НМЦК (цене лота) более 10 млн. руб., а также производство ремонтных работ на автодорогах, работ по их содержанию при НМЦК (цене лота) свыше 10 млн. руб.
  3. Транспортные услуги, завязанные на осуществление морских и речных перевозок военного назначения.
  4. Транспортные услуги (выполнение работ), направленные на техобслуживание, ремонтный монтаж и обновление железнодорожного подвижного состава, который находится в оперативном управлении ВС РФ и подведомственных Минобороны РФ организаций.
  5. Услуги, оказываемые при организованной автобусной перевозке детских групп.
  6. Производство закупки по гособоронзаказу, связанной с созданием, модернизацией, поставками, ремонтом, сервисным обслуживанием и утилизацией вооружения, военной и специальной техники. Сюда входят поставки по гособоронзаказу товаров из групп 10, 12, 13, 14, 15, 16,17, 18, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 42, 49, 50, 58, 62, 63, 66, 69, 70, 76, 81, 84 по Единому кодификатору предметов снабжения (ЕК 001-2014), когда НМЦК свыше 50 млн. руб.
  7. Услуги, оказываемые в сфере оздоровления детей и их отдыха.
  8. Осуществление работ , связанных с техобслуживанием медтехники, снабжённой кодами 26.60.11,26.60.12, 26.60.13.130, 26.70.22.150, 32.50.12.000, 32.50.21.121, 32.50.21.122 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014. При этом НМЦК должна быть выше 10 млн. руб.
  9. Услуги, направленные на обеспечение охраны в научных и образовательных учреждениях.

Практически в адрес всех участников подобных закупок выдвигаются доптребования в виде обладания соответствующим профильным опытом при исполнении 1 контракта по 44-ФЗ или 223-ФЗ на протяжении последних 3 лет до подачи заявки на участие в закупке.

При этом в разных позициях оговаривается цена исполненных контрактов, выраженная в процентах от НМЦК.

В виде удостоверения имеющегося опыта необходимо предъявление:

  • дубликата исполненного контракта;
  • дубликата акта выполненных работ, который содержит необходимые сведения, требуемые ч. 2 ст. 9 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»;
  • подписи на означенном документе, осуществлённую не ранее 3 лет до окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • иных профильных документов, связанных со спецификой тех или иных закупочных действий.

Кроме того, при госзакупках в интересах гособоронзаказа требуется, чтобы у руководящего состава участников закупок отсутствовала судимость за преступления по статьям 201.1, 238, 285, 295.4 и 286 УК РФ.

Также отдельные требования предъявляются при организации автобусных перевозок детей. В данном случае необходимо присутствие у участников закупок на законном основании автобусов со сроком эксплуатации не более 10 лет и с наличием в них тахографов и спутниковой навигационной аппаратуры ГЛОНАСС.

Пункт 2 и приложение 2

В своём п. 2 постановление 99 для 44-ФЗ устанавливает случаи, когда в ходе закупок товаров, работ, услуг повышенной технической и технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного уровня или специализированного характера у поставщиков, подрядчиков, исполнителей требуется наличие соответствующего квалификационного уровня.

В приложении № 2 указываются дополнительные требования, выдвигаемые в адрес участников посредством организации конкурсов с ограниченным участием.

Также в данном приложении называются документы, необходимые для подтверждения наличия у участников госзакупок необходимой квалификации.

Здесь же присутствует перечень случаев, о которых шла речь выше, представленные:

  1. Процессом осуществления работ в сфере проектирования, возведения и прекращения эксплуатации объектов, использующих атомную энергию.
  2. Производством работ, требующих взаимодействия с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами во время их применения, переработки, транспортировки, хранения, захоронения и утилизации.
  3. Осуществлением работ, ориентированных на конструирование и изготовление оборудования, которое используется на объектах, применяющих атомную энергию.
  4. Производством работ, осуществляющих ремонт вооружения и военной техники, которая принадлежит к ядерному оружейному комплексу.
  5. Осуществлением работ, ориентированных на возведение, реконструкцию, капремонт, снос наиболее опасных, технически проблемных, уникальных объектов капстроительства, искусственных дорожных сооружений, которые включены в состав автодорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при НМЦК свыше 100 млн. руб.
  6. Услугами общепита, поставкой пищевых продуктов, которые закупаются для организаций, занимающихся образовательной деятельностью, медицинских учреждений, учреждений социального обслуживания, организаций, занимающихся отдыхом детей и их оздоровлением, при НМЦК (цене лота) свыше 500000 руб.
  7. Производством работ в целях установления кадастровой стоимости в процессе осуществления государственной кадастровой оценки.
  8. Проведением публичного технологического и стоимостного аудита крупных инвестпроектов с госучастием касательно объектов капстроительства, финансирование строительства, реконструкция и техническое перевооружение которых предусматривается проводить целиком или по частям с использованием федерального бюджета посредством применения механизма федеральной адресной инвестпрограммы или за счёт бюджетных ассигнований Инвестфонда РФ.

В качестве дополнительных требований при работах, связанных с объектами использования ядерной энергии, а также со строительными работами от участников закупок требуется присутствие соответствующего опыта исполнения контрактов, предусматривающих производство работ по обращению с ядерными материалами или работ в строительной отрасли на протяжении последних 3 лет до момента подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.

Одновременно предусматривается, что общая цена уже исполненных контрактов обязана достигать минимум 20% от НМЦК (цены лота).

Также в большинстве случаев требуется наличие пребывающих на правах собственности недвижимого имущества, оборудования, техсредств, которые гарантируют корректное исполнение контракта. В качестве подтверждения необходимой квалификации требуются дубликаты исполненного контракта и акта выполненных работ.

В случае производства работ, ориентированных на оценку кадастровой стоимости в процессе осуществления государственной кадастровой оценки, участникам закупок предъявляются доптребования, связанные с наличием в их штате минимум 12 оценщиков. Не менее 5 из них должны быть составе саморегулируемой организации оценщиков на протяжении 5 лет, которые предшествуют моменту подачи заявки на участие в закупочных действиях.

При осуществлении работ, связанных с аудитом, требуется минимум семилетний опыт профильной деятельности с участием в не менее чем в 5 инвестпроектах со стоимостью 1,5 и более млрд. руб.

Пункт 3

В п. 3 постановления 99, выдвигающем дополнительные требования по 44-ФЗ, приведён список утративших силу нормативных документов, представленных:

Усложнение закупочных процессов, сопряжённое с повышенной технической и технологической сложностью, с высокими инновационным и высокотехнологичным уровнями или имеющими специализированный характер у товаров, работ, услуг предполагает и продвинутый характер квалификации, имеющейся у участников закупок. Выдвигаемые при этом повышенные требования имеют своей целью сделать закупочный процесс максимально эффективным.

База знаний – Ценообразование в строительстве

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПОК ПОДРЯДНЫХ РАБОТ В РАМКАХ ЗАКОНА № 44-ФЗ

25 марта 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации – pravo.gov.ru было размещено постановление Правительства РФ от 21.03.2019 № 294 “О внесении изменений в приложения № 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99” (далее по тексту – Постановление № 294).

Этим постановлением вносятся изменения в дополнительные требования к участникам закупок ряда работ.

Изменение № 1: в целях установления дополнительных требований к участникам закупок подрядных работ в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе вводится следующая новая классификация видов подрядных работ:

1) выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного;

2) выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства;

3) выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территорий;

4) выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.

При этом отменяется привязка строительных работ, при проведении которых устанавливаются дополнительные требования к участникам таких работ, к кодам ОКПД2 и исключается первая сноска в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99.

Дополнительные требования к участникам закупок этих видов подрядных работ применяются, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей по любому из указанных видов работ.

Таким образом, с даты вступления в силу Постановления № 294 – 02.04.2019 г. закупки на благоустройство территорий при начальной (максимальной) цене контракта свыше 10 млн. рублей будут требовать установления дополнительных требований к участникам закупки.

Напоминаем, что согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ:

благоустройство территории – деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;

Кроме того, с даты вступления в силу постановления № 294 – 02.04.2019 г. необходимо будет устанавливать дополнительные требования к участникам закупок работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, содержащихся в приказе Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».

То есть и текущий ремонт автомобильных дорог, включая их элементы обустройства (например, тротуары), будет подпадать под необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки.

Изменение № 2: Для каждого из 4-х видов работ, указанных в новой редакции постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99, устанавливаются свои дополнительные требования к участникам закупок

А. Для работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей , требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость одного такого исполненного контракта (договора) должна составлять:

1) если НМЦК превышает 10 млн. рублей, но не превышает 100 млн. рублей – не менее 50 % от НМЦК (цены лота);

2) если НМЦК превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей – не менее 40 % от НМЦК (цены лота);

3) если НМЦК превышает 500 млн. рублей, но не превышает 1 млрд рублей – не менее 30 % от НМЦК (цены лота);

4) если НМЦК превышает 1 млрд. рублей – не менее 20 % от НМЦК (цены лота);

Б. Для работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства , если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.

Читайте также:  Котировочная заявка по 44-ФЗ: образец заполнения, требования к содержанию, форма и сроки подачи

При этом стоимость одного такого исполненного контракта (договора) должна составлять:

1) если НМЦК превышает 10 млн. рублей, но не превышает 100 млн. рублей – не менее 50 % от НМЦК (цены лота) ;

2) если НМЦК превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей – не менее 40 % от НМЦК (цены лота) ;

3) если НМЦК превышает 500 млн. рублей, но не превышает 1 млрд рублей – не менее 30 % от НМЦК (цены лота) ;

4) если НМЦК превышает 1 млрд. рублей – не менее 20 % от НМЦК (цены лота);

В. Для работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территорий , если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей,требуетсяналичие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного.

Также допускается для выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территорий наличие одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения, благоустройству территорий. При этом такой контракт (договор) на выполнение работ по строительству некапитальных строений, сооружений, благоустройству территорий обязательно должен быть заключён либо в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ о контрактной системе) или Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ о закупках).

Информация о контракте (договоре) на выполнение работ по строительству некапитальных строений, сооружений, благоустройству территорий должна быть обязательно включена в Реестр контрактов в рамках 44-ФЗ либо в Реестр договоров, заключаемых заказчиками, в рамках 223-ФЗ.

При этом стоимость одного такого контракта (договора) должна составлять не менее 20 % от НМЦК (цены лота).

Г. Для выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог , если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.

Также допускается для выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог наличие одного контракта (договора) на выполнение работ по содержанию, ремонту автомобильных дорог, заключённого в рамках 44-ФЗ или 223-ФЗ, а также внесённого в Реестр контрактов по 44-ФЗ или Реестр договоров по 223-ФЗ, соответственно.

При этом стоимость одного такого контракта (договора) должна составлять не менее 20 % от НМЦК (цены лота).

3-е изменение: в связи с изменением содержания дополнительных требований к участникам закупки меняются и требования к документам, подтверждающим соответствие участника указанным дополнительным требованиям, в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 в новой редакции.

При этом указанные документы должны относиться не просто к подрядным строительным работам, а именно к тому виду работ в рамках введённой классификации подрядных работ для целей осуществления закупок, установленной новой редакцией постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99.

Такая запутанная система неизбежно повлечёт нарушения обновлённой редакции постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99, со стороны заказчиков.

4-е изменение: Скорректирована позиция № 5 приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99, устанавливающая «Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации»:

– со 02.04.2019 г. конкурсы с ограниченным участием в электронной форме можно будет проводить при выполнении работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту и (или) сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 100 млн. рублей.

То есть в этой норме убирается разграничение НМЦК в зависимости от государственных и муниципальных нужд. При этом ухудшается положение муниципальных заказчиков, которые ранее могли проводить такие конкурсы при НМЦК свыше не 100, а 50 млн. рублей.

5-е изменение: Вносятся “косметические” поправки по тексту постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 в связи с изменением терминологии в действующем законодательстве.

Изменения, утверждённые Постановлением № 294, вступят в силу со 02.04.2019 г. и не распространяются на отношения, связанные с осуществлением закупок работ, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС до вступления в силу указанного постановления.

Письмо о позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства РФ от 4.02.2015 г. № 99

Министерство экономического развития Российской Федерации от 28 августа 2015 года № 23275-ЕЕ/Д28и

Федеральная антимонопольная служба от 28 августа 2015 года № АЦ/45739/15

О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»

В связи с поступающими вопросами о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – постановление № 99), принятого в реализацию положений части 2 статьи 31 и части 2 статьи 56 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), Минэкономразвития России и ФАС России сообщают следующее.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, установлены в приложении № 1 к постановлению № 99.

В приложении № 2 к постановлению № 99 определены предусмотренные частью 2 статьи 56 Закона № 44-ФЗ случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, в которых заказчик осуществляет закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Частью 4 статьи 31 Закона № 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика установить указанные дополнительные требования к участникам закупок.

Следует учесть, что постановление № 99 не устанавливает требований к выбору заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления указанных в приложениях № 1 и № 2 закупок товаров, работ, услуг, поскольку способ определяется заказчиком в соответствии с частью 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ.

Учитывая, что частью 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ предусмотрены такие виды аукциона, как аукцион в электронной форме и закрытый аукцион, дополнительные требования, согласно приложению № 1 к постановлению № 99, устанавливаются к участникам закупки, осуществляемой путем проведения как закрытого аукциона, так и аукциона в электронной форме.

1. При осуществлении закупки работ строительных необходимо руководствоваться следующим.

1.1. Дополнительные требования к участникам закупки работ строительных установлены в пункте 2 приложения № 1 к постановлению № 99, а также в пункте 5 приложения № 2 к постановлению № 99.

При этом требования к участникам такой закупки устанавливаются заказчиком в документации о закупке в зависимости от объекта закупки, размера начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В приложении к настоящему письму приведена таблица способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и установления дополнительных требований при осуществлении закупок работ строительных.

1.2. Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, указанных в пункте 2 приложения № 1, а также в пункте 5 приложения № 2 к постановлению № 99, является наличие опыта исполнения контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Для подтверждения соответствия указанному требованию участник представляет в составе заявки на участие в закупке копии контракта, акта выполненных работ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении № 99).

Заявка на участие в закупке, в соответствии с положениями постановления № 99, может содержать копии нескольких контрактов, актов выполненных работ, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в отношении нескольких объектов.

Однако обязательным является наличие в составе заявки участников закупки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в отношении одного объекта. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении № 99) является условием допуска к участию в соответствующей закупке.

1.3. Согласно примечанию к пункту 2 приложения № 1

к постановлению № 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в пункте 2 приложения № 1 к постановлению № 99 (в том числе по текущему ремонту), участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:

участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;

участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, – выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.

При этом заказчик, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона № 44-ФЗ, устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения № 1 к постановлению № 99.

1.4. Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, указанных в пункте 5 приложения № 2 к постановлению № 99, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.

Таким образом, при закупке работ по строительству любого из указанных объектов к участникам закупки устанавливается требование о наличии опыта выполнения работ строительных любого из указанных в данном пункте объекта (особо опасного, технически сложного объекта капитального строительства или искусственного дорожного сооружения). При закупке работ по реконструкции – требование о наличии опыта выполнения работ по реконструкции любого из указанных в данном пункте объекта, а в случае закупки работ по капитальному ремонту – требование о наличии опыта выполнения работ по капитальному ремонту любого из указанных в данном пункте объекта.

Читайте также:  Подача жалобы в ФАС на заказчика по 223-ФЗ: образец формы, сроки обращения, порядок рассмотрения

При этом заказчик, в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона № 44-ФЗ, устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке соответствующий объекту закупки вид работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 5 приложения № 1 к постановлению № 99.

2. Дополнительным требованием к участникам закупки в случаях, установленных постановлением № 99, является наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.

Учитывая, что объем выполняемых работ, оказываемых услуг определяется заказчиком в соответствии с имеющейся потребностью, заказчик вправе установить в документации о закупке необходимые для исполнения соответствующего контракта одно или несколько требований из вышеперечисленных, то есть о наличии недвижимого имущества и (или) оборудования, и (или) технических средств.

При этом, в случае установления в документации о закупке требований о наличии оборудования и (или) технических средств, такие требования не должны повлечь необоснованное ограничение количества участников закупки, например, путем установления требований о наличии у участников закупки оборудования, технических средств определенных марок и (или) моделей, определенного товарного знака и (или) производителя.

3. Документом, подтверждающим соответствие участника закупки указанному в пункте 1 приложения № 1 и в пункте 5 приложения № 2 к постановлению № 99 требованию о наличии на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, может являться копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке.

Пунктом 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

Таким образом, если участник закупки представляет в составе заявки в качестве подтверждения соответствия дополнительному требованию о наличии недвижимого имущества копию договора аренды недвижимого имущества, такой договор должен быть заключен на срок исполнения контракта, на право заключения которого проводится закупка, но не менее 2 лет. Кроме того, представляемый договор аренды должен содержать сведения о его регистрации.

4. Дополнительным требованием к участникам закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, указанных в пункте 6 приложения № 2 к постановлению № 99, в случае если начальная максимальная цена заключаемого контракта превышает 500 тыс. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора с бюджетным учреждением) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, цена которого не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.

Учитывая положения пунктов 7, 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ, документом, подтверждающим соответствие указанному дополнительному требованию, является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением.

В соответствии со статьей 25 Закона № 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Контракт с победителем либо победителями заключается каждым заказчиком. Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1088 «Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов» (далее – Правила).

В соответствии с Правилами начальная (максимальная) цена контракта, указываемая в извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика.

Таким образом, при закупке услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов в соответствии с пунктом 6 приложения № 2 к постановлению № 99, путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием сумма всех начальных (максимальных) цен контрактов, заключаемых заказчиками, должна превышать 500 тыс. рублей. В указанном случае документом, подтверждающим соответствие участников закупки требованиям постановления № 99, является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением, стоимостью не менее 20 процентов суммы всех начальных (максимальных) цен контрактов (договоров) заказчиков, на право заключить которые проводится совместный конкурс с ограниченным участием.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2.1 статьи 56 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе осуществить закупку услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, в том числе путем проведения электронного аукциона без установления дополнительных требований, предусмотренных пунктом 6 приложения № 2 к постановлению № 99.

5. Дополнительным требованием к участникам закупки работ и услуг, указанных в пункте 1 приложения № 1 к постановлению № 99, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Таким образом, к участникам закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение любых работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К участникам закупки работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.

К участникам закупки работ по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов.

При этом заказчик, в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона № 44-ФЗ, устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке соответствующий объекту закупки вид работ, услуг, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 1 приложения № 1 к постановлению № 99.

Учитывая положения частей 2, 2.1 статьи 56 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе осуществить закупку работ и услуг, указанных в пункте 1 приложения № 1 к постановлению № 99, путем проведения электронного аукциона. При этом, учитывая положения части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан установить дополнительные требования, указанные в приложении № 1 к постановлению № 99, как при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, так и электронного аукциона.

Заместитель министра экономического развития Е.И. Елин

Статс-секретарь заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы А.Ю. Цариковский

С 01 июля 2019 года соответствие дополнительным требованиям участники закупок будут подтверждать по новым правилам

Согласно ч. 2 ст. 31 федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон №44-ФЗ) при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов в случаях установленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 (далее – Постановление №99) заказчики обязаны устанавливать дополнительные требования к участникам закупок. В свою очередь участники закупок обязаны предоставлять документы подтверждающие согласно Постановления №99 их соответствие дополнительным требованиям. Если извещение о закупке с дополнительными требованиями будет объявлено до 01.07.2019г., участники закупки должны включить соответствующие документы в состав своей заявки. Если же извещение о такой закупке размещено будет после 01.07.2019г., участники закупок, аккредитованные на электронной площадке, должны заблаговременно направить документы, подтверждающие их соответствие дополнительным требованиям оператору электронной площадки (ч. 12 ст. 24.2 Закона №44-ФЗ). При этом участник закупки направляет такие документы в отношении каждого вида товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования.

Минфин России разместил проект (ID проекта 01/01/06-19/00091835) постановления Правительства РФ «О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки в целях обеспечения доступа к участию в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования и внесении изменений в Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок» (далее – Порядок) доступный по ссылке.

Порядок содержит подробный перечень документов, направляемых участником закупки оператору электронной площадки:

а) уникальный номер реестровой записи, присвоенный участнику закупки при регистрации в ЕИС;

б) наименование, фирменное наименование (при наличии) (если участником закупки является юридическое лицо), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель);

в) идентификационный номер налогоплательщика участника закупки или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника закупки (для иностранного лица);

г) номер позиции приложения № 1 или приложения № 2 к Постановлению №99;

д) копии документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением №99;

е) стоимость исполненного контракта (договора), представленного в составе документов. При этом участник закупки обеспечивает идентичность такой стоимости, с информацией, представленной в сканированной копии документов.

В соответствии с ч. 13 ст. 24.2. Закона №44-ФЗ оператор электронной площадке должен рассмотреть представленные участниками закупок документы в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения и принять одно из следующих решений:

1) о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;

2) об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае:

а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона №44-ФЗ;

б) нарушения Порядка при направлении таких документов (или их копий).

Согласно пункта 5 Порядка оператор электронной площадки направляет участнику закупки уведомление о размещении или об отказе в размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в течение одного часа с момента принятия решения. В случае, если принято решение об отказе в размещении, такое уведомление должно содержать обоснование принятого решения. Участник закупки после устранения оснований для принятия решения об отказе в размещении вправе вновь направить документы.

Согласно ч. 8.2 ст. 66 Закона №44-ФЗ документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, не включаются в состав второй части заявки, а направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Комиссия по закупкам на основании представленных документов должна принять решение о соответствии участника закупки дополнительным требованиям. В случае несоответствия участник закупки признается несоответствующим дополнительным требованиям на основании п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона №44-ФЗ.

Таким образом, несмотря на то, что оператор электронной площадки осуществляет рассмотрение документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, комиссия по закупкам должна провести повторную проверку. При этом комиссии по закупкам ни в коем случае не стоит полагаться на то, что оператор электронной площадки проверил документы участника закупки, поскольку речь идет лишь о соответствии перечню требуемых согласно Постановления №99 документов. А вот проверка соответствия участника закупки дополнительным требованиям останется в компетенции комиссии по закупкам.

Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт
25 июн. 2019 г.

Добавить комментарий