Приемочная комиссия по 44-ФЗ: состав, образцы приказа о ее создании, положения, протокола и акта

Инструкция: готовим приказы для приемки по 44-ФЗ

Организация оценки товаров, работ, услуг, поставленных по контракту

44-ФЗ рассматривает закупку как единый процесс, который начинается с планирования и заканчивается исполнением контракта, регламентируя все его стадии. Статья 94 44-ФЗ посвящена исполнению и обременяет госзаказчиков обязанностями по надлежащей проверке результатов исполнения контракта. Часть 3 ст. 94 44-ФЗ предписывает госзаказчикам, помимо формального подписания приемочных документов, проводить экспертизу результатов исполнения соглашения — внутреннюю или внешнюю.

Порядок проведения оценки товаров, работ или услуг, поставляемых по контрактам, следует заблаговременно утвердить внутренним документом — положением, действующим на все закупки заказчика. Оценка результатов исполнения отдельных контрактов должна сопровождаться изданием:

  • распоряжения о назначении лиц, ответственных за нее;
  • распоряжения об утверждении результатов такой оценки;
  • распоряжения о создании экспертной комиссии и проведении самой экспертизы.

Как составить акт о приемочной группе

Акт о назначении ответственного за оценку результатов выполнения соглашения возлагает на определенное лицо обязанность оценить, насколько поставленные заказчику ТРУ соответствуют условиям контракта и технического задания к нему. Ответственный не вправе подписывать приемочные документы, если результат поставки не соответствует желаемому.

Часть 6 ст. 94 44-ФЗ позволяет заказчикам создавать приемочные комиссии в составе не менее пяти человек. Формулировка позволяет думать, что заказчик вправе возложить ответственность за приемку и на одно должностное лицо.

Ответственный привлекается к закрытию одного, конкретного контракта, группы соглашений или всех соглашений организации.

Акт о назначении ответственного не имеет жестко установленной формы, составляется на бланке организации и содержит следующую информацию:

  • наименование заказчика и его данные: адрес, ИНН, КПП, ОГРН;
  • Ф.И.О. и должность лица, назначенного ответственным за приемку, либо состав приемочной комиссии с указанием должностей всех членов и того, кто из них является председателем, если издается приказ о создании комиссии по приемке товаров работ услуг по 44-ФЗ;
  • наименование конкретной закупки и реквизиты контракта, если возлагается обязанность провести единичную приемку.

Документ подписывает руководитель организации или должностное лицо, уполномоченное доверенностью или учредительными документами на подписание таких бумаг. Все лица, поименованные в приказе, знакомятся с ним под подпись.

Как организовать экспертную комиссию по 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ выделяет два вида экспертизы:

  • внутреннюю, проводимую силами заказчиков;
  • внешнюю — с помощью привлечения сторонних экспертных организаций.

По общему правилу, заказчик вправе ограничиться внутренней экспертизой, если закупка не относится к перечню закупок, приемка которых должна проводиться силами экспертных организаций. Такой перечень вправе утвердить Правительство РФ. Пока его нет.

Экспертная оценка результатов исполнения контракта предполагает, что поставленные контрагентом ТРУ будут оценены профильными специалистами. Если таковые есть в штате заказчика, для внутренней экспертизы нет препятствий. Если необходимых специалистов нет, следует задуматься о привлечении внешних экспертов.

Состав экспертной группы заказчик тоже утверждает соответствующим внутренним распоряжением организации. Распоряжение не имеет жесткой формы, составляется на бланке организации и содержит:

  • наименование и данные заказчика;
  • наименование закупки и реквизиты контракта;
  • состав комиссии;
  • при необходимости этим же документом утверждают положение о проведении экспертизы и форму документа, которым оформляется итоговое мнение, например, экспертное заключение.

Приемка товара по 44-ФЗ и составление приемочного акта

Регулирование

Приемка товара по 44-ФЗ и связанные с ней законодательные нормативы не требуют соблюдения особых стандартизированных правил и процедур, но закрепляют за заказчиком следующие права:

  1. Формирование приемочной комиссии, в составе которой должно быть не менее пяти человек.
  2. Право не отказывать в приемке, если выявленные несоответствия были успешно устранены поставщиком и не препятствуют дальнейшему ходу процесса.

Основные положения закона делают упор на порядок проведения экспертизы, которая является частью приемочного процесса, и может быть реализована своими силами, или с привлечением сторонних экспертов. Эта процедура актуальна по большей части для государственных закупок.

В большинстве случаев проверять соответствие поставляемого товара можно своими силами, за исключением фактов приемки:

  • культурных ценностей;
  • произведений литературы и искусства;
  • изделий НХП;
  • закупок, связанных с УИС;
  • направленных на развитие инновационной инфраструктуры в сфере образования.

Все вышеописанное относится к закупкам, осуществляемым у единственного поставщика (ЕП), и регулируются статьей 93 КС, пунктами 10, 11, 12, 13, 35 и 37.

Нормативная основа акта

Акт приемки — это документ, нормативной основой которого служит установленная законодательством процедура принятия товаров или услуг от поставщика с соответствующим документированием данного факта на бумаге.

Этот документ не следует путать с актом экспертизы, который является отдельной бумагой и фиксирует факт соответствия поставленных товаров или услуг по физическим, химическим или иным критериям с установленным уровнем качества.

Говоря проще, данный акт является документом о приемке товара по 44-ФЗ от поставщика.

Для государственных и муниципальных закупщиков действует особое положение, обязывающее их указывать в акте приемки детали проведения первичной экспертизы, и то, в каком виде эта процедура была осуществлена.

Это направлено на выявление соответствия товара условиям, оговоренным в контракте.

Изменения с 2020 года

Начиная с 1 января 2020 года составление и подписание документов о приемке товаров стало доступно в ЕИС (Единой информационной системе).

Теперь можно вести работу в электронной форме, а письма ФНС и Казначейства за номерами № АС-4-15/26126 и № 14-00-06/27476 подробно разъяснили, что онлайн-версии документов, которые подписываются цифровой подписью, равнозначны по юридической силе бумажным вариантам, подписанным собственной рукой.

Для того чтобы осуществлять документооборот с использованием ЕИС, необходимо указать в контракте следующие пункты:

  • определить возможность обмена документами, подписанными цифровой подписью о получении партии товара и прочих процедурах и характеристиках в электронной форме;
  • принимать электронные формы сопроводительных и подтверждающих документов, вроде счетов, передаточных и корректировочных бумаг и т.п. в качестве первичных учетных документов.

Интерфейс ЕИС содержит весь необходимый функционал для осуществления вышеописанного документооборота, и при желании обоих сторон, заказчика и поставщика, может служить юридической онлайн площадкой для обмена документами о факте передачи и приемки товара в электронной форме.

Для этого необходимо иметь действующий контракт с соответствующими пунктами и выполнить два простых шага:

  1. Найти в реестре контрактов действующий текущий контракт в фазе исполнения.
  2. В контекстном меню данного контракта выбрать пункт «Предусмотреть формирование документов о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме».

После этого, поставщик в своем личном кабинете найдет соответствующий контракт и сможет передавать документы в цифровом виде.

Для контрактов, заключенных раньше 01.01.2020, обмен цифровыми копиями бумаг возможен на основании обоюдного согласия обоих сторон и использовании в качестве первичного учетного документа универсальных передаточных счет-фактур.

Чуть раньше, 18.10.2019 года, вышел приказ Казначейства об измененном порядке приемки товаров и услуг в области программного обеспечения в сферах бюджетного учета.

Точная дата поставки при централизованных закупках должна быть объявлена не ранее пяти рабочих дней после даты заключения государственного или федерального контракта. В случае выявления несоответствий дата приемки заменяется датой их полного исправления.

Порядок приемки

Процесс и срок приемки товара по 44-ФЗ оговаривается в условиях контракта, поэтому их необходимо описывать заранее, опираясь на техническую сложность поставляемых товаров, их физические параметры и прочие характеристики, требующие особой процедуры приятия.

Некоторые особенно крупные заказчики имеют утвержденные формы, содержащие подробный перечень с требованиями по приемке товаров, включая принципы и правила реализации данной процедуры, а также порядок формирования экспертной комиссии и составления сопутствующих актов.

Поэтапный алгоритм приема товара в общем виде выглядит следующим образом:

  1. Принятие решения о формировании приемочной комиссии по 44-ФЗ, которую не обязательно создавать. Это опциональный этап, и приемку вполне может осуществить уполномоченный сотрудник, который назначается соответствующим приказом с прописыванием обязанностей и должностных инструкций. В случае формирования комиссии необходимо укомплектовать ее компетентными в данной области членами. Зачастую в состав комиссии включаются сотрудники как самого заказчика, так и поставщика, если это было оговорено заранее.
  2. Осуществление проверки комплекта всех сопроводительных документов. О том, какие документы необходимо предоставить вместе с товаром, заказчик обычно уведомляет поставщика в контракте. Как правило, это всевозможные накладные, гарантийные и технические паспорта, сертификаты качества, акты приема-перадачи и т.п. В случае отсутствия необходимых документов нужно составить акт рекламации, в котором указываются отсутствующие бумаги и срок их предоставления.
  3. Приемка по ассортименту, комплектации и количеству. Проводится в назначенный день, по указанному адресу. Обычно по ходу проверки выявляются все возможные несоответствия документации или их же отсутствие, и по результату составляется либо акт приемки, либо письмо с мотивированным отказом. Последнее необходимо для устранения всех обнаруженных несоответствий и может содержать такие пункты как: основания выдвинутых претензий, суть самих претензий, сроки и конкретные требования удовлетворения данных претензий. Приемка работ по 44-ФЗ выглядит похожим образом, только проверяется полнота и качество реализации проекта.
  4. Экспертиза. Данный пункт необходим для выявления несоответствия единицы товара к требованиям по качеству. Может проводиться выборочная или сплошная экспертиза с проверкой всей партии поставленных товаров. По итогу экспертизы составляется заключение, которое прикрепляется к акту приемки.

Процедура приемки должна быть оговорена заранее и зафиксирована в контракте.

Пункты, относящиеся к этому мероприятию, содержат дату, адрес и место, а также же условия проведения приемки и формирования экспертной комиссии.

Если заказчик отказался от приемки и не отправил мотивированный отказ поставщику, предусмотрен штраф в размере 20000 рублей взыскиваемый в судебном порядке. Такую же сумму необходимо заплатить, если акт приемки по каким-то причинам не был составлен.

Составление акта

Акт о приемке должен составляться минимум в двух экземплярах, для заказчика и поставщика. Документ подтверждается печатями и подписями принимающей стороны, включая всех членов комиссии, а также представителей поставщика, если такие имеются.

Никакой строгой формы при составлении данного документа не предусмотрено, однако он в обязательном порядке должен включать следующие пункты:

  1. Полный список поставленной продукции.
  2. Стоимость принятого товара или материальных ценностей, включая услуги.
  3. Заключение экспертизы, если таковая проводилась.
  4. Решение заказчика (положительное или отрицательное) на основании заключения экспертизы.
  5. Обоснование претензий, если такие имеют место быть.
  6. Подписи всех участников процедуры приема.

В случае если заказчик не удовлетворен качеством полученной продукции и по результатам экспертизы ее характеристики не соответствует заявленному уровню качества, оговоренного в контракте, может быть составлен мотивированный отказ от приема товаров или услуг.

Мотивированный отказ от приемки

Данный документ составляется в письменном виде на основании акта входного контроля, либо формы ТОРГ-2 или заключения экспертной комиссии.

Эти бумаги должны содержать все имеющиеся замечания по качеству товара и выявленным несоответствиям, требуемым к устранению. В претензионном письме нужно указать количество единиц продукции, подробную суть предъявляемых претензий, а также действия, которые необходимо выполнить поставщику для их устранения.

Такое письмо включает:

  1. Перечень документов поставки.
  2. Дату и место проведения приемки.
  3. Наименовании организации, от имени которой написано письмо.
  4. Ссылку на договор о поставке, с указанием конкретных единиц товара и сути претензий.
  5. Перечень действий требуемых от поставщика в качестве возмещения (возврат всей суммы или ее части, отправка другой партии товара и т.п.).

В некоторых случаях может понадобиться даже инициация одностороннего расторжения контракта на поставку.

Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ

Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ: состав, положение, задачи, нюансы работы

Какие задачи решает приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ? Обязательно ли создавать заказчику приемочную комиссию по 44-ФЗ? Как создать приемочную комиссию заказчика по 44-ФЗ? Как проходит экспертиза приемки товара приемочной комиссией заказчика по 44-ФЗ? Как составить акт по результатам работы приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ?

Читайте также:  Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ: основания для внесения и алгоритм его ведения

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие задачи решает приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ
  • Обязательно ли создавать заказчику приемочную комиссию по 44-ФЗ
  • Как создать приемочную комиссию заказчика по 44-ФЗ
  • Как проходит экспертиза приемки товара приемочной комиссией заказчика по 44-ФЗ
  • Как составить акт по результатам работы приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ

Законодательство, регулирующее правоотношения в сфере госзакупок, требует от заказчика обязательной приемки выполненных либо предоставленных в соответствии с госконтрактом работ, услуг или продукции. Для этого может быть создана приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ, о которой и поговорим в нашей статье.

Важность этапа приемки товаров (работ) заключается в том, что именно на этом этапе проверяется соответствие услуги или товара условиям контракта. Мотивировка отказа от приемки работ определяет дальнейшую защиту интересов заказчика в случае возникновения спорных ситуаций.

Какие задачи решает приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ

Цель создания приемочной комиссии заключается в том, чтобы принять результат выполненных подрядной организацией работ. Основные обязанности приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ заключаются в:

  • обеспечении приемки результатов выполненной работы вместе с управляющим или контрактной службой;
  • учете при приемке экспертной оценки либо самостоятельное проведении экспертизы.

Члены приемочной комиссии должны определять, насколько полученные товары (работы, услуги) по своим характеристикам соответствуют требованиям контракта. Для комиссионных решений важны прозрачность и объективность.

Приемочную комиссию заказчика, в соответствии с требованиями 44-ФЗ, необходимо создавать независимо от типа закупок. Единственным исключением является закупка у единственного поставщика. Приемочная комиссия является коллегиальным органом, обязанности которого отличаются от обязанностей контрактной службы.

Приемочные комиссии могут быть:

  • конкурсными, создаваемыми при проведении электронных и офлайн-конкурсов;
  • аукционными, которые создаются при проведении аукционов;
  • котировочными, используемыми во время электронных и офлайн-запросов котировок;
  • комиссиями, предназначенными для рассмотрения заявок, принимаемых в электронном и офлайн-форматах;
  • едиными приемочными комиссиями заказчика по 44-ФЗ.

При проведении торгов без определенной спецификации заказчик создает единую приемочную комиссию. В случае закупки конкретной продукции/услуг (работ) заказчик привлекает экспертов, специализирующихся в требуемой сфере.

Обязательно ли создавать заказчику приемочную комиссию по 44-ФЗ

Законодательство предусматривает возможность, но не обязанность создания заказчиком приемочной комиссии по 44-ФЗ. Будет ли приемка результатов исполнения госконтракта единоличной или коллегиальной, вправе определить сам госзаказчик.

Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ должна состоять из 5 человек. Однако лучше, если их будет больше, например, 8. В таком случае, вынужденное отсутствие кого-либо из участников коллегиального органа не поставит под угрозу приемку результатов госконтракта.

Однако в состав комиссии могут входить не все. Так, согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минэкономразвития № Д-28и-1063 от 26 апреля 2016 года, в него не могут входить должностные лица заказчика, которые принимают участие в экспертизе результатов. Важное значение имеет отсутствие конфликта интересов между входящими в состав комиссии лицами и сотрудниками поставщика.

Помимо экспертов, закон запрещает принимать участие в комиссии следующим лицам:

  • имеющим личную заинтересованность в закупке;
  • другим участникам, подавшим заявки;
  • сотрудникам потенциальных участников торгов;
  • сторонним экспертам;
  • представителям контрольного органа;
  • родственникам руководителя заказчика.

Создание и работа приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ не регулируется. Все нюансы, касающиеся функционирования коллегиального органа, прав и обязанностей его членов, порядка принятия ими решений, должны быть указаны в положении о комиссии – внутреннем нормативном акте заказчика, издаваемом одновременно с приказом о ее создании.

Положение регламентирует работу коллегиального органа. В нем должны быть прописаны состав комиссии, Ф. И. О. председателя, полномочия и обязанности членов, среди которых:

  • ознакомление с документами поставщика;
  • голосование на заседаниях;
  • запрос дополнительной информации при необходимости;
  • принятие решений о соответствии либо несоответствии результата исполнения контракта предъявленным требованиям.

Положение о приемочной комиссии вы можете скачать здесь.

Создание приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ

Создание приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ требует выполнения определенных действий:

  • Уточнения ее вида, зависящего от способа определения исполнителя по госконтракту (аукционной, конкурсной, котировочной, единой комиссии, по запросу предложений). Срок ее действия устанавливает госзаказчик. Достаточно часто предприятие занимается проведением схожих закупок. Соответственно, оптимальным решением будет создание единого коллегиального органа, принимающего участие во всех тендерах.
  • Утверждение председателя и состава комиссии. В него должно входить от 3 до 5 членов, имеющих соответствующее образование и опыт в области контрактных закупок. Желательно, чтобы не менее половины членов составляли профильные специалисты.
  • Утверждение порядка работы. Сфера деятельности каждого члена будет зависеть от типа коллегиального органа.
  • Утверждение необходимой документации. Функционирование коллегиального органа будет правомерным после издания приказа о его создании. Приказ должен быть письменным, его содержание на законодательном уровне не утверждено, однако в нем должны быть прописаны требования к составу комиссии и правилам ее работы. Положение о работе комиссии не является обязательным документом, но в таком случае вся необходимая информация, касающаяся обязанностей членов и т. п., должна быть закреплена в приказе. Кроме того, он должен содержать следующие сведения:
  • о процедуре уведомления о месте, времени и дате проведения комиссии;
  • о регламенте заседаний;
  • о запрете на заочное голосование и передачу полномочий третьим лицам;
  • о правах, обязанностях и ответственности членов приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ;
  • об основаниях, при наступлении которых возможно изменение состава комиссии, ее отдельных членов, а также о сроках, в течение которых изменения должны быть проведены.

В приказе могут быть отражены полномочия членов, чтобы в дальнейшем при проведении проверок соблюдения законодательства проверяющие были уверены в правомочности лиц, подписывающих акт приемки результатов по госконтракту.

Форма приказа не регламентирована, однако он должен быть напечатан на бланке предприятия, скреплен печатью и необходимыми подписями.

Как проходит экспертиза приемки товара приемочной комиссией заказчика по 44-ФЗ

До вступления в действие 44-ФЗ проведение экспертизы требовалось по всем государственным контрактам. Теперь закон позволяет обращаться к экспертам только при заключении контракта с единственным поставщиком, за исключением случаев, установленных законом (например, при закупке услуг экспертных организаций, заключении госконтракта на разработку проектной документации объектов капитального строительства и др.).

Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ может как самостоятельно заниматься экспертизой, так и привлекать к приемке независимых экспертов. Во втором случае необходимо заключение договора с экспертной организацией, в котором должны быть прописаны функции, полномочия, права и обязанности экспертов, их ответственность, объем и сроки выполнения экспертизы, утвержденные формы используемых документов (рекламации, акты приема-передачи и т. п.).

Экспертиза проводится с целью установления соответствия полученной продукции, выполненных работ или оказанных услуг условиям госконтракта в части их объема и качества, а также соответствия требованиям технических регламентов, ГОСТов и другой нормативной документации.

В обязанности коллегиального органа входит:

  • обеспечение приемки результатов закупки вместе с контрактным управляющим, ответственным лицом или контрактной службой;
  • учет экспертной оценки результатов либо самостоятельное проведение экспертизы;
  • подготовка выводов, касающихся качества результатов исполнения контракта, его соответствия характеристикам, обозначенным к нормативной документации;
  • вынесение объективного и прозрачного решение относительно принятия заявки или приемки результатов работы;
  • затребование дополнительной документации при необходимости;
  • получение нужной информации о поставляемых товарах;
  • получение разъяснений от представителей подрядчика;
  • организация экспертизы, получение экспертных заключений и предложений.

Надо уточнить, что право принятия решения о необходимости создания приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ принадлежит исключительно заказчику. Вся документация, касающаяся работы коллегиального органа, должна быть известна до момента размещения извещения о проведении закупки.

Результаты могут проверяться сплошным методом (в отношении всех товаров) или выборочно (проверяется часть продукции, а экспертные выводы распространяют на всю продукцию).

Экспертиза проводится на основании представленных подрядчиком накладных, счетов, сертификатов, актов и других документов, связанных с исполнением госконтракта. Оценка качества некоторой продукции (топливо, продукты питания, ремонт техники и т. д.) возможна во время ее эксплуатации. В таком случае в процессе экспертизы должно быть принято во внимание мнение конечных потребителей.

Если у членов приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ в процессе приемки результатов работ нет единого мнения, необходимо составление протокола разногласий и предоставление подрядчику разумного срока, требуемого для устранения выявленных недостатков.

Способ проведения экспертизы определяется заказчиком самостоятельно. Сторонние экспертные организации могут быть привлечены к оценке путем заключения контракта в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Заключение экспертов должно быть оформлено в письменном виде и подлежит учету в ходе приемки работ.

В случае самостоятельного проведения экспертизы должна быть создана специальная экспертная комиссия, в состав которой должно входить пять и более членов. По результатам проведенной оценки должно быть составлено экспертное заключение с указанием перечня поставляемых товаров, претензий к их характеристикам (при наличии таковых).

В состав экспертной комиссии в соответствии со статьей 41 закона 44-ФЗ не могут входить сотрудники заказчика или подрядчика (включая бывших работников), близкие родственники работников, контрактные управляющие.

Для оформления результатов внутренней экспертизы может использоваться отдельный документ либо ее результаты могут быть включены в акт приемки выполненных подрядчиком работ.

Составление акта по результатам работы приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ

Приемка работ по государственному контракту оформляется актом, подписываемым всеми членами коллегиального органа, а затем руководителем организации-заказчика.

В акте приемки должны быть указаны сведения о наименовании, количестве продукции, стоимости за ее единицу, общей цене товаров, наличии либо отсутствии претензий к ее качеству, а также данные о выявленных недостатках.

Форма акта утверждается заказчиком, в нем должны быть указаны данные:

  • о номере государственного контракта, работы по которому принимаются данным актом;
  • о названиях товаров или услуг (работ);
  • о соответствии результатов требованиям контракта;
  • о стоимости товаров согласно контракту;
  • о заключении комиссии экспертов (при ее наличии);
  • подписи всех членов приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ.

Акт может составляться по унифицированной форме КС-14, а также по форме, разработанной заказчиком. Унифицированный формат не является обязательным, чаще всего его применяют при приемке строительных работ и услуг в данной сфере.

При отказе от приемки результатов работ подрядчику должен быть направлен документ с перечислением выявленных недостатков, несоответствий требованиям контракта. Документ составляется в свободной форме, подписывается членами коллегиального органа, к нему должны быть приложены результаты экспертизы.

При обнаружении недостатков и отступлений от технического задания, необходимо оформить подписанный заказчиком акт отказа от приемки работ, в который должны быть включены данные:

  • о номере государственного контракта;
  • о заказчике и подрядчике;
  • о выявленных нарушениях;
  • о предоставленном сроке для исправления недостатков;
  • о сумме неустойки.
Читайте также:  Постановление Правительства №99: общие и дополнительные требования к участникам закупок по 44-ФЗ

Акт приемки работ должен подписываться всеми членами приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ. Также возможно составление утверждаемого заказчиком письменного обоснования отказа от приемки.

На практике можно столкнуться с вопросом о том, являются ли акт приемки и накладная взаимозаменяемыми документами. Право определения порядка оформления результатов приемки работ принадлежит заказчику, который может решить, что итоговым документом будет являться как акт, так и накладная.

Приемка выполненных работ является обязательным этапом исполнения госконтракта. Она может осуществляться посредством специально созданной заказчиком приемочной комиссии по 44-ФЗ, к задачам которой относятся организация приемки работ или услуг, а также поставленной продукции и при необходимости проведение экспертизы. Работе коллегиального органа предшествует издание приказа, а также положения, закрепляющего его обязанности. Результатом работы комиссии является составление акта выполненных работ в свободной форме.

Видеолекции по последним
изменениям в госзакупках
за 2020 год;

Доступ к электронному
учебнику по госзакупкам

Для чего требуется приемочная комиссия по нормам 44-ФЗ, и какие полномочия она выполняет?

Согласно действующему законодательству о государственных закупках, в обязанности заказчика входит обязательная приемка выполненных по контракту работ, предоставленных услуг или отгруженных товаров. Для этого заказчик может создать специальную приемочную комиссию. В состав такой комиссии должно входить не менее 5 человек.

Приемочная комиссия: функции и обязанности

Приемка товаров и работ является достаточно важным этапом, особенно если оказанная услуга или поставленные товары не соответствовали условиям заключенного контракта. От того, насколько мотивирован будет отказ от приемки работ, во многом будет зависеть возможность грамотной защиты интересов заказчика при возникновении разногласий.

Приемочная комиссия создается в целях приемки выполненных подрядчиком работ или поставленных по контракту товаров. В число базовых обязанностей приемочной комиссии входит:

  1. Обеспечение приемки результатов работ совместно с управляющим или контрактной службой.
  2. При проведении экспертизы учитывать экспертную оценку или провести экспертизу самостоятельно.

Участники комиссии делают выводы относительно соответствия продукции заявленным в составе контракта характеристикам. Решения комиссии должны быть прозрачны и объективны.

Приемочная комиссия также может заниматься организацией экспертиз, получением экспертных заключений и предложений.

Создание приемочной комиссии 44-ФЗ

Приемочная комиссия создается по решению заказчика в рамках 44-ФЗ. Для этого издается специальный приказ о создании комиссии, в котором указываются такие обязанности комиссии или управляющего:

  1. Состав комиссии: поименный перечень, должен включать в свой состав не менее 5 человек (согласно ч. 6 ст. 94 №44-ФЗ).
  2. Указать на необходимость доведения положений приказа до членов приемной комиссии и обеспечить приемку результатов контракта.
  3. Оформить документацию.
  4. Организовать проведение экспертизы.
  5. Наделение приемочной комиссии правом принятия результатов при своевременном устранении подрядчиком существенных недостатков.

Помимо приказа о создании приемочной комиссии, заказчик должен определить основные правила ее работы. Они прописываются в отдельном документе: положении о работе приемочной комиссии. В указанном документе стоит определить сроки работы комиссии, место проведения заседаний и порядок рассмотрения заявок, права и обязанности комиссии, а также ответственность членов комиссии за результаты работы.

Состав

В состав комиссии должно входить не менее 5 человек: это председатель и ее участники. Председатель комиссии выступает руководителем деятельности комиссии, проводит встречи и заседания, а также оформляет акты приема передачи.

К членам приемочной комиссии могут быть предъявлены определенные требования с точки зрения их образования, стажа работы по специальности, опыта проведения экспертиз, знания законодательства и пр. Перечень таких требований в ФЗ-44 не прописан.

Желательно, чтобы численность специалистов, обладающих необходимой профессиональной компетенцией, была не менее 50% от совокупного количества участников комиссии.

В частности, не допускается привлекать к работе в комиссии лиц, которые организуют и проводят государственные закупки, могут повлиять на результаты приемки, наделены полномочиями по контролю в сфере госзаказов и соответствуют иным критериями по нормам ч. 6 ст. 39 ФЗ-44.

Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ

До принятия ФЗ-44 экспертизу необходимо было проводить по всем контрактам, сейчас это правило убрали. Сейчас приемочная комиссия обязана привлекать экспертов при закупке у единственного поставщика, кроме ряда исключений, предусмотренных законодательством. Исключениями являются, например, случаи закупки услуг экспертных организаций или разработки проектной документации объекта капитального строительства.

Она может проводить экспертизу самостоятельно или с привлечением экспертов. Этот вопрос остается на усмотрение приемочной комиссии. При привлечении внешних экспертов нужно подписать договор с экспертной организацией. Он должен содержать указание на функции и полномочия эксперта, условия о правах эксперта, ответственность эксперта за результаты работы и ее размер, сроки проведения экспертизы, утвержденные формы используемых документов (например, рекламации, акта приема-передачи и пр.).

Проверка может быть сплошная (когда проводится экспертиза всей продукции), так и выборочная (когда анализируется только определенная часть товаров, а полученные выводы распространяются на все товары и работы).

Для проведения экспертизы у поставщика запрашиваются все необходимые документы, включая накладные, счета, сертификаты, акты и пр. Некоторые товары и услуги можно оценить только в ходе их потребления (это бензин, продукты питания, проведенный ремонт оборудования и пр.). В этом случае при экспертизе оценивается мнение и оценка конечных потребителей.

Метод проведения экспертизы заказчик определяет самостоятельно. Привлечение сторонних экспертов допускается только через заключение контракта по ФЗ-44. Результаты экспертного заключения оформляются в письменном виде, они должны быть учтены комиссией при приемке результатов работ.

При самостоятельном проведении экспертизы приемочной комиссией создается отдельная экспертная комиссия из 5 и более человек. В документе, который оформляется по результатам работы экспертной комиссии, указывается перечень поставляемой продукции и претензии к ее характеристикам.

Данные внутренней экспертизы допускается оформить как в виде отдельного документа, так и включить полученные результаты в акт приема-передачи выполненных работ.

Акт о приемке товара, работ или услуг

По результатам выполненных работ комиссия заказчика должна составить документацию о приемке товаров или услуг. Она имеет форму акта о приемке товаров, работ или услуг или иного документа (но в большинстве случаев в практике заключения контрактов фигурируют именно передаточные акты). Его подписывают все члены приемочной комиссии, после чего акт утверждается заказчиком.

Заказчик вправе самостоятельно определить форму и состав акта выполненных работ, так как этот документ не регламентирован законодательно. Акт приемки товаров (работ или услуг) несмотря на отсутствие утвержденной формы должен содержать такую информацию, как:

  1. Номер контракта, по которому осуществляется приемка.
  2. Наименование поставляемой продукции.
  3. Подтверждение соответствия результатов работ (поставляемых товаров) перечню требований.
  4. Стоимость поставленной продукции по контракту.
  5. Заключение экспертной комиссии (если такая проводилась).
  6. Подписи председателя приемочной комиссии и ее участников.

Отдельно стоит остановиться на такой распространенной форме акта, как КС-14, который составляется по результатам выполненных строительных работ. Его целью является ввод зданий и сооружений в эксплуатацию.

На основании подписанного акта выполненных работ заказчик производит окончательную оплату по условиям контракта. Приемка результатов строительных работ производится на основании проверки, обследований, контрольных испытаний, переданных исполнителем документов о соответствии объекта проектной документации, нормам и стандартам.

При несогласии принять результаты работ в адрес исполнителя направляется документ в произвольной форме, который содержит перечень недостатков с точки зрения количества, комплектности, качества товаров и услуг, несоответствия их требованиям контракта. Он содержит в качестве приложения заключение приемочной комиссии, выводы экспертизы и должен содержать подписи всех членов приемочной комиссии.

Также в данном документе нужно указать требование о поставке товара надлежащего качества (или исправления результатов работ) в те сроки, которые предусмотрены контрактом. Если указанные требования заказчика не будут выполнены, то он имеет право на односторонний отказ от контракта (если подобная возможность была в нем прописана).

По истечении 10 дней после отправки уведомления поставщику контракт считается расторгнутым. Но если за 10 дней подрядчик исправит все недочеты, то заказчик должен отозвать свое решение.

За некорректное проведение приемки работ должностным лицам грозит ответственность по нормам ст. 8-10 КоАП. Так, за непредставление документов о приемке поставленных товаров или выполненной работы или ненаправление мотивированного отказа от подписания подобных документов на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере 20 тыс. р.

Аналогичные штрафные санкции грозят должностным лицам за несоблюдение требований о проведении экспертизы товаров и услуг.

Срок давности для привлечения к административной ответственности по указанным статьям КоАП составляет 1 год.

Таким образом, приемка результатов выполненных работ – один из обязательных этапов государственного контракта. В ходе приемки выполненных работ заказчик может создать специальную приемочную комиссию для организации процедуры. В ее задачи входит организация приемки работ, а также проведение экспертизы (при необходимости). Для начала работы комиссии издается приказ, а затем – постановление, регламентирующее перечень ее обязанностей. По результатам приемки работ составляется акт выполненных работ в произвольной форме.

Инструкция по оформлению акта приемочной комиссии по 44-ФЗ

Акт приемки товаров, работ или услуг — это документ, который фиксирует факт перехода права собственности на ТРУ от поставщика к заказчику. Оформляет его специальная приемочная комиссия.

Как принять продукцию, работы и услуги

Когда организуете приемку, руководствуйтесь порядком и сроками, которые прописаны в госконтракте. Это существенные условия, и они есть в каждом контракте по п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ.

Как организовать приемку:

  1. Подготовьте место, проезд и проход к нему.
  2. Обеспечьте сохранность товара.
  3. Отправьте сотрудника, который уполномочен принимать товар, или приемочную комиссию.

К примеру, в контракте предусмотрите такой порядок:

  1. В день, который установлен в контракте, получите товар.
  2. Проверьте соответствие количества мест товара сведениям накладной и состояние упаковки. На этом этапе подпишите накладную, которая подтверждает, что получили определенное количество мест.
  3. Проверьте количество, качество, комплектность и другие характеристики в сроки, которые прописаны в контракте. В эти же сроки проведите и экспертизу поставленного товара.
  4. Осмотрите и проверьте товар в присутствии представителей поставщика (при необходимости).
  5. Оформите документ о приемке.

Если в ходе приемки отказались от товара, который поставлен, сохраните его, пока поставщик его не заберет. Это закреплено в п. 1 ст. 514 ГК.

Если в документации требовали обеспечить гарантийные обязательства, то итоговый документ о приемке подписывайте после того, как поставщик предоставит такое обеспечение по ч. 7.1 ст. 94 44-ФЗ.

Как сформировать приемочную комиссию

Когда принимаете результаты выполнения контракта, сформируйте приемочную комиссию. Это указано в ч. 6 ст. 94 44-ФЗ. Создавайте ее, когда для приемки требуется коллегиальное решение. Например, если принимают ТРУ специалисты различного профиля, объект закупки технически сложный или значительная цена контракта.

Чтобы создать комиссию, выпустите приказ, в котором утвердите ее состав. Форма или требования к такому приказу не установлены. В состав входят как минимум 5 человек. Это закреплено в ч. 6 ст. 94 44-ФЗ. Создавайте комиссию, которая действует на постоянной основе или принимает товары, работы, услуги по отдельным госконтрактам. В законе о контрактной системе нет спецтребований к членам. Включите в нее специалистов, которые имеют подходящий под объект закупки профиль, опыт или квалификацию.

Читайте также:  Статья 62 Федерального закона №44-ФЗ: реестр участников электронного аукциона

Чтобы избежать спорных ситуаций при приемке, разработайте локальный документ — положение о работе такого органа. В нем определите, как действует этот орган, сроки и другие особенности работы с работниками заказчика, экспертами, экспертными организациями и поставщиками.

Как оформить документ о приемке

Если успешно приняли ТРУ, зафиксируйте это в документе в порядке и в сроки, которые установлены контрактом. Образец акта приемки выполненных работ комиссией законодательно не утвержден. Используйте, например, акт по форме по ОКУД № 0322005 или документ о передаче продукции. Если отказались принимать, направьте поставщику мотивированный отказ. Это указано в ч. 7 ст. 94 44-ФЗ.

Разработайте документ, как того требуют условия госконтракта. Соблюдайте требования, которые установлены локальными документами (если такие есть). В акте приема-передачи укажите сведения, которые позволят определить, соответствует товар условиям контракта или нет. Рекомендуем вписать такие данные:

  • реквизиты контракта;
  • характеристики, комплектность, количество товара, который принят, сведения о качестве и объеме результатов работ или услуг, другие важные свойства;
  • проводили экспертизу или нет;
  • претензии и недостатки на момент приемочной процедуры, в том числе те, которые исправил поставщик;
  • цену и стоимость принятых результатов исполнения;
  • расчет пени, штрафов, если по итогам приемочной процедуры начислили неустойку.

Документ подписывается в двух экземплярах. Если для приемки создавали комиссию, образец акта приемки товара приемочной комиссией по 44-ФЗ подписывают все ее члены. Если привлекали экспертов или экспертную организацию, приложите к акту экспертное заключение.

В течение 5 рабочих дней разместите акт в реестре контрактов. Это указано в п. 13 ч. 2 ст. 103 44-ФЗ.

Образец акта приемки товара по 44-ФЗ

АКТ № 123

приемочной комиссии поставленного товара

(выполненной работы, оказанной услуги)

по государственному контракту

от 10.08.2019 № 123/19

г. Идеальный 13 сентября 2020 года

Мы, нижеподписавшиеся, директор ФГБУК «Идеальный заказчик» Идеалов А.П., действующий на основании Устава, именуемый в дальнейшем Заказчик, с одной стороны, и генеральный директор ООО «Идеальный поставщик» Идеальный А.С., действующий на основании Устава, именуемый в дальнейшем Поставщик, с другой стороны, составили настоящий акт о нижеследующем:

1. Поставщик поставил гвозди по государственному контракту от 10.08.2019 № 123/19 на поставку гвоздей (далее — государственный контракт) в приведенных ниже объемах:

№ п/пНаименованиеКоличествоПримечание
1Гвозди500Нет

2. Объем и качество поставленного Поставщиком товара (выполненной Подрядчиком работы, оказанной Исполнителем услуги) соответствует условиям государственного контракта (заключение приемочной комиссии от 12 сентября 2020 года № 32).

3. Аванс по государственному контракту не предусмотрен.

4. Стоимость поставленной продукции (выполненной работы, оказанной услуги), подлежащего оплате Заказчиком, составляет 10 000 (десять тысяч) рублей 00 копеек, в том числе НДС (20%) 1666 (одна тысяча шестьсот шестьдесят шесть) рублей 67 копеек.

5. Настоящий документ составлен в двух экземплярах и служит, в соответствии с условиями государственного контракта, основанием для проведения расчетов Заказчика с Поставщиком за поставленную продукцию.

Председатель:

А.И. Приемочный _____________ Заведующий АХЧ

Члены:

О.Е. Приемочная _____________ Электромонтер

П.А. Приемкина _____________ Специалист по размещению заказа

А.Л. Приемкин _____________ Юрисконсульт

Р.В. Товарин _____________ Начальник гаража

Государственный заказчик: Исполнитель:

________________/Идеалов А.П/ _____________/ Идеальный А.С./

ПРИЁМОЧНАЯ КОМИССИЯ

о приёмочной комиссии и проведении экспертизы

1.1. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» _________________________(далее – Заказчик) в ходе исполнения контракта обязано обеспечить приёмку поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), предусмотренных государственным контрактом, гражданско-правовым договором (далее – Контракт) включая проведение экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок создания и деятельности комиссии по приёмке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (далее – Приёмочная комиссия) в рамках исполнения Контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – приемочная комиссия), а так же проведение экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, силами Заказчика.

1.3. В своей деятельности приёмочная комиссия руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», иными нормативными правовыми актами, условиями и требованиями Контракта и настоящим Положением.

  1. Задачи и функции приемочной комиссии

2.1. Основными задачами Приёмочной комиссии являются:

2.1.1. установление соответствия поставленных товаров (работ, услуг) условиям и требованиям заключенного государственного контракта;

2.1.2. подтверждение факта исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по передаче товаров, результатов работ и оказанию услуг Заказчику;

2.1.3. подготовка отчетных материалов о работе Приёмочной комиссии.

2.2. Для выполнения поставленных задач Приёмочная комиссия реализует следующие функции:

2.2.1. проводит анализ документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, на предмет соответствия указанных товаров (работ, услуг) количеству и качеству, ассортименту, годности, утвержденным образцам и формам изготовления, а также другим требованиям, предусмотренным государственным контрактом включая сроки поставки товара, оказания услуг, выполнения работ;

2.2.2. проводит анализ документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг Заказчику;

2.2.3. проводит анализ представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) отчетных документов и материалов, включая товарно-транспортные документы, накладные, документы завода изготовителя, инструкции по эксплуатации товара, паспорт на товар, сертификаты соответствия, доверенности, промежуточные и (или) итоговые акты о результатах проверки (испытания)

материалов, оборудования на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и условиям Контракта (если такие требования установлены), а также устанавливает наличие предусмотренного условиями государственного контракта количества экземпляров и копий отчетных документов и материалов;

2.2.4. при необходимости запрашивает у поставщика (подрядчика, исполнителя) недостающие отчетные документы и материалы предусмотренные условиями Контракта, а также получает разъяснения по представленным документам и материалам;

2.2.5. по результатам проведенной приёмки товаров (работ, услуг) в случае их соответствия условиям Контракта составляет документ о приёмке – акт приёмки товаров (работ, услуг) приложение № 1 к настоящему Положению.

  1. Состав и полномочия членов Приёмочной комиссии

3.1. Состав Приёмочной комиссии определяется и утверждается Заказчиком.

3.1. В состав Приёмочной комиссии входит не менее 5 человек, включая председателя и других членов Приёмочной комиссии.

3.2. Возглавляет Приёмочную комиссию и организует ее работу председатель Приёмочной комиссии, а в период его отсутствия – член Приёмочной комиссии, на которого Заказчиком будут возложены соответствующие обязанности.

3.3. В случае нарушения членом Приёмочной комиссии своих обязанностей Заказчик исключает этого члена из состава Приёмочной комиссии по предложению председателя Приёмочной комиссии.

3.4. Члены Приёмочной комиссии осуществляют свои полномочия лично, передача полномочий члена Приёмочной комиссии другим лицам не допускается.

  1. Решения Приёмочной комиссии

4.1. Приёмочная комиссия выносит решение о приёмке товара (работы, услуги) в порядке и в сроки установленные Контрактом.

4.2. Решения Приёмочной комиссии правомочны, если в работе комиссии участвуют не менее половины количества её членов.

4.3. Приемочная комиссия принимает решения открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии. В случае равенства голосов председатель Приёмочной комиссии имеет решающий голос.

4.4. По итогам проведения приёмки товаров (работ, услуг) Приёмочной комиссией принимается одно из следующих решений:

4.4.1. товары поставлены, работы выполнены, услуги исполнены полностью в соответствии с условиями и требованиями Контракта и (или) предусмотренной им нормативной, технической и иной документации и подлежат приёмке;

4.4.2. если по итогам приёмки товаров (работ, услуг) выявлены замечания по поставке (выполнению, оказанию) товаров (работ, услуг), которые поставщику (подрядчику, исполнителю) следует устранить в установленные Контрактом сроки;

4.4.3. товары не поставлены, работы не выполнены, услуги не оказаны либо

товары поставлены, работы выполнены, услуги исполнены с существенными нарушениями условий государственного контракта договора и (или) предусмотренной им нормативной, технической и иной документации и не подлежат приемке.

4.5. Решение Приёмочной комиссии оформляется документом о приемке (актом приёмки), который подписывается членами Приёмочной комиссии, участвующими в приёмке товаров (работ, услуг) и согласными с соответствующими решениями Приёмочной комиссии. Если член Приёмочной комиссии имеет особое мнение, оно заносится в документ о приёмке Приёмочной комиссии за подписью этого члена Приёмочной комиссии.

4.6. Документ о приёмке утверждается Заказчиком.

4.7. Если Приёмочной комиссией будет принято решение о невозможности осуществления приёмки товаров (работ, услуг), то Заказчик, в сроки определённые Контрактом, направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) в письменной форме мотивированный отказ от подписания документа о приёмке.

4.8. Приёмочная комиссия принимает решение о приёмке товара (работы, услуги) с учетом результатов экспертизы проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям и требованиям Контракта.

  1. Порядок проведения экспертизы при приёмке товаров (работ, услуг)

5.1. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям и требованиям Контракта Заказчик проводит экспертизу.

5.2. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, в разрешённых действующим законодательством случаях может проводиться Заказчиком своими силами или к её проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.

5.3. В целях проведения экспертизы силами Заказчика, Заказчиком назначаются специалисты из числа работников Заказчика, обладающие соответствующими знаниями, опытом, квалификацией для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям и требованиям Контракта.

5.4. Специалисты могут назначаться Заказчиком для оценки результатов конкретной закупки, либо действовать на постоянной основе. Специалисты для оценки результатов конкретной закупки, назначаются приказом Заказчика, в таком приказе указываются реквизиты Контракта, результаты которого подлежат оценке, а так же указываются сроки проведения экспертизы и формирования экспертного заключения.

5.5. Специалист, действующий на постоянной основе, проводит экспертизу исполнения Контракта и по её результатам составляет заключение экспертизы в соответствии с приложением № 2 к настоящему Положению.

5.6. Для проведения экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом, специалист имеет право запрашивать у Заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта.

5.7. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается специалистом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

5.8. Заключение экспертизы прикладываются к акту приёмки товаров (работ, услуг) составленному Приёмочной комиссией.

5.9. В случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приёмке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранен

Добавить комментарий