Рассмотрение вторых частей заявок по статье 69 Федерального закона №44-ФЗ

Энциклопедия судебной практики. Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе (Ст. 69 Закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”)

Энциклопедия судебной практики
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе
(Ст. 69 Закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”)

1. Отсутствие в решении об одобрении крупной сделки указания на предмет такой сделки и ее существенные условия, притом что названным решением одобряются любые сделки, совершаемые от имени общества в рамках открытых аукционов в электронной форме, и указана максимальная цена сделки, не является основанием для отклонения второй части заявки

Принимая во внимание приведенные нормы права [часть 3 статьи 46 Федерального закона N 14-ФЗ], а также положения статей 61, 62 Закона о контрактной системе, исследовав в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суды установили, что вторая часть заявки ООО содержала решение учредителя (единственного участника) ООО от , которым одобрены сделки, совершаемые от имени ООО в рамках открытых аукционов в электронной форме, в рамках любых иных способов размещения заказов, в решении установлена максимальная сумма одной сделки, совершаемой по результатам открытых аукционов в электронной форме, по результатам любых других способов размещения заказов – 500 000 000 рублей. Директор ООО ФИО уполномочен на заключение договоров и государственных контрактов по итогам открытых аукционов в электронной форме по итогам любых других способов размещения заказов на условиях, предложенных ООО, а также внесение денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме, на участие в любых других способах размещения заказов, обеспечения исполнения государственных контрактов.

Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о соответствии требованиям действующего законодательства представленного ООО во второй части заявки решения об одобрении сделки от и неправомерном отклонении Госкомитетом второй части заявки общества по этому основанию.

Доводы Госкомитета, заявленные и в кассационной жалобе, со ссылкой на несоответствие решения пункту 3 статьи 46 Федерального закона N 14-ФЗ по причине отсутствия указания на предмет сделки и ее существенные условия были мотивированно отклонены судом апелляционной инстанции с учетом того, что названным решением одобряются любые сделки, совершаемые от имени общества в рамках открытых аукционов в электронной форме, в рамках любых иных способов размещения заказов, при этом указана максимальная сумма одной такой сделки.

2. Если по представленным документам невозможно определить актуальность изменений учредительных документов участника, отклонение второй части заявки правомерно

При предоставлении учредительных документов в составе аккредитационных сведений для участия в аукционе в электронной форме участники закупки должны представить копии учредительных документов в последней (действующей) редакции либо приложить все изменения к учредительным документам с отметкой (записью) регистрирующего органа о государственной регистрации этих изменений.

Исследовав и оценив представленные в дело документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводам, что в рассматриваемом случае невозможно установить, какие именно изменения, какого содержания и от какой даты зарегистрированы налоговым органом за определенным государственным номером, о чем сделана запись в Реестре; также невозможно определить, представлены ли данные изменения в учредительные документы в составе аккредитационных сведений либо нет.

Следовательно, аукционная комиссия неправомерно признала заявку Центра реабилитации на участие в аукционе соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и документации об аукционе, нарушив пункт 1 части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ.

3. Расхождения в предоставленных участником аукциона документах в части почтового адреса не являются основанием для признания указанных в заявке сведений о месте нахождения юридического лица недостоверными

Исследовав и оценив в порядке статей 71, 268 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражные суды установили, что вывод о недостоверности сведений о месте нахождения общества сделан аукционной комиссией и антимонопольным органом по результатам анализа содержания заявки, анкеты участника аукциона и устава.

Действующее законодательство не требует обязательного наличия почтового адреса, его совпадения с адресом, указанным в ЕГРЮЛ или учредительных документах, а также не содержит запретов юридическим лицам иметь несколько почтовых адресов.

Судами обеих инстанций обоснованно отмечено, что Закон N 44-ФЗ не устанавливает каких-либо ограничений в отношении указания участниками закупки почтового адреса, совпадения (несовпадения) его со сведениями об адресах, содержащихся в документах, заполняемых ими при аккредитации, учредительных документах.

Доказательств, подтверждающих, что общество по указанному в заявке адресу не находится и не использует его для получения корреспонденции, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания указанных ООО в заявке сведений о его месте нахождения и почтовом адресе недостоверными.

4. Наличие в предоставленной участником копии лицензии видов деятельности, отсутствующих в действующей лицензии, является основанием для отклонения заявки и в том случае, если этот вид деятельности заказчиком не испрашивался

Антимонопольный орган, делая вывод о нарушении аукционной комиссией указанных выше положений Закона о контрактной системе, исходил из того, что обществом была представлена действующая лицензия на требуемый вид работ. Тот факт, что представленная с заявкой копия лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений содержала среди прочих поименованных в ней видов работ (услуг) указание на право осуществления монтажа, ремонта и обслуживания заполнений проемов в противопожарных преградах, что отсутствовало в действующей лицензии данного общества, управление считает не имеющим правового значения, поскольку названный вид работ государственным заказчиком не испрашивался.

Аукционная комиссия, как установили суды и следует из материалов дела, располагая сведениями о действующей лицензии общества, с поименованными в ней видами деятельности, по ранее проводимым закупкам, а также письмом главного управления МЧС России по ЕАО о разрешенных видах деятельности в соответствии с лицензированным делом общества, выявила наличие недостоверных сведений в представленной названным обществом копии лицензии (информация о наличии разрешения на осуществление деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию заполнений проемов в противопожарных преградах).

Указанное обстоятельство лица, участвующие в деле, не отрицают, соответственно суды, проверяя решение антимонопольного органа в данной части, обоснованно исходили из буквального толкования пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и признали правомерными действия аукционной комиссии при рассмотрении вторых частей заявок и отклонении заявки общества, как не соответствующей требованиям документации об аукционе и законодательства.

5. Если после рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подписания протокола обнаружен конфликт интересов, комиссия по осуществлению закупок обязана принять решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика без повторного рассмотрения вторых частей заявок

При выявлении на стадии определения поставщика наличия между участником закупки и заказчиком конфликта интересов комиссия по осуществлению закупок либо заказчик обязан принять решение об отстранении такого участника закупки от участия в определении поставщика. При этом повторное рассмотрение аукционной комиссией вторых частей аукционных заявок не требуется. В случае если в результате принятия такого решения конкурсным требованиям соответствует вторая часть заявки только одного участника, аукцион признается несостоявшимся (часть 13 статьи 69 Закона N 44-ФЗ).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В “Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок” собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на март 2020 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке “Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок” использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, Мазуриной И., Михайлевской М., Раченковой Ю., Шумилиным П., Серковым А., Штукатуровой Т.

Применение ст. 69 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок

Расскажем, как происходит проверка вторых частей заявок на электронный аукцион согласно статье 69 Закона 44-ФЗ, почему заказчик может отклонить заявку и на что обратить внимание поставщику при ее составлении.

Статья 69. Рассмотрение вторых частей заявок

Как известно, для участия в электронном аукционе в рамках 44-ФЗ потенциальный поставщик должен подготовить заявку, которая состоит из двух частей. 1 часть заявки рассматривают в самом начале, на ее основании заказчик принимает решение о допуске участника к самим торгам. Вторая же часть заявок рассматривается уже после аукциона.

К сожалению, многие поставщики несерьезно относятся ко второй части заявок на электронный аукцион, так как бытует мнение, что гораздо важнее грамотно составить 1 часть и получить допуск к аукциону. Между тем, нередки случаи, когда наспех составленная вторая часть заявки стоит участнику контракта.

Вторые части рассматриваются только после проведения торгов, когда уже определен победитель, однако это не значит, что заказчик не может отклонить неграмотную заявку, лишив победителя контракта. Все это прописано в тексте закона 44-ФЗ в статье 69 («Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе»).

В отличие от 1 части заявки, вторая часть не является анонимной. Главная задача – дать заказчику полное представление о компании-поставщике и ее деятельности. Список документов и информации, которая должна быть представлены во второй части, определены статьей 66 Закона 44-ФЗ.

Во вторую часть заявки на аукцион в электронной форме должны входить:

– наименование компании-поставщика, а также все контактные данные: адрес, телефон и т.д. Здесь же указываются номер ИНН, сведение о регистрации предприятия, сведения о руководителе, учредителях и главном бухгалтере;

– список документов, которые подтверждают, что профессиональный уровень поставщика соответствует заявленным заказчиком требованиям. Это могут быть сертификаты, лицензия и т.д.;

– сертификаты на определенные группы товаров. Если тендер подразумевает закупку товаров, подлежащих обязательной сертификации, то поставщик должен приложить копии всех документов, подтверждающих наличие данной сертификации у его товара;

– решение учредителя компании-поставщика об одобрении совершения крупной сделки (в том случае, если таковое предусмотрено учредительными документами компании);

– прочие документы, если они необходимы, исходя из специфики конкретной закупки.

Дополнительные требования ко вторым частям заявок

Читайте также:  Контракт по 44-ФЗ: существенные условия, сроки оплаты, ответственность сторон, библиотека типовых договоров

Также стоит отметить, что при осуществлении закупок сложных, инновационных и технологичных товаров, услуг или работ, вступают в силу дополнительные требования к участникам. Все они касаются таких сфер, как реставрационные работы с памятниками архитектуры, сложные технологичные строительные работы, услуги по отдыху и оздоровлению детей, работы с ядерными материалами и другие. Все дополнительные требования отражены в статье 31 Закона 44-ФЗ.

Важно Согласно статье 69, заказчик не имеет права требовать дополнительные документы от поставщика, если это не предусмотрено особыми положениями 44-ФЗ или другими нормативными актами.

Дополнительные требования включают в себя документы, подтверждающие:

– Наличие финансовых ресурсов у компании;

– Наличие в собственности недвижимости, оборудования, техники и транспорта;

– Опыт работы в аналогичной сфере;

– Доказательства чистоты деловой репутации;

– Наличие на предприятии необходимых специалистов, имеющих соответствующую квалификацию.

Рассмотрение вторых частей заявок электронного аукциона

Основная задача заказчика при рассмотрении вторых частей заявок по 44-ФЗ – проверить все предоставленные сведения на соответствие действительности. Чем более четко и подробности участник аукциона распишет всю необходимую информацию, тем больше шансов, что его заявка не будет отклонена в самый последний момент.

Рассмотрение вторых частей заявок начинается после завершения торгов на электронном аукционе, то есть, после определения победителя. Механика работы на электронных торговых площадках такова, что вторая часть заявки просто не направляется заказчику до тех пор, пока аукцион не будет завершен. Это необходимо для того, чтобы обеспечить анонимность участников во время подачи ценовых предложений и сохранить здоровую конкуренцию.

По итогам рассмотрения вторых частей заявок победитель может остаться победителем, а может отдать свое место участнику, занявшему второе или даже третье место.

Срок рассмотрения вторых частей заявок заказчиком, согласно 44-ФЗ – не более 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола аукциона. Рассматривает вторые части заявок специально созданная для этого аукционная комиссия. По результатам рассмотрения комиссия принимает решение, соответствует ли 2 часть заявки участника-победителя всем заявленным законом требованиям. Если да, то инициируется процедура заключения контракта.

Отказ в заключении контракта. Отклонение второй части заявки

Заказчик имеет право отклонить вторую часть заявки, если она не соответствует всем требованиям (пункт 6 статьи 69 Закона 44-ФЗ). В таком случае участнику будет отказано в праве заключить контракт, это право переходит к частнику, занявшему второе (или третье) место.

Причины, по которым вторая часть заявки может быть отклонена:

– Участник не предоставил все необходимые документы в полном объеме. В данном случае будет достаточно нехватки одного сертификата или лицензии для того, чтобы потерять право на заключение контракта (п.1,3,5,6,7,8 статьи 62);

– Участник не предоставил документы, необходимые для аккредитации на конкретной торговой электронной площадке. Поскольку учредительные документы о компании-участнике чаще всего направляются заказчику самой площадкой (эти документы предоставляются при аккредитации), то недостаток документов для регистрации автоматически ставит под угрозу и само участие в аукционе;

-Участник предоставил ложные сведения. Если заказчик находит хотя бы одно несоответствие в документации участника, это становится поводом для отказа в заключении контракта;

– Участник не соответствует прочим требованиям закона о госзакупках 44-ФЗ. Законодательство предъявляет особые требованиям к потенциальным поставщикам, в том числе, в зависимости от конкретной сферы их деятельности. Несоответствие этим требованиям (а также дополнительным требованиям) становится причиной отказа от контракта.

После рассмотрения вторых частей заявок заказчик составляет и публикует общий протокол итогов электронного аукциона, в котором называется окончательный победитель. В течение 5 рабочих дней после публикации протокола заказчик направляет признанному победителю проект государственного контракта, которые планируется заключить.

Участник имеет право не согласиться с отклонением заявки. В том случае, если участник не получил от заказчика разъяснений относительно причины отклонения, он может обратиться к заказчику за дополнительными пояснениями. Если и после данных пояснений участник уверен, что отклонение незаконно, он должен как можно скорее обратиться в Федеральную Антимонопольную Службу. Сделать это нужно до того, как заказчик успеет заключить контракт с новым поставщиком.

В том случае, если все вторые части заявок, поступившие на аукцион, признаны несоответствующими требованиям, то данный электронный аукцион автоматически признается несостоявшимся.

Особенности и практика рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе

Некоторые участники забывают предоставить те или иные сведения об организации, включая ИНН в тексте второй части заявки. Если вы столкнулись с такой проблемой, то это вовсе не значит, что ваша заявка будет отклонена. Дело в том, что, помимо самих 1 и 2 частей, во время рассмотрения документов, сама электронная площадка посылает заказчику документы и сведения об организации, которые включают в себя, в числе прочего, выписку из ЕГРЮП, где и содержится номер ИНН.

Это значит, что, даже если вы забыли указать ИНН и другие сведения в заявке, заказчик все равно не сможет отклонить вашу кандидатуру. Тем не менее, следует быть внимательными и ознакомиться со всеми соответствующими статьями закона.

Спорным вопросом является и наличие документа, подтверждающего согласие на крупную сделку. В том случае, когда заявка не содержит ни документа, подтверждающего согласие, ни документа, говорящего о том, что сделка не является крупной, возникает путаница. Некоторые заказчики отклоняют такие заявки на участие в аукционе, некоторые нет. Тем не менее, участнику следует знать, что законодательство формально не требует подтверждать такие сделки. Отсутствие документа автоматически говорит о том, что сделка для компании крупной не является. Спорные моменты решаются в суде, как правило, в пользу участника.

Кроме основных документов, заказчики также должны не забывать прикладывать дополнительные документы для определенного типа контрактов. Это касается, прежде всего, контрактов для субъектов малого предпринимательства (СМП) – потенциальный поставщик обязан доказать свою к ним принадлежность. Кроме того, не стоит забывать и про документы, доказывающие, что поставщик не является оффшорной организацией.

Избежать отклонения второй части заявки в электронном аукционе по 44-ФЗ просто – необходимо тщательно и подробно указывать все необходимые сведения об организации и качестве товара (услуги). Грамотно составленная вторая часть – гарант того, что вы 100% получите контракт после победы в аукционе.

ОТКЛОНЕНИЕ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ в 2020 году

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

Отклонение участника закупки за не предоставление паспортных данных лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, правомерно?

В связи со вступлением в силу с 01 июля 2018 года изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон №44-ФЗ) весьма коллизионная ситуация сложилась с допуском вторых частей заявок на участие в электронных аукционах.

Согласно ч. 16 ст. 68 Закона №44-ФЗ О Госзакупках, в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола аукциона, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, а также информацию и электронные документы участников закупки, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 Закона №44-ФЗ.

В ч. 11 ст. 24.1. Закона №44-ФЗ установлено требование о том, что оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, обеспечивает предоставление заказчику сведений о фамилии, имени, отчеству (при наличии) и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При этом Закон №44-ФЗ, не указывает, откуда именно оператор должен взять указанную информацию, особенно паспортные данные. В числе сведений и документов, предоставляемых участниками закупок при аккредитации на электронной площадки согласно ч. 2 ст. 61 Закона №44-ФЗ, они не значатся. Нет их и в числе тех сведений, что содержатся в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Вместе с тем, не предоставление указанных сведений является основанием для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона №44-ФЗ.

Отклонение заявки за не предоставление паспортных данных лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, подтверждается административной практикой.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

Так в решении УФАС по Краснодарскому краю по делу № ЭА – 1374/2018 от 13 августа 2018 года сделан вывод о том, что комиссия по закупкам действовала правомерно, признав несоответствующей требованиям документации аукциона второй части заявки, которая не содержала паспортных данных лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

При этом как указано в решении до даты окончания срока подачи заявки оператором электронной площадки участнику закупки было направлено уведомление о предоставлении паспортных данных лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица.

Надо отметить, что операторы не указывают в таких уведомлениях на то, что участник обязан предоставить такие сведения, а лишь рекомендуют.

Возможность отклонения заявки за не предоставление паспортных данных отмечена в решении УФАС по Архангельской области по делу № 263оз-18 от 13 августа 2018 года, поскольку заявка Заявителя (участника закупки) не соответствует требованиям, предусмотренным частью 11 статьи 24.1 ФЗ «О контрактной системе».

В свою очередь Центральный аппарат ФАС России в решении от 26 июля 2018 года № 18/44/105/944 занял иную позицию, указав, что в силу требований частей 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона также не установлено, что в составе информации и документов в рамках первой и второй части заявки на участие в Аукционе Заявитель (участник закупки) обязан представлять паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Оператор электронной площадки пояснил, что до 01.01.2019 Заявитель (участник закупки) не имел возможности представить Оператору электронной площадки паспортных данных в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, поскольку пункт 10 Постановления Правительства РФ от 08 июня № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки», предусматривающий информационное взаимодействие электронных площадок, специализированных электронных площадок с единой информационной системой, иными государственными информационными системами вступит в силу лишь с 01.01.2019 года.

ЧТО ДЕЛАТЬ УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ

Таким образом, участникам электронных процедур следует, во избежание отклонения их заявок, направить через личные кабинеты операторам электронных площадок следующую информацию: фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Читайте также:  Федеральный закон РФ №223-ФЗ о госзакупках: принципы, обзор последних изменений и применение

В свою очередь заказчикам следует выяснять позицию УФАС их региона, чтобы действия их комиссии не были признаны нарушением законодательства о контрактной системе.

Письмо Минфина России от 13.03.2019 № 24-03-08/16222 “Об особенностях информационного взаимодействия площадок и заказчиков в случае, если участник не зарегистрирован в ЕИС”

Пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, установлено, что разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Министерством в случаях, если на Министерство возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению. При этом обязанность по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также по толкованию норм, терминов и понятий на Минфин России не возложена.

Вместе с тем Департамент сообщает, что согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе установлено, что оператор электронной площадки обязан направить заказчику информацию и электронные документы участников закупки, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.

Согласно части 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, в соответствии с требованиями, установленными частью 2 статьи 24.1 Закона о контактной системе, обеспечивает предоставление заказчику в сроки и случаях, установленных Законом о контрактной системе, в том числе, копии учредительных документов участника закупки (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), выписку из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица).

Так, обязанность представления заказчику информации и документов, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, в целях их рассмотрения аукционной комиссией возложена на оператора электронной площадки. Вместе с тем необходимо учесть следующее.

В соответствии с частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются, в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.

Таким образом, а также учитывая положения части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе:

1) оператор электронной площадки в случаях, установленных Законом о контрактной системе для направления документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, в отношении участников закупок, аккредитованных до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе, направляет заказчику информацию и документы таких участников, включенные в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе;
2) аукционная комиссия в соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе рассматривает вышеуказанные информацию и электронные документы, направленные оператором электронной площадки.

При этом аукционная комиссия самостоятельно принимает решение об отклонении заявки, руководствуясь положениями документации об электронном аукционе и Законом о контрактной системе.

Дополнительно Департамент обращает внимание, что в случае если при осуществлении закупок товаров, работ, услуг нарушаются права и законные интересы участников закупки, любой участник закупки вправе обжаловать действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, либо в судебном порядке.

Как и в какие сроки происходит рассмотрение вторых частей заявок на электронный конкурс закупок по 44-ФЗ?

Закон № 44 определяет правила проведения электронного аукциона закупок товаров или услуг органами власти в целях предотвращения коррупции. Подать заявку на конкурс может любая организация или физическое лицо при условии соблюдения требований, определенных заказчиком, а право на заключение контракта получает заявитель, предложивший самую низкую цену за предложенный товар, объем работ или комплекс услуг.

Сфера регулирования статьи 69 44-ФЗ

Под электронным аукционом понимается конкурс, проводимый на сертифицированной торговой онлайн-площадке. Публикация сведений о правилах каждого конкурса, а также подача заявок на участие происходит через интернет.

Заявки на участие в конкурсе состоят из двух частей: в первой части перечисляются характеристики предлагаемого товара или пакета услуг, а во второй части приводятся сведения об участнике и документация на производимую продукцию, работы или услуги в электронном виде. К таким документам относятся:

  • выписка из ЕГРЮЛ (для физических лиц – копия паспорта);
  • справка о полном погашении налоговой задолженности;
  • справка из арбитражного суда об отсутствии делопроизводства о банкротстве;
  • документация на предлагаемый товар;
  • документы о льготах и об участии заявителя в социальных проектах.

Рассмотрение вторых частей заявок производится специальной комиссией, состоящей из независимых экспертов, представителей заказчика и служащих надзорных ведомств.

Содержание

Ст. 69 содержит 13 частей, определяющих порядок выбора победителя второго этапа электронного конкурса закупок:

  1. По окончанию первого этапа конкурса вторые части заявок прошедших во второй этап участников поступают на рассмотрение комиссии.
  2. На электронной площадке происходит автоматический выбор десяти участников, предложивших самую низкую цену за предложенный товар.
  3. Из десяти заявок выбранных участников члены комиссии выбирают пять заявок с наименьшей стоимостью.
  4. Среди пяти заявителей проводится аукцион на понижение.
  5. Выбирается победитель и оформляется протокол аукциона.

Часть 1 ст. 69 определяет, что правила рассмотрения и отбора подходящих заявок регулируется ст. 68 закона № 44. Часть 3 ст. 69 гласит, что пять заявок с наименьшей ценой, которые отбирает комиссия для онлайн-торгов, должны соответствовать требованиям заказчика, в том числе в отношении прилагаемых электронных документов.

В ч. 4 ст. 69 сказано, что если из десяти заявок, автоматически отобранных для участия во втором этапе, не набирается пять, соответствующих требованиям заказчика, то члены комиссии могут рассматривать все поданные заявки, пока не наберется пять заявок, подходящих под установленные требования.

Часть 13 ст. 69 описывает случаи, когда аукцион признается несостоявшимся:

  • если ни одна из заявок не соответствует требованиям заказчика;
  • если требованиям соответствует только одна заявка.

Победителем аукциона признается заявитель, предложивший самую низкую цену, согласно ч. 10 ст. 69.

Случаи отклонения заявок

Причины для отклонения заявок участников перечислены в ч. 6 ст. 69:

  • приведение неполных сведений о предлагаемом товаре или услуге;
  • неверно сформированные пакеты электронных документов;
  • наличие недостоверной информации в заявке;
  • несоответствие второй части заявки требованиям ст. 31 закона № 44;
  • наличие ограничений, принятых местными нормативными актами.

Часть 7 ст. 69 гласит, что комиссия не имеет права отклонять заявки участников по иным основаниям.

Сроки рассмотрения

Согласно ч. 5 ст. 69, срок рассмотрения вторых частей заявок аукционной комиссией не может составлять более трех рабочих дней с момента публикации протокола с результатами первого этапа аукциона.

Таким образом, общий срок рассмотрения вторых частей заявок составляет 5-6 рабочих дней.

Особенности применения

В процессе рассмотрения второй части заявки наиболее частые проблемы возникают при определении перечня необходимых документов, которые представляет участник, а также формам таких документов в электронном виде.

Формы документов могут утверждаться местным нормативным актом непосредственно перед проведением закупки, поэтому необходимо отслеживать принятие таких актов, особенно если закупка организуется местными муниципальными или региональными бюджетными учреждениями.

Последние изменения 2018

В конце декабря 2017 года был принят закон № 504, вносящий изменения в отдельные части ст. 69 закона № 44-ФЗ.

Ч. 1 ст. 69 изменена с 1 июля 2018 года: теперь документы участники подают в электронном виде, а вторая часть заявки дополняется информацией об участнике.

В частях 8 и 9 ст. 69 в целях формирования единой базы участников закупок порядковые номера были заменены на идентификационные с 1 июля 2018 года.

С 14 августа 2018 года изменены основания для отклонения заявок на втором этапе электронного конкурса – теперь перечень необходимых документов определяется частью 11 ст. 24.1 закона № 44, а не ст. 62.

Рассмотрение вторых частей заявок проводится в соответствии с положениями ст. 69 44-ФЗ и является решающим этапом электронного аукциона. Для повышения шансов на попадание в список пяти лучших участников закупки, допущенных до электронных торгов, необходимо указывать во второй части заявки достоверные и подробные сведения и электронные документы, а также предлагать адекватную цену за требуемые товары или услуги.

По каким параметрам можно отклонить заявку на электронный аукцион (на вторую часть заявок)?

Ответ:

Если заявок подано больше одной, то рассматривать вы их будете в два этапа. Первые части заявок вы рассмотрите до аукциона. Они анонимны и содержат только техническую информацию. Вторые части, в которых уже содержится информация об участнике, вы рассмотрите после аукциона. Результаты рассмотрения протоколируйте, загружайте протоколы на площадку и размещайте в ЕИС. Если подана только одна заявка, то надо будет рассмотреть сразу обе части такой заявки и составить протокол рассмотрения единственной заявки.

Если вы проводите закупку строительных работ на объектах капстроительства, то порядок рассмотрения заявок зависит от того, включена ли в аукционную документацию проектная документация в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

Как рассмотреть вторые части заявок

Не позже чем через полтора часа с момента окончания аукциона электронная площадка откроет для вас доступ ко вторым частям заявок и документам, поданным участниками при аккредитации. Это будут заявки торговавшихся на аукционе участников, которые заняли первые десять мест (ч. 18, 19 ст. 68 Закона N 44-ФЗ). Также для вас будет открыт доступ к документам, подтверждающим соответствие участника требованиям, установленным согласно ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (при наличии таких требований) (ч. 8.2 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).

Читайте также:  Закупки ПАО «Транснефть»: поиск тендеров на электронных торговых площадках, правила участия, документы

До 31.12.2019 включительно в отношении участников, аккредитованных на площадке до 01.01.2019, вам не будет предоставлена часть документов, перечисленных в ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ. Это связано с переходным периодом, действующим до конца 2019 г. (ч. 49, 50 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). Рассматривайте в таком случае именно те документы, которые включены в реестр участников электронного аукциона (п. 6(2) Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 N 656, Информационное письмо Минфина России от 28.09.2018 N 24-05-08/69766).

Рассмотрите заявки, начиная с участника, занявшего первое место, и далее по порядку по степени уменьшения. Рассматривайте заявки, пока не допустите пять участников. Если вы рассмотрели все десять заявок и не набрали пять допущенных заявок, рассмотрите оставшиеся заявки, если они есть (ч. 3, 4 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).

В каких случаях отклонять вторую часть заявки

Проверьте вторые части заявок: соответствуют ли участники требованиям документации и представили ли все документы. Если нет – отклоняйте заявку (ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).

Проверьте следующие сведения и документы:

  • ИНН учредителей, руководителя, членов коллегиального исполнительного органа участника (п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). По мнению Минэкономразвития России, Закон N 44-ФЗ не обязывает участника отражать в заявке информацию об отсутствии ИНН (Письмо от 19.06.2015 N Д28и-1741). Полагаем, что участник обязан указать ИНН (при его наличии). Следовательно, заявка подлежит отклонению, если в ней (включая выписку из ЕГРЮЛ) нет ИНН, но заказчик установил факт его наличия у участника;
  • декларацию соответствия требованиям, установленным п. п. 3 – 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Если декларации нет или в ней указаны не все требования из п. п. 3 – 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, которым такой участник должен соответствовать, отклоняйте заявку;
  • копию решения об одобрении крупной сделки (п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Проверьте устав участника. Если по уставу такое одобрение обязательно, а в составе заявки его нет, отклоняйте заявку. Если из устава неясно, нужен такой документ или нет, не отклоняйте заявку за его отсутствие. Есть большой риск, что ваши действия обжалуют в ФАС России;
  • копию лицензии или выписки из реестров членов СРО (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Если вы устанавливали требование о наличии у участника таких документов в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а их нет, отклоняйте заявку;
  • декларацию принадлежности к СМП или СОНО (п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Если вы проводите аукцион среди этих организаций, а декларация не представлена, отклоняйте заявку;
  • документы, подтверждающие, что товар, работа, услуга не подпадают под запрет, ограничения, предусмотренные для иностранной продукции (п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Если вы установили такой запрет в документации, а документы не представлены, отклоняйте заявку;
  • копии документов, подтверждающих, что товар, работа или услуга соответствуют требованиям законодательства (п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Если вы установили такое требование в документации, а документов нет, отклоняйте заявку. Например, при закупке лекарств таким документом будет копия регистрационного удостоверения лекарственного препарата (Письмо Минэкономразвития России от 01.11.2016 N Д28и-2891). Учтите, что отклонять заявку за непредставление таких документов можно, только если законодательством не предусмотрено, что эти документы передаются вместе с товаром. Например, нельзя отклонять заявку за непредставление копии паспорта изделия, сертификата качества и т.д.;
  • копии документов, подтверждающих хорошую деловую репутацию, наличие квалифицированных человеческих и финансовых ресурсов, материалов и оборудования, опыта для исполнения контракта (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Если такие требования были вами установлены, а документов нет, или они не соответствуют Требованиям Правительства РФ, отклоняйте заявку;
  • электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника заявки требованиям, установленным согласно ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, и предоставленные вам оператором электронной площадки (если вы установили такие требования).

Также необходимо проверить, соответствует ли банковская гарантия установленным требованиям. При ее несоответствии комиссия заказчика может рассмотреть вопрос об отклонении заявки такого участника на основании п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ (Информационное письмо Минфина России от 30.07.2019 N 24-05-05/57198).

Если вы проводите электронный аукцион на закупку строительных работ, перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, то проверьте наличие и корректность согласия участника на выполнение работ на условиях аукционной документации. Скорее всего, проблем с ним не возникнет, поскольку оно подается при помощи функционала электронной площадки (ч. 3.1 ст. 66, ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).

Проверьте участника, его учредителей, директора в реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Если вы установили требование об отсутствии участника в РНП, а он там есть – отклоняйте заявку (ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Проверьте документы участника на предмет недостоверных сведений. Например, сверьте данные выписки из ЕГРЮЛ со сведениями с официального сайта налоговой, если сведения в выписке недостоверны, отклоняйте заявку (см. Письмо Минфина России от 19.05.2017 N 24-03-07/30709).

Принятые решения отразите в протоколе подведения итогов электронного аукциона.

Как составить протокол подведения итогов электронного аукциона

Составьте документ в любой форме, укажите в нем (ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ):

  • идентификационные номера пяти заявок, которые допущены;
  • решение о соответствии или несоответствии участников и рассмотренных заявок требованиям документации;
  • если заявка или участник не соответствует требованиям – положение (раздел, пункт) документации, которому не соответствует участник (заявка), и конкретное положение заявки, которое не соответствует документации;
  • решение каждого члена комиссии по каждой заявке.

Подпишите протокол у каждого члена комиссии (ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ)

Разместите протокол на электронной площадке и в ЕИС. Соблюдайте срок размещения: не позже чем на следующий рабочий день после подписания протокола членами комиссии (ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ). При этом со дня публикации на площадке протокола хода аукциона должно пройти не больше трех рабочих дней (ч. 5 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).

Как составить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе

Если на аукцион была подана только одна заявка, то площадка откроет вам доступ сразу к обеим частям заявки (п. 1 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ). Рассмотрите первую и вторую части единственной заявки.

Составьте протокол, в котором укажите (п. 3 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ):

  • решение о соответствии или несоответствии единственной заявки требованиям документации;
  • положение (раздел, пункт) документации, которому не соответствует заявка, и конкретное положение заявки, которое не соответствует документации (если есть такое несоответствие);
  • решение каждого члена комиссии.

Подпишите протокол у каждого члена комиссии и разместите его на площадке не позже чем через три рабочих дня со дня, когда площадка открыла вам доступ к заявке (п. 3 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ).

Статья 69 44 ФЗ: общие положения, последние поправки

Федеральный закон №44 регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления государственных закупок. Для осуществления данного контроля организовывается единая информационная система.

Общие положения и изменения

Последние поправки в Федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были внесены 31 декабря 2017 года. Новая редакция ФЗ вступила в силу 11 января 2018 года.

При внесении последних изменений в законодательный проект, поправки в 69 статью не вносились. Рассмотрим подробнее положения, обозначенные в ней:

Пункт 1

В п 1 ст 69 говорится о том, что именно аукционная комиссия рассматривает вторую часть заявок и приложенную к ним документацию. Проверка бумаг происходит на основании заявленных аукционном требований.

Пункт 2

После получения вторых частей заявок, аукционная комиссия изучает данные о заявителе и принимает решение о соответствии его заявления или несоответствии требованиям, заявленным руководством аукциона. Данные о заявителе содержатся в специальном реестре участников. Информацию о них вносят в регистр только при условии, что была пройдена аккредитация.

Подробнее о статье №66 Ф)-44 читайте по ссылке:

Часть 3 ст 69

В положениях п 3 рассматривается порядок рассмотрения вторых частей заявок. Комиссия начинает их изучение до принятия решения о соответствии первых пяти заявлений, на соблюдение установленных требований. Если в аукционе участвует менее 5 участников и было подано менее 5 обращений, то рассматривают вторые части заявок кандидатов, которые заявили наименьшую цену контракта. Отбор проходит в соответствии с критериями ранжирования.

Статья №94 подробнее здесь:

Пункт 4

В п 4 описываются действия заявителей в случае, если их обращение было рассмотрено. После поступления извещения от заказчика, оператор электронного аукциона должен в течение часа отправить ему вторые части.

Часть 6 статьи 69 44 ФЗ

В п 6 перечислены критерии, по которым заявка может не соответствовать заявленным требованиям:

  • не соответствие участника аукциона требованиям, указанным в ФЗ 44;
  • в предоставленной информации были обнаружены ошибки и несоответствие условиям аукциона;
  • заявитель не предоставил необходимые бумаги и информацию.

Пункт 7

В п 7 ст 69 обозначено, что заявка может быть отклонена только на основаниях, перечисленных в части 6 настоящей статьи.

Часть 8 ст 69 44 ФЗ

В данном пункте описывается порядок оглашения результатов:

  1. Все решения заносятся в протокол подведения итогов.
  2. Письменный результат подписывается каждым участником аукционной проверки не позднее одного дня с момента его оглашения.
  3. Результаты публично размещаются заказчиком на электронной площадке.

П 10 ст 69 44 ФЗ

Согласно положениям 10 пункта, победителем аукциона является заявитель, который предоставит наименьшую цену контракта и его заявка будет соответствовать заявленным требованиям.

Срок рассмотрения вторых частей заявок по закону

Согласно положениям ФЗ 44, а в частности статьи 69, вторые части заявок рассматриваются в течение трех рабочих дней с момента размещения условий проведения аукциона. Требования к мероприятию должны быть опубликованы на официальных источниках.

Скачать 44 ФЗ в последней редакции

Федеральный закон №44 «О контактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был принят ГосДумой РФ 22 марта 2013 года, а одобрен законодательный проект был спустя 5 дней того же года.

ФЗ 44 регулирует отношения, возникающие в процессе необходимости удовлетворения государственных и муниципальных нужд в сфере закупок. Также действие закона направлено на предотвращение незаконных действий в следующих сферах:

  • планирование гос закупок в области товаров и услуг;
  • выполнение условий контрактов;
  • проверка закупаемой продукции и услуг;
  • аудит действий госорганов в сфере закупок.

Чтобы подробнее ознакомиться с положениями ФЗ 44 в последней редакции, скачайте его по ссылке.

Добавить комментарий