Региональная информационная система в сфере закупок: взаимодействие с ЕИС и правила подключения

Как работать с региональными информационными системами: пошаговая инструкция

Муниципальные образования и субъекты РФ могут создавать свои информационные базы — региональные информационные системы. Давайте разберемся, в чем заключаются их особенности.

Что такое региональная информационная система

Муниципальная или региональная информационная система в сфере закупок (РИС) — это зарегистрированная в ЕИС база данных, которую формирует муниципальное образование либо субъект РФ соответственно. Сведения в ней постоянно обновляются согласно актуальным закупкам.

Единый перечень требований к такому ресурсу устанавливает Правительство РФ в Постановлении № 1091 от 28.11.2013, согласно ч. 8 ст. 4 № 44-ФЗ.

Самое главное здесь — интеграция региональной базы с единой, данные должны быть идентичны в обеих базах. Обмен информацией происходит также обоюдно.

Из региональной базы поступают документы и сведения о текущих местных тендерах по 44-ФЗ и результаты контроля (ч. 5 ст. 99 № 44-ФЗ). А из ЕИС дублируется информация о жалобах и проверках, которые проводят уполномоченные органы, каталог товаров и услуг, проекты контрактов, заключенные с поставщиками, реестры, классификаторы и т. д.

Интеграция производится с помощью:

  1. Гарантированной передачи, а также размещения документов и сведений в ЕИС.
  2. Использования ресурсов ЕИС.
  3. Общих технологических и языковых требований к публикуемым данным.
  4. Дублирования информации о госзакупках на официальном сайте zakupki.gov.ru.

Все документы и информацию, которую содержит региональная информационная система, в обязательном порядке подписывают усиленной ЭЦП. Их размещают на сайтах в экранных формах и в виде отдельных файлов, с бесплатным и круглосуточным доступом. При несоответствии данных закон отдает приоритет ЕИС.

Программное обеспечение РИС должно предоставлять:

  1. Историю перемещений и изменений документов с фиксацией точного времени операций.
  2. Обеспечение доступа и полноту размещаемой информации.
  3. Регистрацию времени публикации данных.
  4. Устойчивую работоспособность при ошибках пользователей.
  5. Создание резервных копий.

Какие задачи решает

Основной задачей таких ресурсов является повышение эффективности работы заказчиков и участников госзакупок в рамках отдельно взятого региона. Главные функции — информационное обеспечение сферы госзакупок определенного муниципального образования или субъекта РФ и обмен этими данными с ЕИС.

Порядок использования конкретной региональной информационной системы определяет высший орган исполнительной власти субъекта или муниципального образования, согласно ч. 9 ст. 4 № 44-ФЗ. Но общие правила также устанавливает Правительство РФ.

База должна сотрудничать и с другими ресурсами (Постановление № 1091 от 28.11.2013) с целью:

  1. Создания, хранения и обработки информации, в т. ч. обеспечения доступа к ней пользователей.
  2. Контроля за идентичностью данных в планах-графиках, закупочных планах, документациях, протоколах, проектах контрактов.
  3. Применения ЭЦП.

РИС также обязана обмениваться с ЕИС:

  1. Закупочными планами и планами-графиками и сведениями об их реализации.
  2. Данными о закупочной деятельности, согласно № 44-ФЗ.
  3. Запросами пользователей.
  4. Отчетами заказчиков.

Как подключиться

В целом порядок регистрации сходен у всех региональных информационных систем. Рассмотрим пошаговую инструкцию получения доступа к РИС Тульской области.

Шаг 2. На открытой странице кликните на кнопку «Личный кабинет».

В дополнительном окне нажмите на кнопку «Регистрация».

В форме, которая открылась для регистрации выберете «Регистрация юридического лица». Далее заполните необходимые поля.

Без заполнения обязательных полей регистрация не пройдет. Обязательные поля отмечены звездочкой (*).

Заполните ИНН и КПП организации.

В форме автоматически отразятся сведения организации, к которой относится пользователь.

Впечатайте информацию о пользователе, который регистрируется как сотрудник организации.

Обязательно нужно заполнить следующие поля:

  • Ф.И.О.
  • Должность в организации
  • Номер контактного телефона
  • E-mail
  • Логин и пароль
  • Подтвердить пароля

Шаг 3. Когда заполнили форму до конца, нажмите на кнопку «Регистрация».

Должно появиться сообщение «Ваш запрос на регистрацию в ближайшее время будет рассмотрен. Ответ пришлют по электронной почте».

В течение суток, после того как пользователь зарегистрировался и направил сертификат ЭЦП, начнутся работы по активации пользователя.

Примеры

На сегодняшний день региональная информационная система в сфере закупок работает в нескольких регионах. Ниже представлены некоторые из них.

Региональная информационная система Тульской области — zakupki.tularegion.ru. При клике на конкретный тендер в разделе «Информация о закупках» пользователь попадает на страницу закупки на официальном сайте, где может подробно ознакомиться с условиями и документацией заказчика.

Региональная информационная система Сахалинской области — gzw.admsakhalin.ru. Закупки находятся в разделе «Реестр закупок», где есть список процедур, извещения о них и ссылка на ЕИС.

Региональная информационная система Краснодарского края — kks.krasnodar.ru. Правила работы с ней находятся в разделе «Регламент работы в системе». Список закупок доступен зарегистрированным пользователям (п. 4.1 ч. 4. Регламента).

Региональная информационная система республики Татарстан — goszakupki.tatarstan.ru. Извещения о закупках находятся на Портале закупок portal-zakupok.tatar.

Региональная медицинская информационная система имеет цель объединить учреждения здравоохранения, а также данные, полученные в результате их работы. Сейчас такие системы действуют, например, на территории республики Тыва, Забайкальского края, Нижегородской, Иркутской областях и т. д.

Региональная информационная система в сфере закупок: взаимодействие с ЕИС и правила подключения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Доработанный текст проекта Приказа Федерального казначейства “Об утверждении правил информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере закупок с информационными системами” (подготовлен Федеральным казначейством 12.12.2016)

Досье на проект

В целях исполнения абзаца 2 пункта 27 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 г. N 1414 “О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок” (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2015, “Собрание законодательства РФ”, 11.01.2016, N 2 (часть I), ст. 324), приказываю:

Утвердить прилагаемые правила информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере закупок с информационными системами, указанными в подпунктах “б” – “г” и “е” – “з” пункта 18 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 г. N 1414 “О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок”.

РуководительР.Е. Артюхин
СОГЛАСОВАНО
Министерство экономического развития
Российской Федерации

Утверждены
приказом Федерального казначейства
от ” ” ____________ 2016 г. N_____

ПРАВИЛА
информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере закупок с информационными системами

1. Настоящие Правила устанавливают порядок информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) с информационными системами, указанными в подпунктах “б” – “г”, “е” – “з” пункта 18 Правил функционирования единой информационной системой в сфере закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 (далее – информационные системы, Правила функционирования ЕИС).

2. Информационное взаимодействие ЕИС с информационными системами осуществляется на основе принципов обеспечения полноты и достоверности информации, предоставляемой и получаемой в рамках информационного взаимодействия, а также обеспечения конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

3. Участниками информационного взаимодействия в соответствии с настоящими правилами являются Федеральное казначейство, операторы информационных систем, указанных в подпунктах “б” – “г”, “е” – “з” пункта 18 Правил функционирования.

4. Обмен сведениями, составляющими государственную тайну, между участниками информационного взаимодействия не производится.

5. При информационном взаимодействии ЕИС с информационными системами сведения предоставляются участниками информационного взаимодействия в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом N 44-ФЗ;

6. Информационное взаимодействие с единой информационной системой информационных систем, указанных в подпунктах “б”, “г”, “ж” пункта 18 Правил функционирования, осуществляется после регистрации таких систем в соответствии с разделом II Порядка регистрации информационных систем в единой информационной системе, утвержденного приказом Федерального казначейства России от 30.12.2015 N 27н.

Информационное взаимодействие с единой информационной системой информационных систем, указанных в подпункте “в” пункта 18 Правил функционирования, осуществляется после регистрации сертификата проверки ключа электронной подписи оператором зарегистрированной в установленном порядке региональной или муниципальной информационной системы в сфере закупок.

Информационное взаимодействие с к единой информационной системой информационных систем, указанных в подпункте “е” пункта 18 Правил функционирования, осуществляется после регистрации сертификата проверки ключа электронной подписи такой системы в личных кабинетах уполномоченных лиц заказчика единой информационной системы.

Информационное взаимодействие единой информационной системы с информационными элементами инфраструктуры, , указанными в подпункте “з” пункта 18 Правил функционирования, осуществляется после подключения к таким информационными элементами инфраструктуры в установленном порядке.

7. Электронные документы, участвующие в информационном обмене, должны удовлетворять форматам, предусмотренным пунктом 14 Правил функционирования ЕИС.

8. При обмене электронными сообщениями участники информационного взаимодействия руководствуются требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”.

9. Информационное взаимодействие ЕИС с информационными системами осуществляется в соответствии с требованиями к стандартам и протоколам обмена электронными документами.

10. Технологические регламенты ЕИС с информационными системами, указанными в подпунктах “б”, “г”, “ж” пункта 18 Правил функционирования разрабатываются Федеральным казначейством с соблюдением настоящих Правил и размещаются на официальном сайте ЕИС.

Требования к стандартам и протоколам обмена электронными документами между единой информационной системой в сфере закупок и информационными системами

1. Настоящие Требования устанавливаются в соответствии с Правилами информационного взаимодействия ЕИС с информационными системами.

2. Требования к стандартам обмена

Информационное взаимодействие ЕИС с внешними системами должно осуществляться в соответствии с принятыми стандартами, удовлетворяющими в том числе требованиям текущего законодательства в сфере информационных технологий.

Стандарты касаются форматов обмена данными, шифрования данных и использования цифровой подписи.

3.1. Требования к форматам обмена данными

3.1.1. Требования к форматам данных

Обмен ЕИС с информационными системами должен осуществляться структурированными электронными документами в формате XML (rfc3023).

XML документы состоят из элементов разметки и содержимого документа – данных. Элементы разметки состоят из элементов и атрибутов. Набор элементов и атрибутов каждого XML документа, участвующего в обмене ЕИС с информационными системами, должен отвечать XML схеме (XSD – recommendation W3C), отвечающей типу взаимодействия.

Текстовое описание структуры XML-документов приводится в унифицированных структурированных открытых форматах для передачи данных (Альбом ТФФ ЕИС).

Передаваемые XML-документы должны содержать XML теги, соответствующие единым форматам электронных документов, утвержденным Минфином России в соответствии с пунктом 14 Правил функционирования ЕИС и могут содержать XML-теги, специфические для типа и протокола обмена.

При необходимости передачи в ЕИС неструктурированных данных, такие данные могут быть переданы в составе XML пакета в формате base64. В случае если общий объем XML-пакета вместе с вложениями превышает 50Мб, неструктурированные вложения необходимо передавать отдельно, с использованием протокола приема в ЕИС файлов. В этом случае в XML-пакете, передаваемом в ЕИС, передается идентификатор неструктурированного вложения, который ЕИС присваивает вложению при его приеме в рамках указанного протокола.

3.1.2. Требования к поддержке версий форматов данных

Форматы XML-документов, участвующих в обмене между ЕИС и информационными системами, могут изменяться. В этом случае выпускается новая версия XML схем и Альбома ТФФ ЕИС.

В каждой XML схеме и Альбоме ТФФ ЕИС указывается номер версии схемы. При переходе к новой версии ведется журнал изменений.

В каждом XML-документе, участвующем в обмене между ЕИС и информационными системами, должен быть указан номер версии XML схемы, в соответствии с которой построен передаваемый XML-документ.

Основным принципом при выпуске новой версии является принцип обратной совместимости XML-документов более ранних версий. Под обратной совместимостью понимается такое изменение XML схем при выпуске новых версий системы, что все XML-документы созданные в любой ранее выпущенной версии отвечают XML-схеме любой вновь выпускаемой версии.

В случае если в очередном изменении структуры документа не удается поддержать совместимость с предыдущими версиями структуры данного документа, такой документ необходимо выделить в отдельную структуру, несовместимую с предыдущими версиями. В этом случае для такого вновь созданного документа необходимо определить правила его обмена между ЕИС и информационными системами.

3.2. Требования к стандартам обеспечения безопасности обмена данными

3.2.3. Требования к стандартам шифрования

Применение шифрования передаваемых данных необходимо при передаче данных через сети общего пользования в целях обеспечения защиты передаваемых данных от несанкционированного доступа.

Шифрование при обмене данными используется при информационном обмене с использованием криптографических протоколов, построенных на основе TLS (rfc5246 и rfc6176).

3.2.4. Требования к стандартам цифровой подписи

Цифровая подпись может использоваться для подписания электронных документов, участвующих в обмене.

Цифровая подпись может быть наложена как на весь передаваемый пакет, так и на передаваемый в составе пакета документ или часть документа.

Читайте также:  Электронные торговые площадки для проведения госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ: список, тарифы, особенности, различия

Во взаимодействиях ЕИС с внешними системами могут использоваться цифровые подписи стандартов CADES, описанным в документе (ETSI TS 101 733) и WSSecurity, являющимся стандартом подписания сообщений в web-сервисах.

4. Требования к протоколам обмена

Информационное взаимодействие ЕИС с внешними системами должно осуществляться по соответствующим протоколам.

Протоколы должны обеспечивать следующие типы информационного взаимодействия:

– двусторонний обмен документами и информацией между ЕИС и иными информационными системами, в том числе электронными площадками;

– предоставление возможности приема в ЕИС документов, подготовленных в иных информационных системах, в том числе региональных, муниципальных информационных системах и информационных системах контрольных органов;

– предоставление автоматизированного доступа к документам, размещенным в ЕИС;

– предоставление возможности приема в ЕИС неструктурированной информации.

4.3. Требования к протоколам двунаправленного обмена документами

Протоколы двунаправленного обмена могут быть использованы для передачи проектов документов для последующего размещения, для передачи размещенных документов, для передачи нормативно-справочной информации.

Протоколы должны обеспечивать гарантированную доставку передаваемых пакетов.

В рамках протокола двунаправленного обмена осуществляется двусторонний обмен запросами с передаваемыми XML-пакетами, сторона отправитель вызывает для передачи сторону получатель.

Параметры доступа должны быть определены отдельно для каждого типа информационных систем, взаимодействующей с ЕИС по данному протоколу, в соответствии с регламентом для данного типа информационных систем, разработанным в соответствии с пунктом 10 Правил информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере закупок с иными информационными системами.

Обмен необходимо осуществлять по защищенным каналам связи.

XML пакеты, передаваемые в рамках данных протоколов, должны поддерживать единые форматы обмена, с возможностью задания дополнительных особенностей, соответствующих данным протоколам, по сравнению с другими протоколами взаимодействия ЕИС.

В протоколах должна быть предусмотрена передача подтверждения приема передаваемого документа. Протокол приема может быть двух видов: положительный и отрицательный.

Положительный протокол приема подтверждает факт успешного приема документа стороной получателем. Отрицательный протокол приема должен содержать перечень нарушений, препятствующих успешному приему документа стороной получателем.

XML-пакеты, передаваемые по данному протоколу, не должны превышать 50Мб. При необходимости передачи в ЕИС неструктурированного вложения в передаваемый бизнес документ контент такого вложения может быть передан в составе XML пакета. В случае если общий объем XML-пакета вместе с вложениями превышает 50Мб, неструктурированные вложения необходимо передавать отдельно с использованием протоколов приема файлов в единой информационной системе.

4.4. Требования к протоколам, обеспечивающим возможность приема документов и иной информации в единой информационной системе

Протоколы, обеспечивающие прием в ЕИС документов, могут быть использованы в следующих случаях:

– для приема документов с целью их подписания пользователем и последующего размещения в ЕИС,

– для приема проектов документов, подписанных пользователем во внешней системе, и последующего автоматического размещения в ЕИС.

В случае приема подписанных сведений передача информации должна осуществляться по защищенным каналам связи.

XML пакеты, передаваемые в рамках данных протоколов, должны поддерживать единые форматы обмена, с возможностью задания дополнительных особенностей, соответствующих данным протоколам, по сравнению с другими протоколами взаимодействия с ЕИС.

В протоколах следует предусмотреть одностороннее обращение с запросами от контрагентов к ЕИС.

При передаче структурированной информации в ЕИС могут направляться запросы двух типов:

– запрос на передачу XML пакета со структурированным документом,

– запрос на получение результата размещения на ЕИС ранее переданного документа.

Допускается передача XML пакетов объемом не более 50Мб.

При необходимости передачи в ЕИС неструктурированного вложения в передаваемый бизнес документ контент такого вложения может быть передан в составе XML пакета в формате base64. В случае если общий объем XML-пакета вместе с вложениями превышает 50Мб, неструктурированные вложения необходимо передавать отдельно с использованием протокола приема файлов в единой информационной системе.

4.5. Требования к протоколам, обеспечивающим предоставление автоматизированного доступа к документам, размещенным в единой информационной системе

Протоколы предоставления документов должны обеспечивать предоставление доступа внешних систем ко всем документам, размещенным в ЕИС.

Для доступа к документам протоколы должны обеспечить возможности поиска документов.

Поиск документов в протоколе должен осуществляться в том числе:

– по дате и времени размещения документа в ЕИС;

– по типу документа;

– по атрибутам организации, к которой относится документ.

Протоколы предоставления документов должны гарантировать полноту предоставляемого перечня документов и их соответствие документам, размещенным в ЕИС.

Протоколы предоставления автоматизированного доступа к документам могут быть использованы для предоставления доступа к актуальной нормативно-справочной информации.

XML пакеты, передаваемые в рамках данных протоколов, должны поддерживать единые форматы обмена с возможностью задания дополнительных особенностей, соответствующих данным протоколам, по сравнению с другими протоколами взаимодействия с ЕИС.

4.7. Требования к протоколам приема в единой информационной системе неструктурированной информации

Протоколы приема неструктурированной информации должны обеспечить прием в ЕИС из внешних систем файлов, являющихся дополнительной информацией к структурированным документам. Протоколы приема неструктурированных данных должны обеспечить прием вложений размера большего, чем это позволяют сделать другие протоколы приема вложений в составе структурированных XML-пакетов.

Для протоколов приема ЕИС из внешних систем неструктурированной информации должны быть предусмотрены:

– возможность приема неструктурированной информации общим размером более 50Мб;

– контроль целостности неструктурированной информации;

– возможность повторного использования ранее переданной неструктурированной информации без необходимости повторной передачи.

Обзор документа

Планируется урегулировать вопросы взаимодействия ЕИС в сфере закупок с отдельными информационными системами.

Речь идет, в частности, об электронных площадках, о региональных системах в сфере закупок, об информационной системе органов контроля.

Участниками информационного взаимодействия являются Федеральное казначейство, операторы информационных систем.

Устанавливаются требования к стандартам и протоколам обмена электронными документами.

Региональная информационная система в сфере закупок (РИКС)

Основной базой данных, в которой содержится вся информация о государственных закупках, реализуемых на территории России, стала единая информационная система (ЕИС). Каждый заказчик обязан вносить в нее сведения о проводимых им процедурах. Одновременно с этим, в соответствии со статьей 4 44-ФЗ, отдельные субъекты и муниципалитеты РФ имеют право создавать собственные базы данных и заносить в них всю необходимую информацию. Такая база носит название «Региональная информационная система в сфере закупок» (РИКС).

Что представляет собой РИКС

РИКС представляет собой базу данных, в которой содержится информация о закупках, проводимых отдельным субъектом Российской Федерации. Доступ к ней открыт для всех участников и заказчиков. Она в обязательном порядке регистрируется в ЕИС и полностью с ней интегрируется. Ключевым предназначением такой системы становится обработка, формирование, хранение и предоставление сведений о проводимых закупках, а также осуществление контроля.

Каждая созданная РИКС должна отвечать требованиям, установленным Правительством России. Полный перечень таких требований прописан в Постановлении № 1091 от 28 ноября 2013 года. Порядок ведения и функционирования системы устанавливается отдельными правовыми актами, издаваемыми высшим органом исполнительной власти субъекта РФ.

Благодаря информационной системе зачастую удается значительно облегчить процесс размещения государственного заказа. Она помогает автоматизировать большинство процессов формирования и сопровождения закупок, требующих особой кропотливости и внимательности. По этим причинам снижается количество допускаемых ошибок. Кроме того, система позволяет проводить полноценный контроль над действиями заказчиков.

Взаимодействие с ЕИС

Сведения, представленные в региональной информационной системе полностью идентичны информации, размещенной в ЕИС. Из РИКС переносятся следующие данные:

  1. Планы и план-графики закупок, а также вся информация об их реализации.
  2. Данные о реализуемой закупочной деятельности.
  3. Запросы пользователей, поступающие в систему.
  4. Отчеты заказчиков о проделанной работе.

Из ЕИС копируется информация о поступающих жалобах и проверках, инициированных уполномоченными контролирующими органами, а также каталог товаров и услуг, типовые контракты и прочие сведения.

Для того, чтобы процесс интеграции проходил проще и быстрее, все сведения в обеих системах должны отвечать одним и тем же технологическим и языковым требованиям. Копирование информации проводится с использованием специально разработанного для этой цели функционала ЕИС.

Требования к региональным системам

В эксплуатацию может быть введена только та региональная информационная система, которая полностью отвечает установленным требованиям. В первую очередь правила регламентируют техническую сторону вопроса. Используемое программное обеспечение должно предоставлять следующие возможности:

  1. Демонстрация истории перемещения и корректировок всей документации. При этом должно быть зафиксировано время совершения каждой конкретной операции.
  2. Свободный доступ ко всей хранящейся информации.
  3. Фиксация точной даты и времени размещаемых сведений.
  4. Стабильное функционирование даже при совершении пользователями ошибок.
  5. Создание резервных копий всей информации на случай возникновения непредвиденной ситуации.

Все документы, размещаемые в РИКС, подписываются усиленной электронной цифровой подписью. Они размещаются в виде отдельных файлов, а также в форме, обеспечивающей быстрый просмотр информации.

Преимущества и недостатки

Внедрение РИКС призвано повысить эффективность работы государственных заказчиков в каждом отдельном регионе. Она упрощает задачу и потенциальным поставщикам, которые получают возможность быстро искать информацию о тендерах, проводимых в нужной местности. Также повышается эффективность контролирующих органов, получающих возможность проводить полноценный мониторинг всех действий заказчиков в подведомственном регионе.

Однако на сегодняшний день многие специалисты сходятся во мнении, что эксплуатирование РИКС нецелесообразно. Вступили в силу новые правила, согласно которым в ЕИС должна быть размещена информация о закупках, проводимых у единственных поставщиков при сумме контракта, не превышающей установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными средствами. Ранее эти данные заносились только в РИКС.

Теперь же РИКС и ЕИС содержат полностью идентичную информацию. Это противоречит одной из самых важных задач государственных закупок – увеличение эффективности работы. Заказчикам приходится дублировать одну и ту же информацию, что увеличивает трудоемкость работы и отнимает время. Кроме того, такое копирование данных требует от сотрудников государственных учреждений особых знаний и навыков. Следовательно, организациям приходится нести дополнительные расходы на повышение квалификации своих работников.

Перечень РИКС

На сегодняшний день региональные информационные системы уже успешно функционируют в Московской, Тульской, Ярославской, Сахалинской, Крыму, Республике Татарстан и некоторых других областях. Полный перечень систем и их реквизиты представлены в ЕИС. Пока зарегистрировано около 30 подобных сайтов. В последующем их число может быть увеличено.

Региональная система закупок как информационный ресурс для отражения закупочной деятельности заказчиков в одном регионе

Функционирование системы государственного и муниципального заказа должно осуществляться с использованием различных информационных ресурсов. Одним из таких ресурсов становится специально созданная система государственного заказа, которая работает в регионах. Она называется Региональной информационной системой. Ее создание разрешено законодателем в рамках положений статьи 4 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с положениями этой статьи для функционирования контрактной службы государственных и муниципальных заказчиков на региональном уровне могут быть созданы региональные системы закупок.

Региональная система закупок: понятие и основные задачи

Региональная система закупок (Региональная информационная система) – это база данных о проводимых закупках на уровне муниципального образования или на уровне субъекта Российской Федерации. Главным условием ее функционирования является обязательное взаимодействие с Единой информационной системой. Региональная информационная система – это информационный ресурс, который позволяет отследить все изменения в проводимых закупках. Кроме того, именно после размещения в Региональной информационной системе все документы проходят проверку, что позволяет избежать ошибок в данных, выгруженных после в Единую информационную систему.

Все требования, которым должна соответствовать РИС, содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации №1091, принятом 28 декабря 2013 года. Данное Постановление было принято во исполнение статьи 4 указанного выше Федерального закона.

Основные задачи

Основными задачами Региональной информационной системы на основании действующего законодательства в сфере закупок являются:

  • повышение эффективности работы самих государственных и муниципальных заказчиков и участников государственных закупок в рамках конкретно взятого региона;
  • информационное обеспечение сферы государственных закупок определенного муниципалитета или субъекта РФ;
  • создание, обработка и хранение информации, в том числе с целью обеспечения полноценного доступа к ней всех заинтересованных пользователей системы;
  • контроль за полной идентичностью данных, которые содержатся в планах закупок, планах-графиках, документациях о проведении закупочных мероприятий, протоколах по итогам этапов проведения закупочного мероприятия, проектах контрактов, которые были сформированы для предоставления к ознакомлению в рамках формирования документации закупочной процедуры.

Как РИС взаимодействует с ЕИС

Главной особенностью взаимодействия Региональной и Единой информационных систем является то, что все сведения выгружаются из Региональной системы в ЕИС только после того, как была проведена проверка их достоверности. Для этого при осуществлении интеграции таких систем происходит прикрепление РИС к ЕИС на программном уровне.

Читайте также:  План закупок и правила его формирования через систему «Электронный бюджет»: пошаговая инструкция, внесение изменений и порядок размещения

Основное взаимодействие между ЕИС и РИС происходит по следующим направлениям:

  1. Передача данных из одной системы в другую о размещенных документах и сведениях по фактам проведенных или планируемых закупок, а также о результатах исполнения ранее заключенных контрактов.
  2. Дублирование всей информации о функционировании закупочной системы путем выгрузки сведений из Единой информационной системы о следующем:
    • планах закупок, планах-графиках и об их реализации, в том числе о проведенных мероприятиях по организации закупочных процедур;
    • данных о закупочной деятельности, проводимой в соответствии с действующими нормами Федерального закона №44-ФЗ и Федерального закона №223-ФЗ;
    • запросах потенциальных участников закупочных процедур, которые были направлены государственным и муниципальным заказчикам с целью получения разъяснений о положениях документации или о порядке проведения различных конкурентных и неконкурентных процедур;
    • предоставленных ответах со стороны заказчиков в лице их контрактных служб или контрактных управляющих.

Алгоритм подключения

Подключиться к Региональной информационной системе может тот заказчик, который работает в регионе (если такая система в регионе создана и функционирует), а также получает финансирование из соответствующих уровней бюджета (бюджет субъекта федерации или муниципального образования). Алгоритм подключения выглядит следующим образом:

  • получение квалифицированной электронной цифровой подписи. На этапе регистрации в РИС потребуется подпись руководителя организации, так как только путем использования его сертификата возможно будет корректировать все необходимые идентифицирующие сведения о заказчике;
  • зайти на официальный сайт РИС своего региона;
  • выбрать вкладку, которая посвящена личному кабинету государственного заказчика, и провести регистрацию в нем. Все сведения, которые будет необходимо заполнить о заказчике, потребуется взять из Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (саму Выписку возможно выгрузить с официального сайта Федеральной налоговой службы). Данные вносятся на основании сведений о присвоенных ИНН и КПП юридического лица;
  • заполнить профили лиц, которые будут принимать участие в работе учетной записи конкретного заказчика и подтвердить их полномочия путем регистрации их квалифицированных ЭЦП в системе;
  • подтвердить регистрацию профиля руководителя заказчика путем подтверждения его ЭЦП с целью получения возможности подписывать все размещаемые в РИС документы.

В каких регионах есть?

В настоящее время перечень регионов, в которых создаются или уже созданы и полностью функционируют Региональные информационные системы, постоянно расширяется. На сегодняшний день в перечне таких регионов можно увидеть:

  • Тульскую область;
  • Сахалинскую область;
  • Краснодарский край;
  • Республику Татарстан;
  • Иркутскую область;
  • Забайкальский край;
  • Республику Тыва;
  • Нижегородскую область;
  • Вологодскую область;
  • Ростовскую область;
  • Ставропольский край;
  • Московскую область;
  • Ярославскую область;
  • Республику Крым.

Единая информационная система в сфере закупок

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о единой информационной системе в сфере закупок. Фигурально выражаясь, это один из “китов”, на котором держится система государственных закупок в нашей стране. Поэтому для успешной работы с госзакупками знать об этой системе, а тем более уметь ею пользоваться должен каждый специалист, чья деятельность так или иначе связана с госзаказом. Разбираться в деталях работы с данной системой мы в настоящей статье не будем, а рассмотрим лишь общие вопросы, а именно: что такое ЕИС, для чего она нужна, а также какие функции и задачи она выполняет? Материал статьи будет полезен как поставщикам, так и начинающим заказчикам. Предлагаю сильно не затягивать и приступить к изучению статьи. Поехали…

Содержание:

1. Что такое ЕИС?

Как уже было сказано в водной части статьи, ЕИС расшифровывается, как единая информационная система.

Согласно п.9 ст.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее по тексту 44-ФЗ) единая информационная система в сфере закупок — совокупность информации содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в сети «Интернет» (далее — официальный сайт).

2. Официальный сайт ЕИС

С 1 января 2016 года на смену официальному сайту Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг пришла единая информационная система в сфере закупок.

Основной целью создания такой информационной системы было повышение прозрачности госзакупок, для того чтобы все процессы в рамках контрактной системы от этапа планирования закупок до завершения исполнения контрактов стали более публичными.

Вся информация, содержащаяся в ЕИС, является открытой (за исключением сведений, содержащих государственную тайну) и предоставляется бесплатно. Помимо этого такая информация должна быть полной и достоверной.

Ответственным государственным органом за разработку концепции и определение функциональных требований к ЕИС является Минэкономразвития России (МЭР). А ответственным ведомством за разработку и эксплуатацию системы является Федеральное казначейство.

На начальном этапе создания единой информационной системы в сфере закупок рассматривалось два варианта:

  1. создание системы на базе существующего сайта госзакупок;
  2. создание системы с нуля.

В виду того, что второй вариант оказался более ресурсоемким, было принято решение о создании системы на базе имеющегося сайта. По этой причине адрес ЕИС остался прежним — www.zakupki.gov.ru .

Старая же версия ЕИС находится по адресу — http://old.zakupki.gov.ru/ .

Согласно ч.7 ст.4 44-ФЗ субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой. Однако при наличии разночтений в размещенной информации на сайте субъекта и ЕИС приоритет имеет информация, размещенная в единой информационной системе. Т.е. поставщикам это говорит о том, что для поиска информации о проводимых государственных закупках, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ функционала ЕИС будет более чем достаточно.

3. Какая информация содержится в единой информационной системе?

Согласно ч.3 ст.4 44-ФЗ ЕИС должна в себе содержать:

1) планы закупок (с 1 января 2017 года);

2) планы-графики (с 1 января 2017 года);

3) информацию о реализации планов закупок и планов-графиков (с 1 января 2017 года);

4) информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;

5) информацию о закупках и об исполнении контрактов;

6) реестр контрактов, заключенных заказчиками;

8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;

9) реестр банковских гарантий;

10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;

11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

12) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

13) отчеты заказчиков, предусмотренные 44-ФЗ;

14) каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

15) нормативные правовые акты;

16) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками запросах цен товаров, работ, услуг;

17) иные информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено 44-ФЗ, Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ) и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

4. Что обеспечивает ЕИС?

  • формирование и размещение информации посредством информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами без необходимости дополнительного входа в личный кабинет ЕИС;
  • осуществление контроля информации и документов, подлежащих размещению в ЕИС, во взаимодействии с иными информационными системами;
  • переход на использование ОКПД2 и ОКВЭД2;
  • реализацию функциональных возможностей для Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства;
  • реализацию расширенных функциональных возможностей для контрольных органов и органов аудита;
  • использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов;
  • подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа.

5. Преимущества ЕИС

Главным и принципиальным отличием единой информационной системы от ранее существовавшего сайта госзакупок является максимальная автоматизация процесса закупок от размещения извещения до подведения итогов и исполнения контракта. Все внесенные в систему данные обрабатываются автоматически, а на основе этих данных формируется требуемая отчетность. Вся система документооборота находится на сайте в открытом доступе.

ЕИС плотно связана с другими региональными информационными системами и электронными площадками, что в совокупности создает единое информационное пространство.

Также несомненным плюсом является и тот факт, что все планы закупок, а также планы-графики будут размещаться в ЕИС (с 1 января 2017 года) только в структурированном (машиночитаемом) виде. Это нововведение значительно расширит возможность поиска информации о закупках с использованием простых поисковых запросов, как, например, в поисковой системе Яндекс или Google.

Отмечу, что на старом сайте госзакупок эти документы размещались в сканированном виде, что не позволяло поставщикам, да и другим заинтересованным лицам полноценно искать информацию. Теперь же такое нововведение позволит поставщикам заранее спрогнозировать спрос среди заказчиков на свои товары, работы или услуги и составить долгосрочный план по участию в закупках.

Помимо функциональных изменений разработчиками были выполнены и технологические работы по повышению производительности и отказоустойчивости ЕИС, улучшены функции поиска, появился конструктор параметров поиска, оптимизирован пользовательский интерфейс ее открытой части. Система приобрела более современный и красивый интерфейс. Однако полный набор возможностей станет доступен пользователям с 1 января 2017 года.

6. Законодательное регулирование работы ЕИС

Требования к созданию и курированию ЕИС описаны в Федеральном законе № 44-ФЗ а также в постановлениях Правительства от 30 сентября 2014 г. № 996 «О распределении полномочий между Министерством экономического развития и Федеральным казначейством при создании ЕИС» и от 23 января 2015 г. № 36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию ЕИС».

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что информация была для вас полезной. До встречи в следующих выпусках.

ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА. РЕЕСТРЫ ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ. ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

В результате изучения главы студент должен:

  • • основные понятия и основные функции ЕИС;
  • • порядок организации документооборота в контрактной системе;
  • • основные реестры официального сайта ЕИС;
  • • находить информацию об осуществлении закупок на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru и сайтах операторов электронных площадок;
  • • проводить выборку данных в реестре официального сайта ЕИС;
  • • навыком работы с официальным сайтом ЕИС (порядок размещения данных, внесение изменений, управление данными);
  • • навыком управления электронным документооборотом в контрактной системе;
  • • навыком работы с основными реестрами официального сайта ЕИС (мониторинг, анализ и оценка данных, поиск информации).

Единая информационная система и информационные системы в сфере закупок

Эффективное функционирование контрактной системы обусловлено действием принципов открытости и прозрачности. Для их полноценной реализации в сфере закупок создана и функционирует ЕИС, которая взаимодействует с иными информационными системами, например с государственной автоматизированной информационной системой «Управление», государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет». Порядок функционирования ЕИС, требования к технологическим и лингвистическим средствам ЕИС, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в ЕИС, порядок информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством РФ. (Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок».)

В целях организации исполнения государственного контракта от 3 октября 2013 г. № ГК-142-ОФ/Д01 на выполнение работ по подготовке концепции и технического задания на создание ЕИС в сфере закупок действовал Приказ Минэкономразвития России от 31.10.2013 № 645 «О создании Межведомственной рабочей группы по сопровождению государственного контракта на выполнение работ по подготовке концепции и технического задания на создание единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Работа над созданием ЕИС осуществлялась в согласованном взаимодействии ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» (исполнитель государственного контракта) с Минэкономразвития России, ФЛС России, Минкомсвязью России, Казначейством России.

Читайте также:  Совместные торги по 44-ФЗ: порядок проведения конкурсов и аукционов, преимущества и недостатки

Единая информационная система в сфере закупок представляет собой совокупность информации, предусмотренной Законом о контрактной системе и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», (п. 9 ст. 3 Закона о контрактной системе).

В структуру ЕИС включены подсистемы (компоненты, модули), созданные и (или) доработанные в рамках работ по ведению и обслуживанию официального сайта (постановление Правительства РФ от 23.01.2015 № 36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок»). Перечень подсистем (компонентов, модулей) ЕИС был определен в технической документации на основании функциональных требований, которые были установлены Минэкономразвития РФ.

С 1 января 2016 г. ЕИС была введена в эксплуатацию (Приказ Казначейства России от 22.12.2015 № 354) по результатам приемки работ (их результатов на основе приемочных испытаний) межведомственной комиссией, сформированной Федеральным казначейством (Приказ Казначейства России от 29.04.2015 № 11н). Работа над созданием ЕИС должна быть полностью завершена не позднее 1 января 2017 г., когда будет обеспечена возможность подачи через ЕИС заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений.

Функционирование ЕИС обеспечивает:

  • 1) формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;
  • 2) контроль за соответствием (вступает в силу с 1 января 2017 г.):
    • а) информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
    • б) информации, включенной в планы-графики закупок (далее также – планы-графики), информации, содержащейся в планах закупок;
    • в) информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
    • г) информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
    • д) условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • е) информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта;
  • 3) использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов, предусмотренных Законом о контрактной системе;
  • 4) подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки. При этом участникам закупок должна быть обеспечена возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии указанного доступа.

Новое в законодательстве

Приказом Казначейства России от 22.12.2015 № 354 «О вводе в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок» введена с 1 января 2016 г. в эксплуатацию ЕИС в сфере закупок, созданная на базе Официального сайта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Ввод в эксплуатацию ЕИС повлек переход доменного имени www.zakupki.gov.ru к официальному сайту ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Перечень информации, которая подлежит размещению в ЕИС, содержит:

  • • планы закупок;
  • • планы-графики;
  • • информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;
  • • информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;
  • • информацию о закупках, предусмотренную Законом о контрактной системе, об исполнении контрактов;
  • • реестр контрактов, заключенных заказчиками;
  • • реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • • библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;
  • • реестр банковских гарантий;
  • • реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
  • • перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
  • • результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
  • • отчеты заказчиков, предусмотренные Законом о контрактной системе;
  • • каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • • НПА, регулирующие соответствующие отношения;
  • • информацию о складывающихся на товарных рынках ценах продукции, закупаемой для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками запросах цен продукции;
  • • иную информацию и документы, размещение которых в ЕИС предусмотрено Законом о контрактной системе, Законом о закупках и принятыми в соответствии с ними иными НПА.

Пункты 1—3 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системы (указание па такие компоненты ЕИС, как планы закупок, планы-графики закупок, информация о реализации планов закупок и планов-графиков закупок) вступают в силу с 1 января 2017 г. С 31 марта 2015 г. предусмотрено формирование закрытого реестра банковских гарантий. В такой реестр включаются банковские гарантии, предоставляемые в качестве обеспечения заявок и контрактов, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Единая информационная система обеспечивает размещение всей содержащейся в ней информации на официальном сайте, которая является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Исключением является информация, составляющая государственную тайну, такая информация в ЕИС не размещается.

Полномочия при создании и обеспечении функционирования ЕИС разделены между Минэкономразвития России и Федеральным казначейством в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 996 «О распределении полномочий между Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным казначейством при создании единой информационной системы в сфере закупок». Министерству экономического развития РФ предоставлены полномочия по выработке функциональных требований к ЕИС в сфере закупок и по ведению ЕИС в сфере закупок в части поддержки ее пользователей.

Федеральное казначейство уполномочено осуществлять функции:

  • 1) по созданию и развитию ЕИС в сфере закупок в соответствии с выработанными Минэкономразвития России функциональными требованиями;
  • 2) по обслуживанию ЕИС в сфере закупок;
  • 3) по ведению ЕИС в сфере закупок (за исключением поддержки ее пользователей);
  • 4) по установлению порядка регистрации в ЕИС в сфере закупок и порядка пользования ЕИС в сфере закупок.

ЕИС предназначена как для информационного сопровождения деятельности участников контрактной системы, так и для обеспечения контроля закупок и возможности осуществления заказчиками и участниками закупок дополнительного функционала. Под дополнительным функционалом следует понимать функцию подачи и учета заявок участников в форме электронного документа с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи.

Обеспечение контроля закупок осуществляется посредством интеграции ЕИС с информационной системой «Электронный бюджет», направленной на взаимодействие бюджетного процесса и процессов планирования и осуществления закупок. Такая интеграция позволяет Федеральному казначейству (финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований, органам управления государственными внебюджетными фондами) осуществлять контроль.

Взаимодействие ЕИС и ИС «Электронный бюджет» направлено на усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок, размещения заказов на их поставку и выполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов. ЕИС является одной из централизованных сервисных подсистем системы «Электронный бюджет» (п. 6 постановления Правительства РФ от 30.06.2015 № 658 «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами “Электронный бюджет”»).

Как централизованная подсистема ЕИС выполняет следующие функции:

  • • формирование информации и документов федеральных государственных заказчиков, государственных заказчиков, действующих от имени субъекта РФ, и муниципальных заказчиков в рамках предоставления информации и документов для формирования и ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, в соответствии с Законом о контрактной системе;
  • • информационное взаимодействие с иными информационными системами в целях предоставления информации, содержащейся в системе «Электронный бюджет», а также получения информации, необходимой для реализации функций и полномочий субъектов системы «Электронный бюджет».

Приказом Минфина России от 24.12.2014 № 167н «О порядке присвоения, применения и изменения идентификационных кодов заказчиков в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» установлены структура и порядок применения идентификационного кода заказчика, присваиваемого в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки. Код заказчика представляет собой двадцатизначный цифровой код, который присваивается Федеральным казначейством по итогам прохождения процедуры регистрации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Также определены требования к содержанию учетной карточки заказчика, которая будет создаваться Федеральным казначейством для каждого заказчика. Сведения для учетной карточки будут изменяться на основании сведений, полученных из ЕГРЮЛ и (или) от заказчика в части, не противоречащей сведениям из ЕГРЮЛ.

Закон о контрактной системе содержит указание на то, что субъекты РФ и муниципальные образования вправе создавать свои информационные системы, интегрированные с ЕИС.

Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1091 «О единых требованиях к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с установленными требованиями высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации определяют порядок функционирования и использования региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок.

С 1 января 2016 г. указанные Единые требования полностью вступили с силу, с 1 января 2014 г. требования вступили в силу за исключением пунктов, регламентирующих контроль за соответствием информации и обеспечение передачи в ЕИС, а также прием из ЕИС информации и документов, входящих в состав планов закупок, планов-графиков закупок, информации о реализации планов закупок и планов- графиков закупок; информации об исполнении контрактов; запросов пользователей региональных и муниципальных систем.

Инструментами интеграции ЕИС с региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок являются:

  • — информационное взаимодействие указанных систем с ЕИС, обеспечивающее гарантированную передачу в ЕИС и размещение в ней электронных документов и информации, предусмотренной Законом о контрактной системе. Если формирование таких электронных документов и информации осуществляется в региональных и муниципальных информационных системах в сфере закупок, исчисление предусмотренных Законом о контрактной системе сроков размещения таких электронных документов и информации в ЕИС начинается с момента фиксации времени поступления таких электронных документов и информации в ЕИС;
  • — пользование указанными информационными системами и базами данных ЕИС;
  • — установление единых технологических и лингвистических требований к информации, обработка которой осуществляется в указанных системах;
  • — размещение информации о закупках на официальном сайте ЕИС.

В случае если информация, размещенная в ЕИС, не соответствует информации, размещенной в иных информационных системах в сфере закупок, приоритет имеет информация, размещенная в ЕИС. Исключение составляет информация о складывающихся на товарных рынках ценах продукции, закупаемой для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о размещаемых заказчиками запросах цен продукции, а также информация и документы, размещение которых в ЕИС предусмотрено Законом о закупках.

В письме ФАС России от 30.06.2014 № АЦ/26237/14 «Разъяснение законодательства о контрактной системе» указывается на то, что размещение заказчиком на официальном сайте документации о закупке, содержащей ограничения для ознакомления, является административным правонарушением. Информация в виде текста размещается на официальном сайге в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра («документ в электронной форме»). Таким образом, по мнению ФАС России, если документация о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления (текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов), то данное действие нарушает нормы Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Иной позиции придерживается Минэкономразвития РФ (Письмо Минэкономразвития России от 15.12.2015 № Д28и-3613), который полагает, что если возможность искать и копировать фрагменты текста отсутствует, то это не противоречит Закону о контрактной системе, поскольку установлен лишь запрет взимать плату за доступ к документации, и иных требований не предусмотрено.

Добавить комментарий