Способы определения поставщика по 44-ФЗ: сравнительная таблица, обоснование выбора, конкурентные виды процедур
Способы закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Способы закупок по 44-ФЗ
Для начала разберем способы закупок по 44-ФЗ, таблица наглядно показывает все возможные варианты.
Конкурентные | Неконкурентные |
---|---|
Конкурс (в т. ч. и электронный) | Закупка у единственного поставщика |
Аукцион | |
Запрос котировок (в т. ч. и электронный) | |
Запрос предложений (в т. ч. и электронный) | |
Закрытые способы (в т. ч и электронные) |
Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ
Вид | Подвид | Описание | Победитель |
---|---|---|---|
Конкурс | Открытый | Тот, кто предложит лучшие условия. | |
С ограниченным участием | Используется при заказах сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Адресаты — неограниченный круг лиц, требования ко всем едины. | ||
Двухэтапный | Кроме основных требований, могут добавляться дополнительные. Побеждает тот, кто предложит лучшие условия по итогам второго этапа. Проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, экспериментов, изысканий и т. д., а также если необходимо обсудить с участниками характеристики объекта. Адресован для неопределенного круга лиц. | ||
Закрытый с ограниченным участием | |||
Закрытый двухэтапный | |||
Электронные конкурсные процедуры | Аналогичны «бумажным» | ||
Аукцион | Открытый в электронной форме | Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. При этом перечень закупок, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством. Проводится на электронных площадках. В настоящее время их восемь. | Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением. |
Закрытый | Может устанавливаться плата за получение документации о таком аукционе. Плату устанавливает заказчик, также информация о ней указывается в приглашении принять участие в процедуре. Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена специализированная торговая площадка для проведения торгов — АСТ «ГОЗ». | ||
Запрос котировок | Используется при условии, что НМЦК менее 500 000 рублей. Проводится путем непосредственной передачи конвертов с ценой заказчику. Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. | Тот, кто предложит самую низкую цену. | |
Электронный запрос котировок | |||
Запрос предложений | Тот, чье окончательное предложение будет отражать самые идеальные условия. | ||
Электронный запрос предложений |
Неконкурентные способы закупок
Есть только один подвид — закупка у единственного поставщика. В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2020 год есть 55 оснований.
Примерами могут служить:
- приобретения услуг в компаниях-монополиях;
- «прямые» контракты;
- ликвидации аварий;
- покупки лекарств;
- признания конкурентных процедур не состоявшимися.
Способы определения поставщика по 223-ФЗ
Используются разнообразные конкурентные способы закупки по 223-ФЗ. До 01.07.2018 законодательно было закреплено только два вида процедур: электронный аукцион и конкурс, которые обязательно закрепляются в Положении о проведении закупок. После вступления в силу изменений в положении заказчик обязательно должен прописать алгоритм проведения аукциона, конкурса, а также запроса предложений и запроса котировок по 223-ФЗ.
При этом заказчик имеет право установить в положении иные способы выбора исполнителя. Примерами могут быть редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. При этом заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.
Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.
Способы определения поставщика по 44-ФЗ – сравнительная таблица
На федеральном уровне выделено сразу несколько методов ведения закупочной деятельности. Заказчик вправе использовать при определении контрагента конкурс, аукцион, запрос предложений или котировок. В отдельных случаях допускается заключение договора с единственным поставщиком. Законом 44-ФЗ предусмотрен ряд подвидов процедур. Каждый из способов обладает спецификой и регулируется отдельными нормами.
Получить полное представление о системе позволяет комплексная оценка правовых актов. Квалифицированные юристы подготовили сравнительную характеристику по базовым критериям.
Условия проведения процедуры
Право на выбор той или иной формы закупки принадлежит заказчику. Однако это не освобождает от необходимости придерживаться определенных правил. Для каждого из методов установлены основания:
Открытый конкурс | ||||||||||||||||||||||||||||
Электронный аукцион | ||||||||||||||||||||||||||||
Запрос котировок | ||||||||||||||||||||||||||||
Запрос предложений | ||||||||||||||||||||||||||||
Закупка у единственного поставщика |
Открытый конкурс | |||||||||||||||||||||||
Электронный аукцион | |||||||||||||||||||||||
Запрос котировок | |||||||||||||||||||||||
Запрос предложений | |||||||||||||||||||||||
Закупка у единственного поставщика |
Открытый конкурс | ||||||
Электронный аукцион | ||||||
Запрос котировок | ||||||
Запрос предложений | ||||||
Закупка у единственного поставщика |
Способ | В каких случаях применяется | Особенности |
Конкурс |
(в электронной и бумажной форме)
шаг аукциона. Участники заявляют о своем намерении исполнить
договор по более низкой цене
котировок (в электронной и бумажной форме)
котировок не может быть больше
10% от общего и не должен
превышать 100 млн рублей
предложений (в электронной и бумажной форме)
участник, направивший
окончательное предложение,
которое наилучшим образом
соответствует требованиям
заказчика
единственного
поставщика (в бумажной форме)
- направить предложение
заключить договор одному
участнику; - принять предложение
об условиях договора
только от одного
участника
Условий много, а ошибаться нельзя. В противном случае должностное лицо заказчика может быть оштрафовано по статье 7.29 КоАП на 30 000 рублей. Если же нужно было провести конкурс или аукцион, а был выбран иной способ закупки, то штраф составит 50 000 рублей.
Обоснование выбора способа определения поставщика в конкурентных закупках
Регламентация
С началом нового отчётного периода каждый год заказчики наряду с публикацией в ЕИС закупочных планов и планов-графиков должны располагать там же и обоснование предполагаемого способа определения поставщика касательно любого заказа. И к этому обязывает ст.18 44-ФЗ.
В случае, когда заказчик предполагает подписать контракт с единственным поставщиком, здесь придётся не только обосновать данный выбор, но и доказать, что проведение закупки иным способом невозможно.
Поскольку заказчик самостоятельно определяет метод проведения госзакупки, ему при этом необходимо убедительно продемонстрировать основания, по которым выбрана та или иная процедура торгов и предусмотрен именно подобный способ выделения поставщика.
Это позволяет избежать коррупционных составляющих в планируемых закупочных торгах и обеспечивает конкурентный принцип их проведения.
Формальная сторона корректного обоснования выбора способа определения поставщика регламентируется ПП № 555 от 05.06.2015 г. В нём приводится бланк обоснования и обозначается порядок его заполнения. Здесь же, в документе, заказчику предписывается внести основания своего выбора поставщика в колонки 8 и 9 таблицы, которая сопровождает план-график.
Что влияет на способ выбора
Метод выбора поставщика напрямую корреспондируется с процессом осуществления заказа, который обязан быть сугубо обоснован и руководствоваться чёткими критериями.
Они выражаются в:
- закупочном объекте, представляющем собой предмет контракта, и в существенных условиях, указанных в проекте договора;
- начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК);
- длительности поставок товара, выполнения работ, оказания услуг;
- стандартных критериях выявления победителя торгов;
- положениях 44-ФЗ;
- необходимости с 01.01.2020 г. осуществлять закупочные действия исключительно в электронной форме.
В бумажных процедурах
Закупочный процесс в бумажном варианте допускается лишь в случаях, связаанных с:
- оказанием неотложной медицинской помощи;
- обеспечением работы заказчика на иностранной территории;
- устранением последствий природных, техногенных и чрезвычайных ситуаций;
- оказания гуманитарной помощи;
- закрытых процедур;
- закупок у единственного поставщика;
- заказов, обусловленных правительственным решением согласно списку, приведённому в п. 44 ст. 112 44-ФЗ.
В закрытых процедурах
Определение поставщиков посредством закрытых способов осуществляется в процессе закрытых:
- конкурсов;
- конкурсов с ограниченным участием;
- двухэтапных конкурсов;
- аукционов.
При этом законодательно предписывается приглашения принять участие в закрытых способах определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей направлять ограниченному кругу лиц, соответствующих требованиям 44-ФЗ.
Сами же эти методы применяются только при:
- госзакупках, удовлетворяющих федеральные потребности, сведения о которых связаны с гостайной;
- присутствии таких сведений в документации, сопровождающей закупки, или в контрактном проекте;
- составлении договоров о страховании, транспортировке и охране ценностей Гохрана РФ;
- приобретении услуг по обслуживанию и обеспечению деятельности судей и судебных приставов;
- закупках, произведённых в интересах безопасности РФ.
Электронный аукцион
Аукционы в электронном виде, доминирующие в госзакупочной деятельности, проводятся на базе перечня заказов, который обозначен в правительственном Распоряжении № 471-р от 21.03.2016 г.
Кроме того, электронные аукционы могут проводиться, если установлен единственный критерий выявления победителя, который заключается в контрактной цене.
Поэтому присутствие закупочного объекта в правительственном перечне или предложение поставщика, содержащее минимальную цену, служит достаточным аргументом и делает обоснование способа определения поставщика в электронном аукционе легитимным.
Электронный запрос котировок
С 2020 г. заказчики получили возможность делать запросы котировок в электронном виде.
Но при этом заказы посредством запроса котировок за отчётный год не должны превышать 100 млн. руб. и 10% от совокупного годового объёма закупок.
Чтобы обосновать предлагаемый способ определения поставщика при электронном запросе котировок, следует обращать внимание:
- включение или невключение закупочных объектов в список продукции, предназначенной для оказания гуманитарной помощи или устранения последствий ЧС;
- присутствие объектов закупок в правительственном аукционном перечне при ограничении суммы на заказ;
- НМЦК, которая должна быть установлена в рамках 500000 руб.
Электронный конкурс
В случае, когда закупочная комиссия заказчика при определении победителя ориентируется на оптимальные условия поставки и комплектации, а также на другие качественные показатели закупочных объектов, проводится тендер в виде открытого электронного конкурса. И именно эти критерии ложатся в основу обоснования способа выбора поставщика.
В ПП РФ № 99 от 04.02.2015 г. обозначены основания для проведения конкурсных торгов с ограниченным участием для закупочных объектов, отличающихся технической или технологической сложностью, носящих инновационный, высокотехнологический или специализированный характер.
При отсутствии у предмета закупки подобных свойств он не может быть допущен к торгам с ограниченным участием.
Двухэтапный электронный конкурс проводится, если:
- осуществляются закупки научно-исследовательских разработок, проектов изысканий, исследований и экспериментов;
- приобретаются инновационные и высокотехнологические товары;
- заключается энергосервисный контракт;
- приобретаются произведения искусства и литературы.
Также двухэтапный электронный конкурс проводится в случае необходимости обсуждения с целью спецификации потребительских качеств и технологических особенностей объекта заказа.
Электронный запрос предложений
44-ФЗ обозначает следующие основания для закупок посредством электронного запроса предложений:
- в случае непризнания состоявшимися электронных конкурсных процедур или электронного аукциона;
- в процессе покупки жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, у собственников жилья в виде физлиц;
- при заказе спортинвентаря и оборудования для подготовки сборных по олимпийским и параолимпийским видам спорта;
- в ходе приобретения лекарственных средств, назначенных врачебной комиссией;
- при госзакупке услуг по защите интересов РФ в судебных органах зарубежных стран, международных судов и арбитраже;
- во время закупки изделий народного промысла;
- в процессе торгов, которые осуществляются после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе исполнения контракта.
Соответствие исполнителей перечисленным условиям являются достаточным обоснованием выбранного способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя.
Проведение госзакупочных процедур только с достаточным обоснованием выбранного способа определения поставщика не является прихотью или произволом законодателей. Без соблюдения этого правила невозможны честные, прозрачные и конкурентные торги, в которых заинтересовано подавляющее большинство заказчиков.
Способы закупок по 44-ФЗ – таблица на 2019 год
Вопрос о способах определения поставщиков рассмотрен в статье 24 действующей редакции 44-ФЗ. Приобретать товары и услуги для собственных нужд государственные организации могут у единственного поставщика или путем проведения конкурентных закупок.
Закупка у единственного поставщика
Закупка без конкурентной борьбы возможна в следующих случаях:
- Приобретение товаров, относящихся к сфере естественных монополий.
- Закупка работ по мобилизационной подготовке.
- Приобретение товаров и услуг на сумму не более 100 тыс. рублей. При этом СГОЗ данного вида не может превышать 2 миллиона рублей или 5% от общего объема закупок за год. Он также не может превосходить отметку в 50 миллионов рублей.
- Покупка товаров и услуг учреждениями культуры, парками отдыха, зоопарками, ботаническими садами, музеями, архивами и так далее. Максимальная сумма такого контракта – 400 тыс. рублей. СГОЗ такого типа не может превысить 50% от общего объема приобретенной продукции за год, а также превзойти отметку в 25 миллионов рублей.
- Закупка, осуществляемая органами исполнительной власти.
- Оформление контракта на поставку военной техники.
- Услуги по водоснабжению, водоотведению, тепло- и газоснабжению.
- Закупка товаров и услуг с целью устранения последствий аварии.
Полный перечень таких ситуаций прописан в статье 93 44-ФЗ. В случае выбора такого метода проведения закупки заказчику придется обосновывать его целесообразность.
Конкурентные закупки
К конкурентным процедурам относят:
- Конкурсы: открытые, с ограниченным участием, закрытые, закрытые с ограниченным участием, двухэтапные и закрытые двухэтапные.
- Аукционы: электронные и закрытые.
- Запросы котировок.
- Запросы предложений.
В 2018 году в закон были снесены изменения, согласно которым заказчики обязаны проводить процедуры в электронном виде. Посредствам функционала ЭТП осуществляются конкурсы открытые, с ограниченным участием и двухэтапные, аукционы, запросы котировок и предложений. В отдельных ситуациях в электронной форме могут проводиться и закрытые процедуры.
Особенности закрытых процедур расписаны в статье 84 44-ФЗ. Их проведение в обязательном порядке согласовывается с органами исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Сроки проведения отдельных этапов закупочных процедур
Размещение в ЕИС извещения
Запрос участником разъяснения документации / Ответ заказчика на запрос
Корректировка документации и извещения
Оценка первых частей заявок / Публикация протокола
Окончательная оценка заявок / Публикация протокола
Сроки подписания контракта
Открытый конкурс (статьи 48-54 44-ФЗ)
Более чем за 20 суток до момента открытия доступа к заявкам участников.
Более чем за 5 дней до конца этапа подачи предложений. / В течение двух рабочих дней от даты поступления запроса.
Больше, чем за 5 дней до завершения этапа подачи предложений.
В течение 20 суток с момента вскрытия конвертов. / В течение рабочего дня следующего за датой визирования протокола.
В период между 10 и 20 днем с момента подписания финального протокола.
Открытый конкурс в электронной форме (статьи 54.1-54.7 44-ФЗ)
Не менее 15 рабочих дней до завершения стадии подачи предложений.
Более чем за 5 суток до финиша этапа передачи заявок. / В течение 2-х раб. дней от даты поступления запроса.
Более чем за 5 суток до окончания стадии подачи конкурсных предложений.
Если НМЦК 4.3125 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.31 (8 Голосов)
Комментарии
В таблице, приведённой Вами в статье, указано, что извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается в ЕИС : “Более чем за 15 суток до завершения стадии подачи предложений.”
Что противоречит закону, который гласит, что извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается в ЕИС : Не менее чем за 15 РАБОЧИХ ДНЕЙ до даты окончания подачи заявок в таком конкурсе. (ст. 54.2. ФЗ-44).
По продолжительнос ти, срок указанный в законе, длиннее срока приведённого Вами в таблице.
Сравнительная характеристика электронного аукциона и открытого конкурса в электронной форме как конкурентных способов определения поставщика
Дата публикации: 16.03.2020 2020-03-16
Статья просмотрена: 108 раз
Библиографическое описание:
Карелина, Н. П. Сравнительная характеристика электронного аукциона и открытого конкурса в электронной форме как конкурентных способов определения поставщика / Н. П. Карелина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 107-111. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68136/ (дата обращения: 29.04.2020).
Одним из направлений участия государства в экономике являются закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Высокая значимость государственных закупок обусловлена, прежде всего, их особой целевой направленностью, поскольку они нужны для удовлетворения потребностей государства, обеспечения его жизнедеятельности, выполнения государством своих функций.
Основным направлением развития политики в области государственного (муниципального) заказа в настоящее время является создание качественного и эффективного механизма осуществления государственных (муниципальных) закупок.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) предусмотрены такие способы осуществления государственных (муниципальных) закупок, как конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика.
В настоящее время основными способами осуществления государственных (муниципальных) закупок являются электронный аукцион и открытый конкурс.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона № 44-ФЗ электронный аукцион понимается, как аукцион при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором [1].
По мнению А. Ю. Цариковского, электронные аукционы является логической вершиной, к которой пришло законодательство о государственном заказе. Они обеспечивают полную открытость и публичность процедуры размещения заказов и способствуют привлечению максимально широкого круга лиц, для участия в них [2].
В соответствии с Законом № 44-ФЗ электронный аукцион проводится заказчиком в обязательном порядке в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Распоряжением Правительством РФ от 21.03.2016 № 471-р [3], либо в отношении товаров, работ, услуг, включенных в дополнительный перечень утвержденного на уровне субъекта Российской Федерации.
В настоящий момент аукционный перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ, включает в себя достаточно много массовых, широко распространенных товаров, работ и услуг, таких как сельскохозяйственное направление, услуги по водоотведению, финансовые, телекоммуникационные, издательские услуги, а также: охота, лесоводство, компьютерное и электрическое оборудование, продукты питания, одежда, лекарства, строительные работы и многие другие.
Необходимо отметить, что не всегда нужно проводить электронный аукцион даже если объект закупки входит в перечень Правительства РФ или региональных властей если Законом № 44-ФЗ допускается осуществление закупки иными способами, заказчик вправе провести запрос котировок, запрос предложений или закупку у единственного поставщика. (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ)
Кроме того, заказчик вправе по своему желанию проводить электронный аукцион при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные выше перечни.
К преимуществам электронного аукциона относится следующее:
1) прозрачность и открытость проведения электронного аукциона. Весь процесс проведения закупки можно наблюдать онлайн;
2) незначительное количество ограничений, закрепленных в Законе 44-ФЗ на проведение электронного аукциона. В данном случае снижается вероятность в проверки правильного выбора способа определения поставщика, а также исключается возможность для привлечения к административной ответственности за неправильно определенный способ осуществления государственной (муниципальной) закупки предусмотренной кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) все сведения об участниках закупки являются конфиденциальными, что существенно снижает риски сговора между заказчиком и поставщиком;
4) при проведении электронного аукциона можно получить существенное снижение заявленной цены.
Но, как и другие виды способов закупки, электронный аукцион имеет свои недостатки, среди которых нельзя не отметить:
1) оценка заявок осуществляется лишь по одному критерию — цена, а такие критерии, как качество оказываемых услуг или товаров, надежность поставщика не рассматриваются;
2) риск технических сбоев, при которых может сбиться ход проведения аукциона;
3) более продолжительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом предложений и запросом котировок;
4) существенный риск возникновения претензий в связи с ошибками в ходе проведения процедуры из-за ее сложности и многоэтапности.
Необходимо отметить, что с 1 января 2019 года вступили в силу изменения, предусмотренные федеральным законам от 31.12.2017 N 504-ФЗ [4], согласно которых открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений должны проводиться в электронной форме.
Согласно ст. 54.1 Закона № 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
А. Е. Карамзинов в своей работе определил конкурс как соревнование, цель которого заключается в выявлении лучших из числа участников. А сущность конкурса, по его мнению, «заключается в состязательности, осуществляемой в ходе торгов с выбором победителя в соответствии с заранее установленными критериями в представленных предложениях участников, демонстрации их преимуществ на основе рассмотрения, сопоставления, оценки их заявок и определения, наилучших из них, позволяющих претенденту стать первым в заключение договора» [5].
Конкурс предпочтительно проводить в том случае, когда заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), но и их качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация участников закупки.
В Законе № 44-ФЗ не установлены случаи, когда заказчик должен проводить открытый конкурс в электронной форме конкурс, в связи с чем, можно сделать вывод, что данный способ закупки проводится только в тех случаях, когда использование иных способов закупки, предусмотренных Законом 44-ФЗ необязательно либо невозможно.
К плюсам открытого конкурса, проводимого в электронной форме, можно отнести следующее:
1) при определении победителя учитывается не только предложенная таким участникам цена контракта, но и качественные, технические и прочие характеристики закупаемых товаров, работ и услуг;
2) извещение и конкурсная документация публикуются в средствах массовой информации и находятся в свободном для всех доступе, что способствует привлечению большего круга участников, стимулирует конкуренцию и позволяет выбрать действительно наилучшее предложение, так как принять участие в открытом конкурсе может любое юридическое лицо, готовое сделать свое предложение, соответствующее условиям открытого конкурса, требованиям технического задания и более выгодное для заказчика;
3) прозрачность и открытость проведения данного способа закупки;
4) отсутствует географически привязка для участия в конкурсе.
К недостаткам открытого конкурса относятся:
1) риск нарушения процедуры проведения конкурса из-за технических сбоев на электронной площадке, по независящим от заказчика причинам;
2) высокая вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика, в связи с тем, что в Законе № 44-ФЗ не установлены случаи, когда заказчик должен проводить открытый конкурс в электронной форме конкурс;
3) более длительная процедура проведения по сравнению с запросом котировок и запросом предложений.
Между электронным аукционом и открытым конкурсом в электронной форме можно выделить несколько существенных отличий. Первое и самое главное отличие заключается в критериях оценки заявок участников. При проведении электронного аукциона единственным критерием оценки заявок участников государственных (муниципальных) закупок является только цена контракта. При проведении открытого конкурса в электронной форме, кроме стоимостных критериев используется также и не стоимостные критерии, такие как: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на право собственности или иных законных основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Второе отличие заключается в механизме определения победителя. Так при проведении электронного аукциона победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг. А победителем открытого конкурса в электронной форме — признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе, которого присвоен первый номер.
С. В. Савина отмечает, что «в основу разграничения конкурса от аукциона положен не столько способ определения победителя, сколько цели, которые ставит перед собой организатор конкурса, выбирая форму торгов, аукцион предназначен для выявления покупателя, способного предложить наиболее выгодную цену. Конкурс же нацелен на выбор лиц, максимально способных к оптимальному решению задачи, поставленной собственником имущества» [6].
Третье отличие двух указанных способов определения поставщика заключается в возможности определения способа проведения закупки. Путем проведения открытого конкурса в электронной форме можно осуществлять, только те закупки, для которых использование иных способов закупки, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, необязательно либо невозможно. Иными словами, открытый конкурс в электронной форме проводится по остаточному принципу. Случаи, в которых заказчику необходимо проводить электронный аукцион в обязательном порядке предусмотрены в ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ. Кроме того, заказчик вправе по своему желанию проводить электронный аукцион при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, утвержденный субъектом РФ.
Четвертое отличие касается сроков проведения данных процедур. Так, например размещение извещения о проведение открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Что касаемо электронного аукциона, то срок размещения извещение о проведение электронного аукциона зависит от начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК). Если НМЦК не превышает триста миллионов рублей, то извещение о проведение электронного аукциона размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В случае если НМЦК превышает триста миллионов рублей, то такое извещение размещается не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок.
При закупках строительных работ, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства данное извещение размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок, если НМЦК превышает два миллиарда рублей. Если стартовая цена меньше двух миллиардов рублей, то минимальный срок размещения извещения будет составлять семь дней до даты окончания срока подачи заявок.
Так же различия имеются и в сроках принятия решений о внесении изменений в решения о проведении закупки, подачи запросов на разъяснения положений документации, размещение в единой информационной системе ответов на запросы, на разъяснения положений документации, рассмотрение и оценку первых частей заявок на участие в закупке.
Пятое отличие заключается в содержание документации о проведении закупки. Так в отличие от конкурса при проведении электронного аукциона в документации не допускается установление требований к форме и оформлению заявки на участие в этом аукционе. (ч.2. ст. 64 Закона № -44ФЗ)
Однако в судебной практике отмечается, что в документации электронного аукциона можно устанавливать рекомендуемую форму заявки, которую участник закупки вправе не использовать при подаче заявки на участие в аукционе [7].
Еще одно немаловажное отличие заключается в том, что при проведении электронного аукциона участникам закупки предоставляется право подавать ценовое предложение в размере аукционного шага неограниченное количество раз. В то время как при проведении открытого конкурса в электронной форме участникам предоставляется право подавать только одно окончательное предложение о цене контракта.
Несмотря на отличия в процедурах, для участия в конкурсе, и в аукционе участникам закупки необходимо предоставить обеспечение заявки на участие, когда НМЦК превышает 5 млн. руб. (ч. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). По общему правилу обеспечение заявки может предоставляться по усмотрению участника в виде денежных средств или банковской гарантии. (ч. 2 ст. 44 Закона № 44-ФЗ)
А также при проведении аукциона и конкурса применяются антидемпинговые меры, предусмотренные ст. 37 Закона № 44-ФЗ.
О. А. Беляева, критикуя широкое распространение аукционов, подчеркивает, что «самое привлекательное по цене предложение редко оказывается на практике самым выгодным. Заниженная цена часто означает, что поставщик переоценил свои возможности, работает себе в убыток или на пределе рентабельности и, следовательно, не имеет резерва надежности. В результате работа часто делается с существенно более низким качеством, чем изначально предполагалось, и дольше, чем было запланировано, при этом не следует исключать возможность того, что заказ не будет выполнен вообще» [8].
Рассмотрев основные отличия данных способов закупки, считаю позицию О. А. Беляевой верной, так как при проведении закупки в форме электронного аукциона, заказчик получает товар с характеристиками, минимально соответствующими техническому заданию, при этом все остальные возможные характеристики продукции, приносятся в жертву в целях максимизации прибыли поставщика. Чего не скажешь про конкурс, в данном случае заказчик может получить не только экономию бюджетных средств от начальной цены контракта, но и товар с характеристиками лучше тех, что были заложены заказчиком изначально в техническом задании. Из чего можно сделать вывод, что при проведении конкурса заказчик получает лучшее из предложенных образцов продукции, а при проведении аукциона- самые дешевые по себестоимости (из допущенных по техническому заданию) образцы продукции, выбранного поставщиком в целях увеличения прибыли и как правило, не лучшего качества. В связи, с чем делаю вывод, что открытый конкурс в электронной форме является более практичной формой закупки, чем электронный аукцион.
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // «Российская газета» — Федеральный выпуск № 80 от 12 апреля 2013.
- Цариковский А. Ю. [Интервью со статс-секретарем — заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы России А. Ю. Цариковским] // Законодательство. 2011. № 1. С. 7.
- О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) распоряжением Правительством РФ от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 03.06.2019) // «Собрание законодательства Российской Федерации», № 13, ст.1880.
- О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 01.01.2018, N 1 (Часть I), ст. 88.
- Кармзинов А. Е. Институционализация отношений субъектов конкурсных торгов как фактор развития конкуренции в российской экономике: дис. … канд. экон. наук. Ростов-на-Дону. 2009. С. 67
- Савина С. В. Правовое регулирование организации и проведения конкурсов в предпринимательской деятельности: дис. канд. юрид. наук. М., 2007. С. 69
- Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.10.2015 N Ф07–4818/2015 по делу N А56–43749/2014. // СПС «КонсультантПлюс».
- Беляева О. А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов. М.: Юриспруденция, 2011.