Срок действия государственного контракта по 44-ФЗ: его исполнение, изменение и продление

Срок действия государственного контракта по 44-ФЗ: его исполнение, изменение и продление

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Срок исполнения работ по контракту на реконструкцию заканчивается в июле 2019 г., то есть после вступления в законную силу данной статьи. Заказчик намерен продлить срок действия контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по причине невозможности его исполнения по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию. После получения положительного заключения экспертизы проектной документации планируется также заключение соглашения об изменении объемов и видов выполняемых работ на основании п. 8 ч. 1 указанной статьи. Срок действия контракта 15 месяцев, цена контракта 192 млн. руб.
Можно ли воспользоваться пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и продлить сроки действия контракта на выполнение работ по реконструкции объекта, заключенного в 2018 году, в связи с внесением изменений в проектную документацию? Необходимо ли подрядчику вновь оформлять банковскую гарантию? На какие объемы возможно увеличить работы и на какой процент увеличивается стоимость контракта?

1. В связи с внесением изменений в ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) с 1 июля 2019 г. расширен перечень случаев, при которых допускается изменение существенных условий контракта при его исполнении (пп. “а” п. 64 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ).
Так, например, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если контракт, предметом которого является в том числе выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства, по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе при необходимости внесения изменений в проектную документацию либо по вине подрядчика, не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное данным пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, предоставления подрядчиком в соответствии с данным законом обеспечения исполнения контракта.
При этом ни Законом N 44-ФЗ, ни Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ не ограничена возможность применения п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в отношении контрактов, заключенных до момента вступления его в силу, равно как не обусловлена возможность применения данного пункта наличием в документации о закупке и (или) контракте условия о возможности подобных изменений (смотрите, например, п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Применительно к ситуации сказанное означает, что срок исполнения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства, заключенного в 2018 году, действие которого не прекращено, при отсутствии вины подрядчика может быть продлен при соблюдении следующих условий:
– срок исполнения контракта продлевается, если он истек, и причиной такого продления являются не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию;
– изменение срока исполнения контракта допускается однократно на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении;
– если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;
– срок исполнения контракта продлевается по соглашению сторон.
При наличии указанных выше обстоятельств стороны вправе продлить сроки исполнения контракта. Оформляется такое изменение путем подписания дополнительного соглашения к контракту (п. 1 ст. 452 ГК РФ), а информация об изменении контракта направляется заказчиками в течение пяти рабочих дней с даты изменения для включения в реестр контрактов (п. 8 ч. 2, ч.ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
2. Пунктом 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено лишь установление по соглашению сторон нового срока возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Аналогичного требования в отношении банковских гарантий данным пунктом не установлено.
Однако соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ в ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, согласно которой срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Соответственно, в случае продления срока исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ подрядчик обязан предоставить банковскую гарантию, срок действия которой превышает новый срок исполнения контракта не менее чем на один месяц.
3. Применение п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ возможно только при одновременном соблюдении следующих условий:
– срок контракта – не менее одного года;
– цена контракта должна составлять или превышать предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством РФ. Отметим, что в соответствии с проектом Постановления Правительства Российской Федерации “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 N 1186” (подготовлен Минфином России 16.05.2019) указанный предельный размер цены контракта установлен в размере 100 млн. руб.;
– необходимость изменений должна быть обусловлена возникновением не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимостью внесения изменений в проектную документацию;
– обязательное наличие письменного обоснования такого изменения в отношении государственных контрактов при осуществлении закупки для нужд субъекта РФ на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
– изменение условий контракта на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30% (в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений).
В приведенной ситуации цена контракта составляет 192 млн. руб., поэтому формально заказчик может изменить контракт на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при наличии соответствующего решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Однако из положений п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не вполне понятно, могут ли на основании данного пункта меняться объемы и (или) виды выполняемых работ по контракту либо возможно только увеличение срока исполнения контракта и (или) его цены не более чем на 30%.
Полагаем, так как п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не определен перечень условий контракта, изменение которых допустимо в соответствии с данным пунктом (например, в отличие от пп. “а”, пп. “в” п. 1 ч. 1 ст. 95, п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), а внесение изменений в проектную документацию в большинстве случаев предполагает изменение объемов и (или) видов выполняемых работ, на наш взгляд, применение п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предполагает не только увеличение срока исполнения контракта и (или) его цены не более чем на 30%, но и изменение объемов и (или) видов выполняемых работ по контракту с учетом указанного ограничения. Однако официальных разъяснений по данному вопросу в настоящее время нет, поэтому не исключено, что контролирующие органы будут придерживаться иной позиции по данному вопросу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также:  Что такое запрос цен по 223-ФЗ? Понятие процедуры, порядок проведения, требования к документам

Продление срока действия контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Продление срока действия контрактов, заключенных в рамках действия законодательства о контрактной системе, это одна из популярнейших тем для обсуждения и дискуссий. И действительно, в процессе реализации своей закупочной деятельности у заказчиков порой возникает необходимость пролонгации заключенного договора. Причиной появления такой необходимости могут служить самые разные причины.

Вместе с тем контрактное законодательство имеет строгие положения в отношении мер ответственности за несвоевременное исполнение условий контрактов. И с этой точки зрения пролонгация может расцениваться как намеренная попытка недобросовестного поставщика избежать этой ответственности.

Попытаемся разобраться в данном вопросе и дать конкретный ответ на вопрос, можно ли продлять срок действия заключенного в рамках контрактной системы договора.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.

Продление срока действия контракта с точки зрения общего законодательства

Продление срока действия или, как чаще принято говорить, пролонгация контракта – это довольно распространенное явление в процессе реализации сторонами своих договорных отношений. Несмотря на регулярное применение данной процедуры, следует отметить, что Гражданский кодекс РФ понятия пролонгации не содержит. Вместо этого он предусматривает четкие сроки начала и окончания исполнения контрактов на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Для продления срока действия контракта имеется две возможности:

  1. Заключение сторонами дополнительного соглашения.
  2. Наличие возможности пролонгации в тексте договора.

В обоих случаях важнейшим и обязательным условием является указание срока, на который будет продлен контракт.

Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 44-ФЗ

Как уже было сказано выше, законодательство о контрактной системе предъявляет жесткие требования к своевременному исполнению сторонами взятых на себя обязательств. Кроме того, срок действия заключенного контракта является существенным условием, менять которое согласно статье 95 Закона № 44-ФЗ нельзя.

В этом отношении имеется ряд исключений, как, например, снижение цены без изменения объемов поставки товара или выполнения работ, 10-процентное уменьшение или увеличение объема закупки и т.д. Изменение сроков действия контракта данные исключения не предусматривают, соответственно пролонгация контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ, невозможна и будет считаться нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Заказчик обязан осуществлять закупки в полном соответствии с размещенным в ЕИС планом-графиком, где сроки являются одним из важнейших показателей. Заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия контракта, равно как и включение соответствующих условий в текст договора при его заключении, строго запрещены и будут считаться нарушениями.

Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 223-ФЗ

Заказчики, осуществляющие закупочную деятельность по Закону № 223-ФЗ, находятся в менее строгих условиях, поскольку самостоятельно определяют требования и разрабатывают положение о закупках. Ничто не запрещает им предусмотреть возможность включения в текст контракта условия о его продлении.

Несмотря на это, пролонгация контрактов, заключенных по итогам конкурентных процедур, может быть расценена контролирующими органами как ограничение конкуренции, к которой она в определенных случаях действительно приведет. Продление срока действия заключенного контракта является ни чем иным, как определением и согласованием новых условий, однако такое согласование проводится лишь с одним участником, в то время, как сама закупка предусматривала наличие конкуренции.

Исходя из вышесказанного, можно заключить следующее:

  • пролонгация контракта, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ не запрещена и возможна;
  • возможность и условия продления срока действия контракта должны быть прописаны заказчиком в положении о закупках;
  • рекомендуется использовать возможность продления сроков только тех контрактов, которые были заключены «напрямую» с единственным поставщиком.

Заключение

На наш взгляд, пролонгации контрактов лучше избегать. Если с Законом № 44-ФЗ в этом вопросе все четко и ясно, то Закон № 223-ФЗ никак его не регламентирует, оставляя на откуп заказчикам и контрольным органам, которые в свою очередь зачастую имеют отличные мнения и точки зрения.

Опираясь на практику работы контрольных органов, следует отметить, что нередко продление сроков действия договора, заключенного конкурентным способом, расценивается как ограничение конкуренции и влечет соответствующее наказание. Что касается пролонгации контрактов, заключенных с единственным поставщиком, то контрольные органы склонны расценивать такие действия, как заключение нового контракта, опираясь на трактовку о возникновении новых обязательств.

Наиболее оптимальным и целесообразным для заказчиков, вне зависимости от того, в рамках какого закона они работают, будет заключение нового контракта, а не продление срока действия старого.

Что считается сроком действия контракта по 44-ФЗ, и что входит в срок действия контракта?

Срок действия контракта по 44-ФЗ выступает важным условием договора, в течение которого заказчик и подрядчик должны исполнить свои обязательства по нему. Этот временной отрезок включается в текст контракта, и стороны должны его придерживаться.

Понятие

Понятие срока госконтракта в действующей редакции 44-ФЗ не содержится. В данном законе не сказано о том, что сроки действия контракта должны включаться в текст соглашения в обязательном порядке. Но данный пункт является желательным, так как позволяет судить о добросовестности заказчика или поставщика.

Нарушение сроков исполнения договора может грозить сторонам начислением штрафных санкций. Положения 44-ФЗ четко не регламентирует порядок установления сроков госконтракта.

Согласно определению, которое приведено в ст. 425 ГК, договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует, пока они полностью не исполнят свои обязательства по нему, либо до той даты, которая содержится в тексте документа.

Под сроками исполнения госконтракта понимается время, в течение которого поставщик и заказчик должны исполнить взятые на себя обязательства. Они должны заканчиваться до сроков его действия. Именно сроки исполнения выступают существенным условием госконтракта, тогда как период его действия к таким не относится.

В госконтрактах также нередко используют термин «сроки поставки», которые тождественны «срокам исполнения» и меньше сроков действия контракта.

В случае когда сроки действия госконтракта закончены, но свои обязательства стороны не выполнили, это не означает, что они аннулируются. Исключение составляют контракты, где прямо прописано, что при истечении определенного временного отрезка обязательства по госконтракту аннулируются.

Понятие срока действия контракта также следует отличать от срока исковой давности и гарантийного периода.

Виды контрактов

С точки зрения сроков действия, различают несколько типов государственных контрактов:

  1. Краткосрочные, которые могут действовать от нескольких дней до нескольких месяцев.
  2. Годовые, которые находятся в пределах года после вступления договора в законную силу.
  3. Долгосрочные, которые длятся более 1 года.
  4. С неопределенными сроками. В госконтракте допускается не прописывать конкретные временные рамки, но нужно указать, что он заключается на неопределенный период.
  5. Разовые, которые предполагают разовое исполнение обязательств без привязки во времени.

Максимальный срок

Сроки действия госконтракта определяются на основании положений Гражданского и Бюджетного кодекса. Сам 44-ФЗ о госзакупках никаких требований к данному пункту договора не устанавливает. Это значит, что временной отрезок может быть установлен в любом диапазоне. Гражданский кодекс позволяет сторонам не указывать сроки вовсе.

С учетом ч. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса контракт не может длиться дольше лимитов бюджетных обязательств.

Главное, чтобы они не противоречили положениям действующего законодательство.

Что входит в срок действия

Срок действия государственного контракта включает в себя следующие временные периоды:

  1. Период исполнения обязательств со стороны поставщика (исполнение контракта): поставки товара, выполнения работ и оказания услуг.
  2. Сроки исполнения обязательств заказчиком по оплате услуг подрядчика или товаров поставщика.
  3. Период гарантийных обязательств (если такие предусмотрены договором).

Таким образом, срок действия в данном случае является наиболее продолжительным временным периодом по госконтракту.

Сроки исполнения договора подрядчиком, поставщиком или исполнителем определяется с учетом положений 44-ФЗ. Согласно законодательству о контрактной системе, они могут быть в такой форме:

  1. Конкретные. При этом указывается конкретная дата завершения работ по договору или поставки товара либо временной период (например, поставщик обязан выполнить работы по договору в течение 30 календарных дней после его подписания или после поступления аванса на его счет).
  2. Сроки по заявке. В случае если предметом контракта установлено, что заказчик будет делать заявки на поставку товара несколько раз, то данный пункт может быть указан, например, так: «Сроки поставки товара составляют 10 дней с момента поступления заявки от заказчика».
  3. По графику. График выполнения работ или оказания услуг обычно применяется для многоэтапных контрактов. Здесь сроки устанавливаются в формате графика, который содержит даты.

В сроки исполнения обязательств заказчиком входит временной промежуток, который необходим ему для приемки и экспертизы поставленной продукции, ее оплаты и взаимодействия с подрядчиком по вопросам изменения или расторжения госконтракта.

Что касается сроков оплаты по договорам, они жестко ограничиваются положениями законодательства о контрактной системе и не могут превышать 30 дней после подписания документа о приемке по ч. 13 ст. 34 44-ФЗ. В качестве приемочного документа может выступать товарная накладная, акт приема-передачи или приемки оказанных услуг.

Читайте также:  Статья 4 Федерального закона №223-ФЗ: правила информационного обеспечения закупок

В случае подписания договора с субъектом малого предпринимательства у заказчика есть ограниченные сроки для оплаты его услуг. Они составляют не 30 дней, как в общем случае, а 15 дней по ч. 8 ст. 30 44-ФЗ.

Если заказчик уклонился от подписания контракта в силу различных обстоятельств, то он обязан вернуть обеспечение по госконтракту в течение 5 дней.

По вопросам предоставления гарантийных обязательств в 44-ФЗ нет четких требований для определения их периода. Под гарантийным периодом понимается временной промежуток, в течение которых поставщик обязан безвозмездно устранить обнаруженные недостатки в товаре. В госконтракте могут устанавливаться разные значения в зависимости от типа сделки. Например, на услуги по ремонту помещений обычно устанавливается гарантия в течение 12 месяцев после подписания акта-приема передачи.

В отношении рассматриваемого условия госконтракта следует также учесть две частные ситуации:

  1. Если в качестве обеспечения исполнения контракта предоставляется банковская гарантия, то она должна действовать минимум месяц после завершения действия соглашения по ч. 3 ст. 96 44-ФЗ.
  2. При реализации государственного инвестиционного контракта, если товар, созданный на его условиях, экспортирован в количестве не менее 10% в течение года, то период, в течение которого допускается делать закупки у данного поставщика, продлевается еще на 12 месяцев (п. 2 ч. 4 ст. 111.3 44-ФЗ).

Указание в реестре идентичных сроков завершения действия контракта и его исполнения противоречит правовым нормам.

Возможно ли изменение срока исполнения контракта

В случае подписания заказчиком договора с неопределенными сроками в рамках гражданского-правового законодательства его допускается пролонгировать. Продление допускается в автоматическом режиме (если это указано договором, но на практике используется редко) и по соглашению сторон через подписание дополнительного соглашения сторонами. Данное условие не распространяется на срочные госконтракты.

Но, согласно разъяснениям Минэкономразвития в Письме № Д28и-1818 от 2016 года, продление договора по 44-ФЗ в принципе невозможно. В судебной практике есть случаи, когда продление госконтракта из-за форс-мажорных обстоятельств было признано недействительным.

Единственное исключение – это случаи, когда заказчику уменьшили бюджетное финансирование. В этой ситуации он может подписать допсоглашение об изменении объема поставки или оказываемых услуг и пропорционально этому – сроков, но только в сторону их уменьшения по сравнению с теми, которые были установлены изначально.

Таким образом, законодательство о контрактной системе никак не регламентирует правила для определения сроков действия контракта. При этом заказчику следует ориентироваться на положения Гражданского и Бюджетного кодексов. Согласно п. 3 ст. 425 ГК, сроки действий контракта истекают, кода прекращаются договорные обязательства. Сроки действия и исполнения не являются тождественными понятиями: первые всегда более длительны.

Возможно ли продление (пролонгация) срока действия контракта по 44-ФЗ? Ответственность за пролонгацию

Сроки действия госконтракта и период, который необходим поставщику для исполнения обязательств по договору, входит в число базовых условий госконтракта по 44-ФЗ. На практике возникают ситуации, при которых поставщик или исполнитель не могут завершить работу или выполнить поставку товара в установленные сроки по объективным не зависящим от них обстоятельствам. В таком случае может возникнуть необходимость пролонгировать сроки исполнения контракта.

Согласно действующим положениям законодательства, сроки действия контракта не являются существенным условием госконтракта по нормам 44-ФЗ. Более того, сведения о сроках действия включаются в контракт по усмотрению заказчика.

Срок исполнения

Сроки действия следует отличать от сроков исполнения. Последнее понятие является более узким и входит в перечень существенных условий контракта.

Срок действия включает такие временные периоды, как исполнение поставщиком своих обязательств по оказанию услуг, выполнению работ и поставке товара, заказчиком – по оплате услуг и работ, принятых на условиях договора, а также возврату денежного обеспечения, а также гарантийный период.

Без сроков исполнения обязательств контракт считается недействительным из-за отсутствия в нем одного из существенных условий.

Возможно ли продление (пролонгация) срока действия

Под пролонгацией, или продлением понимается увеличение временного периода действия госконтракта в процессе реализации сторонами отношений по договору.

В рамках гражданско-правового законодательства договоры пролонгируются достаточно просто: для этого сторонам достаточно достигнуть договоренности и оформить факт продления сроков действия контракта в письменной форме. Но в отношении контрактов, которые подписывают государственные и муниципальные заказчики со своими контрагентами, есть некоторые особенности. Они заключаются в том, что в данном случае положения специального законодательства в виде 44-ФЗ о контрактной системе имеют приоритет перед общими нормами Гражданского кодекса.

По нормам 44-ФЗ все закупки должны вестись по плану-графику, а в нем есть указание на период исполнения контракта.

В ч. 1 ст. 95 44-ФЗ прямо сказано о том, что существенные условия контракта изменять не допускается. Ранее в законодательстве было предусмотрено несколько исключений из указанного правила. Теперь изменить сроки стало невозможным даже через подписание дополнительного соглашения.

Подобная позиция содержится в письме Министерства финансов №02-02-15/24252 от 2016 года и письме Минэкономразвития №ОГ-Д28-4011 от 2017 года.

В прежней версии 44-ФЗ была ссылка на то, что стороны вправе продлить сроки исполнения контракта, если ими было достигнуто согласие по данному вопросу. Но после изменений 2017 года Постановление Правительства устранило указанные правила. Теперь сроки госконтракта должны оставаться неизменными.

Стоит учесть, что в отношении контрактов по 44-ФЗ действуют правила Гражданского кодекса. Исходя из положений ст. 401 ГК, можно сделать вывод, что госконтракт допускается пролонгировать при условии форс-мажорных обстоятельств.

Согласно ст. 401 Гражданского кодекса, в случае, если одна из сторон докажет, что исполнение взятых на себя обязательств стало невозможным при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, то ее освобождают от ответственности. К подобным обстоятельствам можно отнести стихийные бедствия, катастрофы, военные конфликты и пр.

Но если поставщик или исполнитель требует изменить сроки контракта со ссылкой на форс-мажор, то ему придется доказать данный факт. Например, с помощью документа, полученного у МЧС, торгово-промышленной палаты и пр. Но в данном случае сроки контракта фактически останутся прежними. Единственное отличие будет состоять в том, что штрафы и пени за просрочку обязательств поставщиком уплачиваться не будут.

В случае отсутствия у поставщика возможности исполнить свои обязательства в установленные сроки у него есть несколько вариантов действий:

  1. Заключить с заказчиком дополнительное соглашение о расторжении госконтракта (при достижении такой договоренности).
  2. Добиться от заказчика подписания акта приема-передачи или товарной накладной в положенные сроки. Одновременно с этим подписать договор о безвозмездном ответственном хранении продукции на складах поставщика, что позволит ему немного отсрочить поставку на вполне законных основаниях.
  3. Потребовать расторгнуть госконтракт в судебном порядке.
  4. Исполнить свои обязательства с просрочкой и заплатить штрафные санкции.

Таким образом, поставщику придется искать способы договориться заказчиком мирно, чтобы избежать ответственности. В общем случае за несоблюдение сроков информация о нем передается в реестр недобросовестных поставщиков.

Ответственность за незаконную пролонгацию

Если в ходе контрольных мероприятий ФАС выявит факт внесения изменений в существенные условия контракта, заказчику грозит административная ответственность.

Еще одним правовым последствием незаконной пролонгации госконтракта станет аннулирование дополнительного соглашения, подписанного сторонами, по этому поводу. Согласно п. 2 ст. 168 ГК, такое допсоглашение признается ничтожным, если оно не было предусмотрено законодательством или госконтрактом.

Стоит отметить, что контрольные инстанции часто рассматривают пролонгацию договора как нарушение принципа конкуренции. То есть вместо того чтобы подписать новый контракт через проведение конкурентной закупки, заказчик договаривается о новых условиях с прежним поставщиком.

Таким образом, продление сроков исполнения договора по нормам 44-ФЗ не допускается. С 2017 года такая возможность была утрачена сторонами, даже если они подписали соглашение о продлении в письменной форме. За несоблюдение условия о недопустимости пролонгации заказчику грозит административная ответственность в виде штрафа.

Изменение сроков исполнения контракта по 44-ФЗ в 2019 году

Срок действия контракта и период исполнения сторонами взятых на себя обязательств становятся одними из ключевых условий договора. Иногда возникают ситуации, при которых контрагент в силу определенных обстоятельств не успевает исполнить свою часть сделки вовремя. Возникает вопрос, допустимо ли в соответствии с нормами 44-ФЗ изменение сроков контракта и как его правильно оформить.

Требования законодательства

Согласно нормам Гражданского Кодекса, а именно пункта 1 статьи 425, любой договор вступает в законную силу с момента его подписания обеими сторонами. От этой даты будет отчитываться и срок исполнения договорных обязательств. Он обязательно прописывается в тексте самого документа и признается существенным условием контракта.

Согласно нормам части 2 статьи 34 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта не допускается. Ранее законодательство предусматривало несколько исключений из этого правил. После введения поправок заключить дополнительное соглашение о продлении сроков поставки и действия контракта стало невозможно. Это подтверждается письмом Министерства финансов № 02-02-15/24252 от 22 апреля 2016 года и письмом Министерства экономики и развития № ОГ-Д28-4011 от 31 марта 2017 года.

Читайте также:  Общественный контроль в сфере закупок: кто вправе осуществлять и какие цели преследуются?

В прежней редакции 44-ФЗ была ссылка на то, что стороны могут продлить сроки исполнения договора при достижении ими взаимного согласия по этому вопросу. Однако, в начале 2017 года в силу вступило постановление Правительства, которое упразднило такое правило. Отныне срок контракта не подлежит изменению.

Изменение сроков при условии форс-мажора

Согласно статье 401 Гражданского Кодекса России, если сторона докажет, что исполнение обязательств невозможно в силу обстоятельств непреодолимой силы, то она освобождается от ответственности. В понятие обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора входят чрезвычайные ситуации в стране, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные конфликты и так далее.

Если контрагент требует изменения сроков контракта, ссылаясь на возникновение форс-мажорных обстоятельств, то ему придется это доказать. Подтверждением может быть документ, полученный в государственных органах, например, МЧС, торгово-промышленной палате и так далее. При этом фактически срок контракта окажется прежним, но штрафы и пени, подлежащие к уплате за просрочку поставки поставщик платить не будет.

Как поступить поставщику, который не в силах вовремя выполнить свои обязательства?

Если поставщик не в состоянии в срок выполнить взятые на себя обязательства, то у него есть несколько выходов из сложившейся ситуации:

  1. Договориться с заказчиком о расторжении контракта по взаимному согласию сторон. При этом необходимо привести веские доводы, которые бы убедили заказчика в необходимости такой процедуры.
  2. Заключить с заказчиком соглашение о подписании акта приема-передачи товара и одновременном заключении договора на безвозмездное ответственное хранение продукции на складах поставщика. Таким образом, официально контракт будет исполнен в срок, а поставщик сможет не поставлять товар определенное время, прописанное в договоре.
  3. Требовать расторжения контракта в суде, если заказчик отказывается идти на уступки. При этом у поставщика должны быть веские обстоятельства, которые бы помогли решить дело в его пользу.
  4. Стоит отметить, что факт истечения срока контракта не освобождает стороны от исполнения обязательств. Нарушение условий сделки влечет за собой штрафные санкции, предусмотренные в документе и попадание в реестр недобросовестных поставщиков.

Случаи из судебной практики

В практике российских судов имеется большое количество дел, касающихся неправомерного заключения дополнительного соглашения между сторонами.

Показательным стало дело за номером А07-6590/2016, которое рассматривалось в 2016 году в Арбитражном суде Республики Башкортостан. Между заказчиком и подрядчиком был заключен контракт на возведении автодороги. Он предусматривал поэтапное исполнение обязательств обеими сторонами. В процессе его реализации было сокращено бюджетное финансирование. Стороны заключили дополнительное соглашение об изменение цены контракта и сроков оплаты. При этом вносить данные о корректировке сроков выполнения работ заказчик отказался. В судебном порядке действия заказчика были признаны неправомерными. Суд обязал скорректировать сроки выполнения работ и внести соответствующие правки в контракт.

На основании решений суда по делам Ф09-6545/15, Ф07-4109/15, А58-619/2016 и многих других можно сделать однозначный вывод, что заключение дополнительного соглашения об изменении сроков признается незаконным.

Ответственность заказчика

При выявлении нарушений в изменении существенных условий контракта, которым в том числе является и срок выполнения работ или поставки товаров, на заказчика накладывается штраф. Его размер для юридического лица устанавливается на уровне 200 тысяч рублей, а для должностного – 20 тысяч рублей. Такая норма предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП России.

При наличии веских обстоятельств изменение сроков действия и исполнения контракта возможно. Часто самый выгодный для обеих сторон вариант – получить взаимное согласие друг друга на снесение корректировок.

Как правильно составить соглашение о продлении срока действия госконтракта

Дополнительное соглашение о продлении срока действия договора по 44 ФЗ — это документальное оформление договоренности увеличить период действия государственного контракта. Правила зависят от объекта закупки.

Основания для продления

Даты исполнения контрактов по ФЗ-44 раньше переносились только по решению суда. Суды были настроены категорично — истцы доказывали непреодолимость обстоятельств. В актуальной редакции ст. 95 прописано, можно ли продлить срок действия контракта по 44 ФЗ в 2020 году, — можно, в определенных ситуациях:

  1. Уменьшение финансирования у заказчика.
  2. На основании решения органа госвласти (местного самоуправления), принятого при наличии ряда условий.
  3. В закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
  4. В закупках у единственного поставщика по п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Продление из-за уменьшения финансирования

Если заказчику сократили объем финансирования, то казенное учреждение в рамках п. 6 ст. 161 БК, п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ согласовывает с поставщиком новый срок исполнения контракта. А иные категории заказчиков, к примеру бюджетные учреждения, по соглашению с поставщиком изменяют и время оплаты. Это допускается для отдельных видов договоров, в которых есть условие о возможности их изменения из-за уменьшения финансирования.

Пролонгация на основе решения госоргана

Решение об изменении срока принимается органом власти, если соблюдаются такие требования:

  1. Исполнить контракт в предусмотренный им период невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.
  2. Договор соответствует ряду условий, которые прописаны в п. 2-4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ и п. 1 Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013. Собрали их в таблицу.
Уровень потребностейСрокЦенаОрган, который принимает решение об изменении условий контракта
Федеральные нуждыНе менее трех летНе менее 10 млрд руб.

А если предмет контракта — проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, то минимальная цена должна составлять 40 млн руб.

Правительство
Нужды субъекта РФНе менее трех летНе менее 1 млрд руб.Высший исполнительный орган госвласти субъекта
Муниципальные нуждыНе менее одного годаНе менее 500 млн руб.Местная администрация

На основе принятого уполномоченным органом решения заказчик заключает с поставщиком соглашение об изменении срока исполнения контракта. Это указано в п. 2-4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.

Продление в закупках строительных работ

В закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия срок контракта изменяют, если по вине подрядчика он не исполнен в предусмотренный период или возникли не зависящие от сторон обстоятельства.

В этом случае время исполнения контракта продлевают один раз на срок, который не превышает первоначальный для выполнения обязательств. Если работы не исполнены вовремя по вине подрядчика, изменить дату можно, если подрядчик:

  1. Исполнил предъявленные заказчиком требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (если они были предъявлены).
  2. Предоставил обеспечение исполнения договора на новый срок.

Если продлите договор в других случаях, оштрафуют по ч. 4 или ч. 5 ст. 7.32 КоАП на 50 000 рублей — для должностных лиц и 500 000 рублей — для юрлиц.

Как оформить продление срока госконтракта

Опишем пошаговый порядок подготовки и оформления допсоглашения.

Шаг 1. Составьте проект (два экземпляра), в который включите:

  • номер, дату и место составления;
  • номер и дату контракта;
  • сведения о сторонах (название организации, Ф.И.О. и должности);
  • основание для изменения периода исполнения (например, претензионное письмо заказчику, реквизиты документа с описанием ситуации или реквизиты решения органа власти об изменении условий);
  • новые даты исполнения и новую цену, если она изменилась.

При продлении сроков в зависимости от вида обеспечения контракта согласовывается:

  • новой период банковской гарантии, если действие старой прекращается (Письмо Минэкономразвития России от 16.12.2016 № Д28и-3525);
  • уточненную дату возврата денежного взноса.

Шаг 2. Направьте два экземпляра поставщику (подрядчику, исполнителю) заказным письмом с уведомлением о вручении или передайте его представителю. В письме укажите время подписания и возврата.

Шаг 3. После получения допсоглашения на продление от исполнителя проверьте его и подпишите. Один экземпляр верните контрагенту.

Шаг 4. Сведения опубликуйте в ЕИС в течение пяти рабочих дней с даты заключения соглашения (ч. 3 ст. 103 ФЗ-44, Постановления № 1084 от 28.11.2013 в ред. 05.11.2019 и № 1132 от 31.10.2014).

Как продлить договор по 223-ФЗ

Пролонгация договора законом № 223-ФЗ не запрещена. Заказчики, работающие по этому закону, самостоятельно устанавливают условия закупки в своем положении.

Продление срока действия договора по 223-ФЗ возможно, если:

  • вероятность продления предусмотрена договором;
  • увеличение периода не изменяет иных существенных условий, кроме объема и цены (Письмо Минэкономразвития № Д28и-1993 от 24.03.2017).

В этом случае не обязательно проводить другую закупку. Продление оформлено верно, если заказчик вовремя разместил все изменения в ЕИС (Постановление № 1132 от 31.10.2014).

Чтобы изменить период действия договора дополнительным соглашением и не получить претензии от госорганов, правильно оформите этот документ. Мы подготовили вам образцы оформления дополнительных соглашений.

Добавить комментарий