Статьи 28 и 29 Федерального закона №44-ФЗ: предоставление преимуществ при участии в закупках

Статья 29 44-ФЗ – Участие организаций инвалидов в закупках

1. Организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 настоящей статьи.

2. Действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем двадцать пять процентов.

3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт заключается с учетом преимущества в отношении предложенных победителем цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

9) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона; Открыть статью

17. В случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта. Открыть статью

ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, в случае, если участник открытого конкурса заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов; Открыть статью

4) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса в электронной форме на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, в случае, если участник открытого конкурса в электронной форме заявил о получении указанных преимуществ, или копии этих документов; Открыть статью

5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов; Открыть статью

3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона в случае, если участник запроса котировок заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов; Открыть статью

б) о праве участника запроса котировок в электронной форме на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона в случае, если участник запроса котировок в электронной форме заявил о получении указанных преимуществ (при необходимости); Открыть статью

Преимущества в закупках по статьям 28 и 29 44-ФЗ

Правовое регулирование преимуществ

Главной целью формирования системы государственного регулирования закупочных процедур было создание равных условий для всех участников тендера. Однако ст. 28 и 29 44-ФЗ вносит оговорки и выделяет ряд привилегий определенным компаниям. Так, преференции получают общероссийские организации инвалидов и уголовно-исполнительные предприятия.

Получение такого преимущества предполагает заключать контракты с вышеуказанными категориями на условиях увеличения цены контракта на 15 %, но не превышая при этом начальную максимальную цену.

Возможны варианты увеличения единичной стоимости товаров в том же базовом эквиваленте. Это позволяет мотивировать организации инвалидов и уголовно-исполнительные предприятия на участие в закупочных процедурах, а также предоставляет им право конкурировать с представителями среднего и крупного бизнеса.

Преимущества, предусмотренные статьями 28 и 29 федерального закона 44-ФЗ, не затрагивают неконкурентные способы процедур. Например, закупки у единственного поставщика.

Привилегии, указанные в 44-ФЗ являются не просто правами, а обязанностями заказчика и подлежат обязательному включению в закупочную документацию и публикации на ЕИС.

В случае, если победителем в тендере признается уголовно-исполнительное предприятие или общероссийская организация инвалидов, будущий контракт заключается на преимущественных условиях, предложенных на момент публикации закупки.

Для подтверждения этого права статьей 28 и 29 федерального закона 44-ФЗ предусмотрена обязанность льготной категории участников закупки прикладывать подтверждающие документы.

Преимущества уголовно-исполнительных учреждений

Для начала определим, кто может быть претендентом на получение привилегий.

Российское законодательство регулирует перечень учреждений, которые относятся к уголовно-исполнительной системе, статьей 16 УИК РФ. Также ряд разъяснений предоставлен в Постановлении Правительства № 89 от 01.02 2000 года.

Согласно нормативным документам к ним относят:

  • уголовно-исполнительные инспекции;
  • исправительные центры;
  • арестные дома;
  • колонии-поселения, воспитательные колонии;
  • лечебные исправительные учреждения;
  • тюрьмы;
  • колонии общего и строгого режима;
  • следственные изоляторы;
  • военные представительства;
  • исследовательские, медицинские, проектно-образовательные организации, которые отвечают за осуществление деятельности уголовных предприятий.

Государственные и муниципальные заказчики должны предоставлять преимущества предприятиям уголовно-исполнительной в тех случаях, когда объектом закупки является следующий перечень товаров:

  • кормовые и растительные культуры;
  • любая молочная продукция;
  • водоросли;
  • уголь;
  • колбасные изделия;
  • мука и хлебная продукция;
  • консервированные продукты;
  • сахар, яйца, дрожжи;
  • столовые приборы и принадлежности;
  • холодильники и другие электроприборы;
  • кровати и тумбы.

Региональные власти вправе увеличить перечень продукции, ориентируюсь при этом на местные представительства уголовно-исполнительной системы.

Порядок, определяющий процедуру подачи заявки на участие в открытом конкурсе, определяется ст. 51 44-ФЗ. Потенциальный участник предъявляет стандартный комплект документов на закупку и обязательно прилагает документы, подтверждающие его право на получение преимущества.

Для получения преференции при проведении госзакупок уголовно-исполнительные учреждения предоставляют декларации о своей принадлежности к льготным категориям. Такой документ составляется на фирменном бланке организации и допускает произвольное заполнение. Декларация размещается на торговой площадке и подписывается ЭЦП. Подтверждением принадлежности компании к льготной категории служат прикрепленные в личном кабинете Устав и выписка из ЕГРН. Никаких других документов заказчики не вправе требовать.

Если документация направляется в конверте на бумажном носителе, право на льготу подтверждается предоставлением такого же перечня, но с заверением живой печатью и подписью уполномоченного лица.

Учреждения уголовно-исполнительной системы, в случае победы в тендере, получают преференции по нормам статьи ст. 28 44-ФЗ. Контракт с ними заключается по цене, которая выше предложенной на величину до 15%.

Преимущества организаций инвалидов

Общественные организации инвалидов согласно ст. 29 44-ФЗ должны отвечать определенным требованиям для возможности получения преференции при закупочных процедурах:

  • для всероссийских организаций и союзов численность лиц, имеющих инвалидность, должна составлять не менее 80 %;
  • в случае, если уставный капитал предприятия сформирован ассоциацией инвалидов, их число должно равняться не менее 50 % от общего количества участников. Фонд оплаты труда людей с ограниченными возможностями в таком случае должен составлять не менее 25 % от суммарного показателя.

Число инвалидов определяется как отношение к общему числу участников, которые имеют право голоса на совещаниях и собраниях.

Постановление Правительства № 341 четко определяет перечень товаров, закупки которых проводятся с предоставлением преференциям организациям инвалидов:

  • мясные полуфабрикаты;
  • сокосодержащая продукция;
  • овощные консервы;
  • бутилированная вода;
  • текстильная и трикотажная продукция;
  • металлические изделия;
  • мебель;
  • средства личной гигиены;
  • полиграфическая продукция.

Ниже представим алгоритм проведения закупки при участии претендентов на получение преференции:

  • на конкурентных условиях проводится закупка и определяется победитель;
  • победитель подает заказчику заявление в свободной форме о наличии преимуществ согласно ст. 29 44-ФЗ;
  • заказчик проверяет организацию на соответствие признаков, указанных в законе;
  • проект контракта изменяют и корректируют стоимость цены в сторону увеличения.

При проведении тендеров с несколькими лотами цена за единицу товара увеличивается на 15 % по каждому из них.

Ответственность

Если государственным заказчиком были допущены нарушения и не предоставлены преимущества победителю закупки в рамках статей 28 и 29 44 Федерального закона, к нему применимы следующие виды ответственности:

  1. Административная — наступает при отказе в преференциях лицу, имеющему на это право согласно закона. Ответственность предполагает наложение административного штрафа в размере 3 000 рублей согласно составленного акта. Если в ЕИС не была опубликована информация о проведении закупки льготной категории товаров, штраф на должностное лицо равен 15 000 рублей, а для организации заказчика — 50 000 рублей.
  2. Уголовная — предусматривается в тех случаях, когда в результате непредоставления преференции общероссийской организации инвалидов, та понесла существенные убытки либо был установлен факт получения незаконной выгоды.
  3. Гражданско-правовая — применима в тех ситуациях, когда победителем закупки был предъявлен иск с целью возмещения ущерба. Это актуально в случаях, когда госзаказчик не предоставил преференцию полностью либо частично. В таких случаях размер возмещения определяется исключительно в арбитражном суде.

44-ФЗ предлагает ряд преимуществ при закупках определенных товаров и услуг организациям инвалидов и участникам уголовно-исполнительной системы. В случае нарушения прав льготной категории государственные заказчики и должностные лица будут нести ответственность, включая уголовную.

О предоставлении при осуществлении закупок преимуществ, предусмотренных статьями 28, 29 Закона № 44-ФЗ

О предоставлении при осуществлении закупок преимуществ, предусмотренных статьями 28, 29 Закона № 44-ФЗ

resistin » 12 сен 2017, 16:47

Олег Гурин, специалист в сфере регламентированных закупок

При закупках отдельных видов товаров путем проведения конкурентных закупок заказчики обязаны предоставлять определенные ценовые преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (ст. 28 Закона № 44-ФЗ) и организациям инвалидов (ст. 29 Закона № 44-ФЗ). В предлагаемой статье будут рассмотрены отдельные вопросы, возникающие в связи с реализацией заказчиками данной обязанности.

Порядок предоставления преимуществ
Для начала разберемся, кому предоставляются рассматриваемые преимущества.
Учреждения, относящиеся к уголовно-исполнительной системе (далее – УИС), перечисляются в ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ:
• уголовно-исполнительные инспекции;
• исправительные центры;
• арестные дома;
• колонии-поселения;
• воспитательные колонии;
• лечебные исправительные учреждения;
• исправительные колонии общего, строгого или особого режима;
• тюрьмы;
• колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

Кроме того, существует Перечень видов предприятий и учреждений, входящих в УИС, установленный постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 № 89.
Что же касается организаций инвалидов (далее – ОИ), то таковыми согласно ч. 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ признаются:
• общероссийские общественные ОИ (в том числе созданные как союзы общественных ОИ), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%,
• организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных ОИ и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%.
Для получения преимущества участник закупки, являющийся ОИ, в произвольной форме декларирует в заявке на участие в закупке свое соответствие указанным критериям. Никаких подтверждающих документов такому участнику представлять не требуется (см. письмо ФАС России от 19.09.2014 № АЦ/37971/14).

Напомним теперь, в чем состоит суть преимуществ, предоставляемых заказчиками в соответствии со статьями 28, 29 Закона № 44-ФЗ:
• если закупаемые товары входят в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 649 (далее – ПП РФ № 649), заказчик указывает в извещении и в документации о закупке информацию о том, что при осуществлении данной закупки предоставляются преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (далее – УПУИС);
• если закупаемые товары входят в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 341 (далее – ПП РФ № 341), заказчик указывает в извещении и в документации о закупке информацию о том, что при осуществлении данной закупки предоставляются преимущества ОИ;
• при выполнении какого-либо из предыдущих условий в требования к составу и содержанию заявок на участие в закупке включается требование о предоставлении участниками закупки документов, подтверждающих их право на получение преимуществ (либо копий таких документов);
• в случае, если победителем конкурентной закупки становится УПУИС / ОИ, по требованию такого участника закупки контракт заключается с ним по предложенной им цене, увеличенной до 15%, но не выше НМЦК;
• если победитель определения поставщика (под- рядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, правило об увеличении цены контракта «до 15% цены, предложенной участником закупки, но не выше НМЦК» распространяется на участника закупки, который предложил такую же цену, как и победитель, либо предложил лучшие условия по цене контракта после победителя.
Поскольку механизмы предоставления преимуществ УПУИС / ОИ являются тождественными, вопросы, связанные с реализацией указанных механизмов, будут рассмотрены далее совместно для УПУИС / ОИ.

1. Как трактовать формулировку «преимущества предоставляются в размере до 15% цены контракта, предложенной УПУИС / ОИ»?
Формулировка «преимущества в размере до 15% цены контракта, предложенной УПУИС / ОИ» создает у читателя обманчивое ощущение, что размер преимуществ может быть произвольно определен заказчиком в пределах 15% цены контракта, предложенной УПУИС / ОИ.
44-ФЗ в профессиональной периодике можно было встретить суждения о том, что «ничто не мешает заказчику установить размер преимущества, равный 0,5% или даже 0,01% от предлагаемой цены контракта» (В.Р. Байрашев. Особенности участия учреждений, предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов в государственных и муниципальных закупках // «Аукционный Вестник», № 172 (12.122) от 20.12.2013, с. 4. Доступно по ссылке: http://auctionvestnik.ru/pdf/AV_172.pdf). Добавим от себя, что «0%» также формально будет соответствовать установленному законодателем условию, т.к. 0 100 тыс. руб.), по- этому контракт заключается с ОИ по НМЦК (т.е. по цене 100 тыс. руб.). В процентном выражении увеличение цены контракта составит 11,(1)%, в чем и заключается смысл фразы «до 15% цены контракта, предложенной ОИ, но не выше НМЦК».

Читайте также:  Руководство пользователя ЕИС по 44-ФЗ: инструкция по работе в Единой информационной системы в сфере закупок

2. Как быть, если нет соответствия между кодами ОКПД2, подпадающими под действие ПП РФ № 649 и ПП РФ № 341, и сопоставленными этим кодам наименованиями товаров?
Поскольку с 1 ноября 2016 года была введена в действие новая редакция классификатора ОКПД2, некоторые коды, подпадающие под действие ПП РФ № 649 и ПП РФ № 341, изменили свое значение. Например, в ПП РФ № 649 коду 10.51.52.120 соответствует сметана, тогда как в ОКПД2 сейчас этим кодом обозначается ацидофилин.
По мнению Минэкономразвития России, изложенному им в письме от 15.03.2017 № Д28и-1330, в подобной ситуации заказчику целесообразно руководствоваться названием товара из перечня, а не ко- дом ОКПД2.

3. Как быть, если предметом одной закупки являются технологически и функционально связанные между собой товары, одна часть которых включена в перечень, утвержденный ПП РФ № 649 либо ПП РФ № 341, а другая часть – нет?
Приведем пример такой ситуации: ПП РФ № 649 распространяется на коды ОКПД2 31.09.12.121 «Кровати деревянные для взрослых» и 31.09.12.124 «Тумбы деревянные для спальни», тогда как такие близкие по содержанию коды, как 31.09.12.122 «Кровати деревянные для детей» и 31.09.12.123 «Шкафы деревянные для спальни» под действие ПП РФ № 649 не подпадают.
В разъяснениях, направленных письмами от 02.10.2015 № Д28и-2924, от 07.12.2015 № Д28и-3549, Минэкономразвития подчеркивает, что заказчик не обязан специально формировать объект закупки исключительно для УПУИС / ОИ, однако в целях реализации порядка предоставления преимуществ УПУИС / ОИ рекомендует формировать объект закупки в рамках одной процедуры закупки, состоящий только из товаров, включенных в перечень ТРУ, утвержденный ПП РФ № 649 либо ПП РФ № 341.
Действительно, формируя «смешанный» объект закупки, заказчик оказывается в безвыходной ситуации, когда любое его действие приведет к совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ:
• если заказчик установит в извещении и документации о закупке преимущества для УПУИС или ОИ, это будет незаконно в отношении товаров, которые не подпадают под действие ПП РФ № 649 либо ПП РФ № 341;
• если заказчик не установит в извещении и документации о закупке преимущества для УПУИС или ОИ, это будет незаконно в отношении товаров, которые подпадают под действие ПП РФ № 649 либо ПП РФ № 341.
В связи с этим, представляется разумным следовать рекомендациям Минэкономразвития России и формировать объект закупки в рамках одной процедуры закупки, состоящий только из товаров, включенных в перечень ТРУ, утвержденный ПП РФ № 649 либо ПП РФ № 341.

4. Нарушает ли действующее законодательство о контрактной системе заказчик, требующий от участников закупки представления в составе заявки «документов, подтверждающих право участника закупки на получение преимуществ в соответствии со статья- ми 28 и 29 Закона № 44-ФЗ, либо их копий», если при осуществлении закупки не установлены преимущества для УПУИС / ОИ?
На практике такая ситуация является следствием некритического копирования в извещение и (или) в документацию о закупке всех возможных требований к составу и содержанию заявки на участие в закупке, предусмотренных:
• п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ применительно к заявкам на участие в конкурсе (см. подп. «ж»);
• ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ применительно ко вторым частям заявок на участие в электронном аукционе (см. п. 5);
• ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ применительно к за- явкам на участие в запросе котировок (см. п. 3).
Полностью воспроизводя в извещении и (или) в документации о закупке содержание названных норм, заказчик автоматически устанавливает требование о представлении участниками закупки в составе заявки «документов, подтверждающих право участника закупки на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона № 44-ФЗ, либо копий таких документов», даже если закупка не предусматривает преимуществ для УПУИС / ОИ.
Между тем, антимонопольные органы дают негативную оценку таким действиям заказчиков.

Пример
Заказчик проводил закупку изделий медицинского назначения, не подпадающих под действие ПП РФ № 649 либо ПП РФ № 341. В извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации указывалось, что преимущества, предусмотренные статьями 28 и 29 Закона № 44-ФЗ, при проведении данной закупки не предоставляются.
В то же время, в требованиях к содержанию и со- ставу заявки на участие в электронном аукционе заказчик указал, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника закупки на получения преимущества в соответствии со ст. 28 и 29 Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов.
Комиссия УФАС России по Еврейской автономной области в решении от 23.03.2015 по делу № К-05/05 пришла к выводу, что нельзя требовать от участников закупки предоставления указанных документов, если преимущества для УПУИС / ОИ не устанавливались. По мнению антимонопольного органа, своими действиями заказчик нарушил положения п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 5 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ.

Такой же подход поддерживается судебной практикой. Например, в определении Верховного Суда РФ от 28.09.2016 № 302-КГ16-12035 по делу № А74- 6521/2015 отмечается, что неопределенность содержания требований к участникам закупки не может обеспечить их единообразное понимание и создает возможность злоупотребления своими полномочиями со стороны заказчика.
Учитывая изложенное, целесообразно требовать от участников закупки предоставления «документов, подтверждающих право участника закупки на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона № 44-ФЗ, либо копий таких документов» только в том случае, если при осуществлении закупки устанавливаются преимущества для УПУИС / ОИ. В остальных случаях будет благоразумным данное требование исключить.

5. Если заказчик ошибочно установил в извещении и (или) документации о закупке преимущества для УПУИС / ОИ, хотя предметом закупки являются ТРУ, при осуществлении закупок которых такие преимущества не предоставляются, – нарушает ли это права других участников закупки?
Без сомнения, ситуация, вынесенная в подзаголовок, может трактоваться как «утверждение документации о закупке или определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе» (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ предусматривает за это деяние административную ответственность для виновного должностного лица – штраф в размере 3 000 руб.). Однако можно ли в дан- ном случае говорить о нарушении прав участников такой закупки?
По мнению автора, на этот вопрос следует ответить отрицательно. Ведь ошибочно установленные заказчиком преимущества для УПУИС / ОИ никак не препятствуют участвовать в данной закупке хозяйствующим субъектам, не являющимся УПУИС / ОИ, не влияют на порядок определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядок заключения контракта по итогам осуществления закупки.
Сходные выводы можно встретить и в судебной практике.

Пример
В данном случае муниципальное бюджетное учреждение (заказчик) обратилось в администрацию городского округа (муниципальный контрольный орган) с заявлением о согласовании возможности заключить контракт с единственным участником электронного аукциона (протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе был датирован 10.12.2014, т.е. еще до отмены обязанности согласовывать возможность заключения контракта на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по результатам несостоявшихся электронных аукционов). Муниципальный контрольный орган отказал в согласовании и передал материалы дела в Свердловское УФАС России для проведения внеплановой проверки. Решением от 20.01.2015 № 1-в заказчик признан нарушившим требования законодательства о контрактной системе.
Одним из нарушений явилось наличие в аукцион- ной документации указания о предоставлении преимуществ для УПУИС / ОИ, хотя предметом закупки являлось оборудование, не подпадающее под действие ПП РФ № 649 и ПП РФ № 341.
Удовлетворяя требования заказчика о признании незаконным вышеуказанного решения Свердловского УФАС России, АС Свердловской области в решении от 20.07.2015 по делу № А60-18197/2015 указал, что рассматриваемое обстоятельство не являлось и не могло являться основанием для отказа участникам закупки в допуске к участию в аукционе и, следовательно, не привело к нарушению чьих-либо прав.
Семнадцатый ААС в постановлении от 15.10.2015 № 17АП-12759/2015-АК по тому же делу согласился с оценкой суда первой инстанции, поскольку контрольный орган не представил в материалы дела доказательств, что ошибочно указанное условие о предоставлении преимуществ для УПУИС / ОИ при- менялось при осуществлении закупки и повлияло на результат определения поставщика.

И хотя в приведенном примере судебное разбирательство имело благоприятный исход для заказчика, вывод можно сделать следующий: необходимо внимательно соотносить предмет закупки с перечнями, утвержденными ПП РФ № 649 и ПП РФ № 341, устанавливая преимущества для УПУИС / ОИ только тог- да, когда приобретаемые товары входят в указанные перечни.

6. Вправе ли заказчик при осуществлении закупки наряду с преимуществами для УПУИС / ОИ установить преимущества в т.ч. и для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО)?
На первый взгляд, данный вопрос может показаться тривиальным – ведь преимущества для УПУИС / ОИ устанавливаются только тогда, когда закупаемые товары включены в перечни, утвержденные ПП РФ № 649 либо ПП РФ № 341, а преимущества для СМП и СОНКО в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ могут устанавливаться заказчиком по своему усмотрению при осуществлении любых конкурентных закупок (т.е. независимо от предмета таких закупок). Следовательно, установив преимущества для СМП, СОНКО при осуществлении закупок ТРУ, подпадающих под действие ПП РФ № 649 или ПП РФ № 341, заказчик не нарушит ни одно из положений Закона № 44-ФЗ.
Такой позиции придерживалось Минэкономразвития России: в частности, в п. 20 письма от 30.09.2014 № 1889 ведомство высказалось об одновременном установлении преимуществ для СМП, СОНКО и организаций инвалидов как о не противоречащем Закону № 44-ФЗ.
Проблема заключается в том, что преимущества для СМП, СОНКО являются преимуществами лишь по отношению к СМП, СОНКО, тогда как для всех остальных хозяйствующих субъектов они выступа- ют ограничением, означающим, что участниками такой закупки могут быть только СМП, СОНКО. Однако УПУИС по определению не являются СМП, СОНКО. Что касается ОИ, то некоторые из них так- же могут не соответствовать критериями отнесения к числу СМП, СОНКО. Из этого следует, что УПУИС и некоторые ОИ не смогут принять участия в закупке, при проведении которой установлены преимущества не только для УПУИС / ОИ, но и для СМП, СОНКО.
Отношение контрольных органов к рассматриваемой ситуации можно проиллюстрировать следующим примером.

Пример
Заказчик проводил запрос котировок на поставку молочных продуктов, при этом в извещении о закупке одновременно были установлены:
• преимущество для УПУИС (на основании ст. 28 Закона № 44-ФЗ);
• ограничение, в соответствии с которым участниками данной закупки могли быть только СМП, СОНКО (на основании ст. 30 Закона № 44-ФЗ).
Как указала комиссия Челябинского УФАС России в решении от 10.03.2016 № 41-ВП/2016, заказчик установил в извещении об осуществлении закупки противоречащие друг другу преимущества и ограничения, поскольку УПУИС не являются СМП либо СОНКО.

Автор выражает надежду, что вопросы, освещенные в настоящей статье позволят специалистам в сфере закупок уверенно и правильно на них ответить.

44-ФЗ: преимущества для льготных категорий поставщиков

    On 07.09.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, СМП, Электронный аукцион, ЭТП

Среди поставщиков в государственных закупках есть несколько льготных категорий. Им необходимо предоставить определенные преимущества. Рассмотрим, для кого они предназначаются и как нужно действовать заказчику.

Льготные категории участников госзакупки

Контрактная система создавалась не только с целью сделать бюджетные траты прозрачнее, но и обеспечить участникам равный доступ к закупкам. Это способствует добросовестной конкуренции. Вместе с тем для отдельных групп предусмотрены преференции. В госзаказе есть три категории льготников:

  • субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНО);
  • организации инвалидов (ОИ);
  • учреждения исправительной системы (УИС).

Правила отнесения участников к каждой категории и ссылки на нормативные акты представлены на следующей схеме.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • выручка без НДС до 800 млн рублей;
  • среднесписочная численность работников до 100 человек;
  • доля коммерческих компаний (не СМП) в уставном капитале – не более 49%
Читайте также:  Требования, регламент и правила проведения государственных закупок по 44-ФЗ

СОНО: Организации в формах, предусмотренных законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (кроме госкорпораций, госкомпаний, политических партий). Они осуществляют деятельность, перечисленную в статье 31.1 закона № 7-ФЗ.

Общероссийские общественные организации инвалидов (ОИ), их союзы:

Организации, капитал которых на 100% состоит из вкладов ОИ:

  • среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим – не менее 50%;
  • доля ЗП инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%.

В следующей таблице дана основная информация по льготам, их объему и способу предоставления.

Таблица. Льготы для СМП и СОНО, учреждений ИС, организаций инвалидов

Категория

СМП и СОНООрганизация инвалидовУчреждение исправительной системы

Преимущество

Объем закупок не менее 15% от СГОЗКонтракт заключается по цене, которая до 15% выше предложенной ОИ или УИС

(но не более НМЦК)Способ полученияДекларация о соответствии СМП и СОНО при помощи средств ЭТПЗаявление о соответствии в составе заявки. При победе — требование о предоставлении преимуществаТребование о предоставлении преимуществ в составе заявки

Как предоставляются преференции льготным категориям

Преимущества для ОИ и УИС

Указанным категориям преимущества предоставляются в том случае, если объект закупки входит в перечень из соответствующего постановления (№ 341 и № 649 соответственно). Заказчик определяется с объектом закупки и сверяется с этими постановлениями. Если товар входит в одной из них, необходимо установить преимущества для соответствующей категории участников.

Преимущества для учреждений УИС и организаций инвалидов таково: контракт будет заключен по цене на 15% выше, чем фигурирует в заявке такого участника. Из формулировки закона может показаться, что преимущество может быть и менее 15%, однако это такая трактовка ошибочна. Подразумевается, что преимущество составляет 15%, но при этом контракт может быть заключен по цене, не выше НМЦК (письмо Минэкономразвития 15.10.2014 № Д28и-2197).

В перечнях постановлений указаны коды по классификатору ОКПД2. Он имеет определенную структуру (показана ниже на примере класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Преимущества распространяются на все нижестоящие ступени структуры кода.

Структура ОКПД2

13 Класс «Текстиль и изделия текстильные»
13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие»
13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства»
13.92.12 Вид «Белье постельное»
13.92.12.110 Категория «Белье постельное из хлопчатобумажных тканей»
13.92.12.114 Подкатегория «Комплекты постельного белья из хлопчатобумажных тканей»

Например, заказчик испытывает потребность в электрических переносных светильниках. Этому объекту закупки соответствует код ОКПД2 27.40.21.110. Сверяемся с постановлением № 341 и видим, что в него включен код 27.40.2 «Светильники и осветительные устройства». Нужный заказчику объект закупки входит в структуру этого кода. Соответственно, необходимо установить в закупке преимущество для организаций инвалидов.

Важно! Если нужно закупить разные товары, удостоверьтесь, что все они входят в перечень. Только тогда стоит включать их в одну закупку. Если же нужно купить товары помимо перечня, проводите разные процедуры.

Преимущество должно быть установлено в плановых документах и продублировано в закупочной документации, проекте контракта. Также следует указать, что контракт не может быть заключен по цене выше НМЦК. Ниже представлена выдержка из аукционной документации, содержащая оговорку о преимуществе для льготных категорий:

Преимущества, предоставляемые для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов
Преимущество учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Устанавливается заказчиком в соответствии с разделом ________ документации об электронном аукционе в размере до 15% от цены, предложенной учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, признанным победителем, но не более начальной (максимальной) цены контракта

Устанавливается в размере 15% от цены контракта, но не более начальной (максимальной) цены контракта / Не устанавливается
Преимущество организациям инвалидов

Устанавливается заказчиком в соответствии с разделом ________ документации об электронном аукционе в размере 15% от цены, предложенной организацией инвалидов, признанной победителем, но не более начальной (максимальной) цены контракта

Устанавливается в размере 15% от цены контракта, но не более начальной (максимальной) цены контракта / Не устанавливается

Как участники подтверждают свою принадлежность к конкретной категории

Чтобы воспользоваться преимуществом, участник должен относиться к категории УИС или ОИ. Это должно быть подтверждено документально. Способ подтверждения зависит от того, каким методом осуществляется закупка:

  1. Если это конкурс в электронной форме, электронный аукцион, запрос предложений в электронной форме, то участник должен представить документы (их копии), которые подтвердят право на получение соответствующих преимуществ.
  2. Если проводится электронный запрос котировок, то участник предоставляет декларацию в электронной форме, которая формируется при помощи средств ЭТП.

Действия заказчика при победе льготника

Победитель относится к УИС. В его заявке должно быть требование о предоставлении преимуществ. Если оно есть, преимущество нужно предоставить.

Победитель относится к ОИ. В его заявке должно быть заявление о соответствии категории. Перед тем как подписывать контракт, он должен направить заказчику требование о предоставлении преимущества. Если требование подано, нужно устанавливать цену контракта с учетом преимущества.

Внимание! Если победитель уклонился от заключения контракта, а следующий за ним участник относится к льготным категориям, то преимущество ему также должно быть предоставлено.

Цена контракта

Покажем на примере, как рассчитать цену контракта, если победу одержал льготник. Пусть предмет закупки входит в перечень из постановления № 341, а значит, предоставляется преимущество организациям инвалидов. Начальная цена контракта — 300 000 рублей. Победителем признана заявка субъекта категории ОИ с ценой 270 000 рублей. Размер преимущества — 15%.

Рассчитаем цену контракта. Применяется такая формула:

Расчетная цена = Цена ОИ * 15% + Цена ОИ

Расчет таков: 270 000 * 15% + 270 000 = 310 500 рублей.

Расчетная цена, учитывающая предоставленное преимущество, выше начальной (максимальной). Таким образом, контракт с организацией инвалидов будет заключен по цене 300 000 рублей, то есть по НМЦК.

Преимущества для СМП и СОНО

Заказчики обязаны закупать у малых и некоммерческих предприятий не менее 15% от совокупного годового объема закупок (СГОЗ). В первую очередь, нужно правильно определить этот объем. Если ошибиться в расчетах или не выдержать этот лимит, то можно получить штраф в размере 50 000 рублей.

Формула расчета СГОЗ:

СГОЗ =Стоимость контрактов, заключенные в предыдущих финансовых годах, в части, которая оплачивается в текущем финансовом году

Стоимость контрактов, заключаемых, исполняемых и оплачиваемых в текущем финансовом году

+Стоимость контрактов, заключенных в текущем финансовом году, исполнение которых будет перенесено на следующие годы, в части, подлежащей оплате в текущем году

Когда СГОЗ рассчитан, нужно взять от него 15% — это и будет минимум закупок у СМП и СОНО. Однако планируя закупки, нужно брать этот процент с запасом, ведь некоторые из них могут не состояться. В таком случае заказчик рискует не набрать 15%-ный объем и получить штраф.

Установка преимущества в закупке

Преимущество для малого бизнеса стоит устанавливать в тех закупках, объекты которых они в силах поставить. Так, не стоит объявлять закупку для СМП и СОНО, если объектом являются, например, медицинские услуги или топливо. Поскольку компании, которые занимаются поставкой таких товаров и услуг, редко относятся к разряду малых предприятий.

Когда выбраны объекты закупки у СМП, нужно отразить это в плановых документах, закупочной документации и контракте. Есть два важных момента, которые нужно прописать:

  1. Оплата. Если контракт заключен с СМП или СОНО, то с момента подписания документов о приемке до дня оплаты должно пройти не более 15 рабочих дней.
  2. Штрафы. За просрочку платежа начисляются пени. Во всех остальных случаях факты неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта караются штрафами. Эти условия должны быть прописаны в обязательном порядке. Нужно указать фиксированную сумму штрафа, определенную исходя из стоимости контракта, а также всю штрафную линейку. Для малых предприятий размеры таковы:
    • при цене контракта до 3 млн рублей размер штрафа составляет 3%;
    • при цене контракта от 3 до 10 млн рублей — 2%;
    • при цене контракта от 10 до 20 млн рублей — 1%.

Пример формулировки положения относительно штрафа приведен на следующем изображении.

Пример формулировки о штрафных санкциях

Что еще нужно знать заказчику

Не забудьте проверить участника, победившего в закупке, если объявили ее для СМП и СОНО. В заявке должна содержаться декларация о его принадлежности к этой категории. Но не помешает сверить информацию с соответствующим реестром на сайте ФНС.

Набрать нужный объем закупок у малых компаний не всегда просто. Чтобы упростить задачу, целесообразно привлекать СМП и СОНО в качестве субподрядчиков. В документации закупки нужно установить требования для поставщика, который сам не является малым предприятием, нанимать себе в соисполнители СМП и СОНО. При этом нужно установить точный размер привлечения в стоимостном выражении и прописать его в проекте контракта.

Контрактная система

Преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Обязанность заказчиков предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы установлена статьей 28 Федерального закона № 44-ФЗ. Такие преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% предоставляются в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 649.

Исходя из буквального толкования части 2 статьи 28 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик может предоставлять преимущество в отношении цены контракта в размере, составляющем менее 15%. Однако, по мнению Минэкономразвития России, выраженному в Письме от 15.10.2014 № Д28и-2197, преимущество должно составлять 15%.

! Рекомендация. Во избежание спорных ситуаций целесообразно учитывать при осуществлении закупок указанную позицию ведомства и устанавливать преимущество в отношении цены контракта в размере 15%.

Заказчики обязаны отражать информацию о преимуществах в извещениях и документации о закупках, если закупаемые товары (работы, услуги) включены в соответствующий Перечень. При закупке таких товаров (работ, услуг) у единственного поставщика предоставлять преимущества не требуется (ч. 2 ст. 28 Федерального закона № 44-ФЗ).

В случае если победителем определения поставщика признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию последнего заключается по предложенной им цене с учетом установленного преимущества (но не выше начальной (максимальной) цены контракта).

Например, при закупке электромясорубки заказчик в извещении о проведении запроса котировок установил преимущество для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в размере 15% от цены контракта. Начальная (максимальная) цена контракта равна 30 000,00 руб. Победителем запроса котировок признано предприятие уголовно-исполнительной системы. Цена контракта, предложенная победителем в заявке, составляет 27 000,00 руб. Эта цена с учетом преимущества – 31 050,00 руб. (27 000,00 руб. + 15%) – превышает начальную (максимальную) цену. Следовательно, контракт будет заключен по цене, равной начальной (максимальной) цене контракта, – 30 000,00 руб.

Указанные преимущества предоставляются учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и в том случае, если контракт заключается с ними в связи с уклонением победителя определения поставщика (п. п. 3, 4 Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 649).

Например, по итогам электронного аукциона учреждение уголовно-исполнительной системы предложило такую же цену контракта, что и победитель. В связи с тем, что последний уклонился от заключения контракта, заказчик в соответствии с частью 14 статьи 70 Федерального закона № 44-ФЗ принял решение заключить его с учреждением уголовно-исполнительной системы. В этом случае контракт будет заключен по цене с учетом преимущества.

Предоставляя учреждениям УИС преимущества, заказчик должен руководствоваться названием товара.

Данный вывод следует из письма Минэкономразвития от 15.03.2017 № Д28и-1330

Рекомендации Минэкономразвития касаются закупок товаров из перечня, утвержденного Постановлением N 649. При закупке таких товаров заказчик должен предоставить учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%.

Такие рекомендации потребовались в связи с тем, что указанный перечень сформирован с учетом ОКПД2. В этот классификатор вносились изменения. В результате часть товаров из правительственного перечня теперь не соответствует указанным в нем кодам ОКПД2.

Например, в перечне коду 10.51.52.120 соответствует сметана. В ОКПД2 сейчас этим кодом обозначается ацидофилин.

По мнению Минэкономразвития, в подобной ситуации заказчику целесообразно руководствоваться названием товара из перечня, а не кодом ОКПД2.

Преимущества, предоставляемые при закупках организациям инвалидов

Обязанность заказчиков предоставлять преимущества организациям инвалидов предусмотрена в статьей 29 Федерального закона № 44-ФЗ.

Действие таких преимуществ распространяется на следующие организации:

  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;
  • организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов, в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25%.

Преимущества предоставляются организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. Такие преимущества предоставляются в соответствии с перечнями товаров, работ, услуг, утвержденными Правительством РФ, и в установленном им порядке. Указанные Перечень и Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341.

С 29 апреля 2014 г. информация о преимуществах должна быть отражена в извещениях и документации о закупках, если закупаемые товары (работы, услуги) включены в соответствующий Перечень (ч. 3 ст. 29 Федерального закона № 44-ФЗ).

Внимание! С 9 августа 2016 г. Перечень товаров (работ, услуг), при закупке которых заказчик обязан предоставить преимущества организациям инвалидов, действует в новой редакции, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.07.2016 N 724. В Перечень дополнительно включены товары и услуги, имеющие следующие коды по ОКПД 2: 14.12.21, 14.19.23.140, 14.19.32.120, 22.22.1, 23.6, 25.29, 25.99.2, 28.29.13, 32.40, 32.50.50, 32.91.19.110, 55.10, 74.30.12, 86.90.19.140, 93.11.10. Одна позиция расширена: вместо товаров с кодом 17.22.11 в Перечне указаны товары с кодом 17.22.

Исходя из буквального толкования части 3 статьи 29 Федерального закона № 44-ФЗ и пункта 5 Правил, заказчик может предоставлять преимущество в отношении цены контракта в размере, составляющем менее 15%. Однако, по мнению Минэкономразвития России, выраженному в Письме от 15.10.2014 № Д28и-2197, преимущество должно составлять 15%.

Рекомендация. Во избежание спорных ситуаций целесообразно учитывать при осуществлении закупок указанную позицию ведомства и устанавливать преимущество в отношении цены контракта в размере 15%.

Чтобы получить преимущества, организация инвалидов, являющаяся участником закупки, должна заявить о своем соответствии установленным в части 2 статьи 29 Федерального закона № 44-ФЗ критериям (п. 3 Правил). Для этого достаточно представить декларацию, составленную в произвольной форме. Заказчик не вправе требовать от участника иных документов, подтверждающих соответствие указанным критериям (Письмо ФАС России от 19.09.2014 N АЦ_37971_14).

Если победителем определения поставщика признана такая организация, она представляет заказчику требование о предоставлении ей преимуществ, и в данном случае контракт заключается по предложенной ею цене с учетом установленного преимущества (но не выше начальной (максимальной) цены контракта). Это предусмотрено п. п. 4, 5 Правил, частью 3 статьи 29 Федерального закона № 44-ФЗ.

Например, при закупке офисной мебели заказчик в извещении о проведении запроса котировок установил преимущество для организаций инвалидов в размере 15% от цены контракта. Начальная (максимальная) цена контракта равна 400 000,00 руб. Победителем запроса котировок признана организация инвалидов. Цена контракта, предложенная победителем в заявке, составляет 370 000,00 руб. Эта цена с учетом преимущества – 425 500,00 руб. (370 000,00 руб. + 15%) – превышает начальную (максимальную) цену. Следовательно, по требованию победителя контракт будет заключен по цене, равной начальной (максимальной) цене контракта.

Указанные преимущества предоставляются организациям инвалидов и в том случае, если контракт заключается с ними в связи с уклонением победителя определения поставщика (п.п. 6, 7 Правил).

Есть ситуации, когда только часть товаров, закупаемых заказчиком в рамках одной процедуры закупки, попадает в Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов или учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и тогда возникает вопрос, устанавливать преимущества или нет. На этот вопрос есть разъяснения все того же, нашего «любимого» Минэкономразвития России, которое содержится в письме от 19.08.2014 № Д28И-1616.

Позиция, изложенная в нем такая, что если заказчик включил в объект закупки товары, включенные в Перечень, и товары, не включенные в Перечень, то заказчик не вправе в извещения об осуществлении закупок устанавливать преимущества организациям инвалидов или учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цепы контракта.

Вместе с тем в целях надлежащей реализации Федерального закона № 44-ФЗ и обеспечения мер государственной поддержки организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы заказчики обязаны формировать объекты закупки, выделяя в отдельные процедуры закупки или лоты товары, включенные в Перечень, и устанавливать в извещениях об осуществлении закупок преимущества организациям инвалидов или учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цены контракта.

В случае если заказчик включил в объект закупки товары, включенные в Перечень, и товары, не включенные в Перечень, то такие действия заказчика нарушают права организаций инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок, что противоречит принципу обеспечения конкуренции (часть 2 статьи 8 Закона).

Конечно, когда ты закупаешь большой перечень канцелярских товаров или продукты и какой-либо товар на сумму «3 копейки» вдруг входит в Перечень, проводить отдельно для его закупки запрос котировок или аукцион не всегда уместно. Мы стараемся вычленить такие товары и закупить их у единственного поставщика по пункту 4 статьи 93 Закона. Но бывают ситуации, когда приходится проводить и процедуру на «3 копейки».

Надеюсь, что данная статья была для Вас полезна! Удачного дня и безпроблемных закупок! Не нарушайте Закон =)

Статьи 28 и 29 Федерального закона №44-ФЗ: предоставление преимуществ при участии в закупках

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 28 марта 2018 г. N ИА/21098/18 “По вопросу применения положений статьи 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

В целях формирования единообразной практики применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении полномочий по контролю в сфере закупок Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России) на основании пункта 5.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 “Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе” и пункта 9.1 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 09.04.2007 N 105 “Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы” направляет территориальным органам для использования в работе информационное письмо по вопросу о порядке предоставления преимуществ общероссийским организациям инвалидов в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о контрактной системе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе.

Частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе установлено, что указанные преимущества предоставляются общероссийским общественным организациям инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем двадцать пять процентов.

Таким образом, статьей 29 Закона о контрактной системе, установлена возможность предоставления преимущества исключительно лицам, соответствующим критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе.

Согласно абзацу 2 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (далее – Закон о социальной защите инвалидов) общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” (далее – Закон об общественных объединениях) установлены организационно-правовые формы, в которых могут создаваться общественные объединения, в том числе, в форме общественной организации. В соответствии со статьей 8 Закона об общественных объединениях общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

При этом согласно статье 14 Закона об общественных объединениях в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Учитывая различное содержание понятий общероссийского и регионального общественного объединения (в том числе, общественной организации), преференции, установленные статьей 29 Закона о контрактной системе, предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов или организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе на региональные, местные.

Правила предоставления преимуществ общероссийским организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее – Правила), а также перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341 “О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта”.

В соответствии с пунктом 3 Правил для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

При этом в составе второй части заявки содержатся, в том числе копии учредительных документов участника закупки, выписка из ЕГРЮЛ или копия такой выписки.

Таким образом, если участник закупки заявляет свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе проверяет в том числе информацию, содержащуюся в копиях учредительных документов участника закупки, выписке из ЕГРЮЛ, в целях установления соответствия участника аукциона критериям, установленным в статье 29 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 – 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Таким образом, в случае обнаружения аукционной комиссией в предоставленных в составе заявки документах недостоверной информации, в том числе информации о том, что участник закупки исходя из представленных документов (копии учредительных документов участника закупки, выписки из ЕГРЮЛ) не соответствует критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе, но при этом продекларировал свое соответствие таким критериям, то заявка такого участника закупки подлежит отклонению.

Кроме того, в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Дополнительно ФАС России обращает внимание территориальных органов ФАС России на необходимость учета позиции, изложенной в настоящем письме, при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

И.Ю. Артемьев

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу предоставления общероссийским организациям инвалидов преимуществ в рамках закупок.

Отмечено, что их могут получить исключительно общероссийские общественные организации инвалидов или организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов первых.

Участник заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным Законом о контрактной системе.

При обнаружении аукционной комиссией в документах недостоверной информации, в т. ч. о том, что участник не соответствует критериям, заявка подлежит отклонению.

Если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), то заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Добавить комментарий