Статья 15 Федерального закона №44-ФЗ: последние изменения, особенности закупок, осуществляемых бюджетными и автономными учреждениями

Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

Статья 15 . Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 31 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 70-ФЗ

1) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 15 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Информация об изменениях:

Часть 2.1 изменена с 29 июня 2018 г. – Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ

2.1. Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:

1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;

2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

Информация об изменениях:

Подпункт “а” изменен с 31 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 70-ФЗ

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 29 июня 2018 г. – Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ

3. Принятое бюджетным учреждением или государственным, муниципальным унитарными предприятиями решение об осуществлении указанных соответственно в пунктах 1 – 3 части 2 и подпунктах “а” – “в” пункта 2 части 2.1 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” не может быть изменено в текущем году, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ в часть 4 статьи 15 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

Информация об изменениях:

Статья 15 дополнена частью 4.1 с 29 июня 2018 г. – Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ

4.1. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктом 8 статьи 78 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, которым предоставлены указанные субсидии, при осуществлении ими закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 1 июля 2019 г. – Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 50-ФЗ

5. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Читайте также:  Начальная максимальная цена контракта по 223-ФЗ: понятие, обоснование, методы ее определения

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 29 июня 2018 г. – Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ

6. В случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” или Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям либо иным юридическим лицам, такие учреждения, унитарные предприятия либо юридические лица в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

Информация об изменениях:

Статья 15 дополнена частью 7 с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ

7. В случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 – 30, 34, 35 настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Что регулирует и где применяется статья 15 федерального закона № 44 о контрактной системе закупок?

Приобретение товаров и услуг, необходимых для функционирования органов власти и бюджетных организаций, строго контролируется законом для предотвращения случаев коррупции.

Особенности госрегулирования закупок, производимыми федеральными и местными властями, определяется положениями ст. 15 федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.

Основные положения

Под закупкой понимается приобретение бюджетными структурами, а также федеральными и муниципальными предприятиями товаров, услуг и различных видов работ для поддержания нормального функционирования.

К закупкам относятся:

  • приобретение мебели и оргтехники;
  • заказ на строительство муниципальных объектов;
  • заказ на работы по обустройству государственных земель;
  • заказ на работы по техническому обслуживанию и ремонту государственной собственности и т. д.

Статья 15 закона № 44 описывает правовые аспекты закупок, проводимых муниципальными и федеральными бюджетными учреждениями, а также определяет, на какие виды закупок и на какие организации распространяется действие закона № 44.

Содержание статьи 15 44-ФЗ

Статья 15 представлена 6-ю частями и двумя подчастями – 2.1 и 4.1.

К другим источникам финансирования закупок могут относиться (согласно п. 1-3 ч. 2 ст. 15 44-ФЗ):

  • гранты (в т. ч. иностранные);
  • доходы от хозяйственной деятельности бюджетного учреждения;
  • обязательства по взаимозачету.

Закупки по взаимозачету предполагают, что бюджетный заказчик рассчитывается с исполнителем не денежными средствами, а предоставлением работ, товаров или услуг. Например, бюджетное учреждение может заказать выполнение ремонтных работ у частной фирмы, а взамен предоставляет такой фирме помещение в безвозмездную аренду.

Часть 2.1 определяет закупки, которые не регулируются законом № 44. К таким закупкам относятся:

  • заказы госпредприятий, имеющих оборонное значение, если они проводятся не за счет субсидий;
  • заказы, регламентируемые законом 223-ФЗ;
  • заказы, оплачиваемые за счет безвозмездных частных грантов без привлечения бюджетных средств.

Часть 4 ст. 15 устанавливает, что если денежные средства или субсидии для закупок были получены муниципальным или федеральным предприятием из бюджета, а не от частного лица, то проведение таких закупок регулируется посредством аудита и контроля в соответствии с главами 4, 5 закона № 44.

Часть 5 ст. 15 гласит, что при предоставлении юридическим лицам средств из бюджета для приобретения недвижимости или строительства использование таких средств регулируется законом № 44, а также Бюджетным кодексом РФ и местным законодательством.

В части 6 ст. 15 определено, что государственные внебюджетные фонды, а также корпорации «Роскосмос» и «Росатом» могут привлекать для осуществления закупок местные бюджетные предприятия, которые будут выступать в качестве заказчиков согласно закону № 44.

Области применения

Положения статьи № 15 закона № 44 применяются в следующих случаях:

  • при проведении закупок муниципальными органами власти, а также местными автономными и унитарными предприятиями;
  • при определении допустимых источников финансирования закупок различными бюджетными организациями;
  • при определении правовой области законодательства, регулирующей конкретную закупку.

Например, если муниципальное предприятие планирует заказать строительство здания для нужд бюджетной организации, то такое предприятие должно согласовывать положения закона с Бюджетным кодексом и местным градостроительным регламентом (ч. 5 ст. 15 44-ФЗ), а также утверждать окончательную смету закупки до конца предыдущего года (ч. 2,3 ст. 15).

Для закупок, проводимых за счет бюджета, такими органами выступают специальные экспертные организации, имеющие федеральную лицензию, а для закупок, проводимых за счет безвозмездных грантов от частных лиц, контролирующие органы могут выбираться заказчиком с учетом местных требований.

Последние изменения

Законом № 174 от 29 июня 2018 года была изменена ч. 3 ст. 15, корректировки были связаны с изменением нумерации подпунктов частей 2-2.1 ст. 15.

Также была дополнена часть 4.1 ст. 15. Теперь действие закона №44 распространяется также:

  • на юридические лица, полностью принадлежащие муниципальной или федеральной власти;
  • на государственные корпорации;
  • на Росавтодороги.

Статья 15 закона № 44 определяет применимость закона №44 к юридическим лицам в зависимости от их статуса, вида проводимых закупок и источника их финансирования. Для точного определения правовой области, в которой осуществляется конкретная закупка, необходимо изучать нормативные акты соответствующего субъекта РФ.

Контрактная система

Бюджетные учреждения, осуществляющие закупки

Бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Однако если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе (ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ) осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Для этого бюджетному учреждению необходимо:

1) принять решение об осуществлении закупок в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ. Такое решение целесообразно оформить приказом;

2) утвердить и разместить в единой информационной системе (ЕИС) положение о закупках для нужд заказчика согласно требованиям Закона № 223-ФЗ.

Решение о порядке осуществления закупок (в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ) должно быть принято до начала года, в течение которого планируется их осуществление, и не может быть изменено в указанном году (ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Однако стоит еще учитывать, если годовой объем закупок у вас превышает 1 млрд. рублей, то на основании п. 8.1. ч.8 Закона № 223-ФЗ:

в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный частью 21 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, или неразмещения указанного отчета в единой информационной системе, положение о закупке такого заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ. В указанном случае заказчик при закупке руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ.

Читайте также:  Отдел закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ: функции, цели и задачи создания, полномочия руководителя

Государственные и муниципальные унитарные предприятия,

осуществляющие закупки

Унитарные предприятия относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 44-ФЗ). Исключение составляют федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства. Перечень таких предприятий утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ.

В то же время унитарные предприятия вправе проводить закупки по Закону № 223-ФЗ в следующих случаях (ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ):

– предприятие осуществляет закупку за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, и субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если грантодатели не определили иные условия;

– в ходе исполнения контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ, предприятию требуется привлечь иных лиц для поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), необходимого для исполнения предусмотренных контрактом обязательств (исключением является исполнение предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

– государственное или муниципальное унитарное предприятие, являющееся аптечной организацией, проводит закупку без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Для осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ заказчику нужно до начала года принять и разместить в ЕИС положение о закупке (ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Для осуществления закупок в 2017 г. ГУП и МУП, являющиеся аптечными организациями, вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки до 01.09.2017 (ч. 12 ст. 8 Закона № 223-ФЗ, ч. 42 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Автономные учреждения, осуществляющие закупки

Автономные учреждения являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, в следующих случаях:

– закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ);

– государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании соглашений (ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

В первом случае к закупкам не применяются положения Закона № 44-ФЗ, касающиеся особенностей исполнения контрактов (ч. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 15 данного Закона).

Статья 15 Федерального закона № 44-ФЗ

Статья 15 . Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

3. Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в пунктах 1 — 3 части 2 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не может быть изменено в текущем году.

4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

(Требования части 4 статьи 15 обязательны для применения государственными, муниципальными унитарными предприятиями с 1 января 2017 г.)

5. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

6. В случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления либо Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям, такие учреждения, унитарные предприятия в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов или Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

Особенности закупок для автономных учреждений по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Работают ли автономные учреждения по 44-ФЗ — да, но не всегда. Эти организации вправе самостоятельно распоряжаться доходами и проводят тендеры по 223-ФЗ. Но в качестве санкций их могут обязать закупать по Закону о контрактной системе.

Автор: Элла Залужная

Как закупают по ФЗ-44

Процедура торгов, заключения контракта, обжалования, контрольные мероприятия и иные нюансы закупочной работы четко определены положениями контрактной системы, как и методы обоснования и планирования потребностей.

Вот в каких случаях действие закона № 44-ФЗ распространяется на автономные учреждения при проведении тендеров в 2020 году (ст. 15):

  1. Организация осуществляет капитальные вложения в объекты госсобственности.
  2. Предприятие получило полномочия на проведение тендера, цель которого — инвестиции в объекты капстроительства или покупка недвижимости.
Читайте также:  Договор по 223-ФЗ: порядок заключения, сроки подписания, внесение изменений, отчет об исполнении, особенности рамочных контрактов

В той же статье указано, что автономное учреждение вправе закупать недвижимость и заключать договоры на капитальное строительство. В этом случае государственное автономное учреждение осуществляет закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ за счет средств субсидий из государственного бюджета.

Для того чтобы найти в ЕИС информацию о заказах, которые автономные госорганизации проводят по основаниям статьи 15 закона №44, отметьте галочкой нужные параметры, и система отфильтрует нужные вам процедуры. Например:

Перевод учреждения на работу по ФЗ-44

Однозначного ответа на вопрос, когда автономные учреждения перейдут на 44-ФЗ, до сих пор нет. Переход всех госорганизаций на контрактную систему планировался в 2017 году, и проект публиковался на общественное обсуждение, но не до сих пор не принят.

На каких основаниях проводится переход автономных учреждений на 44-ФЗ в 2020 году (статьи 3 и 8 223-ФЗ):

  • неразмещение положения о закупках;
  • невыполнение объема процедур для СМСП либо размещение ложных сведений в отчетах о процедурах покупки у СМСП.

Положение размещается в Единой информационной системе в течение пятнадцати дней с даты утверждения (ч.1 ст. 4 223-ФЗ).

Объем заказа у СМСП — минимум 20% от общей стоимости договоров (Постановление №1001).

Вот что нужно сделать автономному учреждению, чтобы закупать товары и услуги по закону № 44-ФЗ в 2020 году:

1. Получить электронную подпись в УЦ казначейства.

2. Настроить АРМ в соответствии с требованиями Единой информационной системы и торговой площадки.

3. Зарегистрироваться в ЕИС и на торговой площадке в качестве заказчика закону №44;

4. Подготовить нормативные документы:

  • приказ об утверждении состава контрактной службы или назначении контрактного управляющего;
  • приказ об утверждении состава закупочной комиссии;
  • положение о контрактной службе;
  • регламент работы закупочной комиссии.

Переход предприятия на работу по положениям контрактной системы — это санкция за нарушения, которые были допущены в закупочной деятельности. Если получена субсидия на проведение закупки автомобиля автономным учреждением, то покупают его по ФЗ-223.

Чтобы увидеть в ЕИС информацию о закупках по правилам контрактной системы, выберите в параметрах закон №44, и система выдаст нужные тендеры.

Особенности тендеров по ФЗ-223

Как проводить тендеры по закону №223 — заказчик прописывает в положении о закупках, которое утверждается наблюдательным советом (п. 3 ч. 3 ст. 2 223-ФЗ). В этом регламенте указываются способы закупок, порядок их проведения, заключения договоров, нюансы их обеспечения и иные аспекты, которые заказчик считает нужным прописать. Например, другие способы заказа — запрос цен или предложений.

Перечень продукции, которую предприятие покупает в электронной форме, смотрим в Постановлении №616.

С 4 июня 2018 года снят ряд ограничений для передачи без торгов имущества подрядчику, которое тот используют для исполнения договора на время его действия (ФЗ-135 от 04.06.2018).

Основное отличие тендеров по закону №223 — больше свободы для предприятия в выборе способов заказа, что не избавляет от ответственности по КоАП за нарушения.

В ст. 4 223-ФЗ сказано, в каких случаях автономное учреждение размещает информацию на ЕИС в обязательном порядке и какие документы размещать:

  1. Положение о закупке.
  2. План закупок.
  3. План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарств.
  4. Информация о закупке, результатах торгов и конкурсного отбора.

Предприятие не размещает в ЕИС сведения о финансовых договорах, покупке имущества, закрытых процедурах, закупке у единственного источника и процедурах до 100 000 руб., или 500 000 руб., если выручка предприятия за предыдущий год превысила 5 млрд рублей.

Для того, чтобы найти в ЕИС информацию о закупках, которые автономные госорганизации проводят по закону №223, поставьте галочку в параметрах рядом с номером закона, и система отфильтрует извещения о процедурах, как на примере:

Статья 15 Федерального закона №44-ФЗ: последние изменения, особенности закупок, осуществляемых бюджетными и автономными учреждениями

Дата документа06.11.2019
МеткиМетодика

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены особенности закупок, осуществляемых бюджетными учреждениями. Об этих особенностях и пойдет речь в нашей статье.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретения недвижимого имущества или аренда имущества) бюджетным учреждением регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ).
Бюджетные учреждения на основании пункта 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ установлено, что при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе (далее – ЕИС), данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году закупки в случаях, указанных в подпунктах 1 – 3 пункта 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, с соблюдением требований Закона N 223-ФЗ и указанного правового акта.
Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок, указанных в подпунктах 1 – 3 пункта 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, в порядке, установленном названным законом, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году (пункт 3 статьи 15 Закона N 44-ФЗ).
Как следует из Письма Минэкономразвития России от 24.04.2017 г. N ОГ-Д28-5175 бюджетные учреждения применяют положения Закона N 44-ФЗ, а в случаях, установленных пунктом 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, такие учреждения вправе применять положения Закона N 223-ФЗ.
В Письме Минфина России от 24.09.2017 г. N 24-04-07/61936 отмечено, что законодательством Российской Федерации о закупках не предусмотрено обязательство заказчиков повторно (ежегодно) утверждать положение о закупке. При этом заказчики вправе вносить изменения в положение о закупке в соответствии с нормами Закона N 223-ФЗ.

Обратите внимание!
До 01.10.2019 г. бюджетные учреждения вправе изменить или утвердить правовой акт, регламентирующий в соответствии с Законом N 223-ФЗ правила закупки, для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, в 2019 году (пункт 42.2 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).

При несоблюдении срока размещения положения о закупках бюджетного учреждения в ЕИС такое учреждение должно осуществлять закупки в рамках положений Закона N 44-ФЗ, на что указано в Письме Минэкономразвития России от 10.04.2017 г. N Д28и-1546.

Заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения с 01.01.2019 г. определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом названные лица не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме (подпункт 2 пункта 43 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).
С 01.01.2019 г.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Добавить комментарий