Статья 94 Федерального закона №44-ФЗ: этапы и особенности исполнения государственного контракта

Каким образом регулируются особенности исполнения контракта, согласно статье 94 44-ФЗ?

В ст. 94 ФЗ-44 прописаны особенности исполнения государственного контракта. Указанный процесс включает приемку поставленных товаров в рамках госзаказа, выполненной работы или оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, проведение экспертизы товара или выполненной работы.

Что регулирует ст. 94 44-ФЗ, и какие меры исполнения контракта она предусматривает

Статья 94 44-ФЗ описывает особенности исполнения госконтракта. Здесь указывается на то, какие действия предстоит предпринять заказчику после заключения договора, чтобы достичь целей его подписания.

К основным мерам исполнения госконтракта относят его приемку, оплату результатов работ, изменение или расторжение соглашения (соглашение детально освещается в ст. 95 44-ФЗ). Они прописаны в ч. 1 ст. 94 44-ФЗ.

Ст. 94 44-ФЗ структурно состоит из 12 частей. Статья 94 тесно взаимосвязана с другими положениями 44-ФЗ. В частности, в ст. 30 указана обязанность заказчика оплатить результаты закупки, которая проводилась у субъектов малого бизнеса или НКО в сжатые сроки: в течение 15 дней после приемки работ.

В ст. 34 44-ФЗ прописаны общие сроки оплаты по договору: 30 дней с момента подписания итоговых документов, а также ответственность сторон за неисполнение договорных условий.

В ст. 35 44-ФЗ прописана необходимость расчетов с помощью спецсчетов.

В ст. 95 44-ФЗ приведены особенности изменения и расторжения договора.

В ст. 94 неоднократно вносились изменения: в 2014, 2015, 2016 и 2017 годах. За период с 2014 года изменились случаи, когда требуется обязательное привлечение экспертных организаций и размещение отчета в ЕИС.

Обязанности поставщика и заказчика

В обязанности поставщиков входит своевременное предоставление заказчикам достоверной информации о текущем этапе исполнения своих обязательств и возникающих у них сложностях. Это прописано в ч. 2 ст. 94 44-ФЗ.

Помимо этого, в обязанности поставщика входит своевременное исполнение своих обязательств по контракту. К сроку, который прописан в договоре, он обязан предоставить финальные результаты закупки.

Согласно ч. 1, 2 44-ФЗ, в обязанности поставщика входят:

  1. Обеспечение мероприятий по приемке выполненных работ.
  2. Проведение экспертизы (собственными силами, в т. ч. путем создания приемочной комиссии из 5 и более человек), привлечение экспертов по контрактам.
  3. Возврат денег поставщикам, которые ранее были внесены как обеспечение, на условиях по госконтракту.

Заказчик также обязан произвести оплату в сроки, предусмотренные договором.

Проведение экспертизы

На основании ч. 3 94-ФЗ «О контрактной системе» от 2013 года для проверки соответствия результатов работ требованиям заказчика и условиям госконтракта заказчики должны провести экспертизу. Экспертиза результатов по госконтракту может проводиться в двух вариантах:

  • собственными силами заказчика;
  • с помощью привлеченных экспертов и экспертных организаций на основе подписанных контрактов с учетом требований законодательства о закупках по 44-ФЗ.

Определение экспертов и экспертных организаций приведено в п. 15 ст. 3 44-ФЗ. Под ними понимаются физические и юридические лица, обладающими особыми компетенциями и познаниями, опытом и квалификацией в научной или технической сфере, в области искусства и ремесла. Они осуществляют деятельность на основании договора, который предполагает изучение и оценку предмета экспертизы, подготовку экспертных заключений в закупочной практике по 44-ФЗ.

В ч. 4 ст. 94 44-ФЗ установлено, что учреждения должны привлекать экспертов при закупках товаров и услуг у единственного поставщика. Здесь же приведен перечень исключений, когда допускается обойтись без экспертного обоснования: в частности, при закупках услуг экспертных организаций, проектной документации на капстроительство, результатов проектных изысканий и пр. С учетом прописанных здесь исключений можно сделать вывод, что прописанные в 44-ФЗ исключения позволяют осуществлять большую часть закупок у единственного поставщика без привлечения внешних экспертов.

Так, привлечение экспертов обязательно при поставках культурных ценностей, произведений искусства и литературы, приобретении нежилых зданий и пр.

Согласно поясняющему письму Минфина от 2017 года №24-02-07/87603, в целях закупок экспертных услуг заказчикам следует провести конкурентную закупку или закупить эту услугу через подписание контракта с единственным поставщиком по ст. 93 44-ФЗ.

Закупки экспертных услуг подлежат включению в план-график по ч. 11 ст. 21 44-ФЗ.

При выборе способа закупки экспертных услуг заказчику следует учитывать все ограничения по 44-ФЗ. Так, запрос котировок допускается проводить в случае, если начальная цена контракта не превышает 500 тыс. р., годовой объем закупок этим способом – не более 10%.

Сторонние эксперты должны соответствовать требованиям по ст. 41 ФЗ-44. Так, для проведения экспертизы лица, которые ее осуществляют, должны состоять в СРО.

Экспертиза, которая проведена как внутренними экспертами, так и сторонней организацией, должна быть оформлена должным образом. На практике результаты внешней экспертизы оформляются через заключение.

Документом, который подтверждает проведение экспертизы силами заказчика, является акт о приемке товара или результатов работ.

Приемка этапов исполнения контракта

По результатам проведенной экспертизы заказчик принимает решение о приемке результатов работы или отказе в ее приемке. Для того чтобы принять товар, работу или услугу, а также отдельный этап (если такие предусмотрены по договору), заказчик вправе создать приемочную комиссию. В 44-ФЗ такая комиссия создается по желанию заказчика и не является обязательной. В разъясняющем письме Минэкономразвития от 2015 года №Д28и-16464 сказано, что контрактная система закупок не обязывает заказчика формировать данную комиссию. Но в некоторых случаях подобный орган может быть желателен для заказчика: в частности, если объект закупки является технически сложным либо требует обширных познаний в разных отраслях.

Согласно ч. 6 ст. 94 44-ФЗ, при создании комиссии по приемке необходимо, чтобы ее численность превышала 5 человек. Состав комиссии находит свое отражение в приказе. В 44-ФЗ не содержится ограничений по составу комиссии: сюда могут войти контрактный управляющий или сотрудники контрактной службы.

Помимо приказа о создании комиссии, заказчику следует разработать и утвердить положение о ее работе, где прописать порядок работы и полномочия ее членов. Также в разработанном Положении можно закрепить стандартную форму акта о приеме результатов работ, который будет использовать заказчик в своей деятельности.

Документ о приемке обычно оформляет контрактный управляющий или работник контрактной службы со стороны заказчика. При успешной приемке результатов обычно составляется акт приема-передачи. Указанный документ должен содержать определенную информацию, которая позволяет определить соответствие товара требованиям госзаказа. Если закупка предполагала приобретение определенного товара, то целесообразным будет указание на наименование, характеристики и комплектность товара; количество и стоимость товара; сведения об отсутствии недостатков у товара и прочую значимую информацию.

Если для приемки товаров, работ и услуг привлекались сторонние эксперты, то их отчет или заключение должны прилагаться к акту, при приемке без сторонних экспертов прикладывать дополнительные документы к акту не нужно.

Когда в ходе реализации госконтракта заказчик по его результатам получил товары, услуги или работы, которые не соответствуют требуемым характеристикам, он обязан направить в адрес поставщика мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Документ составляется в письменной форме и направляется поставщику в сроки, которые были определены контрактом.

Минфином в Письме от 2017 года №24-02-08/70126 установлено, что заказчик не может отказаться принимать объект закупки при выявлении ее несоответствия условиям контракта, только если такое несоответствие не препятствует приемке и предварительно устранено поставщиком. Эта возможность закреплена за ним в п. 8 ст. 94 44-ФЗ.

Отказ от приемки товаров, услуг и результатов работ также не имеет унифицированной формы. Он оформляется в свободном формате, но с обязательным указанием причин принятого решения.

Если заказчик не направил поставщику мотивированного отказа от приемки, то должностным лицам заказчика грозит административная ответственность по ч. 9 ст. 7.32 КоАП.

Документы о приемке товара, работы, услуги не только играют важную роль для поставщика при оплате его услуг, но также они подлежат включению в реестр контрактов по п. 13 ст. 103 44-ФЗ. В обязанности заказчика входит отправка в Федеральное казначейство документации о приемке результатов работ. В случае когда договором предусмотрена приемка работ по частям, то сведения передаются после каждого этапа.

Для подготовки отчета об исполнении контракта или его отдельного этапа также потребуется финальная документация. Согласно п. 11 ст .94 44-ФЗ, форма отчетности определяется Постановлением Правительства. Для подготовки отчетности заказчикам необходимо обратиться к Постановлению Правительства от 2013 года №1093. В отчете по результатам исполнения контракта находят отражения результаты реализации госконтракта, а также допущенные нарушения или прописывается факт неисполнения обязательств поставщиком (согласно ч. 9 ст. 94 44-ФЗ).

Результаты выполнения отдельных этапов контракта, если его цена свыше 1 млрд р. или по контракту предусмотрено выполнение определенных работ по ч. 9 ст. 94 44-ФЗ, отражаются заказчиком в отчете. Речь здесь идет о работах по строительству, капремонту и реконструкции объектов капстроительства, а также по сохранению объектов культурного наследия.

По ч. 12 государственные и муниципальные службы наделены правами определения порядка размещения отчетности.

Таким образом, в число базовых этапов исполнения государственного контракта входит его приемка заказчиком. Эта процедура требует учета заказчиком некоторых особенностей. Так, необходимо привлечение сторонних экспертов в установленных законом случаях, либо экспертиза, проведенная внутренними силами заказчика. В последнем случае заказчик может сформировать и утвердить состав приемочной комиссии, действующей на предприятии. При обнаружении недостатков в товарах, работах и услугах заказчик обязан предоставить поставщику мотивированный письменный отказ. При приеме результатов заказчик подписывает акт приема-передачи. Данный документ может иметь другое название, но его подготовка является обязательной.

Особенности исполнения контракта по ст. 94 44-ФЗ

Понятие

Статья 94 44-ФЗ, состоящая из 8 частей, посвящена особенностям исполнения государственного контракта посредством реализации комплекса мер.

Эти меры нацелены на корректное осуществление закупок посредством взаимодействия заказчиков с поставщиками товаров, подрядчиками работ, исполнителями услуг для государственных и муниципальных потребностей на базе гражданского законодательства и данного закона.

При этом подразумеваются:

  • приёмка товара, работы, услуги в состоянии готовности или в стадии поэтапных поставки, выполнения, оказания, если это предусмотрено контрактом;
  • проведение экспертизы поставленных товаров, итогов выполненных работ, оказанных услуг;
  • оплата заказчиком оговорённых в контракте позиций целиком или поэтапно;
  • взаимоотношения заказчика с поставщиком, подрядчиком, исполнителем в случае изменения или расторжения контракта на основании положений ст. 95 44-ФЗ, а также при применении мер ответственности к сторонам за нарушение контрактных условий.

Обязанности заказчика и поставщика

В ч. 2 ст. 94 44-ФЗ прописаны обязанности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ходе исполнения контракта и по его итогам.

При этом поставщикам вменяется обязанность своевременного и достоверного информирования заказчика о:

  • ходе выполнения контрактных обязательств;
  • возникающих при этом проблемах;
  • финальных результатах своей деятельности в оговорённые контрактом сроки.

Со своей стороны, заказчик обязан:

  • обеспечить своими силами или посредством привлечения экспертов проведение экспертизы результатов исполнения контракта с целью установления их соответствия с оговорёнными в документе условиями;
  • произвести приёмку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги;
  • оплатить вышеперечисленное согласно контрактным условиям.

Проведение экспертизы

Ч. 3 ст. 94 44-ФЗ предписывает заказчику проверять соответствие выполненных поставщиками, подрядчиками или исполнителями поставок, работ или услуг контрактным условиям посредством экспертизы.

При отсутствии у инициатора заказа условий для проведения экспертизы собственными силами он вправе привлечь для её проведения сторонних экспертов, экспертных организаций.

Они в виде физических или юридических лиц должны обладать качествами, обозначенными в ч. 15 ст. 3 44-ФЗ, среди которых основными являются:

  • соответствующая компетенция;
  • достаточный опыт данного профиля;
  • квалификация в научной или технической сфере, а также в области искусства и ремёсел.

Привлечение сторонней экспертной организации должно сопровождаться подписанием заказывающей стороной контракта с ней.

При этом письмо Минфина №24-02-07/87603 предписывает закупки экспертных услуг сопрягать с конкурентными условиями их проведения или с подписанием контракта с единственным поставщиком согласно ст. 93 44-ФЗ.

Кроме того, ст. 41 44-ФЗ требует, чтобы привлекаемые для проведения экспертиз сторонние лица принадлежали к саморегулируемым организациям (СРО).

Читайте также:  Штрафы по 223-ФЗ: таблица и основные группы нарушений закупочного законодательства

При этом выбор способа закупки экспертных услуг заказчиком обуславливается законом. Например, котировочный запрос разрешается проводить при начальной контрактной цене не выше 500000 руб., когда годовой объём закупок данным способом не превышает 10%.

Если же экспертиза осуществляется собственными силами заказывающей стороны, то данный факт подтверждается актом о приёмке.

П. 5 ст. 94 44-ФЗ позволяет проводящим экспертизу товаров, работ, услуг экспертам и экспертным организациям запрашивать у заказчиков и поставщиков дополнительные сведения, которые относятся к условиям исполнения контракта.

При выявлении в ходе подобной экспертизы нарушений контрактных условий, которые, однако, не препятствуют приёмке товаров, работ или услуг, в экспертном заключении фиксируются эти нарушения и указывается срок их устранения.

Определение случаев обязательного проведения экспертизы поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг пребывает в компетенции правительства РФ.

Однако изначально привлечение экспертов обязательно при приобретении нежилых зданий, а также при закупках произведений искусства и литературы, культурных ценностей.

Закон также оговаривает случаи, когда экспертное заключение не требуется. Это происходит в ходе:

  • закупок собственно экспертных услуг;
  • приобретения проектной документации в сфере капстроительства;
  • закупок естественных монополий;
  • закупок согласно решению вышестоящей инстанции;
  • мобилизационных работ;
  • малых закупок стоимостью менее 300000 руб.

Нарушение правил контрактного законодательства в отношении проведения экспертизы чревато для заказчика административными штрафными санкциями в размере 20000 руб.

Проведение приёмки

Ч. 7 ст. 94 44-ФЗ предписывает осуществлять приёмку результатов госконтракта либо этапов его исполнения именно в той последовательности, которая зафиксирована в контракте.

Процесс оформляется автономным приёмочным документом, подписываемым либо непосредственно заказывающей стороной, либо приёмочной комиссией. Её создание разрешается ч. 6 ст. 94 44-ФЗ, причём наличие приёмочной комиссии является желательным в случае, например, приёмки технически сложных закупочных объектов, но не обязательным действием заказчика.

Однако если комиссия всё же создаётся, законодательство предписывает, чтобы в её составе числилось минимум 5 человек.

В случае принятия заказчиком решения о создании приёмочной комиссии он должен подписать соответствующий приказ, в котором фиксируется состав комиссии.

Чаще всего в неё входят контрактный управляющий и сотрудники контрактной службы. Деятельность комиссии регламентируется разработанным заказывающей стороной положением, в которое зачастую включается стандартная форма акта о приёмке результатов закупок.

Приёмочные документы оформляются, как правило, контрактным управляющим или сотрудником контрактной службы.

Успешная приёмка сопровождается составлением акта приёма-передачи, в котором содержатся сведения о соответствии закупочных объектов требованиям госзаказа.

При закупке определённого товара обычно, кроме наименования, указываются его характеристики, комплектность, стоимость, сведения об отсутствии недостатков и т. д. В случае участия в приёмке сторонних экспертов к приёмочному акту прилагается их заключение.

Если по итогам исполнения контракта заказывающей стороне были предъявлены товары, работы, услуги, не соответствующие заявленным в контракте характеристикам, заказчик должен в оговорённые контрактом сроки направить поставщику мотивированный отказ от подписания приёмочного документа.

Однако письмо Минфина № 24-02-08/70126 от 20.10. 2017 г. устанавливает, что если выявленное несоответствие условиям контракта не может препятствовать приёмке объекта закупки и предварительно уже устранено поставщиком, то заказчик не вправе отказываться от приёмки закупочного объекта.

Вместе с тем приёмка заказывающей стороной объектов закупок, не соответствующих установленным требованиям, что приводит к снижению объёмов поставки и повышению бюджетных трат, чревато для заказчика штрафными санкциями в размере от 20000 до 50000 руб. Административная ответственность грозит должностным лицам заказчика и в случае неотправления поставщику мотивированного отказа от приёмки. Даже если заказчик просто не составит документацию о приёмке результатов исполнения госконтракта, то он подлежит административной ответственности в виде штрафных санкций на сумму 20000 руб.

Кроме того, п. 13. ч. 2 ст. 103 44-ФЗ обязывает заказывающую сторону отправлять документацию о приёмке в Федеральное казначейство РФ для включения её в реестр контрактов. В связи с этим требуется корректная подготовка отчёта об исполнении контракта целиком или его отдельных этапов, которая регламентируется ПП № 1093 от 28.11.2013 г.

Ценность любого контракта — в его корректном исполнении. Тщательно разработанное действующее законодательство страны при точном следовании его нормам предоставляет для этого хорошие возможности.

Особенности исполнения, изменения и расторжения контракта в федеральном законе №44-ФЗ (о Контрактной системе)

Продолжаем цикл статей, посвященный обзору Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Вы уже знаете, что закон №44-ФЗ вступит в силу 1 января 2014 года и заменит №94-ФЗ.

В этой статье мы подробнее расскажем об особенностях исполнения, изменения и расторжения государственного контракта, о которых говорится в статьях 94-95 №44-ФЗ.

Особенности исполнения контракта

Закон 44-ФЗ регулирует некоторые условия исполнение контракта. Напомним, что в действующем законодательстве эта процедура не прописана. Новое законодательство регламентирует порядок исполнения контракта – комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и обеспечивающие достижение результатов, предусмотренных контрактом. В данный комплекс входят следующие вопросы:

  • как должны взаимодействовать заказчики с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по всем вопросам исполнения контракта;
  • как проводить экспертизу результатов исполнения контракта;
  • как заказчик должен принимать и документировать результаты исполнения контракта.

Заказчик может привлекать экспертов для проведения экспертизы соответствия условиям контракта выполненных работ или поставленного товара. Также заказчик обязан размещать в единой информационной системе отчеты об этапах исполнения поставщиком заказа.

Как изменять заключенный государственный контракт?

Процедура изменения контракта, закрепленная в 44-ФЗ, практически не отличается от процедуры, содержащейся в 94-ФЗ. По-прежнему не допускается менять существенные условия контракта. Однако новый закон определяет несколько случаев изменения по соглашению сторон. Напоминаем вам, что возможность изменения, как и в случае с односторонним расторжением, должна оговариваться в контракте.

Заказчик имеет право устанавливать возможности изменения контракта для определенных условий договора.

Что может изменить заказчик:

  • снизить цену контракта, но не менять количество и качества товара или объема оказываемых услуг;
  • уменьшить или увеличить количество товара или объем работ до 10% от общего объема. С уменьшением объема цена должна быть также снижена.

Изменить контракт можно и в тех случаях, если правительственный орган выносит решение о возможности изменений условий долгосрочных и дорогостоящих контрактов для обеспечения нужд.

Можно ли расторгнуть государственный контракт?

Уже на стадии исполнения условий контракта заказчик и поставщик могут в одностороннем порядке расторгнуть контракт. Напомним, что в июне 2013 года вступили в силу поправки к закону №94-ФЗ, которые изменили способы расторжения контракта. Отныне госконтракт можно расторгнуть как по решению суда, так и по соглашению сторон или вследствие одностороннего расторжения контракта.

За любой из сторон закреплена равная возможность расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке, но только в случае, если такое условие установлено в контракте.

Закон №44-ФЗ подробно регламентирует процедуру оформления решения об одностороннем расторжении, а также то, каким образом другая сторона должна быть об этом оповещена. Важно помнить, что подтверждение о вручении уведомления противной стороне должно быть зафиксировано и документировано. Это обусловлено тем, что решение вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней со дня надлежащего уведомления.

При расторжении контракта в одностороннем порядке заказчик имеет право провести закупки путем проведения запроса предложений.

Важно отметить, что поставщик, как и заказчик, в случае одностороннего расторжения контракта, имеет право требовать возмещение фактически нанесенного ущерба.

Познакомьтесь с другими статьями о Контрактной системе:

Энциклопедия судебной практики. Особенности исполнения контракта (Ст. 94 Закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”)

Энциклопедия судебной практики
Особенности исполнения контракта
(Ст. 94 Закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”)

1. При заключении и исполнении контракта заказчик выступает не в качестве государственного органа (органа местного самоуправления), а как участник гражданско-правового отношения

Из материалов рассматриваемого дела следует, что между Комитетом и Обществом имеются гражданско-правовые отношения в связи с заключением и исполнением Контракта, в которых государственный заказчик выступает не в качестве государственного органа, а как участник гражданско-правового отношения.

Следует принять во внимание, что заявитель выбрал ненадлежащий способ защиты гражданских прав, поскольку решение Комитета по земельным ресурсам Администрации об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта не является ненормативным актом, поскольку принято в рамках обязательственных отношений одной из сторон в сделке, независимо от того, что такой стороной является орган местного самоуправления.

Довод заявителя о том, что Росрезерв прервал поставку продукции, используя свои властные полномочия по отношению к грузополучателям, обоснованно отклонен со ссылкой на то обстоятельство, что приемка продукции, по которой заявитель допустил просрочку поставки, была приостановлена на основании части 3 статьи 511 ГК РФ и не связана с реализацией Росрезервом властных полномочий как государственного органа.

2. При заключении и исполнении контракта правоотношения сторон по своему содержанию не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой

Из материалов рассматриваемого дела следует, что между Комитетом и Обществом имеются гражданско-правовые отношения в связи с заключением и исполнением Контракта. Следовательно, правоотношения сторон по своему содержанию не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, а регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Если требование к сроку изготовления товара являлось требованием документации о закупке, оно не может быть изменено поставщиком на стадии исполнения контракта в силу императивных запретов действующего законодательства

Требование к сроку изготовления товара являлось требованием документации о закупке и не могло быть изменено поставщиком на стадии его исполнения в силу императивных запретов действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции также указал, требование к сроку изготовления товара являлось требованием документации о закупке и не могло быть изменено поставщиком на стадии его исполнения в силу императивных запретов действующего законодательства.

4. Наличие высокого уровня задолженности по уплате обязательных публичных платежей является объективным индикатором, позволяющим усомниться в надежности участника закупки только при заключении контракта, а не на момент исполнения контракта – расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за товары, работы, услуги

По смыслу приведенных положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, федеральный законодатель предусмотрел систему единых требований к участникам закупки, позволяющих обеспечить в условиях стимулирования добросовестной конкуренции отбор именно тех контрагентов, которые гарантированно могли бы обеспечить потребность государства и муниципальных образований в соответствующих товарах, работах, услугах, исходя из оптимального сочетания цены и качества. В этом отношении наличие высокого уровня задолженности по уплате обязательных публичных платежей за прошлый календарный год рассматривается законодателем в качестве одного из объективных индикаторов, позволяющих усомниться в надежности потенциального контрагента и отказать ему в праве участия в процедурах отбора поставщиков (исполнителей) товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд.

При этом указанные требования устанавливаются к участникам закупки только при заключении контракта, а не на момент исполнения контракта – расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу по заключенным контрактам, и расширительному толкованию не подлежат.

Таким образом, действующее законодательство не позволяет обосновать допустимость включения в государственный (муниципальный) контракт (гражданско-правовой договор) в качестве одного из условий для оплаты представление сведений об исполнении подрядчиком (исполнителем) обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по состоянию на момент оплаты по контракту (договору).

Читайте также:  Начальная максимальная цена контракта по 223-ФЗ: понятие, обоснование, методы ее определения

Следовательно, установление таких требований находится в прямом противоречии с требованиями Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, положения статей 31, 34, 94 которого исключают возможность установления таких требований в контрактах. Кроме того, такие требования также противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующим отношения, связанные с заключением и исполнением договоров выполнения работ, предоставления услуг, в том числе связанных с обеспечением государственных и муниципальных нужд.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В “Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок” собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке “Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок” использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, Мазуриной И., Михайлевской М., Раченковой Ю., Шумилиным П., Серковым А., Штукатуровой Т.

Особенности исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ (Волкова М.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

С 04.06.2014 вступил в действие Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 140-ФЗ), который внес ряд изменений. Они затронули, в частности, особенности исполнения контракта. В статье рассмотрим особенности исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ с учетом внесенных изменений.
——————————–
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Вначале напомним, что особенности исполнения контракта закреплены в ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Как сказано в этой статье, исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ. Итак, комплекс мер включает в себя:
– приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение согласно Закону N 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
– оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
– взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Какие обязанности предусмотрены для поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении контракта? В силу ч. 2 ст. 94 Закона N 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) согласно условиям контракта обязан:
– своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
– предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом в установленный срок.
Какие обязанности предусмотрены для заказчика при исполнении контракта? Исходя из ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан провести экспертизу предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом. При этом данная экспертиза проводится заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Отметим, что по общему правилу, установленному ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Кроме этого, Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (ч. 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Данная часть была введена Законом N 140-ФЗ.
В каких случаях заказчик имеет право не привлекать экспертов, экспертные организации? Частью 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда заказчик имеет право не привлекать экспертов или экспертные организации. Отметим, что Законом N 140-ФЗ ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ была расширена. Кроме этого, действия ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ в новой редакции распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2014.
Заказчик может не привлекать экспертов при проведении закупок для обеспечения федеральных нужд, в частности, в следующих случаях:
– осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом N 147-ФЗ , а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– проведение закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти согласно его полномочиям либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, с поставщиком данных вооружения и военной техники, включенным в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники. Порядок ведения реестра единственных поставщиков этих вооружения и военной техники, порядок формирования их цены устанавливаются Правительством РФ. Государственный контракт на их поставку заключается по цене, определяемой в соответствии с указанным порядком ее формирования (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

К сведению. В настоящее время порядок ведения реестра единственных поставщиков вооружения и военной техники установлен Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 N 826 “Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники”. Порядок формирования цены установлен Постановлением Правительства РФ от 25.01.2008 N 29 “Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем”.

– оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно). Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

К сведению. В настоящее время Перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р.

– закупка печатных изданий или электронных изданий (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) определенных авторов у издателей этих изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование данных изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к названным электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– заключение контрактов на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатацию компьютерного оборудования, оргтехники, звукотехнического оборудования (в том числе для обеспечения синхронного перевода), обеспечение питания) (п. 20 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– заключение контрактов на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности объектов государственной охраны, в том числе обеспечения выездных мероприятий, проводимых Президентом РФ, палатами Федерального Собрания, Правительством РФ (бытовое, гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатацию компьютерного оборудования, оргтехники, звукотехнического оборудования (в том числе для обеспечения синхронного перевода), обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, предоставление питания (включая безопасное питание)) (п. 21 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– осуществление закупок услуг экспертов, экспертных организаций (п. 2 ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);
– если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства РФ (п. 3 ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
——————————–
Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях”.

Читайте также:  Дополнительное соглашение об увеличении суммы договора по 44-ФЗ: основания и типовой образец документа

Проведение экспертизы силами заказчика. В этом случае заказчик может создать приемочную комиссию, которая должна состоять не менее чем из пяти человек (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Далее приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком. При этом в случае, если результаты были не приняты, поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки направляется мотивированный отказ от подписания данного документа в письменной форме (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Проведение экспертизы путем привлечения экспертов, экспертных организаций. Согласно ч. 5 ст. 94 Закона N 44-ФЗ привлекаемые к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. Результаты экспертизы должны быть оформлены в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации. Данное заключение должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ. Если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, но при этом они не препятствуют приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, эксперты в своем заключении могут прописать предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Далее при решении о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам названной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание! Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия данных результатов либо данных товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 8 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Оформление результатов выполнения контракта

Согласно ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:
– об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
– о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
– об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.
Кроме вышеперечисленного, к отчету необходимо приложить заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ (ч. 10 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание! Законом N 140-ФЗ были внесены изменения в ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, а именно появилось исключение об отражении результатов исполнения контракта в единой информационной системе, в частности, к ним относится заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93).

Отметим, что порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, а также форма указанного отчета установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 “О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения”. При этом в ч. 12 ст. 94 Закона N 44-ФЗ сказано, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения соответственно в региональных и муниципальных информационных системах отчетов о результатах отдельного этапа исполнения контракта, осуществления поставки товара, выполнения работы или оказания услуги (в том числе перечни дополнительной информации).

Наиболее распространенные вопросы по содержанию ст. 94 Закона N 44-ФЗ

Когда необходимо формировать отчет об исполнении контракта в единой информационной системе: ежемесячно или в четко определенные и зафиксированные в контракте этапы? Пункт 1 ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ определяет этап исполнения контракта как приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги. В связи с тем что поставка товаров необязательно происходит со строгой периодичностью раз в месяц, ориентироваться необходимо именно на зафиксированные в контракте этапы, а не на ежемесячное его исполнение.
Необходимо ли проводить экспертизу при исполнении контракта с единственным поставщиком? Частью 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда привлечение экспертов или экспертных организаций на основе договора при осуществлении закупки у единственного поставщика не является обязательным. Однако это не освобождает от обязанности проводить экспертизу исполнения контракта своими силами (ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Документально она может быть оформлена в виде заключения о соответствии товаров, работ или услуг требованиям контракта, составленного и подписанного уполномоченным работником заказчика.
Можно ли включить в сумму контракта стоимость экспертизы? Согласно ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ одной из обязанностей заказчика является проведение экспертизы, это значит, что она должна быть произведена за счет заказчика. Таким образом, контракт с экспертом или экспертной организацией (в случае их привлечения) должен заключаться в общем порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, то есть путем проведения самостоятельной закупки, не входящей в состав основной. Это значит, что включение в сумму контракта стоимости экспертизы его исполнения не представляется возможным.
В заключение отметим, что при исполнении контракта заказчику необходимо помнить о проведении экспертизы либо собственными силами, когда это позволяют положения Закона N 44-ФЗ, либо с привлечением эксперта, экспертной организации. При этом заключение контракта с экспертом или экспертной организацией является самостоятельной закупкой, которая должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Сравнительная характеристика федеральных законов 44-ФЗ и 94-ФЗ в сфере госзакупок

Основные нововведения в законодательство о проведении госзакупок

Новый Федеральный закон 44-ФЗ был принят с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств. В законе 94-ФЗ не были предусмотрены нормы, касающиеся формирования и наблюдением за ходом исполнения заказа. В документе были установлены требования только к проведению процедуры торгов.

Если рассматривать введение изменений законодательства о госзакупках, можно выделить следующие новшества, которые вступили в силу с принятием Закона 44-ФЗ РФ:

  • Появился неограниченный доступ к информации о проведении закупок и всеми связанными с этим процессом этапами;
  • Стала обязательно публикация материалов обо всех основных этапах проведения торгов;
  • Создается государственный общественный комитет по контролю за государственными закупками;
  • Прописана ответственность заказчиков за исполнением требований законодательства в сфере закупок;
  • Определение исполнителей закупки зависит от ее предмета;
  • Предусматривается планирование на долгосрочную перспективу;
  • Установлено предельное значение понижение цены контракта (25%), после которого заказчик обязан предоставить обоснование по расчету цены;
  • В документации или плане закупки могут быть включены пункты о процедуре изменения или расторжения контракта;
  • Предусмотрен аудит исполнения контрактов.
  • Сфера применения Федерального закона 44-ФЗ РФ

    Федеральный закон 44-ФЗ имеет значительно большую сферу влияния. Хотя, нельзя не признать, что он усложнил процесс проведения государственных закупок. В нем предусмотрены разделы, регулирующие:

    • Планирование закупок;
    • Осуществление закупок;
    • Мониторинг и аудит закупок;
    • Контроль в сфере закупок;
    • Разрешение спорных ситуаций;
    • Осуществление отдельных видов закупок.

    По сравнению с 94-ФЗ, новый нормативный акт распространяет свое действие не только на муниципальные и государственные предприятия, но и обычные юридические лица, и автономные учреждения.
    В то же время действие закона не распространяется на:

  • Международные закупки;
  • Закупки, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
  • Закупки драгоценных металлов и камней по пополнению Государственного фонда драгоценных металлов;
  • Назначение адвокатов в уголовном судопроизводстве и его привлечению по оказанию бесплатной юридической помощи;
  • Закупки избирательными комиссиями.
  • Основные отличия положений Законов 44-ФЗ и 94-ФЗ

    Кроме вышеописанной сферы применения, законодательные акты имеют огромное количество различий. Как говорилось выше, 44-ФЗ имеет большее количество разделов, регулирующих процесс проведения госзакупок.

    Если сравнивать общие положения, то по сравнению с 94-ФЗ, Федеральный закон № 44-ФЗ предусматривает:

    • Обязанность бюджетных учреждений соблюдать требования данного нормативного акта во всех случаях, кроме тех, когда закупки производятся:
    • За счет грантов, полученных безвозмездно
    • Если бюджетная организация является исполнителем по контракту на приобретение товаров (работ или услуг)
    • За счет полученных средств от предпринимательской деятельности
    • Установлены принципы контрактной системы, чего не было в законе 94-ФЗ
    • Законом 44-ФЗ предусмотрен перечень документов, которые должны быть предоставлены заказчиком. Ранее достаточно было разместить на официальном сайте торгов план-график закупок на год
    • Необходимо обоснование объекта закупки, установления его стоимости и способа выбора исполнителя. Закон 94-ФЗ требовал только обоснования цены контракта
    • Законом 94-ФЗ не были установлены требования о нормировании в сфере закупок. На данный момент установлено, что приобретаемые товары должны обеспечивать действительные нужды. А также разрабатываются нормы федеральных, муниципальных нужд и нужд субъектов РФ
    • Законом 44-ФЗ предусматривается создание контрактной службы, если годовой объем закупок превышает 100 млн. руб. При меньшем доходе необходимо назначать контрактного управляющего, ответственного за проведение закупок
    • Различаются условия по созданию комиссии и ее составу. Часть положений из закона 94-ФЗ перешло в новый законодательный акт
    • В ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлены новые обязательные требования к участникам закупок
    • Законом 44-ФЗ введена обязанность предоставлять преимущество учреждениям УИС и организациям инвалидов
    • Заявки в размере не менее 15% годового объема закупок от субъектов малого предпринимательства обязаны принимать по 44-ФЗ. Условия и исключения прописаны в ст. 30
    • Ст. 31 44-ФЗ установлены новые критерии оценки заявок
    • Ранее установление денежного обеспечения заявок было правом, а не обязанностью заказчик. В ст. 44 Закона 44-ФЗ установлены условия обеспечения
    • По Закону 44-ФЗ может быть осуществлено банковское сопровождение контрактов. Ранее этой нормы не было
    • Изменены сроки отказа от проведения торгов. Согласно Закону 44-ФЗ, это возможно за 5 дней до окончания приема заявок на участие в конкурсе, либо за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок для участия в котировках
    • Установлены методы установления начальной и максимальной цен контракта. Одновременно можно применять один или несколько методов
    • Законом 44-ФЗ установлено требование об описании объекта закупки

    Что касается проведения самих торгов, то закон 44-ФЗ:

    • Расширил перечень способов проведения закупок
    • Появились положения о проведении централизованных закупок
    • Изменились сроки оценки и рассмотрении заявок, заключения контракта
    • Изменены условия проведения электронных аукционов и требования об их извещении
    • Новые условия размещения заявок для единственного поставщика.

    Обеспечение по исполнению контракта по закону 44-ФЗ обязательно во всех случаях без исключения, как это было предусмотрено и в законе 94-ФЗ.

    Для справки – где узнать подробнее про особенности 44-ФЗ и 223-ФЗ:

    • В специальном материале Путеводитель по контрактной системе от разработчиков Консультант Плюс.
    • На тематических семинарах на нашем портале.

    Добавить комментарий