Субъекты малого предпринимательства в госзакупках: кто относится к СМП, особенности участия, преференции и льготы

Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В целях повышения уровня конкуренции законодательство – 44-ФЗ и 223-ФЗ – регламентирует участие в закупках субъектов малого бизнеса и предоставляет им определенные преференции при участии в торгах.

Понятие

44-ФЗ и 223-ФЗ не содержат определения субъектов малого бизнеса и то, каким условиям они должны соответствовать для отнесения их к указанной категории. Понятие данной категории содержится в ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 2007 года.

Под субъектами малого бизнеса понимают хозяйственно-экономические субъекты в лице индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые отнесены по нормам 209-ФЗ к малым, средним или микропредприятиям. Категории таких субъектов приведены в ст. 4 209-ФЗ.

Базовые принципы и особенности закупок у субъектов малого бизнеса приводятся в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Субъекты малого бизнеса могут участвовать в закупках, которые проводятся:

  1. На общих основаниях.
  2. Специально для субъектов малого предпринимательства и исключающих других участников.
  3. С условием привлечения субъектов малого бизнеса на субподряд.

Закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ должны осуществляться, согласно «Положению об особенностях участия субъектов малого бизнеса и предпринимательства…», утвержденному Постановлением Правительства от 2014 года №1352. Действие указанного документа распространяется на следующие группы лиц:

  1. Заказчиков с годовым объемом выручки более 500 млн р.
  2. Кредитных организаций с величиной активов за прошлый календарный год более 500 млн р.
  3. Автономных учреждений, которые за прошлый год закупили товары и услуги на суммы свыше 250 млн р.
  4. Госкомпаний, которые были основаны в рамках ФЗ и их дочерних компаний.
  5. АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и его дочерних компаний.

Контроль за исполнением положений постановления должно осуществлять АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Особенности участия в госзакупках

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены такие особенности для участия в закупках:

  1. Предельный размер НМЦК при закупках у субъектов малого бизнеса составляет 20 млн р., согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.
  2. При определении поставщиков в извещении о проведении закупок указывается на то, что в число ее участников могут входить только представители малого предпринимательства.
  3. Свою принадлежность к субъектам малого бизнеса участники подтверждают в декларативной форме. Заказчик не имеет права запрашивать у них подтверждающие документы. Эта позиция озвучена в совместном письме ФАС и Минэкономразвития.
  4. Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ, для субъектов малого бизнеса устанавливается сниженный размер обеспечения: он не может быть более 2% от начальной цены контракта.
  5. Заказчик не вправе требовать предоставление обеспечения при цене контракта до 1 млн р.

По 223-ФЗ, если цена договора не превышает 50 млн р., заказчик проводит закупку только среди субъектов малого бизнеса; если это значение находится в диапазоне 50-200 млн р., заказчик сам решает, закупать ли ему товары у малого или крупного бизнеса.

Также указанный закон не предусматривает обязательного обеспечения по заявке, но при наличии такого требования в отношении субъектов малого бизнеса предусмотрены льготы. Обеспечение по заявке не может быть более 2% от НМЦК, а по договору – более 5%.

Также некоторые заказчики из перечня №475-р от 2016 года должны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у СМП. В Постановлении Правительства №1352 от 2014 года приведены требования к содержанию отчета о годовых объемах закупки у малого бизнеса.

Соответствие условиям для участия в закупках

Для соответствия понятию СМП юридические лица должны отвечать следующим условиям:

  1. Суммарная доля участия в них России, регионов, МО, общественных, религиозных, благотворительных и иных организаций в уставном капитале не может превышать 25%.
  2. Доля участия иностранных юрлиц доля участия одного или нескольких юрлиц, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не могут быть более 49%.
  3. Среднесписочная численность работников за прошлый календарный год должна находиться в пределах 15 человек для микропредприятий, 100 человек – для малых предприятий, от 101 до 250 человек для средних предприятий. В случае проведения закупки среди участников, которые относятся к субъектам малого бизнеса, численность персонала не должна превышать 100 человек.
  4. Выручка от продажи товаров и услуг без учета НДС либо балансовая стоимость активов на прошлый календарный год не может превышать предельных значений по Постановлению Правительства. Для субъектов малого бизнеса эта цифра должна составлять не более 800 млн р., для микропредприятий – 120 млн р., для средних предприятий – 2 млрд р.

У вновь созданных организаций учитываются показатели численности, выручки или стоимости активов с момента создания компании.

Объем закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ

44-ФЗ и 223-ФЗ обязывают заказчиков закупать определенную часть товаров, работ и услуг у представителей малого бизнеса. При этом законодательно установлен минимальный объем закупок, который должен приходиться на указанную группу поставщиков и исполнителей.

При этом с учетом положений ч. 1.1 ст.3 0 44-ФЗ в указанный объем закупок не должны включаться:

  • закупки для обеспечения обороны и государственной безопасности;
  • услуги кредитования;
  • закупки у единственного поставщика;
  • тендеры, проведенные закрытым способом;
  • работы в области использования атомной энергии.

Каждый год заказчики по 44-ФЗ должны публиковать в ЕИС отчет о закупках у субъектов малого бизнеса за прошлый год.

С учетом положений Постановления Правительства от 2014 года №1352 и согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ, годовой объем закупок у субъектов малого бизнеса должен составлять как минимум 18% от совокупной стоимости подписанных договоров за год (при объеме выручки госкомпании в размере более 2 млрд р.). При этом доля закупок, участниками которых вправе стать только субъекты малого бизнеса, должна составлять не менее 15% от годового объема.

Закон 223-ФЗ содержит дополнительную ответственность для заказчиков, которые нарушат положения законодательства о закупках у субъектов малого бизнеса. В частности, не будут соблюдать требование о минимальном объеме закупок, не разместят годовой отчет в ЕИС, укажут в годовом отчете недостоверные сведения. Согласно ч. 8.1 ст. 3 223-ФЗ, им грозит необходимость проведения закупок по более строгим нормам 44-ФЗ с 1 февраля и до конца следующего года.

Способы закупок

Согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, закупки у субъектов малого предпринимательства ранее могли проводиться одним из следующих способов:

  • через открытый конкурс;
  • через конкурсы с ограниченным участием;
  • через двухэтапные конкурсы;
  • через запросы предложений, котировок;
  • через электронные аукционы.

С 2019 года они проводятся исключительно в электронном формате.

Подобную позицию подтвердили в Информационном письме Минфина от 2018 года №24-06-08/70718.

Существует ли перечень закупок у СМП

В ранее действующем законе №94, который регулировал порядок госзакупок, был представлен перечень товаров, работ и услуг, которые должны закупаться у субъектов малого бизнеса.

С принятием ФЗ-44 прежний закон утратил свою юридическую силу и в действующей редакции нет перечня товаров, услуг и работ, которые должны осуществляться у субъектов малого бизнеса. Таким образом, заказчики вправе закупать у субъектов малого предпринимательства любые товары, работы и услуги и предоставлять им при этом преференции.

Что касается 223-ФЗ, то для осуществления закупок исключительно среди субъектов малого бизнеса в обязанности заказчиков входит утверждение перечня товаров, работ и услуг, которые могут закупаться только у них.

Такой перечень заказчик разрабатывает самостоятельно исходя из своих предпочтений. При его подготовке стоит основываться на классификации товаров, работ и услуг по ОКПД-2 и, помимо наименования товара, прописывать его номер по классификатору.

Заказчик не сможет ограничивать число участников тендера в иных случаях, когда такая закупка не перечислена в перечне.

Сроки оплаты контрактов

Срок оплаты товаров, работ и услуг является одним из важнейших условий по контракту. Договор может предусматривать одну из следующих форм оплаты: единовременную, с авансированием или поэтапную.

Прошлая редакция 44-ФЗ не содержала никаких ограничений в части оплаты по выполненному контракту в пользу субъектов малого предпринимательства. Оплатить их услуги заказчики должны были в общие временные рамки, которые приведены в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ. Они составляли 30 дней с момента оформления итоговых документов: акта приема-передачи, накладных, счетов-фактур и пр.

Нарушать установленные сроки заказчик не вправе, иначе ему грозит административное наказание в виде штрафа на 30-50 тыс. р. или дисквалификация на срок до 2 лет (при повторном нарушении).

ФЗ-223 напрямую никак не регламентирует порядок исполнения заказчиком своих обязательств перед исполнителями и поставщиками. Но в подзаконных нормативно-правовых актах, среди которых Постановление Правительства №1352 от 2014 года, сказано, что оплата должна быть произведена в течение 30 дней (если победителем стал субъект малого бизнеса).

Заказчик по 223-ФЗ может предусмотреть иные сроки для оплаты в утвержденном им Положении о закупках.

Таким образом, ФЗ-223 и ФЗ-44 предусматривают определенные преференции для участия в закупочных мероприятиях субъектами малого бизнеса. Так, они предусматривают сниженный объем обеспечения, более сжатые сроки для оплаты выполненных услуг и возможность участия в отдельных тендерах без крупных поставщиков и подрядчиков.

Преференции по 44-ФЗ: что это значит и кто может ими воспользоваться?

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Наверняка, вы прекрасно понимаете смысл термина преференция. Это определенное преимущество или льгота, которая предоставляется кому-либо. Такие преимущества могут предоставляться государствам, предприятиям или организациям для поддержки определенных видов деятельности. В 44-ФЗ также предусмотрен ряд преференций, о которых пойдет речь ниже в этой статье. Мы подробно разберемся с тем, что это за преимущества и кто ими может воспользоваться. Итак, давайте начнем…

Содержание:

1. Преференция: что это значит по 44-ФЗ?

Цель Федерального закона № 44-ФЗ заключается не только в создании открытой и конкурентной среды при проведении госзакупок, но и в поддержке определенных категорий поставщиков, которые в этих закупках участвуют.

Согласно требований 44-ФЗ льготные условия предусмотрены для 3-х категорий участников:

1 категория — субъекты малого предпринимательства (сокращенно — СМП) и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) (ст.30 44-ФЗ);

2 категория — учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (УИС) (ст.28 44-ФЗ);

3 категория — организации инвалидов (ст.29 44-ФЗ).

Давайте теперь более подробно рассмотрим, какие преференции предусмотрены для каждой категории участников.

2. Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Прежде чем рассказывать о преимуществах для СМП и СОНКО, установленных 44-ФЗ, предлагаю детально разобраться с тем, что это за участники и каким требованиям они должны соответствовать.

Во-первых , доля РФ в уставном капитале СМП должна быть не более 25% , а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не являющихся СМСП) в уставном капитале должна быть не более 49% .

Во-вторых , средняя численность работников СМП не должна превышать 100 человек включительно.

В-третьих , выручка без НДС или балансовая стоимость активов не должна превышать 800 млн. рублей ( Примечание: Предельные значения дохода определены Постановлением Правительства РФ № 265 от 04.04.2016 года ).

С субъектами малого предпринимательства мы разобрались, идем дальше…

Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) — организации в формах, предусмотренных Главой II Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (за исключением госкорпораций, госкомпаний и политических партий).

Данные организации должны осуществлять деятельность, перечисленную в статье 31.1 Закона № 7-ФЗ:

  • социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
  • оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  • мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
  • и т.д. (всего 18 видов деятельности).

Теперь давайте рассмотрим преимущества, которые установлены 44-ФЗ для данных категорий участников.

Объем закупок

Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНКО в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок (СГОЗ). При этом начальная максимальная цена (НМЦК) таких закупок не должна превышать 20 млн. рублей (ч.1 ст.30 44-ФЗ).

Важный момент: Участники, не относящиеся к данной категории, принимать участие в закупках не могут.

Также для Заказчиков статьей 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП и СОНКО.

Согласно ч.11 ст.7.30 КоАП РФ осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у СМП, СОНКО в размере менее размера, предусмотренного законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей .

Читайте также:  Постановление Правительства РФ №832 по 44-ФЗ: порядок доступа отдельных видов пищевых продуктов иностранного производства

СМП и СОНКО на субподряде

Заказчик при проведении закупки ВПРАВЕ установить в извещении требование к поставщику, не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО (ч.5 ст.30 44-ФЗ).

Сокращенные сроки оплаты по контракту

Если закупка проводится только среди СМП и СОНКО, то в контракт включается обязательное условие об оплате Заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в срок н е более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке (ч.8 ст.30 44-ФЗ). Для остальных закупок (не для СМП и СОНКО) этот срок составляет не более 30 календарных дней.

Размер ОИК рассчитывается от предложенной цены

В случае заключения контракта по итогам проведенной закупки среди СМП и СОНКО размер обеспечения исполнения контракта (сокращенно — ОИК), в том числе предоставляемого с учетом антидемпинговых мер, устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса (ч.6 ст.96 44-ФЗ). Во всех остальных закупках размер ОИК устанавливается от НМЦК, а не от предложенной цены победителя.

ОИК можно не предоставлять

Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки среди СМП и СОНКО освобождается от предоставления ОИК, в том числе с учетом антидемпинговых мер, в случае предоставления таким участником информации о 3-х исполненных контрактах без штрафов и пеней в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).

Что это значит? Это значит, что если у участника (СМП, СОНКО) есть 3 исполненных контракта по 44-ФЗ за последние 3 года, по которым не начислялись штрафы и пени, то он может предоставить информацию об этих контрактах Заказчику и не предоставлять обеспечение исполнения контракта. Главное, чтобы суммарно цена этих трех контрактов была не менее НМЦК той закупки, в которой он победил.

Для удобства проверки и предоставления подобной информации есть отличный сервис, который в считанные секунды позволяет определить, нужно ли вам предоставлять ОИК Заказчику по конкретной закупке или нет.

Действия по проверке очень просты:

  1. Вы переходите по ссылке ;
  2. В открывшемся окне вводите ваш ИНН и реестровый номер закупки, в которой вы победили;
  3. Нажимаете по кнопке “Проверить”;
  4. Получаете информацию по исполненным контрактам;
  5. Копируете полученную информацию на площадку при подписании контракта или готовите информационное письмо (в свободной форме) для предоставления Заказчику.

Уменьшенные размеры штрафов

Размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (определенного по итогам закупки среди СМП и СОНКО) обязательств по контракту устанавливается в размере 1% цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей (п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. ).

При проведении закупок на общих основаниях штрафы значительно больше (См. п.3 ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.):

3. Преференции организациям инвалидов по 44-ФЗ

При проведении закупок, за исключением закупок у единственного поставщика, Заказчик ОБЯЗАН предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг (ч.3 ст.29 44-ФЗ).

Организации инвалидов — общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов) и организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов (ст. 29 44-ФЗ).

Критерии отнесения организаций к организациям инвалидов

Общероссийские общественные организации инвалидов (ОИ), их союзы: 80% членов – инвалиды

Организации, уставной (складочный) капитал которых на 100% состоит из вкладов ОИ:

— среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам – не менее 50%;

— доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%.

Как работает преференция 15% по 44-ФЗ?

Предположим, что Заказчиком проводится закупка товара из перечня ПП РФ №341 от 15.04.2014 г. и в документации установлено преимущество для организаций инвалидов в размере 15%. Начальная максимальная цена контракта 100 000 рублей.

Участник №1 (не ОИ) предложил цену — 85 000 рублей. А Участник №2 (ОИ) в своей заявке указал цену — 80 000 рублей. Участник №2 победил, так как указал цену ниже. Но поскольку Заказчиком была установлена 15% преференция для организаций инвалидов, то Участник №2 может воспользоваться своим правом и направить Заказчику требование об увеличении предложенной им цены на 15%. Таким образом контракт с Участником №2 будет заключен по цене 80 000 + 15% = 92 000 рублей.

Единственное правило в данном случае, чтобы цена, по которой будет заключен контракт с победителем, не превышала НМЦК, установленную в документации. В нашем случае это правило соблюдается, т.к. НМЦК — 100 000 рублей, а контракт с учетом преференции 15% заключен за 92 000 рублей.

Если бы Участник №2 (ОИ) победил с ценой 90 000 рублей и воспользовался бы своим правом на получение преимущества в 15%, то контракт был бы с ним заключен за 100 000 рублей, а не за 103 500 рублей (90 000 + 15%).

4. Преференции УИС по 44-ФЗ

При проведении закупок, за исключением закупок у единственного поставщика, Заказчик ОБЯЗАН предоставлять учреждениям и предприятиям УИС преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг (ч.2 ст.28 44-ФЗ).

К таким учреждениям относятся: базы материально-технического и военного снабжения, управления строительства, образовательные учреждения и так далее.

Принцип работы преференции в 15% для учреждений УИС такой же, как в приведенном выше примере для организаций инвалидов. Отличие заключается лишь в перечне товаров (работ, услуг), который для УИС установлен ПП РФ № 89 от 01.02.2000 г.

И наконец, есть еще одна общая преференция для организаций инвалидов и учреждений УИС. Суть ее заключается в следующем.

В случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 и 29 44-ФЗ, участником закупки является учреждение или предприятие УИС либо организация инвалидов и НМЦК составляет более 20 млн. рублей , размер обеспечения заявки не может превышать 2% НМЦК (ч.17 ст.44 44-ФЗ).

Для всех остальных закупок с НМЦК более 20 млн. рублей размер обеспечения заявки устанавливается в размере от 0,5% до 5% НМЦК .

Вот мы и рассмотрели с вами, какие преференции предусмотрены 44-ФЗ для участников закупок. Однако помимо рассмотренных нами преференций есть еще и статья 14 44-ФЗ, которая устанавливает преференции отечественным производителям и производителям из стран ЕАЭС но это уже тема отдельной статьи.

На этом у меня сегодня все. Надеюсь, информация была для вас полезной. А если это так, то не поленитесь поставить лайк и поддержать статью своим голосом. Все вопросы по данной теме можете задавать ниже в комментариях, с радостью на них отвечу.

Кому и когда положены преференции и преимущества по 44-ФЗ

Преференции по 44-ФЗ — это льготы в отношении цены госконтракта. Но получают их не все участники госзакупок.

Как отличить преференции и преимущества в контрактной системе

Чтобы правильно ответить на вопрос,преференция — что это значит по 44 ФЗ, нужно отделить это понятия от преимуществ. Преимущества по 44-ФЗ предоставляют таким организациям:

  • представители уголовно-исполнительной системы (УИС);
  • союзы инвалидов;
  • субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО).

Понятие преференции используют в значении приоритета товаров отечественного производства в рамках импортозамещения. Но чаще между преференциями и преимуществами разницы не делают и воспринимают их как синоним льгот и приоритета.

Как работают преимущества по 44-ФЗ

Как работают преимущества, раскрыли в таблице.

Представители УИС (ст. 28 44-ФЗ)Союзы инвалидов (ст. 29 44-ФЗ)СМП и СОНКО (ст. 30 44-ФЗ)
Кому положены преимуществаУчреждения и предприятия
  • Общероссийские общественные организации инвалидов, в т. ч. союзы общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не меньше 80%;
  • организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вложений общероссийских общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочное число лиц с ограниченными возможностями по отношению к иным работникам составляет не меньше 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не меньше 25%.
Компания считается малым предпринимательством, если соответствует требованиям по ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007, а также сведения о ней есть в реестре СМП. К СОНКО относятся юрлица, которые решают социальные проблемы, развивают гражданское общество, а также занимаются видами деятельности, которые прописаны в ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996.
Суть преференцииЭти представители вправе требовать увеличить цену контракта на 15%, но не выше НМЦК. В случае победы на торгах.Эти организации вправе требовать увеличить цену контракта на 15%, но не выше НМЦК. В случае победы на торгах.Преимущества предоставляются в виде ограничений.

  • заказчик ограничивает участие представителей крупного бизнеса и физлиц. Получается, что контракты выигрывают только представители СМП. Объем таких закупок — не менее 15% от СГОЗ;
  • организатор торгов может потребовать от победителя привлечь соисполнителей и субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 5 ст. 30 закона о контрактной системе).
Когда предоставляют преимуществаПриобретают товары, работы или услуги, которые включены в список по Постановлению Правительства № 649 от 14.07.2014.Утверждает список товаров, работ, услуг, в которых нужно установить преференции инвалидам по 44 ФЗ, Постановление Правительства № 341 от 15.04.2014.В закупках любых товаров, работ или услуг в объеме не менее 15% от СГОЗ, который рассчитывается в рамках ст. 30 44-ФЗ.
Когда не предоставляетсяВ закупках у единственного поставщика.В закупках у единственного поставщика.В закупках у единственного исполнителя с начальной ценой выше 20 млн руб. Требовать привлечь представителей малого бизнеса заказчик может в любой закупке.

Как работают преференции для отечественных товаров

В контрактной системе приоритет есть у участников, которые поставляют товары, сделанные в России или в странах — участниках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Но не для всех товаров. Приказом Минфина № 126н от 04.06.2018 утвержден перечень иностранной продукции, которая имеет специальные правила по допуску в госзакупках.

Порядок предоставления по приказу № 126н заключается в следующем:

  • при проведении электронных конкурса, запроса предложений и запроса котировок участники, которые предложили отечественные товары или продукцию, которая сделана в странах ЕАЭС, имеют приоритет по критерию «цена контракта». Для этого их ценовое предложение «виртуально» опускается на 15%. Затем сравнивается с ценами на иностранную продукцию. Например, если НМЦК — 500 000 руб. Первый участник предложил китайский товар за 450 000, а второй заявил о желании поставить отечественную продукцию за максимальную цену в 500 000 руб. Получается, для сравнения цена второго снижается на 75 000 и становится 425 000. Это меньше, чем 450 000. Второй участник побеждает, но контракт с ним заключается по изначальной цене в 500 000 рублей;
  • при проведении аукциона победителя определяют обычным путем. Затем, если участник предлагает товар иностранного происхождения, то его цену снизят на 15%, и по ней будет заключен контракт. Если это российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, предложенная победителем госзакупки цена останется без изменений. Учитывайте дополнительное снижение, чтобы не уйти в минус.

Оценка заявок по ПП 925 от 16.09.2016 о приоритете товаров российского происхождения в закупках по 223-ФЗ проходит с учетом норм Генсоглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. Главное отличие от преференций по 44-ФЗ по Приказу Минфина № 126н в том, что заказчик сам утверждает перечень товаров, которые получают преимущества.

Как работают преференции по налогам

Налоговые преференции — это льготы, которые предоставляются плательщику налогов, который исполняет все требования статьи 395 Налогового кодекса. Например, занимается благотворительной деятельностью. Они бывают:

  • территориальные;
  • отраслевые;
  • срочные;
  • целевые;
  • интравекторные и функциональные.

Например, территориальные нужны, чтобы поддерживать и развивать определенные территории, а отраслевые предусмотрены в конкретных отраслях производства. Выражаются они в налоговых льготах, пониженной ставке, возможности отсрочить налоговые платежи или вовсе не платить. В госзакупках налоговых льгот нет.

Особенности участия в закупках у СМП и СОНКО

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ В ЗАКУПКАХ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом 44-ФЗ. Преимущества предоставляются при осуществлении закупок, в том числе субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.

КТО ОТНОСИТСЯ К СУБЪЕКТАМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:

Субъекты малого предпринимательства (СМП)
Хозяйственные обществаХозяйственные товариществаХозяйственные партнерстваПроизводственные кооперативыКрестьянские (фермерские) хозяйстваПотребительские кооперативыИП
Соответствие п.1 ч.1.1 ст.4 Закона 209-ФЗ в части доли государства/муниципалитета, иностранных лиц и лиц, не являющихся СМСП
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год – не более 100 чел.
Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год – не более 800 млн. рублей.
Сведения о данных лицах должны быть внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Единый реестр СМСП ведет ФНС России https://ofd.nalog.ru

КТО ОТНОСИТСЯ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ:

Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО) — некоммерческие организации осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнац. сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан РФ;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

Хотя бы один из указанных видов деятельности должен быть в уставеПреференции по Закону 44-ФЗ не распространяются на СОНО, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования

ВАРИАНТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВ СМП И СОНО:

ВариантУсловия проведения закупки
«Спецзакупки»Проведение открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП и СОНО
СМП и СОНО — субподрядчикиПобедитель закупки — поставщик (подрядчик, исполнитель), не являющийся СМП или СОНО, обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО

КТО ДОЛЖЕН ПРОВОДИТЬ ЗАКУПКИ У СМП И СОНО:

Любые заказчики (п.7 ч.1 ст.3 Закона 44-ФЗ) по Закону 44-ФЗ.

Автономные учреждения и иные юридические лица, не являющиеся заказчиками, проводят закупки у СМП / СОНО только в случае, установленном ч.6 ст.15 Закона 44-ФЗ.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ЗАКУПОК У СМП И СОНО:

Не менее 15% в год от следующей суммы:

СГОЗ – (закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства) — (закупки услуг по предоставлению кредитов) – (закупки у единственного поставщика, кроме п.25-25.3 ч.1 ст.93) – (закупки работ в области использования атомной энергии) – (закрытые способы закупок).

За неисполнение годового объема предусмотрена административная ответственность по ч.11 ст. 7.30 КоАП РФ: административный штраф на должностное лицо в размере 50 000 руб.

Может ли объем закупок у СМП / СОНО составить 0%? Да, может, если, например, заказчик в течение года все закупки осуществлял только у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ «СПЕЦЗАКУПОК» СРЕДИ СМП И СОНО:

№ п/пУсловиеПравилоНорма Закона 44-ФЗ
1Предмет контрактаПеречень не установлен, можно осуществлять закупки любых товаров, работ, услугСт.30
2НМЦКНе более 20 млн. руб.П.1 ч.1 ст.30
3Способ закупкиКонкурентные закупки – все способы.

Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – только по п. 25-25.3 ч.1 ст.93

Ч.4 ст.30
4Где указываются ограниченияВ извещении об осуществлении закупкиЧ.3 ст.30

Ст.42

5Как в закупке подтверждается принадлежность к СМП / СОНОДекларация участника закупки, которая представляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

Требовать от участника каких-либо дополнительных документов, подтверждающих его принадлежность к СМП или СОНО, заказчик не вправе.

П.7 ч.6 ст.54.4

П.8 ч.9 ст.83.1

6Срок оплатыСокращенный срок оплаты — не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемкеЧ.8 ст.30
7Обеспечение исполнения контрактаУстанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса.Ч.6 ст.96
Не требуется предоставлять, если СМП / СОНО подтвердили добросовестность:

— исполнение в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов по Закону 44-ФЗ

— без учета правопреемства

— контракты из реестра контрактов в ЕИС без неустоек

— сумма цен таких контрактов ≥ НМЦК в извещении

Ч.6 ст.96
Срок возврата обеспечения – не более 15 дней с даты исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактомЧ.27 ст.34
8Антидемпинговые мерыНе применяются, если СМП / СОНО подтвердил добросовестность (см. предыдущий пункт)Ч.6 ст.96
9Неустойка (штрафы, пеня)Уменьшенный размер штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом:

— 1 % цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. руб. и не менее 1 тыс. руб.

Общая сумма начисленных штрафов не может превышать цену контракта.

П.4, 11 Правил, утв. ПП 1042.
Размер пени устанавливается в стандартном порядке – 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)Ч.7 ст.34 Закона 44-ФЗ

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПОК С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СМП И СОНО В КАЧЕСТВЕ СУБПОДРЯДЧИКОВ / СОИСПОЛНИТЕЛЕЙ:

№ п/пУсловиеПравилоНорма Закона 44-ФЗ
1Предмет контрактаПеречень не установлен, можно осуществлять закупки любых товаров, работ, услугСт.30
2НМЦКНет ограниченийП.1 ч.1 ст.30
3Где указываются ограниченияВ извещении об осуществлении закупки.

В контракте — с указанием объема привлечения СМП / СОНО в качестве субподрядчика или соисполнителя, установленного в виде % от цены контракта.

Такой процент привлечения должен составлять не менее 5% от цены контракта.

Ч.5, 6 ст.30

4Обязательные условия контрактаНеобходимо использовать типовые условия контрактовЧ.7 ст.30

ПП 1466

5НеустойкаШтраф за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП / СОНО:

— 5 % объема такого привлечения, установленного контрактом.

Штраф начисляется однократно.

Ч.6 ст.30

П.8 Правил, утв. ПП 1042.

6Если сам победитель является СМП или СОНООн не должен привлекать субподрядчиков из числа СМП / СОНО.

В годовой объем включается объем, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта.

Письмо Минфина России от 02.11.2018 N 24-01-07/79316

Информация о договорах поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с соисполнителями, субподрядчиками, являющимися СМП / СОНО, включается в Реестр контрактов в ЕИС:

  • наименование и фирменное наименование (при наличии) соисполнителя (субподрядчика),
  • место нахождения соисполнителя (субподрядчика)
  • ИНН соисполнителя (субподрядчика)
  • дата заключения и номер контракта (при наличии)
  • предмет и цена договора с соисполнителем (субподрядчиком).

Срок – в течение 5 рабочих дней со дня предоставления заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации о заключении указанных договоров.

ОТЧЕТ О ЗАКУПКАХ У СМП И СОНО:

№ п/пУсловиеПравило
1Форма отчетаУстановлена постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 N 238
Порядок размещения отчетаОтчет подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС.

Дата составления отчета = дата размещения отчета в ЕИС.

Информация, содержащая государственную тайну, не указывается в отчете и не размещается в ЕИС.

2Срок размещения отчетаДо 1 апреля года, следующего за отчетным годом
3Надо ли размещать «нулевой» отчетДа, обязательно.
4Как считается объем закупок, осуществленный у СМП, СОНОПо сумме заключенных контрактов в размере оплаты, произведенной в соответствующем году. Контракты, оплата по которым осуществлялась в предыдущем году, включаются в отчет предыдущего года, а по которым оплата осуществлялась в текущем году — в отчет текущего года.

С 1 января 2019 года в расчет объема закупок у СМП, СОНО включаются закупки у единственного поставщика, которые осуществлены на основании п. 25 – п.25.3 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ по результатам несостоявшейся конкурентной закупки, которая проводилась исключительно среди СМП и СОНО

За неразмещение годового отчета предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст. 7.30 КоАП РФ: административный штраф на должностное лицо в размере 50 000 руб.

ПОДГОТОВКА ОТЧЕТА ПО ЗАКУПКАМ У СМП И СОНО

Как Вы знаете, в ЕИС можно делать отчет по СМП автоматически. Но суммы у большинства госзаказчиков не сходятся, поскольку:

— в ЕИС для отчета используются планы оплат, а не фактические оплаты,

— СГОЗ считается не верно,

— не понятно, как считаются некоторые строки отчета, нет возможности скорректировать.

Поэтому рекомендуем проверить суммы в специальной программе:

2. Введите ИНН организации, чтобы данные по закупкам подгрузились из ЕИС.

3. Проверьте суммы контрактов с СМП.

4. Обратите внимание на другие функции, ведь доступ к демоверсии открыт на 3 дня!

Льготы малого бизнеса в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2019 году

Малый бизнес порой неохотно участвует в госзакупках. Льготы и законодательные инициативы делают участие в закупках проще, поэтому сегодня поговорим о них.

Критерии малого и среднего бизнеса:

МалыйСредний
Max количество работников100 чел.250 чел.
Max выручка в год800 млн руб.2 млрд руб.

Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства», или СМП. Условиям участия посвящена статья 30.

Квоты для СМП

Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.

В каких закупках участвует СМП?

СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.

Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. В электронных закупках декларацию формирует сама торговая площадка, нужно только подписать документ электронной подписью. В бумажных закупках используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон.

Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса любыми конкурентными процедурами:

Какие льготы действуют?

1. Представители СМП могут не обеспечивать контракт деньгами, если у них есть опыт исполнения госконтрактов (п. 8.1 ст. 96 44-ФЗ) :

  • Таких контрактов должно быть не меньше трех и они должны быть исполнены без штрафов и неустоек.
  • Сумма представленных контрактов — не меньше НМЦ текущей закупки.
  • Информация о контрактах должна быть внесена в реестр контрактов. Выпиской из него победитель будет подтверждать добросовестность. Размер обеспечения считается с цены победителя, а не НМЦ.

2. В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения контракта заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не НМЦ.

Например, заказчик проводит аукцион среди СМП на покупку оборудования компьютерных классов с НМЦ 2 530 000 рублей и установил обеспечение контракта 5%. Победитель снизился до 1 980 000 рублей. Следовательно, обеспечение контракта составит не 126 500 руб. (5% от НМЦ), а 99 000 рублей (5% от цены победителя).

Это же правило действует в закупках со снижением 25%, когда «включаются» антидемпинговые меры. Но в любом случае обеспечение контракта должно быть не меньше аванса.

3. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/ работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Эти пункты должны быть включены в контракт с СМП.

223-ФЗ

Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). Правила участия МСП в закупках по 223-ФЗ прописаны в статье 3.4, также действует постановление правительства № 1352, которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Квоты для МСП

Заказчики должны закупить у МСП не меньше 18% от общего объема товаров, работ или услуг. В квоту включают только заключенные договоры. Учитывают победителей в закупках:

  • Поучаствовать в которых могли только МСП.
  • Победители в которых обязаны привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.
  • «На общих основаниях»: участвовать в которой мог любой поставщик, но победил МСП.

При этом 15% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет.

В каких закупках могут участвовать МСП?

Правительство обязало закупать товары у малого и среднего предпринимательства только четырьмя видами конкурентных процедур — аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений. Все эти закупки являются конкурентными в соотвествии с 223-ФЗ, поэтому заказчик:

  • Отвечает на запрос предложений в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса (если такой запрос поступил не позже чем за три рабочих дня до окончания срока подачи заявок) .
  • Может отменять закупку, только пока не закончился срок приема заявок и при форс-мажоре.
  • Продлевает срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
  • Заключает контракт с победителем не раньше 10 дней и не позже 20 дней с публикации итогового протокола.

Закупки у МСП по 223-ФЗ проводят только на восьми ЭТП госзакупок (на тех же, где проходят все закупки по 44-ФЗ):

Льготы

1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:

  • Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора.
  • Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.

2. Представитель МСП платит торговой площадке за победу 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. (в обычных закупках лимит выше — 5000 руб.)

3. Максимальный срок оплаты по договору с МСП — не больше 30 календарных дней со дня подписания акта-приемки.

Что упростит жизнь?

1. С 2020 года представители МСП будут получать деньги за 15 рабочих дней после подписания акта приемки (а не 30 календарных, как сейчас). Срок сократят для всех ситуаций:

  • закупку провели на общих основаниях,
  • участвовать в ней могли только МСП,
  • МСП выступали субподрядчиками.

2. Общий годовой объем таких закупок должен будет составлять не меньше 20%. При этом доля стоимости договоров с СМП по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты, вырастет до 18%.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Субъекты малого предпринимательства в госзакупках: кто относится к СМП, особенности участия, преференции и льготы

Какие льготы получает малый и средний бизнес при участии в госзакупках

Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят тендеры, в которых не могут участвовать представители крупного бизнеса. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а срок оплаты контракта меньше, чем для «обычных» участников закупок. Об этих и других льготах идет речь в сегодняшней статье.

Критерии, по которым организация или ИП относятся к субъектам малого или среднего предпринимательства, приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ. Для удобства мы объединили эти критерии в таблицу.

Таблица
Критерии, по которым компанию или ИП относят к субъектам малого или среднего предпринимательства

Критерий

Значение для малого бизнеса

Значение для среднего бизнеса

Средняя численность работников за предшествующий год

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС

не более 800 млн. руб

не более 2 000 млн. руб.

Суммарная доля сторонних организаций, не являющихся малыми и средними предприятиями, в уставном капитале

Все организации и предприниматели, отнесенные к указанным категориям, поименованы в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Чтобы подтвердить свою принадлежность к малому или среднему бизнесу, участнику торгов достаточно предоставить выписку из данного реестра. Получить ее можно бесплатно на сайте rmsp.nalog.ru.

Льготы, предусмотренные для малых и средних предприятий, зависят от того, в рамках какого закона проводится госзакупка. Напомним, что здесь возможны два варианта. Первый вариант — закупку осуществляют в рамках Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ). Второй вариант — закупку осуществляют в рамках Федерального закона от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ; подробнее см. «Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок»). Рассмотрим каждый вариант в отдельности.

Закупки в рамках Закона № 44-ФЗ

Льготы, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства (СМП), установлены статьей 30 Закона № 44-ФЗ.

Какие квоты установлены для СМП

Закон № 44-ФЗ обязывает госзаказчиков закупать у субъектов малого предпринимательства товары и услуги в объеме не менее 15% от совокупного годового объема закупок. За невыполнение квоты заказчикам грозит штраф в размере 50 000 рублей.

Ежегодно до 1 апреля заказчики должны публиковать в Единой информационной системе (ЕИС) отчет о закупках у СМП за прошедший год. В отчете отражаются только состоявшиеся закупки, в которых было заявлено преимущество для малого бизнеса.

В каких закупках участвуют субъекты малого предпринимательства

СМП могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта.

Однако шансы на победу намного выше в тендерах, которые проводятся специально для субъектов малого предпринимательства. Здесь нет представителей среднего и крупного бизнеса, поэтому конкуренция не такая высокая.

Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). При этом можно включить фильтр, отбирающий тендеры для малого и среднего бизнеса. После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Заказчики вправе проводить закупки у малого бизнеса шестью способами: посредством открытого конкурса (см. «Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе»), электронного аукциона (см. «Электронный аукцион: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»), запроса котировок (см. «Запрос котировок в системе госзакупок: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»), запроса предложений (см. «Госзакупки: что нужно знать поставщикам, участвующим в запросе предложений»), конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса. Начальная (максимальная) цена (НМЦ) таких закупок не может быть выше 20 000 000 рублей.

При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Иногда форму декларации разрабатывает заказчик. Но в некоторых закупках бланка декларации нет, и тогда участники могут воспользоваться формой, разработанной специалистами «СКБ Контур».

Какие льготы предусмотрены для СМП

Во-первых, сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от НМЦ контракта (для «обычных» участников обеспечительный платеж, как правило, равен пяти процентам).

Во-вторых, госзаказчик обязан оплатить товары или работы не позднее 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (для «обычных» участников срок оплаты контракта составляет 30 календарных дней).

При проведении торгов в рамках Закона № 223-ФЗ действуют льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП). Данные льготы закреплены постановлением Правительства РФ от 11.12.14 № 1352. Предоставление льгот контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Какие квоты установлены для СМиСП

Госзаказчики с выручкой, превышающей 2 миллиарда рублей, обязаны закупать у субъектов малого и среднего предпринимательства товары и услуги в объеме не менее восемнадцати процентов от общего объема закупок. При этом десять процентов закупок необходимо производить строго среди представителей малого бизнеса. Добавим, что в зачет идут лишь состоявшиеся закупки.

Государственный заказчик должен перечислить в своем положении о закупках коды ОКПД2 всех товаров и услуг, которые он будет приобретать у СМиСП. Также заказчик обязан соблюдать следующее правило:

если НМЦ контракта не превышает 50 000 000 рублей, закупка из данного перечня проводится строго у СМиСП; если НМЦ договора от 50 000 000 до 200 000 000 рублей, заказчик волен решать, среди кого проводить закупку: среди СМиСП или среди представителей крупного бизнеса.

В каких закупках участвуют СМиСП

Субъекты малого и среднего предпринимательства могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта.

Однако шансы на победу намного выше в тендерах, которые проводятся специально для субъектов малого и среднего предпринимательства. Здесь нет представителей крупного бизнеса, поэтому конкуренция не такая высокая. Такие торги проводятся либо для самих СМиСП, либо для всех участников с условием привлечения СМиСП на субподряд.

При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому и среднему бизнесу. Форма такой декларации приведена в приложении к постановлению Правительства № 1352.

Какие льготы предусмотрены для СМиСП

Во-первых, Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков, чтобы те перечислили обеспечение заявки и контракта (см. «Обеспечительные платежи при участии в госзакупках: когда их можно заменить банковской гарантией»). Но даже если в документации по закупке есть подобное требование, то для МСиСП действуют льготные условия. Так, сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от НМЦ контракта (для «обычных» участников обеспечительный платеж, как правило, равен пяти процентам). Сумма обеспечения контракта не может превышать пяти процентов от НМЦ или должна равняться сумме аванса (для «обычных» участников обеспечение контракта, как правило, составляет 30 процентов от НМЦ).

Во-вторых, максимальный срок оплаты по контракту для СМиСП не может превышать 30 календарных дней (для «обычных» участников срок оплаты не регламентирован; см. «Возврат обеспечения и оплата контракта: в какие сроки заказчик должен вернуть участникам торгов обеспечительные платежи и оплатить контракт»).

В-третьих, госзаказчик может утвердить собственную программу партнерства для субъектов малого и среднего предпринимательства и установить льготы для ее участников.

Обратите внимание: для работы в систем госзакупок и для участия во многих видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Добавить комментарий