Внесение изменений в контракт по 44-ФЗ: порядок действий, существенные условия, дополнительное соглашение

Правила оформления дополнительного соглашения к государственному контракту по 44-ФЗ

Дополнительное соглашение является не менее важным документом, чем сам государственный контракт. Он позволяет сторонам вносить изменения и дополнения в действующий договор на законных основаниях. 44-ФЗ также допускает возможность подписания дополнительного соглашения между сторонами при необходимости.

Что такое дополнительное соглашение

Дополнительное соглашение представляет собой документ, который вносит изменения в заключенный по итогам проведения закупки контракт.

Дополнительное соглашение выступает неотъемлемой частью государственного контракта. Сразу после его подписания соглашение вступает в силу.

Соответственно, вступают в силу изменения, которые внесены в ранее подписанное сторонами обязательство. Госконтракт не следует путать с дополнительными документами, которые требуются для исполнения работ по контракту (например, техзадание на выполнение работы и пр.).

Согласно п. 1 ст. 451 ГК, изменение и расторжение ранее подписанных договоров допустимо, если обстоятельства, при которых договоры были подписаны, существенно изменились, альтернативный порядок действий договором не предусмотрен, и это невозможно было предусмотреть в момент подписания договора.

В каких случаях заключается

44-ФЗ разрешает сторонам изменять или дополнять подписанные сторонами обязательства посредством подписания дополнительного соглашения. Следовательно, дополнительное соглашение подписывается в двух основных случаях:

  1. Для внесения корректировок в действующий государственный контракт.
  2. Для изменения дополнений в подписанный контракт или исключение из него отдельных положений.

Хотя в 44-ФЗ нет указания на то, что может считаться существенным условием, но, согласно требованиям, предусмотренным Гражданским кодексом, такими являются предмет договора, объем или количество товара, сроки поставки и цена.

Согласно п. 2 ст. 35 44-ФЗ, существенные условия не подлежат изменению по п. 2 ст. 35 44-ФЗ. Но в ст. 95 указанного закона предусмотрены случаи, когда это допустимо. Так, изменение существенных условий подписанного государственного контракта допускается в следующих ситуациях:

  1. Если госконтрактом или закупочной документацией предусмотрена подобная возможность.
  2. Если изменяется государственный контракт с единственным поставщиком, то дополнительно нужно учесть, чтобы соблюдались такие условия: уменьшение цены по контракту не должно предполагать корректировки количества товара, либо количество товара увеличивается не более, чем на 10% или, наоборот, уменьшается на это же количество.
  3. Если были внесены коррективы в цены и тарифы на определенного рода товары и услуги.
  4. Если был пересмотрен лимит по бюджету для заказчика на основании п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса.
  5. Если изменению подлежит заключенный контракт на лечение российского гражданина с иностранной компанией (в указанном случае стоимость услуг можно менять как в большую, так и меньшую сторону).
  6. Если допсоглашение подписывается к контракту, по которому поставляются товары и услуги с тарифным регулированием на законодательном уровне (например, был подписан договор энергоснабжения).

Госзаказчики прописывают в контракте условие о его твердой цене. Изменить такого существенное условие, как цена, можно на законных основаниях в двух случаях:

  1. Если снижение цены контракта не повлечет за собой изменения в объеме поставки и в качестве оказываемых услуг.
  2. Если уменьшается (увеличивается) количество поставляемой продукции не более, чем на 10%, при этом пропорционально меняется стоимость по контракту на 10%.

Законодательство содержит некоторые дополнительные условия для внесения изменений в крупные контракты (цена исполнения по которым превышает законодательно установленные лимиты):

  1. Федеральные контракты на сумму более 10 млрд руб. сроком на 3 года допускается изменять только по решению Правительства.
  2. Контракты на обеспечение потребностей бюджета РФ на сумму свыше 1 млрд р. и сроком на 3 года – изменяются по решению исполнительных властей, когда без изменения существенных условий контракта исполнить его не представляется возможным.
  3. Контракты с ценой более 500 млн р. сроком на 1 год для исполнения муниципальных контрактов – корректируются по решению местной администрации.

Правила оформления

Дополнительное соглашение к госконтракту подписывается в той же форме, что и сам контракт. То есть для того чтобы иметь юридическую силу, допсоглашение обязательно имеет письменную форму.

Условия дополнительного соглашения определяются по соглашению сторон, но в документ следует включить следующие условия:

  1. Дата и номер подписания соглашения.
  2. Место его подписания.
  3. Реквизиты государственного контракта, неотъемлемой частью которого является соглашение.
  4. Указание на стороны государственного контракта (сама преамбула копируется из контракта – только фраза «заключили настоящий договор» изменяется на «заключили настоящее дополнительное соглашение»).
  5. Перечень изменений и дополнений с указанием сроков и стоимости по каждому пункту.
  6. На основании чего вносятся данные изменения, ссылка на изменяющие пункты государственного контракта (например, «п. 5 Контракта № .. изложить в следующей редакции….»).
  7. Реквизиты сторон и их подписи (при наличии контракт скрепляется печатями сторон)

Допсоглашение оформляется и подписывается в двух экземплярах по одному для каждой из сторон. Измененные пункты госконтракта утрачивают силу сразу после подписания допсоглашения. Остальные условия государственного контракта остаются в силе и обязательны для применения.

Таким образом, дополнительное соглашение к государственному контракту заключается при необходимости внести коррективы в подписанный договор либо для отмены отдельных его положений. Отдельно от основного государственного контракта дополнительное соглашение не имеет юридической силы. Без оформления соглашения в письменном виде стороны не могут изменить заключенный контракт.

Можно ли менять существенные условия контракта по 44-ФЗ?

По общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается. Но существует два специальных правила, которые при необходимости все же позволяют это сделать. В статье рассмотрим: в чем они состоят, какие из правил являются наиболее распространенными и как они применяются на практике.

Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Изменение условий на основании ГК РФ

Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

Пример 1

30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст. 451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий. При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.

Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта. Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы. Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).

Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ

Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.

1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):

а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.

Это самое распространенное основание для изменения контракта.

Пример 1

Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.

Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта. Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).

Читайте также:  Единая информационная система в сфере закупок: правила регистрации в ЕИС для получения доступа ко всем возможностям

Пример 2

На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта. Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства. Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2016 № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.

2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.

Пример 3

В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.

Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.

По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).

3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Пример 4

В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам. При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).

4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте

5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Изменение на основании контракта

Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.

Пример 1

В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта».

ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон. Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 № 09АП-4661/2017).

Ответственность

Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 200 000 рублей.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Дополнительное соглашение к госконтракту по 44-ФЗ: для чего оно необходимо и как его подготовить?

В статье мы поговорим о таком понятии, как дополнительное соглашение к государственному контракту. Тема полезна для обеих сторон закупочной деятельности: для организаторов торгов и исполнителей. Рассмотрим случаи применения этого документа и его правильное составление.

Что такое дополнительное соглашение?

Не стоит недооценивать важность дополнительного соглашения: по 44-ФЗ его посредством вносятся правки и дополнения в действующий контракт. Данный документ равен государственному контракту, и согласно 44-ФЗ он подписывается сторонами при необходимости.

Дополнительное соглашение (ДС) — это документ, в который вносятся корректировки в заключенный по результатам осуществления закупки контракт, и является его неотъемлемой частью. Соглашение приобретает юридическую силу и начинает работать после подписания основного документа. ДС не следует путать с другими дополнительными документами для исполнения обязательств по договору (например, техническое задание и др.).

Право внесения корректировок указано не только в 44-ФЗ, но и в ГК РФ (ст.451). Согласно п.1 ст.451 ГК, изменение и расторжение ранее подписанных договоров возможно при существенных изменениях обстоятельств, действовавших в момент подписания договоров, а альтернативный порядок действий договором не был предусмотрен, и это невозможно было предусмотреть во время подписания контракта.

Также с помощью допсоглашения можно отменить госконтракт. Делается это по взаимному согласию, а не вследствие невыполнения своих обязательств сторонами.

Когда применяется?

Случаи заключения допсоглашения регламентируются 44-ФЗ:

  1. Внесение поправок в текущий госконтракт.
  2. Корректировка дополнений в основном контракте или исключение из него некоторых пунктов.
  3. Перед составлением дополнительного соглашения необходимо помнить, что необоснованное изменение существенных позиций госконтракта грозит штрафом для должностных лиц — 20 тыс. р., а для юридических – до 200 тыс. р. Административная ответственность установлена ч.4 ст.7.32 КоАП РФ.

Несмотря на то, что 44-ФЗ не дает перечня существенных условий, но по ГК РФ к ним относятся предмет договора, объем или количество товара, сроки поставки и цена.

В ст.95 44-ФЗ предусмотрены обстоятельства, позволяющие вносить изменения в существенные условия:

1. Такая возможность указывается заранее в контракте или закупочной документации, в случае сотрудничества с единственным поставщиком – в контракте:

— уменьшение НМЦК без изменения предусмотренных в договоре количества и качества предмета закупки;

— увеличение (кроме работ по строительству, реконструкции, сносу, капремонту, работ по сохранению культурного наследия) или уменьшение количества товара или объема услуг не более чем на 10%;

— внесение изменений в пределах 10% условий договоров по строительству, реконструкции, сносу, капремонту, работам по сохранению культурного наследия. Данный пункт приобрел законную силу 01.05.2019 г. (71-ФЗ).

2. Исполнение контракта невозможно без внесения поправок, и он заключен в рамках:

— федеральных нужд (срок действия – не менее 3-х лет, НМЦК не менее 10 млрд.; руб., а для договора по клиническим исследованиям – не менее 40 млн. руб.);

Читайте также:  Преференции по 44-ФЗ: что это такое? Перечень льготных категорий и условия предоставления преимуществ при осуществлении закупок

— нужд субъектов РФ (не менее 3-х лет, НМЦК не менее 1 млрд. руб.);

— муниципальных нужд (не менее 1 года, НМЦК не менее 500 млн. руб.).

Решение о корректировках принимают Правительство РФ, органы исполнительной власти и местные администрации соответственно.

3. Изменение тарифов на продукцию/услуги в соответствии с законодательством.

4. Уменьшение бюджетных обязательств для заказчика на основании п.6 ст.161 Бюджетного кодекса.

5. Изменение позиций контракта, заключенного с иностранной компанией, связанных с лечением российского гражданина (в этом случае можно вносить изменения в стоимость, как в большую, так и меньшую сторону).

6. Корректировка условий договора по строительству, реконструкции, капремонту, сносу, работ по сохранению культурного наследия, если без данных изменений невозможно исполнение контракта. В этом случае составляется письменное обоснование согласно решению Правительства РФ, высшего исполнительного органа, местной администрации при закупке в рамках федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно, и при условии, что такое изменение не увеличит срок работ или НМЦК больше чем на 30%.

7. Исправление условий договора по строительству, реконструкции, капремонту, сносу, работ по сохранению культурного наследия в случае невозможности выполнения обязательств в указанный срок, допустимо однократное изменение срока выполнения работ. В этом случае осуществляется новый порядок внесения обеспечения исполнения контракта.

8. Изменение в документе, подписанном с единственным поставщиком согласно п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Порядок составления + образец

Законодательством не разработан строгий образец ДС, поэтому руководствоваться следует актуальными примерами, опубликованными в открытом доступе в сети интернет.

Дополнительное соглашение подписывается по тем же правилам, что и действующий контракт. В документ вносятся следующие позиции:

  1. Дата и номер документа.
  2. Место подписания.
  3. Реквизиты госконтракта, который дополняет соглашение.
  4. Указание сторон (преамбула копируется из контракта – только формулировку «заключили настоящий договор» необходимо поменять на «заключили настоящее дополнительное соглашение»).

  1. Список корректировок с указанием сроков и стоимости по каждому пункту.
  2. Основания для внесения поправок, сноска на изменяющие пункты контракта (например, «п. 3 Контракта № … изложить в следующей редакции…»).

  1. Реквизиты сторон и их подписи (при наличии печатей у сторон необходимо их поставить).

Допсоглашение составляется и подписывается в количестве 2 штук для каждой из сторон. Исправленные пункты перестают действовать сразу после подписания документа. Остальные условия государственного контракта остаются действующими и обязательны для выполнения.

Как изменить несущественные условия контракта

В процессе исполнения госконтракта как у заказчика, так и у поставщика могут возникнуть обстоятельства, требующие изменение условий контракта. 44-ФЗ четко определяет правила изменения существенных условий. Но как быть с теми пунктами, которые не попадают под это определение?

Рассмотрим, можно ли вносить изменения в контракт по 44-ФЗ после заключения, и каким образом осуществить возможные корректировки.

Что считать несущественными условиями

Ни закон о контрактной системе, ни гражданское законодательство не дает определение несущественных условий. Отталкиваясь от норм ГК РФ (глава 28), можно дать следующее определение — это параметры госконтракта, которые не являются существенными для данного вида сделки и не требуют согласие каждой из сторон. Другими словами, изменение не существенных условий контракта по 44-ФЗ не влияет на результат исполнения договора.

Какие пункты госконтракта можно исправить без изменения ключевых договорных соглашений? Можно выделить следующие разделы:

  1. Платежные реквизиты сторон. Как заказчик, так и поставщик в процессе исполнения договора имеют право корректировать расчетные и корреспондентские счета, изменять банк для перечисления денежных средств.
  2. Местонахождение организаций. Адрес, контактные данные в виде телефона, электронной почты подлежат правке без необходимости получения разрешения другой стороной.
  3. Арифметические и орфографические ошибки: опечатки в наименовании организации, в фамилии, имени, отчестве сторон договора, неверные расчеты в спецификации, не совпадающие с ценой контракта.

В зависимости от стадии закупки, изменение условий контракта по 44-ФЗ происходит в различном порядке. Далее рассмотрим, как производится изменение условий в договоре — этапы заключения и исполнения.

Как изменить контракт на этапе заключения

Поставщик направляет заказчику протокол разногласий, указывающий на изменение несущественных условий государственного контракта и причины таких корректировок. К примеру, в связи со сменой местонахождения организации просит раздел «Реквизиты» читать в новой редакции. Если закупка проводилась в электронном виде, то обязательно направление протокола разногласий посредством программно-технических средств оператора торговой площадки. Если у заказчика возникла необходимость несущественных корректировок, то функционал площадок позволяет отозвать контракт на доработку и повторно направить участнику скорректированную версию.

Протокол разногласий или доработанный контракт подлежат ознакомлению на предмет того, существенные правки или нет.

В случае изменения несущественных условий договор заключается. Если поставщик направлял протокол разногласий, заказчик изменяет контракт и доработанную его версию направляет повторно победителю на подпись.

Внесение изменений в контракт в связи с технической ошибкой 44-ФЗ возможно, только если договор подписали обе стороны и разместили его в Единой информационной системе в изначальном виде. Коррективы в ошибочный договор вносятся только после его публикации в ЕИС.

При этом если неточность является несущественной, сторонам лучше ее проигнорировать и подписать договор так, как есть. Если же ошибка существенно влияет на результат контрактных отношений и грозит штрафными санкциями, то сторонам надлежит оформить протокол разногласий и исправить ее.

Например, изменение условий в спецификации на стадии заключения контракта (техническая ошибка при расчетах и проч.) производится после внесения данного договора в реестр контрактов. После обнаружения неточности и регистрации в ЕИС данных о договоре стороны составляют дополнительное соглашение, которым вносят коррективы в договорные условия на этапе заключения отношений.

Как изменить контракт на этапе исполнения

Изменение несущественных условий контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон возможно и на этапе исполнения. Аналогично первому случаю повторяются этапы уведомления и анализа предложений по корректировке, а третьим шагом является составление дополнительного соглашения с указанием всех необходимых параметров.

Заказчику в последующем необходимо отразить все сделанные изменения в Единой информационной системе, опубликовав акт корректировки.

Когда существенные условия нельзя изменить

Внесение изменений в контракт по 44-ФЗ по п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ невозможно при проведении запроса котировок (Письма Минфина России от 01.12.2017 № 24-03-07/79960, от 09.11.2017 № 24-03-07/73936).

Также в ходе исполнения договора недопустимо менять источник финансирования, так как это является существенным параметром (Письмо Минэкономразвития № Д28и-2286 от 03.08.2015).

Также не допускается изменение следующих параметров:

  1. Смена исполнителя договора (ч. 5 ст. 95 44-ФЗ). Исключением является реорганизация поставщика (юридического лица) в форме преобразования, слияния или присоединения. При этом допускается замена заказчика с переходом всех прав и обязанностей к новой организации-заказчику (ч. 6 ст. 95 44-ФЗ).
  2. Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, если иное не указано в договоре.
  3. Корректировка цены контракта более чем на 10 %.

Внесение изменений в контракт по 44-ФЗ: порядок действий, существенные условия, дополнительное соглашение

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Сторонами планируется внести изменения в контракт, заключенный на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ).
Поставщик предлагает следующий вариант: “Изменения в настоящий контракт вносятся по соглашению сторон, в том числе по основаниям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а также в иных случаях, установленных действующим законодательством РФ и настоящим контрактом, путем составления документа, подписанного сторонами”.
Заказчик же предлагает такой вариант: “При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ. Все изменения оформляются в письменном виде, путем подписания сторонами дополнительных соглашений к настоящему контракту”.
Поставщик не согласился и предложил другой вариант: “При исполнении контракта изменение его условий допускается в случаях, предусмотренных ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ, а также в иных случаях, установленных действующим законодательством РФ и настоящим контрактом. Все изменения оформляются в письменном виде, путем подписания сторонами дополнительных соглашений к настоящему контракту.
Контракт не подписан, готовится обращения в УФАС. Официального отказа нет, есть подписанный поставщиком протокол разногласий.
Как быть, если гарантирующий поставщик не желает заключать контракт на условиях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Контракт, заключенный в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок, может быть изменен только в случаях, предусмотренных этим законодательством.
В иных случаях в ситуациях, из которых очевидно следует необходимость соответствующих изменений договорных отношений, стороны контракта могут разрешить путем расторжения контракта по соглашению сторон и осуществления новой аналогичной закупки на удовлетворяющих их условиях.
При заключении контракта на энергоснабжение следует учитывать приоритет норм законодательства в сфере электроэнергетики, на основании которых определяются условия о количестве товара, его цене и цене договора, а также об ответственности за нарушение срока оплаты электроэнергии.

Читайте также:  Статья 33 Федерального закона №44-ФЗ: правила описания объекта закупки, перечень данных, которые должны в него включаться

Обоснование вывода:
По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 (ч. 18) и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Так, ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает единственный случай, когда можно при заключении контракта по итогам конкурентной закупки изменить его условия по соглашению сторон. Исчерпывающий перечень случаев, когда условия контракта можно изменить при его исполнении, то есть уже после его заключения, содержится в ч.ч. 1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Из приведенных норм следует, что любые условия контракта (как те, которые могут быть отнесены к существенным, так и те, которые существенными не являются) могут быть изменены только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (смотрите также постановление Семнадцатого ААС от 27.11.2014 N 17АП-13706/14). Каких-либо исключений относительно ограничений, установленных указанными нормами в том числе по контрактам, заключенным с единственным исполнителем на основании п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, законодательство не предусматривает.
Изменение условий контракта, если его возможность не предусмотрена Законом N 44-ФЗ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 14.05.2015 N 17АП-3988/15).
Запрет на изменение контракта не оставляет много вариантов разрешения ситуаций, в которых имеющиеся условия контракта необходимо менять, но которые вместе с тем не подпадают под случаи, указанные в ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При невозможности как продолжения исполнения контракта в первоначальном виде, так и изменения его контракт может быть расторгнут по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), после чего заказчик вправе осуществить новую закупку. Такой же позиции придерживаются и представители регулирующих и контролирующих органов (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 29.01.2015 N Д28и-186, от 31.12.2014 N Д28И-2895, от 31.12.2014 N Д28И-2852, от 18.12.2014 N Д28И-2834, от 16.12.2014 N Д28И-2749, п. 8 письма от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319, а также материал: Энциклопедия решений. Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ).
Следует также учитывать, что отношения между заказчиками и поставщиками (подрядчиками, исполнителями), связанные с заключением и исполнением контрактов, являются гражданско-правовыми: они основаны на добровольном установлении сторонами гражданских прав и обязанностей на основании договора и свободном определении условий договора (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 420, п.п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ), разумеется, с учетом требований, которые установлены Законом N 44-ФЗ. Этот закон, в свою очередь, основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). Разногласия, возникшие при заключении договора, могут быть переданы на рассмотрение суда на основании ст. 445 ГК РФ либо по соглашению сторон (ст. 446 ГК РФ). При отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (абзац второй п. 2 ст. 445 ГК РФ). Применительно к заключению договора на поставку для государственных или муниципальных нужд на то же указывает п. 4 ст. 529 ГК РФ, которая устнавливает и сроки согласования разногласий.

К сведению:
Следует учитывать, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 главы 30 ГК РФ, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (п. 4 ст. 539 ГК РФ). Кроме того, правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике” (далее – Закон N 35-ФЗ), из п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 21 которого следует, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством РФ основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии утверждены постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 и предусматривают правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения. В соответствии указанным нормативным актом осуществляются и расчеты за электрическую энергию, в том числе при продаже по нерегулируемым ценам.
Приведенные нормы Закона N 35-ФЗ, Основных положений являются специальными по отношению к Закону N 44-ФЗ, в связи с чем условия о количестве товара, его цене и цене договора, а также об ответственности за нарушение срока оплаты электроэнергии определяются на основании норм законодательства в сфере электроэнергетики (смотрите п. 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, определение ВС РФ от 12.05.2017 N 304-ЭС17-4309).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

12 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Доп. соглашение к контракту по 44-ФЗ (+ Образец)

Подписав контракт, наивно полагать, что условия его исполнения не изменятся. Жизнь порой вносит свои коррективы, которые возможно оформить дополнительным соглашением, благо Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) это разрешает (статья 451).

Оформление доп. соглашения

Документ по соглашению сторон дополняет, изменяет или аннулирует действующий договор, является его частью, но без основного договора не функционирует. Следовательно, обязательно содержит в себе следующие позиции:

  1. Реквизиты контракта.
  2. Копия преамбулы из контракта.
  3. Реквизиты и адреса сторон.
  4. Подпись и печать обеих сторон.
  5. Прописывает изменения, при обязательном условии, что все прочие пункты остаются без изменений.
  6. Оформлен в двух экземплярах.

Пункты, которые претерпели изменение, теряют силу с момента вступления в действие дополнительного соглашения.

Существенные условия контракта

Поскольку в Федеральном законе 44-ФЗ не присутствует определение существенных условий, следует вспомнить, что считается таковыми в соответствие с нормами ГК РФ:

  • предмет договора;
  • объем (количество);
  • сроки поставки;
  • цена.

Внимание: необоснованное изменение существенных и иных условий неизбежно грозит штрафом должностным лицам (20 тыс.руб.), и юридическим (200 тыс.руб.) – ч.4 ст.7.32 КоАП РФ.

Законное изменение условий контракта

П.1 ст.451 КГ РФ декларирует общую норму для любых договоров – изменение или расторжение возможно, если обстоятельства, на которых строилось соглашение, существенно изменились и иной порядок действий не был предусмотрен документом. Например, приостановлен монтаж металлоконструкций из-за ухудшения погоды.

Существенные условия изменению не подлежат (п.2 ст.35 ФЗ-44), кроме следующих случаев, оговоренных в ст. 95 Федерального закона:

  • в закупочной документации, контракте заранее предусмотрена возможность менять некоторые пункты;
  • уменьшение лимитов бюджетных обязательств;
  • при законодательном регулировании цен (тарифов) на ТРУ (например, договор энергоснабжения);
  • при медицинском обслуживании гражданина РФ за границей, для чего в контракте прописывается возможность уточнения цены;
  • по решению Правительства страны, когда исполнение федерального контракта сроком на 3 года и более по цене свыше 10 млрд.руб. без изменения его условий невозможно;
  • по решению высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, когда исполнение контракта для обеспечения нужд субъекта сроком на 3 года и более по цене более 1 млрд.руб. без изменения его условий невозможно;
  • по решению местной администрации, когда исполнение муниципального контракта сроком на 1 год и более по цене свыше 500 млн.руб. без изменения его условий невозможно.

Практическое применение

Госзаказчики неизменно прописывают в контракте условие твердой цены, изменение которой оговаривается в двух случаях:

  1. Есть право снизить цену контракта без изменения его объема, качества.
  2. Возможно уменьшение (увеличение) количества продукции не более чем на 10%, при этом позволительно пропорциальное изменение цены контракта, но не более (не менее) чем на 10%.

Описанный выше пример – распространенный случай скорректировать цену вполне законно, ведь возможность изменения уже упомянута в контракте.

Другим частым случаем является расторжение контракта (например, когда не выбран весь объем), которое тоже оформляется дополнительным соглашением.

Правильно оформленное дополнительное соглашение, единственная возможность юридически подтвердить изменения действующего контракта.

Образец дополнительного соглашения о расторжении: Скачать документ

Добавить комментарий