Заказчики по 44-ФЗ: их полномочия и обязанности, отчеты, возможность замены, штрафы за нарушения

Ответственность заказчика за нарушение закона 44-ФЗ

    On 13.10.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Нарушения в закупках, НМЦК, РНП, СМП, Статьи

Закон 44-ФЗ весьма строго регламентирует все действия заказчиков. За его нарушение грозит административная ответственность. А некоторые действия должностных лиц могут повлечь преследование по статьям Уголовного кодекса. Рассмотрим, какая ответственность наступит в разных ситуациях.

Нарушения при планировании

Если заказчик допускает нарушение порядка планирования закупок, ему грозит ответственность по статье 7.29.3 КоАП. Так, если он ошибется при составлении плана-графика или плана закупок, то уплатит штраф 20 000-50 000 рублей.

Под неправильным составлением плановых документов подразумевается включение в них позиций, которые не соответствуют целям закупочной деятельности либо нормативно-правовым актам. Или же указание необоснованной начальной цены контракта. А вот если будет нарушена форма обоснования НМЦК и объекта закупки, то штраф составит 10 000 рублей.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Также в части планирования предусмотрены такие штрафы:

  • за нарушение порядка и сроков проведения общественного обсуждения закупки — 30 000 рублей;
  • за нарушение сроков размещения плановых документов в ЕИС — 5 000-30 000 рублей.

Нарушения при определении способ проведения закупки

Если заказчик допустит нарушение при выборе способа определения поставщика, это грозит ответственностью по статье 7.29 КоАП. Штраф составит:

  • 30 000 рублей для должностного лица;
  • 50 000 рублей для самого заказчика.

Например, такая ответственность наступит, если заказчик проведет запрос котировок при НМЦК более полумиллиона рублей. Или же если вопреки требованиям 44-ФЗ вместо конкурентной закупки он решит заключить договор с единственным поставщиком. То же самое грозит за проведение закрытых процедур вместо открытых или двухэтапного конкурса вместо обычного.

Аналогичное наказание последует и в том случае, если заказчик допустит нарушение при передаче документов в уполномоченный орган для согласования.

Нарушения при проведении закупок

За нарушение сроков размещения документов и информации по закупкам налагаются такие штрафы (статья 7.30 КоАП):

  1. По открытому конкурсу и аукциону:
    1. Срок размещения нарушен не более чем на 2 дня:
      • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
      • для самого заказчика — 15 000 рублей.
    2. Срок размещения нарушен на 2 и более дня:
      • ответственность должностного лица составит 30 000 рублей;
      • юридического — 100 000 рублей.
  2. По закупке у единственного поставщика, запросу котировок и запросу предложений:
    1. При задержке публикации не более чем на один день:
      • штраф для специалиста заказчика составит 3 000 рублей;
      • для самого заказчика — 10 000 рублей.
    2. При задержке более чем на день:
      • штраф для должностного лица составить 15 000 рублей;
      • для заказчика — 50 000 рублей.

Если в ходе аукциона или открытого конкурса размещались в или направлялись недостоверные данные или документы, штраф для должностного лица составит 15 000 рублей, а для заказчика — 50 000 рублей. Аналогичное наказание последует и за нарушение при приеме заявок от участников и запросов на разъяснения по этим процедурам.

Если по закупке вынесено предписание, но оно не исполнено, должностное лицо поплатиться суммой 30 000 рублей. Такой же штраф будет наложен за невключение закупки в план-график и за то, что приглашение к процедуре размещено в ЕИС ранее, чем по прошествии 10 дней после внесения изменения в этот документ.

Существуют штрафы и за нарушения в части рассмотрения заявок. За неправомерное отклонение заявки участника либо, наоборот, за допущение участника, который не соответствует требованиям 44-ФЗ, штраф составит 1% от НМЦК. При этом минимальная сумма — 5 000 рублей, а максимальная — 30 000 рублей. Аналогичное наказание наступит и вследствие нарушения заказчиком порядка открытия доступа к заявкам, их рассмотрения, установление неправомерных требований, неверного размера обеспечения заявки или контракта.

Если протокол закупки составлен с нарушениями, будет наложен штраф в размере 10 000 рублей.

За неразмещение в ЕИС информации и документов о процедуре полагаются такие санкции:

  • для специалиста заказчика — 50 000 рублей;
  • для него самого — 500 000 рублей.

Отдельно предусмотрены штрафы за нарушения при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок и предложений. Если такие заявки будут неправомерно отклонены или, наоборот, будут допущены участники, не соответствующие требованиям закона, штраф составит 5% от НМЦК, но не менее 30 000 рублей. Аналогичное наказание последует и за допущение нарушений при рассмотрении заявок на эти процедуры.

Если заказчик установил в документации требования к объекту закупки, которые ограничивают конкуренцию, или включил в один лот несвязные объекты, то штраф составит 1% от НМЦК. При этом минимальная его сумма — 10 000 рублей, а максимальная — 50 000 рублей.

Если документация по закупке содержала нарушение, а заказчик ее утвердил, штраф для него составит 3 000 рублей.

Протоколы закупки нужно подписывать вовремя, иначе штраф составит:

  • при задержке менее 2 рабочих дней — 3 000 рублей;
  • при боле длительной задержке — 30 000 рублей.

Ну и, наконец, суммой в 50 000 рублей заказчик поплатится, если проведет меньше закупок у СМП и СОНО, чем ему положено законодательством.

Нарушения при заключении контракта и его изменении

Довольно крупные штрафы грозят заказчику по статье 7.32 КоАП за нарушения, связанные с порядком заключения контракта и внесения в него изменений. Так, если заключить контракт на условиях, отличных от проекта, то штраф составит 1% от НМЦК, а его предельные значения будут таковы:

  • для должностного лица 5 000-30 000 рублей;
  • для юридического лица 50 000-300 000 рублей.

Если же из-за этого возникнут дополнительные расходы либо это приведет к уменьшению объема товаров (услуг), поставленных по контракту, то штраф будет равен двойному размеру этих расходов.

Есть штраф и за нарушение срока заключения контракта — 50 000 рублей.

Теперь что касается изменения и расторжения контракта:

  1. Если изменения внесены в обход 44-ФЗ, то штраф для должностных и юридических лиц соответственно составит 20 000 и 200 000 рублей соответственно.
  2. Если контракт расторгнут сторонами или в одностороннем порядке с нарушением норм закона, то сумма штрафа для должностного лица составить 50 000 рублей, от юридического — 200 000 рублей.

За действия или бездействие заказчика, в результате которых контракт не был исполнен либо был причинен вред, будет наложен такой штраф:

  1. Для должностного лица — 5-15% от суммы неисполненных обязательств, но не менее 30 000 рублей. В качестве альтернативного варианта может быть назначена дисквалификация сроком до двух лет.
  2. Для заказчика — штраф в размере от однократной до трехкратной стоимости невыполненных обязательств. Минимальный штраф — 300 000 рублей.

При приемке товара заказчик проводит экспертизу, составляет документ о приемке либо об отказе. Если эти процедуры нарушены, то штраф составит 20 000 рублей. А вот если заказчик примет объект, который не соответствует требованиям контракта, сумма штрафа составит 20 000-50 000 рублей.

Иные правонарушения

Заказчики должны передавать сведения о заключенных контрактах в Реестр контрактов. Кроме того, в отношении поставщиков, чьи действия были недобросовестными, заказчики обязаны передавать данные в контролирующий орган для включения в РНП. Если заказчик передаст в реестр ложную информацию о поставщике, на него будет наложен штраф в сумме 50 000 рублей. Если же он не направит данные для включения в РНП или реестр контрактов, то сумма штрафа составит 20 000 рублей.

Кроме того, существуют штрафы и за нарушение порядка возврата обеспечения:

  • если возврат задержан более чем на 3 рабочих дня:
    • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 30 000 рублей;
  • если задержать возврат обеспечения на срок более трех рабочих дней:
    • штраф для специалиста заказчика составит 15 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 90 000 рублей.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность грозит не за нарушение закупочного законодательства, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки. К сожалению, такие явления не редкостью в закупках.

Например, за определенное вознаграждение специалист заказчика предоставляет участнику закупки преференции, и тот получает контракт. Или же осуществляется приемка услуги, которая не была оказана. Бюджетные средства переводятся поставщику, а затем делятся между ним и заказчиком. Это уже не просто нарушения в процессе закупок, а настоящие преступления.

Уголовная ответственность в сфере закупок может наступать по таким основаниям:

  1. Статья 159 УК РФ «Мошенничество». Так может быть квалифицировано, например, хищение денег при проведении закупки. Наказание может составить до 10 лет лишения свободы.
  2. Статья 290 УК РФ «Получение взятки». Грозит, если представитель заказчика получает от участника вознаграждение в виде денег, имущества, ценных бумаг, услуг или любых других благ. Например, за то, что обещает ему победу в тендере. Наказание: лишение свободы сроком до 15 лет и штраф, в 70 раз превышающей взятку.
  3. Статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». Грозит лицу, которое передаст взятку от участника представителю заказчика, примет участие в переговорах либо каким-то другим образом поспособствует этому процессу. Например, таким лицом может быть член закупочной комиссии. Наказание может составить до 7 лет лишения свободы, а штраф — 30-кратный размер взятки.
  4. Статья 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств». Уголовное наказание наступает при сумме нецелевых расходов более полутора миллионов рублей и составляет до 5 лет лишения свободы. Если трата менее этой суммы, то будет наложено административное наказание по статье 15.14 КоАП — дисквалификация либо штраф до 50 000 рублей.

Понятие государственного заказчика и приравненных к ним лиц в соответствии с положениями Федерального закона “О контрактной системе”

Ключевой фигурой в действующем сегодня законодательстве в сфере закупок является заказчик. Однако действующее законодательство разграничивает существующие виды заказчиков, используя различные уровни финансирования.

Понятие заказчика в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе»

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок» на сегодняшний день устанавливает перечень основных заказчиков, которые действуют на территории Российской Федерации и осуществляет различного рода закупки. В настоящее время все существующие заказчики делятся на государственных и муниципальных в зависимости от уровней бюджетного финансирования. Данное деление в настоящее время рассматривается в рамках статьи 3 указанного федерального закона. Данная статья дает подробную расшифровку того, какие именно заказчики могут функционировать на территории Российской Федерации.

Однако для того, чтобы разграничить существующие полномочия таких заказчиков, законодатель дал дополнительное деление всех существующих категорий заказчиков в зависимости от их учредительной формы образования.

Виды заказчиков и их основные параметры для идентификации

Все указанные виды заказчиков на сегодняшний день имеют целый ряд своих особенностей, которые позволяют их идентифицировать.

Государственный заказчикМуниципальный заказчикБюджетное учреждениеУнитарное и автономное предприятиеЮридическое лицо с государственным инвестированием
Особенности функционированияЗаказчик, который имеет статус юридического лица, действующее от имени Российской Федерации или ее субъекта. Ключевой особенностью для участия в различных закупочных процедурах является получение финансирования из государственного бюджета федерального или регионального уровнейМуниципальный заказчик также относится к юридическим лицам, имеющим бюджетное финансирование, однако такие заказчики получают свои средства для осуществления закупок, направленных на удовлетворение своих нужд, из муниципального бюджета и действуют от имени таких муниципальных органов власти.Бюджетные учреждения – это особая категория заказчиков, функционирующих на основании положений Федерального закона №44-ФЗ, так как свои закупки в соответствии с положениями указанного закона они могут осуществлять только на основании получаемых из государственного или муниципального бюджета субсидий и грантов. Однако на такие закупки выделяется ограниченное количество денежных средств, что вызывает необходимость использовать привлеченные средства и проводить закупки в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ, который также осуществляет регулирование вопросов при осуществлении различного рода закупокЭта категория заказчиков, осуществляющих закупки в сфере государственных и муниципальных нужд, обязаны соблюдать требования действующего законодательства в сфере закупок в случаях, когда:
  • закупки проводятся на основании средств государственного или муниципального бюджета, а объекты таких закупок будут вкладываться в капитальные объекты государственной или муниципальной собственности;
  • заказчики, имеющие финансирование из государственного или муниципального бюджета, передали право осуществить закупки в своих интересах таким учреждениям на основании специального соглашения, заключенного на безвозмездной основе.
Такие государственные или муниципальные заказчики осуществляют свою деятельность в сфере госзакупок только после того, как смогли получить инвестиции из государственного бюджета либо принимают участие в каком-либо инвестиционном проекте, который реализуется для строительства, технического перевооружения или реконструкции существующих объектов капитального строительства государственной или муниципальной собственности. При этом такие заказчики не должны являться юридическими лицами, которые были образованы самим государством в лице его различных органов власти.Полномочия в сфере закупокНезависимо от того, о каком заказчике идет речь, законом предусмотрены следующие полномочия для данного участника контрактной системы:

  • осуществление планирования проводимых закупочных процедур исходя из имеющихся нужд и полученного финансирования;
  • проведение необходимых закупочных процедур конкурентным или неконкурентным способом, которые направлены на заключение итогового контракта и исполнение тех или иных государственных или муниципальных нужд;
  • заключение контракта по итогам проведенной процедуры;
  • проведение аудиторских и внутренних проверок в рамках осуществления реализации основных принципов контрактной системы;
  • контроль за осуществлением всех мероприятий, которые проводятся для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
Отчетность о проводимых закупочных мероприятияхНезависимо от организационной формы и вида финансирования каждый заказчик обязан готовить следующие виды отчетов:

  • отчет о заключении контракта или группы контрактов;
  • отчет об исполнении контракта или какой-либо его части;
  • отчет-обоснование целесообразности проводимых закупок у единственного поставщика;
  • сведения о реализованных объемах закупочных процедур, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Каждый из перечисленных видов отчетов должен быть подготовлен со строгим соблюдением установленных регламентов их размещения, а также с указанием сроков, в течение которых те или иные виды отчетов должны быть сформированы и размещены в ЕИС, а также переданы в контролирующие органы, которые занимаются проверкой проводимых мероприятий в сфере регулирования контрактной системы.

Все отчеты подлежат обязательному опубликованию в Единой информационной системе, так как должны предоставлять возможность юридическим и физическим лицам, которые могут принимать участие в той или иной закупочной процедуре, составить объективную картину о конкретном заказчике.Ответственность за нарушение норм действующего законодательстваФедеральный закон «О контрактной системе» устанавливает различные меры ответственности для существующих государственных и муниципальных заказчиков за совершаемые нарушения. Диапазон применяемых санкций достаточно широк – от штрафов на должностных лиц, допустивших те или иные нарушения, до судебных разбирательств, инициированные контролирующими органами и направленные на расторжение заключенного контракта, который и позволил зафиксировать то или иное нарушение. Конкретная мера ответственности как должностного лица, так и самого заказчика выбирается контролирующим органом в зависимости от того, каким является то или иное нарушение, которое было допущено, а также какие последствия оно несет как для самого заказчика, так и для государства, из чьего бюджета выделяются средства на удовлетворение тех или иных нужд.Штрафные санкцииШтрафные санкции назначаются контролирующим органом на основании использования соответствующих статей Кодекса об административных правонарушениях. Чаще всего такие санкции выражаются в выписывании штрафа соответствующего размера.

Размер определяется в зависимости от допущенного нарушения действующего законодательства, а также от того, кто именно подлежит тому или иному наказанию.

Для должностных лиц заказчика минимальным порогом размера штрафа считается сумма в три тысячи рублей. Назначается такой штраф за нарушение сроков размещения документов в ЕИС, если такое размещение предусмотрено действующим законодательством. Для юридического лица минимальный размер штрафа составляет десять тысяч рублей, и назначается такой штраф за такое же правонарушение.

Максимальный размер штрафа для должностных лиц – в размере пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц – в размере пятисот тысяч рублей. Назначение таких штрафов осуществляется за различные крупные правонарушения, например, совершенные при ненадлежащей реализации норм действующего законодательства в сфере определения поставщика различными способами.

Смена заказчика

Перемена заказчика при выполнении того или иного контракта может быть осуществлена только в том случае, если ранее было заключено дополнительное соглашение о перемене заказчика, составленное в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе». Перемена заказчика при исполнении заключенного ранее контракта возможна только в том случае, если по специальному дополнительному соглашению также передаются все права и обязанности заказчика по такому контракту.

Смена заказчика по заключенным контрактам выглядит следующим образом:

  • проведение специальных консультаций между заказчиками и исполнителем по контракту для определения максимально удобного всем сторонам механизма внесения соответствующих изменений в заключенный контракт;
  • подписание дополнительного соглашения, которое отразит результат проведенных консультаций;
  • документальное подтверждение проведенной передачи прав и обязанностей одного заказчика другому в рамках исполняемого контракта с обязательным заверением такой передачи и контрагентом по такому контракту.

Заказчик в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе» – это одно из ключевых звеньев в существующей контрактной системе. Заказчик в связи со своим статусом обладает большим количеством прав, но также и наделен обязанностями, в случае нарушения которых он может быть привлечен к административной ответственности и как юридическое лицо, и как должностное (штрафы налагаются на контрактного управляющего, и на сотрудника контрактной службы, допустившего ошибку).

44-ФЗ Штрафы

Кодекс об Административных Правонарушениях РФ содержит заметно больше составов нарушения законодательства о контрактной системе по сравнению с составами нарушений Закона № 223-ФЗ.

Какие существуют штрафы по 44-ФЗ? В отличие от санкций за нарушение Закона № 223-ФЗ, при нарушении Закона «О контрактной системе» штрафуются не заказчики, а лишь их должностные лица — что логично в том смысле, что странно было бы взыскивать штраф в пользу бюджета из бюджетных же средств. Этим же обусловлено и то, что хотя разновидностей нарушения Закона «О контрактной системе» предусмотрено больше, но максимальный порог за каждое из таких нарушений меньше и ограничивается на сегодня теми же 50 000 рублей, которые предусмотрены в качестве максимального штрафа для сотрудников заказчиков, являющихся субъектами Закона № 223-ФЗ.

Штрафы по контракту 44-ФЗ для юридических лиц предусматриваются лишь в том случае, когда к размещению государственного или мунициального заказа могут быть привлечены юридические лица — например, специализированные организации.

Есть несколько групп нарушений законодательства о контрактной системе:

  1. Нарушения контракта 44-ФЗ при выборе способа закупки предусматривают штраф от 30 000 до 50 000 рублей.
  2. Нарушение порядка определения начальной цены контракта предусматривает штраф от 30 000 до 50 000 рублей.
  3. Нарушения, связанные с публикацией информации о закупке в ЕИС, предусматривает штраф для должностного лица в зависимости от состава нарушения в пределах от 3 000 до 50 000 рублей. Привлечённое к такому размещению юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму до 500 000 рублей.
  4. Нарушения при установлении требований к участникам закупки и рассмотрении их заявок предусматривают штраф в пределах от 5 000 до 30 000 рублей.
  5. Объявление победителя закупки с нарушением законодательства предусматривает штраф в размере 50 000 рублей.
  6. Нарушения при заключении и исполнении контракта предусматривают штраф от 5 000 до 50 000 рублей. Юридическое лицо может быть оштрафовано за то же нарушение на сумму до 300 000 рублей. Специальным наказанием за это нарушение является штраф в размере двукратного размера дополнительно израсходованных в результате нарушения бюджетных средств или цен продукции, объём которой был уменьшен.
  7. Нарушения, связанные с направлением информации в реестр недобросовестных поставщиков, предусматривают штраф от 20 00 до 50 000 рублей.
  8. Нарушения, допущенные оператором ЭТП, предусматривают штраф до 500 000 рублей.

Из таблицы штрафов 44-ФЗ можно узнать, какие штрафы и пени предусмотрены 44-ФЗ, найти размер штрафа по 44-ФЗ за допущенное вами нарушение.

Принятие решения о способе определения поставщика с нарушением требований, установленных законодательством

На должностных лиц — 30 000 рублей

Принятие решения об ином способе определения поставщика, в том числе решения о закупке у единственного поставщика, в случае, если закупка должна осуществляться путём проведения конкурса или аукциона

На должностных лиц — 50 000 рублей

Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в случаях, не пред усмотренных законодательством, или нарушение порядка и сроков направления информации и документов для согласования применения закрытого способа определения поставщика, возможности заключения контракта с единственным поставщиком

На должностных лиц — 50 000 рублей

Принятие решения о размещении оборонного заказа путём проведения закрытых торгов без согласования с контрольным органом либо принятие решения о размещении оборонного заказа путём проведения закрытых торгов на условиях, отличных от условий, согласованных с контрольным органом

На должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей

Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены контракта по государственному оборонному заказу при размещении заказа путём проведения торгов

На должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей

Нарушение порядка определения цены контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика

На должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей

Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством, при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня

На должностных лиц — 5 000 рублей; на юридических лиц — 15 000 рублей

Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством, при проведении конкурса, аукциона, более чем на два рабочих дня

На должностных лиц — 30 000 рублей; на юридических лиц — 100 000 рублей

Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика не более чем на один рабочий день

На должностных лиц — 3 000 рублей; на юридических лиц — 10 000 рублей

Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика более чем на один рабочий день

На должностных лиц — 15 000 рублей; на юридических лиц — 50 000 рублей

Размещение в ЕИС или направление оператору электронной площадки информации и документов с нарушением требований, предусмотренных законодательством, либо нарушение порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приёма заявок на участие в определении поставщика

На должностных лиц — 15 000 рублей; на юридических лиц — 50 000 рублей

Отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в до- пуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям документации, отстранение участника закупки от участия в торгах по основаниям, не предусмотренным законодательством, признание заявки на участие в торгах надлежащей, соответствую- щей требованиям документации, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки

На должностных лиц 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 и не более 30 000 рублей

Нарушение предусмотренных законодательством требований к содержанию протокола, составленного в ходе закупки

На должностных лиц 10 000 рублей

Неразмещение в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством

На должностных лиц — 50 000 рублей; на юридических лиц — 500 000 рублей

Установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие, размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки информации и документов, не предусмотренных законодательством

На должностных лиц 1% начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, но не менее 5 000 и не более 30 000 рублей

Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, ин- формации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой

На должностных лиц 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 000 и не более 50 000 рублей

Утверждение закупочной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством

На должностных лиц 3 000 рублей

Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений по основаниям, не предусмотренным законодательством, признание заявки на участие в за- просе котировок, запросе предложений соответствующими требованиям извещения в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о закупке

На должностных лиц 5% начальной (максимальной) цены контракта, но не более 30 000 рублей

Признание победителя и определения поставщика с нарушением требований законодательства

На должностных лиц 50 000 рублей

Сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика или нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика

На должностных лиц 30 000 рублей

Нарушение оператором электронной площадки порядка проведения аукциона в электронной форме, а также порядка аккредитации участника электронного аукциона, установленного законодательством

Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством

На должностных лиц 50 000 рублей

Нарушение сроков, предусмотренных законодательством для подписания протоколов при проведении закупки, не более чем на два рабочих дня

На должностных лиц 3 000 рублей

Нарушение сроков, предусмотренных законодательством для подписания протоколов при проведении закупки, более чем на два рабочих дня

На должностных лиц 30 000 рублей

Нарушение сроков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, установленных Правительством Российской Федерации

От 30 000 до 50 000 рублей

Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков

На должностных лиц 50 000 рублей

Не направление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Феде- рации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, направление недостоверной информации (сведений) и (или) доку- ментов, содержащих недостоверную информацию

На должностных лиц 20 000 рублей

Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесённых в качестве обеспечения за- явки на участие в закупке не более чем на три рабочих дня

На должностных лиц — 5 000 рублей; на юридических лиц — 30 000 рублей

Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесённых в качестве обеспечения за- явки на участие в закупке более чем на три рабочих дня

На должностных лиц — 15 000 рублей; на юридических лиц — 90 000 рублей

Нарушение оператором электронной площадки порядка и (или) сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника электронного аукциона для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах

Нарушение оператором электронной площадки установленного законодательством порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке

Нарушение оператором электронной площадки правил документооборота при проведении электронного аукциона, а также порядка и (или) сроков размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов контрактов

Разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике электронного аукциона до подведения результатов электронного аукциона

На должностных лиц — 50 000 рублей; на юридических лиц — 250 000 рублей

Заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством заключается контракт

На должностных лиц — 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 и не более 30 000 рублей; на юридических лиц — 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 50 000 и не более 300 000 рублей

Заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объёма выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

На должностных, юридических лиц штраф в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объём которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения

Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта

На должностных лиц 50 000 рублей

Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством

На должностных лиц —20 000 рублей; на юридических лиц — 200 000 рублей

Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объёма выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

На должностных, юридических лиц штраф в размере двукратного раз мера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Феде рации или цен то варов, работ, услуг, количество, объём которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения

Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта

На должностных лиц — 50 000 рублей; на юридических лиц — 200 000 рублей

Нарушение должностным лицом государственного заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования

От 30 000 до 50 000 рублей

Отказ или уклонение поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов, единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного законодательными актами РФ и актами Президента РФ, актами Правительства РФ, или иной организации, занимающей доминирующее положение на товарном рынке продукции по государственному оборонному заказу, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу

На должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридическое лицо — от 300 000 до 1 000 000 рублей.

Таблица штрафов для заказчиков и поставщиков по 44-ФЗ

Штрафы по 44-ФЗ — это от 1 000 до 500 000 рублей. В некоторых ситуациях считают, как процент от НМЦК. 44-ФЗ устанавливает не только ответственность сторон как обязательное условия соглашения, но и правила расчета.

Какая ответственность предусмотрена

Федеральный закон № 44-ФЗ уделяет вопросу ответственности контрагентов по госконтрактам большое внимание и обязывает предусматривать положения о ней в текстах соглашений. Такой подход:

  • дисциплинирует подрядчиков, исполнителей и поставщиков. Их гонорары выплачиваются из средств муниципальных и государственных бюджетов, а в результате исполнения соглашения заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Пренебрежение надлежащим исполнением недопустимо;
  • мотивирует заказчиков тщательнее следить за исполнением контрактов, вдумчиво формулировать требования и своевременно призывать к ответственности недобросовестных госконтрагентов.

Предусмотрена такая ответственность по 44 ФЗ о контрактной системе 2020 года:

  • пени — санкция, налагаемая при просрочке исполнения контракта. Любой госконтракт содержит срок исполнения обязательств подрядчиком, исполнителем или поставщиком и срок выплаты вознаграждения заказчиком. Нарушение обоих этих сроков влечет ответственность в виде пени. Пени не имеют фиксированного размера и рассчитывается по факту фиксации нарушения на основании стоимости контракта или той его части, которая не была исполнена вовремя, и длительности просрочки;
  • штраф — санкция, налагаемая при любом другом нарушении условий контракта одной из сторон, кроме просрочки исполнения. В 2020 году штраф по 44 ФЗ за каждое нарушение имеет фиксированную сумму, которая рассчитывается исходя из цены контракта и указывается в нем еще до подписания сторонами.

В контракте обязательно прописываются штрафы и пени по 44 ФЗ с последними изменениями для обеих сторон.

Как считают пени

Порядок расчета пени установлен в тексте Федерального закона № 44-ФЗ в частях 5 и 7 статьи 34. Он одинаков как для заказчика, так и для контрагента: пени устанавливаются в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка РФ от суммы неисполненного обязательства за каждый день просрочки.

Например, госконтракт предполагает поставку товара на общую сумму 10 000 рублей в срок до 16.09.2019 включительно. В установленный срок поставщик поставил товар только на 2 000 руб., товар на сумму 8 000 предоставлен заказчику только 30.09.2019. Просрочка составила 13 дней, ключевая ставка ЦБ РФ на это время составляет 7%, сумма неисполненного в срок обязательства — 8 000 рублей.

Сумма пени составит: 8 000 х 13 х 1/300 х 7 % = 24 рубля 27 копеек.

Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение

Порядку расчета санкций за ненадлежащее исполнение контракта посвящено Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Таблица штрафов за ненадлежащее исполнение контракта по 44 ФЗ в 2020 году:

Составы нарушенияАдминистративный штрафНорма КоАП
Для заказчикаДля поставщика
Размер штрафа за каждое нарушение зависит от стоимости госконтракта:

  • при цене до 3 млн. руб. — 1 000 руб.;
  • от 3 до 50 млн. руб. — 5 000 руб.;
  • от 50 до 100 млн. руб. — 10 000 руб.;
  • свыше 100 млн. руб. — 100 000 руб.
Постановление предусматривает общее правило исчисление штрафов за каждое нарушение для поставщиков и ряд исключений — особых ситуаций, в которых исчисление производится иначе.

Общее правило устанавливает взаимосвязь размера штрафа и суммы госконтракта:

  • при цене контракта до 3 млн. руб. — 10% от нее;
  • от 3 до 50 млн. руб. — 5%;
  • от 50 до 100 млн. руб. — 1%;
  • от 100 до 500 млн. руб. — 0,5%
  • от 500 млн. до 1 млрд. руб. — 0,4%;
  • от 1 до 2 млрд. — 0,3%;
  • от 2 до 5 млрд. рублей — 0,25%;
  • от 5 до 10 млрд. рублей — 0,2%;
  • свыше 10 млрд. рублей — 0,1%.
Если закупка проводилась для среди организаций, относящихся к СМП или СОНКО, штраф за каждое нарушение при любой цене контракта составит 1% от цены сделки, но не меньше 1 000 и не больше 5 000 рублей.
Если в ходе тендера цена госконтракта не просто снизилась, а ушла в «минус», то есть участники боролись за шанс заключения госконтракта и победил тот, кто предложил большую цену за контракт, сумма санкции зависит от того, оказалась ли в итоге цена, которую победитель заплатил за госконтракт выше или ниже НМЦК.

Если ниже сумма штрафа составит:

  • 10% от НМЦК, если сумма, которую заплатил победитель не превышает 3 млн. рублей;
  • 5 % от НМЦК, если от 3 до 50 млн. рублей;
  • 1% НМЦК, если от 50 до 100 млн.
  • 10% уплаченной участником цены, если она не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% уплаченной цены, если она лежит в диапазоне от 3 до 50 млн. рублей;
  • 1% уплаченной цены, если она лежит в диапазоне от 50 до 100 млн. рублей.
Если контрагент нарушил какое-то обязательство по соглашению, которое не имеет стоимостного эквивалента сумма санкции за это нарушение исчисляется в следующем порядке:

  • 1 000 руб. при цене контракта до 3 млн. рублей;
  • 5 000 руб. при цене от 3 до 50 млн. рублей;
  • 10 000 руб. при цене от 50 до 100 млн.;
  • 100 000 руб. при цене контракта свыше 100 млн. рублей.
Если подрядчик не исполнил обязательство строительству или капремонту, которое обязан выполнить без привлечения субподрядчиков, штраф — 5% от стоимости этих работ.
Если контрагент обязан привлечь субподрядчиков из числа СМП и СОНО, но не выполнил эту обязанность, штраф — 5% от суммы привлечения.

Если специальным законодательством установлен другой порядок начисления штрафа, чем порядок по постановлению № 1042 от 30.08.2017, то размер штрафа и порядок его начисления устанавливается контрактом по спецнормам.

Административная ответственность по КОАП

Помимо ответственности, которая предусматривается госконтрактом и к которой друг друга призывают сами стороны, за нарушения в рамках работы в контрактной системе наступает и административная ответственность по Кодексу об административных правонарушениях РФ.

Основным видом санкций, который налагается виновника правонарушения, является штраф, но возможна и дисквалификация. Ответственности подвергаются как организации, так и их должностные лица.

Вот сводная таблица штрафов по 44 ФЗ 2020 с последними изменениями КОАП:

№ п/пВид нарушенияСтатья КоАПРазмер штрафа, руб.
Штрафы за неправильный выбор способа определения поставщика
1Принятие решения о способе определения поставщика с нарушением требований ФЗ-44.Часть 1
статьи 7.29
30 000
2Выбор иного способа определения поставщика, если определение поставщика должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.Часть 2
статьи 7.29
50 000
3Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44.

Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля, информации и документов для согласования возможности заключения госконтракта с единственным поставщиком.

Часть 2.1
статьи 7.29
50 000
4Принятие заказчиком или уполномоченным органом решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов без согласования с контрольным органом в сфере гособоронзаказа либо принятие решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов на условиях, отличных от условий, согласованных с контрольным органом в сфере гособоронзаказа.Часть 3
статьи 7.29
Должностные лица — от 30 000 до 50 000
5Нарушение порядка определения цены госконтракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика.Статья 7.29.1
6Включение в план закупок или план-график объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам или нормативным затратам, либо включение в план-график начальной (максимальной) цены госконтракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком, в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе.Часть 1
статьи 7.29.3
Штрафы за нарушение порядка осуществления закупок
7Несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением его описания).Часть 2 статьи 7.29.3Должностные лица — 10 000
8Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения либо непроведение обязательного общественного обсуждения.Часть 3 статьи 7.29.3Должностные лица — 30 000
9Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика (вносимых в эти планы изменений) в ЕИС.Часть 4 статьи 7.29.3Должностные лица — от 5000 до 30 000
10Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня.Часть 1
статьи 7.30
Должностные лица — 5000

Юридические — 15 000

11Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, более чем на два рабочих дня.Часть 1.1 статьи 7.30Должностные лица — 30 000

Юрлица — 100 000

12Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика, не более чем на один рабочий день.Часть 1.2 статьи 7.30Должностные лица — 3000

Юрлица — 10 000

13Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика, более чем на один рабочий день.Часть 1.3 статьи 7.30Должностные лица — 15 000

Юрлица — 50 000

14Размещение информации с нарушением требований ФЗ-44. Нарушение порядка:

  • предоставления конкурсной документации или документации об аукционе;
  • разъяснения положений конкурсной документации или документации об аукционе;
  • приема заявок на участие в определении поставщика, окончательных предложений.
Часть 1.4 статьи 7.30Должностные лица — 15 000

Юридические — 50 000

15Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки.Часть 1.5 статьи 7.30Должностные лица — 30 000
16Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график.Часть 1.6 статьи 7.30Должностные лица — 30 000
17Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено.Часть 1.7 статьи 7.30Должностные лица — 30 000
18По основаниям, не предусмотренным ФЗ-44:

  • отклонение заявки на участие в конкурсе;
  • отказ в допуске к участию в аукционе;
  • признание заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе;
  • отстранение участника от участия в конкурсе, аукционе.

В случае если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в соответствии с требованиями ФЗ-44:

  • признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации;
  • признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе.
  • вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов;
  • рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников, установленного конкурсной документацией.
Часть 2
статьи 7.30
1 % от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000
19Нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика.Часть 2.1 статьи 7.30Должностные лица — 10 000
20Неразмещение в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с ФЗ-44.Часть 3 статьи 7.30Должностные лица — 50 000

Юридические — 500 000

21Установление непредусмотренных ФЗ-44:

  • порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика, окончательных предложений участников;
  • требований к участникам;
  • требований к размеру обеспечения заявок на участие;
  • требований к размеру и способам обеспечения исполнения госконтракта;
  • требования о предоставлении участниками в составе заявки на участие в определении поставщика не предусмотренных ФЗ-44 информации и документов.
Часть 4
статьи 7.30
1 % от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000
22Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ-44.

Включение в состав одного лота объектов закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

Часть 4.1 статьи 7.301 % от НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000
23Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством.Часть 4.2 статьи 7.30Должностные лица — 3000
24Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отказ в допуске к участию в запросе предложений участнику по основаниям, не предусмотренным законодательством.

Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства.

Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями или открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям.

Штрафы по 44-ФЗ: за что наказывают и как их избежать?

Законодательство, при проведении торгов, защищает заказчиков и поставщиков. За ошибки при организации тендеров наказываются и те, и другие. Рассказываем про штрафы в закупках и чем это грозит организации.

За что штрафуют заказчика?

Для начала скажем, что перед закупкой нужно открыть КоАП РФ и найти статьи 7.29-7.32, 7.32.5. Там объясняется, что нельзя делать организаторам закупочной процедуры. Но часто бывает так, что работу по тендеру поручают одному сотруднику, который в горячке объявляет тендер, а потом получает штраф.

Для работы полезно привлекать юристов организации, которые помогут не нарушить правила. Кроме этого ЭТП предлагают автоматизированные услуги проверки тендеров на ошибки. Лучше ими воспользоваться, чтобы избежать гнева поставщиков или контрактных управляющих.

КоАП делит нарушения на 4 раздела:

  • Неправильный выбор поставщика;
  • Нарушения при проведении закупки;
  • Неточная информация в реестрах контрактов и недобросовестных поставщиков;
  • Нарушения при заключении контракта.

По одной статье приходится на нарушения в энергоснабжении, а также если не выполните в срок законные предписания или не предоставите информацию контролирующим органам. Стоит отметить, что за нарушения выписывается штраф, но суммы для должностных и юридических лиц разные. Диапазон от 3000 до 500 000 рублей. Например, 3000 заплатит должностное лицо, если не разместит в ЕИС информацию при закупке у единственного поставщика, а юридическое отдаст 500 тысяч, если контролирующие органы вынесут предписание, а компания его не выполнит в срок.

Пресс-секретарь консалтингового агентства «Даллас и Партнеры» Ольга Малышева рассказывает про суть штрафов и называет самые частые нарушения: «Штрафные санкции устанавливаются конкретной организацией, в которой производятся закупки. Если это юридическое лицо, то существует внутренний регламент организации. В государственных организациях существуют специальные дисциплинарные документы, применяемые к тендерным специалистам. В конкурсных и аукционных документациях изложены все требования, которые следует учитывать на этапе формирования заявки. Именно их нужно соблюдать, так как они ложатся в основу будущего контракта. Самые частые нарушения в ТЗ — это сроки. Если есть ошибка в сроках, и требуется вносить изменения, то нарушается весть календарный план. Частым нарушением также является несоблюдение критериев оценки при оценке предложения. Это более тяжелое нарушение, такие ситуации решаются через суды или ФАС и имеют серьезные последствия».

Как избежать штрафов?

Самый действенный способ – изменить отношение к закупкам внутри организации. Многие воспринимают тендеры, как нагрузку законодательства. Отсюда нарушения сроков, неправильное заполнение документов и подозрительный выбор исполнителей. Нужно понимать, что на другой стороне поля играют поставщики. Они приходят в закупки для зарабатывания денег и заранее подозревают организации в сговоре. Любые нарушения остро воспринимаются и пишутся жалобы в ФАС.

Антимонопольщики также подозрительно смотрят на организацию и начинают разбирательство. Поставщик может ошибаться, но пока идет выяснение, торги остановлены. Следовательно, теряется время. Поэтому лучше не давать поводов для подозрений. Привлекайте юристов и специалистов. С их помощью закупка пройдет максимально просто.

Юристы пригодятся и в непредвиденных ситуациях. Руководитель контрактной службы «Орловского областного геронтологического центра ветеранов войны и труда» Оксана Коваль рассказывает, что штраф можно получить не совсем справедливо: «Под любую статью КоАП можно подвести любое действие контрактного управляющего, как это случилось со мной. Меня оштрафовали 10 раз в один день по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ за несоблюдение формы и порядка обоснования НМЦК в плане-графике. А в протоколе и постановлении о назначении наказания по каждому делу указали, что я не соблюдала при размещении плана-графика Методические рекомендации, утвержденные приказом МЭР, который не был опубликован в официальных СМИ и не был зарегистрирован Минюстом РФ. Это не помешало контролирующему органу и судам, вплоть до ВС РФ применить административный штраф».

Без юридической поддержки придется трудно. И лучше подстраховаться, если найдут какие-то нарушения. Любой штраф реально оспорить, главное желание и юридические знания.

Что делать если выписали штраф?

Все можно оспорить в суде. Организация сама решает бороться или нет. Многим проще выплатить штраф, но если сумма штрафа 50 000 рублей, а штатный юрист получает 30 000, то лучше попробовать опротестовать наказание.

PR-директор OTC Галина Харнахоева рассказывает, что делать в таких ситуациях: «Избежать административной ответственности (или минимизировать административный штраф) можно несколькими способами. Прекращение производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Освобождение от административной ответственности в связи с отсутствием вины в совершении административного правонарушения. Переквалификация состава административного правонарушения (возможно нарушение будет квалифицировано менее строгим по КоАП РФ). За одно и то же административное правонарушение нельзя наказать дважды».

Варианты возможно при активной доказательной работы заказчика. Специалисты ФАС не нацелены наказывать каждого, поэтому сопротивляться реально, но лучше вообще не давать повода заподозрить организацию в нарушениях.

Напоминаем, что в 2018 году в Уголовный кодекс РФ внесены изменения. За нарушения в законе 44-ФЗ можно получить реальный срок. Речь про подкуп представителей контрактной службы или сговор с целью выбрать нужного поставщика. В этой связи хорошая юридическая поддержка становится еще актуальнее.

Обязанности заказчика по 44-ФЗ

Обязанности заказчика по 44-ФЗ: разбираемся в нормах законодательства

Кто является заказчиком по 44-ФЗ? Общие обязанности заказчика по 44-ФЗ. Обязанности заказчиков по отчетам в рамках 44-ФЗ. Административная ответственность заказчика за несоблюдение своих обязанностей. Уголовная ответственность заказчика.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Кто является заказчиком по 44-ФЗ
  • Общие обязанности заказчика по 44-ФЗ
  • Обязанности заказчиков по отчетам в рамках 44-ФЗ
  • Административная ответственность заказчика за несоблюдение своих обязанностей
  • Уголовная ответственность заказчика

Закупочная деятельность строго регламентирована, и обязанности заказчика по 44-ФЗ не стали исключением – закон обозначает как общие положения, так и необходимую отчетность. За нарушение тех или иных пунктов предусмотрена административная ответственность, а в некоторых случаях – уголовная.

Однако, прежде чем начать рассмотрение обязанностей заказчика, будет необходимо определиться с терминологией и понять, кто именно является заказчиком с точки зрения законодательства. Обо всем этом расскажем в нашей статье.

Кто является заказчиком по 44-ФЗ

Условия функционирования системы государственных закупок жестко регламентированы законодательством. Заказчиками выступают различные государственные и муниципальные организации, финансирование которых осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Перечень типов учреждений, которые являются заказчиками, приведен в статье 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

Законодательством также установлено, что учреждения, имеющие различную организационно-правовую форму, выступая в роли заказчика, наделяются своим объемом полномочий.

Чтобы обеспечить регулирование в сфере госзакупок и разграничить права и обязанности заказчика по контракту 44-ФЗ, законом принято разделение государственных бюджетных учреждений на следующие виды:

  • госорган (в том числе орган государственной власти);
  • орган управления внебюджетным фондом;
  • казённое учреждение;
  • бюджетное учреждение;
  • унитарные предприятия (за исключением ФГУП, которые имеют существенное значение для защиты прав и интересов граждан, а также обороны и безопасности страны);
  • корпорация «Росатом»;
  • корпорация «Роскосмос».

Что касается организаций муниципального уровня, которые также являются заказчиками в системе госзакупок в соответствии с 44-ФЗ, то они подразделяются на муниципальные органы и казенные учреждения, представляющие интересы муниципального образования. Их деятельность ограничена бюджетным законодательством, в соответствии с которым на данные учреждения возлагаются определенные бюджетные обязательства.

Общие обязанности заказчика по 44-ФЗ

Вне зависимости от типа бюджетного учреждения права и обязанности заказчика по 44-ФЗ одинаковы. Однако закон предусматривает определенные ограничения, в частности для автономных учреждений, когда для реализации закупки действуют особые правила.

Права заказчиков по 44-ФЗ:

  • приобретение товаров, работ и услуг, финансируемое из бюджета соответствующего уровня;
  • проведение закупок в электронной форме с использованием ЭТП;
  • свобода выбора способов закупок с учетом норм 44-ФЗ;
  • делегирование уполномоченной организации функций заказчика по закупке в любом объеме;
  • участие в разборе жалоб на действия заказчиков в рамках закупок;
  • заключение государственных и муниципальных контрактов.

К обязанностям заказчиков по 44-ФЗ относятся:

  • назначение лиц, ответственных за реализацию закупки: закупочная комиссия, контрактный управляющий;
  • составление плана-графика закупок с указанием сроков и периодичности;
  • публикация в ЕИС извещения о закупке и конкурсной документации;
  • разработка понятных критериев, по которым проводится оценка заявок участников;
  • анализ поступивших заявок и выбор победителя конкурсной процедуры;
  • разъяснение содержания документации по закупке по запросам участников;
  • выполнение экспертизы объекта поставки, если требуется;
  • приемка товаров, работ и услуг в оговоренные сроки;
  • оплата поставки по контракту в оговоренные сроки;
  • оформление и направление в соответствующие инстанции отчетной документации;
  • направление информации о недобросовестных поставщиках в РНП.

Обязанности заказчиков по отчетам в рамках 44-ФЗ

Как было указано выше, одной из обязанностей заказчика по 44-ФЗ является составление и направление отчетов. До введения поправок к закону 44-ФЗ заказчик должен был формировать 4 отчета. Теперь же информация предоставляется только по одному направлению:

  • по количеству закупок у СМП и СОНКО в течение года.

Сведения по объему закупок у предприятий малого бизнеса и некоммерческих организаций социальной направленности должны быть размещены в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным. В соответствии с законом заказчики обязаны закупать у данных организаций не менее 15 % от годового объема товаров, работ и услуг. В отчет в том числе должны быть включены сведения о закупках, которые не состоялись по любым причинам, если контрагентами были представители СМП и СОНКО.

Помимо этого, заказчик обязан в ЕИС заполнить ежегодный отчет, в который заносятся данные по осуществлению крупных проектов с участием государства. В законе нет указания, в какой срок необходимо предоставить данный отчет.

Раньше, до 12 мая 2019 г., заказчик обязан был отчитываться по результатам исполнения контракта. Но после упразднения ч. 9–12 ст. 94 44-ФЗ делать этого не требуется. Отчет по закупкам у единственного поставщика с аргументацией такой необходимости потерял актуальность с 31 июля 2019 года.

Административная ответственность заказчика за несоблюдение своих обязанностей

С 1 января 2021 года планируется введение поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) и Гражданский процессуальный кодекс РФ. 30 января 2020 года Минфин разместил проект этих нормативных актов на соответствующем сайте. Вопросу нарушений при проведении государственных закупок в новом административном кодексе посвящена 28 глава. Также в ней приводятся санкции за несоблюдение закона отдельными видами юридических лиц и представителями сферы гособоронзаказа в ходе закупочных процедур.

Размер штрафов за нарушение законов 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ останется без изменений. При неисполнении своих обязанностей заказчик по контракту в рамках 44-ФЗ и прочих нормативных актов должен заплатить неустойку в размере до 500 000 руб., максимальный размер штрафа для должностных лиц — 50 000 руб.

ВАЖНО! Если нарушение будет квалифицировано как малозначительное, то мерой наказания за него является предупреждение.

В соответствии с поправками к Кодексу РФ об административных правонарушениях, которые вступят в действие с 2021 года, предусматриваются следующие санкции за нарушение закона:

Статья в новом КоАП

Ответственность

Нарушения положений контрактного законодательства при выборе процедуры определения поставщика и разработке ее условий наказываются штрафом.

Нарушение требований по размещению информации в ходе государственной закупки наказывается штрафом.

Нарушения порядка, предусмотренного для проведения госзакупки, наказывается штрафом.

Нарушение процедуры и сроков при возврате обеспечения заявок, исполнения контракта наказывается штрафом. Также штраф предусмотрен, если не соблюдается порядок или сроки блокировки спецсчета, на который вносятся вышеуказанные суммы.

Нарушения в ходе проведения электронной процедуры наказываются штрафом.

Нарушения, допущенные в процедуре заключения контракта, а также в регламенте его корректировки, наказываются штрафом.

Нарушения, допущенные при оплате за поставленные товары, выполненные работы или услуги, в том числе несоблюдение сроков, наказываются штрафом.

Нарушения, допущенные в ходе закупок отдельными видами юридических лиц, наказываются штрафом.

Отказ или уклонение подрядчика от подписания государственного контракта, если закупка проводится в сфере гособоронзаказа (ГОЗ), наказывается штрафом. То же самое относительно договора, исполнение которого требуется для реализации ГОЗ.

Нарушение обязательных требований к продукции, относящейся к оборонной сфере, наказывается штрафом.

Ликвидация или перепрофилирование промышленного оборудования, продукция которого является объектом поставки по гособоронзаказу, наказывается штрафом.

Использование на другие цели бюджетных средств, выделенных для закупок в сфере гособоронзаказа, наказывается штрафом.

Нарушение требований в отношении ведения раздельного учета в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности наказывается штрафом.

Неисполнение или исполнение не должным образом государственного контракта в сфере гособоронзаказа, а также действия (бездействие) подрядчика, результатом которых стало неправомерное увеличение цены ГОЗ, наказываются штрафом.

Отклонение от положений государственного контракта в сфере гособоронзаказа наказывается штрафом.

Непредоставление информации относительно заключения и исполнения контрактов в сфере гособоронзаказа по предусмотренным законом правилам наказывается штрафом.

Проведение уполномоченным банком непредусмотренных соответствующим законодательством транзакций по контрактам в сфере гособоронзаказа наказывается штрафом.

Несоблюдение регламента банковского сопровождения, нарушение уполномоченной финансово-кредитной организацией обязанностей, связанных с реализацией контрактов в сфере гособоронзаказа, наказываются штрафом.

Нарушение в регламенте обнародования сведений в ИАС, в том числе при сравнении цен на однотипные товары, работы, услуги при осуществлении госзакупок в сферах ГОЗ и гражданской, наказываются штрафом.

Уголовная ответственность заказчика

Если при нарушении регламента проведения государственной закупки виновные несут административную ответственность, то при выявлении фактов должностных злоупотреблений, мошенничества, взяточничества правовое регулирование осуществляется в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Как ни прискорбно, в сфере госзаказов подобные преступления происходят регулярно.

К уголовной ответственности по фактам нарушения закона при осуществлении государственной закупки могут привести действия контрагентов, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса РФ:

  • Статья 159 «Мошенничество». Например, мошенничеством является хищение денежных средств в ходе государственной закупки. Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет.
  • Статья 290 «Получение взятки». Привлекается к ответственности должностное лицо со стороны заказчика, уличённое в получении денег или иных ценностей, услуг от участника конкурсной процедуры, например, за победу в ней. Статья предусматривает штраф, равный 70-кратному размеру взятки, либо заключение под стражу на максимальный период 15 лет.
  • Статья 291.1 «Посредничество во взяточничестве». Ответственность предусмотрена для субъекта, который по поручению участника передает взятку должностному лицу со стороны заказчика. Также в качестве посредничества расценивается любое участие в переговорах и прочие действия, направленные на передачу взятки представителю заказчика (контрактному управляющему, члену закупочной комиссии и т. д.). Виновному присуждается штраф, в 30 раз превышающий сумму взятки, или заключение под стражу сроком до 7 лет.
  • Статья 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств». Данное действие заказчика попадает в правовое поле Уголовного кодекса РФ, когда бюджетные средства израсходованы в сумме свыше 1,5 млн руб. Наказание к виновному применяется в виде лишения свободы сроком до 5 лет. При меньших объемах нецелевых трат наступает ответственность в соответствии со статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде дисквалификации либо штрафа до 50 000 рублей.

В частности, не просто нарушением, а преступлением, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством, будут действия участника конкурсной процедуры, когда он заплатил некоторую сумму представителю заказчика, за что последний поспособствовал победе этой организации в тендере и последующему заключению контракта.

Еще один пример: бюджетной организацией заключен контракт на оказание услуги, заказчик подписал акт выполненных работ, перечислил деньги исполнителю, хотя сама услуга оказана не была. Средства заказчик и исполнитель делят между собой. Такие действия также квалифицируются как преступление, преследуемое в рамках уголовного права.

Одним из главных звеньев сферы государственных закупок является заказчик. Законодательство о контрактной системе, учитывая статус этой стороны, наделяет ее значительным спектром полномочий, позволяющих наиболее эффективно осуществлять снабжение государственных и муниципальных органов и расходовать бюджетные средства. Также правовые нормативные акты устанавливают перечень обязанностей заказчика (по 44-ФЗ и прочим документам), неисполнение которых влечет за собой административную и уголовную ответственность.

При этом следует иметь в виду, что наказание в виде штрафов предусмотрено не только для юридического лица, но и сотрудники заказчика несут персональную ответственность за собственные неправомерные действия (бездействие) – на должностных лиц также накладываются штрафы и применяются дополнительные меры, такие как дисквалификация.

Видеолекции по последним
изменениям в госзакупках
за 2020 год;

Доступ к электронному
учебнику по госзакупкам

Читайте также:  Закупки Центрального Банка Российской Федерации: как в них принять участие и где искать тендеры?
Добавить комментарий