Закупка энергоносителей по 223-ФЗ: отражение в ЕИС, порядок заключения договора и типовой образец

Особенности закупки энергоносителей по нормам 223-ФЗ и правила выбора закупочной процедуры

В 2017 году в законодательство о закупках отдельными юридическими лицами 223-ФЗ были внесены изменения через принятие №505-ФЗ «О внесении изменений…». В числе прочих изменений серьезным коррективам подверглась процедура заключения договоров электроэнергетики.

Процедура закупки энергоносителей

Под энергоснабжением понимается реализация организационных, экономических и технических мер, которые направлены на уменьшение объема энергоресурсов при одновременном сохранении эффекта от их использования. Это определение приведено в ФЗ-261 «Об энергосбережении…».

В соответствии с принятым ФЗ-505 «О внесении изменений…» в 223-ФЗ была внесена норма, которая выводит из-под сферы регулирования 223-ФЗ обязательные для субъектов оптового рынка электроэнергии договоры об энергоснабжении и все отношения, связанные с их заключением и исполнением.

Прошлая редакция п. 8 ч. 4 ст. 1 223-ФЗ регулировала вопросы подписания такого рода договоров. До введения изменений заказчики по 223-ФЗ должны были определиться со способами закупки электроэнергии и прописать их в Положении о закупках. Например, указать, что такие закупки проводятся неконкурентным способом у единственного поставщика.

Ранее заказчикам было нецелесообразно приобретать электроэнергию через конкурентные способы закупки и они предпочитали заключать договоры с единственным поставщиком. Но такая форма закупки должна была быть указана в Положении. Если заказчик указал там любую конкурентную форму (например, конкурс), то ему следовало применять исключительно его.

Указанная правовая норма не содержит детализации по вопросу того, какие именно участники рынка электроэнергии имеются в виду: оптового или розничного. Поэтому подразумевается, что исключение распространяется на участников розничного рынка, к которым относятся все потребители электроэнергии.

По новым правилам заказчики должны руководствоваться ФЗ-35 «Об электроэнергетике», который содержит правовые основы работы оптовых и розничных рынков. Также им следует учитывать 6 параграф «Энергоснабжение» Гражданского кодекса.

В ч. 1 ст. 37 35-ФЗ перечислены субъекты розничного рынка энергоснабжения. Это:

  1. Потребители электроэнергии (в данном случае это заказчики, которые работают по 223-ФЗ).
  2. Поставщики электроэнергии (энергосбытовые компании, гарантирующие поставщики, производители электроэнергии по ст. 35 35-ФЗ).
  3. Территориальные организации, которые оказывают услуги по передаче электроэнергии.
  4. Субъекты оперативно-диспетчерского управления.

Согласно п. 32 Положения Правительства от 2012 года №442, гарантирующий поставщик реализует электроэнергию на территории своей зоны деятельности в рамках публичных договоров энергоснабжения или договоров купли-продажи.

Гарантирующий поставщик обязан заключить договор поставки с любым обратившимся к нему потребителем.

Теперь они работают по общим правилам гражданского права и вправе заключать прямые договоры с поставщиками, исключая торги.

Как заключить договор энергоснабжения

Договор энергоснабжения не имеет установленной формы, а его условия определяются по усмотрению сторон. Главное, чтобы он содержал все существенные условия. Законодательство не содержит единой позиции относительно того, что можно считать существенными условиями. Согласно гражданскому законодательству, одним из существенных условий является предмет договора.

Некоторые специалисты относят к существенным условиям цену договора, количество и качество поставленной энергии, режим ее потребления, обеспечение безопасной эксплуатации.

В сложившейся судебной практике преобладает мнение, что договор энергоснабжения выступает разновидностью договора купли-продажи и его существенными условиями является наименование товара и его количество.

Согласно ст.19 закона «Об энергоснабжении…», в таком договоре должны быть указаны:

  • сведения о размерах экономии, которые должны быть обеспечена исполнителем при реализации госконтракта;
  • о сроках действия энергосервисного договора;
  • иные условия.

В целом подписание контракта на поставку электроэнергии производится по общему алгоритму:

  1. Поставщик направляет в адрес заказчика образец договора.
  2. Тот в установленные сроки знакомится с договором и подписывает его либо передает поставщику электроэнергии протокол разногласий.
  3. Договор подписывается поставщиком электроэнергии.
  4. После того как договор был подписан обеими сторонами, он приобретает юридическую силу.

Договор надо составить в двух экземплярах, по одному для каждой стороны. Документ не подлежит регистрации в контролирующих инстанциях.

Размещение сведений в ЕИС

Информация о договорах энергоснабжения с конца 2017 года не передается в ЕИС. Такие закупки не включаются в закупочные планы заказчиков на следующий год и в план по закупкам инновационной продукции на долгосрочный период.

Таким образом, закупки в сфере энергоснабжения по новым правилам теперь не регулируются нормами 223-ФЗ. Они производятся в общем порядке, который предусмотрен гражданско-правовым законодательством. Сведения о закупках электроэнергии не передаются в ЕИС, по ним не нужно проводить закупочных процедур конкурентным и неконкурентным способом. По таким договорам нет необходимости составлять отчеты и передавать их в реестры договоров.

Сроки и правила по заключению контрактов по 223-ФЗ

Срок заключения договора по 223 ФЗ — это минимум 10 и максимум 20 дней. Период отсчитывается с момента публикации итогового протокола в Единой информационной системе.

Порядок заключения договора

Закон о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц № 223-ФЗ предусматривает два способа подписания соглашений — по факту проведения конкурентных закупок с победителем такой процедуры и с единственным поставщиком (неконкурентный способ). Вот порядок заключения договора по 223 ФЗ:

  1. Готовим документальное соглашение или заполняем проект контракта.
  2. Вносим в договор по 223-ФЗ все основные сведения из предложения поставщика.
  3. Выбираем формат подписания — электронный или бумажный.
  4. Получаем положенное обеспечение (если заказчик устанавливал такое условие).
  5. Вносим сведения в реестр контрактов.

Проверяем сроки

Существует законодательно установленный срок для подписания сторонами соглашения (ч. 15 ст. 3.2 223-ФЗ). Минимальный срок заключения контракта по 223 ФЗ — 10 дней после публикации итогового протокола закупки, максимальный — 20 дней. Если участники закупки подали жалобу в ФАС на ваш заказ, то после подведения итогов необходимо получить одобрение на заключение договора от территориального антимонопольного органа. В таком случае сроки изменятся: подписание контракта производится в течение 5 дней (но не позже) после получения разрешения от ФАС. Ждите уведомление от Антимонопольной службы, и только после этого подписывайте соглашение с победителем. Нарушение этого норматива грозит признанием договора по 223-ФЗ ничтожным (ч. 19 ст. 18.1 135-ФЗ от 26.07.2006).

Заполняем документацию

При публикации извещения о закупке вы готовили проект контракта. Он и является основой соглашения заказчика с победителем заказа. Заполните проект контракта по 223-ФЗ условиями, предложенными победившим поставщиком. Вносятся номер и дата заключения договора по 223 ФЗ, наименование исполнителя, цена, порядок поставки и реквизиты обеих сторон. Для общих заказов нет нормативных ограничений по способу заключения договора — стороны вправе подписывать документы на бумаге или в электронной форме, если такой формат допускает действующее положение о закупке организации-заказчика.

Если заказчик заключает соглашение с субъектами малого и среднего предпринимательства (проводился заказ только для МСП), надлежит учитывать законодательные правила. Контракты с СМП заключаются на электронной площадке и подписываются усиленной квалифицированной ЭЦП (ч. 28 ст. 3.4 223-ФЗ). Если победитель не согласен с условиями заказчика, он направляет протокол разногласий через оператора электронной площадки.

Принимаем обеспечение договора

Порядок внесения обеспечения закрепляется положением о закупке заказчика (ч. 2 ст. 2 223-ФЗ). В 223-ФЗ нет никаких норм и правил, регулирующий порядок обеспечения соглашений.

Проводили закупку у субъектов МСП и в извещении запросили обеспечение? Тогда следуйте правилам:

  1. Не навязывайте победителю способ внесения обеспечения. Исполнитель вправе самостоятельно выбрать вариант обеспечения: предоставить банковскую гарантию, вносит средства на расчетный счет или руководствуется внутренним положением о закупке и выбирает любой другой вариант.
  2. Соблюдайте условие о максимальном размере обеспечения. Эта сумма не должна превышать величину договорного аванса или 5% от начальной (максимальной) цены контракта, если авансирование не предусмотрено.

Срок, в течение которого вносится обеспечение, заказчик устанавливает в своем положении о закупке. Требование о внесении обеспечительных средств в момент подписания соглашения или в любой другой конкретный срок не является нарушением. Есть и другой важный момент — многолетние контракты. В законе нет прямого ответа на вопрос, можно ли заключать переходящие договоры по 223-ФЗ. Но в статье 4 закона указано, что основой закупочной деятельности заказчика является план закупок, размещенный не менее чем на один год (ч. 2 ст. 4 223-ФЗ). Если организации необходимо заключить соглашения сроком, превышающим срок действия плана закупок, то в документ планирования вносится информация обо всех годах действия договора (п. 3 требований из ПП РФ № 932 от 17.09.2012). Обеспечение в таком случае вносится по правилам, определенным закупочным положением заказчика.

Вносим сведения в реестр

В реестр, который ведет Федеральное казначейство, вносится информация о контрактах, заключенных по результатам любых закупочных процедур (конкурентных и неконкурентных). Сформируйте сведения в личном кабинете заказчика в ЕИС. Не нарушайте установленные сроки: внести информацию надлежит в течение 3 дней после подписания соглашения (ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ). Для контрактов, заключенных с единственным поставщиком, не заполняйте реквизиты извещения.

Особенности заключения договора с единственным поставщиком

Предельные сроки подписания соглашения действуют только для конкурентных процедур. Заказчики вправе заключить контракт с единственным поставщиком в любое время — мораторий 10 дней на заключение договора 223 закон для этого способа не предусмотрел. Все сроки, нормы и правила подписания соглашений с единственным исполнителем регулируют сами заказчики в локальных положениях о закупке. Об этом говорится в ст. 3.6 закона № 223.

Исключения из Закона № 223 ФЗ: определим и применим

Дмитрий Александрович КАЗАНЦЕВ, руководитель Департамента правового регулирования B2B-Center, кандидат юридических наук

После вступления в силу поправок, усложняющих проведение закупок по Закону № 223 ФЗ, самое время разобраться в том, какие закупки можно проводить без учета новых требований этого закона. Точное знание Закона № 223 ФЗ поможет избежать ненужных усилий даже при работе с редакцией, вступившей в силу в июле текущего года. Вместе с тем важно не перестараться и, сокращая лишнюю работу, не забыть про работу необходимую. Для этого обобщим те послабления, которые предоставляет действующая редакция Закона № 223 ФЗ заказчику, по степени их либеральности.

Забыть про закон

Итак, начнем с закупок, которые субъекты Закона № 223 ФЗ могут проводить без соблюдения каких бы то ни было требований данного закона. Однако советуем не расслабляться. Да, действие Закона № 223 ФЗ не распространяется на закупки-исключения, но общее гражданское законодательство в отношении таких закупок сохраняет свое действие в полной мере. А если закупка подразумевает соревнование нескольких поставщиков, то не стоит забывать и про антимонопольное законодательство. Более того, для большинства таких закупок в дополнение к общему гражданскому законодательству действует и специальное отраслевое регулирование — например, законодательство об электроэнергетике, об организованных торгах, о рынке ценных бумаг, об обязательном аудите и т. д. Перечень этих исключений приведен в части 4 статьи 1 Закона № 223 ФЗ и включает в себя следующие закупки:

1) купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов, а также заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров);

2) приобретение биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;

3) закупка товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 44 ФЗ;

4) закупка в области военно-технического сотрудничества;

5) закупка товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;

6) отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 307 ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

Читайте также:  Сертификат СТ-1 для госзакупок: понятие, порядок получения, правила заполнения и срок действия

7) заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности;

8) осуществление кредитной организацией и Внешэкономбанком лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками;

9) определение, избрание и деятельность представителя владельцев облигаций;

10) открытие головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, в уполномоченном банке отдельного счета и заключение ими с уполномоченным банком договоров о банковском сопровождении сопровождаемой сделки в соответствии с Федеральным законом № 275 ФЗ «О государственном оборонном заказе»;

11) исполнение заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами РФ;

12) осуществление заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами;

13) закупки товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства.

На эти, и только на эти, закупки не распространяется требование Закона № 223 ФЗ. Нелишним будет напоминание и о том, что этот перечень является закрытым и не может произвольно дополняться заказчиком в собственном положении о закупках. Стоит заметить, что эти закупки не нужно публиковать в ЕИС и включать в официальный план закупок, а также в какую бы то ни было отчетность, предусмотренную Законом № 223 ФЗ.

Поскольку большинство перечисленных выше исключений уже знакомы опытным заказчикам, не будем на них останавливаться более подробно, а обратим внимание на две новеллы этого года, которые затрагивают деятельность большинства заказчиков.

Во-первых, разрешена свободная закупка продукции у взаимозависимых лиц — проще говоря, внутри холдинга. При этом такой режим касается не только закупки у дочерних, но и закупки у вышестоящих компаний. Само понимание зависимого лица не ограничивается простейшей формулировкой «более 50% акций в собственности», но включает и случаи фактического влияния, предусмотренные налоговым законодательством. Именно ссылкой на конкретное положение Налогового кодекса обуславливается включение того или иного поставщика в список зависимых лиц. Список этот, в свою очередь, должен быть включен вместе со ссылками на НК РФ в положение о закупках заказчика. И лишь у лиц, фигурирующих в этом списке, закупка проводится в свободном режиме.

Во-вторых, стоит обратить внимание на новую формулировку исключения, связанного с электроэнергетикой. Теперь это исключение касается «договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка». Законодательством же об электроэнергетике обязательными для участников рынка обращения электрической энергии названы не только оптовые, но и розничные договоры. В этом контексте совместное толкование норм двух законов дает основания для вывода о том, что любая закупка электроэнергии теперь освобождена от необходимости соблюдения требований Закона № 223 ФЗ.

Эту новеллу стоит признать в высшей степени здравой, поскольку и раньше соблюдение Закона № 223 ФЗ при закупке электроэнергии было формальным. И дело здесь не в злонамерениях заказчика, а в том, что, сколько ни устраивай конкурсы на поставку электроэнергии, поставщик всегда будет один, и только один.

Забыть про публикацию

От описанной выше категории закупок следует отличать закупки, проведение которых не сопряжено с публикацией сведений в ЕИС. При этом, несмотря на освобождение от ключевой и самой обременительной обязанности, необходимо помнить про два нюанса. Первый — способ такой закупки все равно должен определяться положением о закупке. Проще говоря, если закрытая закупка проводится у единственного поставщика, то соответствующее основание прямой закупки должно фигурировать в положении. Второй — сведения об общем количестве и общей стоимости таких закупок в обязательном порядке учитываются при составлении отчетности. При этом, исходя из форм отчетности, указание на реквизиты и суммы отдельных договоров, разумеется, не требуется.

К этой категории с 2018 года относятся не только закупки на сумму до 100 (500) тысяч рублей (которые заказчик имеет право не публиковать) и закупки, связанные с гостайной или приравненные к ней (которые заказчик публиковать не имеет права), но и две новые категории закупок. Согласно новым пунктам 2 и 3 части 15 статьи 4 Закона № 223 ФЗ заказчик вправе не публиковать в ЕИС закупки банковских услуг и недвижимости.

К закупкам банковских услуг в этих новеллах относятся:

привлечение во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций;

получение кредитов и займов;

доверительное управление денежными средствами и иным имуществом;

выдача банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

открытие и ведение счетов, включая аккредитивы;

От публикации закупок, связанных с недвижимостью, освобождается заключение и исполнение договоров купли-продажи, аренды (субаренды), доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

Правда, в отношении новых перечней в Закон № 223 ФЗ включена статья 3.1-1, наделяющая Правительство РФ правом определять случаи и порядок согласования таких закупок госкорпорациями, госкомпаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50%, а также «дочками» всех вышеперечисленных структур.

Забыть про документацию

Даже если закупка не подпадает ни под одну из перечисленных выше категорий, но проводится у единственного поставщика на основании положения о закупках, то согласно новой редакции части 5 статьи 4 Закона № 223 ФЗ заказчик имеет право не размещать в ЕИС извещение, документацию и протоколы. Строго говоря, исходя из буквального чтения последнего предложения названной части, само право размещать такие сведения в ЕИС при проведении закупки у единственного поставщика заказчик имеет лишь в том случае, если эта опция предусмотрена его положением о закупках.

Таким образом, при закупке у единственного поставщика заказчику нужно лишь отразить ее в плане закупок до заключения договора, а сам договор и документы о его исполнении своевременно разместить в реестре договоров, предусмотренном статьей 4.1 Закона № 223 ФЗ. При этом Закон № 223 ФЗ не оговаривает вопрос о том, объявлена ли такая закупка изначально как закупка у единственного поставщика или стала таковой по итогам несостоявшейся конкурентной закупки.

Забыть про новые требования

При описании и формулировке исключения, предусмотренного частью 5 статьи 4 Закона № 223 ФЗ, однозначно используется термин «закупка», а не «конкурентная закупка», как в большинстве новых требований этого закона. Это возвращает нас к мысли о том, что закупка неконкурентная в терминологии новой редакции Закона № 223 ФЗ, не является неконкурентной по своей сути. Ведь именно пониманием того, что не только в конкурентной, но и в неконкурентной закупке должно быть обеспечено открытое и равное соревнование поставщиков по заранее установленным правилам, обусловлено требование статьи 4 Закона № 223 ФЗ о том, что и при проведении неконкурентной закупки заказчик обязан публиковать и извещение о закупке, и всю документацию, связанную с ней. И несмотря на то что части 9 и 10 статьи 4 Закона № 223 ФЗ содержат слова «конкурентная закупка», именно на требования этих двух частей стоит ориентироваться при составлении извещения и документации неконкурентной закупки. Коль скоро неконкурентная закупка включает соревнование между несколькими участниками закупки, число которых может быть больше, чем в конкурентной, — при проведении такой закупки необходимо соблюдать и требования антимонопольного законодательства.

От каких же требований свободны заказчики и поставщики при проведении неконкурентной закупки? Исключительно от тех разрозненных требований, которые с июля 2018 года и составляют отличие конкурентной и неконкурентной закупки в Законе № 223 ФЗ. Так, например, при проведении неконкурентной закупки заказчик не обязан оформлять отдельным протоколом результаты таких промежуточных по сути своей стадий, как вскрытие конвертов или предварительная квалификация (разумеется, если этого не требует его собственная закупочная документация). Заказчик при проведении неконкурентной закупки не обязан требовать от участника закупки обособления коммерческого предложения, цены и сведений о самом поставщике. Заказчик имеет право при необходимости указать при проведении неконкурентной закупки товарный знак без оговорки об аналоге. И именно при проведении неконкурентной закупки и заказчик, и участники закупки имеют возможность воспользоваться эффективным механизмом соревнования в режиме реального времени не только в рамках аукциона, но и в рамках иных электронных способов закупки.

Заключение договора по 223‑ФЗ: правовые основы

В нашей статье читайте о правовых основах заключения договора по 223-ФЗ и как заключить сам договор. Кроме того, эксперт Оксана Шипунова прокомментирует, какие существуют нюансы при заключении договора по 223-ФЗ.

Правовые основы заключения договора

Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Договоры , которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие. Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.

Рамочный договор по 223 — ФЗ

Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения. Если же вы не перепроведёте закупку и не заключите новый договор по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой. Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки.

Возмездные договоры по 223 — ФЗ

Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.

Договор возмездного оказания услуг содержит :

  • Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
  • Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера. Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой. Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры. Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры. Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.

Существенные условия договора

Согласно п.1. ст. 432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях. Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит. Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора.

Читайте также:  Положение об отделе закупок по 44-ФЗ: структура, содержание, образец типового документа

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ» :

Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре. Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями.

Положение о закупке

Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.

В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:

  • комплект документов, который подлежит направлению в рамках заключения договора,
  • правила направления документов,
  • сроки направления,
  • права и обязанности, которые возникают у сторон по мере совершения тех или иных действий, предусмотренных Положением.

Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

По поводу комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, можно сказать следующее. Каждый заказчик определяет этот комплект документов сам для себя. Способы отправки документов могут быть любыми. Можно отправить договор обычной почтой с уведомлением, электронной почтой, факсом и другими средствами. Но все-таки наилучшими способами направления документов являются: либо почта с уведомлением, либо личное вручение своему контрагенту. Для подтверждения исполнения своих обязанностей в полном объёме, заказчику необходимо удостовериться, что проект контракта получен контрагентом, а лицо, которое приняло комплект документов, поставило подпись об их получении, уполномочено совершать те или иные действия со стороны контрагента.

Онлайн-курс « Закупки по 223-ФЗ . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Положение о закупках по 223-ФЗ: содержание, структура, примеры

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В настоящей статье речь пройдет о положении о закупках в рамках 223-ФЗ. Если вы обратились к данной статье, значит, вы понимаете важность этой темы. Как известно, любой закон – это живой организм, который постоянно меняется. Федеральный закон № 223 не является исключением. Здесь мы даем информацию, актуальную на начало 2019 г., собрали только суть интересующего вас вопроса, структурировали огромный объем информации, которую вы видите в интернете. Эта статья окажется для вас интересной и полезной. Знания, полученные после прочтения, можно применять в работе.

Итак, мы познакомимся с некоторыми терминами и дадим им определение, исходя из действующего закона. Разберемся в содержании и структуре этих документов. Узнаем, какие бывают закупки. Поймем принципы этого документа, и какие к нему предъявляются требования. Остановимся на вопросе, кто вправе разрабатывать и утверждать положение о закупках. Рассмотрим конкретные примеры.

Определение

Положение о закупке – это документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

Структура текста:

  • требования к процедуре, в том числе порядок их подготовки и осуществления способами, о которых мы поговорим ниже;
  • порядок и условия их применения;
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • иные связанные с обеспечением закупки положения.

Зачем нужны положения о закупке?

То, что они нужны, не подлежит обсуждению. Так зачем же они так необходимы?

Во-первых , благодаря данному документу происходит связь экономического поля, разработка условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах;

Во-вторых , для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности;

В-третьих , происходит правильная реализация денежных средств;

В-четвертых , возникает возможность участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия;

В-пятых , появляется добросовестная конкуренция, обеспечивается гласность и прозрачность торгов, исключается коррупция и другие зловредные явления.

Преимущества положения

Этот регламент нужен, прежде всего, самому заказчику. Если он имеется, то закупочную деятельность он обязан осуществлять исключительно в предусмотренном им порядке.

Организация закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ и имеет ряд преимуществ:

  1. Выбор любого удобного способа проведения закупки.
  2. Установка собственных требований к поставщикам.
  3. Быстрое внесение изменений в план закупок.
  4. Самостоятельное прописывание сроков проведения.
  5. Определение оснований, необходимых для закупок у единственного поставщика.
  6. Снижение количества обжалований в ФАС путем уменьшения для этого оснований.

Чем точнее будут сформулированы требования к участникам и конкретнее настроена закупочная деятельность, тем быстрее организация сможет поднять проведение торгов на более высокий уровень работы и получить качественную услугу по приемлемой цене.

Виды закупок по 223-ФЗ

Конкурентные

Условия конкурентной закупки

1) информация сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением необходимой документации;

б) посредством направления приглашений принять участие в данной процедуре в случаях, которые предусмотрены ст. 3.5 223-ФЗ, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом процедуры;

2) обеспечивается конкуренция между участниками за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие, окончательных предложениях участников;

3) описание предмета осуществляется с соблюдением требований ст. 3 ч. 6.1, 223-ФЗ.

Способы конкурентной закупки

1. проведение торгов:

— конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);

— аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

— запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);

— запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2. иными способами, установленными в регламенте и соответствующими требованиям ст. 3 ч. 3, 223-ФЗ.

Неконкурентные

Закупка является неконкурентной, если ее условия не соответствуют условиям конкурентной закупки, описанным нами выше.

Способы неконкурентной закупки , в том числе у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением.

Принципы закупок по 223-ФЗ

  • информационная открытость;
  • равноправное участие, отсутствие различного рода притеснений и неясных ограничений конкурентной борьбы по отношению к участникам;
  • добросовестное использование денег на приобретение товаров, работ, услуг и реализация действий, направленных на эффективную работу заказчика;
  • отсутствие ограничения допуска к участию путем предъявления избыточных или недостаточных требований к участникам.

Кто разрабатывает и утверждает положение о закупках?

Рассмотрим данный вопрос в Таблице 1.

№ п/пЗаказчикПраво утверждения
1.государственная корпорация (ГК)высший орган управления государственной корпорации
2.государственная компания (ГУ)высший орган управления государственной компании
3.государственное унитарное предприятие (ГУП)руководитель этого унитарного предприятия
4.муниципальное унитарное предприятие (МУП)руководитель унитарного предприятия
5.автономное учреждение (АО)наблюдательный совет данного автономного учреждения
6.акционерное общество1) совет директоров (например, наблюдательный совет);

2) коллегиальный исполнительный орган этого акционерного общества (если в уставе хозяйственного общества предусмотрено выполнение функций совета директоров, например, наблюдательного совета общим собранием акционеров хозяйственного общества)

7.общество с ограниченной ответственностью (ООО)общее собрание участников общества

Типовые положения о закупках

Кто вправе их утвердить?

  1. Федеральный орган исполнительной власти, имеющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономного учреждения;
  2. Федеральный орган исполнительной власти, либо организация, которые исполняют полномочия собственника имущества унитарного предприятия.

Для кого применение типового регламента является обязательным при утверждении ими положения или внесении в него изменений?

  1. Бюджетные учреждения;
  2. Автономные учреждения;
  3. Государственные унитарные предприятия.

Структура положения

  • основные понятия и определения;
  • принятые способы выбора исполнителя;
  • условия внесения обеспечения;
  • алгоритм подготовки к процедуре;
  • этапы выбора исполнителя и заключения договора;
  • порядок заключения договора с поставщиком;
  • требования к извещениям и документации, а также порядок изменения извещения и документации;
  • требования к срокам;
  • порядок составления протоколов;
  • условия формирования ежемесячной отчетности;
  • регламент работы закупочной комиссии;
  • порядок закупки с участием малого и среднего бизнеса (МСП).

Требования к типовым положениям

Документ должен соответствовать ряду требований. Этот вопрос является важным, поэтому остановимся на нем подробнее.

  1. В типовом документе указывается, в том числе дата, до наступления которой соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия вносят изменения в положение либо утверждают новое.
  2. В документе должна быть указана не подлежащая изменению при разработке и утверждении бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующая информация:

1) этапы подготовки и (или) осуществления закупки;
2) способы закупок и условия их применения;
3) срок заключения по итогам конкурентной закупки договора, согласно 223-ФЗ;

  1. Типовой регламент должен указывать принципы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедуре, регулируемые Правительством РФ в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ;
  2. Выкладывается в единой информационной системе федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в ч. 2.1 ст. 2 223-ФЗ, в течение 15-ти дней от даты утверждения типового положения;
  3. Если в типовое положение вносятся изменения, то такие изменения обязаны применяться бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями;
  4. Изменения в типовой документации размещаются в единой информационной системе утвердившими их федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в ст. 2 ч.2.1 223-ФЗ, в течение 15-ти дней с момента утверждения. При размещении изменений, внесенных в типовой документ, указывается срок, в течение которого бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке или утвердить новое. При этом такой срок не должен быть менее 15 дней от даты размещения в единой информационной системе изменений, внесенных в документ.

Где найти типовое положение?

Найти регламент можно на портале единой информационной системы (http://zakupki.gov.ru), а именно, в разделе «Планирование», как показано на рисунке 1:

Далее откроется перечень различных ведомств. Кликнув по реестровому номеру, в разделе «Документы» можно скачать необходимый документ (рисунок 2):

Реестр положений о закупках по 223-ФЗ

В разделе «Планирование» на сайте единой информационной системы вы найдете строку «Положение о закупке 223-ФЗ» (рисунок 3):

При нажатии на указанную строку откроется Реестр положений о закупках (223-ФЗ) (рисунок 4):

Ниже вы сможете увидеть перечень организаций и выбрать необходимое ведомство, кликнув по реестровому номеру. Рассмотрим на примере Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Ростова-на-Дону «Детский сад № 42». Нажав на строку «Сведения», перед нами откроется окно со следующими разделами, как показано на рисунке 5:

  • Общая информация;
  • Способы закупки;
  • Документы положения;
  • Изменения;
  • Журнал событий.

Зайдем на вкладку «Общая информация» и увидим сведения о заказчике, где дается следующая информация (рисунок 6):

  • Полное наименование организации;
  • Сокращенное наименование организации;
  • ИНН/КПП;
  • ОГРН;
  • Адрес организации.

Обратите внимание, что все сведения мы можем посмотреть в печатной форме.

Ниже нам даются следующие сведения (рисунок 7):

  • Номер документа;
  • Наименование;
  • Наименование утвердившего органа;
  • Обоснование внесения изменений;
  • Дата утверждения;
  • Дата вступления в силу;
  • Версия;
  • Статус;
  • Дата размещения.

Мы подробно рассмотрели вкладку «Общая информация». Далее вы самостоятельно можете изучить остальные вкладки, где в «Способах закупки» указано наименование способа закупки; в «Документах и положениях» приведены положения и изменения, указанные заказчиком. Во вкладках «Изменение» и «Журнал событий» также указаны все изменения и действия, происходившие с регламентом.

Какие разделы включает в себя данное положение? (на конкретном примере)

Наименование: «Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Ростов-на-Дону «Детский сад № 42»».

Согласовано: Заведующей МАДОУ № 42 Ленецкой Л.А.

Утверждено: Решением заседания совета МАДОУ № 42.

Протокол № 1/19 от 14.03.2019 г.

Основные положения и термины:

  1. Общие положения.
  2. Требования к участникам.
  3. Комиссия по осуществлению закупок.
  4. Планирование закупок.
  5. Порядок проведения конкурентной закупки.
  6. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки.
  7. Информационное обеспечение.
  8. Описание предмета.
  9. Условия допуска к участию и отстранения от участия.
  10. Обеспечение исполнения договора и гарантийных обязательств.
  11. Способы осуществления закупки.
  12. Порядок проведения у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
  13. Порядок обжалования.
  14. Заключение и исполнение договора.
  15. Реестр договоров.
  16. Приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
  17. Особенности проведения процедур, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Что подробнее ознакомиться с данным положением, перейдите по ссылке.

Выводы

Положение о закупке – это документ, который регулирует деятельность заказчика.

Несомненно, он является важным, т.к. в работе заказчик обязан им руководствоваться. С помощью данного регламента заказчик полностью удовлетворяет свои потребности в товарах, работах, услугах. Также происходит правильное с экономической точки зрения расходование денежных средств, обеспечивается добросовестная конкуренция. Заказчик может прописать требования, условия, сроки, необходимые ему. И чем точнее он это сделает, тем качественней товар, работу или услугу получит.

Вышеуказанный документ имеет ряд преимуществ, которые мы разобрали: это выбор удобного способа проведения процедуры, установка собственных требований, быстрое внесение изменений в план закупок и т.д.

Является ли положение о закупке правовым актом? Конечно. Это мы увидим, если обратимся к ст. 2 223-ФЗ «Правовая основа закупки товаров, работ услуг».

Как заключить договор согласно ФЗ-223 в 2020 году

Какие требования выставляются к договору

Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) предъявляет особые требования к некоторым разновидностям договоров, на чем подробнее остановимся ниже.

В отличие от закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ не содержит требований к обязательному содержанию договоров. Не содержит он и четко регламентированной процедуры проведения торгов.

Все эти моменты заказчик прописывает в своем положении о закупке (ч. 2 ст. 2 закона № 223-ФЗ). При составлении положения о закупке необходимо учесть требования самого закона № 223-ФЗ, Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, других законов и подзаконных нормативных актов. В положении заказчик может прописать основные положения, которые должны быть отражены в договоре.

Важно! Договоры, за небольшими исключениями, заключаются в соответствии с планом закупки, опубликованным в Единой информационной системе (ЕИС).

Существенные и дополнительные условия договора

При заключении контракта по 223-ФЗ необходимо согласовать:

  • условия, которые ГК РФ относит к существенным для этого вида договоров;
  • условия, которые закон № 223-ФЗ обязывает согласовать для некоторых типов договоров, если заключаемый договор относится к такому типу;
  • условия, которые одна из сторон заявила в качестве существенных;
  • другие условия договора (стоимость, порядок разрешения споров и др.).

Важно! К существенным условиям ГК РФ относит предмет договора (п. 1 ст. 432). Предмет должен быть согласован при оформлении договора любого вида.

Кроме того, существенными условиями являются в зависимости от вида договора:

  • срок поставки товаров (ст. 457 ГК РФ);
  • начальный и конечный срок производства работ (ст. 708 ГК РФ);
  • сроки оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).

Закон № 223-ФЗ содержит обязательные условия:

  • Для договоров на создание произведений градостроительства, архитектуры и садово-паркового искусства и разработку на их основе проектной документации (ст. 3.1-2). В них необходимо закрепить исключительное право заказчика на использование этого произведения и право многократно использовать проектную документацию, разработанную на его основе.
  • Договоров на производство проектных и изыскательских работ. В таких договорах нужно прописать, что проектная документация и документ с изысканиями признаются результатом производства работ при наличии положительного заключения экспертизы, если ее проведение предусмотрено законом. Кроме того, за заказчиком закрепляются исключительные права на результаты выполненных работ.

Условия договора, оформляемого с субъектом малого бизнеса

Особые требования к договорам, оформляемым с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП), установлены положением, утв. постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее — положение № 1352).

Правила положения № 1352 действуют в отношении:

  • автономных учреждений с годовой выручкой свыше 250 млн руб.;
  • кредитных организаций, чьи активы за предыдущий год превысили 500 млн руб.;
  • других заказчиков с годовой выручкой за последний год более 500 млн руб.

Эти заказчики в договорах с субъектами МСП должны прописать:

  • обязанность отплатить поставленные работы, товары, услуги в течение 30 календарных дней с момента подписания акта приемки;
  • возможность предоставления обеспечения выполнения договора (при наличии такого требования) не только путем перечисления денег на счет заказчика и предоставления банковской гарантии, но и другим способом, предусмотренным в закупочной документации.

Процедура заключения договора пошагово

Процедура заключения договора состоит из нескольких шагов. Рассмотрим их подробно.

Шаг 1. Определяем исполнителя договора

Сделать это можно путем проведения конкурентной или неконкурентной закупки. Виды конкурентных процедур (конкурс, аукцион и т. д.) определены в ч. 3.1 ст. 3 закона № 223-ФЗ, общие правила их проведения — в ст. 3.2.

В конкурсной документации необходимо предусмотреть способ обеспечения заявок.

Важно! Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 утвержден список работ, товаров, услуг, приобретать которые можно только электронно. В этой форме проводятся закупки у субъектов МСП (ч. 2 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Обратите внимание! Случаи и способы проведения неконкурентных закупок (например, оформление договора с единственным поставщиком) должны быть прописаны в положении о закупке (ч. 3.2 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Шаг 2. Составляем проект договора

Положение о закупке может содержать условие, что проект договора входит в аукционную или конкурсную документацию, тогда на этом этапе в него включаются сведения из заявки победителя.

Если проект на этапе определения поставщика составлен не был, это делается после.

Обратите внимание! В отличие от закона № 44-ФЗ в положении о закупке может быть разрешено использовать проект договора, составленный победителем торгов или единственным поставщиком.

Шаг 3. Подписываем договор

Согласование и подписание договора происходит по правилам, установленным положением о закупках, конкурсной (аукционной) документацией, а также по правилам подписания договоров, действующим у заказчика и поставщика.

Важно! Закон № 223-ФЗ не устанавливает ограничение по числу протоколов разногласий, которыми могут обмениваться стороны.

Шаг 4. Вносим договор в реестр

Сделать это нужно в течение 3 рабочих дней с даты подписания договора (ч. 2 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ). В реестр не включаются договоры до 100–500 тыс. руб., договоры, содержащие гостайну, и некоторые другие договоры, предусмотренные ч. 15 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Порядок передачи сведений в Федеральное казначейство установлен приказом Минфина РФ от 29.12.2014 № 173н.

Шаг 5. Включаем сведения о договоре в ежемесячную отчетность

В силу ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ заказчик до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, публикует в ЕИС:

  • данные о количестве и общей стоимости оформленных договоров (в их число входят и те, сведения о которых не подлежат включению в реестр);
  • данные о договорах, оформленных с ед. поставщиком;
  • данные о договорах, оформленных с ед. поставщиком, по итогам несостоявшейся конкурентной процедуры.

Граничные сроки подписания договора

Срок заключения договора по закону № 223-ФЗ при проведении конкурентной процедуры установлен ч. 15 ст. 3.2. Договор должен быть оформлен не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 дней с момента публикации итогового протокола торгов.

Обратите внимание! Если договор нуждается в одобрении органом управления заказчика, он должен быть подписан в течение 5 дней с момента получения такого одобрения.

Если на действия заказчика или оператора электронной площадки была подана жалоба в Федеральную антимонопольную службу России, договор должен быть оформлен в течение 5 дней с момента вынесения решения по жалобе.

Важно! Договор не может быть оформлен ранее чем через 10 дней с момента публикации итогового протокола торгов, т. к. именно этот срок установлен для подачи жалобы п. 4 ст. 18.1 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Если заказчик оформляет договор с единственным поставщиком, то жестких сроков не установлено. Нужно, чтобы договор был подписан в период, указанный в плане закупки.

Что делать, если другая сторона уклоняется от подписания договора

Заказчик может отменить проведение конкурентной процедуры до окончания срока приема заявок. Позднее он может отменить торги до заключения договора только при наличии обстоятельств непреодолимой силы (чч. 5, 7 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ).

Если такие обстоятельства отсутствуют, а заказчик отменил закупку и не подписывает договор, его действия можно обжаловать в ФАС России или в суд как уклонение от заключения договора по 223-ФЗ.

Отказ победителя от заключения договора 223-ФЗ также расценивает как уклонение. В этом случае:

  • ему не возвращается обеспечение заявки (п. 1 ч. 26 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ);
  • сведения о таком участнике включаются в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Важно! Сведения будут находиться в РНП 2 года. В течение этого времени уклонисту будет сложно участвовать в торгах, т. к. большинство заказчиков устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений о потенциальном поставщике в реестре (ч. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Таким образом, процедура подписания договора в рамках закона № 223-ФЗ регламентирована не так жестко, как подписание контракта по закону № 44-ФЗ. Однако она имеет свою специфику, которую мы детально разобрали в нашей статье. Зная ее, можно оформить договор без ошибок.

Узнать о составлении плана закупок по ФЗ-223 можно здесь.

Добавить комментарий