Как закупить ОСАГО: пошаговая инструкция
Как проводить ОСАГО по 44-ФЗ в 2022 году:
- Обозначьте лот и опишите объект закупки.
- Рассчитайте начальную цену контракта.
- Определите способ закупки.
- Закрепите требования к проведению закупки ОСАГО.
- Оформите договор со страховой компанией.
Ключевые изменения в закупках ОСАГО
Еще в 2018 алгоритм страхования автогражданской ответственности существенно скорректировали. Основные нововведения:
- Гражданин, заключивший договор автострахования, вправе расторгнуть его в течение двух недель. Напомним, что в прошлом году «передумать» разрешали только в течение 5 дней.
- Компании, предлагающие услуги по ОСАГО (ОКВЭД: 65.13, ОСАГО ОКПД: 65.12), обязаны учитывать Указания Центробанка России от 14.11.2016 № 4192-У при осуществлении поименованных услуг.
- В 2022 году действует новый унифицированный бланк полиса автострахования. Причем он идентичен для бумажного и электронного бланков. В новом документе появился специальный QR-код, который позволяет считывать дополнительную информацию о заключенном договоре.
Отметим, что в новом полисе автострахования 2022 раскрыта информация о расчете суммы страховой премии и класс лиц, допущенных к управлению ТС.
Текущий год не принес существенных изменений в законодательстве. Закупка ОСАГО по 44 ФЗ в 2022 году осуществляется по стандартным правилам.
Как проводить закупку полисов ОСАГО по 44-ФЗ
Приобретение услуг по автострахованию является одним из самых распространенных видов расходов учреждений бюджетной сферы. При совершении сделок такого характера заказчикам необходимо учитывать действующие положения о закупках и нормативные акты, регулирующие российский рынок страхования.
Это самый простой и удобный способ приобретения услуг автострахования. Основания для совершения такой сделки закреплены в пункте 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44.
Провести закупку ОСАГО через единственного поставщика не всегда является возможным. Например, если сумма договора превышает предельно допустимые 300 000 или 600 000 рублей (для образовательных, научных учреждений), то организации следует выбрать конкурентный способ закупки. Учитывайте допустимый годовой лимит для закупок у единственного поставщика. Если лимит превышен, то заключать сделку недопустимо.
Вариант 2. Конкурс, запрос котировок или аукцион.
В первую очередь учреждение-заказчик должно определиться со способом определения исполнителя. Допустимые варианты:
- Электронный аукцион. У заказчика нет никаких обязательств проводить электронный аукцион для закупки страхового полиса. Код услуги ОСАГО 65.12.21.000 не вошел в аукционный перечень. Но выбрать способ не запрещается, поэтому организация праве определить поставщика через электронный аукцион.
- Запрос котировок в электронной форме. Этот способ займет намного меньше времени, чем аукцион. Поэтому если заказчику требуется срочно оформить полис, выбирайте этот вариант закупки ОСАГО. Использовать запрос котировок организация вправе, только если цена услуг не превышает 500 000 рублей. Придется соблюсти и годовой объем закупки таким способом — 10% СГОЗ и 100 млн руб. (ч. 2 ст. 82.1 закона № 44-ФЗ).
- Открытый конкурс в электронной форме. Если заказчику важны не только ценовые показатели закупки ОСАГО, то рекомендовано провести открытый конкурс. Этот способ закупки позволит отобрать страховую компанию по качественным характеристикам и дополнительным услугам.
В настоящее время позиция чиновников по отношению к снижению начальных цен изменилась. Так, Указанием Банка России от 04.12.2018 № 5000-У закреплен порядок определения ценового «коридора». Иными словами, специальный тарифный метод, позволяющий определить максимальные и минимальные значения для НМЦК.
Пример расчета НМЦК
- Автомобиль УАЗ Патриот категории «B».
- Заказчик использует максимальную базовую ставку — 2911 руб.
- Региональный коэффициент для г. Москвы — 2.
- Страховых возмещений по прошлым договорам не было, КБМ, по данным АИС ОСАГО, — 0,5.
- Коэффициент мощности двигателя при 128 л. с. — 1,4.
- К управлению допускается любой водитель. Коэффициент ограничения водителей — 1,87.
- Период использования автомобиля — более 10 месяцев в году. Коэффициент сезонности — 1.
Заказчиком не допускались нарушения при страховке за прошлые периоды. Коэффициент нарушений не применяется. Использование прицепа не предусмотрено, коэффициент — 1.
Страховая премия = 2911 × 2 × 0,5 × 1,4 × 1,87 × 1 × 1.
Налоговый учет для тех, кто на упрощенке
Рассмотрим, как правильно отразить такие расходы в налоговом учете в зависимости от системы налогообложения учреждения.
Учитывайте расходы на полис (УСН «Доходы») сразу после осуществления его оплаты. Причем в полном объеме, без распределения стоимости на весь период действия страховки (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Упрощенцы не должны вести равномерный учет аналогичных расходов в налоговом учете. Такое требование распространяется только на организации, которые платят налог на прибыль (п. 6 ст. 272 НК РФ).
Принять затраты на страховку при УСН «Доходы минус расходы» можно. Такие затраты включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Учитывайте траты на страховку авто по мере оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
ОСАГО: налог на прибыль для учреждений на ОСНО
При расчете расходов учреждения для формирования налогооблагаемой базы учитывайте затраты на полис автострахования пропорционально дням в отчетном налоговом периоде, который определяется по ст. 285 НК РФ.
Если наступил страховой случай, суммы, полученные от страховой компании, учитывайте как внереализационные доходы (п. 3 ст. 250 НК РФ) и включайте в декларацию на общих основаниях.
ОСАГО: НДС для учреждений на ОСНО
Налог на страховку: облагается НДС или нет сумма, полученная в счет возмещения ущерба?
В первую очередь определим, что такие суммы не признаются доходами от реализации или прибылью от осуществления предпринимательской деятельности, следовательно, отнести сумму возмещения ущерба в базу для расчета НДС нельзя. Почему? Исчерпывающий перечень сумм по страхованию, которые включены в расчет налоговой базы для НДС, поименован в пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ. Возмещения по обязательному страхованию в данном списке нет.
ОСАГО с НДС или нет? Ответ — нет. Сумма, полученная в счет возмещения ущерба по автострахованию, НДС не облагается.
Бухгалтерский учет ОСАГО: проводки
Определим особенности отражения операций по страхованию ОСАГО, бухгалтерский и налоговый учет 2022 в проводках для бюджетников.
Перечислен аванс за страховой полис в стороннюю организацию
Отражено выбытие средств со счета бюджетного учреждения
Полис получен, произведен зачет перечисленного аванса
Расходы на приобретение страховки отнесены на затраты будущих периодов
Сумма страховой премии, числящаяся в составе расходов будущих периодов, отражена в составе текущих затрат
Как проводить другие госзакупки
У нас есть подробные инструкции, как правильно закупать:
Инструкция по закупке ОСАГО по 44-ФЗ
Закупка ОСАГО по 44-ФЗ — это приобретение услуг по страхованию автогражданской ответственности в соответствии с нормами Федеральной контрактной системы.
Скачать бланк типового контракта на оказание услуг ОСАГО (обновлено 20.09.2019) |
Скачать образец контракта по ОСАГО по 44-ФЗ за счет средств федерального бюджета |
Скачать образец договора на ОСАГО по 44-ФЗ за счет внебюджетных средств |
Ближайшие изменения в закупках автострахования
Заказы по обязательному страхованию автогражданской ответственности скоро изменятся. В Госдуме принят законопроект № 840167-7 о совершенствовании тарификационной системы и персонализации страховых тарифов. Предлагают:
- Дать возможность страховщикам самостоятельно устанавливать значения базовых ставок и тарифов. Устанавливать показатели в пределах минимальных и максимальных величин, определенных ЦБ РФ. Рассчитывать тарифные ставки, учитывая личностные характеристики страхователя и граждан, которых он допускает к управлению машиной. Прописывать и демонстрировать методику расчета страховых тарифов.
- Закрепить обязательство по размещению калькуляторов для расчета страховой премии на сайтах страховых компаний.
- Установить для потерпевшего обязанность информирования страховщика о месте, дате и времени проведения независимой экспертизы.
- Определить базу для расчета неустойки, которую уплачивает страховая компанию застрахованному физическому лицу. Такой базой при несоблюдении сроков возврата страховой премии является размер премии или ее часть, которые надлежит вернуть страхователю.
- Предоставить возможность юридическим лицам заключать контракты по ОСАГО, учитывая ограниченное использование транспорта. Ограничения устанавливаются по сезонному или временному сроку использования и по перечню лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Сократят и минимальный срок сезонного использования с 6 до 3 месяцев в течение календарного года.
Как только нововведения вступят в силу, закупать услуги по страхованию гражданской автоответственности придется по новым правилам. А вот как проводить ОСАГО по 44-ФЗ в 2022 году:
- Описываем объект заказа и формируем лоты.
- Определяем начальную (максимальную) цену контракта.
- Выбираем способ закупки.
- Устанавливаем требования в закупочной документации и готовим проект контракта.
- Проводим торговую процедуру и заключаем соглашение с победителем.
Разберем подробнее каждый шаг.
Шаг 1. Формулировка объекта закупки и формирование лотов
Начинаем с определения объекта заказа. Не допускается объединение в 1 закупку ОСАГО и ДСАГО по 223 ФЗ или по 44-ФЗ. Автострахование — это деятельность, подлежащая обязательному лицензированию. На каждый тип страховки выдается отдельная лицензия, поэтому закупка различной страховки (КАСКО, ДСАГО) в одном лоте автоматически ограничивает потенциальных участников торгов (ч. 3 ст. 17 135-ФЗ, ч. 2 ст. 32 ФЗ № 4015-1).
В разделе «Описание объекта заказа» закупочной документации обязательно укажите показатели, влияющие на величину страховой премии. К ним относятся:
- категория, мощность, назначение транспорта;
- государственный номер или VIN (для определения коэффициента «бонус-малус»);
- необходимая информация из техпаспорта и свидетельства о регистрации;
- территория использования транспортного средства;
- перечень всех водителей авто;
- количество месяцев использования, сезонность;
- наличие прицепа.
Определите срок действия контракта. Полис ОСАГО приобретают на один год. Но есть и исключения: страховка для перегона транспорта к месту регистрации или техосмотра в случае отсутствия диагностической карты. Такие краткосрочные соглашения заключаются максимум на двадцать дней (ч. 1 ст. 10 40-ФЗ, п. 1.1 правил ОСАГО).
Шаг 2. Определение НМЦК
Ценообразование на обязательное автострахование регулирует ЦБ РФ. Центробанк устанавливает базовые ставки, коэффициенты и структуру страховых тарифов. Все страховщики обязаны соблюдать правила ЦБ РФ (п. 6 ст. 9 40-ФЗ, указание ЦБ РФ № 5000-У). НМЦК на заказы по ОСАГО вычисляется тарифным методом (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). А вот пример, как прописывается максимальное значение цены контракта по ОСАГО:
Законом 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и указанием Банка России от 04.12.2018 № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов и порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определено, что цена контракта складывается из страховых премий по каждому транспортному средству. Если закупаете страховку для автомобилей категорий «В» или «ВЕ», используйте для расчета формулу:
Базовая ставка умножается на различные коэффициенты, формирующие стоимость ОСАГО.
В конкурентных закупках рекомендуется использовать максимальную базовую ставку для снижения цены в ходе торгов с учетом лимитов по базовым ставкам. Использование минимальной ставки ФАС расценит как нарушение конкуренции среди участников (решение Нижегородского УФАС России от 30.06.2016 № 1167-ФАС52-КТ-50-09/06-16).
Приведем пример расчета начальной (максимальной) цены контракта. У заказчика есть автомобиль категории «В». При исчислении НМЦК используется максимальная базовая ставка — 2911 рублей.
Территория использования транспортного средства: Москва. Региональный коэффициент — 2.
Возмещения по страховке ранее не выплачивались. Коэффициент «бонус-малус» в системе ОСАГО — 0,6.
Коэффициент мощности для автомобиля заказчика — 1,2 (машина имеет 120 лошадиных сил).
Перечень водителей, которые допускаются к управлению ТС, ограничен — управляет авто только один водитель. Коэффициент ограничения водителей — 1,0.
Авто используется в течение всего года. Коэффициент сезонности — 1.
Нарушений не зафиксировано, следовательно, коэффициент нарушений не применяется.
Прицеп отсутствует. Коэффициент прицепа к ТС — 1.
НМЦК = 2911 × 2 × 0,6 × 1,2 × 1,0 × 1,0 × 1,0 = 4191,84 рублей.
Если определить количество приобретаемых услуг не получается, заказчик прописывает начальную цену единицы услуги, начальную сумму таких цен, максимальное значение ЦК и обосновывает начальную цену единицы услуги (ч. 24 ст. 22 44-ФЗ). Но в случае с заказом услуг по автострахованию объект закупки подлежит четкому определению. Цену каждого страхового полиса заказчики рассчитывают, опираясь на технические характеристики транспортного средства. В закупочной документации, извещении и проекте контракта указываем формулу цены и ее максимальное значение (п. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 34 44-ФЗ, ПП РФ № 19 от 13.01.2014).
Шаг 3. Выбор способа определения поставщика
Приобретение услуг автострахования доступно как через конкурентные процедуры, так и через заключение соглашения с единственным поставщиком. Вот как выбрать способ определения поставщика по закупке услуг ОСАГО:
- Электронный аукцион. ОСАГО не входит в аукционный перечень — проверьте по коду 65.12.21.000. Но ничто не мешает заказчику выбрать страховщика путем электронного аукциона.
- Открытый электронный конкурс. Воспользуйтесь этим способом, если для объекта заказа первоочередное значение имеют неценовые критерии оценки заявки — качество исполнения и квалификация поставщика.
- Электронный запрос котировок. Эта процедура проводится быстрее всех. Но есть ограничения: НМЦК — не выше 500 000 рублей, а общий объем заказов таким способом не превышает 100 миллионов рублей и 10% от совокупного годового объема закупок — СГОЗ (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).
- Заключение контракта с единственным поставщиком. Неконкурентный способ применяется, если цена соглашения — не более 300 000 рублей. Для образовательных, научных учреждений и организаций из п. 5 ч. 1 ст. 93 такой лимит выше — 600 000 рублей.
Шаг 4. Описание требований в закупочной документации и подготовка проекта контракта
Услуги в области автострахования оказываются в соответствии с регламентом ЦБ РФ. Предложенные цены — не ниже минимальных и не выше максимальных значений. Обязательно пропишите это требование в документации, и у вас появится возможность отклонить участников, которые нарушают указание ЦБ РФ № 5000-У. Основание для отказа — несоответствие условия ЦБ РФ о базовых тарифах, недостоверные сведения о цене, нарушение условий закупочной документации (ч. 5 ст. 54.7, ч. 6.1 ст. 66, п. 1 ч. 3 ст. 82.4 44-ФЗ).
Есть ряд обязательных требований для заказов услуг автострахования через аукционы и конкурсы (п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ):
- требование о наличии у страховой компании лицензии по ОСАГО (ч. 2 ст. 32 ФЗ № 4015-1);
- требование об участии страховщика в едином общероссийском профессиональном объединении страховых компаний (ч. 2 ст. 21 40-ФЗ).
В контрактном законодательства не указано, обязан ли заказчик по запросу участника электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по автострахованию (ОСАГО) предоставить ему коммерческие предложения, которые использовались при расчете и обосновании начальной (максимальной) цены контракта по электронному аукциону.
Теперь об обязательных условиях в проекте контракта. Типового контракта на приобретение ОСАГО нет. Федеральные заказчики вправе самостоятельно разрабатывать проекты соглашений. Региональные заказчики основываются на нормативах местных властей. Если в субъекте РФ исполнительные власти утвердили типовой контракт, подведомственные учреждения обязаны использовать эту форму (ч. 8 ст. 112 44-ФЗ).
Пропишите в проекте контракта размер пени, установленной для нарушений со стороны страховщика. Пеня определяется в соответствии с нормативами действующего законодательства об ОСАГО и рассчитывается следующим образом (ч. 21 ст. 12 40-ФЗ):
- 1% от суммы страхового возмещения — за каждый день просрочки при несвоевременной выплате, пропуске срока выдачи направления на ремонт;
- 0,5% от суммы возмещения — за каждый день просрочки за нарушение срока ремонтных и восстановительных работ;
- 0,05% от страховой суммы по виду вреда —за каждый день просрочки направления отказа в возмещении (величина устанавливается на законодательном уровне).
Шаг 5. Проведение конкурентных процедур
Электронные торги проводятся по правилам, установленным для конкретных процедур в Федеральной контрактной системе: аукцион на ОСАГО по 44-ФЗ регулирует ст. 59 закона, конкурс — статья 54.1. Электронный запрос котировок проводится по нормам статьи 82.1 44-ФЗ.
Закупка услуг страховых компаний по обязательному страхованию автогражданской ответственности по 44-ФЗ
Действующий Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает для государственных и муниципальных заказчиков выбор возможных способов проведения закупки услуг страховых компаний в части обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Варианты способов закупки ОСАГО по 44-ФЗ
В зависимости от начальной максимальной цены контракта заказчик может выбрать либо запрос котировок (если указанное значение цены менее пятисот тысяч рублей), либо аукцион или конкурс (если начальная максимальная цена контракта выше пятисот тысяч рублей), либо провести закупку у единственного поставщика при условии, что указанный параметр цены ниже ста тысяч рублей.
Выбрать, каким именно способом проводить закупку услуг страховых компаний в части приобретения услуг по ОСАГО, заказчик имеет право сам, опираясь на следующие параметры:
- начальная максимальная цена контракта, который планируется заключить (формируется на основании тарифов страхования, установленных Центральным банком Российской Федерации в отношении существующих видов и категорий транспортных средств);
- совокупный годовой объём закупок, на основании которого происходит расчёт процентного соотношения используемых закупочных процедур в зависимости от их влияния на возможности ограничения конкуренции на рынке;
- необходимая скорость заключения контракта по итогам проведённой закупки.
Требования к участникам закупки
Если говорить о том, какие требования должны быть установлены к участникам закупок по приобретению услуг ОСАГО, то они в полном объеме соответствуют требованиям, которые установлены в рамках статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с положениями указанной статьи все требования к участникам делятся на обязательные и дополнительные. К числу основных требований к участникам проводимых закупок услуг страховых компаний относятся:
- соответствие тем требованиям, которые предъявляются действующим законодательством к участникам закупочных мероприятий;
- отсутствие мероприятий, направленных на проведение ликвидационных процедур, либо отсутствие решения суда, по которому участник такой закупочной процедуры признается финансово несостоятельным лицом, то есть банкротом;
- нет вынесенного судом решения о приостановке деятельности юридического лица в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях;
- нет недоимки по обязательным к уплате налогам и сборам, которые должен внести в государственный бюджет участник закупочных процедур, либо общая сумма таких недоимок и задолженностей не может превышать двадцать пять процентов от общей стоимости имеющихся балансовых активов такого юридического лица;
- руководитель организации либо главный бухгалтер (или аналогичный сотрудник того подразделения, с которым будет заключаться контракт) не имеет судимостей по преступлениям, совершенным в экономической сфере (исключение составляют те лица, у которых такая судимость полностью погашена или снята по решению суда);
- в течение двух лет до момента участия в закупочной процедуре юридическое лицо не привлекалось к административной ответственности за незаконную передачу вознаграждения лицам, которые могут вынести какое-либо значимое решение в пользу такого юридического лица;
- отсутствие конфликта интересов между заказчиком и исполнителем в виде наличия родственных отношений между представителем заказчика и исполнителя.
Если заказчик сам принимает такое решение, то он вправе установить дополнительные требования к участнику закупок, но такие, которые не смогут ограничить конкуренцию при проведении закупочных мероприятий.
Порядок проведения закупки ОСАГО
Проведение закупочного мероприятия, посвященного приобретению услуг страховых компаний по осуществлению страхования автогражданской ответственности мало чем отличается в плане алгоритма осуществляемых действий от порядка проведения других закупочных мероприятий.
В остальном в порядке и правилах проведения закупки нет отличий:
- на первом этапе происходит определение того, какие именно транспортные средства следует застраховать и в каком порядке, а также какова срочность такой страховки. На основании результатов такого анализа происходит включение закупки ОСАГО в план-график посредством внесения соответствующих изменений и публикации новой версии в Единой информационной системе;
- после того как необходимая закупка была внесена в план-график, происходит доскональный анализ рынка оказываемых страховых услуг с целью выявления возможных изменений в части стоимости таких услуг (в том числе на основании вынесения соответствующего решения со стороны Центрального Банка Российской Федерации);
- результаты такой аналитической работы должны лечь в основу обоснования начальной максимальной цены контракта, по которой будет произведено объявление закупочного мероприятия в выбранной заказчиком форме;
- в связи с особенностью закупки ОСАГО заказчик выбирает ту или иную форму закупки только на основании начальной максимальной цены и срочности приобретения страховых услуг, так как возможность снижения стоимости контракта в ходе проведения самой процедуры не предусмотрена действующим законодательством о страховании ответственности автовладельцев;
- по итогам закупки происходит заключение контракта с победителем, признанным таковым на основании подписанного протокола. В качестве победителя заказчик обязан признать того участника, который подал заявку раньше других (вне зависимости от того, идет ли речь о конкурсе, аукционе или запросе котировок – в данном случае действует принцип скорости подачи заявки). Однако если участник, подавший заявку раньше других, по каким-то причинам был отклонен (например, при выявлении несоответствия его самого или поданных им документов требованиям документации о закупке и действующего законодательства), то победителем признается следующий по порядку признания соответствующим и по скорости подачи заявки участник.
Определение начальной максимальной цены контракта
Начальная максимальная цена контракта при осуществлении закупки ОСАГО – это размер страховой премии, которую получит страховая компания в случае заключения соответствующего договора по итогам признания ее победителем по определенной закупке.
Определение данного показателя происходит исключительно с опорой на те тарифы, которые были установлены для определения размера страховой премии для каждого конкретного вида транспортного средства. Расчет происходит по формуле:
НМЦК = СтБ х КР х КБМ х КВ х КТС х КС х КН х КприцТС, где:
- НМЦК – размер страховой премии за один автомобиль, которую заказчик оплатит страховой компании за оказание ее услуг. Окончательная сумма начальной максимальной цены контракта будет рассчитана на основании количества автомобилей, которые планирует застраховать в рамках одной закупки заказчик;
- СтБ – размер базовой ставки тарифа, который установлен Центральным Банком Российской Федерации для определенных типов транспортных средств;
- КР – региональный коэффициент, оказывающий влияние на стоимость страхования транспортного средства в зависимости от того, о каком регионе идет речь;
- КБМ – коэффициент «бонус-малус»;
- КВ– коэффициент, определяющий количество водителей, которые допущены к управлению определенным транспортным средством (чем больше водителей, тем выше данный коэффициент; если ОСАГО открытого типа, то есть количество водителей не ограничено, то коэффициент максимальный);
- КТС – параметр, определяющий мощность транспортного средства;
- КС – коэффициент сезонности эксплуатации, на основании которого определяется, когда будет эксплуатироваться транспортное средство – круглый год или в какие-то периоды времени, например, три месяца или страховка выходного дня;
- КН – коэффициент, который определяет количество нарушений условий договора владельцем транспортного средства или допущенных к управлению им водителей (иными словами, чем больше было дорожно-транспортных происшествий, совершенных на определенном автомобиле, тем выше значение данного коэффициента);
- КприцТ – коэффициент прицепа к транспортному средству (используется в тех случаях, если речь идет об автопоездах и иных транспортных средствах, которые всегда эксплуатируются только с прицепами).
Для формирования итоговой суммы потребуется просуммировать все полученные значения размеров страховых премий.
Начальная максимальная цена контракта (НМЦК): методы определения, расчет, обоснование
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Все мы с вами привыкли видеть в извещении и документации о закупке установленную заказчиком цену контракта. Согласно требований 44-ФЗ заказчики обязаны не просто указать начальную (максимальную) цену контракта (или сокращенно НМЦК) в извещении и документации о закупке, но и обосновать её. Обоснованию подлежит цена не только по конкурентным закупкам, но и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Поэтому в настоящей статье мы с вами подробно поговорим, как о методах определения НМЦК, так и о способах её обоснования. Материал статьи будет интересен, прежде всего, заказчикам, однако и поставщики найдут для себя массу полезной информации.
Содержание:
1. Что такое начальная (максимальная) цена контракта?
Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом.
Если сказать это более простым языком, то это цена выше которой контракт не может быть заключен. Если же участником закупки предложена цена выше установленной в извещении НМЦК, то заявка такого участника не рассматривается.
Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком — это фиксированное значение цены, определенное и обоснованное заказчиком.
Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке. Результат определения НМЦК отражается в указанных документах. При этом если в процессе осуществления закупок цена меняется, соответствующие коррективы вносятся и в план-график.
Размер НМЦК может повлиять на выбор способа определения поставщика, а также на срок размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения об осуществлении закупки.
Вопросы определения НМЦК регулируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». Однако стоит обратить внимание на то, что данные методические рекомендации не являются нормативно правовым актом, т.е. не обязательны для применения заказчиками. В дополнение к методическим рекомендациям Минэкономразвития России на уровне субъектов РФ могут быть также приняты свои рекомендации.
Контроль за правильностью определения и обоснования НМЦК осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п.3 ч.8 ст.99 44-ФЗ).
2. Методы определения НМЦК по 44-ФЗ
Определение НМЦК является весьма ответственным этапом закупки, так как влияет не только на эффективное расходование бюджетных средств, но и на возможность проведения закупки как таковой.
Давайте рассмотрим с вами три возможные ситуации при определении НМЦК.
Ситуация №1 — НМЦК занижена
Если заказчик изначально установил заниженную НМЦК, то в такой ситуации процедура закупки может попросту не состояться. Вряд ли кто-то из участников захочет работать себе в убыток. Также велика вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком, который либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги. Ситуация с установлением заниженной цены может возникнуть в случае использования заказчиком неактуальных цен, либо без учета возможной инфляции.
Ситуация №2 — НМЦК завышена
В такой ситуации налицо неэффективное расходование бюджетных средств. Однако велика вероятность, что такая закупка привлечет внимание большего количества участников, которые в ходе торгов снизят установленную цену до размеров среднерыночной. Но в практике нередки случаи (особенно это касается электронных аукционов), когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по начальной (максимальной) цене. Либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5-1%.
Ситуация №3 — НМЦК определена корректно
Такая ситуация является благоприятной, как для заказчика, так и для потенциального участника. Во-первых, бюджетные средства расходуются эффективно, во-вторых, процедура закупки с большой долей вероятности состоится, в-третьих, участие в такой закупке выгодно для участника, в-четвертых, заказчик получит товар (работу, услугу) надлежащего качества.
Согласно ч.1 ст.22 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено 44-ФЗ.
Суть этого метода заключается в установлении НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. В том случае, если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он вправе использовать цены на однородную продукцию.
Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567).
Идентичными товарами (работами, услугами) признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке (ч.13 ст.22 44-ФЗ).
Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения (ч.14 ст.22 44-ФЗ).
Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость (ч.15 ст.22 44-ФЗ).
При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчик может использовать поправочные коэффициенты и индексы для пересчета цен с учетом различий в характеристиках товаров, в коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Для анализа цен заказчик может использовать общедоступную информацию из открытых источников (например, из сети интернет), отправлять запросы потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), а также разместить информацию о запросе цен в единой информационной системе (ЕИС). Заказчику необходимо получить минимум 3-и ценовых предложения, отвечающих требованиям к объекту закупки.
Нормативный метод
Данный метод заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 “Нормирование в сфере закупок” 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода (п. 4.4 Методических рекомендаций).
При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.
Тарифный метод
Этот метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги (см. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»).
Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров (работ, услуг), закупки, поставки или продажа которых осуществляются по ценам не ниже установленных в соответствии с законодательством РФ (п.5.1 Методических рекомендаций).
При применении указанного метода используются предельные цены (тарифы), принятые (утвержденные) в установленном порядке постановлениями, распоряжениями, приказами, иными правовыми актами органов государственной власти, местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере деятельности.
Проектно-сметный метод
Данный метод заключается в определении НМЦК на:
- строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
- проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
- текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
Затратный метод
Данный метод применяется в случае невозможности применения иных методов или в дополнение к иным методам. Затратный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
Причем информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
Важный момент! Приведенный выше перечень методов расчета (начальной) максимальной цены контракта не является закрытым. Если невозможно применить методы, указанные в ч.1 ст.22 44-ФЗ, то допускается использовать иные методы . В таком случае в обосновании НМЦК заказчик обязан пояснить невозможность применения перечисленных в ч.1 ст.22 44-ФЗ методов (ч.12 ст.22 44-ФЗ). Рекомендации по обоснованию и применению иных методов могут быть установлены высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ч.20.1 ст.22 44-ФЗ).
3. Обоснование НМЦК
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта – это расчет цены с приложением информации и подтверждающих документов (либо с указанием их реквизитов), на основании которых он выполнен.
При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в сети «Интернет», не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию.
Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана («скриншот»), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.
4. Последовательность действий при подготовке письменного обоснования НМЦК
Согласно п.2.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен:
1) определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге, обусловленную целями осуществления закупок в соответствии со статьей 13 44-ФЗ;
2) установить перечень требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
3) провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации, в том числе использование которых предусмотрено настоящими Методическими рекомендациями, в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям, определенным в соответствии с пунктом 2;
4) сформировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 44-ФЗ;
5) проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг:
— нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, локальных нормативных актов государственной корпорации «Росатом», которыми устанавливаются порядки определения НМЦК в соответствии с ч. 22 ст.22 44-ФЗ;
— актов Правительства РФ, устанавливающих исчерпывающие перечни источников информации, которые могут быть использованы для целей определения НМЦК;
— правовых актов о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со ст. 19 44-ФЗ;
6) в соответствии с установленными ст.22 44-ФЗ требованиями определить применимый метод определения НМЦК или несколько таких методов;
7) осуществить соответствующим методом определение НМЦК с учетом настоящих Методических рекомендаций;
8) сформировать обоснование НМЦК в соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций. Рекомендуемая форма обоснования НМЦК приведена в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Данная форма выглядит следующим образом:
5. Источники обоснования НМЦК
К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг, которая может быть использована для целей определения НМЦК, относятся:
1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах (сайт www.zakupki.gov.ru), которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени);
2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
3) информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
4) информация о котировках на электронных площадках;
5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ и, законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств;
8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен;
9) иные источники информации.
Не рекомендуется использовать для расчета НМЦК ценовую информацию:
- представленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- полученную из анонимных источников;
- содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих требованиям, установленным заказчиком к содержанию таких документов;
- не содержащую расчет цен товаров, работ, услуг.
6. Онлайн калькулятор НМЦК от НАИЗ
На официальном сайте Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ) размещен онлайн калькулятор расчета начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Более подробно ознакомиться с данным калькулятором и воспользоваться им вы сможете, перейдя по данной ссылке — http://naiz.org/fz44/nmc/ . Расчет НМЦК можно выполнить, как по одному наименованию товаров (работ, услуг), так и по нескольким наименованиям.
На этом сегодня все. Надеюсь, что данная информация была для вас полезной. До встречи в следующих выпусках.
РАСЧЁТ НМЦК
Калькулятор НМЦК
Для расчета НМЦК заполните поля таблицы выделенные серым цветом:
№ | Цена 1 | Цена 2 | Цена 3 | Количество | Средняя цена | Коэффициент вариации | НМЦК |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 |