Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: образец обращения, сроки рассмотрения, база решений, судебная практика

Как составить жалобу в ФАС

Определить основания для обжалования

Это отправная точка для успешного обжалования действий заказчика или оператора электронной площадки. Участник должен четко указать на факт нарушения. Это может быть несоответствие закупочной документации требованиям нормативно-правовых актов, или незаконная причина отказа в аккредитации. При этом необходимо определить срок для подачи обращения — не истек ли он. К примеру, обжаловать решение комиссии о недопуске заявки к участию в аукционе можно только в течение 10 дней с даты размещения в Единой информационной системе (далее — ЕИС) соответствующего протокола. Сроки обжалования определены ч.3-6 ст. 105 44-ФЗ, а также в нашей статье «Как подается жалоба в ФАС по 44-ФЗ».

Собрать доказательную базу

Документ должен содержать информацию, которая подтверждает ее обоснованность. Это могут быть ссылки на законы, постановления, приказы, которые касаются предмета закупки, административная практика ФАС или судебные акты для аналогичных слуаев, указывающие на необоснованость действий по отношению к участнику.

Например, неправомерное установление требования о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по текущему ремонту может быть оспорено нормами Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624. В случае объединения в один предмет закупки лицензируемых и нелицензируемых видов работ — письмо ФАС России от 9 февраля 2015 г. N АЦ/5147/15. Объединение в один лот проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ — Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 N 09АП-39582/2014 по делу N А40-34781/2014. Отклонение заявки в связи с несоответствием функциональных или качественных характеристик должно опираться на нормы технических регламентов, документов национальной системы стандартизации.

Составить жалобу

Ч.8 ст.105 содержит требования к составу документа, а именно:

  • контактные данные составителя (наименование, место нахождения, почтовый адрес, ФИО, номер телефона);
  • сведения закупки (за исключением обжалования процедуры аккредитации);
  • указание на неправомерные действия;
  • документы, которые подтверждают нарушение.

Выделим также основные положения, которые необходимо указать в обращении:

  1. Вводная часть. Наименование контрольного органа, сведения об участнике закупки, заказчике, операторе площадки (наименование, ИНН, адрес, телефон, e-mail, контактное лицо), сведения закупки (номер, дата опубликования извещения, наименование заказа, адрес официального сайта на котором размещена информация).
  2. Описательная и доказательная часть. Перечислите положения, которые противоречат законодательству и подтверждают вину заказчика или оператора электронной площадки. Не лишним будет привести аргументы в свою пользу.
  3. Результативная часть. Изложите просьбу провести проверку или приостановить процедуры определения поставщика, или выдать предписание об устранении нарушений.

Стоит помнить, что до того как ФАС вынесет решение, участник вправе отозвать жалобу, написав соответствующее заявление.

В качестве удачного примера жалобы в ФАС приведем обращение организации на бездействия заказчика и отказ от заключения контракта в регламентированные сроки согласно закупочной документации — жалоба УФАС Глисон.

Образец: жалоба в УФАС по 44 ФЗ

Подать жалобу

Вы можете подать жалобу в УФАС в электронном виде, подписав электронной подписью уполномоченного лица, или в форме письменного документа. К обращению также необходимо приложить доверенность или иной документ, который подтверждает полномочия лица на подписание.

В зависимости от предмета закупки, документ направляется в ФАС России или его территориальный орган (подведомственность определена п.3.9 — 3.14 административного регламента ФАС, утвержденного Приказом от 19.11.2014 N 727/14).

Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ

«Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»

Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе).

Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи. Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд. Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

  • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
  • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
  • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта – до заключения госконтракта;
  • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
  • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).

К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

В жалобе необходимо прописывать:

  • номер извещения о закупке на официальном сайте;
  • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
  • обжалуемые действия заказчика;
  • список прилагаемых документов.

Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

  • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
  • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю. Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.

Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.

По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:

  • признание жалобы необоснованной;
  • признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.

К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 – необоснованными, 12-возвращены и отозваны.

Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки. Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

Хотелось бы привести несколько примеров из практики:

  • Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям “бинт марлевый”, “маски одноразовые”, “вата медицинская” и др.

Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.

Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию “лучше ГОСТа”, документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.

  • Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию “качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок” при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.

Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию “качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок” одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.

Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию “качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок” при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса. Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе. ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 “Об установлении дополнительных требований. “, так как не зарегистрирован в установленном порядке. По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.

  • Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки – запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.

Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены. Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.

Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта. Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки. Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта – срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.

Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

Дополнительно в заявлении указывают:

  • название территориального УФАС;
  • название, номер, дата решения по жалобе;
  • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
  • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
  • требование о признании решения недействительным.

К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

Читайте также:  Статья 94 Федерального закона №44-ФЗ: этапы и особенности исполнения государственного контракта

Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.

В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to 08@ fas . gov . ru

Решение ФАС: как обжаловать решение антимонопольной службы в суде?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обеспечивает контроль в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ее компетентными задачами является вынесение предписаний о ликвидации неправомерных действий закупочного законодательства. К сожалению, ФАС само может вынести нарушающие закон решения, на которые можно и нужно жаловаться в установленном порядке.

Содержание:

1. Законодательная база

Жаловаться на неправомерность решений ФАС по вопросам государственных закупок могут как участники, так и заказчики. Это действенный правовой инструмент для защиты своих интересов и восстановления прав сторон. Законодательство РФ не дает полного перечня оснований для подачи жалобы.

В ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» говорится о 2-х способах обжалования решения ФАС:

  1. Судебный порядок — через арбитражный суд.
  2. В коллегиальном органе федерального антимонопольного органа.

При оспаривании решений ФАС стороны пользоваться положениями следующих нормативных документов:

  1. 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. Гражданский кодекс РФ;
  3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – предлагает порядок судебного рассмотрения жалоб;
  4. 44-ФЗ и 223-ФЗ – регламентируют все аспекты государственных и корпоративных закупок;
  5. Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16.03.2016 г.

2. Досудебный порядок

Судебные разбирательства отнимают много времени и сил, поэтому неправомерные действия должностных лиц ФАС можно обжаловать в досудебном порядке в вышестоящем антимонопольном органе. Он предполагает несколько этапов:

  1. Выбор подразделения ФАС;
  2. Подготовка письменного заявления с жалобой на действия ФАС;
  3. Отправка жалобы на установление незаконности действий должностных лиц ФАС;
  4. Проверка в установленное время действий ФАС, после чего выносится решение об отмене ранее вынесенного решения или об оставлении его в силе;
  5. Отправка заявителю письменного уведомления о решении вышестоящего органа ФАС по результатам рассмотрения обращения.

2.1 Куда и как подать жалобу?

Основанием для начала досудебного разбирательства по оценке действий ФАС на предмет их законности служит обращение потерпевшей стороны.

Жалоба на должностных лиц антимонопольной службы направляется в территориальный или коллегиальный орган ФАС – апелляционную коллегию.

Найти соответствующее ФАС России для досудебного урегулирования спора можно здесь. Контакты территориальных органов – здесь.

Обращение о некорректных действиях должностных лиц ФАС направляется, либо в письменной форме, либо дистанционно (заверяется электронной подписью).

Текст жалобы составляется с учетом следующих пунктов:

  1. Сведения о предполагаемом нарушителе — подразделении ФАС;
  2. Реквизиты документа, который оспаривается;
  3. Сведения о заявителе: для юрлица – наименование организации, адрес местонахождения, телефон; для физлица (ИП) – ФИО, email, если ответ требуется на электронную почту, или почтовый адрес, если требуется письменный ответ;
  4. Доводы заявителя и ссылки на законодательные нормативы, доказывающие факт нарушения закона;
  5. Опись прилагаемых документов.

Если жалоба подается в электронном виде, заявитель может приложить к ней документы и материалы в электронной форме.

Образец жалобы на решение ФАС в досудебном порядке:

Жалобу можно направлять несколькими способами:

  • Лично посетить антимонопольное ведомство;
  • Дистанционно (в электронном виде);
  • По почте;
  • Через МФЦ или Госуслуги.

Требования к обращению заявителя:

  • Читаемый текст;
  • Отсутствие ненормативной лексики, призывов к терроризму, угроз;
  • Если жалоба написана анонимно, то ответ на нее не дается, поэтому заявителю лучше указывать ФИО.

2.2 Сроки обращения

Обратиться в антимонопольную службу в досудебном порядке стороны могут в течение 30 дней после его вынесения. По окончании установленных сроков, жалобу понадобиться направить в суд. Данные сроки начинают отсчитываться с момента принятия полного решения. Оно изготавливается ФАС в 10-дневный срок с момента оглашения резолютивной части.

2.3 Необходимые документы

К жалобе необходимо приложить следующие документы:

  1. Документы, подтверждающие полномочия лица на подпись и передачу подобных документов (доверенность на представление интересов).
  2. Копию оспариваемого предписания или решения ФАС.
  3. Иные документы, доказывающие факт нарушения интересов заявителя.

2.4 Сроки рассмотрения обращения

При рассмотрении жалобы территориальный орган руководствуется положениями 59-ФЗ от 02.05.2006 г. На рассмотрение ведомству дается 30 дней. Руководитель контрольного подразделения вправе продлить срок не более чем на 30 дней в случае необходимости проведения проверки, запроса дополнительной информации. Уведомление об этом направляется заявителю в письменном виде. Коллегиальные органы ФАС рассматривают жалобу в течение 2 месяцев и вправе продлить процедуру еще на 1 месяц.

При рассмотрении заявления в досудебном порядке действие обжалуемого документа не приостанавливается.

2.5 Принятие решения

Результатом рассмотрения жалобы ФАС может стать:

  • отказ в удовлетворении жалобы;
  • признание неправомерности вынесенного решения ФАС;
  • частичное признание доводов заявителя справедливыми.

Уведомление о вынесенном решении обязательно направляется заявителю в письменной форме. Также оно дублируется в открытом доступе на официальном сайте ФАС. К должностным лицам, допустившим нарушения законодательства, могут быть применены меры дисциплинарного воздействия.

В случае если вынесенное решение признается неправомерным полностью или частично, для установления факта нарушения законодательства о государственной гражданской службе и применении дисциплинарной ответственности, либо принятии вердикта об иных видах ответственности, ответственным лицом по обращению руководителю антимонопольного органа предоставляется служебная записка, в которой указана суть нарушения и должностные лица, его допустившие. Это делается для того, чтобы инициировать принятие постановления о проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки.

2.6 Что можно и что нельзя оспорить в досудебном порядке?

  1. Нарушение срока размещения в ЕИС сведений о принятой жалобе, или дате и месте её урегулирования.
  2. Нарушение сроков, определенных для регистрации и рассмотрения жалоб.
  3. Несоблюдение закупочных нормативов при отказе в разрешении жалобы.

Не получится обжаловать:

  1. Нарушения по уже подписанным договорам.
  2. Нарушение комиссией порядка оценки и рассмотрения заявок.
  3. Нарушения, которые уже рассматривались в суде, и по ним были вынесены решения.
  4. Случаи, когда жалоба уже рассматривалась контролирующим органом, и по ней было принято постановление.

3. Судебный порядок

Судебный порядок предполагает направление обращения об оценке решения ФАС в арбитражный суд. Он рассматривает как исковые заявления об отмене принятых актов, так и о признании действий (либо бездействия) сотрудников контрольной инстанции нарушающими закон. Это могут быть несоблюдение установленных сроков рассмотрения жалобы, незаконный отказ в рассмотрении поступившего заявления по существу.

Чтобы обжаловать решение или предписание антимонопольной службы стороны должны соблюдать следующий порядок действий:

  1. Определиться с подведомственностью таких дел;
  2. Составить грамотный иск и оплатить госпошлину;
  3. Направить исковое заявление в суд почтой или через секретариат с пакетом сопровождающих документов;
  4. Дождаться судебного разбирательства и вынесения решения об отмене решения или предписания ФАС либо об отказе в удовлетворении требований заявителя.

3.1 Сроки обращения

Оценкой правомерности решений и предписаний ФАС занимается арбитражный суд.

Чтобы определить подведомственность и подсудность такого рода дел следует обратиться к ст.29, 35 Арбитражного процессуального кодекса. В нем говорится, что дела о нарушении закупочного законодательства рассматриваются в арбитражных судах по местонахождению ФАС, чье решение подлежит обжалованию.

Согласно ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции», решения антимонопольной службы могут быть оспорены в течение трех месяцев после их вынесения или выдачи соответствующего предписания для оплаты задолженности.

В соответствии со ст.198 АПК лицо либо организация, узнавшие о нарушениях органов, на которые возложены публичные полномочия, могут направить заявление в арбитражный суд в течение 3-х месяцев как только узнали о данном нарушении, если иное не установлено законодательством.

Акты антимонопольного органа, которые были приняты решением коллегиального органа антимонопольной службы, можно обжаловать в судебной инстанции в более короткие сроки – в течение 30 дней после их принятия.

При наличии уважительных причин сроки для подачи искового заявления в суд подлежат восстановлению.

Важный момент! Исполнение предписания ФАС в случае принятия жалобы на нее в суде приостанавливается до дня вступления в законную силу судебного постановления.

3.2 Как составить исковое заявление?

Иск оформляется в соответствии со ст.199 АПК и содержит следующие пункты:

  1. Сведения о заявителе: наименование, юридический и фактический адрес, реквизиты (ИНН/КПП);
  2. Наименование подведомства ФАС и данные документа, который оспаривается (решение, предписание, акт);
  3. Нарушения ФАС с указанием конкретных норм закона;
  4. Четко сформулированные требования истца к суду: отменить акт ФАС (решение, предписание), признать незаконными действия сотрудников и привлечь их ответственности.

Образец жалобы в арбитражный суд:

В случае неправомерного внесения участника закупок в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) такое решение ФАС также можно обжаловать в арбитражном суде.

Образец жалобы на внесение в РНП:

3.3 Необходимые документы

Чтобы суд не отклонил иск еще на стадии принятия, истцу необходимо собрать следующий пакет документов:

  1. Квитанция об оплате госпошлины. Ее стоимость обойдется в 3 тыс. руб. согласно ст. 333.21 Налогового кодекса;
  2. Исковое заявление;
  3. Учредительные документы заявителя или ИНН, копия свидетельства о постановке на налоговый учет и паспорт ИП;
  4. Копия документов, подтверждающих, что ответчику направлен его экземпляр иска.

К заявлению прикладываются материалы, обосновывающие позицию истца. Это дубликат вынесенного решения ФАС и собранная истцом доказательная база.

3.4 Рассмотрение дела и вынесение решения

Суд рассматривает дело по существу в установленный для этого день. Заявитель должен быть готов к судебному разбирательству. Для этого необходимо изучить сложившуюся судебную практику по похожим делам, подготовить свою мотивированную позицию. Это повысит вероятность победы.

Важный момент! Принятое судом решение можно обжаловать в 30-дневный срок после его принятия в аппеляционном суде.

4. Что необходимо учитывать при досудебном и судебном обжаловании?

Итак, неправомерные действия (бездействия), нарушения законодательства, прав граждан оспариваются в досудебном и судебном порядке. В первом случае этим занимаются территориальные органы, во втором – арбитражный суд. Выбирая ведомство, следует помнить следующее:

  1. Досудебное обжалование не обязательно и подходит не для всех актов;
  2. Само ведомство редко отменяет решения сотрудников, поэтому получив отказ, скорее всего, потребуется обращаться в суд;
  3. Только судебное обжалование приостанавливает действие предписания;
  4. Судебный орган, в отличие от территориального, может восстановить пропущенный срок.

5. Поиск решений ФАС

Найти интересующие решения ФАС можно на сайтах:

— fas.gov.ru ;
— zakupki.gov.ru ;
— на сайте соответствующей антимонопольной службы .

На официальном сайте ФАС (fas.gov.ru) в левой части главной страницы предлагается меню, в котором есть строка «База решений».

При регистрации пользователя становится доступна страница «Правовые акты». В левой части меню необходимо забить параметры:

— Сфера деятельности (контроль госзакупок);
— Тип правового акта;
— Управление (можно выбрать как центральный орган, так и территориальный);
— ИНН, ОГРН, сроки.

Внизу на главной странице сайта ФАС есть раздел «Реестр жалоб».

Нажав на него, система перекинет вас на сайт ЕИС (zakupki.gov.ru) в раздел «Жалобы». Здесь также можно найти соответствующую жалобу, заполнив параметры поиска.

закон (44-ФЗ, 223-ФЗ);
— статус;
— результат рассмотрения;
— сроки;

Помимо названных в расширенном поиске добавлены следующие параметры:

— номер реестровой записи;
— содержание, субъект;
— орган контроля;
— предписание.

На сайте ЕИС система поиска организована намного проще. Необходимо зайти на страницу «Все разделы».

Затем внизу во вкладке «Контроль и аудит» выбрать строку «Жалобы», после чего вы окажетесь на соответствующей странице «Жалобы», которую мы рассмотрели выше.

Также база решений доступна на сайте конкретных антимонопольных служб.

Умение работать с базой решений поможет участнику не просто подать жалобу и следить за ее ходом рассмотрения, но и:

— проанализировать заказчика (историю проводимых закупок, насколько добросовестно это было сделано);
— изучить аналогичные разбирательства (судебная практика, ссылки на законодательные нормативы). Этими сведениями можно пользоваться в суде, защищая свои интересы;
— найти конкретные документы – заключения заинтересованных участников процесса.

Жалоба в ФАС по ФЗ № 44: порядок написания, способы подачи и рассмотрение

В каких случаях жаловаться

Государство предоставляет гарантии того, что закупки для государственных и муниципальных нужд являются общедоступными и проходят на условиях равенства, честности и прозрачности. Если какой-либо участник тендера усомнится в соблюдении этих принципов в процессе проведения торгов, в определении победителя или, например, в части правильности документации, он может написать об этом жалобу в антимонопольный орган.

В отличие от большинства случаев нарушения прав граждан и организаций в РФ, которые подлежат восстановлению и защите в судебном порядке, для участников государственных и муниципальных закупок в рамках федерального закона № 44-ФЗ главным действенным способом является подача жалобы в федеральный антимонопольный орган (ФАС).

Право обжалования есть у каждого участника публичных закупок:

  • у непосредственного участника тендера;
  • у их доверенных лиц;
  • у контролирующих органов;
  • у объединений юр. лиц.

Можно подавать жалобу на следующих лиц (ч. 1 ст. 105 ФЗ-44):

  • уполномоченное учреждение;
  • служащих контрактной службы;
  • оператора электронной площадки;
  • комиссии по закупкам и ее членов;
  • контрактного управляющего;
  • специализированной организации;
  • заказчика.

Закон не содержит перечень конкретных оснований для обжалования, а говорит лишь, что это должны быть бездействия или действия, нарушающие законные интересы и права заявителя (все они связаны с ограничением конкуренции).

Например, это могут быть следующие нарушения:

  • неправомерное требование к участнику предоставить документы, в наличии которых нет необходимости;
  • некорректные положения в конкурсной (аукционной) документации;
  • необоснованное отклонение заявки;
  • нарушение процессуальных требований к порядку проведения торгов (аукциона, конкурса, запроса котировок и др.);
  • нарушение регламента оценок заявок;
  • уклонение от подписания контракта;
  • неправильное подведение итогов торгов и др.

В 2020 г. планируется ряд изменений, касающихся круга лиц, которые могут приносить жалобы в ФАС по закону № 44-ФЗ, и некоторых процессуальных моментов.

Предположительно вступят в силу с 01.04.2020 г. следующие изменения:

  1. Если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) больше 20 миллионов руб., то участник закупки сможет ее обжаловать, только если у него есть опыт исполнения публичного контракта с ценой не меньше 20% от НМЦК.
  2. Обжаловать можно будет только те неправомерные акты, которые непосредственно затрагивают права жалобщика.
  3. Устанавливается запрет на подачу от одного участника более одной жалобы на закупочную документацию.
  4. Электронную жалобу в антимонопольную службу можно будет подать не позднее даты, на которую истекает половина срока, установленного для подачи заявок.

Как написать жалобу в ФАС: инструкция по составлению

Жалоба в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ должна быть представлена в орган в письменной форме.

В ней обязательно указываются (ч. 8 ст. 105 закона):

  • информация о том, чьи действия подлежат обжалованию:
    • если это организация: наименование, контакты (адрес, телефон), место нахождения;
    • если это физическое лицо: ФИО, контакты (адрес, телефон), место жительства;
  • информация о лице, которое подает обращение:
    • если это организация: наименование, контакты (адрес, телефон, факс, e-mail), место нахождения;
    • если это физическое лицо: ФИО, контакты (адрес, телефон, факс, e-mail), место жительства;
  • данные о закупке;
  • данные о том, какими действиями или бездействиями были нарушены права и/или интересы заявителя;
Читайте также:  Порядок проведения электронного аукциона по 223-ФЗ: пошаговая инструкция, необходимые документы, сроки

В конце заявления обязательно должна стоять подпись лица, подающего жалобу в ФАС, и его представителя (при наличии) и указан перечень документов, прилагающихся к нему (ч. 9-10 ст. 105 ФЗ № 44).

К обращению в контрольный орган по 44-ФЗ обязательно прикладываются документы, подтверждающие наличие нарушений, на которые ссылается заявитель (обоснованность заявления). К примеру, если это жалоба в ФАС на аукционную документацию, то к ней можно приложить соответствующие документы, в которых усматриваются нарушения. Если заявление подается не жалобщиком самостоятельно, а его представителем, к нему должна быть приложена доверенность.

Как подать жалобу в электронном виде

Существует несколько способов обращения с жалобой в ФАС или в УФАС на действия оператора электронной площадки, уполномоченного учреждения, заказчика или других лиц.

  1. Направить письмо почтой по адресу антимонопольной службы (территориального управления или центрального аппарата).
  2. Написать электронное письмо на delo@fas.gov.ru.
  3. Подать через Госуслуги.
  4. Заполнить специальную форму на официальном сайте ФАС.

Решение вопроса о том, куда должна направляться жалоба в УФАС по 44-ФЗ или в ФАС, регулируется Административным регламентом ФАС, утв. приказом № 727/1.

По общему правилу заявления подаются в УФАС по месту нарушения или по месту нахождения нарушителя. Исключения составляют жалобы на органы исполнительной власти федерального уровня и тех, кому переданы функции таких органов (ГВН, органы и организации), а также если противоправный акт касается государственного оборонного заказа, государственной тайны. В таких исключительных случаях жалоба подается непосредственно в центральное управление.

Остановимся подробнее на электронном способе подачи обращения. Оно оформляется по всем требованиям к содержанию, изложенным ранее.

Единственное отличие лишь в том, что оно быть завизировано квалифицированной электронной подписью.

На официальном сайте антимонопольной службы можно найти подробную информацию о том, как и куда подать жалобу, а также найти и скачать образец обращения.

1. Перейдите на официальный сайт https://fas.gov.ru/.

2. В левом меню найдите раздел «Обратиться в ФАС» — «Порядок обращения». Здесь вы найдете исчерпывающую информацию о процедуре обращения в антимонопольную службу и процессе взаимодействия ею с гражданами.

3. Найдите в тексте блок про порядок рассмотрения обращений. Осуществляя переход по гиперссылками, обозначенным как «здесь», вы сможете узнать более подробную информацию о направлениях работы ФАС с жалобами.

Чтобы подать заявление с помощью заполнения специальной формы на сайте органа, сделайте следующее:

1. Зайдите на официальный сайт службы https://fas.gov.ru/.

2. Авторизуйтесь в личном кабинете. Если у вас его нет, пройдите процесс регистрации:

  • нажмите на «Личный кабинет»;
  • далее — «Регистрация»;
  • введите e-mail и придумайте пароль;
  • поставьте галочку о согласии обработки персональных данных;
  • подтвердите намерение, снова нажав на «Регистрация».

3. В правом верхнем углу найдите ссылку «Написать в ФАС» и щелкните по ней.

4. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией и нажмите на «Написать письмо».

5. Далее необходимо будет заполнить форму и прикрепить документ жалобы.

Сроки подачи и порядок рассмотрения жалоб

Для обращения в антимонопольный орган необходимо соблюдение сроков, указанных в ФЗ № 44 (ч. 3-6 ст. 105). Если они будут пропущены, единственный выход восстановить нарушенные права — подавать иск в суд.

Кто может пожаловатьсяПредмет обжалованияСрок подачи обращения в контрольный орган
Тот, с кем заключается контрактНарушения при заключении контрактаДо даты заключения контракта
Любой участникПоложения документации по закупке (до последней даты приема заявок)До конечного срока подачи заявок
Любой участникНарушения проведения электронной процедурыВ любое время определения исполнителя или аккредитации на ЭТП, но не позже 5 дней после размещения в ЕИС протокола с итогами
Тот, кто успел подать заявкуПоложения документации по закупке (после конечной даты приема заявок)Не позже 5 дней после того, как был размещен протокол с итогами в ЕИС
Любой участникИзвещение о том, что проводится запрос котировокДо конца срока подачи заявок
Любой участникНарушения, связанные с аккредитацией жалобщика на площадке30 дней с момента нарушения

После того, как жалоба поступила в контрольный орган, он действует следующим образом (ст. 106 44-ФЗ):

  • размещает в ЕИС информацию о поступлении обращения и его содержании в течение 2 рабочих дней;
  • направляет всем заинтересованным уведомление о жалобе и о том, где и когда она будет рассмотрена;
  • рассматривает ситуацию по жалобе и возражению в течение 5 рабочих дней (точка отсчета — момент поступления обращения);
  • уведомляет всех заинтересованных о результатах рассмотрения.

Заинтересованные лица могут направить возражения. Они должны сделать это за 2 дня до рассмотрения жалобы.

Причины для отклонения жалобы

Не любая жалоба, которая поступает в антимонопольный орган, рассматривается им по существу.

Он возвращает обращение без ответа, если:

  • его заполнение расходится с требованиями закона (в нем нет информации о заявителе, нарушителе, закупке или о самом основании для жалобы);
  • нет подписи;
  • нарушен срок, в который можно подать заявление;
  • по обжалуемому нарушению уже принято решение контрольного органа или суда;
  • заявитель есть в базе недобросовестных поставщиков (ч. 11 ст. 105).

Решение о возвращении должно быть принято в течение 2 рабочих дней. Оно направляется подателю в форме письма, и в нем указывается информация о причинах возвращения (ч. 12-13 ст. 105).

Если же с обращением по итогу все в порядке, то оно рассматривается должностными лицами антимонопольной службы по существу и признается обоснованным или необоснованным. Также орган может выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Решение контрольного органа по закупкам, которое принято им по результатам рассмотрения заявления о нарушении, может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев с момента его принятия (ч. 9 ст. 106).

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: как правильно составить и подать

Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Официальные требования к жалобе

Требования к написанию, подаче и рассмотрению жалобы содержатся в:

  • статьях 105 и 106 Закона № 44-ФЗ;
  • Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • Приказе ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Требования к содержанию жалобы

Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

  1. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
  2. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.

Пример

При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

  • во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  • во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  • в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

  1. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
  2. провести внеплановую проверку (в любом случае);
  3. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.

Какие документы прикладывать к жалобе

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

Срок подачи жалобы

Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

  1. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
  2. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
  • протокола запроса предложений,

б) на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов электронного аукциона

3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

Читайте также:  Перемена поставщика или заказчика при исполнении контракта по 44-ФЗ: порядок и основания

По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

Сроки рассмотрения жалобы

После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Если результаты рассмотрения жалобы заявителя не устраивают, он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Зарегистрируйтесь на курс профессиональной переподготовки « Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов » для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

ОБРАЗЕЦ РЕШЕНИЯ ПО ЖАЛОБЕ В УФАС

по делу № ХХ о нарушении

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее – Комиссия Управления) в составе:

Заместителя председателя Комиссии – главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок ХХХХХХХХ,

Членов Комиссии:

  • Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок УУУУУ,
  • Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок РРРРР,
  • при участии представителя ГКУ «ХХХХХХ»: УУУУУУУ
  • в отсутствие представителей ООО «УУУУУУУ», о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России
    исх. №ЯЯЯЯЯЯЯ

Рассмотрев жалобу

ООО «ХХХХХХХХ» (далее – Заявитель) на действия ГКУ «УУУУУУУУУ» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку оборудования (Закупка №1111111111) (далее – Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14
(далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.

В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. №АК/62523/19 от 21.11.2019, Комиссия Управления установила следующее.

Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в отказе в допуске Заявителю к участию в вышеуказанном аукционе, а именно на следующем основании:

«п. 1 ч. 4 ст. 67 – непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ Обоснование: В нарушение требований подпункта «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и требований пункта 18.1 Документации по проведению открытого аукциона в электронной форме участником в составе заявки не представлены конкретные показатели товара, соответствующим значениям, установленным в документации об электронном аукционе, а именно по параметру «Мощность» в отношении следующих товаров: «Блок питания», «Резервный блок питания». На основании, предусмотренным п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, участнику закупки отказать в допуске к участию в аукционе».

Согласно ч.9 ст.66 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику такого аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей идентификационного номера.

  • Ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.

Указанный протокол должен содержать в том числе следующую информацию:

  • 1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
  • 2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
  • Согласно доводам жалобы заявка ООО «ХХХХХХХХ» признана несоответствующей требованиям аукционной документации, что, по мнению Заявителя, является неправомерным.

На основании ч.4 ст.105 Закона о контрактной системе в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре.

На заседании Комиссии Управления установлено, что в жалобе отсутствует указание на идентификационный номер заявки Заявителя, при этом, согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.11.2019 №0373200051919000043-1, по основанию, указанному в жалобе Заявителя, отклонены заявки с идентификационными номерами 2, 4 и 12.

Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что первая часть заявки с идентификационным номером 12 содержит в себе указание на иного участника закупки.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

На заседании Комиссии Управления Заявитель не явился, а также в составе жалобы не указан идентификационный номер заявки на участие в электронном аукционе, что не позволяет Комиссии Управления идентифицировать номер заявки Заявителя, равно как в составе жалобы не представлено иных документов подтверждающих факт участия Заявителя в закупке№ 0373200051919000043, что не позволяет определить является ли Заявитель участником данной закупки.

Вместе с тем, Комиссией Управления проведена внеплановая проверка и установлено следующее.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11111111111 №1111111111 заявки с идентификационными номерами 2, 4 и 12 признаны несоответствующими требованиям аукционной документации по идентичным основаниям, а именно: «п. 1 ч. 4 ст. 67 – непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ

Обоснование: В нарушение требований подпункта «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и требований пункта 18.1 Документации по проведению открытого аукциона в электронной форме участником в составе заявки не представлены конкретные показатели товара, соответствующим значениям, установленным в документации об электронном аукционе, а именно по параметру «Мощность» в отношении следующих товаров: «Блок питания», «Резервный блок питания». На основании, предусмотренным п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, участнику закупки отказать в допуске к участию в аукционе». В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.

В соответствии п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта
закупки указываются функциональные, технические и качественные
характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при
необходимости).

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация
о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона
о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить
соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком
требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в п.10 технического задания аукционной документации «Качественные и количественные характеристики поставляемых товаров» (Таблица № 2) (далее — таблица 2) установлены следующие требования:

– п.2 «Блок питания»: Поставляемый товар должен быть полностью совместим с оборудованием: Cisco WS-C4500X-32SFP+; Тип питания AC: 220 В.

– п.3 «Резервный блок питания»:Поставляемый товар должен быть полностью совместим с оборудованием: Cisco WS-C4500X-32SFP+; Тип питания AC: 220 В.

Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч.3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная пп. «б» п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

На заседании Комиссии Управления установлено,

что в первых частях заявок участников с с идентификационными номерами 2, 4 и 12 дано согласие на поставку товаров на условиях аукционной документации, а также указано на совместимость товаров по п.2 и п.3 с оборудованием: Cisco WS-C4500X-32SFP+, а также на тип питания AC: 220 В, что не противоречит требованиям аукционной документации.

Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в единой информационной системе в составе аукционной документации Заказчиком размещены два документа, содержащие требования к поставляемым товарам, а именно: таблица 2 и Приложение № 2 к Техническому заданию на поставку оборудования для дооснащения локально-вычислительных сетей Учреждения «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме» (далее — форма 2).

При этом из п.18.1 Информационной карты следует, что предоставлению в составе первой части заявки подлежит информация указанная в форме 2. При этом, п.2.1 технического задания установлено, что характеристики товара должны соответствовать требованиям, указанным в таблице №2 пункта 10 настоящего Технического задания ( то есть в таблице 2), таким образом, исходя из буквального толкования указанного положения технического задания также можно сделать вывод, что предоставлению в составе заявки подлежат именно сведения установленные не формой 2, а таблицей 2.

При этом, на заседании Комиссии Управления установлено, что часть характеристик, которые содержаться в форме 2, отсутствует в таблице 2 и наоборот.

Так например, в таблице 2 не установлено требование к мощностям товаров п.2 «Блок питания» и п.3 «Резервный блок питания». Вместе с тем форма 2 по п.2 «Блок питания» и п.3 «Резервный блок питания» содержит дополнительное требование к мощностям указанных товаров, а именно: «≥ 750 Вт», что ввело участников закупки в заблуждение и не позволило корректно сформировать первые части заявок, а так же повлекло ограничение количества участников закупки.

Одновременно с этим Комиссия Управления отмечает, что в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в аукционе документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие и не допускающие двусмысленного толкования положений аукционной документации, в том числе положения указывающие на то, какие именно сведения подлежат включению в состав первой части заявки.

Наличие же любых равновесных противоречий, возникающих при работе с аукционной документацией, является следствием действий Заказчика, а следовательно, возникшие противоречия должны трактоваться в пользу более слабой стороны правоотношений (участника закупки).

Ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредставления информации, предусмотренной ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.

Таким образом, решение аукционной комиссии Заказчика, в части отказа в допуске заявкам с идентификационными номерами 2, 4 и 12 к участию в аукционе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, является неправомерным и принято в нарушение ч. 5 ст.67 Закона о контрактной системе.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления,

РЕШИЛА:

Оставить жалобу ООО «УУУУУУУУ» на действия аукционной комиссии ГКУ «ХХХХХХХХ» без рассмотрения в соответствии с ч.4 ст.105 Закона о контрактной системе.

Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.

Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.

Добавить комментарий