Варианты покупки земли по кадастровой стоимости: основания и возможности

Приобретение прав на земельные участки, занятые строениями, в контексте определения Конституционного суда от 11 февраля 2021 года № 186-О и Постановления 26.11.2020 г. № 48-П

В отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре, длительное владение вещью, право на которую отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права. Таким образом в отношении объектов недвижимости один из критериев возникновения права собственности по давности владения – добросовестность заблуждения о наличия права собственности по сути возможен только в случае регистрации такого права собственности на основании ничтожной сделки, либо вследствие приобретения недвижимости у лица, получившего его по ничтожной сделки. В иных случаях возможность добросовестного заблуждения о наличии права собственности можно предполагать в случае получения вещи во владения до создания регистрационной системы.

Применение приобретательной давности в отношении земельных участков тем более имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность до Постановления КС № 48-П могла быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находились в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных пунктом 1 статьи 234 ГК РФ условий.

В пункте 16 постановления ВАС и ВС 10/22 отмечалось, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Тем не менее, как постановления 10/22 так и Постановление КС 48-П не внесли полной ясности в вопросе случаев применения приобретательной давности в отношении земель.

В российском земельном праве наряду с «классическими» формами и видами публичной собственности (федеральная, субъектов Российской Федерации, муниципальная) существует еще одна разновидность государственной собственности на землю – «неразграниченная государственная собственность», что, в том числе, признается и в свежем Определении КС от 11 февраля 2021 года № 186-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 234 ГК РФ.

При этом Конституционный суд вопреки ранее высказанной в постановлении № 48-П позиции, в определении отмечает, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными. Занятие без каких-либо правовых оснований несформированного земельного участка, заведомо для владельца относящегося к публичной собственности, не может расцениваться как не противоправное, совершенное внешне правомерными действиями, т.е. добросовестное и соответствующее требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 234 ГК РФ. Следовательно, положения статьи 234 ГК РФ не могут рассматриваться как нарушающая конституционные права в конкретном деле с участием заявителя и в указанном им аспекте.

В настоящее время большинство случаев из судебной практики, когда суды принимали решение о передаче земельного участка в частную собственность (в том числе постановление КС 48-П) в силу приобретательной давности, касались земельных участков, занятых жилыми домами и прочими постройками граждан. Данные участки не были зарегистрированы в реестре в качестве федеральных или муниципальных земель, а находились в неразграниченной государственной собственности.

Представляется, что участки из таких земель и должны предоставляться в частную собственность не в силу приобретательной давности, а с целью реализации принципа единства судьбы земельного участка и здания расположенного на нем. Собственно можно предположить, что именно руководствуясь этим соображением Конституционный суд и применил статью 234 ГК РФ в постановлении КС 48-П.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд, природная связь земельного участка и находящихся на нем иных объектов недвижимости обусловливает принцип единства судьбы прав на земельный участок и находящиеся на нем объекты, являющийся одним из основных начал земельного законодательства, отраженным, в частности, в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (Постановление от 11 февраля 2019 года N 9-П).

Однако необходимо учитывать, что земельное законодательство содержит закрытый перечень оснований и процедур приобретения гражданами и юридическими лицами земельных участков в частную собственность за плату и бесплатно (на торгах и без торгов), однако среди таких случаев сохраняется значительное число, когда участок, занятый строением уже принадлежащим лицу на праве собственности, должен быть именно выкуплен у государства.

Такая ситуация в контексте принятия постановления Конституционного суда № 48 представляется абсурдной, поскольку такие земли в результате давностного владения так или иначе окажутся в собственности лиц, обладающих правом собственности на недвижимость расположенную на участке.

В Российской Федерации уже существует два федеральных закона, которые реализуют принцип единства судьбы земельных участков и зданий на них расположенных, наделяя правом собственности на землю правообладателей зданий.

Во-первых согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того Закон о введении в действие ЗК РФ содержит аналог гражданско-правовой конструкции приобретательной давности. Согласно п. 4 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ. Можно предположить, что в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ речь идет о частном случае приобретательной давности. Но можно ли тогда сказать, что Земельный кодекс РФ сужает сферу действия давности владения ГК РФ до частного случая (участка с домом)? Наверное, нет, поскольку изначально в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ ничего не говорилось ни про сроки, ни про добросовестность, ни про иные условия. Из этого следует, что в Законе о введении в действие ЗК РФ указана «автономная» процедура, не имеющая точек соприкосновения с ГК РФ и приобретательной давностью. Но тогда возникает вопрос о том, не следует ли расширить эту процедуру из Закона о введении в действие ЗК РФ, поскольку именно она и позволит реализовать принцип единства судьбы зданий и земельных участков.

В результате проведения «дачной амнистии» ощутимо упрощен механизм приобретения в частную собственность земельных участков и индивидуальных жилых домов. Однако в части бесплатного приобретения в собственность земельных участков законодатель до сих пор предполагает, что у граждан есть хоть какие-нибудь документы на земельный участок. Поэтому специальной законной процедуры для случаев, когда у гражданина отсутствуют вообще документы не на дом, а на земельный участок, все еще нет.

В настоящее в ГД РФ находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены», основной целью которого является оформление прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены.

Можно сделать вывод о том, что земельные участки, зарегистрированные в частную собственность, не должны передаваться другим лицам в силу приобретательной давности в силу того, что невозможно заблуждаться по поводу наличия права. Тем не менее, на такие участки должна распространяться статья 234 ГК в случае если право лица, которое заблуждается в вопросе наличия у него права собственности все же будет зарегистрировано в реестре, а у правообладателя истекут сроки предъявления виндикационного иска.

Аналогичным образом если земельный участок зарегистрирован в публичную собственность (например, федеральную собственность), то, учитывая цель использования находящихся на нем объектов, можно однозначно утверждать о невозможности их захвата гражданами по давности владения (даже если они и не ограничены в обороте) просто в силу их особой функциональной специфики.

Отсюда следует, что самый логичный выход из сложившейся ситуации состоит в том, чтобы нормативно закрепить возможность возникновения права частной собственности граждан и юридических лиц в силу «приобретательной давности» на участки исключительно из состава «неразграниченной государственной собственности», не имеющей конкретного публичного владельца в силу нахождения у граждан и юридических лиц на таких участках объектов недвижимости. Такое решение удовлетворит имеющийся запрос на оформление прав на землю, который выразился в постановлении КС 48-П, упорядочит землепользование и администрирование доходов бюджетов от поступления земельных платежей, переведя их в налоговую форму.

Приобретение земельного участка по кадастровой стоимости

Подборка наиболее важных документов по запросу Приобретение земельного участка по кадастровой стоимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Приобретение земельного участка по кадастровой стоимости

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 13 “Способы приватизации государственного и муниципального имущества” Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”
(ООО юридическая фирма “ЮРИНФОРМ ВМ”) Удовлетворяя требование о признании недействительными договора мены недвижимого имущества, договора купли-продажи земельного участка, заключенных между ответчиками, применении последствий недействительности сделок, суд в порядке пункта 1 статьи 13 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” установил, что стороны, передавая спорное помещение на праве оперативного управления, а впоследствии в собственность по договору мены, изначально имели намерение и преследовали цель приватизации имущества – зданий, помещений и земельного участка не предусмотренным законом способом, передав его в собственность ответчика, при этом воля сторон сделок направлена не на действительное соблюдение требований законодательства, регламентирующего порядок владения, пользования и распоряжения государственным имуществом, а на придание формально правовой формы порочным правоотношениям, преследующим реализацию объектов в пользу конкретного юридического лица, воля которого направлена на приобретение земельного участка за 15% кадастровой стоимости без проведения процедуры торгов.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 24.20 “Внесение результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости” Федерального закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”
(ООО юридическая фирма “ЮРИНФОРМ ВМ”) Урегулируя разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка в части выкупной цены, суд в порядке статьи 24.20 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” установил, что нахождение спорного земельного участка, на котором расположены принадлежащие истцу объекты недвижимости, в ведении иного лица, смена публичного собственника спорного участка не позволили истцу по независящим от него обстоятельствам приобрести участок в собственность до соответствующей даты, что, однако, не лишает его права на приобретение земельного участка по льготной цене в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости на основании решения органа местного самоуправления, действовавшего в период обращения истца за его приобретением.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Приобретение земельного участка по кадастровой стоимости

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости 29 апреля 2016 г. Корнеевым О.Ю. получен ответ от 24 марта 2016 г. об отклонении протокола разногласий, так как на момент принятия решения о заключении договора купли-продажи земельного участка кадастровая стоимость земельного участка составляла 12 581 583 руб. 8 коп. (л.д. 45).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Учет есть, рисков – нет
(Князева Е.)
(“ЭЖ-Юрист”, 2017, N 28) Таким образом, приобретение земельного участка без кадастровой стоимости не влечет рисков для покупателя.

Нормативные акты: Приобретение земельного участка по кадастровой стоимости

“Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)”
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017) 29 апреля 2016 г. К. получен ответ от 24 марта 2016 г. об отклонении протокола разногласий, так как на момент принятия решения о заключении договора купли-продажи земельного участка кадастровая стоимость земельного участка составляла 12 581 583 руб. 8 коп.

Возможно ли и как приобрести земельный участок у администрации по кадастровой стоимости?

Земельный участок может быть либо в частной собственности, то есть принадлежать физическому или юридическому лицу, либо быть в собственности государства или муниципалитета. В подавляющем большинстве случаев принадлежащие государству и муниципалитету земли не поставлены на кадастровый учет.

При постановке на кадастровый учет определяются основные характеристики земельного надела, проводится его межевание (установление границ), выясняется стоимость земли.

Законодательство

Купля-продажа земельных участков регулируется Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, специальными законодательными актами для каждой категории земель, законами субъектов РФ и актами местных муниципальных властей.

Земельный участок приобретается, как правило, по цене, согласуемой с продавцом. Она может основываться как на рыночной, так и на кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 37 Земельного кодекса РФ «Особенности купли-продажи земельных участков» объектом купли-продажи могут быть только те земли, которые прошли государственный кадастровый учет. При заключении договора купли-продажи продавец обязуется предоставить покупателю всю имеющуюся у него информацию относительно обременений и ограничений участка.

земельное право

Покупка земли чаще всего, за исключением отдельных случаев, основывается на проведении и организации торгов в форме аукционов. Организаторы торгов — это, как правило, органы государственной и муниципальной власти.

Кадастровая стоимость не так давно стала необходимым атрибутом расчета налоговой базы на землю. К примеру, по Московской области ставка налога на землю может достигать 0,3% от кадастровой стоимости.

Что такое кадастровая стоимость земельного участка и как она формируется?

Кадастровая стоимость земель проводится согласно законодательству об оценочной деятельности. Кадастровую стоимость в соответствии с законодательством определяет специальная комиссия. Комиссия проводит оценку земли исходя из ее вида разрешенного использования, то есть целевого назначения.

Однако реальная цена может существенно отличаться от кадастровой ввиду того, что кадастровая оценка не учитывает ряд факторов и особенностей, оказывающих влияние на цену земли из-за массовости проведения кадастровых оценок.

В основном кадастровая стоимость земельного участка будет выше, чем фактическая цена участка.

Органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают среднее значение кадастровой стоимости по муниципалитету (району, городу).

Государственную кадастровую оценку проводят не меньше одного раза в 3 года (в городах федерального значения — один раз в два года) и не больше одного раза каждые 5 лет.

кадастровая стоимость земли

Если объект недвижимости имеет свой кадастровый номер, то организуется проведение кадастровой оценки земли с помощью массовой оценки без выезда экспертной комиссии на месторасположение участка. Момент проведения процедуры оценки собственнику неизвестен. Результат проведенной оценки и итоговая кадастровая стоимость земельного участка утверждаются распоряжением, а информацию заносит филиал Кадастровой палаты в единый реестр объектов недвижимости.

Индивидуальная оценка объекта может быть проведена только если массовый метод оценивания невозможно применить. Кадастровую стоимость объекта недвижимости можно узнать на официальном сайте Росреестра либо с помощью запроса в Росреестр.

Таким образом, кадастровая стоимость необходима, прежде всего, для определения размера налогообложения на участок.

Читайте также:  Виза в Италию сколько делается: нюансы оформления, документы

Как можно приобрести землю у государства или местной администрации по кадастровой стоимости?

Не каждую землю есть возможность выкупить в собственность.

Желаемый земельный участок должен обязательно пройти кадастровый учет, иначе без кадастрового паспорта земля не будет доступна для приобретения.

После постановки на кадастровый учет земля становится сформированным объектом недвижимости с собственной определенной кадастровой службой стоимостью.

покупка земли у государства

Региональные и федеральные законы предоставляют право физическому лицу или организации выкупить земельный участок по кадастровой стоимости, если:

  • У них есть права на бессрочное пользование таким участком;
  • Участок выставлен на аукцион;
  • Они являются собственниками недвижимости, которая построена на земельном наделе;
  • Есть право на наследование земельного участка.

Если у потенциального покупателя нет прав на землю, то все сведения о желаемой земле можно получить при отправке запроса в Управление Федеральной службы картографии, государственной регистрации и кадастра. В случае если на земле не проводилась процедура межевания (определение четких границ), но она учитывается на кадастровой карте, выписка из ЕГРП может быть не предоставлена.

В такой ситуации можно обратиться в местную администрацию за сведениями о собственнике. Цена земли необязательно будет по кадастру, даже если собственник будет найден.

Если же владельцем участка, как это бывает практически в 90% случаев, является муниципалитет или государство, то приобретение земли возможно только посредством аукциона. Торги не будут признаны состоявшимися, если заявка на аукционе будет единственной. Однако если на участке расположены здания и сооружения приобретателя участка, то земля продается без торгов.

Только так можно приобрести земельный участок по кадастровой стоимости, так как на аукционе и без торгов стартовая цена лота будет определяться кадастровой стоимостью, определенной комиссией при муниципалитете.

Для каких целей разрешается приобретать землю по кадастровой стоимости?

земля для ИЖС

Категория земли при покупке участка по кадастровой стоимости не имеет значения. Приобрести можно любой участок, принадлежащий государству, на основании торгов. Кадастровая цена будет лишь начальной ценой земли на торгах. Чтобы стоимость участка была по кадастру, необходимо иметь в собственности на участке свои здания и сооружения.

Что касается покупки земли у частного владельца, то тут цена определяется на договорных условиях и на основе рыночной и нормативных цен земель. Рыночная цена определяется в условиях конкуренции и открытости при учете осознанных и рациональных действий в своих интересах со стороны покупателя и продавца.

Процедура покупки земли по кадастровой стоимости

Законодательство довольно четко определяет приобретение земли без торгов в целях использования расположенных на ней объектов недвижимости.

Если участок не является образованным или его границы необходимо определить, собственник объектов недвижимости организует работу по подготовке схемы расположения земельного надела на кадастровом плане территории либо просит предоставить выписку из проекта межевания, если такой есть.

процедура покупки земельного участка

Затем следует обратиться в соответствующий орган власти, которому подведомственна территория участка, с подачей заявления о предварительном согласовании предоставления земли без проведения аукциона.

Государственный орган рассматривает заявление на протяжении 30 дней и выносит постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо дает отказ.

Вместе с принятием решения о предварительном согласовании утверждается схема расположения земельного участка, и земельный участок ставят на кадастровый учет.

Затем собственник располагающихся на земле строений обращается с заявлением о предоставлении участка без проведения торгов, рассматриваемое также в ходе 30 дней. С заявлением подается минимальный перечень документов, так как основную документацию для рассмотрения заявления (выписка о правах на объекты недвижимости и землю, кадастровый паспорт участка и прочее) орган власти запрашивает сам.

Если участок является сформированным с четко установленными границами, то собственник недвижимости на участке сразу обращается с заявлением о предоставлении земельного надела в собственность без проведения торгов.

В таком порядке участок можно будет оформить по кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельных участков в различных регионах России разных категорий

Ниже представлена таблица цен земель по их кадастровой стоимости в разных субъектах РФ и по различным видам разрешенного их использования:

Адрес земельного участкаВид разрешенного использования (категория земли)Площадь земельного участкаКадастровая стоимость
Московская обл, Коломенский р-н, деревня Щепотьево, улица БерезоваяДля индивидуального жилищного строительства1 550 м²1 065 609,5 руб.
Республика Башкортостан, г. Кумертау, улица ДжалиляДля индивидуального жилищного строительства1 307 м²504 000 руб.
Тверская обл, г. Тверь, улица РусскаяДля индивидуального жилищного строительства576 м²618 698,88 руб.
Краснодарский край, Славянский р-н, Бараниковский хутор, улица МираДля индивидуального жилищного строительства600 м²60 000 руб.
Челябинская обл, г. Магнитогорск, Тагильская улицаДля индивидуального жилищного строительства887 м²186 000 руб.
Ярославская обл, Некрасовский р-н, село Диево-ГородищеДля индивидуального жилищного строительства1 500 м²236 000 руб.
Красноярский край, Ужурский р-н, Ужур г, Победа Социализма улДля индивидуального жилищного строительства1 400 м²250 000 руб.
Республика Татарстан, Лаишевский р-нДля индивидуального жилищного строительства1 500 м²834 000 руб.
Краснодарский край, Темрюкский р-н, поселок Веселовка, Тенистая улицаДля индивидуального жилищного строительства1 012 м²478 726,6 руб.
Владимирская обл, Кольчугинский р-н, деревня ТюхтовоДля индивидуального жилищного строительства2 500 м²153 425 руб.
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Рабочая улицаДля индивидуального жилищного строительства1 000 м²625 000 руб.
Ростовская обл, Семикаракорский р-н, г. СемикаракорскДля индивидуального жилищного строительства640 м²120 000 руб.
Калининградская обл, Гусевский р-нСельскохозяйственное использование93 902 м²180 000 руб.
Иркутская обл, Иркутский р-н, деревня КарлукСельскохозяйственное использование61 860 м²500 400 руб.
Волгоградская обл, Киквидзенский р-н, Преображенская ст-ца, улица им Н.СуховаСельскохозяйственное использование35 893 м²260 224,25 руб.
Ростовская обл, Волгодонской р-н, поселок ПобедаСельскохозяйственное использование26 000 м²30 000 руб.
Чувашская Республика, Ибресинский р-н, Ширтанское с/пСельскохозяйственное использование4 500 м²16 200 руб.
Новгородская обл, Новгородский р-н, Тесово-Нетыльское городское поселение с/пСельскохозяйственное использование66 006 м²106 269,66 руб.
Республика Дагестан, г. Дагестанские Огни, пр-кт Михаила Ивановича Калинина пр-ктПредпринимательство70 м²228 410 руб.
Республика Татарстан, Менделеевский р-н, г. Менделеевск, улица ФоминаПредпринимательство600 м²12 332,07 руб.
Республика Башкортостан, Чишминский р-н, Чишмы пгт, Тополиная улицаПредпринимательство7 527 м²5 994 000 руб.
Ленинградская обл, Ломоносовский р-н, поселок РопшаПредпринимательство1 000 м²3 511 790 руб.
Республика Башкортостан, Давлекановский р-н, Сергиопольский с/сДля ведения личного подсобного хозяйства2 003 м²113 800 руб.
Пензенская обл, Мокшанский р-н, деревня Пяша, Строительная улицаДля ведения личного подсобного хозяйства1 995 м²34 852,65 руб.
Хабаровский край, Хабаровский р-н, село МичуринскоеДля ведения личного подсобного хозяйства572 м²185 688,36 руб.
Краснодарский край, Темрюкский р-н, Ахтанизовская ст-цаДля ведения личного подсобного хозяйства1 000 м²172 200 руб.
Воронежская обл, Борисоглебский р-н, село МакашевкаДля ведения личного подсобного хозяйства2 000 м²150 300 руб.
Архангельская обл, Приморский р-н, Большие Карелы дДля ведения личного подсобного хозяйства633 м²180 468,3 руб.
Ростовская обл, Октябрьский р-н, Нижнедонской поселок, Восточная улицаДля ведения личного подсобного хозяйства2 010 м²112 841 руб.
Самарская обл, Богатовский р-н, Печинено с, Зеленая улДля ведения личного подсобного хозяйства139 м²9 988,54 руб.

На что необходимо обратить внимание?

При выборе земельного участка первым делом необходимо проверить, проводилась ли на нем процедура межевания.

Если ее не было, то есть риск получить землю без четких и конкретных границ, что уже может создать трудности в использовании земельного участка.

Процедура межевания может быть проведена кадастровой службой по заявлению покупателя либо землеустроительной компанией, которая имеет лицензию на проведение такого рода работ. Поэтому не стоит сразу же радоваться низкой кадастровой стоимости, так как вполне вероятно на такой земле не проведен весь комплекс работ по ее устройству и оформлению.

земельный участок для сельского хозяйства

Стоимость по кадастру также зависит от площади участка, наличия коммуникаций и прилежащей к земельному наделу инфраструктуры.

К примеру, перед приобретением важно получить сведения о физических возможностях грунта. Качество грунта напрямую влияет на способ организации водоснабжения. Это может быть как магистральный водопровод, индивидуальный колодец, так и скважина.

При оценке стоимости земельного участка кадастровая служба также принимает во внимание наличие возможности подключения к сетям канализации, в особенности при расположении земли рядом с озером или рекой.

На стоимость большое влияние оказывает развитость отдельных инфраструктурных сегментов. Если планируется использовать земельный участок в целях проведения сезонного отдыха, то достаточно будет обслуживания дорог администрацией, благоприятной экологической обстановки и возможности застраховать имущество и строения.

Если же в планах постоянное проживание — следует выяснить возможность телефонизации, проверить попадание территории в район обслуживания сотовых операторов.

Также для благополучного проживания выясняется, насколько работает централизованный вывоз мусора, почтовая доставка, доступны ли больницы, магазины, общественный транспорт.

купить квартиру в турции на берегу моря

Обмен жилья по договору социального найма имеет свои нюансы и особенности.

Планируете купить квартиру в Турции на берегу моря? В нашей статье есть полезная информация для вас.

Как провести временную регистрацию в Калининграде? Подробно об этом здесь.

Когда в покупке земельного участка по кадастровой стоимости могут отказать?

продажа государственных наделов

Есть некоторые основания отказа в предоставлении земельного участка в собственность:

  • На земельный участок наложен публичный запрет на приватизацию;
  • Нельзя предоставить ввиду расположения на земле объектов недвижимости других лиц;
  • На земельном участке расположен объект, являющийся объектом незавершенного строительства, под которыми установлен особый правовой режим оформления прав на землю.

Публичный запрет на приватизацию участка — это изъятие его из оборота, наложение ограничения в обороте (нет разрешения на предоставление частным собственникам), установленный запрет законодательством федерального и местного значения, резервирование земли под государственные или муниципальные нужды.

Важно! Есть два варианта решения проблемы, если на участке расположены объекты недвижимости другого лица:

Варианты покупки земли по кадастровой стоимости: основания и возможности

Варианты покупки земли по кадастровой стоимости

Покупка земельного участка по кадастровой стоимости (КС) – во всех отношениях выгодное приобретение. Российским законодательством определен порядок приобретения земельных участков в собственность: посредством открытых торгов. Но кадастровая цена на землю устанавливается лишь в начале аукциона. Далее она возрастает согласно поданным заявкам и предложениям. Однако, есть несколько вариантов покупки участка по КС.

Что такое кадастровая стоимость

В Законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (N 135-ФЗ) дано определение кадастровой стоимости земельных участков. Под ней понимается цена, установленная в ходе проведения государственной оценки. Она, оценка земель, выполняется с привлечением компетентных лиц, избранных на конкурсной основе. Проведение процедуры определения КС инициируется администрацией населенного пункта.

Исполнитель, производящий оценку земель, в обязательном порядке заключает с администрацией договор, согласно которому отвечает своим имуществом за возможное допущение ошибки в ходе выполнения взятых на себя обязательств.

Варианты покупки земли по кадастровой стоимости для граждан

В 2015 г в ЗК РФ были внесены правки, на основании которых стала возможной покупка земли, минуя обязательный для большинства категорий граждан, этап торгов. Основания этой возможности указаны в п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6 и п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ. Согласно поправкам, есть 10 способов получить желаемый участок земли, минуя обязательную процедуру аукциона. То есть, купить землю по кадастровой стоимости или ниже нее.

Если на участке возведено жилое или нежилое строение, его собственник имеет преимущественное право выкупа. Эта возможность не нова, аналогичная льгота действовала и раньше. Но в случае покупки земли под своим строением всегда остро стоял вопрос ее стоимости. Сегодня эта сумма минимальна и составляет всего 3% от КС (согласно поправкам, внесенным в ноябре 2016 г).

как узнать налог на земельный участок по кадастровому номеру

Приобретение участка в пределах населенного пункта с целью возведения жилого дома (ИЖС), ЛПХ, КФХ, садоводства и дачного хозяйства. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Основной критерий покупки без торгов: нахождение в пределах населенного пункта. Немалое количество привлекательных участков для садоводства, ЛПХ и КФХ находятся за пределами населенных пунктов. Дачу тоже желательно иметь в экологически благоприятной зоне. То есть, за городом. Получается, что выгода только в случае приобретения под ИЖС.

Еще два важных условия льготной покупки:

  • гражданин должен подать соответствующее заявление о намерении купить участок;
  • гражданином должно быть получено предварительное согласование о выделении земельного участка администрацией населенного пункта.

Покупка участка с целью развернуть производство сельскохозяйственной продукции, при условии, что эта земля находилась в аренде у этого гражданина не менее 3-х лет. Обязательное условие: заявление о намерении выкупа земли должно быть предоставлено в орган власти во время действия договора аренды.

Гражданин, участник некоммерческой организации, может выкупить без торгов участок, выделенный организации под ведение садоводства и огородничества.

Варианты покупки земли для ИП и организаций

  1. Покупка КФХ или сельскохозяйственными организациями, ранее использовавшими эту землю. Обязательное условие: заявление должно быть предоставлено администрации не позже 6 месяцев со дня приобретения земли муниципалитетом в собственность. Цена земли в этом случае составит не более 15% КС. В некоторых субъектах федерации земля может быть передана в собственность арендатора бесплатно, если срок аренды превысил 10-15 лет.
  2. Юридическое лицо, имеющее право бессрочного пользования, может выкупить этот участок без торгов.
  3. Право покупки получают организации, заключившие договоры о комплексном освоении территории.
  4. Продажа участка под ИЖС, выделенного из участка для комплексного освоения территории.
  5. Некоммерческие организации могут выкупить землю, на которой находится их имущество.
  6. Земли, превышающие размер 1га на 1 человека (сверхлимитные), выделяемые согласно закону для дальневосточников.

Процедура выкупа

Федеральный закон РФ №251-ФЗ обязал претендентов на покупку участков внести его в ЕГРП. Если со дня постановки земли на кадастровый учет прошло более 5 лет, и она не внесена в ЕГРП, следует снятие с кадастра. Поэтому прежде всего нужно решить этот вопрос.

Для получения согласования на выделение участка в администрацию предоставляют следующие документы:

  • паспорт;
  • квитанцию об оплате госпошлины; или заявление о намерении приобрести участок в собственность.

После завершения процедуры согласования, идут в регистрационную палату и предоставляют:

  • ДКП (договор купли-продажи);
  • паспорт;
  • квитанцию или документ об оплате стоимости участка;
  • постановление администрации о передаче участка гражданину в собственность;
  • документы о процедуре оценки земли.

Гражданин может оспорить проведенную оценку земли в судебном порядке. Процедура рассмотрена в рекомендациях Министерства экономразвития РФ. Случаи оспаривания КС нередки, если приобретатель нашел ошибки, допущенные при оценке площадей.

Но большинство покупателей остаются довольны, так как на льготных основаниях предоставляются участки по КС или ниже ее. Процедура оформления земель в собственность на сегодняшний день отработана и не вызывает проблем ни в администрации, ни в регистрационной палате.

Кто может купить землю по кадастровой стоимости у администрации и государства и как это сделать?

Чаще всего купля-продажа земельных участков осуществляется по рыночной стоимости, а сделки заключаются между физическими и/или юридическими лицами напрямую. Но есть возможность приобрести землю по кадастровой стоимости у муниципального или государственного собственника. Однако такая сделка имеет ряд особенностей.

Кто может совершить покупку земельного участка у администрации?

Земельный кодекс РФ допускает приобретение земельного надела у государства как юридическими, так и физическими лицами (статья 16). Исключение составляют заповедные и лесные зоны.

Справка! Иностранцы или лица без гражданства не имеют права купить земельный участок на приграничных территориях.

Случаи продажи ЗУ на торгах и без их проведения

Статья 39.3 Земельного кодекса РФ предполагает возможность приобретения муниципальных или государственных земель двумя способами:

  • путём участия в аукционе;
  • без торгов.

В п. 2 указанной статьи перечислены ситуации, когда проведение торгов не требуется.

Участие в аукционе требует выполнения определённых правил:

  • участниками торгов могут быть граждане РФ, предоставившие необходимые документы для совершения сделки;
  • участвовать в них могут все лица, успевшие подать заявки;
  • каждый участник должен подтвердить свою платёжеспособность путём внесения задатка.
Читайте также:  Как вписывать в раздел 3 отчета суммы больше и в пределах лимита базы

Не будут допущены лица, подавшие заявки после окончания срока принятия документов, предоставившие неполный пакет бумаг либо не имеющие право участвовать в торгах по определённым территориям.

Аукциону предшествуют этапы:

  1. утверждение схемы;
  2. проведение кадастровых работ; (почему эту процедуру могут приостановить либо совсем отказать в ее проведении, читайте тут);
  3. подключение надела к инженерным сетям;
  4. принятие решения о проведении торгов;
  5. публикация информации о дате, месте и времени проведения аукциона.

После этого осуществляются торги, выбирается победитель и с ним заключается договор купли-продажи земельного участка. Последний этап – публикация результатов торгов.

Если в аукционе принимал участие единственный покупатель и при этом изъявил желании приобрести лот, с ним заключается договор на условиях, указанных в заявке на проведение торгов.

Пошаговая инструкция приобретения

Для покупки участка земли необходимо последовательно выполнить ряд шагов.

Поиск свободного участка

Найти подходящий участок можно на кадастровой карте. Для уточнения статуса надела следует отправить запрос в местную администрацию.

Требования к земле для покупки такие:

  • участок является свободным, т.е. он не находится в собственности у кого-либо, в его отношении не заключён договор аренды и т.п.;
  • земля не обременена;
  • рядом нет территорий под масштабную застройку;
  • на наделе нет незавершённого строительства либо подстроек, находящихся в собственности других лиц;
  • участок не может быть изъят из оборота;
  • земля не относится к заповедной зоне.

Если участок не числится в кадастре, то нужно подготовить документы и поставить её на учёт (как происходит эта процедура и как написать заявление о постановке земли на учет, мы рассказывали тут).

Подготовка схемы расположения ЗУ на карте

В случае, когда выбранный надел земли не числится на кадастровой карте образованным либо у него не определены границы, то придётся подготовить схему надела. Это может сделать уполномоченный орган или кадастровый инженер. Но и самостоятельно подготовить её тоже можно. Однако лучше воспользоваться услугами специалиста, поскольку он произведёт топографическую съёмку и точно определит границы надела.

Если участок предполагается выкупать через аукцион, то схему обязана подготовить местная администрация.

При самостоятельном оформлении важно оформить схему по всем утверждённым правилам, а также точно определить углы и границы. Сначала нужно получить в Росреестре электронную копию кадастрового плана земельного участка, а затем обработать его в графическом редакторе и специальных программах (как выглядит кадастровый план и как его правильно читать, мы рассказывали в этой статье).

Все условные обозначения должны быть проставлены в соответствии с принятыми нормами.

Основная проблема самостоятельной подготовки схемы – определение границ надела, когда рядом нет границ. Тогда его очень сложно привязать к каким-либо ориентирам. Кроме того, даже если работа выполнена идеально, документ могут не принять, т.к. муниципальные органы неохотно принимают самодельные схемы несмотря на выгоду, получаемую от продажи земельных участков.

Подача заявления об утверждении схемы

После того как схема земельного надела подготовлена, её необходимо утвердить. Для этого подают заявление в местную администрацию. Составляется оно на бланке утверждённой формы. Документ называется «Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане». К нему следует приложит такие документы:

  • копию паспорта (заполненные страницы);
  • схему надела.

Вместе с этим заявлением нужно подать еще одно – о предварительном согласовании предоставления ЗУ. Оба документа нужно передать в администрацию, где их будут рассматривать в течение одного месяца. За это время муниципалитет готовит сообщение о старте аукциона и публикует его на официальном сайте.

Постановка на учет

В зависимости от того, будут ли поданы заявки на участие в торгах по участку, определяется то, каким образом надел будет поставлен на кадастровый учет. Есть два варианта:

  • если появились другие желающие приобрести эту землю, то администрация самостоятельно ставит ее на учет и готовит аукцион;
  • когда других потенциальных покупателей нет, этой процедурой занимается сам будущий владелец.

Во втором случае власти выдают ему постановление об утверждении схемы участка. С этим документом нужно идти к кадастровому инженеру, который подготовит межевой план и кадастровый паспорт, а также поставит землю на учет. После оплаты услуг в течение двух недель новый участок появится на кадастровой карте.

Подробнее об основаниях и порядке постановки земли на кадастровый учет мы рассказываем тут.

Подача заявления о выделении

После того как участок поставлен на учет в государственный земельный кадастр, необходимо подать в администрацию еще одно заявление. Оно также составляется на утвержденном бланке и называется «Заявление о выделении ЗУ из муниципальной собственности без торгов». К нему следует приложить схему и указать кадастровый номер надела.

В заявлении указывают такую информацию:

  • данные лица, подающего заявление;
  • непосредственно просьба о выделении надела;
  • указание кадастрового номера, расположения и площади участка;
  • вид использования земли;
  • реквизиты полученного ранее разрешения о предварительном согласовании;
  • перечень приложений (документов);
  • личная подпись заявителя, его адрес.

Также необходимо приложить разрешение о согласовании (копию), схему расположения кадастровый паспорт участка.

  • Скачать бланк заявления о предоставлении ЗУ без проведения торгов
  • Скачать образец заявления о предоставлении ЗУ без проведения торгов

Аукцион

В течение 30 дней администрация рассматривает заявление с приложенными к нему документами и объявляет о дате проведения аукциона.

К участию в аукционе не допускаются:

  • лица, указавшие недостоверные сведения либо подавшие неполный пакет документов;
  • представители без доверенности;
  • не предоставившие задаток;
  • иностранные организации с долей российских участников в уставном капитале менее 50%.

Аукцион считается завершенным, когда после троекратного объявления цены ни один из участников не поднял карточку. После этого один экземпляр протокола передается лицу, выигравшему торги. Результаты сообщаются там же, где ранее размещалось объявление об аукционе.

Если же на торги заявлялся только один участник, то на основании Приказа ФАС РФ № 67 от 10.02.2010 г. если на аукцион была подана единственная заявка либо присутствовал только один участник, то организатор должен заключить договор с этим лицом по цене и на условиях, указанных при подаче заявки.

Заключения договора купли-продажи

Последний шаг – передача земельного участка победителю торгов. С этой целью составляется договор купли-продажи. Предварительный его вариант направляется покупателю заблаговременно, поскольку он должен ознакомиться с содержанием документа и проверить его содержание.

В договоре содержится следующая информация:

  1. В шапке прописывают место, номер и дату заключения договора; там же указывают основание его подписания и данные сторон (покупатель и администрация).
  2. В основной части приводится описание предмета договора:
      , его площадь, месторасположение;
    • категория земли;
    • вид использования.
  3. Далее следует цена сделки, сроки оплаты, сроки, в которые необходимо внести средства.
  4. Права и обязанности, ответственность сторон.
  5. Реквизиты сторон, адреса.
  6. Подписи сторон.

Кроме того, в документе следует указать подробные банковские реквизиты администрации, на которые покупатель должен перечислить денежные средства.

В некоторых случаях в договор включается положение об обязанности покупателя предоставлять информацию относительно состояния и/или использования выделенного участка.

  • Скачать бланк договора купли-продажи ЗУ
  • Скачать образец договора купли-продажи ЗУ

К договору прилагается акт приема-передачи участка. Он составляется в трех экземплярах.

Составленный и согласованный договор подписывается в местной администрации, которой ранее принадлежал участок и которая организовывала торги и согласовывала документацию.

С подписанным соглашением покупатель должен обратиться в Росреестр. Дополнительно необходимо предоставить акт приема-передачи и копию паспорта. Если регистрировать сделку будет представитель заявителя, то он должен иметь на руках доверенность.

Перед подачей документов нужно заплатить госпошлину и предоставить квитанцию. В течение 5 дней данные будут внесены в Росреестр, а новый собственник земли получит свидетельство о праве собственности.

Как приобрести у государства без торгов?

Земельный кодекс РФ допускает приобретение земельного участка без проведения аукциона. Порядок оформления указан в статье 39.17:

  1. сначала необходимо подать заявление по установленной форме;
  2. приложить документы на право покупки участка без торгов;
  3. при обращении через представителя – доверенность на совершение действий этим лицом;
  4. при приобретении участка в огородническом или садоводческом товариществе – реестр его членов.

В течение 30 дней администрация изучает заявление и проверяет приложенные документы, после чего принимает решение о выкупе надела без проведения аукциона.

Основания для продажи без торгов также перечислены в Земельном кодексе:

  • участок выделен для ИЖС, ведения ЛПХ в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ от 24.07.2008 г. (ст. 39.3 ЗК РФ, п. 2);
  • по окончании пятилетнего срока безвозмездной аренды (ст. 39.5);
  • многодетным семьям (ст. 39.5);
  • на основании распоряжения или указа Президента РФ, распоряжения Правительства РФ (ст. 39.6, п. 2);
  • для ИЖС или ведения ЛПХ на срок менее 6 лет (ст. 39.10, п. 2);
  • если на данном участке расположено служебное здание, предоставленное гражданину (ст. 39.10, п. 2).

В указанных статьях перечислены все условия, на которых земельный надел может быть продан без торгов.

Основания для отказа

Статья 39.16 Земельного кодекса РФ указывает, в каких случаях в приобретении участка может быть отказано:

  • если надел уже выделен в аренду (на определенный срок или бессрочную) третьим лицам;
  • на участке есть постройки, принадлежащие другим лицам;
  • имеется объект незавершенного строительства;
  • надел находится в резерве, ограниченном обороте либо вообще изъят из оборота;
  • фактические характеристики участка не соответствуют тем, что заявлены в документах;
  • участок расположен на границе застройки;
  • надел уже был выставлен на торги ранее;
  • не определен вид разрешенного использования земли;
  • не определена категория участка.

Отказ может последовать и после того, как покупатель заявил о намерении использовать землю не по предназначению.

Земельный участок можно купить у местной администрации. Как правило, это происходит через аукцион. Однако Земельный кодекс предусматривает возможность приобрести землю без торгов и по кадастровой стоимости. Процесс подготовки документов и проведения аукциона регламентирован Земельным кодексом и другими нормативно-правовыми актами.

Как не ошибиться при выборе земельного участка?

Как не ошибиться при выборе земельного участка?

Риски покупателей земельных участков можно условно разделить на три группы.

1. Риски, связанные с оборотоспособностью участка, т.е. с возможностью его перехода от одного человека к другому. Чтобы минимизировать их, достаточно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Это позволит получить достоверную информацию обо всех обременениях земельного участка (наличие прав третьих лиц, правомочия продавца на распоряжение участком и т.п.).

2. Риски, связанные с тем, что границы участка не определены, определены неточно или неверно отражены в реестре.

3. Риски, связанные с градостроительными ограничениями, когда участок, право собственности на который зарегистрировано, невозможно использовать по назначению. Проблема заключается в том, что после внесения изменений в градостроительное законодательство в последние два-три года государство практически полностью сняло с себя ответственность за предоставление заинтересованным лицам достоверной информации об ограничениях использования земельных участков. Например, после приобретения участка для строительства жилого дома покупатель может выяснить, что ничего, кроме сада или огорода, на нем разместить не получится или что планируется прокладка газораспределительной сети через участок, а возможно размещение на нем спортивной площадки. Узнавать об этом потенциальный покупатель вынужден сам, поскольку сейчас нет документа, содержащего исчерпывающую информацию о градостроительных ограничениях, установленных в отношении каждого конкретного участка.

Таким образом, при выборе земельного участка следует выяснить, насколько точно определены его границы и соответствует ли его фактическое местоположение отображению его границ на публичной кадастровой карте Росреестра, а также изучить основную градостроительную документацию, действующую в регионе, где участок расположен (конечно, предварительно заказав выписку из ЕГРН). Рассмотрим каждый из этих вопросов подробнее.

Не хотите дорогу на месте своего участка – выбирайте тот, границы которого определены

7 августа 2020 г. Росреестр разместил на своем сайте обращение. Он призвал правообладателей уточнить границы ранее учтенных земельных участков и в случае необходимости зарегистрировать права на них в связи со вступлением в силу Закона о магистральной инфраструктуре 1 . Этот закон предусматривает возможность выдачи разрешения на строительство объектов транспортной инфраструктуры без оформления прав на земельные участки при условии, что такие участки находятся в публичной собственности и не обременены правами третьих лиц. Если в ЕГРН нет точных сведений о местоположении границ участка и права на него не зарегистрированы (возникли до 1998 г.), его правообладатель может столкнуться с тем, что на участке начато строительство объектов транспортной инфраструктуры, поскольку он ошибочно воспринят как свободный. В связи с этим Росреестр рекомендовал правообладателям узнать о наличии границ на местности по кадастровому номеру участка на публичной кадастровой карте ведомства и при необходимости обеспечить уточнение границ земельного участка с привлечением кадастрового инженера. В настоящее время в ЕГРН содержатся сведения о 24 млн земельных участков, не имеющих точного описания границ. Есть участки, которые еще не внесены в ЕГРН, – кадастровый номер у них отсутствует. Попробуем разобраться в этой ситуации.

Во-первых, в собственности граждан до сих пор имеются участки, права на которые не зарегистрированы. Но поскольку приобрести участок до регистрации прав на него никто не может, проблемы с ним могут возникнуть только у его собственника. Для потенциальных покупателей он угрозы не представляет, поскольку при желании продать такой участок его собственник должен будет зарегистрировать права на него, а это возможно только при постановке его на кадастровый учет и определении его границ по результатам межевания.

Во-вторых, имеются земельные участки, права на которые зарегистрированы, но они не проходили кадастровый учет, даже упрощенный, без межевания. Такие участки оборотоспособны, но приобретать их до постановки на кадастровый учет и определения границ опасно, поскольку защитить свои права потом будет чрезвычайно сложно. Вполне возможно, что, по данным реестра, на месте этих участков уже располагаются другие земельные участки. Однако таких на рынке не так уж много.

В-третьих, начиная с 2006 г. в рамках «дачной амнистии» граждане, которым земельные участки были предоставлены для непредпринимательских целей до введения в действие Земельного кодекса РФ в октябре 2001 г., получили возможность ставить их на кадастровый учет и регистрировать права на них без процедуры межевания, т.е. без определения границ на местности. В дальнейшем с принятием Закона «О государственном кадастре недвижимости» 2 такие участки были отнесены к ранее учтенным земельным участкам. В ст. 45 этого закона было указано, что граждане, которым земельные участки предоставлены для непредпринимательских целей до вступления его в силу, т.е. до 1 марта 2008 г., могут поставить их на кадастровый учет и зарегистрировать права на них без определения границ на местности. В кадастровом паспорте таких участков имеется фраза – «границы земельного участка в системе геодезических координат не определены». Эти участки также оборотоспособны и широко представлены на земельном рынке. Однако некоторые нотариальные палаты не рекомендуют своим нотариусам оформлять сделки с ними, видимо, понимая, какие риски связаны с их приобретением. Но нотариальное оформление подобных сделок не является обязательным.

Именно правообладателей трех названных групп участков и предупреждал Росреестр: срочно заказывайте межевание, осуществляйте полноценный кадастровый учет и регистрируйте права, если не хотите обнаружить на месте своего участка дорогу, например. Хотя закон этого не требует. Статья 69 Закона «О государственной регистрации недвижимости» 3 именует такие участки ранее учтенными объектами недвижимости и признает их учет юридически действенным. Кроме того, Минэкономразвития в одном из своих писем указывало, что ни один действующий нормативный акт не предусматривает требований к правообладателям таких участков по определению местоположения их границ и внесению соответствующих сведений в ЕГРН. Данные процедуры осуществляются по усмотрению правообладателей. И уточнение границ земельных участков сроками не ограничивается. Тем не менее приобретать участки, границы которых не определены, крайне рискованно.

Читайте также:  Как получить накопительную часть пенсии, а также как узнать её сумму?

Ошибка кадастрового инженера как причина наложения границ соседних участков

Названные выше правообладатели хотя бы знают, что их участки находятся в зоне риска. Гораздо хуже складывается ситуация в тех случаях, когда границы участка были определены по результатам межевания, но кадастровый инженер при его осуществлении допустил ошибку (подобные ошибки ранее называли кадастровыми, а со вступлением в силу в 2017 г. Закона «О государственной регистрации недвижимости» – реестровыми).

В ст. 61 Закона «О государственной регистрации недвижимости» указаны два вида ошибок: техническая, допущенная регистратором в виде описки, опечатки и т.п., и реестровая, содержащаяся в межевом плане и допущенная лицом, выполняющим кадастровые работы. Техническая ошибка исправляется по решению регистратора при ее обнаружении или после обращения заинтересованного лица. Реестровая ошибка исправляется путем подготовки нового межевого плана – для уточнения границ прошедшего кадастровый учет земельного участка.

Обнаружить реестровую ошибку самостоятельно на публичной кадастровой карте трудно. Обычно для ее выявления и исправления прибегают к услугам кадастрового инженера. Если из-за реестровой ошибки границы земельного участка «наложились» на смежный участок, целесообразно обратиться к смежному землепользователю и заказать у кадастрового инженера работы по уточнению границы. Если землепользователь не согласен, то придется обратиться в суд с иском к нему об исправлении реестровой ошибки. Однако важно понимать, что смежным землепользователем является не любой сосед, чей участок граничит с вашим, а лишь тот, чей участок, по данным реестра, имеет смежную границу.

Фактическое местоположение участка и обозначенное на публичной кадастровой карте должны совпадать

В еще более сложную ситуацию попадают те, чьи участки при смене системы координат, используемой для ведения ЕГРН (ранее – ГКН), оказались, по реестровым данным, далеко от их фактического местоположения – иногда в другом районе, на месте водного объекта и т.п. Смена системы координат происходила в нашей стране дважды. В результате многие земельные участки «съехали», хотя границы их при постановке на кадастровый учет были определены по результатам межевания. Правовой статус таких участков в законе не определен, и алгоритм поведения в этом случае не урегулирован.

Подобное изменение местоположения участка легко увидеть на публичной кадастровой карте. При его обнаружении следует обратиться в Росреестр с заявлением об исправлении технической ошибки. Как правило, Росреестр это делает, но только если не затронуты права третьих лиц. В противном случае, как сказано в ч. 4 ст. 61 Закона «О государственной регистрации недвижимости», ошибка исправляется по решению суда (хотя вряд ли можно назвать ошибкой смену системы координат). Здесь уже придется заказывать землеустроительную экспертизу и выявлять ошибки, допущенные при определении границ. Процесс этот может затянуться на многие годы.

Таким образом, прежде чем приобретать земельный участок, даже если его границы определены, следует по его кадастровому номеру узнать его местоположение на публичной кадастровой карте.

Внимание: в градостроительном плане земельного участка могут быть отражены не все ограничения его использования

Ограничения использования распространяются на все участки – находящиеся в собственности, арендованные и т.д. Многие свято верят, что все они отражаются в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ). Этим стали пользоваться недобросовестные продавцы, предлагая ГПЗУ потенциальным покупателям земельных участков. При этом информация в ГПЗУ может быть недостоверной, на законном основании он может не содержать сведения обо всех ограничениях использования участка.

Поясним: в 2017 г. изменилась правовая природа ГПЗУ. Он был исключен из документации по планировке территории и стал чисто информативным документом. ГПЗУ теперь никем не утверждается, хотя по-прежнему готовится органом местного самоуправления (например, в Санкт-Петербурге – КГА), и, по сути, важна лишь дата его подготовки, поскольку с этой даты до получения разрешения на строительство или подачи уведомления о начале строительства объекта ИЖС должно пройти не больше трех лет. При этом трехлетний срок действует лишь в отношении строительных норм и правил. Градостроительные же нормы (вид разрешенного использования, наличие установленных зон с особыми условиями использования территорий, параметры застройки) должны быть действующими на дату получения разрешения на строительство или направления уведомления о начале строительства, а не на дату выдачи ГПЗУ. То есть если после подготовки ГПЗУ в Правила землепользования и застройки были внесены изменения, то получить разрешение на строительство не удастся. Поэтому получать ГПЗУ заранее нет смысла, как и доверять имеющемуся.

Как минимизировать риски при покупке земельного участка?

Правовой режим земельного участка определяется градостроительным регламентом, который утверждается в рамках Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) для каждой территориальной зоны. Градостроительный регламент для каждого участка устанавливает три вида ограничений:

1. Виды разрешенного использования: основные, вспомогательные и условно-разрешенные. Основные и вспомогательные собственник участка выбирает и меняет самостоятельно. Условно-разрешенный вид может стать основным по решению администрации после общественных слушаний и публичных обсуждений.

2. Предельные параметры застройки и предельные размеры земельного участка.

3. Ограничения, предусмотренные федеральным законодательством, прежде всего связанные с установлением зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).

Кроме того, ПЗЗ должны соответствовать Генплану с точки зрения размещения объектов федерального, регионального и местного значения, а территориальные зоны ПЗЗ – функциональным зонам Генплана. Поэтому недостаточно изучить ограничения, установленные градрегламентом. Надо проверить, насколько ПЗЗ соответствуют Генплану. Если по ПЗЗ участок привлекательный, а согласно Генплану там должна располагаться школа или спортивная площадка как объекты местного или регионального значения, то приобретать такой участок не следует. То же с зонами – территориальными и функциональными. Если по ПЗЗ интересующий вас участок расположен в зоне среднеэтажной застройки, а по Генплану это зона специального назначения, например приаэродромная территория, то, скорее всего, построить там ничего не получится, ПЗЗ приведут в соответствие с Генпланом.

Заметим, что в отношении сведений о предусмотренном размещении на участках объектов федерального, регионального и местного значения хотя бы соблюдается требование о публичности информации: документы территориального планирования (Генплан) и градостроительного зонирования (ПЗЗ) находятся в открытом доступе. И если покупатель участка не всегда способен разобраться в них самостоятельно, то ему могут помочь специалисты. Иначе обстоит дело с зонами с особыми условиями использования территорий.

До августа 2018 г. ЗОУИТ считалась установленной, если информация о ней содержалась в ЕГРН (раздел «Реестр границ»). Можно было заказать выписку из ЕГРН и получить соответствующую информацию. После внесения сведений о границе такой зоны в данные Росреестра установившим ее лицом орган, уполномоченный на принятие ПЗЗ, должен был перенести эти сведения на карту, являющуюся приложением к ПЗЗ. При подготовке ГПЗУ ограничения, возникшие в связи с установлением ЗОУИТ, должны были быть в нем отражены.

Однако ситуация изменилась после принятия Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ. В его ст. 26 содержатся переходные положения, касающиеся ЗОУИТ. Согласно п. 8 ст. 26, до 2022 г. все ЗОУИТ считаются установленными, в том числе при отсутствии соответствующей записи в ЕГРН. То есть существование зоны презюмируется, если есть объект, в отношении которого она устанавливается. С 2022 по 2025 г., чтобы ЗОУИТ считалась установленной без внесения о ней сведений в ЕГРН, необходимо соблюдение одного из четырех условий, перечисленных в п. 8 ст. 26 (принятие решения органом власти; согласование границ зоны уполномоченным органом; наличие нормативного акта, регулирующего режим зоны, причем он не требует ни решения органа власти, ни согласования границ; вынесение решения судом). В отношении отдельных видов зон ст. 26 содержит специальные требования (например, ориентировочные санитарно-защитные зоны действуют до 2022 г.). Ситуацию усложняет еще и то, что согласно положениям Земельного кодекса РФ должно быть принято постановление Правительства РФ, которым будет регулироваться порядок установления каждого вида зон. Но такого акта до сих пор нет. В отношении большинства зон продолжают действовать ранее принятые нормативные акты.

Таким образом, ни в выписке из ЕГРН, ни в ГПЗУ информации об ограничениях использования земельного участка, возникших в связи с распространением на него ЗОУИТ, скорее, не будет. В то же время в большинстве ЗОУИТ возведение объектов недвижимости запрещено. Поэтому, если земельный участок с учетом сведений, содержащихся в ПЗЗ и ГПЗУ, выглядит привлекательно, следует обратиться в местную администрацию за дополнительной информацией о наличии вблизи участка объектов, ЗОУИТ которых могут налагаться на него. После этого придется самостоятельно с помощью нормативных актов, регулирующих режим соответствующих зон, рассчитать их размеры и убедиться, что на земельном участке есть место, свободное от градостроительных ограничений и достаточное для возведения, предположим, объекта ИЖС.

Если на уже имеющемся земельном участке построен объект и впоследствии выяснилось, что он размещается в пределах ЗОУИТ (например, охранной зоны или зоны минимальных расстояний от трубопровода), то в случае предъявления требований о его сносе защитить свои интересы вам поможет судебная практика. В 2020 г. Верховный Суд РФ в одном из своих определений высказал мнение, что поскольку в ЕГРН отсутствует информация об охранной зоне и о зоне минимальных расстояний от трубопровода, то, возводя объект ИЖС, гражданин действовал добросовестно 4 . Но в отношении зон охраны объектов культурного наследия Верховный Суд занял прямо противоположную позицию: отсутствие в ЕГРН информации о такой зоне не значит, что она не установлена.

В любом случае, если речь идет о приобретении земельного участка для ИЖС, лучше заранее побеспокоиться о возможности такого строительства, а не рассчитывать на то, что в суде удастся отстоять свои интересы. Если же «неудобный» участок уже куплен, не отчаивайтесь: с учетом противоречивого законодательства и неоднозначной судебной практики вероятность того, что вам удастся защитить свои интересы в судебном порядке, весьма высока.

1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

3 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Можно ли купить землю по кадастровой стоимости?

– Можно ли каким-то образом купить землю по кадастровой стоимости?

Отвечает юрист компании LDD Анна Попова:

Большинство желающих приобрести участок земли под дальнейшее строительство дома, дачи или просто бани не знает, что, помимо покупки земельного участка у частных лиц, есть еще и возможность купить землю у государства, причем по кадастровой стоимости.

Такой участок земли нередко стоит значительно ниже, чем уже готовый участок со всеми документами. Впрочем, при покупке земли по кадастровой стоимости придется столкнуться с немалым количеством бюрократических процедур.

Стоит учитывать, что не каждую землю можно выкупить на таких условиях. Земельный участок должен отвечать следующим условиям:

  • быть свободным (то есть не являться предметом договоров аренды и т. п.);
  • быть без обременений;
  • не иметь прилегающих к нему территорий под масштабную застройку;
  • не иметь на нем посторонних построек и недостроенных сооружений;
  • не находиться на территории, принадлежащей заповеднику.

Безусловно, если земля не числится в кадастре, то нужно будет заняться подготовкой схемы ее расположения, утверждением этих данных в администрации для дальнейшей постановки на кадастровый учет, так как земля без кадастрового паспорта недоступна для купли-продажи. Только после этого участок считается сформированным объектом недвижимости со своей собственной стоимостью, которую определила кадастровая служба.

Законодательство РФ предоставляет право и физическому, и юридическому лицу выкупать землю по кадастровой стоимости при условии, если:

  • у этих лиц есть право на бессрочное пользование таким участком;
  • участок земли уже выставлен на торги;
  • на данной земле есть постройки, принадлежащие этим лицам;
  • у данного лица имеется право наследования.

Если у желающего купить участок нет прав на него, то все нужные сведения о нем можно запросить в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре). Бывают случаи, когда на земельном участке не была проведена процедура межевания (определение точных границ), но он учтен на кадастровой карте, тогда выписку из ЕГРН можно не предоставлять. Следует просто обратиться в местную администрацию за уточнением сведений о владельце данной земли.

В большинстве случаев такие земельные участки принадлежат государству (муниципальным образованиям), поэтому земля приобретается через аукцион. Впрочем, покупка земли у государства без торгов тоже возможна – необходимо найти свободный участок и подать заявление в местную администрацию. Если в течение одного месяца никто не принял приглашение и не изъявил желания принять участие в торгах, то участок земли будет продан заявителю по кадастровой стоимости.

Однако если на участке имеются постройки, здания, сооружения приобретателя данного участка, то земля будет продана ему без торгов. В соответствующий орган власти подается заявление, к нему прилагается минимальное количество документов, так как всю основную документацию (кадастровый паспорт, выписка о правах на объекты недвижимости, находящиеся на участке, и другие необходимые сведения), орган власти будет запрашивать самостоятельно.

Именно так можно приобрести земельный участок по кадастровой стоимости: на аукционе и без торгов. Начальная цена такого лота будет определяться согласно кадастровой стоимости, определенной муниципальной комиссией.

Отвечает юрист юридической компании «Юдвин» Рустам Мухометьяров:

Исходя из практики, такую сделку можно совершить, причем с более выгодными условиями. Закон предусматривает выкуп земельного участка у государства, а если точнее, то у муниципального органа. Муниципальным органом является администрация района или города. Но для этого требуется определить точное местонахождение участка (заказать кадастровые работы), иметь на участке сооружения, например жилой дом либо хозяйственную постройку (гараж, баню и т. д.).

Если на этой земле у вас есть такие объекты, то необходимо написать заявление в администрацию, подготовить пакет документов. Потом получить согласие на выкуп у администрации и в дальнейшем заключить договор купли-продажи между будущим собственником и администрацией. Вы также должны заплатить до 15% от кадастровой стоимости участка – данный процент зависит от размера муниципального образования. Чем крупнее муниципальное образование, тем выше процент. Поле оплаты и подписания договора данные документы отправляются в Росреестр, и при отсутствии оснований для приостановки или отказа вам выдадут выписку из ЕГРН о наличии прав собственности на приобретенный участок.

Такой порядок приобретения по сниженной цене действует сейчас, но вскоре это может прекратиться. Что касается сделки купли-продажи, где продавцом будет выступать частное лицо или организации, формирование цены зависит от рыночной стоимости земельного участка. Вполне возможно, что рыночная цена будет равна кадастровой стоимости. Но устанавливать или нет такую цену – зависит от желания продавца. Обязать его поступить таким образом, к сожалению, никто не сможет.

Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова (Пятигорск):

Необходимо уточнить регион и город, где Вы хотите купить землю. Так как, например, в регионе Кавказских Минеральных Вод (Ставропольский край) выкупить землю вообще невозможно.

Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

Участки, которые находятся в открытой продаже в собственности физических или юридических лиц, выставляются по рыночной цене, кадастровая стоимость используется исключительно для определения налогообложения. По кадастровой стоимости можно приобрести землю, которая находится в собственности муниципальных образований и выставляется на продажу с торгов. Стоит отметить, что это не всегда выгодно, так как кадастровая стоимость во многих районах очень завышена.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Ссылка на основную публикацию