До скольки лет дети с овз могут учится в школе


до скольки лет дети с овз могут учится в школе

Семинар-практикум для педагогов по теме “Методические рекомендации для педагогов по обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе”.

Цель: повышение уровня профессиональных знаний педагогов об особенностях обучения школьников, имеющих особые образовательные потребности в общеобразовательной школе

Задачи:

– Расширить представление о понятии «ребенок с ОВЗ»

– Сформировать представление о возможностях обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении

– Воспитать толерантное отношение и сотрудничество при решении практических задач

1. Игра “Угадай желание короля”

для игры выбирают 3 человека:

1)король

2) народ

Король завоевал народ, и чтобы король помиловал народ , народу необходимо подумать и решить, как уговорить короля о помиловании, для этого ему необходимо догадаться, что хочет король и предложить это. При этом королю нельзя говорить напрямую, что он хочет, а он хочет рисовую кашу.

Вопросы для обсуждения:

-какие трудности возникли в процессе диалога?

-какие открытия сделали во время игры?

вывод: каждый стоит на своем и это ведет к непониманию и к трудностям в обучении детей с овз, необходимо учитывать их особые потребности.

2. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети , состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Условия определяет РПМПК

3. С чего начать?

1. Беседа с родителями ребенка. Необходимо получить как можно более

полную информацию о ребенке (особенности характера, поведения, привычки и т.п.).

2. Консультация специалистов: врача-специалиста, у которого наблюдается

ребенок (для правильной организации учебного процесса, обеспечивающей

охрану здоровья ребенка); учителя-дефектолога (методические

рекомендации); педагога-психолога; учителя-логопеда.

3. Изучение нормативно – правовой базы по обучению детей с ОВЗ.

4. Знакомство с программой, рекомендованной ребенку психолого-медико-педагогической комиссией.

5. Планирование совместной работы специалистов (учитель, педагог-психолог, учитель-логопед): составление индивидуального плана сопровождения.

6. Подготовка детей и родителей класса к принятию нового ученика.

7. Составление индивидуальной программы развития на ребенка с ОВЗ.

Нормативные документы учителя обучающего детей с ОВЗ :

– Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 “Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ

– Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ”

АОП -это образовательная программа,адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностямиздоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

иногда в рекомендациях ПМПК прописано Обучение по АОбщеобразовательной П, разработанной с ориентировкой на содержание ПрАООП начального общего образования с НОДА или РАС.

Категории детей с нарушением в развитии:

1.с нарушением слуха – не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие (может выявить педагог);

2.с нарушениями зрения – незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием (может выявить педагог);

3. дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны»;

4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения ( диагноз ставит невропатолог);

6. с нарушениями интеллекта – умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог, психиатр);

7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и невропатолог);

8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений);

9. дети-инвалид

Детям с такими нарушениям требуются особые условия, так у них особые образовательные потребности.

Особенности детей с ЗПР

1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней и тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

2. Не осознает себя учеником и не понимает мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Рекомендации по работе с ЗПР

Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).

Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

Различные формы взаимопомощи.

Дополнительные занятия с учеником учителя.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3. Индивидуальный подход к учащемуся.

4. Специальная система домашних заданий.

5. Усиление работы с родителями.

  1. Некоторые приемы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности и повышения мотивации. Использование тетрадей на печатной основе соответствующих новым требованиям ФГОС. Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. 2.Использование карточек при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа ребёнка. 3. Образцы решений на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).4.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

5. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. 6. Активные методы рефлексии.

например для формирования и закрепления понятий времена года, последовательность месяцев, дни недели и определения время по часам можноиспользовать тренажер “Часы -календарь”

использование различных сигнальных карточек как средство обратной связи на различных этапах урока. Например, в качестве системы оценивания: правильный ответ – рисунок зеленого цвета (знак «+» и др.), неправильный ответ – рисунок красного цвета (знак «– » и др.). Карточки со смайликами используются для определения эмоционального состояния в начале и в конце урока. В 3–4 классах можно использовать более широкий цветовой диапазон.

На этапе рефлексии детям предлагается оценить свою деятельность на уроке при помощи карточек «Светофор».

Солнышко (зеленый цвет) – все было понятно, я активно работал, не испытывал трудностей при изучении материала. «Можно двигаться дальше».

Солнце и тучка (желтый цвет) – были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с заданием, что-то осталось неясным. «Нужна небольшая помощь»

Тучка (красный цвет) – на уроке для меня было много непонятного, я был не готов отвечать на вопросы, при выполнении заданий испытывал затруднения, не мог самостоятельно справиться с поставленной задачей. «Стоп, мне нужна помощь!»

опорные схемы например для развития связной речи , более эффективная составленая самим учеником , например опорная схема по части речи существительное

использование карточек н-р закрепления последовательности числа в пределах 20, правописание гласной а или о в корне слова и др.

Особенности развития детей с НОДА

  • Несформированность двигательных навыков и умений – результат не только нарушенной моторики, но и недостаточности более сложных функций, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез).
  • Характерными проявлениями являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. наблюдаются различные нарушения голоса; он отличается монотонностью, немодулированностью, часто имеет гнусавый оттенок. У некоторых детей отмечаются разнообразные насильственные движения в речевом аппарате, которые особенно ярко проявляются при устных ответах и могут вызывать неестественную улыбку, гримасы, непроизвольное открывание рта, выбрасывание языка вперед
  • медленно включающиеся в задание, замедленный темп деятельности и слабая сила воли
  • характеризуется высоким уровнем невротизации, низкой самооценкой, фиксацией на двигательном дефекте, неадекватной оценкой себя как субъекта профессиональной деятельности, неадекватностью профессиональных интересов и внутренней картиной болезни

1.. На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима: фиксация в специальном стуле, удерживающем вертикальное положение ребенка сидя или стоя;

•применение утяжелителей для детей с размашистыми гиперкинезами (насильственными движениями), осложняющими захват предмета (ручки, книги или др.) или другую учебную деятельность (например, чтение, т.к. гиперкинезы мешают фиксации взгляда и прослеживанию строки);

обязательный перерыв в занятии на физкультминутку.

2.. В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.). особое внимание следует уделять подготовке руки к письму, выделить специальное время на формирование двигательного навыка письма, его последовательную отработку и закрепление.

3. Для детей с усиленным слюнотечением требуется контролирующая помощь со стороны учителя с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки – контроля за слюнотечением.

4. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость).

5. Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.

6. На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.

7. Необходима адаптация объёма и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить набольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.

8. Систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить набольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.

9. Особое место должны занять уроки ручного труда, рисование, так как, на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщённые приёмы умственной работы.

10. Необходимо учить детей проверять качество своей работы, как по ходу её выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе.

11. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал следует объяснять на индивидуально-групповых занятиях.

12. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.

13. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживать использованием красочного дидактического материала, введением игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.

14 Персональный компьютер был признан эффективным средством обучения людей с двигательными нарушениями, предоставляя пользователям, помимо прочего, возможность пользоваться письмом и общаться с окружающими

15. Каждому родителю необходимо дать рекомендации по воспитанию, обучению, коррекции недостатков в развитии с учётом возрастных, индивидуальных и психофизических возможностях их детей.

16.Развитие памяти ,внимание , мыслительных операций через развивающие игры;

Особенности развития детей с РАС

  • невозможность организовать полноценную и адекватную коммуникацию с окружающими (порой, одинаково трудно организовать общение, и с детьми, и со взрослыми)
  • Отсутствие речи ,эхолалия;
  • Недостаточное осознания существования других и их чувств;
  • Стереотипные движения тела;
  • Упорное ,зачастую не функциональное , занятия с объектами( обнюхивание, ощупывание, облизывание и т.д.)
  • Негативно относится к изменениям в жизненном укладе;
  • Нарушение мыслительных операций, память механическая
  • для преодоления своих трудностей каждому ребенку нужна своя опора, необходимо подбирать (создавать) наглядные материалы, представленные на слуховой, зрительной и тактильной основе (услышать, увидеть, написать). Это помогает каждому ребенку успешно решать познавательные задачи и находить свои пути для компенсации слабых сторон развития.
  • Для детей с РАС характерно лучшее усвоение учебных материалов, если они представлены в виде схем, алгоритмов, таблиц. Поэтому пространство вокруг доски должно быть оформлено таким образом, чтобы каждый урок мог сопровождаться демонстрацией адекватных наглядных материалов. Следует помнить так же, что пространство не должно быть перегружено информацией,
  • Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
  • внимание учащихся больше привлекают те наглядные материалы, в создании которых они сами принимали участие. Это так же эффективный метод усвоения и закрепления учебного материала. Подумайте, какие именно плакаты и таблицы могут нарисовать

Многие дети с РАС испытывают трудности в понимании сложных логико-грамматических конструкций. Часто встречаются учащиеся, которые до окончания начальной школы не могут запомнить последовательность времен года, дней недели, месяцев; не понимают, что значит «следующий за…», «находится между», «идущий перед…». Для преодоления этих трудностей рекомендуется использовать круговые диаграммы, ориентированные на интересы детей Их также можно делать совместно с учащимися, используя детские рисунки, обсуждая и анализируя, чем отличается от других эта конкретная часть дня, недели, года

Для запоминания последовательности месяцев года рекомендуется на каждый месяц наклеить фотографии тех детей, у кого в этом месяце день рождения. Тогда, глядя на диаграмму, ребенок будет подсчитывать, сколько месяцев осталось до его дня рождения, и запоминать их названия и последовательность. Рекомендуется также на

диаграмме отметить символически все основные любимые детские праздники, которые вы празднуете в школе: Новый год, Масленицу, Пасху,

23 февраля, 8 марта и другие.

Эффективным методом организации образовательного процесса с детьми РАС является использование пиктограмм.

Многие правила можно вводить при помощи символических знаков.

Например, чтобы добиться тишины в классе, можно ввести «Знак тишины» (рис. 2).

учитель приносит в класс лист и предлагает послушать как он падает, Для того чтобы услышать тихий шелест, с которым лист ложится на пол, дети поневоле замолкают. После этого учитель говорит: «А теперь давайте договоримся. Если я показываю на этот листочек, в классе должно быть так тихо, чтобы было слышно, как он падает». И с этого момента, учитель начинает пользоваться этим правилом: когда нужно

добиться тишины в классе, он МОЛЧА показывает на «Знак тишины».

Если сам учитель выполняет правило, учащиеся тоже быстро его усваивают. В начале каждого урока учитель прикрепляет при помощи магнитов к доске пиктограммы тех видов работы, которые предполагается провести на данном занятии. Таким образом, на доске наглядно задается план урока. Это помогает учащимся лучше рассчитывать свои силы. Создает у детей с РАС ощущение более стабильной, без неожиданностей, ситуации, задает алгоритм деятельности на данный урок. Если на уроке предполагается проведение самостоятельной работы, ученик знает об этом с

самого начала и морально готов к ней. Это особенно важно для учащихся с нарушениями аффективно-эмоциональной сферы.

Карточки PECS – система альтернативной коммуникации для детей с РАСС помощью карточек ребенок учится обращаться с просьбой к окружающим и выражать свои желания и эмоции, а также комментировать интересующие его события. Введение карточек ПЕКС способствует развитию коммуникативных навыков

Особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями

  • Особенности проявления интеллектуальных нарушений: при нарушениях интеллекта ведущими неблагоприятными факторами являются слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, то есть его плохая восприимчивость нового.
  • снижена работоспособность на уроке, быстро утомляются;
  • невозможностью длительной активной концентрации внимания, быстрой и легкой отвлекаемостью, неустойчивостью, рассеянностью и низким объемом (псевдовнимание);
  • снижен объем восприятия, т. е. одновременное восприятие группы предметов. Узость восприятия затрудняет овладение учениками чтением, вычислениями с многозначными числами и т.д.
  • пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что затрудняет овладение ими такими учебными предметами, как математика, география, история и др.
  • Большие трудности представляет для них восприятие картин Они, как правило, не видят связей между персонажами, не понимают причинно-следственных связей, не понимают эмоциональных состояний изображенных персонажей, не видят сюжета, не понимают изображения движения и т. п.;
  • Нарушение способности мыслительных процессов – анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения.

Рекоменндации по работе с УО:

  • Замедленность темпа обучения,
  • Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
  • Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
  • Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
  • Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

опора на более развитые способности ребенка;

  • направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:

– рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;

– выбор цели и средств ее достижения;

– регулирование действий учеников;

– побуждение учащихся к деятельности на уроке;

– развитие интереса к уроку;

– чередование труда и отдыха.

развитие всех познавательных процессов через игровую деятельность

Опыт практический (кинезиологические упражнения для развития межполушарных связей,задания для развития познавательных процессов)

притча про яблоки

110 способов позаботиться о себе

Медитация «Храм тишины

Раздача буклетов

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *