Правовая основа создания комиссии
Правовой основой создания комиссии является прекращение деятельности юридического лица посредством его ликвидации в соответствии со ст. 61 ГК РФ. Прекращение деятельности может осуществляться как по решению учредителей, так и в принудительном порядке (по решению суда).
На учредителей в случае прекращения деятельности организации в силу п. 3 ст. 62 ГК РФ может быть возложена обязанность по решению некоторых вопросов, например:
- назначения ликвидатора или комиссии;
- разработки порядка осуществления ликвидации;
- установления сроков ликвидации.
При осуществлении полномочий по прекращению деятельности организации созданный орган обязан действовать в строгом соответствии с действующим законодательством и с учетом интересов как учредителей организации, так и кредиторов.
Согласно п. 5 ст. 62 ГК РФ в случае уклонения учредителей от создания комиссии и неисполнения нормативного порядка прекращения деятельности организации может быть возбуждена судебная процедура ликвидации. Потребовать возбуждения дела могут как заинтересованные лица (например, кредиторы организации, которая не может расплатиться по своим обязательствам), так и государственные органы. В подобной ситуации ликвидация происходит в судебном порядке с привлечением к участию арбитражного управляющего.
Порядок составления и образец приказа о создании ликвидационной комиссии
Чтобы закрепить факт создания комиссии составляется приказ за подписью руководителя юридического лица. Образец данного документа доступен для скачивания на нашем сайте.
Скачать образец
Приказ является локальным актом и потому должен быть оформлен в письменном виде, подписан руководителем организации и заверен печатью. Ответственные сотрудники и должностные лица должны быть ознакомлены с документом, что подтверждается их личными подписями в акте ознакомления, расписке либо тексте приказа.
Приказ составляется с учетом следующих особенностей:
- Оформляется на фирменном бланке организации. Данное требование необязательно, носит рекомендательный характер. Подробнее о фирменном бланке можно прочитать здесь.
- Должен иметь регистрационный номер и дату. Порядок нумерации зависит от локальных актов, регламентирующих данную процедуру в организации. Подробнее о нумерации можно прочитать в другой нашей статье.
- Перед вводной частью указывается название — «Приказ о ликвидации организации и создании комиссии».
- Если приказ оформляется не на фирменном бланке компании, в нем должно указываться наименование организации (полное и сокращенное) и ее реквизиты.
- Документ должен содержать основание для его составления с указанием реквизитов решения, на основании которого процедура ликвидации инициирована.
- В документ включается перечень лиц, входящих в состав комиссии, с указанием сведений о председателе, заместителе, членах коллегиального органа.
- В приказе должен быть указан временной промежуток, в течение которого должна производиться ликвидация, и сроки предоставления отчетов о проведенной работе, в том числе промежуточного и итогового ликвидационных балансов.
- Приказ должен содержать сведения о лице, которое обязано контролировать его исполнение. После подписания с приказом должны быть ознакомлены под подпись все члены комиссии и иные должностные лица.
Состав ликвидационной комиссии при ликвидации организации. Сколько человек должно в ней состоять?
Вопрос ликвидации организации входит в компетенцию общего собрания либо единственного учредителя. В случае добровольного прекращения деятельности основополагающим документом будет решение участников общества, которое должно содержать дополнительно условие о создании комиссии. Состав ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица прописывается в приказе о создании данного органа.
Законодательством не установлено требований к наличию определенных навыков, опыта и уровня профессионального образования членов комиссии. Это означает, что учредители и руководитель организации самостоятельно принимают решение о составе ликвидационного органа.
Вместе с тем в случае ликвидации отдельных видов организаций и предприятий специальными нормативными актами могут быть установлены определенные требования к составу комиссии. В частности, в случае если организация учреждена Российской Федерацией, ее субъектом либо органом местного самоуправления, в состав комиссии, в соответствии с п. 4 ст. 57 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, должен входить представитель федерального органа, органа субъекта РФ или муниципалитета.
Законодательно не установлено, сколько человек в ликвидационной комиссии должно состоять. Как правило, в состав комиссии включаются:
- бухгалтер;
- юрист;
- экономист;
- иные лица, вступление которых обеспечит достижение поставленных целей с учетом соблюдения норм и принципов законодательства.
Кроме того, в состав ликвидационной комиссии обычно входят участники организации.
Независимо от количества членов комиссии, в том числе в случаях, когда ликвидатором выступает единственный учредитель, потребуется издание соответствующего приказа. На практике в комиссию чаще всего включаются руководитель организации, главный бухгалтер и начальник юридического отдела. Если в составе двух и более членов, из их числа назначается председатель.
Отметим, что члены комиссии в силу ст. 2.4 КоАП РФ являются должностными лицами и могут быть привлечены к административной ответственности в случае нарушения норм права, например по ст. 14.25 КоАП РФ (в части нарушения обязанности по своевременному предоставлению в ФНС сведений о ходе процедуры ликвидации).
Ликвидатор или ликвидационная комиссия ООО? Правовой статус и компетенция
Ликвидационная комиссия и ликвидатор с момента создания/назначения являются представителями юридического лица, при этом руководитель утрачивает право представлять интересы организации в государственных и муниципальных органах, судебных инстанциях, взаимоотношениях с контрагентами.
Важно отметить, что правовой статус ликвидатора и комиссии одинаков в связи с отсутствием различий в компетенции, на что прямо указывает п. 1.4 письма ФНС от 29.03.2018 № ГД-4-14/5962@. При этом учредители самостоятельно решают, создавать комиссию или назначать ликвидатора.
Правовые полномочия комиссии и ликвидатора также идентичны и предусматривают обычно следующий набор прав и обязанностей:
- представление интересов организации;
- публикация информации в СМИ о ликвидации и порядке предъявления требований в предусмотренный срок;
- реализация мер, направленных на выявление кредиторов и формирование дебиторской задолженности;
- направление уведомлений кредиторам о предстоящей ликвидации;
- формирование промежуточного ликвидационного баланса;
- продажа имущества с целью погашения долгов перед кредиторами;
- обращение в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом при наличии признаков несостоятельности;
- осуществление выплат в порядке очередности денежных средств по требованиям кредиторов;
- подготовка окончательного ликвидационного баланса.
Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен решением учредителей ликвидируемой организации. Созданный временный орган прекращает деятельность по достижении поставленной цели, то есть после внесения сведений о прекращении деятельности юридического лица в ЕГРЮЛ.
***
Таким образом, ликвидационная комиссия юридического лица назначается в случае, когда принято решение о ликвидации компании либо организация ликвидируется в принудительном порядке. С момента назначения комиссии руководитель юридического лица перестает осуществлять свои полномочия, которые переходят к комиссии. Задачей данного органа является подготовка организации к окончательной ликвидации, составление ликвидационных балансов, организация выплат кредиторам по имеющимся долговым обязательствам и т. п.