Сокращение сроков способствовало сокращению длительности судебного разбирательства, уменьшению нагрузки на судей надзорной инстанции, унифицированности арбитражного и гражданского законодательства. Если был пропущен срок, то он может быть восстановлен судом при условии признания причин уважительными, но в арбитражном процессе это можно сделать не позднее полугода с момента вступления в силу обжалуемого решения.
Объектами надзора в гражданском и арбитражном процессе являются постановления, решения, определения. Обжаловать в суды надзорной инстанции можно не только судебный акт целиком, но и его мотивировочную часть [1]. Главным условием является вступление данных актов в законную силу, если они еще не вступили в законную силу, то подлежат обжалованию в другом производстве.
В арбитражном процессе судебные акты, принятые судом надзорной инстанции обжалованию не подлежат и являются окончательными.
Данная стадия, как и в гражданском процессе, является самостоятельной. Надзорное производство выполняет функцию по проверке законности вступивших в законную силу судебных актов с целью защиты прав и интересов граждан и организаций в экономической или предпринимательской сферах.
Особенностями данной стадии является то, пересмотр судебных актов осуществляет Президиум ВС РФ.
- Полномочия президиума вс рф как суда надзорной инстанции арбитражный процессуальный кодекс
- Полномочия президиума вс рф как суда надзорной инстанции арбитражный процессуальный кодекс рф
- Результаты рассмотрения
- Полномочия президиума вс рф как суда надзорной инстанции арбитражный процессуальный кодекс рф 2022
- Полномочия президиума
Полномочия президиума вс рф как суда надзорной инстанции арбитражный процессуальный кодекс
Она проводится по форме и по существу. Полномочия суда надзорной инстанции в арбитражном процессе в части оценки жалоб аналогичные. Положения о порядке рассмотрения жалоб в рамках надзорного производства идентичные.
Формальные требования выполнить не сложно.
В них включены:
- наименование суда;
- перечисление участников процесса, их реквизиты;
- изложение обстоятельств дела;
- основания по мнению автора жалобы для отмены предыдущих решений или одного из них;
- просьба к суду (отменить или изменить одно из ранее принятых решений или их всех);
- перечень приложенных документов;
- квитанция об оплате госпошлины;
- подпись и дата.
Проверяется число копий документов, поданных с жалобой согласно числу потенциальных участников.
Как правило, эти требования выполняются почти всеми заявителями.
Полномочия президиума вс рф как суда надзорной инстанции арбитражный процессуальный кодекс рф
Второй пункт обычно связан с делами, в которых принимает участие прокуратура. Например, спор затрагивает организацию оплаты услуг ЖКХ напрямую поставщику, а не через посредников.
На момент 2017 года в ГПК наконец-то прописали право выходить с иском защиты неограниченного числа граждан и самим гражданам и общественным организациям.
Единство практики не выполняется при игнорировании разъяснений Конституционного суда, того же ВС РФ, либо не учитывается практика международных учреждений, в частности, ЕСПЧ.
Наиболее яркие примеры – игнорирование примеров из обзоров практики, издаваемых ВС РФ, вернее его Президиумом.
Результаты рассмотрения
Изучение доводов проводится уже судьями коллегии, выносящей затем уже коллективное решение.
Полномочия президиума вс рф как суда надзорной инстанции арбитражный процессуальный кодекс рф 2022
В российском законодательстве закреплен принцип единообразия применения и толкования норм права. Это означает, что нормы права должны применяться одинаково на территории всей РФ и не могут быть истолкованы по-разному в тех или иных субъектах РФ.
Полномочия президиума
По результатам рассмотрения надзорной жалобы Президиум ВС РФ вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения.
Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
4. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;
(в ред.
Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора. Полномочия Президиума Верховного Суда рф при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.
Основания для изменения или отмены решения арбитражного суда надзорной инстанции — установленные в АПК обстоятельства, при наличии которых ВС РФ вправе отменить или изменить судебные акты нижестоящих арбитражных судов (ст. 308.8 АПК).
Ст. 308 АПК основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда надзорной инстанции являются:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.
Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
2.1) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
(п.
Верховного Суда Российской Федерации на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту нахождения Верховного Суда Российской Федерации в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении судьям Верховного Суда Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о предоставлении судьям Верховного Суда Российской Федерации жилых помещений в собственность и служебных жилых помещений, а также устанавливает основания и условия предоставления судьям Верховного Суда Российской Федерации дополнительной площади служебного жилого помещения;
(п.
Президиум ВС РФ является единственным судебно-надзорным органам и действует коллегиально.
Критериями сравнения надзорного производства в гражданском и арбитражном процессе могут выступать срок для обращения в суд надзорной инстанции и объект надзорного производства.
Изначально в ГПК РФ срок обжалования судебных решений, постановления и определений, которые вступили в законную силу, составлял год. В арбитражном процессе срок обжалования судебных актов составлял три месяца.
Федеральным законом № 330-ФЗ от 04.12.2007 г. в гражданском праве был сокращен срок обжалования судебных актов с года до шести месяцев. В настоящее время статьи 319.2 ГПК РФ и 308.1 АПК РФ допускают подачу жалобы в суд надзорной инстанции в течение трех месяцев, со дня вступления в силу опротестовываемого решения в гражданском и арбитражном процессах.
Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
6.
Верховный Суд Российской Федерации осуществляет принадлежащее ему в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения.
7.