Понятие и признаки нормативно правового акта как предмета судебного нормоконтроля


понятие и признаки нормативно правового акта как предмета судебного нормоконтроля

Нормативный правовой акт – это официальный документ в письменной форме, содержащий правовые нормы и изданный субъектом без выхода за границы предоставленной власти.

4 признака что это НПА (нормативно-правовой акт)

Как и в случае с другими юридическими терминами, определение нормативного правового акта содержит кучу «умных» слов, в которых легко запутаться.

Разберём признаки НПА по полочкам, чтобы научиться отличать его от других источников права.

НПА — это обязательно письменный документ

Нормативный правовой акт – это текст на бумаге или в электронном виде.

В нём обязательно присутствует следующая информация:

  1. дата принятия, номер;
  2. название;
  3. кто издал;
  4. какие отношения в обществе регулирует.

Информация структурирована, разделена на статьи с частями, пунктами или абзацами.


G����6m8���’lgB~�T ;~ܭ{�����L��������Y”$’.O\�T�=�V�Iz#S����3���?ީ�����ֿ|L��������IQ���^�?�?��� ��s�[�/�o�Y3�����4� ���g&n�1�h2�b*�h�RDR��Sd���e��^U� ���b|�+��”]���R��M��K���Oׄ�-�ʠ.��V]+�:��t!]�]�� �{�W�oL���[��Yd��?��@�By�p�]܊�P�4��-��R�Ib�;LS骬b�^���[岮fEvk���;*���tI���b����W���7�f Ob�;XK80� �����F*”Kd���U��꒘�J�J7�����S��T��$�jW׮f�x)0*uT��E�Y��~�H�7�`-�*�v���FlH��z؝�V��R�x�!��0�F�1l,Kc� &03�#�{��_�����z�]͟�ʰ�9��7�u,�6��l;����;�N�����n�;�Z0c�a��’ �B��:�m�a��-�#N�|&�]`�ptD=v4E=n�\Oh�g�y�\go��Yk�z�i�~�K���*�����v�.:��p���b���W&2-RHX��_�ǵaB�(�*O�˕�\[��v�v�vg�I���K�=(�UgWT�U��g5;kԜ�� �w��u�N�?%.�t@:)]��8S��y�bjV�����U�V�Y���`��W���)�I�w��Jָ!����e� er�f�\�uȵ���+V�2�9�5:���da��$!KX T fa�h�aq����w�C�)�UI*�*G��\eW�Q�U�Tg����u��\c�l�l��j�hmZ�*S��gjOj/Ḛ0;�ХK���`�ڢ;���(&f’nJ<�� �^ԛ������;�G����� †�c��F�q����3�5�&�s��’/L�’oLފ�{ |���3�]����O�ׅ/@��.
Закон всегда выражает волю народа, обладает высшей юридической силой, с помощью чего регулирует особо важные общественные отношения.

Подзаконные акты изданы на основе законов и во исполнение этих законов, такие акты также содержат в себе юридические нормы, подзаконные акты базируются на законах, соответственно, обладают меньшей юридической силой.

Общие подзаконные акты в виде предписаний высших органов власти обладают следующими признаками:

  1. Указы президента обладают высшей юридической силой. Полномочия президента на правотворческую деятельность определяет Конституция страны или определенные конституционные законы.

Рассмотрим понятие нормативно-правовых актов, а также определим их основные признаки.

Нормативно-правовой акт представляет собой официальный письменный правовой документ, который содержит юридические нормы и принимается в соответствии с определенной процедурой уполномоченными государственными органами в порядке делегированного законодательства либо в порядке референдума. Данное понятие нормативно-правового акта раскрывает все его существенные признаки.

Нормативно-правовой акт находит широкое применение в странах с так называемым «писаным» правом, в их число входит и Россия. В понятии нормативно-правового акта определяются его характерные признаки, которые указывают на то, что он выступает одним из источников юридических норм и одним из видов правовых актов.

По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы

Закон – это нормативно – правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

Виды законов:

  1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
  2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции.

EN�LI����7#�0����{�� �bqԍ�n̓�2����߫����/�0l1�QzU��”�j�*V��d��\�O�E�?�ڇR�� 5J�p�2=0[�l��6% ����8-�T/��*�俫&FJ�/!�(򟃖�#B�wyGQ������w)G��N���-[2�Llٰ� 򞡒?_*[+�M�Ζ���$֋�z�sV^����#n���P��P�Q�cT`[����� YM��ƭ��:ڱ��Jq��]@�B_�h�A%��e�x�=G�TK5X�,��-�_�7��@g�Ag� +do��퐽��C�vh�%�ߎTۑ~;RnG�@ϋ���u���ۋ��W�2′!s2’a�-�; ���m���}��$�|r��v’!�z�$�L����)�!�����p��RQR�e�8�l�q�Ǖ(�;��� �8侨�!n���%�/��@_�~H5He��Gf�~)g�|D/��ͩ������ �o��1 M�=C�X�2n�P3��!��e-C~Bʐ�|`�#�y���E8�c�B��j�v�11�a!<�a�B�&�#,ypȏ5�ڄ�yF�~=�Y��g��”?y���sy!�9�u�s!4�L�#MH����-� TaZ�BxB����,�c!��B~}��O`&4�TB�4�’3��j��3��6]����LXB�4��̥R�p*���ƨB��)����S���d”��(�F!, م���”�f��GN#�KZ8� ͇�h�휇c��dc�a44�e�!L_B��i�� �cWB�”��=z�&!8!I4mt���q��:Žr�p#� ԃ���G�t=���G%Be7Q[�#L�K�7j}��!�X�’���|�� aL�&i�F�GB��z�^��?�X�{�A��|⣏������ �E&!<�A��v��pZ?��`D�2�o<�2Br4s?�g!8�A� �nr�p�� �!6�Ah �jR���gc4�A�Bg6��A�Ck����Y�^a�{��`��-B}� �Y,.
M�&O�Ħǚ^�b�^�H�JZ+=+m�{�M��� �Bˏ�`�k�»Ѕw@O���u�%w����x_» ���~�Dn��G�ҿa����Y�0��c�a;��x$H�H,<�&���V��g�r��PC%�< ���<��p��N\d��� ���@� �Rp�l��H�OT8�cY�EV����h�K_�&�l�H�’�qݬ�����x�T���h�ċsh8{W��4Y$,*�i��=�*�Ҵ��߰w�l��L;���ľ��h]�y6�m!T����-���(���8t���:XD_��0��$��I&.#i0��0�l�!�E�.�ۦ�M[.’�W/^�b����z�z4W��p�����S��h�50B�6�Z:P�<�lrc/çd9l�b�.R�p3���W�T�D�S:J%ߣ(��d1�4t�T����0�k䓭lZ�j/�S`ăo����{�1�Jn����+������(]RA��8%�e;�w٭�_�.���3�zw\���p1�oA}����$�d��ΉP����*��(\��bù�_fҔ�M�6�S���J�A�0�(??��O�f�j����[蚰CAx�9�L�;�2�$�Ұ�.V\��cC#v�Y�”�dfe67�9�a�hYpĔ���1���.j6����(Y099�8′):�9�i���ڜN����H��I� G��ց����S?[��ل��5�Qc��R��ZGZ���v��n5�H ��&AĻ���:��2���|���;ȓ��P1��/p]�-+���x*+IR��%�N�^j������m��J)�$�� �3?�n�g�M�I.���ċr���.Quv�e~{�8 t���դKsUK��s*N���x�a��C���6j����D��m�E*q��S�;�Ri $L�Qnqo�X-�;�LrGFD���Nk��h1��)�n �#�;�c�{l!n�]�\�y6ҕ�拍K;�T�TWPX6��g����F�N�.

  • по кругу физических лиц – граждане, лица без гражданства, иностранные граждане;
  • по кругу юридических лиц – государство (не являющееся юридическим лицом), органы государственного управления, общественные предприятия, организации, фирмы и др.
  • По содержанию подзаконные акты можно отнести к актам различных органов исполнительной власти. По субъектам составления и сфере влияния они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты. Например, интернет технологии, развиваясь, входят во взаимодействие с человечеством и обществом в целом.
    Государственный аппарат, реагируя подобный процесс взаимодействия, создает нормативные акты, которые служат регулятором отношений по поводу виртуальных и технических объектов.

    В этом ключевое отличие документа от правового обычая. Последний тоже регулирует отношения внутри общества, но необязательно выражен в письменной форме.

    Официальный характер

    На издание НПА требуется воля или хотя бы одобрение государства. К нормативным не относятся такие документы, как письма между организациями, наработки (проекты) ведомств.

    НПА содержит правовые нормы

    Главный признак.
    Правовые нормы – это эталоны поведения, рассчитанные на неоднократное применение и неопределённые группы лиц.

    Так, например, федеральные законы РФ касаются всех граждан и действуют до момента отмены.

    А вот приговор суда по уголовному делу или устав партии – это не НПА, а правоприменительные документы. Первый относится только к подсудимому, второй – только к членам политической организации.

    Хотя незнание закона не освобождает от строгих санкций , официальное опубликование нормативных правовых актов никто не отменял.

    Граждане и организации должны иметь хотя бы теоретическую возможность ознакомиться с законодательством. От этого зависит, вступит документ в силу или нет.

    В России есть несколько источников, где публикуются акты. Самый значимый из них – Официальный интернет-портал правовой информации.

    Находится по адресу pravo.gov.ru. На нём размещаются тексты всех НПА, принятых в государстве.

    По общему правилу, федеральные законы становятся для всех обязательными через 10 дней после размещения в открытом доступе, а НПА Президента – 7 дней. Но встречаются исключения (например, в сфере налогов, таможни, бюджета).

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *