Аннотация
Право на благоприятную окружающую среду – это понятие достаточно широкое, право граждан на благоприятные условия окружающей среды сегодня является незыблемой социальной ценностью, стабильность которой напрямую гарантируется Конституцией Республики Казахстан. Появление цифровых технологий в современную эпоху открыло возможности для поддержки этого права.
В данном научном исследовании дана правовая оценка действующей национальной, международной и зарубежной законодательной и нормативной базы в данной сфере. В научной статье рассмотрены наиболее актуальные вопросы реализации права на благоприятную окружающую среду в Республике Казахстан в условиях цифровизации, которая реализуется очень интенсивно в последние годы.
В тесной связи с этими целями находятся и выполняемые ими функции.
Важно отметить, что немалое влияние на деятельность российских экологических общественных объединений оказывает международный опыт общественного участия, который нашел свое отражение в «Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды»2. Уже из формулировки названия Конвенции видна суть того, что права общественности делятся, как бы, на три составляющие: на право знать, право участвовать в принятии решений и право на доступ к правосудию.
Но Россия до сих пор не подписала этот документ, который, по мнению А.Е.
Реализация права на благоприятную окружающую среду в условиях цифровизации экономики
Современные проблемы экологической миграции: правовой анализ // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 10. С. 168–175.
В. Правовые проблемы стратегирования в экологическом праве // Lex russica. 2020. N 1. С. 28–42.
2019.
2017. N 11. С. 172–179.
Другими экологическими правами граждан являются:
- право требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах, принимаемых по ее охране;
- право о возмещении вреда, причиненного человеку в результате экологических правонарушений;
- требовать в административном либо судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации экологически вредных объектов.
Все эти права предусмотрены Конституцией РФ и другими законами и являются способами реализации права на благоприятную экологическую обстановку.
В нашей стране право граждан на экологически благоприятные условия жизни обеспечивается в рамках экологической функции государства и природоохранительной деятельности всех граждан.
Gf��*03o�ךf�j�5�U�d�ͼ� ������3-$D�:s �F{�ދ��}\lЮ6�b7f+�puf�����R�h�z�4��SE7b�6͞�l�l�&:x’_�!��u.)u���0Q��E+o���~đ��”;��r�R����ǾǜH��(��`�U�����s��:]d”^�$O#���15��C:�É�jώ;�;���jm!��(f�O�4��$���&�L�;���U��I-�=H�^��=&��’d��$��z�!��}!0�J’g�h,��8Vj/s���ue�Ϊ��Fb���Ez�_�̳!��a�l�~���%��b쾃�ܪ��Ґ��ZfK;��A�”c?~�^�k\I*�ܙ�; ӎq��%����|��O��EW8�����b ���\t����Ó�87�I��F��hѥ���C��-�s?��3�Kc��t�XdžB�6�OW`�hЇ(i�G#�_�FVw?\��H�I(��i��\��X�j��hY±�vY�!���ٍ]�~���a���Bw�~��CQ��\1�҅�M��<����p��0+`���””A҈stream jP � ftypjp2 jp2 Yjp2hihdrmlcolr,res resd%̀%̀resc%̀%̀jp2c�O�Q)lmlm�R�\#”wv�v�v�oon�gLgLgdPPPEW�W�Wa�dKakadu-v6.3.1�dYKdu-Layer-Info: log_2{Delta-D(MSE)/[2^16*Delta-L(bytes)]}, L(bytes) -53.0, 3.9e+002 �� ����ePT���s���»�����xu�xW�7,��6Y�,���HK�b`y�:�ym��)J���Mu�7�F���5%���L�9�������8�P�2�d4/Rotate 0/Type/Page endobj 2 0 obj <stream x��][s�u.
E�fPE���P���&j���������d��e=&3�W”���g�� ��]���3�����r�����/h� |�o\�f�H�-Uͨ�Z蠱������jŪ�m�3��F7�W��(dG���`]�b�/����B���F/iEl�n�X�����”���]���!������?���g�ʑ#�a��W�5��x�8c���]d&�*��]g#䴘*đH��?6�ws:phRk~���-%�~Ƿ�xL��qD#B�`��[�,��&j������Z��k�isGYYcc�Aj�F8����| YH�S����F�-�̳����&���}���Yճ�b3�~��- �Z����<�+ �0ٌ����ut��X’�+”�5�vF%E�@�iX+��H[��f}¾v@e��}-�H�e������З#��”�e�W;u�5 ;������[W���I���)$JB�ًM�+ě��[q�]�0���9f�U�4:R@�~|�P2�R�;�v�����l �,$�xc�x��C�ʼn ��sm���\����Z^�[�����jԾ��O(�����g�4U };�Av���U}l���j`զ)m�t���`�R�؉’�Kܹ��pQ���0 �fW���s�����@7��ȭ:�!ؖ��jc��J�\���G��Ck���J�X(��z�bܓ��Ugg��I9��V��Ʊ�)M-`4<����BkǕ�L�f��d��n�`’GMʍx�a�J�_”�V�#C}Xr���z�Xg`dG.a�u�&Wj6Z�M�Ԑrx�J�K_���v��8p��ѓ�:=yV2’��l��*-^q�癮��9D��’Z�cEZcL�!Iz�K”� Ҭ5����yi��.�( ���Y�d�3�� t~mI{ ���!/�5�$�o��ыz)�9S�c)�OZ��r���n���N[3j��*�_P �{�� \�BŪ’��(�S�9.
И в этой сфере роль государства чрезвычайно важна. Именно поэтому очистка сточных вод может быть той областью, где бизнес и государство будут финансировать соответствующие проекты совместно. На всех предприятиях целесообразно установить или модернизировать очистные сооружения, благодаря чему снизится антропогенная нагрузка на водные объекты, а субъекты хозяйственной деятельности не будут подвергаться штрафам за отсутствие или неэффективность очистных сооружений.
S,Nq�n�D #N��P�y��L硦Fx��dw.Q��BO�G�TSj�6���”訔͆=Ԏ�~idZڅ��鮻@&”v���E_);��Y~!�ɚG��=l} 22�CL����ב^��¯��$��<�������(�i��B��h98L/$e�E����bø����a#�t��,�����l�b[��n)e� �v�,K���@�� ϧZԎ+효&���d,ɘMPU���E��v�ad!��b%뎔�]�d���$7cZZ�M0����’ �{�K,�6��żGo����Ļ�.��Gdp�S���ĝ��7�o�-y�+���I5f<���1+ix 3�#�\y����*,L®S�ۡ�����$�®�P%p��l��L����{��1t� ��z�����{��I,��w”�T�H��� �)n��Q8���5�@���dS!^��[f}/��ڒ�m�-�Ho��/���t���Mr@i�Qm6y�$�S��P�.E_�E�-ڌ �Y����Dt��y”sv� ����s���7���m���|�m��=�Q#�I�����0���ԅh�ˣ2��Pw��i=�(,0u��Ǚs��XI�j�uv�Z�{���W~#a���b��&�vum \���N�/I�^��P#S�~���7�0�’�)�3����B�a����Z��VĐL’��).� ��[Bn�0��!Ȼ��IX�:��<���?T��h��b�d��S���NV��L)�z���.\�”��G.� ‘d?�3&RknX�of�2_��[8�ː�6V5尿/iИ �h���-��h���A��pZ�1)�����fG�$;]z��2Tj^�P�I�P��DYi�Gj)�(�L����hB�-��i�7’1F3�ҿ�8Y��˽�%�Ţ����D)���Sγ�j�A�@(ʗC㷳�A�ަս���|����f�N $Ey;m�’������ؠ(� .���� ���,��[��T�I���zLLv���W沗�B�nw����2gѩ���.
K&G��Y9�v{S�J��k3J4F������lb��z �^�T��D���1�G���DZ�Q 粁���W�٣��z4xr 5�L*�$q�� ���l:C�t:h�=�b��yҾ�J��rP%(@”�,I#ky�s�i���71� b,}%���oH;|�-{ф�k 2�$�yC�!P���B�%������W�!�^*��o����b#r��E�D�v˯ �M����U�݊�SwD���rEb�pU6;�.� �I��9��D�w�%.=x|5.�k��d_ǩv�g��a�H�ܑ�=BKD���ْ �;\��Ry�Udi���G�ӓ`��=C”���”%��M)��m��N%9,���N@fx�� f;��J���I�ub,�<���u�`�����<7��^ƯLY�N��.�|�[Pn@ �� W[�jۀ��G�N���2�BC\��M��SZ�X*$n�S��s�i�����j�����r�n��֣@v�NO�=��]k�U�W���@D����@c�N�P��5��4ߴ�)����W��0���#��s\(�;��� �r2&�v7��K`�hWE-�� Zu�d����t���1V�E����mϑ �Z�/VGLn�V��m���y,Wۧ��R�Ш��#�p���,�ǿ�(mWqu���^ ��P W��������5�����?@��-�.
Ястребов А.Е. Участие общественности в подготовке и принятии экологически значимых решений // Права и свободы человека и гражданина: Актуальные проблемы науки и практики: Сборник научных статей и докладов V Международной научно-практической конференции. – 2013. – С. 141-143. Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2013.
1 Из выступления В.В.
Путина на пленарном заседании Общероссийского форума «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» 15.01.2015г. // [Электронный ресурс] //Кремлин.ру [Сайт]. URL: http:// http://special.kremlin.ru/(дата обращения 13.09.2016)
1 Общественные экологические организации и наши возможности участия в экологическом движении [Электронный ресурс] // Онлайн-университет третьего возраста Университета ИТМО [Сайт].
Как справедливо замечено в комментариях к Федеральному закону “Об охране окружающей среды”, что “там, где граждане (действующие чаще не индивидуально, а через общественные объединения) проявляют заинтересованность и настойчивость в защите своих интересов, нередко удается именно посредством судебного обжалования пресечь нарушения законности.”
Очевидно, что общей задачей всех общественных экологических объединений является охрана окружающей природной среды, но специфические конкретные цели каждой из многочисленных организаций, закрепленные в уставах этих организаций, различны и зависят как от вида организации, так и от направлений ее деятельности.