Юлия МеркуловаАвтор статьи Практикующий юрист с 2012 года
Совокупность процессуальных мероприятий, которые проводят во время рассмотрения дела о нарушении закона, называют производством об административных правонарушениях. Этот процесс включает множество стадий, начиная от возбуждения дела и до пересмотра постановления, если стороны не согласны с решением. Далее подробно разберем каждую из них.
Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях
Производство об административных правонарушениях проводится для полного, объективного и своевременного изучения обстоятельств случившегося, вынесения решения по делу и определения причин, которые побудили гражданина нарушить закон.
Выделим его отличительные черты:
- краткость (оно проходит в сжатые сроки по сравнению с расследованием уголовных дел);
- отсутствие стороны обвинения;
- большое количество лиц, которые по закону могут осуществлять производство по делу.
В КоАП РФ производству по делам об административных правонарушениях посвящен раздел 4. В нем рассматриваются общие положения, перечисляются участники процесса, их права и обязанности. Также в административном кодексе есть глава о предмете доказывания и оценке доказательств. Отдельно рассматриваются обеспечительные меры, возбуждение и рассмотрение дел. Завершается раздел вопросами правовой помощи по подобным делам и пересмотрам решений по ним.
- порядок производства;
- порядок исполнения решений должностных лиц;
- подсудность дел (судам, комиссиям по делам несовершеннолетних, федеральным госорганам).
Перечислим главные принципы административного производства:
- законность;
- состязательность (подозреваемый не обязан доказывать, что он не виноват);
- гласность (дела рассматривают открыто, информация доступна всем желающим);
- объективность (дело рассматривают во всех деталях, не вставая на чью-либо сторону);
- равенство сторон перед законом;
- эффективность (сжатые сроки и минимальные государственные затраты).
Важно знать, что при определенных обстоятельствах производство по делу не проводится. Это значит, что, если их установят, уже начавшиеся мероприятия прекращают, а планируемые не начинают.
К таким обстоятельствам относят следующие:
- отсутствует событие правонарушения;
- нет состава правонарушения (например, подозреваемому нет 16-ти лет);
- нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости;
- издан акт амнистии;
- положения закона, в которых установлено наказание за правонарушение, утратили силу;
- истек срок давности;
- нарушитель скончался;
- материалы дела передали прокурору.
Участниками административного производства являются:
- нарушитель;
- пострадавший;
- законные представители сторон;
- защитник;
- уполномоченный по правам бизнесменов;
- свидетели;
- понятые;
- специалисты и эксперты;
- переводчики;
- прокурор.
Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Выделяют несколько стадий производства об административных правонарушениях:
- возбуждение дела;
- рассмотрение всех обстоятельств произошедшего;
- вынесение постановления;
- исполнение решения;
- при необходимости — пересмотр вердикта.
Рассмотрим каждую из них подробнее. Основаниями для возбуждения дела служат:
- обнаружение нарушения закона должностным лицом, которое вправе составлять протоколы;
- поступление материалов в МВД от граждан и госорганов;
- заявление пострадавших;
- сообщения в СМИ.
Считается, что дело возбуждено, когда:
- составлен протокол о применении мер обеспечения производства;
- составлен протокол или постановление прокурора;
- вынесено определение о возбуждении дела.
Все должностные лица и органы, которые могут рассматривать дела, перечислены в гл. 23.1- 23.61 КоАП РФ (всего их насчитывается 60) Кодекса об административных правонарушениях. Лица, имеющие право оформлять протоколы, названы в ст. 28.3.
Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:
- дату и место оформления;
- должность и ФИО должностного лица;
- сведения о нарушителе;
- данные о свидетелях и пострадавших;
- обстоятельства дела;
- время и место нарушения;
- указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
- письменное объяснение подозреваемого.
Если протокол составлен неточно, недостатки устраняют в течение 3-х дней. После этого документ снова направляют судье. На это отведены сутки. Если суд решает прекратить дело, он выносит постановление.
- относится ли дело к его компетенции;
- грамотно ли составлен протокол;
- не заинтересованы ли должностные лица в определенном исходе дела (не являются ли родственниками сторон);
- есть ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
- необходимы ли дополнительные данные для рассмотрения;
- поданы ли от сторон ходатайства.
После окончания подготовки материалов дела к рассмотрению выносится определение. В нем указывают:
- место и время рассмотрения;
- данные о вызове сторон;
- указание на перенос рассмотрения при такой необходимости;
- сведения об ошибках в протоколе и его возврате на доработку;
- информацию о передаче материалов по подведомственности.
Если лицо, которое должно присутствовать при рассмотрении дела, не явилось в суд или госорган, оформляют постановление о приводе.
Перейдем к месту рассмотрения дела. Оно рассматривается по месту совершения или жительства нарушителя либо по месту нахождения госоргана. Если подозреваемому пока нет 18 лет, дело рассматривается по месту его жительства. Если нарушение связано с транспортным средством, рассмотрение может осуществляться по месту его регистрации.
Далее разберем сроки. Дела рассматриваются в течение 15 дней со дня получения протокола и других материалов об административном правонарушении.
Если в процессе будут выявлены дополнительные обстоятельства, период могут продлить, но не более чем на 30 дней. Об этом сообщают в постановлении.
Если наказанием по делу может служить арест, его рассматривают в день получения протокола. Сюда относится мелкое хулиганство, распитие спиртного на улице и т.п. Дела в отношении лиц, подвергнутых ранее наказанию по КоАП РФ, рассматривают в течение 48 часов с момента помещения под стражу.
Именно на стадии расследования должностное лицо или уполномоченный орган решают, виновен гражданин (или юрлицо) или нет. Также определяется санкция.
Дело рассматривают в присутствии нарушителя. Без него это может происходить, только если точно известно, что гражданина уведомили о времени и месте, но от него не поступило ходатайство об отложении разбирательства. Обязательно должны присутствовать при рассмотрении лица, задержанные за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, а также дважды задержанные за нарушения по КоАП РФ в течение года. Если нарушитель не явился, хотя должен был, наказание вынести не могут. Вот как происходит рассмотрение дела:
- должностное лицо объявляет информацию о себе и о деле, о нарушителе и статье, по которой он преступил закон;
- определяется, кто явился на заседание, а кто его пропустил;
- проверяются полномочия представителей, защитника;
- должностное лицо уточняет, уведомили ли стороны о процессе;
- сторонам объясняют права и обязанности;
- рассматриваются заявления участников и заинтересованных лиц, отводы.
Рассмотрение дела могут отложить, если:
- судья заявил отвод;
- отводы были заявлены в отношении экспертов, переводчиков;
- необходимы дополнительные материалы по делу;
- нарушитель не явился, и вынесено постановление о принудительном приводе;
- дело передано по подведомственности.
Если рассмотрение дела продолжается, оглашается информация из протокола. На этом этапе главное — оценка доказательств. Важно рассмотреть и оценить следующие обстоятельства:
- было ли событие административного правонарушения;
- кто его совершил, и какие факты на это указывают;
- виновен или невиновен гражданин;
- есть ли факторы, смягчающие ответственность;
- характер и размер ущерба;
- обстоятельства, исключающие производство по делу.
Должностное лицо берет объяснение с подозреваемого в нарушении закона, показания пострадавшей стороны, опрашивает свидетелей, принимает во внимание заключение экспертов. Доказательствами также являются показания технических средств, результаты экспертиз, документы, фото и видео, звукозаписи и т.д.
Из всех приведенных доказательств делается вывод о виновности или невиновности гражданина. Окончание расследования фиксируется в одном из утвержденных документов. Если это коллегиальный орган, например, комиссия по делам несовершеннолетних, составляется протокол. В нем указывают:
- дату и место рассмотрения материалов дела;
- наименование госоргана и состав;
- обстоятельства случившегося;
- сведения о явившихся участниках;
- результаты рассмотрения отводов и ходатайств;
- показания участников;
- исследованные документы.
Протокол подписывает председатель заседания и секретарь.
Еще один финальный документ — постановление. Его выносит суд. В нем может говориться о назначении административного наказания или прекращении производства по делу об административном правонарушении. В постановлении содержится следующая информация:
- должность, адрес и ФИО лица, подписавшего постановление по делу об административном правонарушении;
- дата рассмотрения и место;
- данные о правонарушителе;
- обстоятельства, которые установили во время рассмотрения дела;
- ссылки на статьи КоАП РФ, в которых установлена ответственность;
- решение об административном правонарушении;
- порядок обжалования постановления об административном правонарушении.
Также в документе прописывается, какие вещи были изъяты, и дается решение по ним, за исключением случаев возмездного изъятия имущества или его конфискации.
Постановление подписывает судья или уполномоченное на это должностное лицо.
Виды производства об административных правонарушениях
Выделяют 3 вида производств по делам об административных правонарушениях. Их классифицируют в зависимости от объема и сложности: обычное, особое, упрощенное.
Классический вид производства по административным правонарушениям — это обычное производство. Оно подразумевает четыре стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, исполнение постановления и его пересмотр.
При особом порядке включается еще один этап — административное расследование. Особое производство применяется, если:
- вынесенное ранее решение обжаловано;
- дело возбуждено прокурором;
- дело возбуждено в отношении специальных субъектов: прокуроров, судей, депутатов.
Упрощенный процесс, напротив, предполагает, что все стадии укладываются в одну. Для назначения наказания не нужен протокол. Санкция может быть определена прямо на месте выявления правонарушения.
Упрощенный порядок применяется, если за правонарушение грозит только предупреждение или штраф. В таком случае должностное лицо сразу выносит постановление о назначении наказания.
Резюме
Для расследования дела об административном правонарушении осуществляется производство. Это совокупность действий по выяснению обстоятельств случившегося и вынесению справедливого и объективного решения.
Производство об административном правонарушении включает 4 стадии:
- возбуждение дела — установление обстоятельств нарушения, оформление результатов расследования, направление составленного протокола на рассмотрение;
- рассмотрение дела — анализ материалов, оценка обстоятельств и доказательств, ознакомление заинтересованных лиц с решением;
- исполнение решения — возбуждение исполнительного производства, взаимодействие судебных приставов с нарушителем, исполнение наказания;
- пересмотр постановления — обжалование, проверка законности, вынесение решения.
Людмила РазумоваРедактор Практикующий юрист с 2006 года