Образец характеристики на ученицу 2 класс овз зпр рас 8,1


образец характеристики на ученицу 2 класс овз зпр рас 8,1

ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3, ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО АНТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

(СОШ №3, ФИЛИАЛ МАОУ «СОШ №2»)

РАССМОТРЕНА на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол № 3 от «30» августа 2021 г.

Руководитель: ___________

/С.А. Куликова /

СОГЛАСОВАНА:

Зам. директора по УВР

«30» августа 2021

________________

Е.О. Уколова

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МАОУ «СОШ №2» В.В. Базелюк от 30.08.2021 № 192-О

Адаптированная рабочая программа

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

вариант 8.2

по учебному предмету «Русский язык»

для 1 класса

2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС вариант 8.2), ориентирована на авторский метод создания «Личного букваря» Н.Б. Лаврентьевой и соответствующий учебник. с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (далее – рабочая программа) составлена в соответствии с требованиями:

– Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;

– Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями и дополнениями);

– Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

– постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

– приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

– адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для обучающихся с ТНР (вариант 5.1);

– учебного плана МАОУ СОШ №3, филиала МАОУ СОШ №2.

Программа отражает содержание интегрированного курса обучения чтению и письму школьников с РАС в первом классе с учетом их особых образовательных потребностей. Обучение грамоте стимулирует речевое, эмоциональное, когнитивное развитие детей с РАС, улучшает коммуникативные навыки и, таким образом, содействует их социализации.

С учетом особых образовательных потребностей школьников с РАСосновными целямипервого года обучения грамоте в первом классе будут:

  • организация произвольного внимания и формирование мотивации у школьников с РАС к освоению грамоты,
  • формирование осмысленных навыков чтения и письма,
  • развитие у обучающихся с РАС навыков самостоятельного планирования собственной деятельности и речи и способности следовать намеченному плану,
  • формирование целостного представления о письменной речи: о том, что буквы являются частями слов, за которыми стоят определенные значения; из слов состоят фразы, а из фраз – тексты, передающие сообщения, выражающие определенные смыслы.

Общая характеристика курса «Русский язык»

Обучение грамоте детей с РАС так же, как и обучение грамоте школьников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, предполагает овладение умениями правильно читать и писать, что требует формирования у детей первоначальных представлений о языке, его лексике и грамматике, развития фонематического слуха, отработки графических навыков, обогащения словарного запаса и речевых умений. Однако, особые образовательные потребности обучающихся с РАС определяют специфику содержания и общей характеристики данного курса.

При обучении грамоте школьников с РАС требуются специальные методы и формы работы, позволяющие добиваться осмысленного усвоения учениками навыков чтения и письма. Необходимо учесть свойственную детям с РАС тенденцию к механическому, неосмысленному усвоению знаний и навыков, которые, в связи с этим, не переносятся в житейские ситуации, не используются ребенком осознанно при дальнейшем обучении. Так, частой проблемой у школьников с РАС становится «механическое чтение», когда ребенок бегло читает по слогам, но не фиксируется на смысле прочитанного, не может пересказать ни одной фразы.

Поэтому в характеристике курса «Обучение грамоте» для школьников с РАС необходимо подчеркнутьважность формирования осмысленных навыков чтения и письма, осмысленного отношения к учебникам и дидактическим материалам, к процессу обучения в целом.Это задает специальную логику и последовательность процесса обучения грамоте детей с РАС, и требует применения специальных обучающих методов и пособий.

Необходима максимальная индивидуализация учебного процесса, его тесная связь с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью его семьи. Это позволяет не только добиваться осознанного усвоения школьником с РАС необходимых учебных навыков, но и прорабатывать на уроках важнейшие для развития ребенка личностные смыслы, что закладывает основы его социализации.

Данным требованиям соответствует метод создания «Личного букваря» (Лаврентьева Н.Б.) и соответствующий учебник. Обучение грамоте с использованием «Личного букваря» обеспечивает осознанное отношение школьника с РАС к процессу обучения, позволяя формировать осмысленные навыки чтения и письма, которые активно используются ребенком в жизни и в учебной деятельности.

Место учебного курса «Русский язык» в учебном плане.

Согласно АООП НОО (вариант 8.2) для обучающихся с РАС продолжительность учебного года в первом классе – 33 недели при пятидневной учебной неделе.

Для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, в первом классе на изучение русского языка выделяется 165 часов (5 часов в неделю). Поскольку «Обучение грамоте» является интегрированным курсом, включающем в себя обучение чтению, обучение письму, пропедевтику освоения грамматики русского языка, рекомендуется объединить для освоения данного курса часы, предусмотренные для предмета «Русский язык» (165 часов) и, частично, часы, отведенные для «Литературного чтения» (33 часа). Таким образом, на курс «Обучение грамоте» отводится198 часов, по 6 часов в неделю на протяжении 33 учебных недель.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с РАС курса «Русский язык» в первом классе

Личностные результаты

Школьник с РАС получит возможность для формирования следующих личностных универсальных учебных действий (УУД):

  • положительного отношения к школе, к урокам обучения грамоте,
  • интереса к письменной речи,
  • положительного и осознанного принятия роли ученика,
  • осознанного отношения к освоению чтения и письма, к учебному процессу в целом,
  • осмысленного восприятия собственных вкусов, привычек, желаний,
  • эмоционального осмысления событий собственной жизни,
  • интереса к языковой и речевой деятельности,
  • эмоционального осмысления уклада жизни своей семьи, отношений между близкими людьми,
  • развития способности к сочувствию, сопереживанию, проявлению отзывчивости, готовности помочь

Метапредметные результаты

Использование метода создания «Личного букваря» в первом классе на уроках обучения грамоте позволяет сформировать следующие метапредметные УУД:

регулятивные

  • осмысление правил поведения на уроке в школе и следование им,
  • развитие возможностей организации произвольного внимания,
  • развитие навыков осознанного восприятия и выполнения заданий учителя,
  • развитие возможностей самостоятельного планирования собственных действий и речи,
  • отработка умения следовать собственному плану,
  • возможность совместно с учителем оценивать результат своих действий, вносить коррективы,
  • развитие осмысленного отношения к процессу обучения, к учебному материалу,
  • формирование осмысленных учебных навыков, которые обучающийся с РАС использует в различных ситуациях (учебных и житейских).

познавательные

  • осознанно относится к букве, как части слова, к слову – как к части фразы, а к фразе, как части текста,
  • понимать, что слово, фраза, текст являются носителями определенных значений и смыслов,
  • строить ответ в соответствии со смыслом вопроса учителя,
  • выполнять задания от начала до конца в соответствии с отработанным алгоритмом,
  • с помощью учителя находить аналогии в собственном опыте с изучаемыми фактами,
  • с помощью учителя и самостоятельно находить нужную информацию в учебниках,
  • составлять (устно и письменно) высказывание по предложенному рисунку, фотографии,
  • анализировать факты языка, выделяя их существенные признаки (например, гласные и согласные звуки),
  • подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова обозначающие различные категории предметов, явлений природы и др.)

коммуникативные

  • формировать первоначальные навыки сотрудничества со взрослым, выполнять задания учителя,
  • слушать вопросы учителя и стараться ответить на них в соответствии со смыслом вопроса,
  • самостоятельно задавать вопросы и по теме урока, и в ситуации, когда появляется необходимость в объяснении учителя,
  • адекватно воспринимать оценки учителя (понимать их зависимость от качества выполненной работы, от старания на уроке, а не от хорошего или плохого отношения педагога),
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне фразы),
  • адекватно оценивать собственное поведение на уроке, стараться использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

  • сформированность представлений о значимости языка и письменной речи в жизни людей,
  • сформированность представлений о языковых единицах и общей структуре письменной речи (осознание буквы как части слова, слова – как носителя определенного значения и части фразы, фразы – как выражения определенного смысла и части текста),
  • умение работать с языковыми единицами (в объеме программы первого дополнительного класса), овладение навыками языковой и речевой деятельности,
  • освоение некоторых понятий и правил фонетики, графики, орфоэпии, лексики, грамматики, орфографии и пунктуации (в объеме программы первого дополнительного класса),
  • умение находить и исправлять ошибки в самостоятельно написанных словах, соотнося их с образцом,
  • умение слушать вопрос учителя и отвечать на него в соответствии со смыслом вопроса,
  • умение соотносить изображения предметов с обозначающими их словами (в ходе освоения глобального чтения),
  • умение составлять простые фразы из глобально освоенных слов, ориентируясь на зрительные опоры (картинки с изображениями людей, животных, предметов),
  • умение выкладывать слова и фразы побуквенно (из разрезной азбуки) и прочитывать их по слогам,
  • умение записывать (печатными буквами) слова и фразы,
  • отличать текст от набора не связанных между собой по смыслу фраз,
  • умение самостоятельно составлять фразы, короткие рассказы по одной картинке (фотографии) или по серии картинок (фотографий), связанных с событиями собственной жизни,
  • умение составить, выложить побуквенно (из разрезной азбуки) прочитать по слогам и записать печатными буквами короткий текст на тему, связанную с собственной жизнью или с жизнью своей семьи,
  • соотносить заголовок и содержание текста, самостоятельно придумывать заголовок к тексту,
  • умение устанавливать последовательность звуков в слове, выделять нужный звук по заданию учителя,
  • знать разницу между гласными и согласными звуками,
  • умение правильно ставить ударение в словах,
  • знать и правильно называть буквы русского алфавита,
  • знать функцию мягкого знака – показателя мягкости предшествующего согласного звука,
  • умение делить слово на слоги, определять количество слогов в слове,
  • умение различать слово и слог, слово и набор буквосочетаний, слово и предложение,
  • осознавать единство звучания и значения слова,
  • определять количество слов в предложении,
  • знание обобщающих понятий, умение объединять заданные слова по значению,
  • знать группу вежливых слов (слова приветствия, прощания, благодарности, извинения) и использовать их адекватно ситуации,
  • различать слова – названия предметов, слова – названия действий предметов, слова

– названия признаков предметов,

  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений,
  • писать предложения под диктовку печатными буквами,
  • умение применять некоторые правила правописания: раздельно писать слова в предложении, начинать фразу с большой буквы, ставить точку в конце предложения,
  • умение писать имена собственные с большой буквы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Освоение грамоты путем создания «Личного букваря» предполагает создание школьником с помощью взрослых рукодельной книги из отдельных, несброшюрованных листов-заготовок, выполненных типографским способом. Букварь, формируясь в индивидуальной для каждого ученика последовательности, обеспечивает освоение навыков осмысленного чтения и письма печатными буквами. При этом листы-заготовки букваря постепенно наполняются информацией, прежде всего, связанной с самим ребенком, с его жизнью и жизнью его семьи (фотографиями, рисунками, словами, фразами и короткими текстами).

Создание «Личного букваря» включает в себя работу по двум основным разделам:

  1. Изучение букв
  2. Глобальное чтение. Слоговое чтение и освоение письма печатными буквами.

Освоение этих разделов происходит параллельно, но на разных уроках. Три урока в неделю посвящаются изучению букв, еще три урока – освоению глобального и слогового чтения. (При использовании программы в первом классе для школьников с РАС, обучающихся по варианту 8.2, имеющих затруднения в освоении грамоты по общеобразовательной программе, количество уроков сокращается до четырех в неделю: два – на изучение букв, и два – освоение глобального и слогового чтения). Обучение чтению идет в сочетании с обучением письму печатными буквами (с учетом принципа координации устной и письменной речи).

Изучение букв.

В «Личном букваре» существует особая последовательность изучения букв, которая обеспечивает их осмысленное усвоение. В отличие от традиционного букваря, первой осваивается не буква «А», а буква «Я», которой подписывается фотография ребенка, наклеенная на первой странице. Далее осваиваются буквы «А», «М», «П». Данный порядок освоения букв позволяет сразу же научить школьника прочитывать наиболее личностно значимые слова – «я», «мама», «папа». Дальнейшая последовательность изучения букв индивидуальна, и так же ориентирована на понятные и значимые для ребенка личностные смыслы: изучаются буквы имени ученика, имен его ближайших родственников, названий интересных ему животных и предметов. Таким образом, специальная последовательность освоения букв задается необходимостью моментального введения изучаемой буквы в знакомое, интересное ребенку слово.

При изучении каждой буквы реализуются следующие направления работы:

  1. знакомство с фонетической стороной буквы, ее звучанием; освоение умения определять на слух, есть ли изучаемая буква в слове,
  2. опознание буквы по ее изображению (отдельно и в словах),
  3. отработка умения писать изучаемую букву печатным шрифтом,
  4. формирование представления о букве, как о части слова: умения опознавать изучаемую букву в начале, середине, конце слова, вписывать изучаемую букву на нужное место в слово, придумывать слова с изучаемой буквой.

Знание о букве, как о составной части слова, а также использование в букваре личностно значимых для школьника слов, гарантирует осмысленное, не механическое усвоение учебного материала, формирует представление о единстве звучания, написания и значения слов.

Глобальное чтение. Слоговое чтение и освоение письма

Печатными буквами.

Глобальное чтение

При освоении слогового чтения внимание ученика с РАС преимущественно фиксируется на соединении слогов, на правильном произнесении их последовательности, а не на смысле прочитанного, поэтому результатом обучения часто становится неосмысленное механическое чтение. Для предотвращения данной проблемы параллельно с занятиями по освоению букв идут уроки глобального чтения, цель которых – создать у ученика с РАС осмысленное представление о слове, о предложении, связать освоение чтения с важными для ребенка личностными смыслами.

При глобальном чтении слова соотносятся с изображениями предметов, которые они обозначают, что исключает возможность формального восприятия слов и букв как абстрактных знаков. Методика ориентирована на хорошую зрительную память детей с РАС, исходно запоминающих слово, как целостное изображение.

Освоение навыка глобального чтения происходит в процессе изучения двух тематических разделов: «Моя семья», «Домашние и дикие животные». Внутри тематического раздела сначала обсуждается содержание сюжетной картины, а затем, с помощью специальных дидактических материалов, соответствующих теме (фотографии, картинки, таблички со словами), осваивается навык глобального чтения. Последовательно осваивается глобальное чтение слов, и далее – осмысленное прочитывание и самостоятельное построение коротких фраз из небольшого набора знакомых слов.

Таким образом, глобальное чтение используется при обучении школьников с РАС частично (в существенно меньшем объеме, чем, например, при обучении детей с нарушенным слухом) и в собственной логике:

  • для формирования осмысленного отношения к слову, фразе, тексту, исключения возможности механического чтения;
  • для формирования представлений о языковых единицах и их функциях: представления о слове как о части предложения, понимания, что слова и предложения являются носителями определенных смыслов,
  • для создания мотивации к чтению.

Далее происходит переход от глобального к слоговому чтению. Поскольку у школьника с РАС, благодаря глобальному чтению, сформировано осмысленное отношение к письменной речи, проблема механического чтения по слогам не возникает.

На данной стадии работы в занятия включаются фрагменты рисования, штриховки, лепки для развития графомоторных навыков и подготовки руки к письму.

Слоговое чтение и освоение письма печатными буквами.

При переходе к слоговому чтению используется уже знакомый ученику дидактический материал и разрезная азбука. Слова, освоенные глобальным способом, побуквенно выкладываются из разрезной азбуки и прочитываются по слогам. На данном этапе школьник с РАС осваивает слоговое чтение по подражанию учителю (знания о том, как формируются слоги, усваиваются школьником с РАС в первом дополнительном классе). В качестве зрительной опоры используются картинки и фотографии, но не таблички со словами, для того, чтобы ученик собирал слово на слух. При этом, по мере необходимости осваиваются некоторые орфографические правила.

Работа по звуко-буквенному анализу на данном этапе обучения включается в занятия в минимальном объеме, чтобы не спровоцировать ученика с РАС на стереотипную механическую игру с сенсорными ощущениями, сопровождающими отработку навыков дифференциации гласных и согласных звуков, глухих и звонких согласных и т.п. Целесообразно лишь однократное объяснение отличия гласных и согласных, с демонстрацией разрезной азбуки, где буквы, соответствующие гласным звукам – красного цвета, а согласным – синего. Далее, работая с разрезной азбукой, школьник c РАС непроизвольно запоминает гласные и согласные буквы, ориентируясь на их цвет. Следует подчеркнуть, что необходимый объем знаний по фонетико-фонематическому анализу школьник с РАС осваивает в первом дополнительном классе; в первом классе наиболее

важной задачей, как указывалось выше, является формирование осмысленного отношения к слову, фразе, тексту.

Освоение слогового чтения сопровождается работой по развитию навыка письма. На уроках по изучению букв ученик тренируется в их написании, а на уроках, посвященных слоговому чтению, слова, прочитанные по слогам, записываются в тетрадь печатными буквами.

Далее ученик тренируется в послоговом чтении и написании фраз, которые ранее, осваивая глобальное чтение, он выкладывал из картинок, а затем – из табличек со словами. При обучении письму так же, как и при обучении чтению, важно, чтобы слово наглядно сочеталось с предметами или их изображениями. Это позволяет концентрировать внимание школьника с РАС на задании и обеспечивает осмысленность его выполнения.

При обучении написанию фраз осваиваются некоторые правила правописания и соответствующие им умения: раздельно писать слова в предложении, начинать фразу с большой буквы, ставить точку в конце предложения, писать имена собственные с большой буквы.

Затем школьник с РАС обучается составлять, прочитывать и записывать глагольные предложения, описывающие его собственные занятия. Дидактическим материалом служит набор фотографий, отражающих последовательность простых действий ученика в течение дня. Глядя на фотографию ученик устно составляет фразу, выкладывает ее из букв разрезной азбуки, прочитывает по слогам и записывает в тетрадь.

Заключительным этапом работы является придумывание и записывание коротких текстов из 3-4 предложений – историй о самом ученике и о членах его семьи. При этом формируется осмысленное отношение ученика с РАС к письменному тексту, развивается его способность к пересказу, к планированию собственных действий и речи и возможности следовать намеченному плану.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Русский язык» для школьников с РАС, обучающихся

по варианту 8.2 в 1 классе (165 часов).

Отдельно приводится календарно-тематическое планирование раздела «Изучение букв» и раздела «Глобальное чтение. Слоговое чтение и освоение письма печатными буквами». Разделы осваиваются параллельно на разных уроках, по 3 часа в неделю на каждый раздел (всего 6 часов в неделю). Уроки по изучению букв чередуются с уроками по освоению глобального и слогового чтения.

Изучение букв (99 часов, 3 часа в неделю)

Приводится календарно-тематический план первых 12 уроков, на которых изучаются четыре буквы: Я, А, М, П. Дальнейшая последовательность изучения букв в каждом случае индивидуальна, поэтому не представлена в данном плане, но легко может быть составлена по образцу, приведенному для первых четырех изучаемых букв.

№ п/п

Наименование раздела

Тема урока

Количество часов

Виды учебной деятельности

1-6

Изучение букв (99 часов, 3 часа в неделю)

Буква Я.

6

1) Знакомство со школьными принадлежностями: отрабатываем умение готовиться к уроку,

2) Опознание буквы Я на слух – учимся определять звукосочетание, соответствующее букве «Я», в словах и правильно его произносить (игра

«Поймай букву»),

3) Освоение написания буквы печатным шрифтом в широкой строке,

4) Придумывание “Истории, в которой много буквы Я” – сюжета, который помогает запомнить букву как часть слова. При этом слово фиксируется как носитель определенного смысла (обозначение предметов, людей, связанных одной общей историей), то есть формируется осмысленное отношение к чтению,

5) Отрабатываем умение собрать учебные принадлежности в портфель,

6) Составление визуального расписания урока: с помощью условных обозначений (например, цветных магнитов) учитель наглядно обозначает количество занятий на уроке, проговаривая их последовательность,

7) Тренировка в освоении зрительно-моторного образа буквы Я: лепим букву Я из пластилина, рисуем красками, выкладываем из полосок картона и т.п.,

3) Тренировка в написании буквы Я в «Личном букваре» и в тетради,

4) Заполнение «трех окон» на первом листе для изучения буквы «Я»: формирование представление о том, что буква может находиться в начале, середине, конце слова.

7-13

Буква А.

7

1) Подготовка к уроку,

2) Совместное с учителем составление визуального расписания,

3) Опознание буквы А на слух – учимся определять звук, соответствующий букве «А», в словах и правильно его произносить (игра «Поймай букву»),

4) Освоение написания буквы А печатным шрифтом в широкой строке «Личного букваря»,

5) Придумывание «Истории, в которой много буквы А»– сюжета, который помогает запомнить букву как часть слова. При этом слово фиксируется как носитель определенного смысла (обозначение предметов, людей, связанных одной общей историей), то есть формируется осмысленное

отношение к чтению,

6) Отработка умения готовиться к уроку,

7) Составление визуального расписания (совместно с педагогом),

8) Тренировка в освоении зрительно-моторного образа буквы А : лепим букву А из пластилина, рисуем красками, выкладываем из полосок картона и т.п.,

9) Тренировка в написании буквы А в «Личном букваре» и в тетради,

10) Заполнение “трех окон” на первом листе для изучения буквы “А”: формирование представление о том, что буква может находиться

в начале, середине, конце слова.

14-18

Буква М.

5

1) Подготовка к уроку,

2) Составление наглядного расписания,

3) Опознание буквы М на слух – учимся определять звук, соответствующий букве «М», в словах и правильно его произносить (игра «Поймай букву»),

4) Освоение написания буквы М печатным шрифтом в широкой строке,

5) Придумывание “Истории, в которой много буквы М” – сюжета, который помогает запомнить букву как часть слова. При этом слово фиксируется как носитель определенного смысла (обозначение предметов, людей, связанных одной общей историей), то есть формируется осмысленное

отношение к чтению,

6) Отработка умения готовиться к уроку,

7) Составление наглядного расписания,

8) Тренировка в освоении зрительно-моторного образа буквы М : лепим букву М из пластилина, рисуем красками, выкладываем из полосок картона и т.п.,

9) Тренировка в написании буквы М в «Личном букваре» и в тетради,

10) Заполнение «трех окон» на первом листе для изучения буквы «М»: формирование представление о том, что буква может находиться в начале, середине, конце слова.

19-23

Буква П.

5

1) Составление визуального расписания,

2) Опознание буквы П на слух – учимся определять звук, соответствующий букве «П», в словах и правильно его произносить (игра «Поймай букву»),

3) Освоение написания буквы П печатным шрифтом в широкой строке «Личного букваря»,

4) Придумывание «Истории, в которой много буквы П» – сюжета, который помогает запомнить букву как часть слова. При этом слово фиксируется как носитель определенного смысла (обозначение предметов, людей, связанных одной общей историей), то есть формируется осмысленное отношение к чтению,

5) Закрепление умения собирать учебные

принадлежности в портфель,

6) Составление визуального расписания

7) Тренировка в освоении зрительно-моторного образа буквы П : лепим букву П из пластилина, рисуем красками, выкладываем из полосок картона и т.п.,

8) Тренировка в написании буквы П в «Личном букваре» и в тетради,

4) Заполнение «трех окон» на первом листе для изучения буквы «П»,

5) Закрепляем умение собирать учебные принадлежности в портфель.

24-25

Глобальное чтение. Слоговое чтение и освоение письма печатными буквами (99 часов, 3 часа в неделю).

Освоение навыка подготовки к уроку, правил поведения на уроке.

2

1) Знакомство с учебными принадлежностями,

2) Отработка умения готовиться к уроку,

3) Учимся правильно сидеть за партой,

4) Осваиваем правила поведения на уроке,

5) Рисование, раскрашивание,

6) Отработка умения собирать учебные принадлежности в портфель.

26-27

Освоение навыков составления наглядного расписания, умения собирать учебные принадлежности.

2

1) Отработка умения готовиться к уроку,

2) Учимся правильно сидеть за партой,

3) Освоение наглядного расписания,

4) Осваиваем правила поведения на уроке,

5) Рисование, раскрашивание,

6) Отработка умения собирать учебные принадлежности в портфель.

28

Освоение навыков и правил поведения на уроке,

оформление папки для «Личного букваря».

1

1) Отработка умения готовиться к уроку,

2) Освоение правильной позы для работы за учебным столом,

3) Составление визуального расписания урока,

4) Оформление папки для создания

«Личного букваря» (общее знакомство с его материалами), рисование, штриховка,

5) Отработка умения собирать учебные

принадлежности в портфель.

29-30

«Семья» –

обсуждение темы.

2

1) Отработка умения готовиться к уроку,

2) Составление наглядного плана урока,

3) Сюжетная картина «Семья» – обсуждение темы,

4) Рисование, раскрашивание,

5) Отрабатываем умение собирать учебные принадлежности в портфель.

31

«Моя семья» – обсуждение темы.

1

1) Отработка умения готовиться к уроку,

2) Составление визуального плана,

3) Сюжетная картина «Семья» и фотографии из конверта «Моя семья» – обсуждение темы,

4) Рисование, лепка, аппликация,

5) Отработка умения собирать учебные принадлежности в портфель.

32-35

Глобальное чтение слов (конверт «Моя семья»).

4

1) Отработка умения готовиться к уроку,

2) Визуальный план урока,

3) Освоение глобального чтения слов на материале конверта «Моя семья»,

4) Рисование, раскрашивание,

5) Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

36-37

«Что у нас на кухне» – обсуждение темы.

2

1) Отработка умения готовиться к уроку,

2) Визуальный план урока,

3) Сюжетная картина «На кухне» – обсуждение темы, рисование, раскрашивание, аппликация,

4) Закрепление умения собирать учебные

принадлежности в портфель.

38

Обсуждение темы «Любимая еда моей семьи».

1

1) Отработка умения готовиться к уроку,

2) Визуальный план урока,

3) Конверт с картинками «Любимая еда моей семьи» – обсуждение темы,

4) Рисование, раскрашивание,

5) Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

39-40

Глобальное чтение слов на материале конверта «Любимая еда моей семьи».

2

1) Готовимся к уроку,

2) Визуальный план урока,

3) Освоение глобального чтения слов на материале конверта «Любимая еда моей семьи»,

4) Закрепление умения собирать учебные

принадлежности в портфель.

41-42

Глобальное чтение слов на материале двух первых тематических конвертов.

2

1) Подготовка к уроку,

2) Составляем визуальный план урока,

3) Закрепляем навык глобального чтения слов на материале двух конвертов: «Моя семья» и «Любимая еда моей семьи»,

4) Рисование, раскрашивание, аппликация,

5) Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

43-44

Составление и глобальное чтение фраз на материале первых двух тематических конвертов.

2

1) Подготовка к уроку,

2) Составляем визуальный план урока,

3) Отрабатываем глобальное чтение простых фраз с помощью материала тематических конвертов «Моя семья»,

«Любимая еда моей семьи» и табличек с

глаголами «люблю», «любит»,

4)Закрепление умения собирать учебные

принадлежности в портфель.

45-48

Сюжетный коллаж

«Моя семья» – обсуждение темы, глобальное чтение.

4

1) Подготовка к уроку,

2) Визуальный план урока,

3) Завершение работы над картиной «На кухне» – наклеивание подписей,

4) Закрепление умения собирать учебные

принадлежности.

49-50

Сюжетная картина

«Ферма» –

обсуждение темы.

2

1) Подготовка к уроку,

2) Составляем визуальный план урока,

3) Закрепляем умение глобального чтения фраз на материале двух знакомых тематических конвертов,

4) Начинаем создавать коллаж «Моя семья»: обсуждение темы, аппликация, рисование,

5) Закрепление умения собирать учебные

принадлежности в портфель.

51-52

«Домашние животные» – обсуждение темы.

2

1) Подготовка к уроку,

2) Составляем визуальный план урока,

3) Сюжетная картина «Ферма» – обсуждение темы,

4) Раскрашивание, рисование,

5) Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

53-55

Составление и глобальное чтение фраз.

3

1) Подготовка к уроку,

2) Составление визуального плана урока,

3) Сюжетная картина «Ферма» и конверт с картинками «Домашние животные» – продолжаем обсуждение темы,

4) Раскрашивание, штриховка

5) Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

56-57

«Лесные звери» – обсуждение темы.

2

1) Подготовка к уроку,

2) Составление визуального плана урока,

3) Отрабатываем навыки глобального чтения на материале конверта «Домашние животные»,

4) Рисование, раскрашивание,

5) Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

58-59

Составление и глобальное чтение фраз.

2

1) Подготовка к уроку,

2) Составление визуального плана урока,

3) Отрабатываем навык глобального чтения на материале конверта «Еда животных»,

4) Рисование, штриховка.

60-64

Глобальное чтение слов и фраз.

5

1) Подготовка к уроку,

2) Составление визуального плана урока,

3) Отрабатываем составление и глобальное чтение простых фраз с помощью материала тематических конвертов

«Домашние животные», «Еда животных» и табличек с глаголами «люблю»,

«любит»,

4) Рисование, раскрашивание, лепка по теме урока.

65-69

Составление и глобальное чтение фраз на материале третьего, четвертого и пятого тематических конвертов.

5

1) Подготовка к уроку,

2) Составление визуального плана урока,

3) Завершение работы над сюжетной картиной «Ферма» – наклеивание подписей, рисование,

4) Закрепление умения убирать учебные

принадлежности.

70-74

Знакомство с разрезной азбукой: гласные и согласные буквы.

5

1) Подготовка к уроку,

2) Составление визуального плана урока,

3) Сюжетная картина «Лесные звери» –

обсуждение темы, раскрашивание, штриховка, аппликация, )

  1. Закрепление умения собирать учебные

принадлежности в портфель.

75-79

Переход к

слоговому чтению.

5

1) Подготовка к уроку,

2) Составление визуального плана урока,

3) Отрабатываем навык глобального чтения на материале конверта «Лесные звери»,

4) Рисование, раскрашивание.

80-84

Тренировка в слоговом чтении слов.

5

1) Подготовка к уроку,

2) Составление визуального плана урока,

3) Отрабатываем глобальное чтение простых фраз с помощью материала тематических конвертов «Лесные звери»,

«Еда животных» и табличек с глаголами

«люблю», «любит»,

4) Рисование, раскрашивание, аппликация.

85-89

Знакомство с некоторыми правилами

орфографии.

5

1) Подготовка к уроку,

2) Составление визуального плана урока,

3) Завершаем работу над сюжетной картиной «Лесные звери» – наклеиваем таблички с подписями,

4) Продолжаем глобальное чтение простых фраз с помощью материала тематических

конвертов №4 и №5.

90-94

Составлениеи прочитывание фраз по слогам на материале первых двух конвертов.

5

1) Подготовка к уроку,

2) Составление визуального плана урока,

3) Продолжаем составлять и прочитывать глобально простые фразы, используя материал трех конвертов («Домашние животные», «Лесные звери», «Еда животных»),

4) Рисование, раскрашивание.

95-99

Составлениеи чтение фраз по слогам на

материале третьего, четвертого и пятого тематических конвертов.

5

1) Подготовка к уроку,

2) Визуальный план урока,

3) Знакомство с разрезной азбукой: гласные и согласные буквы,

4) Рисование, лепка, аппликация.

100-104

Составляем фразы и читаем по слогам.

5

1) Составление визуального плана урока,

2) Освоение побуквенного выкладывания слов из конверта «Моя семья»,

3) Освоение слогового чтения слов, выложенных побуквенно, по образцу, данному учителем,

4) Рисование, раскрашивание.

105-109

Тренировка в написании знакомых слов печатными буквами.

5

1) Составление наглядного плана,

2) Тренировка в побуквенном выкладывании (из разрезной азбуки) знакомых слов, освоенных при глобальном чтении, с опорой на картинку и на табличку со словом, на материале пяти тематических конвертов,

3) Прочитывание слов, выложенных побуквенно, по слогам,

4) Рисование, штриховка, лепка.

110-114

Подписывание картинок в

«Личном букваре»: тренируемся писать

«на слух», находим и исправляем ошибки.

5

1) Составление наглядного плана урока

2) Выкладывание из разрезной азбуки и чтение слов, написание которых не

соответствует произнесению.

115-119

Составляем, прочитываем по

слогам и

записываем

предложения на материале пяти тематических конвертов.

5

1) Наглядный план урока,

2) Побуквенное выкладывание фраз на материале тематических конвертов «Моя семья» и «Любимая еда моей семьи»,

3) Чтение фраз по слогам,

4) Ответы на вопросы по смыслу предложений.

120-121

Сюжетная картина

«Весь день» – обсуждение темы. Расширяем глагольный

словарь.

2

1) Наглядный план урока,

2) Выкладываем из разрезной азбуки и прочитываем по слогам фразы из

тематических конвертов «Домашние животные», «Лесные звери», «Еда животных»,

3) Ответы на вопросы по смыслу фраз,

4) Рисование, штриховка, лепка.

122-123

Составляем и осмысляем простые последовательности занятий и действий ученика.

2

1) Наглядный план урока,

2) Выкладывание из разрезной азбуки и прочитывание по слогам фраз, составленных на материале знакомых 5-и тематических конвертов,

3) Ответы на вопросы по смыслу

составленных фраз.

124-126

Составляем простые глагольные фразы с опорой на

фотографии.

3

1) Составление наглядного плана урока,

2) Выкладывание слов из тематических конвертов побуквенно, прочитывание их по слогам и записывание в тетрадь,

127-130

Составляем простые глагольные фразы и записываем их в тетрадь.

4

1) Составление наглядного плана урока,

2) Тренировка в самостоятельном подписывании картинок «Личного букваря» (в трех «окнах» первой страницы и в шести «окнах» второй страницы по изучению каждой буквы). Педагог предварительно закрывает имеющиеся подписи полосками бумаги,

3) Прочитывание подписей по слогам,

4) Находим и исправляем ошибки, повторяя знакомые правила орфографии.

130-133

Придумываем и записываем короткие простые истории о самом ребенке.

4

1) Составление визуального плана урока,

2) На материале конвертов «Моя семья» и

«Любимая еда моей семьи» составляем фразы, читаем по слогам и записываем в тетрадь,

3) Освоение понятия «пробел», умения писать предложение с большой буквы и ставить в конце точку,

4) На материале конвертов «Домашние животные», «Лесные звери» и «Еда животных» составляем фразы, читаем по слогам и записываем в тетрадь печатными буквами.

134-139

Придумываем и записываем короткие истории о членах семьи ребенка.

6

1) Составление визуального плана урока,

2) Сюжетная картина «Весь день» – обсуждение последовательности и смысла занятий, действий школьника, изображенного на картине, в течение дня,

3) Раскрашивание, рисование,

4) Визуальный план урока,

5) Опираясь на фотографии, отражающие занятия ученика в течение дня, составляем простые глагольные предложения, используя таблички с глаголами из конверта «Весь мой день»

(«Я гуляю», «Я купаюсь» и т.п.).

140-165

Повторение.

26

1) Составляем визуальный план урока,

2) Выкладываем глагольные предложения из букв разрезной азбуки (отражающие действие на фотографии) и записываем его в тетради,

3) Ответы на вопросы по смыслу предложений,

4) Выбираем фотографии для составления рассказа и выкладываем их в нужной последовательности,

5) Составляем рассказ,

6) Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам,

7) Ответы на вопросы по смыслу

составленного рассказа,

8) Выбираем фотографии для составления рассказа,

9) Составляем рассказ,

10) Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам,

11) Ответы на вопросы по смыслу

составленного рассказа.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

курса «Русский язык»

  1. Материалы для создания «Личного букваря»:
  • 66 несброшюрованных листов с «заготовками» для изучения букв (по 2 листа на каждую букву);
  • листы с сюжетными картинами («Семья», «На кухне», «Ферма», «Лес», «Весь день»);
  • тематические конверты с картинками и табличками со словами для освоения глобального чтения («Продукты», «Домашние животные», «Лесные звери», «Еда животных»);
  • разрезная азбука;
  • папка для крепления листов букваря.
  1. Методическое пособие «Обучение грамоте путем создания «Личного букваря» / Н.Б.Лаврентьева, М.М.Либлинг.
  2. Индивидуальные комплекты фотографий, заранее подготовленные родителями учеников. В каждом комплекте:
  • по три фотографии каждого члена семьи ученика, причем одна из трех – в полный рост, конверт с надписью “Моя семья”,
  • таблички из плотной бумаги (2см х 10см) с именами всех членов семьи, написанными печатными буквами, а также со словами: “я”, “мама”, “папа” и др. (в зависимости от состава семьи),
  • конверт с надписью “Весь мой день” с фотографиями ученика, отражающими последовательность его дневных занятий (просыпается, умывается, завтракает и т.п.), а также те, на которых ребенок занят каким-то делом (играет, рисует, смотрит книжки, мультфильмы и т.п.). Здесь же – таблички с глагольными словами, обозначающими действия ребенка на фотографиях (2х10 см, черный шрифт)
  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов, картинок.
  2. Пиктограммы и набор цветных магнитов для составления визуального расписания урока.
  3. Цветной шнур, полоски белого картона для конструирования букв.
  4. Клей, авторучки, простые карандаши, наборы цветных карандашей, ножницы, ластики, линейки – по количеству учащихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • сформированность представлений о значимости языка и письменной речи в жизни людей,
  • сформированность представлений о языковых единицах и общей структуре письменной речи (осознание буквы как части слова, слова – как носителя определенного значения и части фразы, фразы – как выражения определенного смысла и части текста),
  • умение работать с языковыми единицами (в объеме программы первого дополнительного класса), овладение навыками языковой и речевой деятельности,
  • освоение некоторых понятий и правил фонетики, графики, орфоэпии, лексики, грамматики, орфографии и пунктуации (в объеме программы первого дополнительного класса),
  • умение находить и исправлять ошибки в самостоятельно написанных словах, соотнося их с образцом,
  • умение слушать вопрос учителя и отвечать на него в соответствии со смыслом вопроса,
  • умение соотносить изображения предметов с обозначающими их словами (в ходе освоения глобального чтения),
  • умение составлять простые фразы из глобально освоенных слов, ориентируясь на зрительные опоры (картинки с изображениями людей, животных, предметов),
  • умение выкладывать слова и фразы побуквенно (из разрезной азбуки) и прочитывать их по слогам,
  • умение записывать (печатными буквами) слова и фразы,
  • отличать текст от набора не связанных между собой по смыслу фраз,
  • умение самостоятельно составлять фразы, короткие рассказы по одной картинке (фотографии) или по серии картинок (фотографий), связанных с событиями собственной жизни,
  • умение составить, выложить побуквенно (из разрезной азбуки) прочитать по слогам и записать печатными буквами короткий текст на тему, связанную с собственной жизнью или с жизнью своей семьи,
  • соотносить заголовок и содержание текста, самостоятельно придумывать заголовок к тексту,
  • умение устанавливать последовательность звуков в слове, выделять нужный звук по заданию учителя,
  • знать разницу между гласными и согласными звуками,
  • умение правильно ставить ударение в словах,
  • знать и правильно называть буквы русского алфавита,
  • знать функцию мягкого знака – показателя мягкости предшествующего согласного звука,
  • умение делить слово на слоги, определять количество слогов в слове,
  • умение различать слово и слог, слово и набор буквосочетаний, слово и предложение,
  • осознавать единство звучания и значения слова,
  • определять количество слов в предложении,
  • знание обобщающих понятий, умение объединять заданные слова по значению,
  • знать группу вежливых слов (слова приветствия, прощания, благодарности, извинения) и использовать их адекватно ситуации,
  • различать слова – названия предметов, слова – названия действий предметов, слова

– названия признаков предметов,

  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений,
  • писать предложения под диктовку печатными буквами,
  • умение применять некоторые правила правописания: раздельно писать слова в предложении, начинать фразу с большой буквы, ставить точку в конце предложения,
  • умение писать имена собственные с большой буквы.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *