Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска»
Адрес: 694240, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная, дом 58.
Тел. (факс) 8 (42431) 5-53-36; Еmail:[email protected];http://мой-кораблик.рф/
ОКПО 24570435; ОГРН 1146507000188; ИНН/КПП: 6507014298/650701001
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составлена:
Ким О.В.,
педагогом-психологом
Поронайск
2021
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы 4
1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристика воспитанников МБДОУ 4
1.1.3.1. Возрастные особенности детей от 2 до 7 лет 5
1.1.3.2. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи, посещающих логопедический пункт 9
1.1.3.3. Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ и ребенка-инвалида посещающих группы общеразвивающей направленности 11
1.2. Планируемые результаты программы 14
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 17
2.1. Основные направления деятельности и формы работы педагога-психолога 17
2.1.1. Психологическая диагностика 17
2.1.2. Психологическая коррекция 21
2.1.3. Психологическое консультирование 23
2.1.4. Психологическое просвещение 25
2.1.5. Психологическая профилактика 26
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 30
3.1. Организация деятельности педагога-психолога 30
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды кабинета педагога-психолога 31
3.3. Материально-техническое и методическое обеспечение рабочей программы педагога-психолога 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- 1.1. Пояснительная записка
- 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
- 1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристика воспитанников МБДОУ
- 1.1.3.1. Возрастные особенности детей от 2 до 7 лет
- 1.1.3.2. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи, посещающих логопедический пункт
- 1.1.3.3. Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов посещающих группы общеразвивающей направленности
- 1.2. Планируемые результаты программы
- 2.1. Основные направления деятельности и формы работы педагога-психолога
- 2.1.1. Психологическая диагностика
- 2.1.1.Психологическая диагностика
- 2.1.2. Психологическая коррекция
1.1. Пояснительная записка
То, что упущено в детстве, очень трудно,
почти невозможно наверстать в зрелые годы.
В.А. Сухомлинский.
Основной целью МБДОУ № 2 г. Поронайска являетсяповышение качества образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.
Психологическое сопровождение, согласно ФГОС дошкольного образования, является важнейшим условием повышения качества образования в детском саду.
Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования; основной образовательной программой и программой воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска» с учетом примерной комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой.
1.1.1.Приоритетные задачи педагога-психолога
на 2021-2022 учебный год
Цель:создание благоприятных условий для развития личности детей; психолого-педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса в ДОУ; оказание психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.
Задачи:
- Создать благоприятные условия для сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания в ДОУ, посредством реализации программы «Тропинка к своему Я» для детей 3-6 лет.
- Совершенствовать работу комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ООП (в частности одаренных, не усваивающих ООП, дошкольников с нарушениями речи, посещающие логопедический пункт) и детей с ОВЗ в тесном сотрудничестве и взаимодействии со специалистами, педагогами и родителями, посредством реализации индивидуальных и подгрупповых программ.
- Активизировать участие родителей в образовательно-воспитательной работе, посредством организации «Школы успешного родителя».
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
При разработке программы учитывались основные научныеподходы, лежащие в основе ФГОС дошкольного образования:
- Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский);
- Личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец);
- Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов).
Концептуальными основаниями программы выступают основныепринципы, определенные ФГОС ДО:
- Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей;
- Уважение личности ребенка;
- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристика воспитанников МБДОУ
МБДОУ №2 г. Поронайска функционирует с 19 сентября 2014 года.
В 2021-2022 учебном году функционирует 10 групп общеразвивающей направленности, из них:
- первая младшая группа (с 2 до 3 лет) – 2 группы;
- вторая младшая группа (с 3 до 4 лет) – 2 группы;
- средняя группа (с 4 до 5 лет) – 2 группы;
- старшая группа (с 5 до 6 лет) – 2 группы;
- подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет) – 2 группы.
Численный состав контингента воспитанников на 2021-2022 уч. г. – 220 детей, из них:
с 1 до 3 лет: 44 ребенка
с 3 до 7 лет: 176 детей
Из них:
ребенок с ОВЗ: с 3 до 8 лет: 1 ребенок;
ребенок-инвалид: с 3 до 8 лет: 1 ребенок;
ребенок-инвалид+ОВЗ: с 3 до 8 лет: 4 ребенка.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, Положения «Об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеразвивающих группах» от 26.05.2016 г. (приказ № 47-П) комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществлялась в форме инклюзивного образования.
1.1.3.1. Возрастные особенности детей от 2 до 7 лет
Психологические особенности детей 2-3 лет
Показатели
Характеристика
Ведущая потребность
Удовлетворение своих потребностей, потребность в заботе, безопасности
Ведущая функция
Восприятие
Игровая деятельность
Специфические действия с игрушками, элементы сюжетно-отобразительных действий
Отношения со взрослыми
Ситуативное: взрослый – источник удовлетворения потребностей
Отношения со сверстниками
Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен
Эмоции
Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта
Способ познания
Целевые пробы
Объект познания
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения
Восприятие
Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
Внимание
Непроизвольное, быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание кратковременно (зависит от заинтересованности)
Память
Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная
Мышление
Наглядно-действенное
Воображение
Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)
Условия успешности
Разнообразие окружающей среды
Новообразования возраста
Самопознание, усвоение элементарных норм опрятности и поведения в коллективе
Психологические особенности детей 3-4 лет
Показатели
Характеристика
Ведущая потребность
Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка
Ведущая функция
Восприятие
Игровая деятельность
Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие
Отношения со взрослыми
Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству
Отношения со сверстниками
Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен
Эмоции
Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта
Способ познания
Экспериментирование. Конструирование
Объект познания
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения
Восприятие
Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
Внимание
Непроизвольное, быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 минут. Объем внимания – 3-4 предмета
Память
Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти – 3-4 предмета из 5
Мышление
Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы-заместители, картинки)
Воображение
Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)
Условия успешности
Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми
Новообразования возраста
Самопознание, усвоение первичных нравственных норм
Психологические особенности детей 4-5 лет
Показатели
Характеристика
Ведущая потребность
Потребность в общении, познавательная активность
Ведущая функция
Наглядно-образное мышление
Игровая деятельность
Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация
Отношения со взрослыми
Внеситуативно-деловое: взрослый источник информации
Отношения со сверстниками
Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре
Эмоции
Более ровные; старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости
Способ познания
Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование
Объект познания
Непосредственно не воспринимаемые предметы и явления
Восприятие
Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов
Внимание
Зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 минут. Объем внимания – 4-5 предметов
Память
Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти – 4-5 предметов из 5, 2-3 действия
Мышление
Наглядно-образное
Воображение
Репродуктивное, появление творческого воображения
Условия успешности
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
Новообразования возраста
Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.
Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения
Психологические особенности детей 5-6 лет
Показатели
Характеристика
Ведущая потребность
Потребность в общении
Ведущая функция
Воображение
Игровая деятельность
Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения
Отношения со взрослыми
Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый источник информации, собеседник
Отношения со сверстниками
Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтение в общении
Эмоции
Преобладание ровного оптимистического настроения
Способ познания
Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование
Объект познания
Непосредственно не воспринимаемые предметы и явления, нравственные нормы
Восприятие
Знание о предметах и их свойствах (восприятие времени, пространства) организуются в систему и используются в различных видах деятельности
Внимание
Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 минут. Объем внимания – 8-10 предметов
Память
Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти – 5-7 предметов из 10, 3-4 действия
Мышление
Наглядно-образное, начало формирования логического мышления
Воображение
Развитие творческого воображения
Условия успешности
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь
Новообразования возраста
1. Планирующая функция речи
2. Предвосхищение результата деятельности
3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические)
Психологические особенности детей 6-7 лет
Показатели
Характеристика
Ведущая потребность
Потребность в общении и самоутверждение
Ведущая функция
Общение со сверстниками, осознание своего «Я»
Игровая деятельность
Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения, групповые игры
Отношения со взрослыми
Ситуативно-деловое + ситуативно-личностное: взрослый источник информации, собеседник
Отношения со сверстниками
Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтение в общении
Эмоции
Преобладание ровного оптимистического настроения
Способ познания
Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование
Объект познания
Непосредственно не воспринимаемые предметы и явления, нравственные нормы
Восприятие
Знание о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства) организуются в систему и используются в различных видах деятельности
Внимание
Умение управлять и удерживать внимание на предметах и объектах. Удерживает внимание до 30 минут. Объем внимания – 10 предметов
Память
Сформированность произвольной зрительной и слуховой памяти. Объем памяти –8-10 предметов из 10, 4-5 действий
Мышление
Наглядно-образное, формируется логическое мышление, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи
Воображение
Развитие творческого воображения стереотипности образов
Условия успешности
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь, развитие самосознания
Новообразования возраста
1. Планирующая функция речи
2. Предвосхищение результата деятельности
3. Формирование высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические)
4. Осознание своего «Я» и возникновение внутренних позиций
Практическим воплощением гуманистического личностно-ориентированного образования является создание полноценного пространства для развития ребенка и комплексное сопровождение его индивидуального развития, особенно когда речь идет о детях, у которых имеются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии вследствие биологических, социально-экономических, психологических факторов, сопровождающиеся нарушением адаптивных возможностей их личности.
Факторами риска в психофизическом развитии ребенка являются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака и недостаточность психофизического развития.
Выделяют две группы факторов: биологические и социальные, под воздействием которых происходят темповые отклонения созревания отдельной функции или системы психических функций от «программы развития», выходящие за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данного возрастного диапазона.
Важность своевременного выявления предпосылок и признаков негативного влияния на психику дошкольника и необходимость индивидуального подхода кдетям «группы риска» являетсяактуальнойдля нашего ДОУ. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить образовательный и воспитательный процесс по принципу индивидуального развития..
1.1.3.2. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи, посещающих логопедический пункт
В МБДОУ создан Логопедический пункт в целях оказания практической помощи детям старшего дошкольного возраста с фонетическим, фонематическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Логопедический пункт (логопункт) – структурное подразделение дошкольной образовательной организации, специалисты которого на ранних стадиях выявляют и помогают преодолеть отклонения в развитии устной речи без перевода дошкольников в специализированную группу.
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи воспитанников, которое проводится два раза в год (май, сентябрь). Обследованных воспитанников направляют на ПМПк, где коллегиально принимается решение о зачислении детей на логопункт. Предельная наполняемость логопедического пункта – 25 детей старших и подготовительных к школе групп.
Не подлежат приему на логопункт дети с тяжелыми нарушениями речи. Данная категория детей, с согласия их родителей (законных представителей), направляются на обследование в городскую ПМПК, где уточняется речевое заключение и решается вопрос о дальнейшем обучении ребенка в МБДОУ.
Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) строится в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом и родителями. Так как, помимо нарушений речевого характера, у детей отмечаются особенности в протекании высших психических функций:
Внимание может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим. Слабо сформировано произвольное внимание – ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой.
Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал. Им трудно восстановить порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки. Они могут не замечать неточности в рисунках-шутках, не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ФФНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Отмечаются особенностимыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления у детей могут быть трудности в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций несколько замедленная, из-за чего может быть замедленным и восприятие материала на занятиях. Отстает в развитии словесно-логическое мышление. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Часто их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.
Дети данной категории, помимо перечисленных, могут иметьповеденческие особенности:
- выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
- агрессивность, драчливость, конфликтность;
- повышенную впечатлительность, нередко сопровождаемую навязчивыми страхами;
- чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
- повышенную обидчивость, ранимость;
- нестабильность поведения, частая смена настроения;
- склонность к болезненному фантазированию.
Согласованность действий педагога-психолога, учителя-логопеда и родителей позволит эффективно решить задачи коррекции имеющихся нарушений речи, помочь ребенку легче социализироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
1.1.3.3. Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов посещающих группы общеразвивающей направленности
Образование детей с ОВЗ в МБДОУ № 2 г. Поронайска осуществляется в общеразвивающих группах в виде инклюзивного образования, где создаются специальные психолого-педагогические условия для обучения и воспитания ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями.
В данных группах МБДОУ воспитанники переходят на инклюзивное образование при наличии заключения ПМПК о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» по заявлению родителей (законных представителей) и обучаются по адаптированным образовательным программам. Для ребенка-инвалида разрабатывается индивидуальная программа развития на основании справки об инвалидности и в соответствии с требованиями ИПРА ребенка-инвалида.
Задержка психического развития (ЗПР) характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, незрелостью мыслительных процессов, недостаточностью целенаправленности интеллектуальной деятельности, ее быстрой истощаемостью, ограниченностью представлений об окружающем мире, чрезвычайно низкими уровнями общей осведомленности, социальной и коммуникативной компетентности, преобладанием игровых интересов в сочетании с низким уровнем развития игровой деятельности. Все перечисленные особенности обусловливают низкий уровень овладения детьми с ЗПР коммуникативной, предметной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой, а в дальнейшем – учебной деятельностью. У данной категории детей значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждением, избеганием или конфликтом. Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций. Незрелость внутререче6вых механизмов приводит к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи.
Общее недоразвитие речи I уровня характеризуется как «отсутствие общеупотребительной речи», встречается название «безречевые дети». Такие дети в общении используют ряд вербальных средств: отдельные звуки и их сочетание – звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов. Речь детей на этом уровне изобилует диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке. Характерной особенностью детей с первым уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки или действия, совершаемые с ними. Данные факты указывают на бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к использованию интонации и паралингвистических средств: жестов, мимики. У детей отмечается ярко выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднено понимание как некоторых простых предлогов, так и грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д. Речь детей малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.
Ребенок-инвалид со статусом ОВЗ ЗПРР посещает старшую группу, имеет своеобразное нарушение психологического развития, которое проявляется в симптоматике расстройства аутистического спектра (РАС) и задержке психического развития, обучается по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР, с учетом возможностей и особенностей развития. Наиболее яркие внешние проявления ребенка: «экстремальное» одиночество ребенка, снижена способность к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию; стереотипность в поведении; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни; поглощенность однообразными действиями; задержка и нарушение развития речи, прежде всего, ее коммуникативной функции; ребенок не использует мимику и жесты; отмечается необычный темп, ритм, мелодика, интонация речи. Проявление указанных расстройств, влияет на раннее нарушение психического развития ребенка.
Ребенок-инвалид со статусом ОВЗ ЗПР посещает вторую младшую группу, обучается по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР, с учетом возможностей и особенностей развития. У ребенка наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: инфантильные черты личности и социального поведения, недостатки мотивации и целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, сниженной работоспособности. Выявлена дефицитность в развитии всех психических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса и пр., а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности, ее программирования, регуляции и контроля. Ребенок не проявляет устойчивого интереса, его деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно, слабо развита произвольная регуляция деятельности. Качественное своеобразие характерно для эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка-инвалида с ЗПР, низкий уровень овладения коммуникативной, предметной, игровой, продуктивной, познавательной и речевой деятельностью.
Ребенок-инвалид со статусом ОВЗ (синдром Дауна)посещает вторую младшую группу, его особенности развития познавательной и речевой деятельности требуют использования в обучении специальных методик и приемов обучения. В игровой деятельности у ребенка отмечается интерес к предметным действиям с ними: выполняет манипулятивные, процессуальные и предметно-игровые действия, но не охотно участвует в сюжетной игре, организуемой взрослым. Задания по продуктивным видам деятельности принимает, однако, результаты весьма примитивны, а постройки – из трех-четырех элементов.
Главной особенностью развития данного ребенка характеризуется готовностью к взаимодействию со взрослыми и сверстниками на основе сформированных подражательных способностей, умениям работать по показу и образцу. Однако вышеперечисленные особенности развития ребенка могут быть сглажены или корригированы при целенаправленном педагогическом воздействии в тесном сотрудничестве с родителями.
Ребенок-инвалид с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучается по основной образовательной программе МБДОУ, в соответствие с ИПРА, не нуждается в создании специальных условиях обучения, нуждается в создании для ребенка социально-средовые условий, которые включают в себя основные направления работы в области снятия психологических барьеров общения в социуме, расширение социальной среды и формирование позитивного образа «Я».
1.2. Планируемые результаты программы
Планируемые результаты рабочей программы педагога-психолога МБДОУ №2 г. Поронайска согласуются с представленными в ФГОС ДО целевыми ориентирами и конкретизируются в подпрограммах педагога-психолога с учетом возрастных и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а так же особенностей развития детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Планируемые результаты по направлениям работы педагога-психолога представлены в таблице 1.
Таблица 1
Планируемые результаты по направлениям работы педагога-психолога
Направление деятельности педагога-психолога
Цель деятельности педагога-психолога
Путь достижения
Планируемый результат
Психологическая диагностика
1.Раннее выявление предпосылок отклонений в развитии детей раннего и дошкольного возраста.
2. Ранее выявление проблем в эмоционально-личностной сфере ребенка
3.Выявление предпосылок нарушения психологического здоровья педагогов
Изучение документов, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, проблемные ситуации
1.Своевременное информирование родителей о возможных отклонениях в развитии ребенка.
2.Своевременное обращение внимания родителей на эмоциональные трудности ребенка.
3.Своевременная организация комплексной психолого-педагогической помощи детям с ООП (в том числе с ОВЗ и инвалидов).
4.Своевременное планирование консультативной, профилактической и других видов помощи педагогам.
Психологическая коррекция
1.Предупреждение и коррекция отклоняющегося развития у детей.
2.Профилактика и коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка
3.Профилактика психологического здоровья педагогов.
Индивидуальные, подгрупповые, групповые коррекционно-развивающие занятия, детско-родительские занятия, встречи в психологической гостиной
1.Снижение количества воспитанников с выраженными трудностями в обучении при индивидуальной и групповой форме работы.
2.Нормализация психологического здоровья детей.
3.Снижение эмоциональной напряженности педагогов в течение учебного года.
Психологическое консультирование
1.Консультирование администрации, педагогов, родителей по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития дошкольников.
2.Консультирование родителей по вопросам взаимоотношений с детьми, причин нарушения психологического здоровья и социально-психологических трудностей дошкольников.
3.Консультирование педагогов по вопросам причин повышенной утомляемости, изменение мотивированности в педагогической деятельности, в условиях инноваций.
Индивидуальные, групповые консультации для всех участников образовательного процесса,
разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для детей
1.Снижение количества воспитанников с трудностями обучения, эмоциональными проблемами, связанными с недостаточным вниманием со стороны родителей. Нормализация детско-родительских отношений.
2. Создание благоприятных условий для укрепления психологического здоровья ребенка в семье и ДОУ.
3.Улучшение психоэмоционального состояния педагогов в отношении выполняемых должностных обязанностей.
Психологическое просвещение
1.Расширение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах обучения и развития детей (в том числе с ООП, с ОВЗ, инвалидов), поддержки психоэмоционального благополучия, сохранения и улучшения психологического здоровья дошкольников в семье.
2.Расширение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах обучения и развития дошкольников (в том числе с ООП, с ОВЗ, инвалидов), поддержки эмоционального благополучия каждого ребенка, охраны психологического здоровья воспитанников, в вопросах работы с семьей.
Психологические рекомендации очные, заочные, программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, информационные стенды, памятки, буклеты, индивидуальные беседы, семинары-практикумы, мастер-классы, открытые мероприятия, социальные сети.
1. Понимание родителями механизмов взаимосвязи психоэмоционального климата в семье и поведения ребенка; взаимосвязи количества времени родителя, направленного на ребенка, и успешности ребенка в образовательном процессе. Признание родителями права ребенка быть индивидуальностью (право иметь индивидуальные особенности развития вне зависимости от желаний родителей).
2. Понимание педагогами индивидуальных особенностей развития воспитанников, возможности их учета в образовательном процессе для повышения качества образования одаренных детей, детей с нормальным и нарушенным развитием. Умение педагогов бесконфликтно общаться с семьями с разным социальным статусом.
Психологическая профилактика
1.Обеспечение условий для снятия психоэмоционального напряжения у воспитанников, сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников.
2.Обеспечение условий для снятия психоэмоционального напряжения родителей, оказание психолого-педагогической помощи по вопросам обучения и развития детей.
3. Обеспечение условий для снятия психоэмоционального напряжения педагогов, оказание им психологической помощи.
Индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия с детьми, разработка психологических рекомендаций для родителей и педагогов, детско-родительские занятия индивидуальные и в группе
1.Снижение количества воспитанников с признаками психоэмоционального неблагополучия, улучшение психологического здоровья.
2. Снижение количества родителей с признаками психоэмоционального напряжения.
3.Снижение количества педагогов с признаками психоэмоционального напряжения.
Эффективность программы оценивается двумя способами:
1.Метод экспертной оценки: оценивается родителями, педагогами и специалистами по определенным параметрам деятельности педагога-психолога.
2.Тестирование (объективные показатели детского развития, показатели развития личностных особенностей развития дошкольников, психоэмоционального состояния участников образовательного процесса).
Для определения степени эффективности программы психологического сопровождения в целом или отдельного направления сопровождения запроса со стороны родителей/педагогов результаты изучения сравниваются по принципу «Начало – конец учебного года» или «Начало работы над проблемой – конец работы над проблемой».
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основные направления деятельности и формы работы педагога-психолога
Основными направлениями реализации рабочей программы и деятельности педагога-психолога является психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование.
Схема психологического сопровождения участников образовательного процесса представлена на рисунке 1.
2.1.1. Психологическая диагностика
Рисунок 1. Схема психологическое сопровождение участников образовательного процесса
Для реализации рабочей программы педагогом-психологом используются разнообразные формы работы с участниками образовательно-воспитательного процесса, применение которых варьируются исходя из актуальной ситуации в ДОУ, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Формы работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса
Задача
Формы и методы работы
Периодичность
- 1. Создать благоприятные условия для сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания в ДОУ, посредством реализации программы «Тропинка к своему Я» для детей 3-6 лет.
Каникулы
3 раза за учебный год
Баланс двигательной и умственной нагрузки
постоянно
Психологическое сопровождение адаптации детей вновь набранных групп
сентябрь-ноябрь
Неделя психологии
1 раз в год
Уголок уединения/психологической разгрузки в каждой группе
постоянно
Использование психологических игр, тренингов, релаксации
постоянно
Использование элементов арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии
постоянно
Групповые профилактические занятия по программе «Тропинки к своему Я»
еженедельно
Расширение предметно-пространственной среды групп и кабинетов играми в рамках инновационной деятельности
в течение учебного года
«Психологическая гостиная» для педагогов
ежеквартально
- Совершенствовать работу педагога-психолога по комплексному психологическому сопровождению детей с ООП (в частности одаренных, не усваивающих ООП, дошкольников с нарушениями речи, посещающие логопедический пункт) и детей с ОВЗ в тесном сотрудничестве и взаимодействии со специалистами, педагогами и родителями, посредством реализации индивидуальных и групповых программ.
Выявление личностных качеств детей в общении со сверстниками и взрослыми
наблюдение (регулярно)
Индивидуальные психокоррекционные занятия с детьми-инвалидами и с ОВЗ по программам психологического сопровождения
в течение учебного года
Подгрупповые развивающие занятия по программе «Волшебные приключения в Песочной стране» (метод Sand-Art)
в течение учебного года
Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия по программе «Цветик-семицветик», «Лесная школа» для детей не усваивающих ООП
в течение учебного года
Подгрупповые коммуникативные игровые тренинги по программе «Учусь общаться и дружить» для детей логопатов
в течение учебного года
Привлечение родителей в образовательный процесс
в течение учебного года
Семинары, практикумы, мастер-классы, консультации для родителей и педагогов
ежеквартально
Комплексные психолого-логопедические занятия, открытые занятия, детско-родительские занятия
ежеквартально
Расширение предметно-пространственной среды групп и кабинетов играми на эмоционально-личностное, познавательное, речевое и творческое развитие детей
в течение учебного года
Уголок для свободного творчества (уголок экспериментирования, ряжанья, рисования, творческие сундучки, театр и др.)
постоянно
Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации (пополнение атрибутов для игр)
в течение учебного года
Создание картотек игр для детей по всем направлениям развития
по мере необходимости
- Активизировать участие родителей в образовательно-воспитательной работе, посредством организации «Школы успешного родителя»
«Школа успешного родителя»
ежеквартально
Родительские собрания, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги
по запросу
Открытые занятия, детско-родительские занятия
ежеквартально
Психологическое консультирование
по запросу
Психолого-педагогическое просвещение на информационных стендах ДОУ, в группах, на основном сайте МБДОУ, в социальных сетях
в течение учебного года
2.1.1.Психологическая диагностика
ФГОС ДО указывает, что «при необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения, проведения квалифицированной коррекции развития детей, и являются основой для разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
Для оптимизации образовательного процесса в МБДОУ №2 проводитсянаблюдение, анкетирование и экспресс-диагностикас целью выявления детей с особыми образовательными потребностями.
Углубленная диагностика осуществляется для определения специфики психического развития детей, имеющие какие-либо особенности развития и нуждающихся в специальной психолого-педагогической помощи.
Информационные сетки по использованию диагностических методик для детей дошкольного возраста представлены в таблице 3.
Таблица 3
Методики для проведения психологической диагностики
Направления
Методики
Ранний дошкольный возраст (1-3 года)
Нервно-психическое развитие
Методика диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста (Аксарина Н.М., Печора К.Л., Пантюхина Г.В.)
Психофизическое развитие
Методика диагностики психомоторного развития (модифицированный вариант методики Озерецкого Н.О., Гуревича Н.И.)
Методика диагностики психомоторного благополучия (неблагополучия) (Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В.)
Речевое развитие
Стимульный материал для обследования речи детей (Громова О.Е., Соломатина Г.Н.)
Познавательное развитие
Методика анализа медицинской и психолого-педагогической документации
Методики психолого-педагогической диагностики детей раннего и дошкольного возраста (Стребелева Е.А.)
Интеллектуальное, личностное, эмоционально-волевое развитие
Наблюдение индивидуально-психологических особенностей детей 2-3 л
Карта обследования детей раннего возраста с проблемами в развитии (Верещагина Н.В.)
Младший дошкольный возраст (3-5 лет)
Психофизическое развитие
Методика диагностики психомоторного развития (модифицированный вариант методики Озерецкого Н.О., Гуревича Н.И.)
Методика диагностики психомоторного благополучия (неблагополучия) (Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В.)
Речевое развитие
Методики обследования речевого развития детей 3-5 лет (Стребелева Е.А.)
Познавательное, интеллектуальное, личностное, эмоционально-волевое развитие
Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 3-5 лет (Стребелева Е.А.)
Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей 3-5 лет (Павлова, Н.Н., Руденко Л.Г.)
Методики диагностики эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет (Денисова Н.Д.)
Проявления одаренности
Карта стандартизированного наблюдения за деятельностью детей 3-5 лет (по Ильиной М.В.)
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Психофизическое развитие
Методика диагностики психомоторного развития («Пробы моторной одаренности» Озерецкого Н.О.)
Методика исследования зрительно-моторной координации (Бендер Л.)
Речевое развитие
Методики обследования речевого развития детей 5-7 лет (Стребелева Е.А.)
Познавательное, интеллектуальное, личностное, эмоционально-волевое развитие
Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 5-7 лет (Стребелева Е.А.)
Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей 5-6 лет (Павлова, Н.Н., Руденко Л.Г.)
Экспресс-диагностика основных компонентов психологической готовности к школе детей 6-7 лет (Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.)
Методики диагностики эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет (Денисова Н.Д.)
Проявления одаренности
Карта стандартизированного наблюдения за деятельностью детей 5-7 лет (по Ильиной М.В.)
Другим направлением психодиагностики является изучение особенностей психоэмоциональной сферы педагогов для профилактики «профессионального (эмоционального) выгорания». Основные методы – наблюдение, анкетирование, беседа (индивидуально).
2.1.2. Психологическая коррекция
По результатам психологической диагностики предусмотрена коррекционно-развивающая работа и реализуется педагогом-психологом в нескольких направлениях. Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий, а так же в форме развивающих игровых сеансов и тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные проблемы в поведении или развитии. Пути реализации профессиональной деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений развития детей отражены в таблице 4.
Таблица 4
Реализация профессиональной деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений развития детей
Направление
Форма проведения
Периодичность
Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками с ОВЗ, детьми-инвалидами
Индивидуальные занятия с детьми
2 раза в неделю в течение года (с письменного согласия родителей)
Детско-родительские занятия в парах «родитель – ребенок»
Ежеквартально, по запросу
Индивидуальные консультации
Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками с низким уровнем усвоения программного материала
Индивидуальные/групповые консультации
2 раза в год, по запросу
Подгрупповые занятия
1 раз в неделю в течение года (с письменного согласия родителей)
Стендовая информация, семинары-практикумы, родительские собрания
Ежеквартально, по запросу
Коррекционно-развивающая работа с детьми логопатами
Комплексные психолого-логопедические занятия
2 раза в год, по запросу
Индивидуальные/групповые консультации
Подгрупповые занятия
1 раз в неделю в течение года (с письменного согласия родителей)
Стендовая информация, семинары-практикумы, родительские собрания
Ежеквартально, по запросу
Психопрофилактическая работа с воспитанниками «группы риска»
Стендовая информация, семинары-практикумы, родительские собрания
Ежеквартально, по запросу
Индивидуальные/групповые консультации
Подгрупповые занятия
1 раз в неделю в течение года (с письменного согласия родителей)
Развивающая работа с одаренными детьми
Стендовая информация, семинары-практикумы, родительские собрания
Ежеквартально, по запросу
Индивидуальные/групповые консультации
Ежеквартально, по запросу
Подгрупповые занятия
1 раз в неделю в течение года (с письменного согласия родителей)
Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками с отклонениями в развитии эмоционально-личностной сферы воспитанников (агрессивные, гиперактивные, тревожные и др.)
Стендовая информация, родительские собрания
Ежеквартально, по запросу
Индивидуальные консультации
Цикл индивидуальных занятий
1-2 раза в неделю (с письменного согласия родителей)
Для реализации выделенных направлений профессиональной деятельности педагогом-психологом составляются подпрограммы, перечень которых приведен в таблице 5.