Изменила мужа и сейчас не могу жить спокойно совесть мучает


изменила мужа и сейчас не могу жить спокойно совесть мучает

Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

Задачи:

• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

• Осознавать, для чего людям нужна совесть, понять,что значит жить в ладу со своей совестью.

Ключевые понятия:совесть, стыд, долг.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Долг и совесть», учебник «Светская этика» авт. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Определение темы и задач урока. Постановка проблемы.

– Сегодня мы снова отправимся в

Послушайте небольшой рассказ. Подумайте, какой будет тема нашего сегодняшнего урока.

В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.

– Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, – только недолго ходи, у меня очень болит горло.

Петя быстро оделся и убежал.

Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.

Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.

– Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.

– Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.

– А молоко купил?

– Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.

И бабушка, заплакав, сказала:

– Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась!

– Знакомая ситуация? Оцените поступок Пети.

– О чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)

– Прочитайте эпиграф урока.

Самое главное украшение человека – чистая совесть.

Цицерон

– Какой вопрос возникает?

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

4. Какая совесть бывает чиста?

III. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

– Сегодня на уроке вы узнаете

  • О подсказках совести.
  • Как исправлять ошибки.

1. Работа с определениями.

Афоризмы:

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Кант И.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.

Суворов А. В.

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Гольбах П.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.

Пушкин А. С.

Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев

Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

-Подумайте и скажите, что же такое совесть по – вашему мнению.

(варианты ответов)

– Мы вместе пришли к мнению, чтосовесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.

– А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос?

– Зачем человеку совесть? (Совесть человека помогает ему отличать добро от зла.)

– В народе говорят «совесть заговорила».

– О чём говорит совесть с человеком?

– Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со словом совесть есть очень много выражений. Люди говорят: «совесть спать не дает», «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».

– Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?

(Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).

– Как вы думаете, можно ли как-нибудь избавиться от мучений и терзаний совести?

2.Работа с притчами (в группах)

  • Прочитайте притчу.
  • В чем заключается смысл притчи?
  • В чем мораль?
  • Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?)

1 группа. Совесть без муки

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

2 группа Слуга совести.

Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:

— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?

— Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

— Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — подытожил учитель.

3 группа Совесть

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

– Давай, – говорит, – совесть, в прятки играть!

– Нет, – говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

– Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

– Ладно, – говорит, – выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ – молчание.

Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

Зарыдал человек:

– Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:

– Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

– Ребята, при какой ситуации главный герой услышал голос совести?

4 группа. Притча о совести.

Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.

— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

— Почему невыполнимо?

— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.

– Ребята, почему просияло лицо учителя и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?

– А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит голос совести).

3. Игра «Найди пару». Работа в паре.

– Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить.

Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной

совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть

спокойна».

Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

IV. Творческое применение знаний.

Портрет совестливого человека

– Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)

Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )

Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)

Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).

Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).

Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

V. Итог урока. Рефлексия.

– Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как стыд и совесть. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.

Продолжи предложения

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Больше всего мне запомнилось …
  • Я задумался …

– Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.

VІ. Домашнее задание.

– Реализуй один из предложенных проектов или придумай свой.

  • Сообщение – презентация «Муки совести в судьбе известных литературных героев».
  • Пластилиновая композиция «Народные пословицы о совести и стыде».

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *