Ежедневно совершается огромное количество покупок. Не все из них являются рациональными и обдуманными. Нередко вещи приобретаются под влиянием настроения или настойчивой рекомендации продавца, а по возвращении из магазина покупатель сомневается в своем выборе и принимает решение вернуть покупку. Как это сделать, если объективной причины нет?
- Можно ли сдать вещь, обменять ее на другую без объяснения причины, если есть кассовый документ?
- Какие причины нужно указать для сдачи покупки обратно?
- Можете ли вы осуществить возврат изделия надлежащего качества?
- Через сколько дней вы вправе отнести изделие продавцу и получить деньги назад?
- Алгоритм действий покупателя
Можно ли сдать вещь, обменять ее на другую без объяснения причины, если есть кассовый документ?
Нет. Процедуру возврата и обмена товара регулирует ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей». В ходе осуществления данной процедуры покупатель обязан пояснить причину, по которой товар его не устраивает.
Вернуть или обменять на аналогичный можно товар, как ненадлежащего, так и надлежащего качества. Главное – вещь не должна быть использована, должна сохранить товарный вид и не должна входить в перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату, согласно Постановлению Правительства РФ №55 от 19 января 1998 года. При соблюдении этих условий покупатель может обменять товар на точно такой же, если ему не понравился цвет, не устраивает размер или комплектация.
Когда в магазине нет аналогичного товара, покупатель имеет право отказаться от него и потребовать назад уплаченные денежные средства. Это требование продавец обязан удовлетворить в течение 3-х дней с момента возврата изделия.
Какие причины нужно указать для сдачи покупки обратно?
Покупатель может вернуть товар в магазин при условии, если:
- Продавец предоставил покупателю недостоверную информацию. Как следствие, приобретенная вещь не соответствует заявленным требованиям.
- В паспорте товара содержатся сведения, не соответствующие действительности.
- Покупателю не нравится расцветка изделия, не подходят размер, фасон, габариты, комплектация.
Все перечисленные пункты дают право покупателю обратиться с требованием вернуть товар в сроки, указанные в ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей». Их и нужно прописать в причине возврата.
Можете ли вы осуществить возврат изделия надлежащего качества?
Прежде чем обращаться к продавцу, учитывайте следующие моменты:
- Товар не должен быть использован.
- Сохранены все потребительские свойства изделия и/или товарный вид.
- В наличии все пломбы, ярлыки, бирки (можно ли вернуть покупку без бирки?).
- У вас есть товарный или кассовый чек, или иной документ, подтверждающий факт приобретения товара (выписка с банковского счета, приходный ордер и др.).
- Товар не входит в Перечень, не подлежащих обмену. В частности, предметы личной гигиены, парфюмерия и косметика, лекарственные препараты, предметы по уходу за детьми, кабельная продукция, медицинские инструменты и т.д.
- В магазине нет аналогичного товара, поэтому обмен не может быть произведен.
Если вы осуществили покупку дистанционно (по каталогу, телефону, в интернете), а товар вас разочаровал, возврат возможен без изложения причин, но с обязательным выполнением одного из условий:
- Адресат еще не получил заказ или момента получения товара не прошло 7 дней – п.4 ст. 26.1 ЗоЗПП.
- У вас есть в наличии квитанция или иной документ, подтверждающий приобретение товара.
- Не нарушены целостность упаковки и товарный вид изделия – абз.3 п.4 ст.26.1 ЗоЗПП (можно ли вернуть приобретение без упаковки?).
Через сколько дней вы вправе отнести изделие продавцу и получить деньги назад?
Согласно закону, у потребителя есть 14 дней на то, чтобы возвратить товар надлежащего качества. День покупки не входит в этот срок, следовательно, обратиться в магазин стоит в течение 15 дней, на основании абз.2 п.1 ст.25 ЗоЗПП.
В ситуации, когда изделие было приобретено через интернет-магазин, обращайте внимание на сопутствующие документы. В них обычно указывается срок возврата, который должен составлять не менее 7 дней. Отсутствие срока в документации дает право на возврат в течение 3-х месяцев, что указано в ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Алгоритм действий покупателя
Чтобы вернуть товар вам необходимо осуществить такие шаги:
- Обратиться в магазин, где вы совершали покупку, до истечения двух недель.
- Взять с собой товар и чек. Вещь должна быть в том виде, в каком вы ее приобретали!
- Предъявить документ, удостоверяющий личность – паспорт.
- Заполнить заявление: указать ФИО, информацию об изделии (наименование, артикул, стоимость, основные характеристики), дату покупки, причину и способ возврата денежных средств. Если по безналичному расчету, потребуются ваши реквизиты.
У каждой торговой точки своя форма заявления. Если вы возвращаете покупку, сделанную дистанционно, причину указывать не обязательно!
Но мы все же рекомендуем указать одну из причин, указанных в ст. 25 ЗоЗПП, а именно:
- не подошел по форме;
- габаритам;
- фасону;
- расцветке;
- размеру;
- или комплектации.
После подписания заявления и передачи купленной ранее вещи продавцу, он обязан вернуть денежные средства в течение трех дней – п.2 ст.25 ЗоЗПП. В противном случае, начисляется пеня за каждый день просрочки – 1% от стоимости изделия. Срок возврата денег при покупке через Интернет составляет не более 10 дней – абз.5 п.4 ст.26.1 ЗоЗПП.
Среди покупателей распространено ошибочное мнение о том, что вернуть обратно в магазин товар надлежащего качества, даже при наличии чека, невозможно. Это связано не только с особенностями менталитета, но и политикой мест продаж, которые специально вводят потребителя в заблуждение.
Тем не менее, статья 25 ФЗ «О защите прав потребителей» четко регламентирует процедуру возврата качественного товара, знание которой поможет покупателю грамотно отстаивать свою позицию в общении с продавцами.