Пункт 14.6 указывает, что водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.
Отдельно напомним о существовании пункта 14.2 ПДД, который обеспечивает безопасность пешеходов, переходящих многополосную дорогу. Он указывает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость.
Отдельным пунктом выделим исключение: пешеходов, имеющих безусловный приоритет при переходе дороги в любом месте.
Повороты осуществлялись без соблюдения каких-либо формальных требований.
- 1950-1970 годы
- 1970-1990 годы
- 1990-2010 годы
- 2010 год – н.в.
- На перекрестке с светофором нужно ли пропускать транспорт при повороте
- Второй этап
- Кто виноват в ДТП при повороте налево на перекрестке
- Как избежать ДТП
- Поворот налево в транспортной развязке
- Поворот налево в ночное время
- Поворот налево в неблагоприятных погодных условиях
- Анализ ДТП
- Статистика ДТП с поворотом налево
1950-1970 годы
Бурный рост автомобилизации привел к увеличению аварийности. Были введены первые технические требования к автомобилям, касающиеся систем сигнализации при поворотах.
1970-1990 годы
В данный период были приняты основы современных ПДД.
Регламентировались скоростной режим, очередность проезда перекрестков, правила подачи сигналов и выбора траектории.
1990-2010 годы
Наметилась тенденция к гуманизации ПДД с акцентом на безопасность уязвимых участников дорожного движения – пешеходов, детей, велосипедистов.
2010 год – н.в.
Современный этап развития ПДД. Происходит гармонизация российских норм с зарубежными стандартами.
На перекрестке с светофором нужно ли пропускать транспорт при повороте
Иначе говоря, переходить дорогу пешеход может в любом месте, где нет ограничений, указанных выше. Вопрос лишь в том, в каком случае у него есть приоритет, а в каких – нет.
Обозначим все случаи, когда пешеход при переходе дороги имеет приоритет.
- При движении на разрешающий сигнал светофора или регулировщика на регулируемом перекрестке.
Это самый простой и очевидный вариант: пока водители стоят на красный, пешеходы идут на зеленый.
- При переходе дороги на нерегулируемом перекрестке. Пункт 14.1 ПДД прямо обязывает водителя, приближающегося к нерегулируемому переходу, уступить дорогу пешеходам.
- При переходе дороги на перекрестке перед поворачивающим автомобилем.
Например, дорогу только что покрыли свежим асфальтом и разметку нанести еще не успели.
В таком случае надо “пошире открыть глаза”, мысленно разделить дорогу на две равные половины и занять то положение, которое явно покажет всем остальным водителям Ваши намерения (рис. 13). Если в это время на Вашем автомобиле будут включены еще и указатели поворота налево, то всем станет понятно, что Вы собираетесь делать в дальнейшем.
Рис.
13. Крайнее левое положение на “голой” дороге
Второй этап
Траектория поворота налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает не только безопасность маневра, но и в полной мере отвечает требованиям ПДД.
Если поворот осуществляется через центр перекрестка, то получается, что Вы постоянно находитесь на своей правой стороне дороги, как до начала поворота, так и после него (рис.
Поскольку колеса машин на поворотах “чертят” черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.
Рис. 18. Центр большого перекрестка
Рис. 19. Центр маленького перекрестка
А как найти этот “центр” на реальном перекрестке? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакой “жирной кляксы”!
Поверьте, найти центр несложно. Летом на сухом асфальте центр перекрестка явно просматривается в виде светло-серой “подушечки” специфической формы (рис. 18 и 19). Поскольку колеса машин на поворотах “чертят” черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.
Зимой центр перекрестка виден еще лучше, чем летом, там лежит нетронутый снег, чуть более чистый, чем вокруг.
ГИБДД берут в расчет тот факт, кто именно первым включил сигнал поворота. Именно этот человек будет считаться невиновным. Процедура оценки случившейся ситуации будет выполняться с учетом свидетельских показаний, записи видеорегистратора и камеры.
Кто виноват в ДТП при повороте налево на перекрестке
Водитель, который часто ездит не по правилам, рискует попасть в дорожно-транспортное происшествие. Как показывает практика, чаще всего аварии при повороте влево происходят по следующей схеме.
- Водитель, желающий выполнить резкий поворот налево, выезжает на середину перекрестка.
- Он пересекает полосу и начинает выполнять задуманный маневр.
- Другой водитель, который движется навстречу, не успевает среагировать.
- В итоге происходит столкновение.
Кого признают виновным в ДТП на перекрестке при повороте налево зависит от ситуации.
Пункт 14.1 ПДД поясняет, что трактовка здесь та же, что и для перекрестков: переход, где очередность движения определяется светофором или регулировщиком – регулируемый, а при отсутствии светофора и регулировщика, а также неработающем светофоре или его желтом мигающем сигнале – нерегулируемый.
Этот вопрос тоже оказывается каверзным для некоторых водителей, считающих, что переход разрешен только в обозначенных местах. Однако пункт 4.3 ПДД указывает, что пешеходы действительно обязаны переходить дорогу по переходам, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин, но не только. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка пешеходам разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Не стоит выезжать на перекресток, если там пробка. Не двигайтесь задним ходом, не пересекайте сплошную, уступайте дорогу тому транспорту, который имеет приоритет.
Проконсультируйтесь у наших юристов по автомобильному праву, если вы стали участником дорожно-транспортного происшествия. Мы имеем многолетний опыт в таких делах и дистанционно поможем вам разобраться в ситуации, определить виновных, подготовить нужные документы и при необходимости обратиться в суд.
Как избежать ДТП
Если вы не соблюдаете правила дорожного движения, вы легко можете попасть в ДТП при повороте налево или при совершении иного маневра.
Во-вторых, даже на переходе пешеходы имеют вполне четкие обязанности: пункт 4.6 указывает, что, выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Кроме того, на регулируемых перекрестках пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, а продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора.
Еще одна важная обязанность пешеходов – обозначать себя на дороге в темное время суток.
Водитель должен выбрать такой маршрут, чтобы избежать необходимости данного маневра.
Поворот налево в транспортной развязке
В транспортной развязке часто присутствуют полосы разгона и торможения, сужение проезжей части. Это усложняет расчет траектории и контроль скорости.
Поворот налево в ночное время
Ночью видимость ухудшается, поэтому водителю следует быть особенно бдительным, использовать дальний свет фар заблаговременно.
Поворот налево в неблагоприятных погодных условиях
В дождь, снегопад и гололед повышается риск заноса или скольжения, а также снижается сцепление шин с дорогой при повороте.
Анализ ДТП
Статистика ДТП с поворотом налево
По данным статистики, поворот налево является одной из наиболее частых причин ДТП.
Пункт 4.1 ПДД гласит, что при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. Таким образом, в случае происшествия с пешеходом вне населенного пункта водитель может оспорить свою вину не только из-за нарушения пешеходом условия «не создавать помех автомобилям» из пункта 4.5, но и из-за несоблюдения пешеходом требования безопасности.
Все случаи непредоставления водителем преимущества пешеходу подпадают под статью 12.18 КоАП.