Подросток бил ,вымогал деньги , что ему за это будет


подросток бил ,вымогал деньги , что ему за это будет

Ребенок вырос и готов сам зарабатывать себе на кроссовки — казалось бы, в чем может быть проблема? Но родители переживают: а вдруг его обманут? А вдруг учиться не захочет? А зачем ему вообще деньги, «мы же и так даем». На все эти вопросы отвечает наш блогер и методист по социально-эмоциональному обучению онлайн-школы Skysmart Мария Кравцова.

Зачем подросткам работать

Желание зарабатывать собственные деньги — нормальный признак взросления. Недавний опрос школьников показал, что список планов на лето у ребят 13-16 лет возглавляет подработка. В старшей школе интерес к работе возрастает: по данным ВЦИОМ, 91% старшеклассников хотели бы подрабатывать во время летних каникул. Поэтому вместо раздумий «неужели ему не хватает?» или «мы что, слишком плохо живем?», родителям стоит порадоваться и похвалить себя за воспитание зрелой и здоровой личности.

Почему подросток может захотеть подрабатывать:

  • Стремится к самостоятельности. На примере родителей школьник видит, что деньги дают возможность принимать решения и быть независимыми от чужого мнения. Даже если мама с папой не устанавливают жесткие лимиты карманных расходов, заработанные деньги дают чувство собственной значимости, ценности своего труда и понимание: я могу влиять на качество своей жизни.
  • Хочет что-то купить без помощи родителей. Самостоятельность и независимость — это глобальная цель, но вдохновить на поиск работы могут и конкретные задачи. Например, чтобы не просить у родителей денег на желанную покупку, которую взрослые могут посчитать не рациональной. И если вместо «купи-купи-купи» ребенок сам идет зарабатывать на мечту, родителям, повторимся, стоит порадоваться.
  • Желание почувствовать себя более взрослым. Работа и деньги во все времена считались атрибутами взрослости, и желание ребенка их получить — естественный этап взросления и сепарации от родителей.

Также среди причин можно выделить желание помочь родителям финансово в проблемных ситуациях, попытку монетизировать свое хобби, чтобы оно стало чем то большим, чем просто увлечение. Так или иначе, это говорит о том, что ребенок уже психологически готов брать ответственность за свои решения, поступки и хотя бы частично обеспечивать свои потребности.

Почему родители паникуют

Интерес работодателей к молодым сотрудникам растет: за прошлый год предложений для кандидатов от 14 лет стало больше на 59%, а приглашений на собеседования — на 30%. Причем речь идет в первую очередь о вакансиях, связанных с интеллектуальным трудом: в сфере IT, искусства, развлечений, массмедиа, маркетинга. Такая серьезная занятость подростков может тревожить родителей по разным причинам, особенно, если ребенок хочет подрабатывать не только на каникулах.

  • Родитель боится потерять контроль. Собственные деньги действительно дают чувство свободы и возможность принимать самостоятельные решения. Родителей может пугать, что они потеряют авторитет в глазах ребенка или не будут знать, на что он тратит заработанные суммы.
  • Родитель тревожится из-за того, что ребенок может попасть в беду. На недобросовестного работодателя или мошенников может нарваться и взрослый человек, что уж говорить о подростке. Поэтому важно, чтобы родители поддерживали и помогали разобраться в огромном количестве предложений на рынке, отсеивая ненадежные варианты.
  • Родители опасаются, что ребенок потеряет мотивацию учиться. Первая работа, новый режим и нагрузка могут напугать и заставить отказаться от идеи зарабатывать, а первая зарплата и положительная обратная связь — напротив, очаровать. Истории успеха Ричарда Брэнсона и Марка Цукерберга намекают молодежи, что учиться вовсе не обязательно, а смелость и упорство гораздо важнее качественного образования.

Действительно ли работа для школьников — зло

На рынке сейчас мало профессионалов: компании вынуждены рассматривать все более молодых специалистов, вплоть до тех, кто еще не достиг совершеннолетия. Трудовое законодательство позволяет нанимать сотрудников от 14 лет с согласия родителей, и при правильном подходе еще в школе ребенок может начать успешную карьеру. А какая вообще польза от раннего старта?

  • Помогает осознанно выбрать направление учебы. Во многих странах среди молодежи распространена практика gap year: перерыва в учебе, когда ребята отдыхают от экзаменов, устраиваются волонтерами, путешествуют или, гораздо чаще, пробуют себя в разных профессиях. Это помогает лучше узнать себя, а потом осознанно выбрать направление учебы. В России же дети обычно выбирают профессию теоретически — ориентируясь на советы родителей, социальную среду и свои способности. По данным Минпросвещения 90% учеников 6-11 классов не знают, кем хотят стать в будущем. Подработка могла бы познакомить их с разными специальностями, помочь понять, чем на самом деле хочется заниматься.
  • Позволяет получить опыт работы по специальности. Навыки, которые появятся у ребенка на стажировке и работе, позволят ему брать более серьезные проекты в будущем, профессионально расти быстрее сверстников. Например, американский программист Рохан Агравал в 12 лет попал на стажировку в компанию OLogic, которая специализируется на роботизированных приложениях и технологиях, а уже в 14 основал собственную компанию, которая занимается консалтингом в области веб-дизайна, печатных плат и робототехники. Конечно, такие истории — скорее исключение из правил. Но если к моменту поступления в вуз у ребенка появится портфолио и набор крутых hard skills, он будет на голову выше ровесников — станет тем самым молодым специалистом с большим опытом работы, о котором мечтают все работодатели.
  • Учит управлять деньгами. Конечно, на карманных деньгах тоже можно учиться контролировать расходы, но по-настоящему управлять финансами и осознавать их ценность можно только если деньги заработаны своим трудом.

Родители могут бояться, что с появлением собственного заработка ребенок отдалится, но все наоборот: чем больше ограничений, тем сильнее из них хочется вырваться. Чем их меньше, тем выше вероятность, что дети придут к родителям за советом, попросят помочь с планированием бюджета. Такие «уроки финансовой грамотности» сближают: ребенок чувствует, что теперь у него с родителями гораздо больше общего.

Если ребенок со школы начнет зарабатывать, копить, учиться пользоваться банковскими инструментами и инвестировать, в будущем он сможет грамотно распоряжаться капиталом.

  • Развить soft skills. Наверняка даже в вашем окружении есть люди, которые окончили школу с золотой медалью, институт — с красным дипломом, но так и не смогли устроиться в жизни и добиться тех же успехов, каких достигли бывшие одноклассники-хорошисты. Дело в том, что кроме профессиональных знаний в карьере важны «мягкие» навыки, которые не освоишь по учебникам — это умение общаться с другими людьми, работать в команде, подстраиваться под новые условия. Приобрести их можно только на практике, а рабочие отношения станут отличной площадкой для тренировки.
  • Поступить в зарубежный вуз. Для поступления в зарубежный вуз часто требуется мотивационное письмо, в котором абитуриент объясняет, как учебная программа поможет ему в будущем. Опыт работы по будущей специальности поможет ребенку расставить акценты и выделиться среди неопытных ребят: вместо общих фраз он сможет привести примеры и обосновать свою позицию.

Как обсудить с ребенком первую работу

Если у подростка желание получить собственный опыт работы сформировалось и закрепилось, дайте ему возможность попробовать себя в деле. Главное — честно поговорить с ним о своих опасениях, обсудить цели и помочь найти работу.

  • Напомните о важности официального трудоустройства и возможностях фриланса. По российскому законодательству с согласия родителей дети могут работать с 14 лет — такая работа не должна мешать учебе, быть легкой и безопасной. Расскажите о плюсах официального трудоустройства: это защищает интересы работника и его работодателя, накладывает на них ответственность друг перед другом и устанавливает строгие рамки, за которые никто не должен выходить. Для некоторых сфер актуальнее фриланс: например, дизайнеры, IT-специалисты и копирайтеры с согласия родителей с 14 лет могут оформить самозанятость.
  • Расскажите о плюсах сложных интеллектуальных профессий. Поговорите с ребенком о том, что работа занимает достаточно большую часть жизни, поэтому она должна быть интересной для него, а сфера — развивающейся. Такой подход к занятости ребенка поможет направить силы и время в получение опыта в востребованных специальностях, заложить основу для будущей карьеры.
  • Если подросток еще не определился с профессией, которая была бы для него интересна, поговорите о его увлечениях и способностях. Если ему нравится писать — обратите внимание на копирайтинг, SMM, блогинг. Увлекается компьютерными играми? Смотрим позиции из игровой индустрии — разработчик, дизайнер, маркетолог, сценарист игр и даже продюсер.
  • Предложите поучиться, чтобы поднять ценность на рынке. Конечно, можно попробовать найти работу и без специальных знаний, но если у ребенка есть конкретные интересы, дополнительное обучение может помочь ему по-настоящему начать карьеру. Многие дети сейчас мечтают попасть в IT: смотрят обучающие видео по программированию, пробуют себя в разработке, проходят курсы. Похожие курсы можно попробовать найти в других направлениях — главное, чтобы ребенок искренне ими интересовался.

Как бы вас ни пугало желание ребенка работать — не запрещайте ему это. Лучше помогите попробовать новое безопасно и с максимальной пользой для его будущего.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: wavebreakmedia / Shutterstock / Fotodom

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *